МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ДИАГНОСТИКО-ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКЕ
для студентов 2 курса направления подготовки
0101 «Педагогическое образование»
специальности 6.010100 «Практическая психология»
образовательно-квалификационного уровня бакалавр
Рассмотрена и рекомендована
на заседании кафедры психологии
__ августа 2011 г. протокол № _
зав. кафедрой Е. Ю. Пономарева
____________________________
ЯЛТА – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКИ.. 3
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКО-ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКИ.. 4
ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ.. 4
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА.. 5
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 7
БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ.. 9
СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИКО-КОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
МОДУЛЬ 1
1. Инструктаж: ознакомление с целью, задачами, заданиями практики, порядком её прохождения, ведением документации, формой отчётности, оцениванием результатов практики – 2 ч.
2. Ознакомление с планом работы психолога базы практики. Беседа с психологом учебного учреждения с целью выявления психологических проблем учащихся и ученических коллективов. – 6 ч.
3. Ознакомление с опытом работы психолога базы практики. Посещение и анализ разноплановых психодиагностических и психокоррекционных мероприятий психолога базы практики. – 12 ч.
4. Разработка программ психологического исследования познавательных процессов учащихся разных возрастов. Подбор типового психодиагностического инструментария. – 18 ч.
5. Составление и утверждение руководителем практики индивидуального плана работы на период практики – 4 ч.
МОДУЛЬ 2
6. Психодиагностика и коррекция внимания учащихся – 12 ч.
Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования ...
... работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное. 2. Содержание работы психолога-исследователя при проведении исследования методом наблюдения Психологическая служба ПС 500 кВ ... и деятельности людей для последующего их анализа. Цель практики - знакомство со спецификой исследовательской деятельности психолога на предприятии, в частности с таким методом исследования ...
7. Психодиагностика и коррекция памяти учащихся – 18 ч.
8. Психодиагностика и коррекция мышления учащихся – 18 ч.
9. Диагностика и развитие воображения учащихся разных возрастов – 12 ч.
10. Отчёт о результатах диагностико-коррекционной практики – 4 ч.
11. Итоговая конференция – 2 ч.
ОТЧЁТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКО-ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРАКТИКИ
По окончании практики студенты сдают следующую документацию:
1. Программы, протоколы, психологические заключения психодиагностики познавательных процессов учащихся разных возрастов.
2. Программы различных форм психокоррекционно-развивающей работы с учащимися разных возрастов с анализом полученных результатов.
3. Дневник с индивидуальным планом работы.
4. Отчёт о прохождении практики.
ПЕРЕЧЕНЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ
Внимание
— методика “Корректурная проба”;
— “таблицы Шульте”;
— методика “Красно-черная таблица Горбова – Шульте”;
— методика Х. Мюнстерберга.
Память
— «методика запоминания 10 слов» А. Р. Лурии;
— методика “Объем кратковременной памяти”;
— методика “Память на образы”;
— методика “Оперативная память”;
— тест “Долговременная память”;
— методика пиктограмм (по А. Р. Лурии);
— методика “Запоминание цифр”;
— методика “Запоминание образов”.
Мышление
— методика Д. Векслера;
— тест интеллекта Р. Амтхауэра;
— тест О. Липмана “Логическое мышление”;
— тест “Логически-понятийное мышление”;
— методика “Исключение четвертого”;
— методика “Установление закономерностей”.
Воображение
— тест креативности П. Торренса;
— тест “Особенности творческого воображения”;
— методика “Интеллектуальная лабильность”.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЛАНК ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИКА
Дата: _________
ФИО, возраст ______________________________________________________
Класс: _______
Дополнительные сведения ______________________________________________
1) «Методика заучивания 10 слов»
№ | Стимульный материал | Воспроизведение | Примечание | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6* | |||
Гора | ||||||||
Игла | ||||||||
Роза | ||||||||
Кошка | ||||||||
Часы | ||||||||
Вино | ||||||||
Пальто | ||||||||
Книга | ||||||||
Окно | ||||||||
Пила |
Вывод: _______________________________________________________________
2) Таблицы Шульте:
1. ________
2. ________
3. ________
4. ________
5. _________ .
3) «Пиктограммы»
№ | Стимульный материал | Рисунок | Комментарии | Воспроизведение |
Веселый праздник | ||||
Тяжелая работа | ||||
Развитие | ||||
Смелый поступок | ||||
Отношение | ||||
Вкусный ужин | ||||
Счастье | ||||
Дальняя дорога | ||||
Разлука | ||||
Сомнение | ||||
Успех | ||||
Красота |
Вывод: _______________________________________________________________
4) Методика «Исключение четвертого»(названное лишнее и комментарии)
Вывод: _______________________________________________________________
5) Тест Люшера:
1_________________________________
2_________________________________
Выводы:____________________________________________________
6) Методика по изучению мышления «Сложные/ Простые аналогии»
Выводы: ______________________________________________________________
7) Проективный рисунок«Моя семья»/ «ДДЧ»/ «Несуществующее животное»
__________________________
8) Дополнительные методики: __________________________________________________
Общий вывод:
__________________________
Психолог: подпись
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2001. – 480 с.
2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – К.: Наук. думка, 1989. – 200 с.
3. Дружинин В.Н.Психодиагностика общих способностей. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
4. Исследованияпамяти / Под ред. Н.Н. Корж. – М.: Наука, 1990. – 215 с.
5. Максименко С.Д. Изучение психики школьников в процессе обучения (характеристика методов исследования).
– К.: Знание, 1981. – 45 с.
6. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. – М.: Смысл, 1998. – 109 с.
7. Методы эффективной психокорекции: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн.: Харвест, 1999. – 816 с.
8. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3-х книгах. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е издание. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 448 с.
10. Практическаяпсиходиагностика.Методики и тесты: Учеб. пособие / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 1998. – 672 с.
11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2002. – 160 с.
12. Психологическая диагностика детей и подростков: Учеб. пособие / Под ред. О.М. Гуревича, Е.М. Борисовой – М.: МПА, 1995. – 360 с.
13. Психологические тесты / Сост. Э.Р. Ахмеджанов. – М.: Светотон, 1995. – 320 с.
14. Психология детства: Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / Под ред. А.А. Реана. – СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: Олма-Пресс, 2004. – 224 с.
15. Развитиеи диагностика способностей. – М.: Наука, 1991. – 181 с.
16. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. – М.: Интор, 1997. – 192 с.
17. (книги по психодиагностике)
Приложение 1