ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии и культурологии

Утверждено

на заседании кафедры

12.12.2013г.

Протокол № 5

Зав. кафедрой

__________С.В. Борисов

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ФИЛОСОФИЯ

Направление: специальное (дефектологическое) образование, профессиональное обучение.

Все профили

Степень: Бакалавр

 

Составитель:

Канд. филос. н., доцент

Никанорова Т.В.

 

Челябинск

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия является квинтэссенцией культуры эпохи. Ее изучение – кратчайший путь освоения концентрированного опыта человечества. Приобщение к философии не просто расширяет кругозор человека, но ведет к более осмысленному пониманию мира. Философия является ключом к вопросам, общим для всех специальностей. Она углубляет понимание профессиональной сферы деятельности, в то же время помогает преодолевать тенденции узкой специализации в образовании. Философия занимается проблемами смысла жизни, важными для каждого человека.

Философия не есть набор знаний, поэтому ее нельзя просто выучить. Умение размышлять, но не только на уровне обыденного знания, а опираясь на весь мыслительный опыт человечества – вот чему хотелось бы научить студентов. Каждая философская проблема многоаспектна и многомерна. Базовый материал, полученный на лекциях, требует не просто усвоения, но, и в первую очередь, самостоятельного осмысления и оценки. Это невозможно без обращения к первоисточникам (трудам философов прошлого и настоящего), внимательного разбора постановки проблем и аргументации их решения в истории философии. Список соответствующей доступной литературы дается в планах семинарских занятий. Изучение многообразия точек зрения позволяет сформулировать и свою позицию по важным мировоззренческим вопросам

Цель курса – способствовать формированию у студентов следующих компетенций:

7 стр., 3072 слов

Философия современного образования

... Философия современного образования Содержание 1. Основания философии в современном образовании 2. Аспекты философии в современной образовательной системе 3. Гражданское воспитание студентов и философия конструктивизма в образовании Литература ... ». Философствование присуще самой природе человека. Никакая частная наука не в силах ответить на вопросы, что такое человек, что такое природа. Таким ...

Компетенция (ФГОС) Знания, умения, навыки, обеспечивающие формирование компетенции (ФГОС) Конкретизированные цели освоения дисциплины, обеспечивающие формирование компетенции
· Способность использовать философские, социогуманитарные, естественнонаучные знания для формирования научного мировоззрения и ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-1).

· Готовность совершенствовать свою речевую культуру (ОК-2) · Способность анализировать закономерности исторического процесса, осмыслять и анализировать профессионально и личностно значимые социокультурные проблемы, осознавать и выражать собственную мировоззренческую и гражданскую позицию (ОК-3) · Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения задач профессионального общения, межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5)

Знать основные философские категории и проблемы. Уметьанализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы. Владетьнавыками рефлексии, самооценки, самоконтроля. Знать основные философские категории и проблемы (бытия, познания, общества, человека) и варианты их решения. Уметь осмыслять реальность в процессе ее развития. Уметь оперировать философскими понятиями, формировать многомерную оценку явлений жизни, философских и научных течений. Владеть основными процедурами мышления. Владетьфилософскими методами познания мира.  

 

2.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Бессонов Б.Н. Философия: история и современные задачи: учеб. для вузов. – М.: Норма, 2009.

2. Волкогонова О.Д. Основы философии: учеб. для сред. проф. Образования. – М.: Форум: Инфра – М, 2009.

3. Губин В.Д. Основы философии: учеб. для сред. проф. образ. – М.: Форум: Инфра-М., 2007.

4. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов. – М.: Проспект, 2011.

5. Налетов И.З. Философия: учеб. для вузов. – М.: Инфра – М.,2010.

6. Семенов Ю.И. Введение в науку философии.- М.: Кн. Дом «ЛИБЕРОКОМ»: URSS. Кн. 2: Вечные проблемы философии: от проблемы источника и природы знания и познания до проблемы императивов человеческого поведения. – 2013.

7. Спиркин А.Г. Философия: учеб. для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012.

8. Хрусталев Ю.М. Философия: учеб. для вузов. – М.: Академия, 2012.

Дополнительная литература

1. Абачиев С.К. Современное введение в философию: методы философии, ее предметы и реальные возможности: курс лекций. – М.: Ленанд, 2006

2. Алексеев П.В. История философии: учеб. для вузов.- М.: Проспект, 2009.

3. Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий: Биографии, идеи, труды. – М.: Академ. проект, 2002.

4. Амелин Г. Лекции по философии литературы. – М.: Языки славянской культуры, 2005.

5. Бессонов Б.Н. История философии: учеб. для вузов. – М.: Высш. Образование, 2009.

6. Дж. Бруно. Бэкон. Локк. Лейбниц. Монтескье: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1996.

7. Западная философия 19 века: учеб для вузов/ ред. А.Ф. Зотова. – М.:Высш. Шк., 2005.

8. Звездикина З.Ф., Егоров В.Ф. Теория философии. – М.: Филол. о-во «Слово»: Эксмо, 2004.

9. Мареев С.Н., Мареева Е.В., Арсланов В.Г. Философия 20 века. – М.: Академ. Проект, 2001.

10. Митрошенков О.А. Русская философия. Имена и идеи. – М.: РАГС, 2008.

11. Русская философия: Имена. Учения. Тексты/Авт.- сост. Н.В. солнцев. – М.: Инфра – М: Весь мир.2001.

12. Сенека. Декарт. Спиноза. Кант. Гегель: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1996

13. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций: учеб. пособие для вузов.- Омега – 2005.

14. Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: биограф. повествования / сост. Н.Ф. Болдырев. – Челябинск: Урал LTD, 1995.

15. Усовская З.А. Постмодернизм: учеб пособие. – Минск: Тетра – Системс, 2006.

16. Философы двадцатого века/ (ред. И.И. Блауберг, И.С. Вдовина, Л.Б. Макеева).

– М.: Искусство – 21 век. Кн.3.,2009.

17. Сравнительная философия: знание и вера в контексте культур/ Ин-т философии РАН; (ред. М.Т. Степанянц).

– М.: Восточная литература: РАН, 2009.

18. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учеб. – М. 2009.

19. Тарасов Ю.Н. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов.- Воронеж: ВИВТ, 2007.

20. Экзистенциальный опыт и когнитивные практики в науках и теологии/ ред. И.Т. Касавин, В.П. Филатов, М.О. Шахов; Ин-т философии РАН. – М.: Альфа – М. 2010.

Справочная литература

1. Индийская философия: энцикл./ред. М.Т. Степанянц. – М., 2010.

2. Краткий философский словарь/ под. ред. А.П. Алексеева. – М.: Проспект, 2000.

3. Словарь философских терминов/ ре. В.Г. Кузнецов. – М.: ИНФРА – М, 2010.

4. Философский словарь/ авт.-сост. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. -0 Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

5. Философский энциклопедический словарь/ ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: Инфра – М., 2009.

6. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для вузов/ Сост. П.В. Алексеев – М.: Проспект, 2014.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Курс состоит из четырех модулей включающих в себя девять тем, которые касаются различных аспектов философского знания. Историко-философская проблематика пронизывает весь курс.

В заочном образовании предполагаются обзорные лекции (4 – 6 часов), семинарские занятия по самым актуальным темам (2 – 4) часа, но акцент все же переносится на самостоятельное освоение материала (50 – 125 часов), которое осуществляется в межсессионный период.

Заканчивается курс сдачей экзамена. Экзамен может проводиться в разной форме: в форме ответа по экзаменационному билету, тестированием по всем модулям, или поставлен автоматически по результатам выступления на семинарском занятии и собеседования по самостоятельной работе.

· Экзамен по билетам предполагает умение концептуально выразить свою мысль с опорой на философское знание прошлого и настоящего

· Тестирование требует конкретных знаний: понятийного аппарата философии, постановки и решения общих проблем в разные эпохи по всем разделам курса, знания имен философов и основных их трудов и идей; способности быстро ориентироваться в философской проблематике.

· Для студентов является обязательным самостоятельное выступление на семинаре, план которого предложен в УКМД.

· Для каждого студента обязателен отчет по самостоятельной работе. Отчетом по каждому модулю (всего 4 модуля) служит краткий конспект учебника или эссе (для желающих – по дополнительной литературе) по соответствующей теме, хорошее понимание написанного и способность обсуждать материал, изложенный в конспекте. УМКД содержит основные вопросы по каждому модулю и список соответствующей литературы, не исключающий использования и других ресурсов.

Для конспектирования можно выбрать один вопрос по каждому модулю, однако предполагается понимание проблематики всей темы. Если в распоряжении студентов нет доступных для понимания источников по предложенным вопросам, то допустимо законспектировать просто соответствующую модулю главу учебника. Конспект (или эссе) может быть изложен на 2-3-х страницах, он может служить опорным материалом при экзаменационном собеседовании (но не предназначен для зачитывания).

Письменная работа должна включать только те положения учебника, которые поняты и осмыслены. Конспект не должен содержать общие фразы, биографии философов, неизвестные студенту понятия, ссылки на неизвестных студенту авторов и непонятые им теоретические положения. Текст конспекта должен быть хорошо структурирован, а не содержать набор случайных, несвязанных между собой положений. Главное, что требуется для отчета по самостоятельной работе – ПОНИМАНИЕ того, что Вы говорите.

4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Для обеспечения изучения курса необходима учебная аудитория, желательно с мультимедийным оборудованием. У студентов есть возможность посещения библиотек, музеев, театров и кинотеатров.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 4.2. Философская аксиология

Понятие ценности. Понятия ценности и истины как форм выражения разных типов отношений. Вера в ценность научной истины как продукт эпохи. Ценность и полезность. Совпадение и расхождение ценностей и утилитарной оценки. Ценность и удовольствие.

Становление ценностного отношения. Преобразование избирательного отношения животного в ценностную ориентацию человека. Процесс аксиогенеза как процесс субъектогенеза. Групповая форма субъектности в первобытном обществе. Синкретический характер архаических ценностей. Разложение первобытной общины и выделение индивидуального субъекта. Появление модификаций ценностного сознания.

Правовые ценности. История возникновения права. Специфика правового регулирования. Государственная власть как власть отчужденная. Общественный порядок как основная юридическая ценность государства. Права, регламентирующие меру свободы и несвободы личности в данной социальной системе. Законопослушание как ценность. Преступность как антиценность.

Политические ценности как результат разделения социума на социальные группы. Политические ценности, вырастающие из эмоционального восприятия индивидом интересов и идеалов общности: патриотизм, гражданственность, национальное достоинство, сословная гордость, классовая солидарность, партийная дисциплина. Сверхличностность политических ценностей. Значение политических ценностей для укрепления единства общности, разрушение ими единства макрообщности. Соотношение политических и общечеловеческих, политических и правовых ценностей. Разрушение старой правовой системы новым властвующим классом.

Религиозные ценности, чисто религиозное и общечеловеческое в них. Притязания религиозного сознания на обладание абсолютными общечеловеческими истинами. Свобода вероисповедания и свобода совести. Проблемы преодоления межконфессиональных различий. Идеи духовно-религиозного «всеединства». Возможности идеологического единства на социальной основе.

Нравственные ценности: добро, благородство, справедливость, самоотверженность, альтруизм и т.д. Утверждение ценности человека как человека, а не как члена социальной группы. Ценность внутреннего импульса, духовной мотивации поступка. Отличие нравственной оценки от утилитарной. Золотое правило нравственности. Совесть как духовное орудие нравственной оценки. Любовь как стремление к достижению единства с другим человеком. Уважение как признание самоценности другого человека. Долг как проявление уважения к самому себе. Противоречия ценностей индивида и коллектива. Свобода личности и коллективизм.

Экзистенциальные (смысложизненные) ценности. Проблемы смысла жизни, вытекающие из экзистенции – движения от рождения к смерти. Эвдемонизм, гедонизм, ригоризм. Проявление экзистенциальных ценностей в бытии эпохи, народа, класса и т.д. Смысложизненные ценности в искусстве, религии, нравственности, идеологии. Поиски универсального общечеловеческого смысла жизни. Ценность жизни и ценность смерти. Трансцендентный и имманентный подход к смыслу жизни.

Художественная ценность как интегральное качество произведения искусства. Сочетание эстетических, нравственных, политических, религиозных, экзистенциальных ценностей. Апологетика «чистого», т.е. эстетического искусства. Инвариантные признаки художественности.

Патриархальная и матриархальная системы ценностей. Ценности феминистского движения. Ценностные доминанты мужчин и женщин как выражение потребностей биологических и социальных систем в двух механизмах: регулирующем отношении со средой (динамизм, обновление, изобретение новых видов деятельности) и регулирующем внутреннее состояние системы (стабильность, покой, порядок, гармония, традиция).

Ценность личностного начала, отдельности, отделенности и свободы человека. Трагедия индивидуализма и эгоизма. Противоположное стремление к потере индивидуальности, слитности с народом, Богом, Космосом, соборности. Поиск путей органического соединения ценностей и прав личности с ценностями и правами человечества.

Иерархия ценностей как динамическая структура. Смена ценностных доминант в истории человечества и взрослении и развитии человека.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

6.1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «дошкольная дефектология»

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
Что такое философия. Онтология  
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе  
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия    
1.3 Философия сознания    
Философия познания    
2.1 Как человек познает мир    
2.2 Философия науки    
Социальная философия  
3.1 Философия общества  
3.2 Философия истории. Будущее человечества    
Философия человека и его ценностей
4.1 Философская антропология
4.2 Философская аксиология  
ИТОГО

 

6.2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

направление подготовки – 050700, специальное дефектологическое образование

профиль «логопедия» (на базе СПО)

№ п/п Название модуля, темы Количество часов Соотношение текущего и итогового контроля
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа Текущий контроль Итоговый контроль Всего  
Лекции Семинары
Что такое философия. Онтология  
1.1 Философия. Круг ее проблем и роль в обществе  
1.2 Философия бытия. Диалектика бытия    
1.3 Философия сознания    
Философия познания    
2.1 Как человек познает мир    
2.2 Философия науки    
Социальная философия    
3.1 Философия общества    
3.2 Философия истории. Будущее человечества    
Философия человека и его ценностей
4.1 Философская антропология  
4.2 Философская аксиология  
ИТОГО

СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЬНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Модуль I. Что такое философия. Онтология

Лекция – 1.1

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Философия как особая форма общественного сознания. Философия и мировоззрение.

2. Основные типы философии. Этапы развития философского знания.

3. Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

4. Возникновение философии и изменение ее предмета в истории человечества.

5. Значение философии для общества, ее основные функции. Философия и педагогика.

6. Структура философии

7. Понятия бытия, материи, сознания, субстанции, субстрата.

8. Мифологические, религиозные, научные и философские картины мира.

9. Альтернативные способы понимания единства мира в восточной и западной философии, материализме и идеализме.

10. Проблемы изменчивости бытия. Философское понятие движения. Виды движения.

11. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их исторические формы.

12. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.

13. Социальные пространство и время. Психологические пространство и время.

14. Классические и неклассические трактовки бытия.

15. Проблема единства и многообразия мира в истории философии.

16. Философские проблемы движения, пространства и времени.

17. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы, законы и категории диалектики.

18. Религиозные, научные и философские картины мира.

19. Понятие закона. Законы природы и общества

20. Объяснение феномена сознания и его происхождения в истории философии.

21. Структура сознания.

22. Феномен бессознательного. Основные концептуальные подходы.

23.Сознание и самосознание

24.Мышление и язык.

Терминологический минимум

Мировоззрение, философия, мифология, религия, основной вопрос философии, метод, онтология, гносеология, социология, этика, эстетика, антропология, аксиология, космоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм, аксиология, праксеология, рационализм, иррационализм.

Бытие, небытие, пустота, хаос, Брахман, Дао, становление, субстанция, субстрат, модус, материя, сознание, материализм, объективный идеализм, субъективный идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, эклектика, пантеизм, деизм, первотолчок, гилозоизм, панпсихизм, движение, развитие, прогресс, виды движения, диалектика, метафизика, механицизм, релятивизм, фатализм, волюнтаризм, детерминизм, индетерминизм, закон, причинность, динамические и статистические закономерности, пространство, время, субстанциональный подход, реляционный подход, изотропность

Ощущение, чувства, мышление, экстравертированность, интравертированность, самосознание, бессознательное, коллективное бессознательное, архетип, язык, символ, интенциональность.

Литература к модулю I

1. Абрамова Н.Т., Воронин А.А., Михайлов Ф.Т. Самосознание и культура. – М.: Наука, 2009.

2. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс – Традиция, 2009.

3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность: проблема времени в европ. философии и науке.- М.: Прогресс – Традиция, 2006.

4. Гроф С. Области человеческого бессознательного: данные исслед. ЛСД . – М.: Изд-во Трансперсон. ин-та, 1994.

5. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира. – М.: Ин-т трансперсон. психологии: Изд-во ин – та психотерапии, 2001.

6. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования: учеб. пособие для пед. Спец. – М.: Логос, 2001.

7. Духавнева А.В., Столяренко,Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования– Ростов н / Д.: Феникс, 2000.

8. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: рационализм и материализм 21 века. – СПб и др.: Питер, 2007.

9. Космологические произведения в книжности Древней Руси/ Ин-т философии РАН. – СПб.: МiРЪ. Ч.1: Тексты геоцентрической традиции, 2008.

10. Ксенофонтов В.Н. Мир как состояние общества: учеб. пособие.- М.: РАГС, 2009.

11. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избр. психол. тр./ А.Н.Леонтьев. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.

12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальностям «Психология», «Клин. психология». – М.: Смысл: Academia, 2004.

13. Маркс К. О диалектическом и историческом материализме: сборник / К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин. – М.: Политиздат, 1984. – С. 83-94.

14. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

15.Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания.- М.: Территория будущего, 2007.

16. Прист С. Теории сознания. – М.: Идея-пресс: Дом интеллектуал. кн., 2000.

17. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. Юнг К.Г. О природе психе. – М.: Рефл-бук: Ваклер, 2002.

18. Тайны сознания и бессознательного: хрестоматия / сост. К.В.Сельченок. – Минск: Харвест, 1998.

19. Фрейд З. Избранное: в 2 т. – М.: Моск. рабочий, 2000.

20. Хакен Г. Тайны природы: синергетика: учение о взаимодействии.- М.: Ин-т компьютер. исслед., 2003.

21. Юнг К.Г. Психология бессознательного. – М.: Канон, 1996.

 

 

Виды выполняемых работ по первому модулю

С возможным максимальным количеством баллов

Наличие словаря философских терминов Выполнение контрольной работы по терминам Конспектирование учебника или раздела дополнительной литературы Создание презентации по темам самостоятельной работы Написание эссе по предложенным темам

 

Модуль II. Философия познания

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Познание как предмет философского изучения.

2. Основные проблемы гносеологии и направления их решения в истории философии.

3. Чувственное и рациональное знание. Философские проблемы их понимания и соотношения.

4. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.

5. Рациональное и иррациональное в познании.

6. Познание и деятельность. Философское понимание опыта и практики.

7. Знание и реальность. Проблема истины в философии.

8. Вера и знание.

9. Познание и язык.

10. Наука как социальный феномен.

11. Наука как гносеологический феномен: структура, формы и методы познания.

12. Специфика гуманитарного научного познания.

13. Сциентизм и антисциентизм в современной культуре.

14. Познание и знание. Информационное общество и роль в ней производства и использования знаний.

15. Проблемы истины. Основные концепции истины.

 

Терминологический минимум

Познание, знание, мнение, вера, субъект, объект, майевтика, силлогистика, мистика, медитация, сенсуализм, рационализм, эмпиризм, индукция, дедукция, гипотеза, теория, анализ, синтез, опыт, практика, моделирование, обобщение, формализация. теория врожденных идей, вещь-в-себе, вещь-для-нас, априоризм, интуитивизм, созерцательный материализм, методология, истина, абсолютная истина, относительная истина, корреспондентская теория истины, когерентная теория истины, сциентизм, антисциентизм.

 

Литература к модулю II

 

1. Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. – М.: РОССПЭН, 2010

2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие для вузов. – Москва: Юрайт, 2010.

3. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. – М.: Наука, 1991.

4. Декарт Р. Рассуждение о методе. – М.: Изд-во АН СССР, 1953. –

C. 17-24, 32-38.

5. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. – М.: АСТ, 2002.

6. Истина в науках и философии/ ред. И.Т. Касавин, Е.Н. Князева, В.А. Лекторский. – М.: Альфа- М, 2010.

7. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. – М., 1993. –Лекция III, XVI, XVII.

8. История и философия науки: учеб. пособие для вузов ред. Ю.В. Крянев, Л.Е. Моторина.- М.: Альфа – М.: Инфра – М.:2012.

9. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия: рационализм и материализм 21 века. – СПб и др.: Питер, 2007.

10. Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2003.

11. Лекторский В.А. Эпистемология: перспективы развития. – М.: Канон+, 2012

12. Микешина Л.А. Философия познания. – М.: Прогресс – Традиция, 2002.

13. Поппер К. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2005.

14. Рикер П. Память, история, забвение. – М.: Изд-во гуманит . лит., 2004.

15. Cтепин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс – Традиция, 2000.

16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники: учеб. пособие для вузов. – М.: Гардарика, 1996.

17. Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия / сост. А.А.Печенкина. – М.: Логос, 1996.

18. Скоробогатов В.А. Феномен воображения: философия для педагогики и психологии: уч. пособие / В.А.Скоробогатов. – СПб, 2002.

19. Философия и методология науки: учеб. пособие для вузов / науч. ред. В.И. Купцов. – М.: Аспект пресс, 1996.

20. Хакен Г., Хакен-Крелль М. Тайны восприятия: синергетика как ключ к мозгу. – М., 2002.

 

Виды выполняемых работ по второму модулю

С возможным максимальным количеством баллов

Наличие словаря философских терминов Выполнение контрольной работы по терминам Конспектирование учебника или раздела дополнительной литературы Создание презентации по темам семинара Написание эссе по предложенным темам

 

 

Mодуль III. Социальная философия

Для направления «Дошкольная дефектология» — лекция 3.1.

 

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

1. Основные философские подходы к пониманию общества. Проблема системности общественной жизни.

2. Общество и природа. Познавательные, технические, философские и ценностные отношения людей к природе. Возможность участия человека в эволюции Вселенной.

3. Общество как совокупность социальных групп. Проблемы общественного неравенства.

4. Общество как совокупность сфер жизнедеятельности. Принципы их выделения и специфика каждой из них

5. Философия экономики. Сфера материального производства.

6. Философия права и политики.

7. Философия религии.

8. Философия искусства.

9. Проблема направленности и источников изменения общества.

10. Место и роль России в мировом историческом развитии.

11. Будущее общества. Прогнозы и утопии.

12. Линеарная концепция развития общества. Гипотеза прогресса. Проблема источника и стадий развития общества в истории философии.

13. Цивилизационный подход к развитию общества. Концепции Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н. Гумилева.

14. Глобальные проблемы современности.

 

Литература к модулю III

1. Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. – М.: Канон, 2002.

2. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности . – М.: Изд-во филос. о-ва СССР, 1990. – С.1-89, 177-210.

3. Бердяев Н.А. Русская идея. – М.: АСТ: Фолио, 2004. – С. 42-76, 102-129, 191-214.

4. Болотоков В.Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины 20 века: уч. пособие для вузов. – М.: Гелиос АРВ, 2002.

5. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. – М.: Наука, 1989.

6. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М.:АСТ, 2003.

7. Дьюи Д. Общество и его проблемы. – М.: Идея – пресс, 2002.

8. Ермалавичюс Ю.Ю. Стратегия будущего. – М.: Б.И., 2012.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учебник для гуманитарно-социальных спец. вузов. – М: Владос, 2004.

10. Макиавелли Н. Государь. – М.: Эксмо, 2004.

11. Маркс К. О диалектическом и историческом материализме: сборник. – М.: Политиздат, 1984.

12. Маркузе Г. Разум и революция. – СПб: Владимир Даль, 2000.

13. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: курс лекций. – М.: Аспект пресс, 1999.

14. Поппер К. Нищета историцизма. – М.: Прогресс, 1993.

15. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Культ. инициатива, 1992.

16. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии: учеб. пособие для вузов / сост. В.И Гараджа., Е.Д.Руткевич – М.: Аспект-Пресс, 1996.

17. Рузавин Г.И. Основы философии истории: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001.

18. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПБ, 2002.

19. Сорокин П.А. О русской общественной мысли. – СПб: Алетейя, 2000.

20. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992.

21. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21 века / Э.Тоффлер. – М.: АСТ, 2003. – С. 31-43, 570-573.

22. Утопический социализм: хрестоматия / Общ. ред. А.И.Володина. – М.: Политиздат, 1982.

23. Философия истории: Антология: Учеб. пос. для гуманитариев. – М., 1995.

24. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З.Фрейд. Избранное: в 2 кн. – М: Моск.рабочий. – 2000. – Кн 2.

25. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2003.

26. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца / А.Л.Чижевский. – М.: Мысль, 1995. – 776 с.

27. Шпенглер О. Закат Европы: очерки мифологии мировой истории: в 2 т. – М.:Айрис-пресс, 2006

28. Юнг К.Г. Современность и будущее. – Минск: Университетское, 1992.

29. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Политиздат, 1991.

 

Виды выполняемых работ по третьему модулю

С возможным максимальным количеством баллов

Наличие словаря философских терминов Выполнение контрольной работы по терминам Конспектирование учебника или раздела дополнительной литературы Создание презентации по темам семинара Написание эссе по предложенным темам

 

 

Модуль IV. Философия человека и его ценностей

 

Для профиля «Дошкольная дефектология» — лекция 4.1, семинары 4.1, 4.2

Для профиля «Логопедия» — лекция 4.1, семинар 4.2

 

План семинарского занятия по теме 4.1. «Философская антропология»

 

1. Понятие человека. Изменение представлений о нем в истории философии.

2. Человек – индивид – личность. Биологическое и социальное в человеке. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.

3. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.

4. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.

 

План семинарского занятия по теме 4.2. «Философская аксиология»

 

1. Понятие ценности. Ценность и истина. Ценность и полезность.Ценность и удовольствие.

2. Возникновение и развитие системы ценностей в истории человечества. Проблема классификации ценностей.

3. Различные виды ценностей. Их эволюция и иерархия.

4. Экзистенциальные ценности. Ценности и смысл человеческого бытия.

5. Изменение форм религиозности как смена ценностных ориентаций.

6. Идеал совершенного человека как воплощение ценностей культуры.

7. Соотношение ценностей личности и общества. Ценность свободы для человека. Свобода и ответственность.

 

Вопросы для самостоятельного изучения (конспектирования или написания эссе)

 

1. Человек как философская проблема в истории человечества.

2. Проблема антропосоциогенеза. Трудовая и игровая концепция

3. Человек как непосредственное проявление космических сил. Русский космизм о коэволюции человека и космоса.

4. Человек как биологическое и социальное существо. Проблема антропосоциогенеза.

5. Человек как личность. Генезис личностного начала в истории.

6. Человек как духовное существо. Человек и Бог.

7. Жизнь и смерть человека. Возможности достижения бессмертия.

8. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека.

9. Психоанализ, марксизм, экзистенциализм о влиянии общества на человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.

10. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.

11. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.

12. Понятие ценности.

13. Становление ценностных отношений в истории общества

14. Обоснование ценностных приоритетов в истории философии (Античности, Средних веков, Нового времени, Просвещения, немецкой классической философии, марксизме, неклассической философии и т.д.)

15. Правовые и политические ценности.

16. Религиозные и нравственные ценности. Экзистенциальные ценности.

17. Эстетические и художественные ценности.

18. Система ценностей в образовательном процессе.

 

Терминологический минимум

Человек, индивид, личность, микрокосм, антропосоциогенез, гедонизм, эвдемонизм, ригоризм, отчуждение, необходимость, случайность

Ценность, утилитарность, аксиогенез, патриотизм, гражданственность, свобода совести, нравственность, этика, добродетель, нравственная норма, категорический императив, добро, зло, справедливость, эгоцентризм, эгоизм, альтруизм, долг, совесть, честь, счастье, смысл жизни, экзистенциальные ценности, эстетика, искусство, художественный образ, прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, возвышенное, низменное.

 

Литература к модулю IV

1. Аврелий Августин. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий. – М.: Республика, 1992

2. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями: учеб. пособие для вузов. – М.: Академия. 2001.

3. Барулин В.С. Основы социально-философской антропологии. – М.:Академкнига, 2002.

4. Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. – М.: АСТ, 2003.

5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – Харьков.: Фолио; М.: АСТ, 2002

6. Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Философская антропология. – М.: Универ. кн., 2000.

7. Гуревич П.С. Философская антропология: учеб. пособие для вузов .– М.: Nota Bene, 2001.

8. История этических учений: учебник для вузов/ ред. А.А.Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003.

9. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб.: Петрополис, 1997.

10. Камю А.. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. – М.: Политиздат, 1990

11. Кьеркегор С. Страх и трепет: этич. трактаты. – М.: Республика, 1993.

12. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М.: Политиздат, 1991.

13. Марков Б. Человек в эпоху масс-медиа // Информационное общество / Сост. А.Лактионов. – М.: АСТ, 2004.

14. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества.- М.: АСТ, 2003.

15. Мирская Л.А. Карл Густав Юнг.- М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2006.

16. Моторина Л.Е. Философская антропология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Высш. шк., 2003.

17. Сергеев К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб: Наука, 2009

18. Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь Мир, 2000.

19. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г. Теория искусства: учеб. пособие. – М.: Изд. дом междунар. ун-та в Москве, 2006.

20. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исслед. по истории морали. – М.: Прогресс, 1987.

21. Федоров Н.Ф. Философия общего дела: в 2 т. – М.: Аст, 2003.

22. Фигуры Танатоса: искусство умирания / под ред. А.В. Демичева, М.С. Уварова. – СПб.,1998.

23. Франкл В. Воля к смыслу. – М.: Апрель Пресс; Эксмо-Пресс, 2000.

24. Фромм Э. Иметь или быть? – М.: Прогресс, 1990.

25. Фромм Э. Бегство от свободы; человек для себя. – М.: АСТ, 2004.

26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: АСТ-ЛТД.

27. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. – М.: АСТ, 2004.

28. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир – эпоха Просвещения. – М.: Политиздат, 1991.

29. Шопенгауэр А. Смерть и ее отношение к неразрушимости нашего существа // А.Шопенгауэр. Избр. соч. – М., 1992.

30. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. 2-е изд. – Т. 20.

31. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, 1996.

 

Виды выполняемых работ по четвертому модулю

С возможным максимальным количеством баллов

Наличие словаря философских терминов Выполнение контрольной работы по терминам Конспектирование учебника или раздела дополнительной литературы Создание презентации по темам семинара Выступление на семинарском занятии по вопросам темы Написание эссе по предложенным темам

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ФОРМИРУЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Критерий/соответствие компетенции Показатели сформированности компетенции Средства контроля
· Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1).

· Способен анализировать мировоззренческие, социально и лично значимые философские проблемы (ОК-2) · Способен логически верно использовать устную и письменную речь (ОК-6) · Способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16)

Содержательное освоение программы, владение терминологией, общая начитанность. Знание основных философских категорий и проблем (бытия, познания, общества, человека) и вариантов их решения. Способность устанавливать взаимосвязи философских, мировоззренческих установок и породившей их эпохи. Умение обнаруживать общечеловеческую и личностно значимую проблематику в философских учениях. Умение осмыслять реальность в процессе ее развития. Умениеоперировать философскими понятиями, формировать многомерную оценку явлений жизни, философских и научных течений. Владение основными процедурами мышления. Владениефилософскими методами познания мира.   Выступления на семинарах, наличие словаря философских категорий (в качестве самостоятельной работы), и знание терминологии, написание конспектов или эссе по всем модулям курса, способность беседовать и отвечать на вопросы по этим конспектам, тестирование по всем модулям, ответы по билетам на экзамене.

ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

При оценке знаний на экзамене учитывается:

1. Понимание и степень усвоения теории курса.

2. Уровень знания фактического материала в объеме программы.

3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей.

4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.

5. Использование примеров из дополнительной литературы.

6. Умение связать теорию с практическим применением.

7. Умение сделать обобщение, выводы.

8. Умение ответить на дополнительные вопросы.

«Отлично»

1. Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).

2. Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.

3. Правильность формулировки понятий и закономерностей по данной проблеме.

4. Использование примеров из монографической литературы и практики.

5. Знание авторов-исследователей по данной проблеме.

6. Умение сделать вывод по излагаемому материалу.

 

«Хорошо»

1. Достаточно полное знание программного материала.

2. Грамотное изложение материала по существу.

3. Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.

4. Правильное применение теоретических положений при подтверждении примерами.

5. Умение сделать вывод.

НО:

1. Недостаточно последовательное и логическое изложение материала.

2. Отсутствие знаний авторов-исследователей по проблеме и примеров монографической литературы.

3. Некоторые неточности в формулировке понятий.

«Удовлетворительно»

1. Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.

2. Формулировка основных понятий, но – с некоторой неточностью.

3. Затруднения в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.

«Неудовлетворительно»

1. Незнание значительной части программного материала.

2. Существенные ошибки в процессе изложения.

3. Неумение выделить существенное и сделать вывод.

4. Незнание или ошибочные определения.

СПИСОК ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ

1. Философия и мировоззрение.Исторические типы мировоззрения. Специфика философского мировоззрения.

2. Философия как особая форма общественного сознания. Структура философии.

3. Основные типы философии. Этапы развития философского знания.

4. Основные функции философии. Философия и педагогика.

5. Концепция бытия как фундамент философской картины мира. Понятия бытия, материи, сознания, субстанции, субстрата. Классические и неклассические трактовки бытия.

6. Проблема единства и многообразия мира в истории философии. Альтернативные способы понимания единства мира в восточной и западной философии, материализме и идеализме.

7. Проблемы изменчивости бытия. Философское понятие движения. Виды движения. Диалектика, метафизика и релятивизм. Их исторические формы. Детерминизм и индетерминизм в истории философии.

8. Диалектика и ее альтернативы. Основные принципы, законы и категории диалектики.

9. Философское понятие пространства и времени. Варианты их понимания в истории философии и науки. Социальные пространство и время. Психологические пространство и время.

10. Философское понятие сознания. Объяснение феномена сознания и его происхождения в истории философии и современной науке.

11. Структура сознания. Познавательная, эмоциональная и волевая сферы. Ощущение, чувства, мышление и интуиция. Экстравертная и интравертная направленность сознания.

12. Феномен бессознательного. Основные концептуальные подходы.

13. Познание как предмет философского изучения. Основные проблемы гносеологии и направления их решения в истории философии.

14. Познание и знание. Информационная цивилизация и роль в ней производства и использования знаний.

15. Чувственное познание. Его понимание в традициях сенсуализма, эмпиризма, трансцендентализма и феноменализма.

16. Рациональное познание. Формы рационального мышления. Проблемы априоризма.

17. Чувственное и рациональное знание. Философские проблемы их понимания и соотношения.

18. Познание и деятельность. Философское понимание опыта и практики.

19. Знание и реальность. Проблема истины в философии. Основные концепции истины.

20. Рациональное и иррациональное в познании.

21. Основные философские подходы к пониманию общества

22. Общество и природа. Познавательные, технические, философские и ценностные отношения людей к природе. Возможность участия человека в эволюции Вселенной.

23. Общество как организм. Общественное бытие и общественное сознание. Система общественных отношений. Подсистемы общества: базис и надстройка, сферы общественной жизни.

24. Сфера материального производства. Ее роль в жизни общества и структура. Философские проблемы собственности. Философские проблемы техники.

25. Социальная структура общества. Общество как совокупность социальных групп. Теория классов и теория страт. Проблемы общественного неравенства.

26. Политическая сфера общества. Проблемы власти и государства в истории философии. Насилие и ненасилие в обществе.

27. Сфера духовного производства.

28. Общество как исторический процесс. Основные подходы к историческому процессу. Возможность и действительность, необходимость и случайность в общественном процессе.

29. Линеарная концепция развития общества. Гипотеза прогресса. Проблема источника и стадий развития общества в истории философии.

30. Цивилизационный подход к развитию общества. Концепции Данилевского, О.Шпенглера, А. Тойнби, Л.Н.Гумилева.

31. Место и роль России в мировом историческом развитии.

32. Будущее общества. Прогнозы и утопии. Глобальные проблем современности.

33. Человек как философская проблема. Изменение представлений о человеке в истории философии.

34. Антропосоциогенез. Генезис личностного начала в истории.

35. Человек и космос. Религиозный, естественно — научный и философский космизм.

36. Человек – индивид – личность. Биологическое и социальное в человеке. Антропологический и социологический подход к соотношению общества и человека.

37. Проблема антропосоциогенеза. Трудовая и игровая концепция.

38. Человек в системе социальных связей. Социальная среда и ее роль в формировании человека. Психоанализ, марксизм, экзистенциализм о влиянии общества на человека. Проблема границы возможного воздействия социума на личность.

39. Проблема свободы человека. Классическое и неклассическое понимание свободы человека.

40. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость. Роль личности в истории.

41. Понятие ценности. Ценность и истина. Ценность и полезность. Ценность и удовольствие.

42. Возникновение и развитие системы ценностей в истории человечества.

43. Обоснование ценностных приоритетов в истории философии.

44. Различные виды ценностей. Их динамика и иерархия. Проблемы формирования ценностей личности.

45. Экзистенциальные ценности. Ценности и смысл человеческого бытия.

46. Соотношение ценностей личности и общества. Свобода человека: ее ценность и границы.

47. Право как форма регуляции общественной жизни. Правовые ценности.

48. Религия как элемент общественной и духовной жизни. Религиозные и светские ценности. Принцип свободы совести.

49. Нравственность и нравственные ценности. Экзистенциальные ценности.

50. Эстетические и художественные ценности. Искусство.