37
С. Т. ПОСОХОВА, Л. В. ТХОРЖЕВСКА, Н. С. ПОЛТАВЦЕВА
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА В МАССОВЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮУЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
(специальность 031900 – специальная психология)
Санкт-Петербург
2010
Печатается по решению Ученого совета института
специальной педагогики и психологии
Посохова С. Т., Тхоржевская Л. В., Полтавцева Н. С. Комплексная психологическая диагностика в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Методические рекомендации по организации и проведению учебно-производственной практики. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2010. – с.
В методическом пособии даны рекомендации по организации и проведению учебной производственной практики по комплексной психологической диагностике в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для студентов, обучающихся по специальности 031900 – специальная психология. Предлагаемое пособие рекомендуется студентам разных форм обучения, включая очное, заочное и очно-заочное.
Особое внимание уделяется вопросам организации и структуры психодиагностической работы в общеобразовательных учреждениях, ее формам и задачам, требованиям по соблюдению профессиональных этических норм, правильности заполнения документации и составления заключительного отчета. Определяются обязанности руководителей практики, психологов-методистов и самих студентов-практикантов. Излагаются критерии оценки практики, приводятся образцы заполняемых таблиц и формулы вычисления необходимых статистических параметров.
Организация и проведение производственной практики на 3 курсе ...
... включиться в профессиональную работу учреждений и служб различного профиля, которые выполняют функции социальной помощи населению. 1. Основные требования к организации производственной практики Перед началом практики студент получает направление на ...
© Институт специальной педагогики и психологии, 2004
© С. Т. Посохова, Л. В. Тхоржевская, Н. С. Полтавцева, 2010
Оглавление
|
Введение……………………………………………………. |
4 |
1. |
Цели и задачи практики…………………………………… |
5 |
2. |
Организация и этапы практики……………………………. |
8 |
3. |
Объем и содержание психодиагностического исследования……………………………………………….. |
10 |
4. |
Обязанности руководителя практики, психологов-методистов, студентов-практикантов…………………….. |
11 |
5. |
Отчетные материалы и документы……………………….. |
13 |
6. |
Рекомендации к оформлению отчета ……………………. |
14 |
7. |
Критерии оценки результатов практики…………………. |
20 |
8. |
Литература………………………………………………….. |
21 |
9. |
Перечень приложений………………………………………………… |
23 |
10. |
Приложение 1. Образец титульного листа отчета по практике…………………………………………………….. |
24 |
11. |
Приложение 2. Информационная психодиагностическая карточка ……………………………………………………. |
25 |
12. |
Приложение 3. Пример заполнения информационной психодиагностической карточки………………………….. |
26 |
13. |
Приложение 4. Образец сводной таблицы……………….. |
32 |
14. |
Ы Приложение 5. Вариант описания сводной таблицы……. |
33 |
15. |
Приложение 6. Образец интегральной таблицы………… |
35 |
16. |
Приложение 7. Образцы карт наблюдения………………. |
37 |
17. |
Приложение 8. Типичные погрешности написания заключения по результатам психодиагностического обследования………………….. |
41 |
Введение
Учебно-производственная практика по проблемам общей психологической диагностики проводится в соответствии с учебным планом на очном, заочном и очно-заочном отделениях в 7 семестре.
Практика по проблемам специальной психодиагностики проводиться для студентов дневного отделения и заочного отделения в 9 семестре. Студенты, обучающиеся на базе высшего образования, проходят учебно-производственную практику в 3 и 4 семестрах. Продолжительность практики при всех формах обучения (очной, заочной) 4 недели.
Учебно-производственная практика по общей и специальной психодиагностике в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях – обязательный этап обучения студентов по специальности «Специальная психология». Практика представляет собой логическое продолжение формирования профессиональной компетенции, базирующейся на усвоении психологических знаний и формировании научной позиции, основа которых заложена в теоретических курсах. В ходе практической деятельности студенты синтезируют знания, полученные при изучении таких дисциплин, как «Психология человека», «Психология развития», «Специальная психология», «Возрастная психология», «Этика психолога», «Общая психодиагностика», «Социальная психология» и т.п. В ходе учебно-производственной практики формируется и развивается психодиагностическое мышление будущего специального психолога профессионала.
Содержание практики определяется функциями психолога-диагноста в структуре его реальной практической деятельности в образовательных учреждениях различных типов. Производственная практика обеспечивает будущим специалистам возможность решения реальных проблем ребенка в процессе обучения и взаимодействия с окружающей реальностью Она ориентирована на формирование практических навыков, необходимых для базовых видов деятельности психолога, среди которых:
- Научно-методическая работа – Психолог владеет современными теоретическими знаниями в области психологии человека, психологии личности, психологии развития, общими теоретико-методологическими и методическими принципами психологического и психодиагностического исследования. Психолог ведет постоянную методическую работу по определению диагностических возможностей средств психодиагностики, систематизирует и классифицирует их.
- Психологическая диагностика ‑ Психолог организует и проводит психодиагностические исследования в соответствии с поставленными целями и задачами, анализирует и интерпретирует полученный эмпирический материал, составляет психологическое заключение.
- Прогнозирование ‑ Полученные в психодиагностическом обследовании данные используются для прогнозирования перспектив индивидуального развития и возможных отклонений от его нормального хода.
- Психодиагностическое консультирование – Психолог оказывает помощь путем расширения возможностей самореализации и адаптации личности. Полученные в психодиагностическом исследовании данные доводятся до сведения самого обследуемого и (или) лиц, заинтересованных в них (родителей, учителей, воспитателей, других специалистов) с целью определения наиболее оптимальных психологических условий для развития и становления индивидуальности, обеспечения психологического комфорта, а также минимизации проблемных зон, ослабления эмоционального напряжения, внутриличностных и межличностных конфликтов. При этом необходимо неукоснительное соблюдение этических норм.
- Просвещение ‑ Полученные в диагностическом исследовании данные могут быть использованы для консультационной работы с широкими слоями населения, специалистами смежных областей, с лицами, участвующими в воспитательном и образовательном процессе, с целью формирования и совершенствования психологической культуры.
- Психодиагностическая экспертиза ‑ Психолог участвует в организации и проведении психодиагностических исследований, предполагающих определение эффективности формирующих, развивающих, коррекционных программ, диагностических методик и «психофизиологической цены» их успеха, а также выявление индивидуальных ограничений использования представленных на психодиагностическую экспертизу разработок.
Освоение всех указанных направлений практической и научно-методической работы обеспечивает постановку теоретически обоснованного объективного психологического диагноза как развернутого описания актуальных и потенциальных возможностей человека в конкретных условиях жизнедеятельности и развития.
1. Цели и задачи производственной практики по комплексной психологической диагностике
Основная цель практики – формирование профессиональной компетенции в области психологической диагностики.
Профессиональная компетенция обеспечивается:
- Формированием практических навыков самостоятельной организации психодиагностического исследования;
- практических навыков самостоятельного проведения психодиагностического исследования;
- навыков профессиональной рефлексии
- практических навыков первичной статистической обработки результатов психодиагностического исследования.
- практических навыков интерпретации результатов исследования.
- практических навыков составления заключения по результатам психодиагностического исследования.
Для успешного прохождения практики необходимо различать ее цель и цель конкретного диагностического исследования.
Цель производственной практики определяется требованиями, предъявляемыми к психологам-диагностам в процессе профессиональной подготовки. Цель практики достигается решением ряда конкретных задач, направленных на повышение качества необходимых профессиональных навыков и умений.
Цель исследования зависит от содержания проблем объекта исследования и направлена на получение достоверных результатов и постановку объективного психологического диагноза
«Формирование практических навыков самостоятельной организации психодиагностического исследования» обеспечивается решением таких задач, как
- выбор цели, формулирование гипотезы, постановка задач, определение предмета и объекта исследования;
- установление должных профессиональных отношений с участниками практической работы (психологом, методистом, преподавателями, администрацией, родителями);
- подбор психодиагностического инструментария: выбор методов и соответствующих методик, отвечающих цели и предмету диагностики и имеющих соответствующую валидность, надежность;
- организация психодиагностического пространства, выбор психодиагностического времени в соответствии с целями, задачами исследования, а также личностными особенностями обследуемых;
- подготовка диагностического инструментария в соответствии с требованиями сертификации методик;
- оформление информационных карточек по выбранным психодиагностическим средствам.
«Формирование практических навыков самостоятельного проведения психодиагностического исследования» достигается решением следующих задач:
- проведение индивидуального и группового обследования;
- практическое освоение навыков проведения психодиагностической беседы;
- практическое освоение навыков психодиагностического наблюдения;
- установление первичного контакта и обеспечение эмоционального комфорта обследуемого в процессе совместной работы;
- усвоение различных способов фиксации результатов наблюдения, беседы, тестирования.
«Формирование практических навыков первичной статистической обработки результатов психодиагностического исследования» предполагает решение следующих задач:
- количественный анализ результатов;
- получение навыков первичного обобщения результатов (оформление результатов в виде сводных и интегральных таблиц);
- приведение «сырых» баллов к шкальным и нормативным;
- первичную статистическую обработку (вычисление среднегрупповых значений и среднеквадратичных отклонений);
- качественный анализ результатов.
«Формирование практических навыков по интерпретации результатов исследования» достигается решением следующих задач:
- раскрытие психологического содержания полученных эмпирических результатов;
- сопоставление полученных результатов с имеющимися в литературе;
- поиски факторов, объясняющих полученные результаты, их соответствие или несоответствие с установленными ранее результатами и закономерностями;
- написание заключения по итогам группового диагностического исследования;
- написание заключений по итогам индивидуального диагностического исследования для группы «риска» (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития);
- написание выводов;
- разработка рекомендаций по результатам исследования.
«Формирование навыков составления заключения по результатам психодиагностического исследования» предполагает решение следующих задач:
- определение адекватности выбранных методических средств цели исследования, возрастным и индивидуальным психологическим особенностям обследуемого;
- целостное описание полученных психодиагностических результатов;
- сопоставление полученных результатов с целями исследования;
- составление рекомендаций по решению выявленных проблем;
- определение «адресата» заключения и рекомендаций;
- соблюдение этических норм психодиагностики.
2. Организация и этапы производственной практики по комплексной психологической диагностике
Учебно-производственная практика по комплексной психологической диагностике в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях проводится в четыре этапа, определяющих алгоритм взаимодействия студентов-практикантов со всеми ее участниками. Основными считаются следующие этапы:
- организационный;
- подготовительный;
- психодиагностический;
- заключительный.
1. Организационный этап
Особенности организационного этапа определяются установочной конференцией. Установочная конференция проводится ответственным руководителем практики с участием преподавателей кафедры. На конференции определяются:
- цели и задачи практики;
- базовые учреждения;
- сроки практики;
- объем психодиагностического исследования;
- требования к оформлению отчетов;
- сроки представления отчетного материала.
Студенты распределяются по базовым учреждениям и знакомятся с психологами-руководителями, курирующими эти учреждения.
Установочная конференция проводится в первый день практики с обязательным присутствием всех студентов.
2. Подготовительный этап
В течение первой недели студенты разрабатывают программу конкретного исследования, подбирают методический материал для психодиагностической работы, уточняют инструкции и процедуру обследования. На данном этапе студенты знакомятся с базовым учреждением, требованиями к его посещению и диагностике детей. Студенты знакомятся с обследуемыми детьми и комплектуют группы.
Подобранные методики, стимульный материал и инструкции обязательно проверяются и уточняются психологом-методистом базового учреждения. К психодиагностическому обследованию студенты допускаются только после разрешения психолога-методиста.
3. Психодиагностический этап
На данном этапе предполагается проведение психодиагностического обследования в том объеме, который определяется целями и задачами практики, указанными на установочной конференции, а также психологом-методистом. В ходе обследования возможна корректировка процедуры и методик обследования.
4. Заключительный этап
Заключительный этап предполагает:
- обработку полученного экспериментального материала с использованием необходимых статистических процедур (вычисление среднегрупповых значений, стандартных отклонений по каждому из полученных показателей);
- составление сводных и интегральных таблиц для количественного и качественного анализа;
- подготовку компьютерной версии сводных таблиц;
- интерпретацию полученного в исследовании материала;
- написание заключения по результатам двух индивидуальных психодиагностических обследований;
- подготовку выводов и рекомендаций;
- оформление общего отчета по практике.
Руководство учебно-производственной практикой в массовых образовательных учреждениях осуществляется ведущими специалистами кафедры психологии развития личности, а также психологами и психологами-методистами базовых учреждений. Практика проводится в тех дошкольных и школьных учреждениях, в которых обучаются дети с нормальным психическим развитием.
Практика по специальной психодиагностике проводится преподавателями кафедры специальной психологии в специальных учреждениях для детей дошкольного и школьного возрастов с проблемами в развитии. Прохождение практики возможно также в массовых образовательных учреждениях, имеющих специальные коррекционных группы и классы, либо детей с особыми нуждами, интегрированными в учреждения массового типа.
Базовым учреждением становится прежде всего то, которое:
- способно обеспечить оптимальные условия для практической работы студентов с детьми;
- имеет психолога-методиста с высшим психологическим образованием.
Распределение студентов по базовым учреждениям осуществляется с учетом возможностей каждого учреждения.
3. Объем и содержание психодиагностического исследования
Темы практических исследований по комплексной психологической диагностике в массовых и специальных образовательных учреждениях определяются ответственным руководителем практики. В некоторых случаях тема разрабатывается психологом-методистом базового учреждения. Темы могут быть:
- методические – направлены на разработку, адаптацию и апробацию новых или модифицируемых психодиагностических средств;
- исследовательские – направлены на выявление разных особенностей психического развития детей, типологии личности, форм межличностного взаимодействия и т.п.
Независимо от выбранной конкретной темы ее реализация в практической работе осуществляется с позиций комплексного подхода, обеспечивающего целостное видение психодиагностической проблемы, выявление разных аспектов проявления изучаемого феномена и взаимосвязи между ними. Комплексный подход позволяет точно обосновать и сформулировать психодиагностическую гипотезу, объяснить компенсаторные соотношения между психическими проявлениями, сделать объективные выводы и дать необходимые адресные рекомендации (для группы обследованных, для отдельных ее членов).
Комплексный подход предполагает обязательную диагностику нескольких (не менее трех) психических образований и использование для этого необходимого и достаточного количества методик. Например, в ходе практики могут диагностироваться особенности интеллекта, эмоций, и самосознания, или особенности памяти, внимания и темперамента и т.п.
Любой составленный для целей учебно-производственной практики психодиагностический комплекс должен включать:
- психодиагностическую беседу (с приложением в отчете перечня вопросов);
- наблюдение (с приложением карты наблюдения и не менее двух протоколов индивидуальных наблюдений);
- психодиагностические методики;
- дневник психолога (прикладывается в виде приложения).
В качестве объекта исследования для одного студента-практиканта предлагается одна учебная единица – класс или группа. Для комплексной психологической диагностики в массовых образовательных учреждениях выборка должна быть в среднем не менее 20 человек. Для комплексной психологической диагностики в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях – не менее 10 человек. Изменение объема исследования обязательно согласуется с руководителем практики и допускается только с его согласия.
4. Обязанности руководителей практик и студентов-практикантов
Руководство учебно-производственной практикой осуществляется
- ответственным руководителем;
- психологом-куратором;
- психологом методистом базового учреждения.
Обязанности ответственного руководителя
Ответственный руководитель практики назначается деканом института. Ответственный руководитель:
- отвечает за организацию практики в целом;
- контролирует ее проведение;
- определяет темы и направления практического исследования;
- подбирает базовые учреждения, отвечающие требованиям практики и имеющие в своем штате психологов-методистов с высшим психологическим образованием;
- разрешает конфликтные ситуации (в случае их возникновения);
- своевременно оформляет документацию по практике и предоставляет ее декану института.
В случае необходимости ответственный руководитель принимает решение об изменении сроков и места прохождения практики отдельными студентами в связи с их заявлениями и особыми ситуациями.
Обязанности психолога‑куратора
Психолог-куратор назначается деканом или заведующим кафедрой из числа квалифицированных преподавателей института.
Психолог-куратор:
- несет ответственность за практику группы студентов в конкретных базовых учреждениях;
- регулярно посещает базовые учреждения;
- участвует в проведении всех этапов практики;
- оказывает методическую помощь студентам и психологам- методистам базовых учреждений;
- проверяет правильность организации практики базовым учреждением;
- помогает решать организационные вопросы и установить должные профессиональные отношения с администрацией, членами педагогического коллектива, родителями;
- оперативно консультирует студентов в случае возникновения трудностей в проведении практической диагностической работы;
- контролирует правильность оформления отчетного материала студентами;
- оценивает результаты практики и выставляет оценку в зачетную книжку студента.
Обязанности психолога-методиста базового учреждения
В роли психолог-методист может быть только психолог, имеющий высшее психологическое образование и диплом государственного образца.
Психолог-методист:
- обеспечивает оптимальные условия для проведения практики;
- помогает решать организационные вопросы и установить необходимые отношения с администрацией, членами преподавательского коллектива, родителями, учащимися;
- оказывает методическую помощь студентам;
- систематически контролирует ход психодиагностического обследования, правильность использования методического материала, инструкций и взаимодействие студентов-практикантов с обследуемыми;
- предлагает исследовательскую тему или конкретное практическое задание, необходимое для базового учреждения;
- пишет отзыв о прохождение практики студентом или группы студентов.
Обязанности студентов-практикантов
В обязанности студентов-практикантов входит:
- участие во всех этапах практики;
- получение разрешение у родителей или опекунов на участии в исследовании каждого ребенка;
- строгое соблюдение всех этических норм психодиагностического обследования, особенно принципов конфиденциальности и безоценочности;
- соблюдение внутреннего распорядка и требований базового учреждения и его психолога-методиста;
- проведение психодиагностической консультации с классным руководителем, заинтересованными преподавателями, администрацией школы или родителями по результатам исследования;
- составление отчета по практике по требуемой форме; своевременное представление отчета по практике.
При возникновении конфликтной ситуации и методических трудностей необходимо обращение к руководителям практики. В случае прерывания практики или изменения ее сроков прохождения необходимо поставить в известность психолога-куратора, психолога-методиста и руководителя практикой и подтвердить причины документально.
5. Отчетный материал и документы
В перечень по учебно-производственной практике входят документы, оформляемые:
- психологами – руководителями практики,
- психологами-методистами,
- студентами.
ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ ПСИХОЛОГАМИ-РУКОВОДИТЕЛЯМИ ПРАКТИКИ (только для студентов дневного отделения):
- Договор с базовым учреждением. – В договоре обязательно указываются полное название учреждения, где проводится практика, фамилия, имя и отчество руководителя учреждения, адрес учреждения. Договор оформляется в двух экземплярах. Каждый экземпляр заверяется печатью и личной подписью руководителя учреждения. Один экземпляр предоставляется учебной части института, второй возвращается руководителю базового учреждения.
- Контракт с психологом-методистом базового учреждения – Контракт заполняется психологом-методистом в одном экземпляре. Контракт регистрируется психологом-руководителем практики в журнале учета в учебной части института.
Психологу-методисту необходимо также представить ксерокопии следующих документов:
- паспорта (первую страницу с серией и номером пастора, а также страницу с регистрацией места проживания);
- страхового свидетельства государственного пенсионного страхования,
- свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ИНН),
- диплома об окончании высшего учебного заведения или курсов переквалификации.
- Заявление на оплату руководства практикой психолога-методиста базового учреждения. – Заявление оформляется психологом-методистом с указанием фамилий студентов, проходивших у него практику. Заявление должно быть заверено личной подписью психолога-методиста и заведующего кафедрой, на которой проводится практика.
- Экзаменационная ведомость с оценками за практику.
ДОКУМЕНТЫ, ОФОРМЛЯЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ:
- отчет о выполненной практической работе.
- компьютерная версия первичного материала.
- дневник психолога.
6. Рекомендации к оформлению отчета
Отчет готовится и представляется к итоговой конференции в машинописном или компьютерном варианте. Итоговая конференция проводится в первый день после окончания практики и обязательна для всех студентов-практикантов. Отчет включает в себя:
- письменный отчет
- доклад на итоговой конференции.
Доклад длительностью 5–7 минут делается в виде устного сообщения или презентации с использованием мультимедийной технологии. В докладе содержится информация о месте проведения практики, о целях и гипотезе исследования, диагностических задачах, решаемых в ходе исследования, о предмете и объекте, методиках и основных результатах диагностики. Приводятся конкретные примеры, иллюстрирующие диагностические ситуации из дневника психолога.
Письменный отчет включает в себя следующие разделы:
- введение;
- организация исследования;
- результаты исследования;
- обсуждение полученных результатов;
- заключение по результатам индивидуального обследования;
- дневник психолога.
ВВЕДЕНИЕ– В разделе указываются цели, гипотезы, задачи, предмет и объект психодиагностического исследования, перечень методов и список использованных методик, а также полное наименование базового учреждения, фамилию, имя, отчество руководителя-методиста, реальные сроки прохождения практики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ – Раздел включает в себя уточненную характеристику объекта исследования (количество участников исследования, возраст, пол, класс обучения, состав семьи, а также могут быть и другие демографические сведения, необходимые для адекватной интерпретации результатов), описание процедуры исследования (указываются условия проведения исследования, особенности психодиагностического пространства и времени, отношение обследуемых к тестированию, заинтересованность преподавательского состава, администрации и родителей к полученным результатам), описание использованных психодиагностических методик (методики описываются в соответствии с алгоритмом, предложенным в информационной психодиагностической карточке, приводится также перечень вопросов к психодиагностической беседе и бланк карты наблюдения), указание на статистические процедуры обработки экспериментального материала (вычисление среднегрупповых значений, стандартных отклонений).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – В разделе представляются
- результаты качественного и количественного анализа;
- сводные и интегральные таблицы, графики и диаграммы, иллюстрирующие полученные результаты;
- описание и интерпретация полученных результатов.
Количественный анализ проводится на основании результатов исследования, полученных при первичной обработке эмпирического материала. Первичная обработка осуществляется с помощью «ключей» (в случае использования опросников), сопоставления индивидуальных результатов с эталонными (в случае использования стандартизированных и нестандартизированных тестов).
Результаты представляются в виде сводных таблиц по отдельным психическим образованьям.
Сводная таблицапредполагает объединение в единой табличной форме всех данных полученных поотдельному психическому образованию.
Сводная таблица представляет собой 2-х мерную матрицу, по горизонтали (по строкам) располагаются индивидуальные результаты диагностики каждого обследуемого. В таблицу вносятся показатели, в единицах измерению.
По вертикали (в столбиках) приводятся результаты всей выборки по конкретному показателю. В первом столбце, с соблюдением этических норм работы психолога, приводятся только индикационные признаки обследуемых (или первые буквы фамилии, или имя, или символ и т.п.).
В последующих столбцах обязательно указываются такие сведения о ребенке, как возраст, пол, класс обучения.
Любая таблица, представленная в отчете, должна отвечать требованиям профессионального оформления результатов психодиагностического исследования. Таблицы должны иметь:
- название – Название должно полностью отображать содержащуюся в таблице информацию;
- наименование показателей – отражающих психологической содержание регистрируемых показателей (в верхней строке соответствующего столбца).
- единицы измерения показателей – Единицы измерения указываются для всех зарегистрированных показателей. Если все показатели, представленные в таблице, имеют одинаковое единицы измерения, то их можно вынести в название таблицы. (Например, «Результаты диагностики свойств внимания в %»).
Если показатели, внесенные в каждый столбец, имеют разные единицы измерения, их необходимо указать в верхней графе соответствующего столбца или в отдельном столбце, который будет следовать за индикационном столбцом.
- размерность регистрируемых показателей – Числовое значение максимально возможного результата показателей в каждой методике;
- полярность регистрируемых показателей – Знак плюс (+) в верней графе соответствующего столбца означает: чем выше показатель диагностического измерения, тем успешнее результат (Например, количество правильных ответов, объем выполненных заданий и т.п.) Знак минус (–) означает: чем выше числовой показатель в данном столбце, тем результат менее успешен (Например, время, затраченное на выполнение теста, количество ошибочных ответов и т.п.)
По результатам, приведенным в сводной таблице, вычисляются среднегрупповые значения и среднеквадратичное отклонение. Среднегрупповые значения позволяет выявить средний уровень развития диагностируемого психического образования в обследованной группе, а также отдельных ее членов, имеющих тенденцию к отклонению от среднегрупповых результатов. Среднеквадратическое отклонение отражает степень однородности группы по изучаемому психическому образованию. Если х.ср и σ отличаются на порядок, то говорят, Х ср. отображает групповую тенденцию и высокую плотность распределения индивидуальных показателей.
Если х.ср и σ выражаются величинами одного порядка и они сопоставимы, то говорят, что среднегруповое значение является усреднением индивидуально-личностных особенностей, и не носит групповой тенденцию
Если σ и Х ср. выражены числами одного порядка, но σ значимо меньше (в несколько раз) то говорят, что среднегрупповое значение носит смешанный характер.
Результаты, представленные в таблице, должны быть описаны и проинтерпритированы. Описание предполагает констатацию выраженности диагностируемого признака, сопоставление выраженности разных показателей, характеризующих одно и то же психическое образование.
Интерпретация направлена на раскрытие психологического содержания и возможных причин выявленных тенденций.
Пример таблицы и соответствующего анализа приведен в приложении.
Качественный анализ проводится на основании результатов, представленных в интегральной таблице, а также на основании результатов наблюдения и беседы.
Алгоритм анализа сводной таблицы:
- соотнесение Х ср. с нормативными значениями по каждому столбцу.
- Качественный анализ (характеристика) среднего значение, или характеристика плотности распределения индивидуальных результатов в группе и психологическое толкование полученного результата по каждому столбцу (соотношение Хср. и σ).
- ранжирование средних значений отдельных психических свойств внутри психического образования (выявление «факторов риска» и, если есть, компенсаторного потенциала.) Под «фактором риска» понимаем те психические свойства или качества, по которым получены наименьшие среднегрупповые показатели. Если среднегрупповые показатели в отдельных столбцах имеют разную размерность и полярность, то необходимо соотносить относительность выраженности данного параметра, т.е. среднегрупповое значение, выраженное по отношению к максимально возможному.
- выявление «группы риска» по данному психическому образованию (Под «группой риска» понимаем тех испытуемых, индивидуальные показатели которых значимо отличаются от среднегрупповых в ту или иную сторону по большинству параметров).
Интегральная таблица содержит результаты обследованной выборки по всем психодиагностическим методикам. Результаты приводятся в уровневых оценках. Рекомендуется выделять три уровня качественной оценки:
- высокую,
- среднюю,
- низкую.
Принадлежность конкретного значения показателя к одному из трех уровней определяется по соответствующей формуле:
Высокая – Xi Xср. ± 1/2
Средняя – Xi = Xср. ± 1/2
Низкая – Xi Xср.± 1/2,
где ,Х ср. – среднегрупповое значение,
Хi – индивидуальные значения.
n – количество обследованных
в группе
Xср.‑1/2 Xср. Xср.+1/2
Интегральная таблица заполняется с учетом принципа «пьедестала». Это означает, что наиболее успешному результату всегда присваивается I уровень. Наименее успешному – III уровень. При этом необходимо учитывать полярность шкалы представленных результатов. Например, если при диагностике анализу подвергается время выполнения тестового задания, то значениям слева от точки (Xср.‑1/2) присваивается I уровень, а показателям справа от точки (Xср.+1/2) ‑ III уровень, т.е., чем меньше показатель времени, тем выше результат.
По интегральной таблице проводится качественный анализ групповых и индивидуальных результатов исследования. Интегральная таблица представляет собой двухмерную матрицу. По горизонтали (по строкам) приводятся индивидуальные значения показателей в уровневых оценках по всем методикам. По вертикали (по столбцам) – уровневые оценки показателя по всей обследованной выборки по конкретным методикам.
Результаты, представленные в интегральных таблицах, служат для описания и интерпретации содержания и уровней развития диагностируемых психических образований в обследованной группе, а также для выделения «группы риска». С этой целью по каждому показателю определяется количество обследованных, имеющих высокий, средний и низкий уровни его выраженности.
В «группу риска» включаются те участники исследования, результаты которых по большинству показателей соответствуют высокому или низкому уровню и значимо отличаются от среднегрупповых тенденций.
При анализе внимание также обращается на диагностические возможности использованных методик. Если результаты всей выборки по какой-либо методике соответствуют одному уровню оценки, то можно предположить, что такая методика невалидна для данной группы или для данного возраста, или недостаточно чувствительна для выявления индивидуальных особенностей проявления анализируемого психического образования. Возможно также, что условия диагностики не соответствуют указанным выше требованиям.
ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ – В разделе осуществляется обсуждение полученных результатов. Обсуждение представляет собой обобщение полученных результатов в контексте психологического содержания изучаемых психических образований, осуществленное на основе интеграции теоретических знаний по проблемам психологии человека и полученных практических результатов. Обсуждение содержит:
- указание на степень соответствия полученных результатов поставленной в начале исследования цели;
- указание на согласованность результатов наблюдения, беседы и тестирования;
- описание случаев несовпадения полученных результатов с известными в литературе тенденциями;
- объяснение причин возникновения несоответствия;
- выводы по результатам исследования (количество выводов не должно быть меньше количества решаемых задач);
- написание адресных рекомендаций (или педагогам, или родителям, или специалистам, или самим детям) по результатам диагностики всей обследованной выборки;
- оценка качества использованного диагностического комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ – В разделе приводятся два заключения, написанные по результатам обследования детей «группы риска» по изучаемому психическому образованию, а также адресные рекомендации.
Несмотря на то, что отсутствует общепринятая форма психологического заключения, можно указать на некоторые требования к его написанию. Заключение должно содержать ряд сведений, важных для определения состояния психического развития обследуемого. Среди них:
- Сведения об обследованном ребенке:
- фамилия, имя (полностью);
- возраст (полных лет и месяцев);
- социальный статус (сведения о школе, классе);
- семейный статус (информация о семье: полная, неполная, многодетная и т.п.);
- медицинский статус и индивидуальные особенности (инвалидность, хронические заболевания, группа здоровья, леворукость, необходимые анамнестические данные и т.п);
- Цель обследования.
- Перечень использованных методик и условия проведения обследования (особенно если они неблагоприятные: душное помещения, плохая освещенность, шум, и т.п.).
- Результаты наблюдения за поведением обследуемого во время беседы и диагностики:
- эмоциональное и соматическое состояние;
- уровень мотивации и заинтересованности в обследовании, в его результатах;
- степень самостоятельности выполнения заданий;
- необычные поведенческие проявления.
5. Описание результатов обследования:
- указываются достижения обследуемого при выполнении тестовых заданий (в контексте цели исследования!);
- указываются показатели, по которым получены менее высокие результаты;
- указываются показатели, по которым получены низкие значения и которые требуют коррекции.
6. Выводы:
- делается вывод об уровне сформированности изучаемых психических образований в соответствии с поставленной целью обследования.
7. Адресные рекомендации.
8. Дата написания заключения и подпись психолога (с расшифровкой фамилии)
В приложении приводятся типичные ошибки при написании заключения по результатам индивидуального психодиагностического обследования.
ДНЕВНИК ПСИХОЛОГА – Дневник ведется на протяжении всей практики. Дневник предназначен для развития у студентов умения анализировать собственный психологический опыт и фиксировать его. Дневниковые записи могут отражать следующие аспекты практической деятельности психолога:
- оценку удовлетворенности диагностическими возможностями методик;
- оценку удовлетворенности собственными профессиональными навыками;
- оценку удовлетворенности взаимодействиями с обследуемым, собственным профессионализмом;
- объективные и субъективные причины невозможности достижения поставленной цели как при работе с определенными методиками, так при обследовании в целом;
- проблемы, возникающие в процессе исследования и при взаимодействии с обследуемыми, коллегами, психологом-методистом;
- способы решений возникающих профессиональных и межличностных проблем;
- профессиональные практические и теоретические находки;
- описание нестандартных случаев, оригинальных ответов, необычного поведения, неадекватных реакций детей в процессе обследования;
- указание на реальность помощи со стороны психолога-методиста базовых учреждений;
- рекомендации по желания по организации практики.
Сведения, полученные в ходе исследования и касающиеся интимной стороны жизни ребенка, которые могут нести угрозу либо самому ребенку, либо окружающим, должны быть сообщены руководителю практики с соблюдением всех этических принципов психодиагностики.
7. Критерии оценки практики
Оценка по учебно-производственной практике выставляется в экзаменационную ведомость и вносится в диплом об окончании высшего учебного заведения. Оценка по практике отражает уровень профессиональных знаний и навыков студентов, самостоятельность и творческий подход к решению поставленных задач, умение анализировать полученные результаты и теоретически их обосновывать.
Оценка проводится на основании представленного варианта отчета и устного сообщения на итоговой конференции.
При оценивании отчета по практике принимается во внимание:
- конкретность и четкость поставленных целей и задач;
- полнота и точность составления информационной психодиагностической карточки;
- соблюдение этических норм при составлении сводных и интегральных таблиц по результатам психодиагностического обследования;
- наличие анализа и интерпретации полученных результатов в соответствии с содержанием диагностического образования;
- наличие и правильность составления индивидуальных заключений;
- обоснованность рекомендаций;
- правильность статистической обработки;
- наличие компьютерной версии первичных данных;
- своевременность представления отчетных материалов.
Основанием для снижения оценки по практике считаются:
- несоблюдение сроков представления отчета по практике без уважительной причины, подтвержденной официальными документами;
- небрежное оформление материалов практики;
- неполное выполнение объема;
- несоответствие содержания исследования поставленной цели;
- отсутствие или некачественные заключения по результатам диагностического исследования как группового, так и индивидуального;
- отсутствие дневника психолога.
8. Литература:
- Баташов А. В. Темперамент и характер. Психологическая диагностика. – М.: Владоспресс, 2001
- Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2000
- Введение в психодиагностику. Учебное пособие // Под. ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. – М.: Academa, 1997
- Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности. Теория и практика. – М.: Владос, 2001
- Носс И. Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент. – М., 2000
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты.//Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. – Самара, «Бахрах-М», 2000
- Психодиагностика: Конспект лекций / Сост. С. Т. Посохова – М.: ООО «Издательство АСТ», СПб.: ООО «Сова», 2004. – 156 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов // Под ред. М. М. Семаго. – М.: «Аркти», 2001
- Реан А. А Практическая психодиагностика личности. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2001
- Регуш Л. А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. – СПб.: «Питер», 2001
- Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000
- Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. –М.: Владос. 1998
- Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. – Ростов на Дону, 1996
- Ян тер Лаак Психодиагностика: проблемы содержания и методов. – М.-Воронеж, 1996
Перечень приложений
Приложение 1. Образец титульного листа отчета по практике
Приложение 2. Информационная психодиагностическая карточка
Приложение 3. Пример заполнения информационной психодиагностической карточки
Приложение 4. Образец сводной таблицы
Приложение 5. Вариант описания сводной таблицы
Приложение 6. Образец интегральной таблицы
Приложение 7. Образцы карт наблюдения
Приложение 8. Типичные погрешности написания заключения по результатам психодиагностического обследования
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ОТЧЕТА
Институт специальной педагогики и психологии
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
ОТЧЕТ
ПО УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
(№ 1)
В МАССОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
ВЫПОЛНЕН: |
|
ИВАНОВА МАРИЯ ИВАНОВНА |
|
Группа – 122-с |
|
|
|
РУКОВОДИТЕЛЬ: |
|
Канд. пс. н., доцент ТХОРЖЕВСКАЯ ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА |
Санкт-Петербург
2010
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
1. Название методики……………………………………………………
2.Автор методики (или автор адаптации, модификации)…………
3. Источник описания методики (с указанием фамилии и инициалов автора сборника и редактора, места, издательства и года издания…
4. Назначение методики…………………………………………………
5. Стимульный материал и оборудование (в случае авторской разработки приводится текст и стимульный материал)…………………
6. Инструкция……………………………………………………………
7. Процедура обследования……………………………………………..
8. Обработка и регистрируемые показатели…………………………
9. Среднегрупповые, шкальные или уровневые значения…………
10. Интерпретация………………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ ИНФОМАЦИОННОЙ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КАРТОЧКИ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТОЧКА
1. НАЗВАНИЕ – Шкала самооценки
2. АВТОР – Ч. Спилбергер. Шкала адаптирована Ю. Л. Ханиным.
3. ИСТОЧНИК ОПИСАНИЯ – Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова Психология предпринимательства – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004;
4. НАЗНАЧЕНИЕ – Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы — субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Наибольшие диагностические возможности шкалы проявляются при обследовании взрослых, начиная с 17 лет.
5. СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ОБОРУДОВАНИЕ – Для однократного обследования одного человека необходим бланк «Шкалы самооценки». Шкала содержат две подшкалы. Первая подшкала – подшкала актуальной (АТ) или реактивной тревоги (РТ) – содержит 20 суждений (1–20) для выявления состояния тревоги. Вторая подшкала – подшкала личностной тревожности (ЛТ) содержит также 20 суждений (21–40) для определения тревожности как свойства личности.
6. ИНСТРУКЦИЯ К ПОДШКАЛЕ АКТУАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ – «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и просмотрите варианты возможных ответов. Определите соответствие предложенных утверждений Вашему состоянию в данный момент. Против каждого утверждения зачеркните соответствующую цифру. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного утверждения. Напротив каждого суждения может быть зачеркнута только одна цифра».
ИНСТРУКЦИЯ К ПОДШКАЛЕ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ – «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже утверждений и просмотрите варианты возможных ответов. Определите, как Вы чувствуете себя обычно, как часто указанные переживания встречаются в Вашей обычной жизни. Против каждого утверждения зачеркните соответствующую цифру. Работайте быстро и внимательно, не пропускайте ни одного утверждения. Напротив каждого суждения может быть зачеркнута только одна цифра».
7. ПРОЦЕДУРА ОБСЛЕДОВАНИЯ – После того, как психолог убедится, что инструкция понятна, обследуемый или группа начинает выполнять задание.
Шкала допускает индивидуальное и групповое применение без ограничения времени. В случае группового обследования количество участников не должно превышать 15 человек. Каждому необходимо предоставить отдельное место для заполнения шкалы. Обычно заполнение обеих подшкал занимает не более 15–20 мин. Инструкция к каждой подшкале дается отдельно, непосредственно перед ответами обследуемых.
Допускается одновременное применение двух подшкал, так и отдельно каждой подшкалы. В первом случае первой заполняется подшкала, определяющее актуальное состояние тревоги. Во втором случае – выбор подшкалы определяется целью исследования.
8. ОБРАБОТКА, РЕГИСТРИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ – Для получения индивидуальных значений актуальной и личностной тревожности используются специальные формулы. При этом в каждой подшкале дифференцируются ответы на прямые и обратные суждения. К прямым суждениям относятся те, которые непосредственно направлены на диагностику состояния тревоги и тревожности как свойства личности. Например, суждение 3 «Я нахожусь в напряжении» или суждение 29 «Я слишком переживаю из-за пустяков». О наличии тревоги в суждении 3 судят по ответам «пожалуй, так», «верно» и «совершенно верно». Тревожность в суждении 29 определяется по ответам «иногда», «часто» и «почти всегда».
В обратных суждениях тревога или тревожность диагностируются косвенно, через отрицание признаков спокойствия, эмоционального равновесия. Например, в суждении 1 «Я спокоен» признаком тревоги будет ответ «нет, это не так», а в суждении 39 «Я уравновешенный человек» тревожность заключается в ответе «почти никогда».
В подшкале актуальной тревоги следующие суждения относятся к прямым: 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18, к обратным: 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.
В подшклае личностной тревожности следующие суждения относятся к прямым: 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38. 40. к обратным 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
При определении актуальной тревоги отдельно вычисляют сумму баллов по ответам на прямые суждения (∑1) и обратные (∑2) Затем применяют следующую формулу: ∑1−∑2+50.
При определении личностной тревожности точно так же отдельно вычисляют сумму баллов по ответам на прямые суждения (∑1) и обратные (∑2) и затем применяют формулу: ∑1−∑2+35.
9. СРЕДНЕГРУППОВЫЕ И УРОВНЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ – Среднегрупповые значения актуальной тревоги для взрослых составляют 35,3±8,7 балла.
Уровни:
- 0–30 баллов – низкая тревога;
- 31–45баллов – средняя тревога;
- 46 баллов и более – высокая тревога.
Среднегрупповые значения личностной тревожности для взрослых составляют 37,7±8,7 балла.
Уровни:
- 0–30 баллов – низкая тревожность;
- 31–45баллов – средняя тревожность;
- 46 баллов и более – высокая тревожность.
10. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ – При интерпретации полученных результатов следует учитывать различия, существующие в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности.
Актуальная (реактивная) тревога характеризуется прежде всего временным переживанием напряжения, беспокойства, озабоченности, скованности и т.д. Эти переживания сопровождаются определенными физиологическими реакциями, в частности, увеличением частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, повышением вязкости слюны, усилением потоотделения и т.п. Возникновение чувства тревоги отражает высокую значимость той конкретной ситуации или отдельных ее элементов, в которой находится человек. Это реакция на те трудности, которые реально встают перед человеком в данный момент. Кроме того, происходящее в данный момент может восприниматься как трудность, как опасность для своего «Я» или для своего физического существования. Актуальная тревога – это эмоциональный ответ на все, что происходит с человеком и вокруг него на момент обследования, это динамическая характеристика эмоциональных переживаний. Актуальная тревоги может отражать также высокую значимость прошлых событий, которая продолжает сохраняться в настоящем. С изменением значимости ситуации для человека возможно изменение уровня актуальной тревоги.
Низкий уровень актуальной тревоги означает недостаточную актуализацию потребностей самосохранения в данный момент в связи с невысокой значимостью для человека происходящего вокруг. Ситуация воспринимается в соответствии с ее объективной эмоциогенностью или как преодолимая. Человек не замечает никакой угрозы ни для собственного престижа, ни для самооценки, ни для своего физического существования. Он уверен в себе, в своих действиях. Мотив успеха преобладает над мотивом избегания неудачи. Достаточная внутренняя расслабленность позволяет точно выполнять сложную, кропотливую работу, требующую длительной концентрации внимания. Человек ориентирован на общение, не опасается вступать в контакт, способен активно защищать свою позицию, несмотря на определенное давление группы. Он открыт критике и может брать ответственность на себя, принимая какое-либо важное решение. Низкий уровень тревоги возможен также у тех, у кого в эмоциональном опыте встречались подобные ситуации.
При среднем уровне актуальной тревоги человек придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации или он находит в себе силы и возможности контролировать собственные эмоциональные переживания. Такой человек стремится объективно оценивать возникшие ситуации. Однако это ему удается не сразу, поскольку отсутствует полная уверенность в себе, в благоприятном исходе ситуации. Поэтому возможно кратковременное, не очень существенное нарушение эмоционального равновесия, снижение работоспособности. Восстановление эмоционального комфорта, уверенности в себе происходит довольно быстро после устранения напряженной ситуации или полноценного включения механизмов личностной регуляции и самоконтроля.
Высокий уровень актуальной тревоги свидетельствует о том, что ситуация, в которой находится человеке, чрезвычайно важна для него. Она затрагивает актуальные на данный момент потребности, в самосохранении, обладает большим личностным смыслом. При этом осознанно или неосознанно человек воспринимает ее как несущую угрозу физическому существованию, престижу, авторитету в группе или самооценки. Человек чувствует напряжение, беспокойство, мышечную скованность. Он сконцентрирован на происходящем или на собственном отношении к нему. Препятствия на пути к достижению цели кажутся непреодолимыми и опасными. Он недоволен собой, окружающими людьми, часто замыкается в себе. Реальное устранение препятствий или изменение отношений к ним может вызвать снижение актуальной тревоги.
При интерпретации результатов, полученных по подшкале личностной тревожности, следует принимать во внимание особенности формирования и проявления свойств личности, а также ту роль, которую играют личностные свойства в адаптивном процессе. Тревожность – это относительно устойчивое свойство личности, характеризующее предрасположенность воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них, как правило, развитием чувства беспокойства, тревоги.
Человек с низким уровнем личностной тревожности воспринимает большинство появляющихся трудностей адекватно их объективной эмоциональной насыщенности. Угрожающими для него становятся в основном ситуации, представляющие реальную опасность для жизни, ставящие его на грань между жизнью и смертью. Поведение, взаимоотношения с окружающими людьми регулируются уверенностью в успехе, в возможность разрешения конфликтов. В возникновении конфликтных ситуаций отмечается склонность к обвинению других людей. Критические замечания окружающих переносятся спокойно, без раздражения. Похвала, одобрение воспринимаются как реально заслуженные. Доминирует мотив успеха, что позволяет видеть препятствия преодолимыми. Для устранения преград, для достижения цели возможна ориентация на собственные силы, так и на помощь других.
При среднем уровне личностной тревожности человек чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие, работоспособность преимущественно в ситуациях, к которым он уже успел адаптироваться, в которых он знает как себя вести, знает меру своей ответственности. При осложнении ситуации или появлении дополнительных трудностей возможно появление тревоги, беспокойства, ощущение напряжения, эмоционального дискомфорта. Восстановление эмоционального равновесия происходит после достижения необходимого уровня адаптированности.
Высокий уровень личностной тревожности означает, что большинство ситуаций, в которых оказывается человек, воспринимается как угрожающие его престижу, самооценке, физическому здоровью. Поведение, контакты с людьми регулируются, прежде всего, эмоциями. Высокая эмоциональная чувствительность сочетается с повышенной ранимостью, обидчивостью, что значительно затрудняет общение, создает множество коммуникативных барьеров. Замечания окружающих воспринимаются как порицание, оскорбление. Однако и одобрение, поддержка, особенно комплименты не вызывают доверия или принимаются за лесть. Конфликтные ситуации или избегаются или вызывают длительное чувство вины. Препятствия на пути к достижению цели часто воспринимаются как непреодолимые. Доминирующий мотив избегания неудачи мешает своевременным поискам оптимального решения. Неудачи часто переживаются как трагедии и надолго приковывают внимание. Снижают активность, необходимую для их реального преодоления и анализа.
При проведении психодиагностической консультации по результатам шкалы самооценки Спилбергера-Ханина надо учитывать, что уровни актуальной и личностной тревожности могут не совпадать у одного и того же человека. Высокая актуальная тревога может сочетаться с низкой личностной, и наоборот, низкой актуальной тревоги нередко соответствует высокая личностная тревожность. Это прежде всего отражает существование достаточно сложных соотношений между личностными свойствами и их актуальным проявлением в конкретных ситуациях. Можно предположить, что определенный круг ситуаций успешно преодолевается тревожной личностью, что сохраняет ее хрупкое эмоциональное равновесие. Точно так же и для эмоционально устойчивой личности существует свой круг значимых ситуаций, в которых вполне вероятно появление чувства тревоги, беспокойства и даже страха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ОБРАЗЕЦ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ
Таблица
Результаты диагностики внимания
(по корректурной пробе)
Имя или код |
Возраст, лет, мес. |
Показатели |
||
Концен- трация внимания, %, (+) |
Скорость переработки информации, зн. в сек, (+) |
Переключае- мость внимания, %, (+) |
||
Егор |
6л.7м |
100 |
2,3 |
50,0 |
Валя |
6л.5м |
100 |
1,5 |
28,5 |
Толя |
6л.1м |
58 |
1,75 |
28,6 |
Лиза |
6л.10м |
100 |
1,3 |
43,0 |
Вика |
6л.5м |
68 |
0,85 |
71,4 |
Миша |
6л.11м |
З1 |
1.9 |
44,3 |
Среднегруп-повые значения (Х ср) |
|
76,1 |
1,60 |
44.3 |
Стандартное отклонение (σ) |
|
9,7 |
0,7 |
16,5 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ВАРИАНТ ОПИСАНИЯ СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ
Таблица
Результаты диагностики школьной тревожности
(по опроснику Филипса)
№ (n/п) |
Имя или код |
Возраст лет, мес. |
Факторы, в % |
|||||||
1 (-) |
2 (-) |
3 (-) |
4 (-) |
5 (-) |
6 (-) |
7 (+) |
8 (-) |
|||
1 |
Борис |
9л.5м |
23 |
36 |
53 |
33 |
50 |
60 |
0 |
50 |
2 |
Вова |
9л.2м |
5 |
45 |
15 |
0 |
17 |
0 |
0 |
25 |
3 |
Виталик |
9л.8м |
45 |
64 |
38 |
83 |
50 |
40 |
20 |
50 |
4 |
Даша |
10л.1м |
23 |
64 |
46 |
66 |
33 |
80 |
20 |
50 |
5 |
Максим |
10л.3м |
64 |
18 |
8 |
66 |
66 |
20 |
40 |
37 |
6 |
Настя |
9л.11м |
36 |
18 |
23 |
33 |
66 |
0 |
0 |
50 |
7 |
Кирилл |
11л.6м |
14 |
18 |
15 |
0 |
33 |
0 |
0 |
37 |
8 |
Ксюша |
9л.10м |
45 |
18 |
15 |
50 |
50 |
20 |
20 |
37 |
9 |
Артем |
10л.2м |
55 |
9 |
38 |
50 |
33 |
20 |
40 |
13 |
10 |
Алина |
9л.10м |
9 |
27 |
38 |
0 |
17 |
20 |
20 |
50 |
11 |
Руслан |
10л.1м |
36 |
18 |
23 |
33 |
33 |
20 |
0 |
13 |
12 |
Маша |
8л.8м |
23 |
45 |
23 |
33 |
17 |
20 |
20 |
50 |
|
Средне-групповые значения (Х ср) |
31.5 |
31.6 |
27.9 |
38.6 |
38.7 |
25 |
15 |
38.5 |
|
Стандарт-ное отклонение (σ) |
17.8 |
18.5 |
10.3 |
26.9 |
15.9 |
22.5 |
14.4 |
13.8 |
Обозначения: Факторы 1 – общая тревожность в школе; 2 – переживание социального стресса; 3 – фрустрация потребности в достижении успеха; 4 – страх самовыражения; 5 – страх ситуации проверки знаний; 6 – страх не соответствия ожиданиям окружающих; 7 – низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; 8 – проблемы и страхи в отношениях с учителем.
При интерпретации показателей с 1 по 6 и показателя 8 следует учитывать, что чем больше значения показателей, тем более выражена подверженность страхам и тревоги. При интерпретации показателя 7 «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» – чем больше значение показателя, тем больше способность оказывать сопротивление стрессовым факторам.
Примерное описание результатов, представленных в таблице
Из результатов, представленных в таблице, видно, что школьная тревожность в целом по группе и для каждого учащегося соответствует средним значениям и не превышает возрастные нормативы. Можно считать, что тревога проявляется в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, в комфортной ситуации школьники сохраняют эмоциональное равновесие, чувство защищенности, высокий уровень работоспособности. Изменение обстановки: появление дополнительных трудностей, неожиданное повышение требований к выполнению учебных заданий и т.п. – приводит к возникновению беспокойства, тревоги, которые ослабевают после того, как ситуация превращается в привычную и безопасную.
Несмотря на этот факт, можно отметить, что в структуре школьной тревожности несколько выделяются такие составляющие, как страх самовыражения (фактор 4), страх ситуации проверки знаний (фактор 5), проблемы и страхи в отношениях с учителем (фактор 8).
Вероятно, что тревога школьников в значительной мере обусловлена ощущением угрозы собственному Я, угрозы самооценке, что характерно для подросткового возраста.
При этом обращают на себя внимания высокое значение стандартного отклонения выраженности страха самовыражения (фактор 4).
Это позволяет говорить о том, что диапазон индивидуальных проявлений этого вида страха достаточно широк и его высокие значения не отражают групповую тенденцию. В то время как боязнь проверки знаний во время контрольных работ, на экзаменах, а также боязнь негативной оценки со стороны учителя можно трактовать как групповую тенденцию.
Представленные в таблице результаты позволяют выявить наиболее значимые для каждого школьника учебные ситуации, провоцирующие появление тревоги. Так, для Виталика наиболее значимы ситуации, связанные прежде всего с самовыражением. Перед публичными выступлениями тревога сковывает активность, мешает раскрывать себя. Поведение подчиняется мотиву избегания неудачи. Для Даши наиболее важно соответствовать ожиданиям окружающих, следовать общепринятым нормам поведения. Оценки окружающих значимы для сохранения спокойствия и самоценности,
Пример расчета стандартного отклонения для показателя «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»
(столбец № 7)
σ = ; Хср.=15; n =12;
Σ = (15 − 0) 2 + (15-0) 2 + (15 – 20) 2 + (15 – 20) 2 + (15 – 40) 2 + (15 – 0) 2 + (15– 0) 2 + (15 – 20) 2 + (15 – 40) 2 + (15 – 20) 2 + (15 – 0) 2 +
(15 – 20) 2 =225 + 225 + 25 + 25 + 625 + 225 + 225 + 25 + 625 + 25 + 225 + 25 = 2500;
σ
= = = 14.4
В ОТЧЕТЕ ПО ПРАКТИКЕ РАСЧЕТЫ СТАНДАРТНОГО ОТКЛОНЕНИЯ НЕ ПРИВОДЯТСЯ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
ОБРАЗЕЦ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ
Таблица
Результаты диагностики познавательной активности детей дошкольного возраста
№ п.п
|
Имя |
Возраст, лет |
Внимание |
Память |
Мышление |
|||
Концент-рация |
Распреде-ление |
Объем |
Устойчи-вость |
Обобще- ние |
Логич- ность |
|||
1 |
Алеша |
6л.9м. |
II |
II |
III |
II |
III |
III |
2 |
Вика |
7л.3м. |
I |
I |
III |
III |
I |
I |
3 |
Дима |
6л.6м. |
II |
I |
II |
I |
I |
III |
4 |
Илья |
6л.10м |
II |
II |
II |
I |
II |
III |
5 |
Егор |
6л.4м. |
III |
II |
II |
III |
I |
I |
6 |
Аня |
6л.11м. |
I |
I |
I |
II |
II |
I |
7 |
Юля |
6л.3м |
III |
III |
I |
III |
II |
III |
8 |
Эдик |
7л.4м |
II |
II |
II |
I |
I |
II |
9 |
Лиза |
7л. |
II |
III |
II |
II |
II |
II |
10 |
Катя |
6л.10м |
II |
II |
III |
II |
III |
II |
11 |
Коля |
6л.7м |
I |
I |
II |
I |
II |
II |
Как видно из результатов, представленных в таблице, функции внимания, памяти и мышления, определяющие успешность познавательной деятельности дошкольников, сформированы примерно на одинаковом уровне. На это указывает то, что высокие способности к концентрации и распределению внимания, к запоминанию графического материала и сохранению его при интерферирующих нагрузках, а также способность к обобщению понятий и построению логичных умозаключений демонстрирует почти одна треть обследованных дошкольников.
Примерно для такого же количества детей познавательная активность требовала определенных усилий. Эти дети, которые, несмотря на достаточно высокую концентрацию внимания, совершали ошибки при его распределении. Способность к длительному сохранению графического материала сочеталась с невысокой логичностью мышления.
Такое же количество дошкольников, около одной третьи, обладало низким уровнем познавательной активности. У них наблюдались трудности сосредоточения внимания, ошибки при распределении внимания при одновременном быстром забывании заученной информации, особенно в случае усиления нагрузок на память. Эта группа дошкольников испытывала сложности при нахождении обобщающих признаков, нередко заменяя их случайными или лично значимыми. Построение логических умозаключений также составляло для них большие сложности.
Интегрированное представление материала в одной таблице позволяет выявить детей с разным уровнем познавательной активности. Так, к группе дошкольников с высоко сформированной познавательной деятельностью можно отнести Аню и Колю. Их результаты соответствуют I уровню по большинству диагностируемых параметров. Достаточно высокий результат у Эдика, что можно объяснить его возрастом. Он самый старший в группе обследованных детей. Неоднозначность сформированности функций внимания, памяти и мышления наблюдается у Вики. При высоких значениях концентрации и распределения внимания, обобщения и логичности мышления, у нее низкие показатели памяти. Вике необходимы дополнительные занятия по формированию навыков запоминания.
Особого внимания воспитателей и психологов требуют Алеша и Юля попали в группу риска – у них наибольшее количество показателей познавательной активности имеют низкие значения. Но Юля самая младшая в группе, поэтому ее результат не должен вызывать особого беспокойства, хотя предполагает оказание ей определенной помощи и поддержки.
Группа риска по несформированности познавательной активности в целом среди обследованных нами детей не выявлена. Одновременно низкого (III) уровня всех функций внимания, памяти и мышления не наблюдалось.
Из анализа результатов также следует, что практически все использованные в исследовании методики оказались информативными. Они обладают высокой чувствительностью к индивидуальным особенностям познавательной активности обследованных дошкольников. В группе выявлены дети с высоким уровнем, средним и низким уровнем отдельных составляющих познавательной активности.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
ОБРАЗЦЫ КАРТ НАБЛЮДЕНИЯ
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ № 1
(непараметрическая)
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
Цель: Выявление индивидуальных проявлений социальной смелости ребенка 6–7 лет
Фиксируются любые замеченные невербальные и вербальные проявления коммуникативного поведения в процессе психодиагностического обследования, позволяющие сделать заключение о социальной смелости ребенка.
НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
ВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ |
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ № 2
(параметрическая)
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
(разработана И. М. Богдановской, А. Н. Кошелевой, С. Т. Посоховой,
В. В. Хороших)
Цель: Выявление индивидуальных проявлений социальной смелости ребенка 6–7 лет.
Фиксируются указанные в карте невербальные и вербальные проявления коммуникативного поведения на стадии установления контакта ребенка с психологом, позволяющие сделать предварительное заключение о его социальной смелости.
Диагности-руемое свойство |
Вербальные и невербальные Проявления |
Наличие |
Смелость на стадии уставновле- ния контак-тов с незна-комым человеком |
Входит в помещение (кабинет психолога) один без родителей (без воспитателя, учителя) |
|
Идет впереди родителей (воспитателя, учителя) |
|
|
Держится за руку, старается быть ближе к родителям (воспитателю, учителю) |
|
|
Останавливается у двери в замешательстве |
|
|
Отказывается входить в помещение (кабинет психолога) первым |
|
|
Инициатив-ность в уста-новлении контактов |
Здоровается первым
|
|
Здоровается в ответ на приветствие психолога
|
|
|
Отвечает на приветствие психолога невербально |
|
|
Никак не реагирует на приветствие психолога
|
|
|
Здоровается после побуждения психолога
|
|
|
Называет свое имя и свою фамилию, класс без вопроса психолога |
|
|
По своей инициативе начинает подробно рассказывать о себе, классе, своей семье, о своих интересах и т.п. |
|
|
Начинает рассказывать о себе только после вопроса «Как тебя зовут?» |
|
|
На вопрос психолога «Как тебя зовут?» сам не отвечает |
|
|
Контакт с незнакомым взрослым |
Улыбается
|
|
Дает развернутые ответы
|
|
|
Начинает выполнять задания без дополнительных просьб и вопросов психолога |
|
|
Переспрашивает, если что-то не понимает
|
|
|
Не смотрит на психолога
|
|
|
Отворачивается при обращении психолога
|
|
|
Прячет глаза
|
|
|
Прерывает работу без указания психолога
|
|
|
Отказывается выполнять задания
|
|
|
Дает односложные ответы
|
|
|
Обращается за поддержкой к психологу в случае затруднений:
|
|
|
Постоянно обращается за поддержкой к психологу:
|
|
|
Особые реакции:
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 8.
ТИПИЧНЫЕ ПОГРЕШНОСТИ НАПИСАНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИ
Погрешность |
Смысл |
Варианты исправления |
Употребление слов: слов «испытуемый», «человек» «мальчик», «девочка» и т.п.
|
Снижение ценности личности, нивелирование индиви- дуального своеобразия личности того, кто кто обследуется |
Употребление фамилии, имени; использование безличных предложе- ний, типа «обладает высоким уровнем интел- лекта», «нечувствите- лен к неудачам» и т.п. |
Употребление выраже- ний «интеллект страда- ет», «память западает»
|
|
«Низкий уровень интел- лектуального развития», «снижение функций памяти» |
Употребление оценочных суждений: «память плохая» «внимание хорошее» |
Создание оснований для снижения самоцен- ности обследуемого, |
Результаты описываются с использованием понятий «большой», «низкий», «средний», т.п. например, «небольшой объем памяти», «высокая концентрация внимания» |
Указание цифровых значений показателей без расшифровки их психологического смысла и |
Интерпретация результатов обследуемым на основа- нии собственных обыденных представ- лений |
Раскрытие психологичес- кого содержания цифровых значений, например «Вербальный интеллект достигает 108, что что ответствует возрастной норме вития интеллектуального развития»; или «Вербальный интел- лект соответствует возрастной норме интеллектуаль- ного развития, что проявляется в спо- собности …» |
Отсутствие адресата рекомендаций |
Рекомендации не реализуются, резуль- таты диагностики беспо- лезны |
Рекомендации адресу- ются самому обсле- дуемому, педагогам, ро- дителям, психологам
|
Рекомендации носят об- щий характер, например «необхо- димо изменить отношение к жизни и к себе», «надо быть более уверенным человеком» и т.п. |
Рекомендации не раскры- вают конкретных средств и путей решения пробле- мы |
«Рекомендуется участие в в тренинге развития коммуника- тивной компетентности»,» «Рекомендуется более углубленное исследова- ние эмоциональной сфе- ры, Я-концепции» и т.п.
|