Методичка юр.псих

Семинарское занятие № 2 (тема )

Тема: «Психологические аспекты профессиональной юридической деятельности»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

1. Общая характеристика субъекта в профессиях типа «Человек-человек». Юрист как типичный представитель профессий типа «Человек-человек». Понятие о профессиограмме. Общие предпосылки создания профессиограммы юриста.

2. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

3. Эмпатия как один из психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

4. Локус контроля личности (уровень субъективного контроля личности) как один из психологических факторов профессиональной пригодности юриста.

5. Понятие, содержание и организация профессионального психологического отбора в правоохранительные органы.

6. Психологическая культура юриста.

7. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.

8. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов.

9. Проблемы правового регулирования профессионального психологического отбора (отечественный и зарубежный опыт).

Структура профессиограммы.

I. Общие сведения о профессии:

история развития профессии; потребность в данной профессии, её место и значение в системе общественного производства; перспективы профессии; связи рассматриваемой профессии с другими профессиями и специальностями; возможность освоения смежных профессий и специальностей; значение профессиональной квалификации и в связи с этим – возможность получения среднего специального и высшего профессионального образования; названия учебных заведений, в которых можно приобрести специальность, их адрес.

II. Описание процесса труда:

внешнее содержание трудового процесса, производственные задания, результаты труда; машины, инструменты, материалы, употребляемые в процессе труда; продукт (само изделие) труда; внутреннее содержание трудового процесса, раскрытие роли знаний и навыков.

5 стр., 2018 слов

Роль профессии в жизни человека

... человека под действием профессии. Роль выбора профессии Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию ... возможностями карьеры, оплачиваемостью труда и потребности в кадрах. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения. По большей ...

III. Человек в процессе труда:

роль знаний и моральной подготовки к труду (необходимость стойкого интереса); особенности состояния здоровья, необходимые для данной работы; общие психологические качества и способности человека, необходимые для данной профессии; физические качества, требуемые для данной специальности.

IV. Социально-экономические особенности профессии:

содержание труда (чтó работники данной профессии должны знать и уметь); условия работы (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, трудовые льготы и т. д.); размеры заработной платы, системы поощрения труда; социальное обеспечение, жилищно-бытовое обслуживание; перспективы повышения квалификации работников данной профессии, повышения их образовательного уровня; название предприятий, где нужны специалисты данной профессии.

Семинарское занятие № 3 (тема )

Тема: «Криминальная психология»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

  1. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника.
  2. Основные современные психологические теории, объясняющие криминальное поведение (теория социального научения А. Бандуры, дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» Р. Экерса, фрустрационная теория Л. Берковица).
  3. Психологические факторы, провоцирующие и содержащие криминальное поведение.
  4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемости.
  5. Агрессия: понятие, основные теории, биологические основы, социальные детерминанты.
  6. Агрессивность как личное проявление агрессии. Управление агрессией.
  7. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
  8. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства).

    Групповые нормы и ценности.

Судебная психологическая экспертиза преступной группы.

Семинарское занятие №4

Тема: «Психология в оперативно-розыскной и следственной деятельности.»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

  1. Психологический анализ преступления.
  2. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
  3. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
  4. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
  5. Юридико-психологическая характеристика краж.
  6. Юридико-психологическая характеристика «беловоротничковых» и должностных преступлений.
  7. Терроризм как юридико-психологическая проблема.
  8. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Судебная психологическая экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
  9. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
  10. Психологические основы профессионального общения следователя.

Семинарское занятие №5

5 стр., 2078 слов

3.Психологическая характеристика и сущность памяти

... психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая ... инструментом, средством мышления, оно является также средством общения. 10.Сущность и психологические особенности способностей В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего ...

Тема: «Судебная психологическая экспертиза в административном, уголовном и гражданском процессе» Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

  1. Судебная психологическая экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  2. Понятие о юридически значимых эмоциональных состояниях. Судебная психологическая экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  3. Судебная психологическая экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  4. Посмертная судебная психологическая экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  5. Судебная психологическая экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  6. Судебная психологическая экспертиза в делах по спорам о праве на воспитании детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  7. Судебная психолого-лингвистическая экспертиза: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
  8. Комплексные судебные психологические экспертизы: понятие, теоретические основы. Характеристика комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы (КСППЭ), дискуссионные вопросы. Характеристика комплексной судебной психолого-искусствоведческой экспертизы.

Семинарское занятие № 6

Тема: «Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

  1. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
  2. Аттракция: понятие, содержание, значение для юридической психологии.
  3. Состязательный подход в судопроизводстве: бóльшая справедливость или тенденциозность?
  4. Юридико-психологические проблемы показаний свидетелей (убедительность, точность, ошибки).
  5. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
  6. Предрассудки: понятие, содержание, значение для юридической психологии.
  7. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.

Семинарское занятие №7

25 стр., 12359 слов

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

... детей обусловлена социально-педагогическими условиями, определяющими и психологические закономерности развития личности. Эти закономерности носят ... познания, изучаемого философией. Философия является и теоретической платформой осмысления педагогического опыта и создания ... структуру входят: ·  общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; ·  возрастная педагогика - ...

Тема: «Исправительная (пенитенциарная) психология»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

1. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

2. Стэнфордский тюремный эксперимент (Ф. Зимбардо) и его значение для юридической психологии.

3. Типовая динамика психофизиологического состояния осужденного в процессе отбывания наказания.

4. Социально-психологические явления в среде осуждённых (осуждённые как большая социальная группа).

Конфликты и групповые эксцессы в среде осуждённых.

5. Особенности криминальной субкультуры в пенитенциарных учреждениях.

6. Психологические средства исправления осуждённых. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.

7. Психофизиологические последствия заключения. Значение работ Н. Тинбергена.

8. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.

9. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённого к условиям жизни на свободе.

Семинарское занятие № 8 (тама)

Тема: «Правовая психология»

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинарском занятии:

1. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.

2. Биопсихосоциальное содержание учения о морали и законопослушном поведении.

3. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действи­тельности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.

4. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.

5. Психологические аспекты правотворчества.

6. Юридико-психологические аспекты конформизма.

7. Биопсихосоциальные аспекты аномального поведения.