Понятие структуры управления. Виды структур управления

Организационная стр-ра упр-я – взаимосвязь объектов упр-я и их соподчиненность, расположенных на одной территории.

Стр-ра упр-я – это взаимосвязи и соподчиненность рук-лей и специалистов.

Существуют виды структур управления:

1ступенчатая

2-хступенчатая структура п/п – бригада – руководитель хоз-ва — бригадир

3-хступенчатая : п/п – отделения – бригады

руководитель п/п — управляющий отделом – бригадир

применяется в крупных п/п, где выделяются промежуточные подразделения, ч/з которые осуществляется руководство первичными производственными подразделениями

4-хступенчатая – используется в АП объединениях, с которых п/п и по производству и переработке продукции подчиняется гендиректору

1. Одноступенчатая структура управления

2. Двухступенчатая структура управления

3. Трехступенчатая структура управления

4. Четырехступенчатая структура управления

 

1.Линейная структура управления – каждый работник аппарата управления выполняет непосредственно все функции руководства, данным участком производства. По всем вопросам своей работы он подчинен одному вышестоящему лицу. Выполнение распоряжений обязательно для подчиненных, реализация принципа централизации и единоначалия.

2. Функциональная структура управления основана на разделении труда м/у каждым лицом аппарата управления, наиболее квалифицированным по данным вопросам. Каждое звено управления выполняет определенную функцию. В основу образования функциональных звеньев положен линейный принцип единоначалия.

Преимущества: компетентность специалистов, конкретизация видов деятельности.

Отрицательные: дублирование функций, трудности координаций, снижение ответственности.

3. Линейно — функциональная

По линии общего руководства, каждый работник подчиняется своему линейному руководителю, специалисты штатов приобретают функциональные полномочия.

+: облегчается труд руководителя, квалифицированное руководство, сохранение принципа единоначалия

-: сложность построения и функционирования, бюрократизация.

 

 

4. Классификация структур управления.

1) Отделенческая

Наиболее распространенной в с/х производстве является отделенческая и как одна из прогрессивных структур управления — цеховая.

11 стр., 5141 слов

Государственное и муниципальное управление 2

... и отношений собственности; совершенствование методов и структур управления в целях повышения эффективности всей системы муниципального управления; создания эффективной системы подготовки кадров ... самоуправления. Объект муниципального управления – это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами. Специфика муниципального управления определяется, прежде всего, ...

«+» — отсутствует дублирование функций управления у специалистов

«-» — награможденность различных объектов управления.

2)Цеховая структура управления

«+»:

1. Высокопрофессиональные специалисты приблизились непосредственно к производству;

2. Каждый цех находится на хозрасчете, самостоятельное звено.

«-»

1. Рекомендовать при тех условиях, когда основной объект управления нахо­дится на расстоянии от центральной усадьбы до 30 км;

2. Не развивается, т.к. при подведении итогов по году главный бухгалтер, со­ставляя баланс предприятия, подводит итог в целом по работе всех цехов. Напри­мер, если цех растениеводства сработал прибыльно, а цех животноводства с убытком, то убыток погашается за счет цеха растениеводства.

3)Шахматная структура управления

4)Матричная структура управления (ООО)

«-» — дублирование функций управления.

5)Штабная структура управления

«+» — наиболее мобильна.

 

5. Организационно-распорядительные методы управления, виды и особенности применения.

Организационно-распорядительные методы – это система методов, которая базируется на правах и ответственности людей на всех уровнях хозяйствования. Предполагают использование рук-лем власти, ответ-ти подчиненных и создание системы организации отношений.

Организационно-распорядительный метод управления относится к административным методам управления.

Административные методы – совокупность средств административного воздействия, подчинения исполнителей руководителя, направленных на успешное вып-е труд коллективами и отдельными работниками стоящих перед ними задач.

Методы основаны на исполнении обязательных предписаний и рекомендаций, позволяют влиять на пр-с упр-я ср-ми волевого воздействия, установления и поддержания дисциплины и порядка.

Организационно-распорядительные методы управления разделяются на 2 подметода:

1. Организационного воздействия — связаны с совершенствованием мех-ма и стр-ры упр-я и основаны на исп-ии админ-ых актов и норм, направленных на формир-е устойчивых организационных отнош-й.

2. распорядительного воздействия (регламентирование) – жесткий вид воздействия на основе юр закрепления общих требований и правил организационного состояния и поведения в отношении конкретных объектов.

Нормы и нормативы применяемые в этом методе можно разделить:

1) для построения структуры управления

2) для организации процесса управления

3) для оценки и оплаты труда работника

Приказ – писм. или устное требование рук-ля подчиненным выполнить определенное задание с указанием сроков вып-я используемых ср-в и др. усл-й.

Распоряжение м. давать каждое должностное лицо по вопросам относящееся к его компетенции.

Постановление – распорядительный док-т коллегиальных органов.

 

Социально-психологические методы управления. Стиль управления

Соц.-псих. метод упр-я – способы и формы психического воздейятвия, которые использует в своей работе спец-т для достижения поставленных целей.

 
 

 

Психолог. средства воздействия:

1.формир-е или использование опред. псих. св-в личности.

2.упр-е псих. состоянием человека.

3.целенаправленное использование псих. процессов в человеке (памяти, мышления и тд).

4.развитие эмоций, повышающих труд. активность и устранение ее снижающих.

5.направление в нужное русло волевых процессов и действий.

Темперамент – это совокупность психо-физиолог. качеств личности, связанных с центральной нервной системой. темперамент хар-т динамичность личности, но не хар-т ее убеждений, взглядов, интересов.

Типы темперамента человека (по И.П. Павлову):

1. Холерик — быстрота движений и действий, порывистость, возбудимость, неуравновешенность, преобладание возбудимости над торможением, в разговоре с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность.

«+» энергия, активность, страстность, инициативность.

«-» несдержанность, грубость, резкость,вспыльчивость.

2. Живой (сангвиник) – сильный, уравновешенный, подвижный (но без резких порывистых движений), любознательный, веселый, жизнерадостный, эмоционально устойчив, быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи, легко устанавливает контакты, налаживает отношения, вежлив, доброжелателен.

«+» высоко развито чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к труду и общ. жизни.

«-» разбросанность, нежелание доводить дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.

3. Спокойный (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный, медлительный, нетороплив в работе, основательность, продуманность, упорство, склонен к порядку, не любит перемен, доводит дело до конца.

«+» усидчивость, деловитость, настойчивость.

«-» безразличие, равнодушие, пассивность, лень.

4. Слабый (меланхолик) – псих. процессы протекают замедленно, тяжело переносит обиды, огорчения, склонен к замкнутости, избегает общения с новыми людьми.

«+» впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, деликатность, чуткость, отзывчивость.

«-» подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм.

Стиль упр-я – привычная манера поведения рук-ля по отнош-ю к подчиненным, чтобы оказать влияние и побудить к достижению цели организации.

1)Авторитарный:

1. Стремление к единоначалию

2. Рук-ль легко прибегает к власти, чтобы навязать свою волю исп-лю

3. Инициатива подчиненных подавляется

4. Легко исп-ся психол. давление, принуждение.

“+”: – укрепление власти рук-ля, его возм-ти; – Ответс-ть и оперативность принятия решения

“–”: – подавление инициативы; – не учитывается мнение коллектива; – подчиненные не заинтересованы в принятых решениях.

2) Демократический стиль.

1. Децентрализация полномочий

2. Рук-ль избегает навязывания своей воле=и, влияние основано на самовыражении подчиненного

3. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений, пользуются свободой при вып-ии заданий

4. Рук-ль делает обязанности подчиненных более привлекательными, играет направляющую роль.

“+”: – Заинтересованность исп-ля в рез-ах и своей деят-ти; – Исп-е мех-ма в самомотивации и самоконтроль

“–”: – потеря отв-ти; – низкая оперативность

Стиль применяется там, где устоялся темп деят-ти, есть дисциплина и порядок.

3)Либеральный стиль.

1. Min вмешательство рук-ля в деят-ть коллектива

2. Подчиненные самостоят-но определяют цели деят-ти и контролируют свою работу

3. Рук-ль не проявляет организаторских способностей, не контролирует и не координирует деят-ть подчиненных

“+”: свобода творчества

“–”: отсутствие дисциплины; низкая результативность.

 

Понятие информации. Виды информации, используемые в управлении сельскохозяйственным производством

Информация-это предмет труда управленческих работников, представляющий собой совокупность сведений, позволяющий устарнить неопределенность знаний пользователей.

 

Требования к информации:

1. достоверность, точность и объективность

2. полнота и новизна информации

3. избыточность информации

4. своевременность и оперативность

5. однозначность и доступность

Классификация информации:

1)плановая отражает явления и события, которые должны иметь место в будущем

2)учётная – отображает уже свершившиеся явления:

2.1)бухгалтерская

2.2)статистическая – даёт количественное освещение процессов в их взаимосвязи

2.3)оперативная – используется для контроля за отдельными хозяйственными операциями и процессами

3) аналитическая -используется для оценки уровня производственно — хозяйственной деятельности

4)справочно-нормативная: различные нормативы, расценочная информация, договорная, справочно-табличная

5)директивная –характеризуется разовым поступлением в виде директивных указаний и приказов

Сущность и классификация управленческих решений. Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.

Управленческое решение – это выбор оптимального варианта из имеющихся вариантов.

Виды:

1.по масштабу действий: глобальные и локализированные

2.по хар-ру задачи: стратегические, тактические, оперативные.

3.по времени осуществления: перспективные, текущие, краткосрочные.

4.по уровню охвата проблемы, комплексные, отраслевые, частные.

5.по способу обоснования: формализуемые и эвристические.

6.условия принятия: структуризованные, вероятностные, поисковые.

7.способы воздействия: прямые, косвенные.

8.напрвления воздействия: внешние, внутренние.

9.уровень воздействия: многоуровневые, одноуровневые.

10. форма отображения: письменные, устные

Факторы, влияющие на принятие управленческих решений.

1. Личные фак-ры: знание рук-ля, опыт, квалификация, общий морально-псих. климат пр-ва.

2. Материальные: в рамках этой группы учитываются наличие необх. ресурсов (матер., инф.,фин., кадров)

3. Среда принятия решений: решение может приниматься в разных обстоятельствах по отношению к риску, а именно, обстоятельства определенности, риска и неопределенности. В обстоятельствах определенности рук-ль точно знает результат наперед из альтернативных вариантов отбора. В обстоятельствах риска результаты решений неопределенны, но вероятность каждого результата известна. В обстоятельствах неопределенности невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

4. Негативные последствия: принятие решений яв-ся процессом нахождения компромисса. Решение в пользу выпуска продукции высокого качества влечет за собой рост издержек.

5. Взаимозависимость решений: единичное важное решение может потребовать большое кол-во менее значимых решений. Крупные решения имеют последствия для орг-ции в целом и для всех подразделений.