Ответы на тесты

Философия

Звёздочкой отмечено- верный ответ.

Тема 1. Сущность и функции философии 1. Философия как самостоятельная область знания возникла 1. С появлением христианства 2. Во втором тысячелетии до н.э. 3. С возникновением цивилизации* 2. Разделение на «естественное» и «сверхъестественное» отсутствует 1. В мифологическом сознании* 2. В философских системах 3. В религии 3. Предметом философии выступают 1. Люди и их жизнь 2. Процессы познания 3. Наиболее общие свойства и законы мира* 4. Онтология – это раздел философии, представляющий собой 1. Учение об основах психики 2. Науку о мышлении 3. Учение о бытии* 5. Термином «гносеология» в философии обозначается 1. Концепция смысла жизни 2. Учение о познании мира* 3. Метод научного познания 6. Понятие «объект» означает 1. Существующую реальность 2. Активную сторону в познавательном процессе 3. Часть реальности, на которую направлены усилия познающего и действующего субъекта* 7. Ценностная функция философии называется 1. Аксиологической* 2. Мировоззренческой 3. Методологической Тема 2. Философия Древнего Китая и Древней Индии 8. Одной из особенностей стиля восточного философствования в древности по сравнению с западным (европейским) выступает 1.

Направленность на социально-нравственные проблемы * 2. Стремление к рациональному объяснения природы 3. Проблема соотношения веры и знания 9. К древнеиндийским философским системам принадлежат 1. Даосизм, и легизм 2. Веданта и вайшейшика* 3. Конфуцианство и моизм Тема 3. Античная философия 10. Основателем древнегреческой философии принято считать 1. Сократа 2. Аристотеля 3. Фалеса* 11. Точка зрения, согласно которой в основе мира лежит божественное число принадлежит 1. Пифагору* 2. Пармениду 3. Антисфену 12.Одним из основоположников атомистического учения был 1. Парменид 2. Сократ 3. Демокрит* 13. Утверждение о том, что атомы могут случайно отклоняться от закономерных траекторий принадлежит 1. Левкиппу 2. Эпикуру* 3. Демокриту 14. Четыре стихии — огонь, воздух, вода и земля – получили статус элементов или « корней всех вещей» 1. В философии Эмпедокла* 2. В воззрениях Анаксимандра 3. В учении Пифагора 15. Возможность всякого движения отвергалась с помощью апорий «Дихотомия», «Ахилл и черепаха» 1. Платоном Афинским 2. Диогеном Синопским 3. Зеноном Элейским* 16. Учение об «эйдосах», как о мире действительных сущностей было разработано 1. Аристотелем 2. Платоном* 3. Сократом Тема 4. Средневековая философия 17. Главной чертой философии Европейского средневековья является 1. Космоцентризм 2. Теоцентризм* 3. Сциентизм 18. Утверждение — «в мире существуют только отдельные вещи, а общим понятиям ничего не соответствует в действительности» — относится к направлению средневековой философии, получившему название 1. Реализм 2. Номинализм* 3 Апологетика 19. Тезис — «верую, потому что абсурдно» — принадлежит 1. Ф. Аквинскому 2. Тертуллиану* 3. П. Абеляру Тема 5. Философия эпохи Возрождения 20. Гуманизм как отличительная черта философии эпохи Возрождения базировался 1. На индивидуализме* 2. На представлениях о божественной сущности человеческой души 3. На принципах коллективизма

21. Пантеистические идеи проявлялись во взглядах 1. Л. да Винчи и Лоренцо Валы 2. Д. Бруно и Н. Кузанского* 3. Н.Коперника и Н.Макиавелли 22. Наиболее ярким представителем скептицизма в философии европейского Возрождения принято считать 1. Парацельса (Ф.Теофраста) 2. Эразма Ротердамского 3. Мишеля Монтеня* Тема 6. Философия Нового Времени 23. Суждение «мыслю, следовательно существую» было положено в основу философии 1. Т.Гоббса 2. Р.Декарта* 3. И.Канта 24. Автором теории государства на основе общественного договора был 1. Дж. Локк 2. Т. Гоббс* 3. Д. Юм 25. Сторонником теории врожденных идей были 1. Дж. Локк 2. Г.В. Лейбниц* 3. Ф.Бэкон Тема 7. Французское Просвещение и материализм XVIIIв. 26. Французские философы –энциклопедисты (Д. Дидро, П. Гольбах и др.) придерживались 1. Пантеистических воззрений 2. Дуалистических взглядов 3. Деистических позиций* 27. Ж.Ж. Руссо считал, что для организации общественной жизни необходим 1. Просвещенный абсолютизм 2. Общественный договор* 3. Неограниченный, самодержавный монархизм 28. Заслуга наиболее полной и последовательной разработки учения о разделении ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную принадлежит 1.

Вольтеру 2. Ш. Монтескье* 3. П. Бейлю Тема 8. Немецкая классическая философия 29. Немецкая классическая философия сосредоточила свои исследования на раскрытии 1. Общих закономерностей материального мира 2. Закономерностей развития духовной деятельности* 3. Наиболее общих принципах развития материального производства, экономики 30. К школе немецкой классической философии принадлежат мыслители 1. Ж.-Ж. Руссо и Д. Дидро 2. И. Г. Фихте и В.Й. Шеллинг* 3. Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц 31. Свою философскую систему И. Кант называл 1. Трансцендентальной* 2. Прагматической 3. Экзистенциальной 32.Абсолютная идея – основная категория философии 1. И. Канта 2. Г.В. Гегеля* 3. Л. Фейербаха 33. Л.Фейербах развивал философское учение, которое можно охарактеризовать как 1. Панлогизм 2. Интуитивизм 3. Антропологизм* Тема 9. Марксистская философия 34. В марксистской философии была сделана попытка соединения (синтеза) 1. Материализма с диалектическим методом* 2. Метафизического материализма с элементами диалектики 3. Идеализма с элементами материализма 35. Центральное место в социальной философии К. Маркса занимает 1. Теория классов и классовой борьбы, переносимая на всю историю человечества* 2. Исследование специфики рабовладельческого общества 3.

Нравственно-этическая проблематика 36. Основные положения диалектического материализма изложены 1. В работе К. Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» 2. В работе К. Маркса и Ф. Энгельса «Наемный труд и капитал» 3. В работе Ф. Энгельса «Диалектика природы»* 37. Философской работой В.И. Ленина, где им дано определение категории «материя» является книга 1. «Государство и революция» 2. «Развитие капитализма в России» 3. «Материализм и эмпириокритицизм»* Тема 10. Западная философия второй пол. XIX – XX вв. 38. Философское направление, согласно которому внимание исследователя должно быть обращено не на предметы этого мира, а на акты сознания, в которых они являются человеку называется 1. Феноменологией* 2. Позитивизмом 3. Экзистенциализмом 39. Густав Юнг создал учение 1. О формах движения материи 2. О коллективном бессознательном (архетипах)* 3. О самоорганизации в природных и социальных системах 40. Автором работы «Мир как воля и представление» является 1. А. Шопенгауэр* 2. З. Фрейд 3. О. Шпенглер

41.К представителям Марбургской школы неокантианства принадлежал 1. Г. Коген* 2. Г. Спенсер 3. А. Камю 42.Махизм – один из этапов развития 1. Неотомизма 2. Позитивизма* 3. Философии жизни 43. Верификация – это 1. Подтверждение истинности какого-либо положения путем проверки прямым наблюдением или экспериментом* 2. Проверка истинности какого-либо положения с помощью логических рассуждений 3. Некритическое принятие на веру какого-либо положения 44. Автором принципа фальсифицируемости — «теория, которую нельзя опровергнуть – ненаучна» — является 1. Э. Фромм 2. К. Поппер* 3. Р. Карнап Тема 11. Русская философия 45. Согласно воззрениям русского философа Н. Бердяева человеческая личность, обладающая свободой и творческим началом 1. Обладает такой же ценностью как общество, нации и государства 2. По своей значимости стоит ниже общества, нации и государства 3. Стоит выше общества, нации и государства и может перейти из царства природы в царство Духа (Бога)* 46. А.Н. Радищев считал, что 1. Для улучшения положения русского народа необходима просвещенная монархия 2.

Самодержавие не противоречит естественному состоянию народа 3. Для освобождения народа необходимо прежде всего его просвещение* 47. К представителям славянофильства в 19 в. В России относится 1. А.С. Хомяков* 2. П.Я. Чаадаев 3. Д.И. Писарев 48. Стержневым принципом воззрений В.С. Соловьева выступают философские идеи 1. Материального единства мира 2. Непостижимости (непознаваемости) бытия 3. Мировой души, или Софии, положительного всеединства* Тема 12. Учение о бытии (онтология) 49. Материя, движение, пространство, время согласно данным современной науки 1. Неразрывно связаны друг с другом* 2. Существуют отдельно независимо друг от друга 3. Друг от друга неотделимы только материя и движение, пространство и время – самостоятельные сущности 50. Движение согласно современным философским воззрениям представляет собой 1. Перемещение тела в пространстве 2. Не только перемещение тела в пространстве, но и любые качественные изменения* 3. Только качественные изменения 51.Время обладает свойствами 1. Одномерности и необратимости* 2. Необратимости и многомерности 3. Одномерности и обратимости Тема 13. Учение о развитии 52. Детерминизм – это 1. Учение не признающее никакой причинности или ее всеобщности 2.

Концепция, согласно которой в сознании человека имеются так называемые «врожденные идеи» 3. Учение о всеобщей закономерной причинности всех явлений материального и духовного мира* 53. Возможность – это категория философии отражающая 1. Наличие условий для возникновения какого-либо предмета или явления* 2. Внешние формы существования предмета, явления 3. Внешние, неустойчивые, единичные связи действительности 54. Движение – это 1. То же, что и развитие 2. То же, что и прогресс 3. Всякое изменение вообще * 55. Статистические законы в отличие от динамических 1. Предсказывают вероятность событий на основе множества случайных факторов* 2. Однозначно предсказывают точно определенные изменения на основе каузальных (причинных) связей 3. Не имеют отношения к каузальным (причинным) связям. 56. Вероятность – это 1. Понятие тождественное возможности 2. Количественная мера возможности* 3. Понятии, тождественное случайности 57. Релятивизм – это философский методологический принцип, утверждающий, что 1. В мире все изменчиво и не существует ничего устойчивого* 2. Изменчивость всего существующего не исключает моментов устойчивости в нем 3. Все в мире неизменно и устойчиво 58. Согласно диалектическому методу закон единства и борьбы противоположностей, прежде всего, раскрывает 1. Механизм всякого изменения и развития 2. Источник всякого движения и развития* 3. Направленность, тенденцию всяких изменений 59. Законы диалектики наиболее полно и последовательно были исследованы и изложены 1. И. Кантом 2. Г. Гегелем* 3. О. Контом 60. Соде

Тема14. Природа человека 61. В понятии «человек» фиксируется 1. Принадлежность субъекта к роду «homo sapiens» («человек разумный»)* 2. Способность субъекта к эмоциональным переживаниям 3. Способность к прямохождению на задних конечностях 62. В процессе становления личности определяющим фактором является 1. Развитие памяти 2. Формирование самосознания* 3. Усвоение традиций 63. Подлинная свобода личности – это 1. Полная независимость человека от объективных условий его существования 2. Активная деятельность индивида на основе познанных объективных условий его существования* 3. Пассивное следование существующему порядку, сложившемуся в обществе 64. Индивидуальный человек как личность 1. Формируется в ходе социализации (воспитания, образования, усвоения опыта и т.п.)* 2. Проявляется только благодаря природным задаткам 3. Появляется в момент своего рождения Тема 15. Учение об обществе (социальная философия) 65. В социальной философии под обществом понимают 1. Объединение людей для защиты своих прав и свобод 2. Обособившуюся от природы систему, представляющую собой совокупность всех исторически сложившихся форм взаимодействия людей* 3.

Любое, даже временное объединение индивидов 66. Согласно марксизму определяющей сферой по отношению ко всем остальным в жизни общества выступает 1. Политика 2. Религия 3. Экономика* 67. Категории «общественное бытие» и «общественное сознание» занимают центральное место в социальной философии 1. Постпозитивизма 2. Структурализма 3. Марксизма* 68. Волюнтаризм 1. Абсолютизирует значение необходимости 2. Преувеличивает значение волевых начал в деятельности людей* 3. Отвергает свободу воли 69. Государство как социальный институт — это 1. Территория, на которой проживают представители какой-либо нации 2. Аппарат управления обществом, наделенный законной властью* 3. Население, живущее на закрепленной территории 70. Сфера деятельности, связанная с достижением, удержанием и изменением государственной власти называется 1. Политикой * 2. Правовым творчеством 3. Эстетической деятельностью 71. Народность – это историческая общность, которая 1. Тождественна нации 2. Непосредственно предшествует возникновению нации* 3. Основана на кровно-родственных связях между людьми 72. Социальное реформирование – это преобразование общества, 1. Не уничтожающее основы существующей социальной структуры* 2.

Ведущее к качественному, коренному переустройству социально-экономического строя 3. Сводящееся к постепенным, длительным по времени изменениям общественной жизни 73. Власть – это 1. Наличие у субъекта особых психологических качеств (настойчивости, темперамента, убежденности и т.п.) 2. Способность и возможность социального субъекта осуществлять свою волю с помощью силы, авторитета, закона, экономических ресурсов и т.д.* 3. Особые способы коммуникаций (общения) между людьми 74. Теория социальной стратификации относится к объяснению 1. Социальной структуры общества* 2. Процессов экономического развития 3. Специфики духовного творчества Тема 16. Учение о ценностях (аксиология) 75. Категорический императив, как безусловный принцип поведения человека был взят за основу нравственности 1. Г. Спенсером 2. К. Поппером 3. И. Кантом* 76. Гуманизм как целостная система взглядов возник в 1. Немецкой классической философии 2. Философии средних веков 3. Философии эпохи Возрождения* 77. Смысл бытия человека 1. Формируется самим индивидом в процессе развития самосознания* 2. Задан на генетическом уровне 3. Определяется государством 78. Политеистической является религия основанная на вере 1. В единого Бога 2. В нескольких или многих богов* 3. В сверхъестественные свойства неодушевленных предметов 79. Утверждение о том, что «жизнь есть страдание» является исходным принципом религиозной системы 1. Христианства 2. Буддизма* 3. Ислама

80. Мораль – это нормативная регуляция действий человека, в поддержании которой решающую роль играют 1. Государственные учреждения 2. Общественное мнение, традиции, обычаи* 3. Правовые, законодательные акты 81. Христианство провозглашает равенство людей, поскольку 1. Все люди грешны* 2. Все люди страдают 3. Все люди лишены свободы воли 82. Вера – это 1. Способность человека с помощью логики определять истинность каких- либо суждений 2. Оценка истинности суждений без логических оснований* 3. Определение истинности суждений с помощью проверки их на практике Тема 17. Проблема сознания 83. Сознание представляет собой 1. Чувственный образ предмета, непосредственный контакт с которым в данный момент отсутствует 2. Взаимодействие человека с окружающей средой 3. Совокупность чувственных образов, логических моделей, имеющих социально-историческую природу* 84. Язык по отношению к мышлению выступает 1. Его орудием, формой материализации мысли * 2. Субстратом мышления, его биологической основой 3. Как нечто полностью тождественное мысли 85. Утверждение «существовать – значит быть воспринимаемым принадлежит 1.

Дж. Локку 2. Дж. Беркли* 3. Р. Декарту 86. Термин «идеальное» обозначает 1. Представление о нравственном и эстетическом совершенстве 2. Способ бытия объекта, отраженного в психике, сознании человека* 3. Точку зрения на какой-либо предмет, явление, понятие 87. Философская позиция, утверждающая существование двух независимых друг от друга начал – физического и нефизического (психического) называется 1. Дуализмом* 2. Индетерминизмом 3. Фидеизмом Тема 18. Познание (гносеология) 88. Познание это 1. Деятельность людей по созданию понятий, образов, концепций для воспроизводства и изменения своего бытия* 2. Способность человека выбирать свои действия и поступки 3. Процесс формирования ценностей 89. Агностицизм – направление философии, которое 1. Отвергает возможность адекватного (истинного) познания мира* 2. Отрицает наличие относительного знания о мире 3. Признает способность человека познавать мир таким, каким он существует на самом деле 90. Понятием «сенсуализм» в философии обозначают 1. Направление, признающее чувства, ощущения основным источником истинного знания* 2. Направление, признающее решающую роль разума в познании 3. Учение, исследующее роль эмоциональной сферы жизни человека 91.

Понятие – это 1. Отображение предмета (явления) в его существенных признаках* 2. Отображение наличия связи между вещами и явлениями 3. Отображение всех сторон, качеств и свойств предметов и явлений 92. Дедуктивное умозаключение это 1. Логический вывод о единичном на основе истинного знания об общем* 2. Логический вывод об общем на основе истинных знаний о единичных предметах и явлениях 3. Метод рассуждения на основе предположений, истинность которых неизвестна 93. Основные законы и формы логического мышления были сформулированы 1. Пифагором 2. Фомой Аквинским 3. Аристотелем* 94. Восприятием в теории познания называется 1. Отражение предмета или явления в его существенных признаках 2. Целостный чувственный образ предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств субъекта* 3. Отражение в органах чувств отдельных сторон, свойств предмета или явления 95. Представление – этот форма чувственного познания, в которой 1. Непосредственно, с помощью органов чувств отражаются отдельные стороны вещей и явлений 2. Отражаются ранее воспринятые предметы и явления (память, воображение)* 3. Предметы и явления отражаются в целостности непосредственно, с помощью органов чувств 96. Истина — это 1. Всеми признанное мнение 2. Соответствие мыслей отраженному в них объекту* 3. Очевидные знания Тема 19. Научное познание 97. Понятие «вненаучное знание» означает 1. Гипотетическое, предположительное знание 2. Знание не укладывающееся в рамки научной рациональности, не включенные с систему наук* 3. Знание, нося

Тема 19. Научное познание 97. Понятие «вненаучное знание» означает 1. Гипотетическое, предположительное знание 2. Знание не укладывающееся в рамки научной рациональности, не включенные с систему наук* 3. Знание, носящее относительный характер, представляющее собой заблуждение 98. Наука от идеологии отличается тем, что 1. Наука понятна только специалистам, идеология – всем 2. Научное знание убедительнее идеологических учений 3. Наука дает объективное знание, идеология – пристрастное* 99. Методология представляет собой 1. Систему взглядов на общество 2. Принцип регуляции отношений между людьми 3. Систему принципов и способов теоретической деятельности* 100. Гипотеза как элемент построения научного знания 1. Во всех случаях опровергается практикой и экспериментами 2. Во всех случаях подтверждается практикой 3. После проверки на практике либо принимается как истина, либо считается заблуждением* 101. Совокупность устойчивых теорий, методов, схем научной деятельности, единство в толковании теорий называется 1. Мировоззрением 2. Парадигмой* 3. Гипотезой

Тема 20. Философские проблемы науки и техники 102. Сциентизм – это направление которое 1. Абсолютизирует значение науки, ее экспериментальные и математические методы* 2. Считает философию «служанкой богословия» 3. Берет за основу рассуждений вопрос о смысле человеческого существования 103. Техника – это 1. Система искусственных органов деятельности человека и общества и знания, направленные на эффективную деятельность* 2. Использование природных закономерностей в трудовой деятельности 3. Приспособление человека к природе

Тема 21. Будущее человечества 104. «Естественный закон», согласно которому население растет в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической сформулирован 1. К. Марксом 2. О. Контом 3. Т.Р. Мальтусом* 105. Понятие «культура» фиксирует 1. Только художественно-эстетические достижения человеческого общества 2. Только нравственно-этические ценности человеческого общества 3. Прежде всего человеческий способ жизнедеятельности, качественно отличающийся от биологических форм жизни*

106. Информационное общество базируется 1. На преобладании информационных технологий* 2. На развитии крупного машинного промышленного производства* 3. На преобладании сельскохозяйственного производства 107. Понятие «ноосфера», введенное в научный оборот Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом означает 1. Поверхность Земли, охваченную жизнью 2. Сферу взаимодействия людей и природы, где коллективный человеческий разум играет определяющую роль* 3. Часть поверхности Земли, охваченную человеческой деятельностью 108. Понятие «цивилизация» трактовалось как локальная замкнутая общность и «умопостигаемая единица исторического развития» в социальной философии 1. А. Тойнби* 2. К. Ясперса 3. А. Герцена 109. Ориентация людей на постоянное увеличение объемов производства и его механизация характерная черта 1. Традиционного общества 2. Индустриального общества* 3. Информационного общества 110. Магистральной тенденцией современного мирового развития выступают 1. Процессы глобализации* 2. Процессы локализации, автономности отдельных регионов и стран 3. Процессы интеграции экономически слаборазвитых стран с высокоразвитыми

60. Содержащиеся в вещах и явлениях возможности 1. Всегда и в полном объеме осуществляются в действительности 2. Реализуются не в полном объеме; осуществление одних возможностей сопровождается гибелью других возможностей* 3. Сохраняются на протяжении всего их (вещей и явлений) существования Это вопросы теста и варианты ответа Правильный ответ отмечен звездочко

Психология

1. Психология – это наука изучающая закономерности функционирования и развития психики человека и животных. 2. Объект и предмет изучения психологии? Объект это психика человека и животных. Предмет изучения психологии закономерности функция и развитие психики человека и животных. 3. Эволюция предмета психологии: 1-ый этап: психология как наука о душе, 2-ой этап: психология как наука о сознании (начинается в 17 в, в связи с развитием естественных наук), 3-ий этап: психология как наука о поведении (начинается в начале 20 в.), 4-ый: (современный).

Психология как наука изучающая объективные закономерности, процессы и механизмы психики. Развивается со второй половины 20 в. Место психологии в системе наук: согласно классификации наук Кедрова, психология занимает центральное месть среди и других наук. 4. Этапы развития психологии как науки: 3 этапа; 1-ый доноучный – теор. попытка осмысляет; 2-ой философский – психология развивалась в недрах философии; 3-ий научный – в 1879 г. Немецким психологом ……. 5. Особенности псих. науки: 1. человек в психологии является субъектом и объектом в исследовании, 2. Предмет исследования психологии наиболее сложная субстанция известных человеку, 3. Уникальные практические исследования, 4. Занимает промежуточное положение между философскими и социальными науками и прочими (между науками), 5. Состоит из многочисленных школ, которые по разному определяют предмет использования. 6. Житейская научная психология: житейские – конкретные, интуитивные; научные – обобщены, рациональны 7. Теоретическая и практическая психология; теоретическая психология: цель — ученый имеет получение новых знаний, метод – научного познания, результат – новое научное знание виде книги, статьи и прочее. Практическая психология: цель – оказание помощи, метод – психодиологический, результат- решение поставленной проблемы. 8. Отрасли психологии по Петровскому: конкретная деятельность, критерии развития 9. Методы психологии: методы сбора первичных данных (наблюдатели, опрос), методы вторичной обработки результатов. 10. Философско-методологические подходы к пониманию сущности и причин возникновения психики: идеализма, материализма, дуанизма. 11. Методологические проблемы психологии: проблемы отношения психики к ее телесному субстрату (психологическая проблема).

12. Основные психологические школы: Бихевнаризм – пытался поставить псих. на естеств. науч. основу. 13. Теория отражения. Отражение – всеобщее свойство материи заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности структурные хар-ки и отношения др. объектов 14. Понятие психики Системно св-во высокореализованной материи заключается в активном отражении субъектом объективного мира, постронении неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. 15. Понятия и функции сознания. Сознание – это высшая форма псих. отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие форма отражения. 16. Самосознание – осознание, оценка человеком своего значения, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя, как деятеля, как чувств. и мысл. сущ-ва. 17. Бессознательное — совокупность псих. образований, процессов и механизмов, функционировании и влияние кот. субъект не отдает себе отчеты. 18. Основные функции психики: отражение, осознание, регуляция. 19. Структура психики: психические процессы, психические состояния, психические св-ва личности. 20. Ощущение – отражение отдельных св-в предметов при непосредственном воздействии на органы чувств 21. Виды ощущений. В зависимости от расположения и функции рецепторов: экстрорецептивные, интерорецептивные, проприорецептивные. 22. Закономерности ощущений. Пороги чувствительности. Абсолютный верхний порог чувствительности наибольшая сила раздражителя при которой еще сущ-ет ощущение данного вида. 23. Свойства ощущений: качество, интенсивность, продолжительность, локализация.

24. Восприятия – процесс отражения предметов и явлений в совокупности их св-в и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. 25. Виды восприятия. В зависимости от ведущего анализатора: зрительная, слуховая, осязательная. 26. Св-во восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, избирательность, осмысленность. 27. Ошибки или иллюзии восприятия – ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. 28. Понятие мышление – познавательный псих. процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами активной действительности. 29. Виды мышления. По степени новизны и оригинальности: репродуктивные, продуктивные. 30. Содерж. Компоненты мышления: понятия, суждения, умозаключения. 31. Операции мышления: анализ и синтез, а также сравнения, абстрагирование, обобщение, классификация и аналогия. 32. Воображение – псих. познавательный процесс, создание новых представ. на основе уже имеющ. опыта. 33. Функции воображения по Выготскому: познавательную, эмоциональную, формирующая. 34. Виды воображения – в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей и т.д..

35. Операции воображения: агглютинация, гиперболизация, заострение, схематизация и типизация. 36. Память – познавательный процесс, обеспечивающий воспроизв. прошлого опыта, а так же одну из основных св-в психики выражающейся в способности длительно хранить инфо. и многократно вводить и в сферу сознаний, и поведений. 37. Виды памяти. По типу ведущего анализатора: зрительная, слуховая, вкусовая, обаятельная и т.д.. 38. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. 39. Внимание – сосредоточенность сознания, на определенном объекте, обеспечивающая его особо ясное отражение. 40. Функции понимания: игнорирование несуществующих воздействий среды и торможения побочной отвлек. активности. 41. Виды внимания. Непроизвольное внимание – сосредоточенность сознания на объекте в силу его способностей как раздражителя. 42. Св-ва внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, распределение, объем. 43. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. 44. Функции речи: сигнификативная, обобщения, коммуникации (перед. инфо.) 45. Виды речи. Устная речь – внешняя произносимая и воспринимаемая на слух. 46. Эмоции – процесс отражения человеком в форме непосредственного пристрастного переживаний, отношений, предметом и явл. действительности. 47. Виды эмоций. По характеру воздействия на деятельность: стенические, астенические. 48. Эмоциональное состояние – особое психическое состояние, в котором восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступают в единстве с личным отношением к восприним. 49. Функции эмоций: организационные, оценочные, регуляторные. 50. Чувства – одно из форм переживаний человеком своего отношения к предметам и явлениям действит., отлич., относительно устойчивости. 51. Виды чувств. Интелект. Чувства – связанные с познавательной деятельностью. 52. Стресс: Ганс Селье – первооткрыватель. 53. Аффект – интенсивное, но краткое эмоциональное переживание. 54. Фрустрация – эмоц. Состояние, возникающее в следствии реальной или воображаемой преграды затрудняющий удовлетворения потребностей. 55. Воля – псих. процесс сознательного управлениядеятельности, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. 56. Функции воли: побудительная, тормозная. 57. Параметры волевых процессов: сила, направленность, свобода. 58. Структура волевого действия: простая – цель, исполнение действий, оценка результата. 59. Волевые кач-ва личности: Что такое целеустремленность – подчинение человеком своего поведения, устойчивой жизненной цели… 60. Индивид – человек как представитель человеческого рода, имеющий вражденные природные св-ва. 61. Субъект – человек как носитель, предметно-практич. деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Ответы на тесты — Стр 2

62. Личность – человек как обществ. индивидуум, субъект по значениям и объективного преобразования миром, разумное сущ-во, обладающее речью и способ. к труд. деятельности. 63. Индивидуальность – человек как уникальное самобытейская личность реализующая себя в творческой деятельности. 64. Структура личности по Платонову: соц. обусовл. особенности, личный опыт, индивидуальные особенности псих. процессов, биологически обусл. особенности. 65. Потребность – переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. 66. Классификация потребностей. Иерархическую пирамиду потребностей изобрел: Маслоу. 67. Мотив – внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности. 68. Теории мотивации. Автором теории баланса является: Хайдэр. 69. Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность. 70. Формы направленности: убеждение, мировоззрение, идеалы. 71. Темперамент – устойчивое объединение индивид. особен. личностей, связанных с динамич. характеристиками деятельности. 72. Характер – совокупность устойч. индивид. особеню личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные способы поведения. 73. Акцентуация характера: отдельные черты характера чрезмерно усиленные в следствии чего обнаруживается уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. 74. Способности – индивидуально-псих. особенности определяющие успешность выполнения деятельности или ряд деятельности. 75. Задатки – врожденные анатомы-физиолог. особенности индивида, являющиеся предпосылками развития способности. 76. Классификация способностей по мнению Теплова: классификация способностей должна исходить из псих. анализа соответств. вида деятельности. 77. Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающим миром в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удволетворяет свои потребности. 78. Характеристики деятельности: предметность, субъектность, социальность. 79. Структура деятельности. Цель: образ предполагаемого результата. 80. Основные виды деятельности человека: игра, учеба, труд. 81. Ведущая деятельность. Труд – деятельность направленная на изменение и преобразование деятельности ради удовлетворения своих потребностей. 82. Общение по определению Лисиной: взаимодействие 2-х или более людей направ. на согласование и объединен. их усилий для достижения общего результата. 83. Виды общений по направленности: гуманистические и мунипалитивные. 84. Структура общения: коммуникативное, интуитивное, перцептивная. 85. Коммуникация – процесс передачи инфо. от одного человека к другому или между группами людей. 86. В структуру коммуникативного процесса по Лассуэлу сообщение эффективность. 87. Ср-ва вербальной коммуникативности: устная и письменная речь. 88. Коммуникативный барьер: препядствие, сложность на рути коммуникации. 89. Рефрексивное слушанье предполагает: расшифровку закодир. речи истенного сообщения и отражение мнения собеседника. 90. Оптико-кинетическая коммуникация включает: жесты, мимику, понтомимику. 91. Экстро-лингвистическая и поро-лингвистическая система: относится к невербальной коммуникации. 92. Проксемика – занимается вопросами пространственной и временной организац. общения. 93. Перцептивная сторона общения предполагает: восприятие и познание портнеров по общению. 94. Познание себя через другого: включает в себя 2 стороны, эдонцификацию и рефлексию. 95. Эмпатия: сочувствие, сопереживание. 96. Наибольшее влияние на формирование впечатления оказывает: инфо. передаваемая в первую очередь (эффект первичности).

97. Аттракция – обозначает возникновение привлекательности между портнерами в процессе общения. 98. Интерактивная сторона общения: организация взаимодействия между людьми. 99. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулитивный, гуманистический.

100. Виды взаимодействия: разделяются кооперация и конкуренция.

Русский

Русский язык(новая методичка) Тема1. Литературный язык как основа культуры речи. 1. Лит.яз – высшая форма современного русского яз. Особенности: • Лит.яз обработан лингвистами, спец-ми • Нормированность (правописание, грамматика) • Широта общественного функционирования • Общеобязательность • Разнообразие стилей 2. Нелит. Яз – просторечие, диалекты, говоры, жаргоны, арго 3. Культура речи – умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Коммуникативное качество к.р.: • (с т.з. языка) язык д.б. богатый, яркий, точный • (с т.з. ситуации) уместность, целесообразность 4. Лингвистика (лат.) и языкознание (русск) – синонимы – это наука о языке. 5. Русск.яз входит в семью индоевропейских языков. 6. Стиль (функционально-стил. Принадлежность текста) – это исторически сложившаяся и соц-но осознанная система речевых средств. 7. Экспрессивные стили: • Торжественный • Нейтральный • Фамильярный 8. Научная речь – сухая, ясная, много терминов 9. Эпитеты, сравнения, риторические вопросы, переименования (для привлечения внимания).

10. Правовые. 11. Канцеляризмы – спец лексика офиц-делового стиля. Тема2. Морфология 12. Трудности: Им.п./мн.ч. Род.п/мн.ч. Столы Дома Соседи Поля Армии Желания Солдаты Комнаты Места Яблоки Столов Домов Соседей Полей Армий Желаний Солдат Ко мнат Мест Яблок — нулевое окончание 13. Русские геогр.названия имеют род названия. Иностранные геогр.назв. определяются по виду. (прим., Солнечный Сухуми (город), прекрасная Конго (река)) 14. Чтобы определить род аббревиатуры её нужно расшифровать. 15. Несклоняемые: • Иноязычные на гласный (какао, пальто, виски) • Иноязычные сущ. муж и жен пола на гласный (леди, маэстро, денди) • Иноязычные имена и фамилии ж.р. на согласный (Элен Кармен, мисс, мадам, Хилари Клинтон) • Иноязычные геогр.названия на гласный (Баку, Торонто, Хельсинки) • Русск.фамилии множ числа • Украинские фамилии на –о • Аббревиатуры 16. мужскому роду (атташе, маэстро, кофе) + на мягк.знак тоже к м.р. (тюль, шампунь) + иноязычные жив тоже к м.р. (пони, кенгуру).

ИСКЛ., цеце, иваси (ж.р.).

17. см 15 18. Сравнительная степень прилагательных: Простая степень Сложная степень [основа] + ее = добрее Добрый + более/менее = более/менее добрый 19. Превосходная степень: Простая степень Сложная степень [основа] + ейш/айш = добрейший [основа] + самый добрый, наименее, наиболее, добрее всех, добрее всего 20. и 21. На примере: Им.п. Девятьсот пятьдесят седьмой Род.п. Девятьсот пятьдесят седьмого Д.п. Девятьсот пятьдесят седьмому В.п. Девятьсот пятьдесят седьмой/-ого Т.п. Девятьсот пятьдесят седьмым П.п. О девятьсот пятьдесят седьмом

22. Местоимения: • с приставками –не пишутся слитно (некоторый, некто, нечто) • с приставками –кое пишутся через дефис • с суффиксами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис 23. и 24. Глагол: Наклонения Гл. Чтить Изъявительное: Пршедшее Настоящее Будущее Чтил Чту Буду чтить/почту Сослагательное Чтил бы Повелительное Чти! 25. и 26. Причастия: Действительное Страдательное Д.п. относится к главному слову Д.п. относится к зависимому слову Залог/время Настоящее Прошедшее Действительное [основа]+ущ,ющ,ащ,ящ [основа]+вш,ш Страдательное [основа]+ом,им,ем [основа]+н,нн,т 27. вдвое, вдвоем пишутся слитно. 28. см 30 29. см 30 30. Написание служебных ч.р.: • Сложные предлоги пишутся через дефис (из-за, из-под) • Отыменные предлоги пишутся слитно (ввиду, вроде, насчет) • Наречные предлоги слитно (сбоку, сверху) • Предложные сочетания раздельно (в течение, в виде, в отношении) • Во что бы то ни стало (всё раздельно) • Чтобы, также… (слитно).

НО если частицу «бы» можно убрать, «что бы» пишется раздельно. • Союзы «причем», «притом» слитно • Союз зато слитно • Союз итак слитно • Потому что, так как и так далее… (раздельно) Тема3. Орфография. 31. Ъ пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я. А Ь пишется после мягких согласных для смягчения (карьера, бульон).

32. В «нч», «нщ» Ь не нужен (нянчить, каменщик), в наречиях всегда Ь (искл., уж замуж невтерпеж) 33. Безуд гл проверяется ударением (подбир.проверочное слово) 34. Непроверяемые безуд гласные (ЗАПОМНИТЬ!): Дилемма Конфиденциально Респектабельный Паритет Корифей Сакраментальный Фарватер Терраса Бюллетень 35. см 36 36. Корни: 1)бер – бира (если нет суф «а», то бер) кос – каса 2)Гар – гор (несгораемый)-в безуд полож «о» Зар – зор – в безуд положении «а» 3)Рос – раст/ращ (искл., росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) Лож – лаг Скоч – скак (скачек) 4)Мак — мок (обмакнуть, вымокший) Равн (в смысле одинаковый. Напр., сровнить) – ровн (в смесле прямой, гладкий. Напр., сравнять).

Искл., ровесник, поровну 5)Пловец, пловчиха, плавник 37. Поменять слово так, чтобы согласная зазвучала.

38. Гласные в корне: • Если в корне ударение падает, то Ё, если нет, то О (расчёска, шоколад) • О в суф-се и в окончании под ударением, в ост случ будет Ё. (горячо) • Искл., крыжовник, шорох, шов, шоры, чопорный, чокоться 39. После приставок: • раз + игра = разыграть (русские) • контр, меж, дез + игра = контригра (иноязычные) 40. Двойные согласные: оппонент, аккомпанемент, вожжи, дрожжи, жужжать, кристалл, беззаконие и т.д. 41. Приставки: • Приставка заканч на З + звонкий (изжить) • Приставка заканч на С + глухой • Искл., здесь, здание, здоровье • Сложности: расчет (корень ЧЁТ), рассчитывать (корень СЧИТ) 42. Приставка ПРЕ пишется в значениях «очень» и «пере» (перегородить).

Во всех остальных случаях ПРИ. 43. см 42 44. 1) Прилагательные цвета (серо-зеленый), стороны света (юго-западный), слово+слово пишутся через дефис. 2) 2 слова соединяются в одно посредством букв О и Е. 45. «Н» пишется в прилагательных с суффиксами ан,ин,ян. Искл., стеклянный, оловянный, деревянный. 46. !Приставка НЕ не влияет на кол-во «н» в слове.! • С приставками ВЫ, ПЕРЕ, НЕДО причастия пишутся с «нн» • Причастие + ова, ева = с «нн» 47. ПОЛ- • пол-л…. (пол-лимона, пол-литра) • пол-гласная (пол-яблока) • пол – Заглавная буква (пол-Байкала) во всех остальных случаях пишется слитно (полмандарина) ПОЛУ- пишется слитно всегда 48. Имена собственные, аббревиатуры Тема4.Синтаксис. 49. Строй связной речи 50. нарушения порядка слов 51. сочиненная и подчиненная связь 52. Согласование – зависимое слово меняется само по себе (чаще сущ+прил. Напр., Новым домом).

Управление – завис слово стоит в падеже (напр.,заведующая кафедрой).

Примыкание – связь слов в интонации(слишком поздно, много читать).

53. Беспредложное управление: проводить собрание, управление персоналом. 54. Предложное управление: дом у дороги, лицензия на книгу. 55. Русские меняются (в Москве), иноязычные не меняются (на острове Ява)

56. Основа предложения – предикативность. Предложение: • Простые (1 грамм. Основа, напр., Я сел в машину) и сложные (2 грамм.основы, напр., я сел в машину, и машины поехала) • Утвердительн и отрицательн. • Повелит, вопрос, восклиц. • Односоставные (подлежащее/сказуемое. Напр., Иду) и двусоставные (подлеж+сказуемое. Напр., Я иду) • Нераспространенное (без второстепенных членов) и распространенное (со второстепенными членами) • Полные/ неполные. Пример: «Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы.» _-«мы» пропущено, след-но предл.неполное. • Членимые и нечленимые (из 1 слова) 57. Деепричастные оборот отвечает на вопрос Что делая?. Пример, «Возражая оратору по первому тезису, я хотел бы отметить….» 58. Безличные – напр., Уж свежает (односост.пред., сказуемое) Тема5. Пунктуация. 59. Тире ставится: • Перед «это» и «вот» • Напр., Человек – кузнец своему счастью. (в смысле «есть») Перед «весьма» тире не ставится!!! 60. однородные: желтые, золотые тыквы(прим) и неоднородные: большой каменный дом, угрюмая сибирская река. 61. При повтор.союзах ставится запятая 62. Модальные(вводные)слова выдел.зпт(дескать, как говорится, впрочем, безусловно) 63. Очень большие вводные конструкции в скобки. 64. Перед союзом «как» став зпт, если идет сравнение 65. Прим., «Мы решаем вопрос – поехать или нет» (быстрая смена событий, неожиданность) 66. Прим., «На его долю выпало занятие: собирание корней» (раскрытие причины) 67. Обащение выделяется зпт 68. При 2х грамм.основах 69. Когда есть слова «чтобы, а именно» — это косвенная речь. Прям речь – Он сказал: «…». Тема6. Лексика. 70. Просторечие употребляется в устн речи и не исп-ся в литературн.яз. 71. Диалектизмы – русск.народные говоры. Жаргонизмы – слова, свойственные определенным соц.группам. Вульгаризмы = арготизмы (речь бездомных, бродяг, преступного мира).

72. пополнение словарн запаса. 73. закрепление в сознании говорящих соотношения звуков с явлениями действительности. 74. Прим., черный цвет — черные мысли(плохие) 75. Варваризмы – слова, не до конца освоенные в языке (окей, хэппи энд) 76. Архаизмы – пассивн слов запас, устаревшие слова тех явлений и предметов, кот сейчас существуют. 77. Омонимы – слова, кот звуча 80. Паронимы – это однокорневые слова близкие по звучанию, но не совпад.по значению (подпись-роспись) 81. Фразеологизмы – устойчивые выражения 82. Грамм.форма менятся не может. Компонент неделимый. Прим., «Бить баклуши», а не «колотить баклуши» или «бить баклушу». 83. см 82 84. Прим., дать показания – офиц.деловой, на грани войны – публиц., эскалация напряженности – публиц. 85. Метафора – перенос с 1 предм на другой (Железная леди, наприм.) 86. Метонимия – переименование, усечение 1го слова (Прим., «Спортсмены привезли с олимпиады золото и серебро», а не «золотую и серебряную медаль») 87. Синекдоха – перенос наимен. с целого на часть (прим., чувство локтя, протянуть руку помощи) 88. Оксюморон – соед-е противоположностей (смех сквозь слезы, живой труп) 89. Плеоназм – одновремен употребл. близких по смыслу слов (напр., предчувствовать заранее, темный мрак).

Тавтология – повторение того же самого другими словами (напр., 5 человек шахтеров, в августе месяце) 90. Градация – расположение слов по усилению значения 91. Орфоэпия – наука о произношении и постановл.ударения. 92. Узус – когда орфоэпия допускает варианты произношения (твОрог-творОг, бАржа — баржА) 93. шпрИцы

94. В русских и заимствованных словах перед гласным е произносится мягкий согласный звук: /те/рмин, /де/фект, конг/ре/сс (например, манерное произношение /сэ/ссия, ши/нэ/ль, к/рэ/м, ака/дэ/мия нарушает орфоэпические нормы).

Вместе с тем некоторые термины, книжные слова произносятся с твердым согласным: тен/дэ/нция, а/дэ/кватно, ко/дэ/кс, пар/тэ/р, /дэ/факто. Слова де/дэ/ндрарий, страте/тэ/гия, инте/тэ/рвал, инте/тэ/грал, те/тэ/зис имеют твердый и мягкий варианты. 95. звонИшь 96. — жалюзИ, красИвое, каталОг, диспансЕр, обеспЕчение, мАркетинг, фЕномен, приобретЕние, нефтепровОд, позвонИть, откУпорить 97. скворе[чн]ик, коне[ш]но 98. — расчет, мужчина, грузчик, счастье, подсвечник, разносчик, подписчик – слова где слышно «щ» 99. ??? 100. Опека, бытие — произносится Е. Свёкла – произносится Е. В русск.яз нет звуков Ё и Я.

77.Омонимия — это логическая ошибка, возникающая вследствие тождественного употребления двух различных значения одного и того же слова и приводящая к нарушению закона тождества. Слово «лук» (есть и стрелять) Омофония — стиховедческий термин,и обозначающий звуковую однородность стихотворной, шире — вообще художественной речи.

79.Антонимами называют слова противопоставленные друг другу по смысловому признаку, который составляет ядро их значения, например горячий – холодный, быстро – медленно, присутствовать – отсутствовать.

99.Во многих глаголах в прошедшем времени только в форме женского рода ударение стоит на окончании: отнЯть –Отнял – отнялА – Отняли; понЯть – пОнял – понялА – пОняли