Акцентуация характера: типы, роль в генезисе противоправного поведения

  1. Акцентуация характера: типы, роль в генезисе противоправного поведения.

А.х-ра — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты х-ра чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определ-го рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим…

2 степени а. х-ра: явная и скрытая.

Явная — эта степень а. относится к крайним вариантам нормы, отличается наличием довольно постоянных черт определенного типа характера…

Скрытая — отнесена к обычным вариантам нормы. В привычных условиях, черты определенного типа х-ра выражены слабо или не проявляются совсем. Но черты этого типа могут ярко, порой неожиданно, выявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления».

Типы: гипертимный; гипертимно-неустойчивый; гипертимно-истероидный; гипертимно-эксплозивный; неустойчтвый (с возрастом перех-т в циклоидный);сенситивный; психоастенический (тревожно-мнительный); эпилептоидный; паранойяльный; шизоидный.

Диагностика опред вида А. позволяет прогнозировать его поведение, особенно в сложных ситуациях; говорить о «+» и «-» качествах личности; зная свои слабости, контролировать себя.

  1. Аффект. Определение, признаки, динамика развития.

Аффект (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) —стремительнои бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного хар-ра, кот.может дать не подчиненную контролю разрядку в действии. Признаки:

-внезапность возникновения

-краткий взрывной хар-р эмоциональной разрядки

-большая сила эмоциональных переживаний, выражена в мышечном напряжении, двигательном возбуждении

-суженность сознания

-фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего

-изменение цвета лица, мимики, прерывистость речи, изменение тембра голоса и замедление темпа произнесения в стадии спада

-постаффектное истощение нервной системы, упадок сил и т.д.

Динамика : фаза нарастания, фаза кульминации, фаза истощения.

  1. Внимание: его виды и свойства.

Внимание, акт, посредством которого мы выделяем какое-либо восприятие или представление из всего содержания нашего сознания, в силу чего это восприятие или представление усиливается в ясности и отчетливости и получает временное преобладание над всем остальным

3 стр., 1033 слов

ВОПРОС ╣ 14 Понятие о характере. Типы характера. Его черты, свойства

... Е. Личко. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. Выделяют 10 основных типов акцентуации. 1. Гипертимность. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро ... и грубость и т.д. Ко второй группеотносятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера. 4. Черты характера и отношения личности Характер человека определяется его отношением к: ...

Три вида внимания: -1- непроизвольное внимание как непреднамеренно возникающая ориентировочная реакция; когда оно обусловливается извне объективными свойствами этого объекта (яркостью, интенсивностью, внезапностью, новизной и пр.).

-2- произвольное внимание, связанное с целенаправленными волевыми усилиями; когда мы делаем сознательное усилие для направления его на известный объект, так или иначе связанный с каким-либо интересом для нас -3- постпроизвольное внимание, когда в результате сдвига мотива на цель выполнение действия осуществляется без значительных волевых усилий.

Св-ва: — обеспечивает согласованность различных звеньев поведения; — характеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, распределяемостью и переключаемостью; — выражается на ЭЭГ в локальном подавлении альфа-ритма.

  1. Воля. Волевые качества.

Воля — желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия, осуществляемого как в норме, так и в патологии. В. выражается в способности активно противодействовать объективным препятствиям, возникающим на пути к достижению целей, а также в готовности сопротивляться противодействию других индивид-х либо коллективных волей. Фактом наличия В. объясняется потенциал устойчивости людей по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам в их жизни и личной судьбы.

Принято выделять позитивно-нравственную («добрую») и антисоциальную, антигуманную («злую») В.

Порок воли-сниженный уровень волевой регуляции субъектом своих действий в пределах психич. нормы, в рамках вменяемости, но со снижен. спос-тью оценить ситуацию, верно принимать решения и эффкт-но действовать, для достижения своей цели.

Волевые кач-ва— качества, проявляющиеся в волевых действиях человека и характеризующиеся как настойчивость, решительность, выдержка, смелость и т.д.

  1. Воображение. Определение, особенности функционирования.

Воображение — создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий, позволяет реконструировать явления по их описаниям. Воображение, психолог., способность к простому воспроизведению того, что уже было нами воспринято, или к воспроизведению таких образов, которые не представляют копии какого-либо прежнего восприятия.

Различают

1.В. воспроизводящее (пассивное, которое есть не что иное, как известная форма памяти) и

2.В. творческое (активное, построительное, собственно фантазию), то есть способность воспроизводить образы в новой комбинации, в какой мы их в действительности не встречаем:

А)интеллектуальное, способствующее к познанию окружающих предметов;

В)практическое или изобретательность;

С)эстетическое или художественное.

Пассивное воображение — более или менее отчетливое воспроизведение в памяти или в сновидениях образов прошлого.

Творческое воображение — психический процесс, нацеленный на создание нового, еще не существовавшего предмета. Популярным механизмом творческого воображения является процесс привнесения в новый объект некоторого свойства предметов из другой области.

  1. Восприятие. Основные свойства и закономерности.

Восприятие псих.процесс отражения предметов и явленийв совокупности их св-в и признаков при воздействии этих объектов на органы чувств.

Св-ва и зак-ти:

1.предметность, целостность, структурность в. – складывание целостного образа предмета, при недостатке информации, восполнение недостающих звеньев.

2.активность в.- выражена в участии двигательных компонентов анализаторов

3.осмысленность в.-отнести предмет к опред.группе. образ восприят.переходит в образ сознания.

4.организация поля воспр. – объединение элементов в единое целое

5.апперцепция – зависимость восприятия от личности чел-ка, его опыта, знаний, интересов ит.д.

6.константность в. – воспринимать объекты с опред., (близким к реальному) постоянством их формы, размеры ит.д.

7.иллюзии – искажение воспр-я

  1. Задачи судебно-психологической экспертизы.

С.Э.(фр: expertisio от лат. expertus- опытный) — исследование специалистом (экспертом) возникающих при разрешении уголовного или гражданского дела вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла

Осн. задача с.-п.э. — оказание помощи суду, органам предварит. следствия в более глубоком исследовании специальных вопросов психологич-го содержания, входящих в предмет доказывания по уголовным делам, являющихся составным элементом гражданско-правовых споров, а также в исследовании психологического содержания целого ряда юридических, правовых понятий, содержащихся в законе.

  1. Комплексная судебная медико-психиатрическая экспертиза.

Назначение любой судебной экспертизы является потребность в специальных познаниях при решении вопросов, имеющих значение для дела, комплексная экспертиза назначаемая судебно-следственными органами, правомочна когда на рассмотрение экспертов предлагается решение вопросов смежных специалистов с применением специальных методов исследования для определения различных психопатологических и психологических особенностей испытуемого.

Судебно-медицинская экспертиза решает конкретные медицинские вопросы, возникающие при расследовании и судебном разбирательстве как уголовных, так и гражданских дел.

Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии — врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда. Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия. Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации. Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством

  1. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Назначается когда речь идет об определении тяжести телесных повреждений, повлекших психические нарушения у потерпевших.

Объекты — обвиняемые, свидетели и потерпевшие.

Экспертиза проводится по общим правилам, с участием, психиатров-экспертов и психологов-экспертов.

КСППЭ сочетает в себе использование научных и методических возможностей судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз, результаты исследований проблем человека и является одной из наиболее эффективных форм экспертного исследования, позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопаталогических факторов, раскрыть их системные связи, взаимозависимость и взаимообусловленность.

Предмет КСППЭ образуют устанавливаемые в экспертном  исследовании фактические данные о патологических отклонениях в психическом функционировании лица и выяснение их влияния на его возможность отражать окружающее, рефлексировать и регулировать свои действия, прежде всего – инкриминируемые ему деяния. Также, специфику КСППЭ образует направленность экспертного исследования на установление эффекта взаимодействия болезненных и не болезненных  психических факторов и  определение на основе учета этого системного качества наиболее точной и полной меры их влияния на характер психического  отражения, рефлексии и регуляции поведения данного лица в интересующий следователя момент.

В теории судебной экспертизы под объектами экспертизы понимают закрепленные в материалах дела предусмотренные уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательством источники информации.

  1. Личность преступника, психологические особенности личности преступника.

Личность преступника — это совокупность его личных качеств, т.е, наличие смягчающих и отягчающих его вину обстоятельств, кот. обусловили совершенное им преступление.

Признаки личности преступника характериз-ся:

видом преступления;

формой вины, мотивом и целью совершенного преступления;

способом его совершения;

ситуацией и поводом совершения преступления;

наличием отягчающих и смягчающих вину обстоятельств;

психическим отношением к содеянному (например, чистосердечное раскаяние, явка с повинной или уклонение от следствия и суда, или оговор невиновных).

Два типа личности и преступника:

антисоциальный — лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию:

— корыстно — хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования);

— корыстно — служебные (все должностные преступления);

— воры — лица, совершающие тайное хищение имущества;

— мошенники — лица, злоупотребляющие доверием потерпевших;

— хулиганы;

— злостные хулиганы;

— совершившие клевету или оскорбление потерпевшего;

-совершающие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.).

асоциальный — лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств:

-в результате преступного бездействия или халатности;

-по самонадеянности;

-в состоянии аффекта;

В ходе расследования по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов должны выявлять степень социальной дезадаптации и схему поведения преступника, для того, чтобы наиболее точно квалифицировать содеянное.

  1. Методы юридической психологии.

Ю.П.развивается на стыке двух наук — психологии и юриспруденции, которые связаны с человеком как личностью и членом общества.

Особенность ЮП состоит в том, что она исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д

ЮП всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм ЮП— выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с оп­ределенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок.

Принципы ЮП:

-п.объективного исследования психики

-п.детерминизма, причинной обусловленности псих-х явлений

-п. системности в изучении и объяснении псих-х явлений

-п. изучения психики, сознания в развитии, в единстве сознания и деятельности.

  1. Направленность личности, ее структура и содержание.

Направленность личности — мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования и др.

Качественные хар-ки: уровень духовной и интеллектуальной зрелости, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

6 типов направленности личности.

1. Реалистический тип — несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный,.

2. Интеллектуальный тип — несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален, 3.Социальный тип — обладает социальными умениями, нуждается в контактах, любит поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность.

4. Конвенциальный тип — предпочитает четко структурированную деятельность. Хаар-р стереотипный, конкретный, практический. Не критичен, не оригинален, консервативен, зависим, не любит смену деятельности.

5. Предприимчивый тип — проявляет энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения, доминантен, любит признание и руководить.

6. Артистический тип — опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален.

  1. Определение характера, его свойства; влияние характера на поведение человека.

Характер -совокупность стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

греч.Charakter — отличительная черта

 Св-ва характера :

-по отнош. чел-ка к др. людям ()

-по отнош. Чел-ка к самому себе

-по отнош. К работе, служеб., проф. Деят-ти

-по отнош. К материальным ценностям, своему благополучию

В характере можно выделить основные стереотипы, которые’ закрепляются внешними воздействиями и характеризуют поведение человека в данных условиях жизни.

       По отношению к окружающему миру говорят о Х. идейных и безыдейных. Идейный -у чел-ка, сопределенные устойчивыми взглядами и соотв. им поступками. Чел. С безыдейным Х. либо вообще не имеет твердых взглядов, либо действует вразрез с ними, подчиняясь чувствам, обстоятельствам или постороннему влиянию.        По отношению к труду различают деятельные и бездеятельные х. Чел. с деятельным х. присуща целеустремленность, которая делает труд организованным .Деятельные, но неорганизованные люди внешне суетливы, отличаются отсутствием целеустремленности или неумением подчинить свои действия своим мыслям.        Люди с бездеятельным х. пассивны. Бездеятельность вместе с тем может вызываться глубокой внутренней противоречивостью человека. Люди с общительными и замкнутыми х., с общительным поверхностным х.       Общительность человека может быть избирательной, основывающейся на интересе к людям, одинаково с ним мыслящим.        Замкнутый х. м.б. следствием отрицательного или безразличного отношения к людям, или глубокой внутренней сосредоточенности (и тогда она не свидетельствует о безразличии), или недоверия к ним. осторожности, что бывает, когда человек живет в чужой ему среде.        Отношение к самому себе содержит осознание своего положения в коллективе, обществе и обязанностей перед ними. Переоценка своей значимости у людей с эгоистическим х. Эгоист ставит себя, свои личные интересы выше интересов коллектива. Чел.с альтруистическими чертами х. превыше всего ставит интересы коллектива, других людей.

  1. Ощущения, их виды, свойства и закономерности.

Ощущение – элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных св-в предметов и явлений материального мира, а так же состояния собственного организма чел-ка.

Виды о.:: интероцептивные (ощущ. сост. внутр. органов), проприоцептивные(отражают положение тела), кинестические (движение тела) и экстероцептивные (раздражитель дейст. на анализатор (контактные) или на расстояние от него (дистантные))

Св-ва и закономерности:

1) Взаимодействие о. –при взаимодействии множества раздражителей чувствительность анализаторов изменяется: растет или снижается (напр. сильн. еприятн. запах сниж. зрение)

2) Последовательные образы-ощущение раздражителя после прекращения его длительного действия на анализатор.

3) Адаптация- длительное воздействие, определяет функциональное состояние органов чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4) Пространственная локализация раздражителя — пространственный анализ осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

5) Чувтвительность анализатора- спос-ть опред.св-ва предм.и явлений с больш.или меньш.точностью. Хар-ся порогами ощущений. Мин. величина раздражителя вызывающая едва заметные ощущения-нижний порог. Макс. величина раздражителя еще вызывающая ощущения- верхний порог.

  1. Память: ее виды и закономерности.

Это процесс запечатления , сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. Виды памяти:

1.По хар-ру психич.активности: Образная память ( зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая) Двигательная (память на единичное движение и комплексное движение)

Эмоциональная (память на переживания)

Вербально-логическая(мысли, выраженные в словах)

2.По целям деятельности:

Непроизвольная (при деятельности не преследующей цели запомнить)

Произвольная (преследует цель сохранения информации) 3.По продолжительности Кратковременная(в течении нескольких сек.после восприятия),

оперативная(сохраняется и воспроизв-ся до момента достижения цели),

долговременная(длительно хранит инф-цию) Закономерности:

1.запоминание

2.воспроизведение 3.узнавание

4.собственно воспроизведение

5.забывание

  1. Понятие личности в психологии, ее структура и содержание.

Личность — это человек со своими взглядами, убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, индивидуальность, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Структура и содержание:

1.черты, качества, факторы личности

2.тип личности

3.психологическая стр-ра личности.

В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества. 1. направленность личности. — потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); — мотивы поведения; — цели человека; — ценностные ориентации; — иные установки человека; — интересы личности; — убеждения; — идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2. жизненный опыт личности. — умения; — навыки; — привычки; Социальное играет гл.роль и формируется через обучение. 3. особенности психический процессов. — чувства; — восприятие; — мышление; — память; — воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4. биологические свойства. — строение тела; — патологические свойства в строении тела; — темперамент (тип нервной системы); — половые и возрастные свойства.

  1. Понятие темперамента, его влияние на динамические процессы в деятельности людей.

      Т.- природные особенности поведения, типичные для данного человека и проявляющиеся в его поведении, деятельности.  Свойства темперамента определяют прежде всего динамику психической жизни человека. О нем можно судить по нескольким основным его свойствам.  Сенситивность (чувствительность) -, какая наименьшая сила внешнего воздействия необходима для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция, с какой скоростью эта реакция возникает.  Реактивность — с какой силой и энергией человек реагирует на то или иное воздействие.   Активность — с какой энергией человек сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности и т.д.   Пластичность и противоположное св-во ригидность-насколько легко и быстро приспосабливается человек к внешним воздействиям. Пластичный быстро, Ригидный –нет.

Экстравертированность/интровертированность – обращение чел-ка больше на внеш.мир, или внутрь себя.

4 типа темперамента:

Сангвиник — деятелен, подвижен, легко приспосабливается и вступают в контакт, но затрудняется при выполнении длительных монотонных операций.

Холерик – возбудим, неуравновешен, цикличен в работе, , м.б. несдержен, агрессивен, слабый самоконтроль

Флегматик –спокоен, уравновешен, упорен, кропотлив, , но м.б. инертен, малоподвижен, долго переключается.

Меланхолик -очень чувствителен, неэнергичен, эмоционально слабо возбудим и раним, интроверт, излишне тревожен.

      

  1. Предмет, задачи юридической психологии, ее место среди правовых наук.

Предмет – явл.различные явления психики, индивид.-психологич. особенности личности участников различных правоотношений в сфере правоприменительной деятельности , соц.-псих. закономерности этой деят-ти, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей.

Задачи:

1. Исследование структурных элементов предмета этой науки: личности юриста, его деятельности, правомерного и противоправного пове­дения, личности законопослушного человека и правонарушителя, психологии социально-правовой ресоциализации правонарушителя, психологических особенностей юр. процедуры и профилактики правонарушений.

2. Изучение методологических и теоретических ее основ, разработка методики и методов теоретических и прикладных исследований, адаптирование для целей ЮП методик и методов, разработанных в др.науках, в том числе и в отраслевых психологических.

3. Разработка практических рекомендаций для юристов-практиков по осуществлению ими правоприменительной, правоохранительной и правотворческой функций, совершенствованию и улучшению их собственной работы, стимулирование совместной деятельности, разработка методики профориентации, профотбора, профконсультации юристов, профессиограмм и психограмм юридических профессий и др.

4. Теоретическое и методическое обеспечение учебной дисциплины «ЮП» и связанных с нею спецкурсов.

5. Обеспечение практики специальным психологическим знанием, разработки теории и методики судебно-психологической экспертизы, психологической консультации и т. д.

ЮП связана с медициной, педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит человек. Развитие этих связей, формирование промежуточных отраслей научного знания, выработка их понятийного и категориального аппара­та на базе понятий и категорий «материнский наук» происходит не только вне, но и внутри самой психологии, поскольку наука по своему существу едина.

  1. Представление, свойства, закономерности, виды.

Представление, такое состояние сознания, которое воспроизводит прежде воспринятый нами или просто воображаемый объект, как если бы этот объект был налицо, хотя в действительности его перед нами нет. По своим объектам П. делятся на внешние (объектом является внешняя вещь или ее свойства), внутренние (объект — душевное состояние) и П. чужой душевной жизни. Сообразно с тем, такие признаки мыслятся в объектах, П. делятся на общие (рассматривающие признаки, общие целой группе объектов) и единичные или образы (рассматрив. объект со всеми присущ. ему признаками, как общими, так и единичными).

Свойства — сторона проявления качества: могут проявляться, а могут и не проявляться.

Закономе́рность — необходимая, существенная, постоянно повторяющаясявзаимосвязьявленийреального мира, определяющая этапы иформыпроцессастановления,развитияявлений природы,обществаидуховной культуры.Различают общие, специфические и универсальные закономерности

Вид, понятие, подчиненное другому более общему — объем которого составляет часть объема этого более общего понятия (рода, родового),

  1. Психологическая экспертиза по делам несовершеннолетних.

ЮП шпоры — Стр 2

В основе методологии психологической экспертизы по делам несовершеннолетних заложены следующие базовые понятия, на которых строятся исследования эксперта:

1. «Психологический возраст»

2. Изучение всей истории развития несовершеннолетнего плюс результаты психо­метрических исследований,

Диагностика возрастного периода еще не дает полного ответа на вопрос о мере способности несовершеннолетних руководить своими действиями и полноте их сознания. Рефлексия и саморегуляция могут оказаться достаточными в простых ситуациях, а в более сложных они будут неполными. Экспертная оценка вы­полняется с учетом внешних (сложность ситуации) и внутрен­них (динамическое состояние личности) условий совершения инкриминируемых деяний

У вменяемых несовершеннолетних обвиняемых выявляются сохранность структуры мотивации, целенаправленность крими­нального поведения, понимание противоправности и наказуемо­сти содеянного, полный контроль своих поступков.

Психологические критерии применяются уже при анализе конкретной мотивации правонарушения в интере­сующий суд и следствие период.

План исследования и методики.

1. Изучение интеллектуальной

2. Общая осведомленность, ориентация в практической сфе­ре, в специальных областях — серии специальных вопросов и проективных ситуаций.

3. Характерологические свойства:

• особенности эмоционального реагирования (тесты, опрос­ники);

• мотивационная сфера;

• свойства подчиняемости, внушаемости;

• способность к волевым усилиям.

4. Осведомленность в вопросах нравственных норм — обсуж­дение поступков и ситуаций.

5. Анализ содержания действий подростка в криминальной ситуации. Объективная сторона отражается в материалах дела, а субъек­тивная выясняется в процессе направленного расспроса.

6. В какой мере можно предвидеть результат, последствия, способность подростка прогнозировать, логически рассуждать, мыслить, наличие у него опыта (принятие мер предосторожно­сти; в какой мере выбранные средства соответствовали достиже­нию цели).

В отношении несовершеннолетних обвиняемых может быть назначена комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (КСППЭ).

  1. Психологические особенности обвиняемого.

При изучении психологии обвиняемых изучается их поведение, а не их личностная позиция, взгляды, отношение к различным сторонам действительности.

1.Анализ следов преступления-Изучению и анализу подлежат способ, место и время совершения преступления.

2.Наблюдение-Проводится во время допросов, очных ставок и других следственных действий с участием обвиняемого

а).Внешний облик. Выражение лица, мимика

б) Поведение (действия).

По содержанию все действия обвиняемого, являются способствующими или препятствующими установлению истины по уголовному делу, иные психические состояния, так и устойчивые отношения к действительности.

в)Высказывания (речевое поведение).

3. Метод обобщения независимых характеристик-Заключается в собирании сведений о психологии обвиняемого со слов знающих его людей, из письменных показаний, характеристик с места работы или учебы и обобщении полученной информации с целью выделения устойчиво повторяющихся в сообщениях разных людей указаний на одни и те же свойства обвиняемого.

4. Изучение жизненного пути- заключается в систематизированном сборе сведений биографического хар-ра и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий; фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств.

5. Использование специальных познаний для изучения психологии обвиняемых

а) Судебно-психологическая экспертиза

б) Участие специалиста-психолога

Для оказания помощи следователю в изучении психологии обвиняемого к участию в расследовании может быть привлечен специалист-психолог. В соответствии со ст. 133′ УПК РСФСР специалист обязан, в частности, «обращать внимание следователя на обстоятельства, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием доказательств».

  1. Психологические особенности потерпевшего.

В соответствии со ст.53 УПК РФ, потерпевшим признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный ущерб. Т.е.потерпевший по уголовному делу — лицо, заинтересованное в его исходе. В конфликтных ситуациях, связанных с преступлением, сужается его сознание и ограничиваются его адаптивные возможности. В его памяти зачастую могут запомниться более четко действия обвиняемого на стадии подготовки к преступлению и т.п. Именно поэтому следователь должен учитывать психическое состояние потерпевшего в зависимости от характера преступления. Часто потерпевший участвует во многих следственных действиях (опознание, очная ставка, следственный эксперимент), что приводит к нарушению его социальной адаптированности. Следователь должен четко улавливать настроение потерпевшего, с тем чтобы получить от него правдивые и объективные показания.

  1. Психологические особенности свидетелей.

свидетель не имеет интереса в исходе дела, его показания носят оценочный характер и зависят от его психологического и интеллектуального развития, от объема и характера внимания, эмоциональной окраски восприятии, содержания деятельности воспринимающего, его установок

1.начальный период-соприкосновение свидетеля с каким-то явлением

2. (аналитический) период, лица, понявшие ситуацию, идут дедуктивным путем, отыскивая детали, подтверждающие правильность вывода. Не понявшие идут к раскрытию содержания как бы индуктивно, производя поиски деталей, опираясь на которые можно понять общее.

3. синтетический период, фантазия восполняет отсутствующие детали. формирует образы и понятия.

Ошибки формирования воспр. Оптические. слуховые и др.; неверные оценки размеров, расстояний, количества, неправильные суждения о соотношении, последовательности и других связях между предметами и явлениями, а так же испуг; при восполнении пробелов из-за «подмены действительного обычным».

Свидетели, непроизвольно запомнившие факты. Непроизвольное запоминание не обязательно должно быть неполно и неточно .Наилучшие условия для такого запомин.: участие свидетеля в событии, выполнении им определенных действий с теми или иными лицами, предметами или документами, особенно влияют эмоции свидетеля.

Потеря информации под воздействием времени,

  1. Стресс. Характеристика, динамика развития, признаки.

Стресс –состояние психической напряженности, обусловленное приспособлением, перестройкой психики чел-ка, его организма, к сложным меняющимся условиям его жизнедеятельности.

англ.Stress — напряжение

Стадии с. — -1- стадия тревоги — мобилизация защитных сил; -2- стадия резистентности — приспособление к трудной ситуации; -3- стадия истощения, которое при сильном и длительном стрессе может привести к болезни и смерти.

Признаки с.

1. Чувство, что вам ничего не удается.

2. Чувство, что вас преследуют, загоняют в угол или в ловушку.

3. Плохое пищеварение.

4. Плохой аппетит.

5. Бессоница по ночам.

6. Кратковременное головокружение и учащенное сердцебиение.

7. Усталость и недостаток энергии.

8. Чувство безнадежности.

9. Раздражительность.

10. Напряженность

11. Трудности в принятии решений.

12. Нежелание встречать с новыми людьми и осваивать новый опыт.

13. Потеря интереса

14. Тенденция отмахиваться от проблем или решать их поверхностно.

15. Неспособность адекватно воспринимать критику.

16. Отвращение к себе.

  1. Структура юридической психологии.

ЮП имеет свою систему, состоящую из следующих разделов:

-правовая психология, изучающая право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания;

-криминальная психология, предметом изучения которой является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности;

-психология уголовного судопроизводства, изучающая психологию следственных действий в обшей системе расследования и судебно-психологическую экспертизу в уголовном процессе;

-психология судебной деятельности, состоящая из психологических особенностей судебного следствия, его участников и психологии судебных прений;

-исправительная психология, — изучение психологических проблем самого наказания, психологии осужденных к лишению свободы и социальной адаптации освобожденных;

-психология гражданско-правового регулирования — состоит из психологии гражданских правоотношений и психологических особенностей организации судебного рассмотрения гражданских дел;

  1. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве. Пороки воли.

Компетенция заключения СПЭ в гражданском процессе:

-выявление у дееспособного гражданина непатологических психических аномалий;

-установление психологической совместимости супругов;

-установление психологической совместимости детей с каждым из родителей;

-определение возможности конкретных лиц обеспечить воспитание детей.

-о признании сделки недействительной;

-по спорам о праве на воспитание детей;

-дела о причинении вреда гражданином, который не способен понимать значение своих

действий или ими руководить.

При возникшей необходимости СПЭ назначается по мотивированному постановлению судьи или определению суда.

Проведя соответствующее исследование, эксперт на заключительном этапе делает выводы об общей психологической структуре личности. Качество СПЭ зависит от правильной постановки вопросов для экспертного разрешения.

Заключение СПЭ может служить источником доказательств по гражданскому делу.

СПЭ проводится только при желании лица, на нее направленного, поэтому во вводной части экспертного заключения необходимо указывать позицию подэкспертного лица, а в заключительной- выводы на поставленные вопросы, которые явл. выводами проведенного исследования. Полученное заключение подлежит судебной оценке по внутреннему убеждению судьи, согласно определенному им правовому основанию. В случае признания судом экспертного заключения достоверным и обоснованным оно становится источником прямых или косвенных доказательств по гражданскому делу.

Порок воли -сниженный уровень волевой регуляции субъектом своих действий в пределах психич. нормы, в рамках вменяемости, но со снижен. спос-тью оценить ситуацию, верно принимать решения и эффкт-но действовать, для достижения своей цели.

  1. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве.

чаще всего назначается в двух случаях: 

1.в связи с предположением, что преступление совершено в состоянии аффекта; 

2.по делам о происшествиях и авариях, связанных с управлением техническими, для проверки предположения о возникновении у обвиняемого в момент аварии психического состояния, делающего невозможным, затрудняющего выполнение профессиональных функций, или о несоответствии индивидуально-психологических и профессиональных возможностей обвиняемого требованиям ситуации.

  1. Уголовно-правовое значение аффекта.

В преступлениях, предусмотренных ст. ст. 104, 110 УК РФ, поводом возникновения аффекта, названы противозаконное насилие, тяжкое оскорбление и иное противоправное поведение потерпевшего Оскорбление — умышленное унижение чести и достоинства личности в неприличной форме (ст. 131 УК).

Обязательным условием признания насилия и тяжкого оскорбления признаками составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 104 и 110 УК, является требование, чтобы они были противоправными.

Поводом возникновения аффекта в законе названо противозаконное действие потерпевшего: кража, грабеж, клевета, понуждение женщины к вступлению в половую связь, повреждение и уничтожение имущества

Аффект может быть вызван и неосторожным преступлением.

Поводом возникновения аффекта могут быть и действия, связанные с нарушением административного (мелкое хулиганство), гражданского (злостное невозвращение долга), трудового законодательства.

Относительно иных противоправных действий в законе высказано требование, чтобы они были направлены на близких виновного, т.е. на родителей, детей, сестер, бабушек и дедушек, жену, ее родителей, друзей. Однако суды признают поводом возникновения аффекта противоправные действия и в отношении незнакомых, а их ответную реакцию квалифицируют по ст. ст. 104, 110 УК. Суды иногда квалифицируют по ст. ст. 104, 110 УК преступления, где аффект был вызван общественно опасными действиями невменяемых, а так же преступления, совершенные в состоянии аффекта, вызванного аморальным поведением, например супружеской изменой или личными неприязненными отношениями.

  1. Формирование мотивов противоправного поведения.

Факторы формирования противоправного поведения: 1. Индивидуальный. 2. Психолого-педагогический. 3. Социально-психологический. 4. Личностный. 5. Социальный, социально-экономический.

Два этапа формир-я мотивов.

I этап — мотивационный.

А) формирование активного потребностного состояния

Б) мотив противоправного поведения.

В) прогнозирование

Г) принятие решения

II этап — реализации решения:

А)совершаются противоправные действия

Б)наступает преступный результат. Кот. может не совпадать намеченной целью.(цель оказалась «недовыполненной»: результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов; цель оказалась «перевыполненной»: достигнутый результат превзошел ранее поставленную цель).

Потребность уйти от наказания порождает страх перед наказанием. Он является «мотиватором» всей последующей, в т.ч. противоправной, деятельности, направленной на достижение вновь возникающих в связи с совершенным преступлением целей: уничтожить следы преступления, скрыться от органов правосудия, и т.д.

Безмотивные умышленные преступления:

1.преступления, внешне отличающиеся своей бессмысленностью, непонятной с первого взгляда избыточной жестокостью по отношению к жертве.

2.преступления насильственного характера, возникающие по механизму «смещения» агрессивности в состоянии фрустрации.

Неосторожное совершение преступления связывается с легкомыслием, с отсутствием «необходимой внимательности и предусмотрительности» у субъекта (ст. 26 УК РФ).

  1. Фрустрация. Определение, механизм возникновения, влияние на поведение субъектов правовых отношений.

Фрустрация (лат.Frustratio — разрушение планов)- психологическое состояние личности, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Фрустрация сопровождается отрицательными эмоциями: гневом, раздражением, чувством вины и т.д.

Различают: — фрустратор — причину, вызывающую фрустрацию; — фрустрационную ситуацию; и — фрустрационную реакцию.

Ф. возникает при отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей мере ф. подвержены эмоциональные натуры, люди с повышенной возбудимостью, не подготовленные к невзгодам, трудностям, с недоразвитыми волевыми чертами хар-ра.

В состоянии ф. чел-к испытывает сильное нервно-психическое потрясение. Оно выражается как: досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.

Особенности протекания ф. зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Ф. может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться разрядкой, то раздражительность, досада, озлобленность могут вылиться на невинных людях, друзьях, членах семьи.