Методические рекомендации по составлению перспективного (годового) плана работы педагога-психолога оу

Методические рекомендации по составлению перспективного (годового) плана работы педагога-психолога ОУ

Форма годового плана работы утверждена инструктивным письмом департамента образования г. Москвы № 2-30-20 «О ведении документации деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в системе Департамента образования города Москвы» от 9.08.2003. Согласно этому документу, годовой (перспективный) план работы составляется в виде таблицы, в которой указаны в общем виде цели, задачи, виды деятельности и сроки проведения работ, планируемых в текущем учебном году.

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Ответственный Примечания

1

2

3

4

5

Так как годовой план является именным, то колонку «ответственный» можно не использовать (если, конечно, это не совместный план работников социально-психологической службы, в этом случае ответственным исполнителем назначается работник, непосредственно отвечающий за данный вид работ).

При составлении годового плана работы нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

  1. На основании аналитического отчета за текущий учебный год, определить цель и задачи работы школьного психолога на следующий учебный год, составить план мероприятий , направленных на решение выявленных проблем, приблизительно распределить их по датам (месяцам) и количеству времени, необходимому для их проведения (сентябрь — декабрь).
  2. Черновой план мероприятий согласовать с заместителями директора по учебной и социальной работе , для включения их в учебно-воспитательный план образовательного учреждения.
  3. Скорректировать план с учетом предложений и замечаний администрации школы.
  4. Согласовать план работы с методистами-психологами в методическом центре.
  5. Согласованный план в 2-х экземплярах утвердить у директора ОУ . Один экземпляр отдается директору, второй – хранится в папке документов педагога-психолога.

Существует несколько вариантов оформления годового плана работы:

1. По видам деятельности педагога-психолога:

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Примечания

Развивающая работа

Сентябрь-апрель Групповые занятия 1 – 4 классы развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»
ноябрь – май Групповые занятия 1 – 4 классы Развитие когнитивной сферы младших школьников по программе Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» Занятия в группах, сформированных по результатам мониторинга.
Сентябрь–декабрь Занятия в классном коллективе 5-е классы Адаптация 5-классников к средней школе по программе Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс!»
  1. По возрасту учащихся (по параллелям):

Даты проведения

Вид работы

Примечания

Младшая школа

1-е классы

Сентябрь Выступление на родительском собрании Тема: «особенности адаптационного периода у первоклассников», сбор информированных согласий о работе психолога с детьми.
Сентябрь-апрель Групповые занятия. развитие личностной и межличностной сфер младших школьников по программе О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я. Начальная школа (1-4)»
Октябрь Мониторинг адаптации в школьной среде. Анкетирование родителей, беседы с педагогами, включенное наблюдение, анализ ученических тетрадей, «психолого-педагогическая карта школьника» Афанасьевой Е. И.(наблюдение по Н.Я.Семаго)
Ноябрь Углубленная психолого-педагогическая диагностика учащихся, испытывающих трудности в адаптации к школе. Карта наблюдения Стотта. (либо, к примеру, «Диагностический комплект» Семаго )
Ноябрь Участие в заседании ПМПК по проблеме школьной дезадаптации первоклассников. Представление результатов углубленной психологической диагностики дезадаптированных учащихся, разработка и согласование психолого-педагогической программы развивающей работы.

В любом случае, при оформлении годового плана необходимо соблюдать принцип системности работы, т.е. виды проводимых работ должны иметь единую цель, быть логически связаны между собой и соотнесены с закономерностями психического развития и актуального состояния учащихся.

К примеру, эффективность занятий по развитию когнитивной сферы у учащихся 10-11 классов будет минимальной, равно как и занятия по программам профессиональной ориентации с учениками младшей школы.

Виды деятельности педагога-психолога, которые должны быть отражены в годовом плане работы

  1. Диагностическая работа .
    • При планировании диагностической работы необходимо указать цель диагностической процедуры, возраст обследуемых (класс), полное название используемых методик с указанием авторов.
    • Все результаты диагностики должны быть использованы (иметь свое продолжение) в системе развивающей работы.
    • Диагностика не должна быть основным видом работы в деятельности школьного психолога.
    • Диагностическая и развивающая работа должна планироваться с учетом особенностей и закономерностей психического развития школьников и быть направлена на исследование тех сфер, к развитию которых учащиеся сензитивны в текущий момент времени.

В качестве оптимального варианта, диагностическую работу можно рекомендовать в критичные школьные периоды:

обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде;

обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене;

• Профориентационная диагностика старшеклассников.

2. Система развивающей работы .

Проведение развивающих занятий является основным видом деятельности школьного психолога, на которую должно отводиться не менее половины «практических часов». Основной акцент в работе необходимо делать на групповые развивающие занятия. При планировании развивающих занятий, необходимо указать:

· Цели и задачи занятий (что развиваем, с кем проводим)

· Вид занятий (групповые или индивидуальные)

· Название используемой программы с указанием автора.

· Время проведения (например: сентябрь — декабрь)

В систему развивающей работы в обязательном порядке должны входить программы по предпрофильной подготовки учащихся.

3. Консультативная работа.

Указываются субъекты консультационной практики (учащиеся, педагоги, администрация, родители)

Круг запросов на консультацию у школьного психолога ограничивается проблемами связанными с:

· обучением

· воспитанием

· поведением (эмоциональными проблемами)

· адаптацией

· детско-родительскими отношениями (ровно столько, насколько это имеет отношение к поведению и успеваемости учащегося в школе)

· профессиональной ориентацией

· зависимостями

· определением дальнейшего образовательного маршрута

  1. Психологическое просвещение.

Включает в себя выступления на родительских собраниях, педагогических советах, просветительские и профилактические семинары, беседы, лектории для учащихся, родителей и педагогов.

Указывается тема просветительского мероприятия, форма и ориентировочное время проведения.

Даты проведения

Вид работы

С кем проводится работа

Примечания

Психологическое просвещение.

Сентябрь Выступление на родительских собраниях. Родители учеников 1-х классов Тема: «Возрастные особенности первоклассника, помощь ребенку в адаптации к школе со стороны родителей»
ноябрь Доклад на педагогическом совете. Администрация, педагоги. Тема: «Особенности адаптационного периода 5-классников к среднему звену, результаты мониторинга параллели»
Май Тематические дискуссии с учащимися, приуроченные к майским праздникам 8 – 11 классы по параллелям. Тема «Толерантность, как необходимое условие для развития свободного общества»
  1. Методическая работа.

Указываются виды работ, которые психолог проводит в «методические часы»:

  • Подготовка к различным видам практических работ;
  • Обработка результатов мониторингов и диагностических мероприятий;
  • Оформление кабинета и уголка школьного психолога;
  • Посещение окружных и районных семинаров и практикумов, курсов повышения квалификации.
  • Заполнение журналов и оформление документации.
  • Написание отчетов и заключений и пр.