40.Искаженное психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, 4 группы детей с аутизмом

Искаженное психическое развитие(РДА) – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.

Причины:1.наследственная отягощенность. 2.как реакция на подавление ребенка со стороны матери, ее эмоциональную холодность (Б.Беттельхейм);3.как следствие органического поражения мозга, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон.

Четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения аффективной сферы:

1-ая группа РДА – полная отрешенность от происходящего. Наиболее тяжелая степень поражения, для которой характерно:

1.ребенок бесцельно перемещается в пространстве комнаты, иногда передвигаясь по мебели (прыгая, перелезая по верху); 2.эмоциональный контакт со взрослым отсутствует; 3.лицо сохраняет выражение отстраненности; 4.речь отсутствует, хотя понимание речи может быть не нарушено; 5.ребенок избегает резких стимулов: шума, яркого света, громкой речи, прикосновений – все это может вызвать приступы страха;

6.выражены явления пресыщаемости: утомляемость, плаксивость, раздражительность.

2-ая группа РДА – активное отвержение, отличается большей активностью.

1.ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль); 2.активно требует сохранения постоянства в окружающей среде. 3.наблюдаются стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств, надавливание на глазные яблоки, вращение предметов перед глазами, шуршание бумагой, прослушивание одних и тех же пластинок;4.вестибулярный аппарат стимулируется прыжками, раскачиванием вниз головой и т.п. 5.речь в основном состоит из однотипных речевых штампов – команд.

3-ая группа РДА – захваченность аутистическими интересами, характеризуется следующими показателями: 1.наличие речи в виде эмоционального окрашенного монолога, выражающего потребности ребенка; 2.стремление к достижению цели при быстрой пресыщаемости; 3. пугливость, тревожность и потребность в повторном переживании травмирующих впечатлений; 4.часто встречаются агрессивные действия, устрашающие сюжеты рисунков.

4-ая группа РДА – чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия с другими людьми, является наименее тяжелой: 1.ребенок способен к общению;2.сохранны интеллектуальные функции; 3.речь аграмматична, нарушено употребление местоимений; 4.выражена чрезмерная потребность в защите, ободрении, эмоциональной поддержке со стороны матери; 5.не хватает гибкости и разнообразия поведения, часто возникают ритуальные формы поведения как защита от страхов; 6.круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

20 стр., 9564 слов

Особенности развития личности детей дошкольного возраста, имеющих ...

... 3. Определить понятие «дети с нарушениями речи». 4. Выделить особенности формирования личности детей, имеющих нарушения речи. 5. Экспериментально изучить личность детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Глава 1. ... точки зрения. Эти расхождения вызваны различным пониманием значения общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов ...

41.Определение раннего детского аутизма. Характерные признаки его проявления. Отличия синдрома каннера от синдрома аспергера.

РДА – неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального, межличностного восприятия и коммуникации.

Характерные признаки РДА являются:

Аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Характерны трудности установления глазного контакта, взаимодействия взглядом, мимикой, жестом, интонацией. Сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояний других людей. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизнедеятельности. Наблюдается поглощенность однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки; пристрастие к разнообразному манипулированию одним и тем же предметом: трясение, постукивание, верчение.

Характерная задержка и деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением развития речи">нарушение речевого развития, а именно ее коммуникативной функции. Ребенок с РДА может иметь и формально хорошо развитую речь с большим словарным запасом, развернутой «взрослой» фразой. Но речь носит характер штампованности, попугайности. Ребенок не задает вопросов и может не отвечать на обращенную к нему речь. Обращает на себя внимание необычный темп, ритм, мелодика речи ребенка.

Отличия синдрома Каннера от синдрома Аспергера (по В.В.Ковалеву)

Наиболее существенные различия:

СИНДРОМ АСПЕНГЕРА

-нормальный или выше среднего уровень интеллекта;

-опережающее развитие речи (ребенок начинает говорить до появления самостоятельной ходьбы)

-встречается почти исключительно только у мальчиков;

-отношения к близким — нередко относится к ним, как к помехе;

-благоприятный прогноз.

СИНДРОМ КАННЕРА

-невысокий интеллектуальный уровень или интеллектуальную недостаточность .

-часто отставание в развитии речи

-может наблюдаться (хотя и реже) и у девочек.

-отношение к близким- ребенок их вообще не замечать.

— чаще наблюдается переход в пограничную интеллектуальную недостаточность или атипичную форму умственной отсталости.

42.Особенности познавательной деятельности личности и межличностных отношений при искаженном развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при искаженном развитии

1.внимание — трудностях сосредоточения внимания, внимание приковывается к отдельным аспектам воспринимаемого поля.

10 стр., 4570 слов

Профилактика нарушений письменной речи у детей с онр III уровня ...

... сфере морфологического анализа. Чем лучше обеспечены данные линии речевого развития, тем лучше ребенок оказывается подготовленным к письму» Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения ...

2.в сенсорно-перцептивной сфере – проблемы развития сенсорной сферы у детей с аутизмом разделяются на две группы:

Гиперчувствительность – это повышенная чувствительность вплоть до непереносимости определенных сенсорных стимулов.

Гипочувствительность– недостаточно развитая способность воспринимать стимулы разной модальности.

Характерна болезненная гиперстезия к обычным сенсорным раздражителям.

3.в психомоторной сфере – плохая моторика, несформированность произвольных движений, большие трудности в овладении навыками самообслуживания. Переход от непроизвольных движений к произвольным часто оказывается непреодолимым. Однообразные действия повторяются много раз.

4.в мыслительной сфере – нарушение целенаправленности и пресыщаемость интеллектуальной деятельности, вычурность мышления.

5.в речевом развитии – качественное нарушение в сфере вербальной и невербальной коммуникации: отсутствие желания общаться с другими, эхолалия, общение только в случае возникновения потребностей, отсутствие реакции на речь других людей, замена местоимений, использование обычных слов в необычном значении.

6.в эмоционально-волевой сфере – у младенцев и у более старших детей возникают трудности с подражанием другому человеку, а также трудности эмоционального заражения, затруднено также опознание эмоционального состояния другого человека. При налаживании контакта выясняется, что многие обычные окружающие предметы и явления, некоторые люди вызывают у них постоянное чувство страха. Чувство страха вызывает все новое.

7.межличностные отношения – неспособность устанавливать полноценные отношения с другими людьми.

8.особенности социализации и социальной адаптации: качественное нарушение социального взаимодействия. отчужденность, пассивность, странная активность. Дети не могут уже в младенчестве отслеживать направление внимания взрослого человека, Не овладевают навыками социального взаимодействия.

Нарушение воображения и социальной практики. У детей с аутизмом можно заметить полное отсутствие «символической» игры, которая заменяется стереотипными навязчивыми действиями. Нормально развивающиеся дети дошкольного возраста берут на себя и выполняют игровые роли, используют в игре предметы-заместители, однако этого не наблюдается в игре детей с аутизмом. У взрослых людей с аутизмом отсутствие воображения проявляется по-другому: они проявляют мало интереса к вымышленным сюжетам, в частности, к фильмам, романам, телесериалам.

43.Дисгармоническое психическое развитие: определение, этиология, структура дефекта, виды по происхождению. Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы.

Психопатия это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, характеризующихся по трем критериям: тотальность патологических черт характера; относительная стабильность их проявлений в течение жизни; социальная дезадаптация.

Этиология:

генетические (наследственные факторы);

-воздейстиве внешних повреждающих факторов в раннем детстве;

-как реакция на длительные неблагобриятные воздействия со стороны родителей.

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

... Нарушение выраженности (силы) эмоций. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях. ... психическое, физическое и сексуальное насилие в детстве создает риск для развития расстройств личности. Типы расстройства личности : Параноидное -  расстройство ...

Психопатии подразделяют на конституциональные (ядерные), органические, краевые.

-Конституционные психопатии зависят в большей степени от наследственной предрасположенности, чем от особенностей воспитания детей.

К ним относят шизоидную, эпилептоидную, циклоидную, психастеническую, неустойчивую и истероидную психопатии.

— Органические психопатии связаны с ранним органическим поражением центральной нервной системы, и среди них чаще встречается возбудимый (эксплозивный) тип.

Краевая, или нажитая (приобретенная) психопатия является результатом патологического формирования личности.

Группы психопатий по ведущим проявлениям, основанным на типах нервной системы (о.В.Кербиков)

Возбудимые – характерна высокая возбудимость, сочетающаяся с подозрительностью, гневом, упрямством и педантичностью. В поведении склонны к жестокости, мстительности, крайне требовательны к окружающим. Поведенческий ролевой репертуар скуден.

Неустойчивые свойственна повышенная эмоциональная неустойчивость, нестойкие интересы и привязанности. Чувства, достигая большой интенсивности, быстро угасают. Повышенная внушаемость, склонны к фантазированию.

Тормозимые характеризуются повышенной утомляемостью, истощаемостью, общей вялостью. Впечатлительны, ранимы, нерешительны, мнительны, обидчивы. Особенно большой дискомфорт испытывают при общении с малознакомыми людьми, плохо привыкают к коллективу.

Психастенические характерно сочетание черт астенической личности сповышенной склонностью к самоанализу и самобичеванию. Постоянно испытывают разнообразные страхи, сомнения относительно принятия решения. Склонны к ритуалам в поведении, боятся любых изменений.

Шизоидные свойственна патологическая замкнутость, слабость эмоциональных привязанностей вплоть до черствости, выраженные трудности в налаживании неформального общения.

Мозаичные – представляют собой сочетание нескольких.

44.Особенности познавательной деятельности межличностных отношений при дисгармоническом развитии. Особенности социализации и социальной адаптации при дисгармоническом развитии.

Познавательная деятельность может быть без особенностей, в пределах возрастной нормы, иногда чуть выше или чуть ниже.

Личность. Ряд психопатических свойств имеет тенденцию закрепляться по механизму «порочного круга». Так, аутизм шизоидного ребенка нередко вызывает настороженное отношение к нему со стороны сверстников.Аффективная возбудимость эпилептоидного ребенка, способствуя конфликтам, создает для него сложное положение в среде сверстников, ситуацию враждебности, подозрительности.

В патогенезе патологических формирований личности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), представляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчивыми свойствами личности особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологических черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

Межличностные отношения неадекватны. От нарушений контактов со сверстниками, восприятие их как потенциальной опасности (при шизоидной психопатии), поддержания контактов только с теми, кто одобряет, не трепят критики (при эпилептоидной психопатии), трудностей вступления в контакт, осторожностью и постепенностью (при психастенической психопатии) до охотного вступления в контакт, восприятия общения как способа проявления своего «Я» (при истерической психопатии), коллекции новых контактов (при неустойчивой психопатии), срывов и вспышек гнева (при возбудимой психопатии).

17 стр., 8087 слов

Теоретические и методологические проблемы психологической помощи ...

... группе Выготский относит представителей биогенетических концепций, проводящих параллели между развитием человечества и развитием ребенка, а также представителей вульгарносоциологизаторских теорий, которые пытаются связать ... Gezell. 1954; Piaget, 1967; и др.). Учитывая сложность систематики психического развития ребенка и подростка, некоторые авторы пытались построить периодизацию на односторонних ...

Особенности социализации. Общей закономерностью развития психики при психопатии и раннем детском аутизме является явление асинхронии, когда при нормальном становлении познавательной предметной деятельности нарушается общение, социальное поведение человека.

45. Понятие «множественные физические и (или) психические нарушения», «тяжелые физические и (или) психические нарушения»

Множественные физические и (или) психические нарушения- два и более физических и (или) психических нарушения.

Тяжелые физические и (или) психические нарушения- физические и (или) психические нарушения, выраженные в такой степени, что получение образования в соответствии с образовательными стандартами является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарных трудовых навыков и элемент.проф.подготовки.

Преобладают врожденные формы патологии, имеющие генетическое происхождение. (умственная отсталость и сенсорные нарушения.

Нарушения развития проявляются различными сочетаниями. Это могут быть сочетания сенсорных, интеллектуальных, двигательных, речевых, эмоциональных нарушений. Например, сочетания нарушений зрения и слуха, зрения и умственной отсталости, зрение и ДЦП

46.Типичные признаки, характеризующие семью, воспитывающую ребенка- инвалида (по л. М. Шипициной)

Все семьи, воспитывающие детей с нарушением психичес­кого развития, характеризуются определенными признаками:

  • родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении буду­щего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспек­тивы);
  • личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудов­летворенность;
  • семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;
  • социальный статус семьи снижается: возникающие проблемы не только затрагивают внутрисемейные взаимоотношения, но и приводят к изме­нениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиат­ром от друзей и знакомых — соответственно, круг внесемейного функ­ционирования сужается;
  • «особый психологический конфликт» возни­кает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и ле­чению такого ребенка.

Многие родители основную роль в преодолении отклонений в развитии от­водят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже

13 стр., 6421 слов

Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения ...

... родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей. . Изучить статистические данные, касающиеся алкоголизации населения и рождения детей с интеллектуальной недостаточностью. . Определить пути коррекции нарушений у детей ... синдрома плода, для которого характерны нарушения психического и физического развития. В развитии алкоголизма как заболевания важную предрасполагающую ...

самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при пра­вильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы спе­циальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии носит коррекционный характер. Поэтому родители не должны забывать и о собствен­ном самообразовании, так как помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни.

47. Закономерности деформации семьи при рождении ребенка- инвалида на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

Качественные изменения, происходящие в семьях, воспитывающих детей- инвалидов, проявляются на психологическом, социальном, соматическом уровнях.

Психологический уровень: рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Такой факт является причиной сильного стресса для родителей, в большей степени- для матери. Этот стресс оказывает сильное воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения, сформировавшегося в семье жизненного уклада.

Деформируются:

— сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;

— система отношений членов семьи с окружающим социумом;

— особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка.

Соматический уровень: стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических расстройств у ребенка, может вызвать различные заболевания у его матери. Возникает патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его матери, который в той или иной степени провоцирует возникновение у нее соматических или психических заболеваний.

Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и для родителей.

Социальный уровень: после рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг знакомых и даже родственников. Это испытание так же оказывает деформирующее воздействие на взаимоотношения между родителями больного ребенка.

48. Схемы поведения родителей по отношению к ребенку с особенностями психофизического развития по в. С. Соммерсу

В отношениях родителей к своему аномальному ребенку можно видеть несколько схем поведения. Соммерс выделил 5 таких схем.

1.принятие ребенка и его дефекта. Объективно оценивает поведение такого ребенка, проявляет по отношению к нему настоящую преданность. Главный девиз- «необходимо достигнуть как можно большего там, где возможно».

2.Реакция отрицания. Отрицается, что ребенок страдает дефектом. Планы относительно образования и профессии ребенка свидетельствуют о том, что родитель не принимает и не признает для своего ребенка никаких ограничений. Ребенка воспитывают в духе чрезвычайного честолюбия, и родители настаивают на высокой успешности его деятельности.

3.Реакция чрезвычайной защиты, опеки, охранительства. Родители наполнены чрезмерным чувством жалости и сочувствия, что проявляется в чрезмерно заботливом и защищающем ребенка от все опасностей.

3 стр., 1354 слов

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми (I уровень развития речи)

... использование ограниченных вербальных средств родного языка является характерной особенностью речи детей данного уровня. Звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и ... овладения словарным запасом, зачатками грамматических значений. При правильном коррекционном воздействии дети 1 уровня речевого развития начинают использовать зачатки разговорной речи в различных ситуациях ...

4.Скрытое отречение, отвержение ребенка. Отрицательное отношение и отвращение по отношению к ребенку скрывается за чрезмерно заботливым, предупредительным, внимательным воспитанием.

5.Открытое отречение, отвержение ребенка. Ребенок открыто принимается с отвращением и родитель полностью осознает свои вражденные чувства.