по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Семестр: 2
Часы: 108
Методические рекомендации разработаны доцентом кафедра дошкольной педагогики и специальных методик Никоненко З.А..
На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы высшего профессионального образования, по направлению подготовки 44.03.02Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология». В соответствии с рабочей программой «Учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования» для студентов первого курса. Утвержденной на заседании кафедры протокол от « » ____________ 20___г. №_____ и рассмотренной на НМК факультета протокол №__ от « »____________20___г.
Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится на первом курсе во втором семестре. Она является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки студентов в системе Психолого-педагогического образования. Целью учебно-ознакомительной практики является:
- ознакомление студентов со специальными (коррекционными) дошкольными образовательными учреждениями;
- помочь студентам-бакалаврам определить особенности работы образовательных учреждений системы специального дошкольного образования, познакомить с основным содержанием деятельности специальных (коррекционных) организаций дошкольного образования, ОДО компенсирующего вида, а также с особенностями профессиональной деятельности педагогов-дефектологов, работающих в данных учреждениях;
- познакомить студентов с особенностями работы педагога-дефектолога в группах для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и нарушений опорно-двигательного аппарата, которые функционируют в организациях дошкольного образования компенсирующего вида. С условиями и формами организации коррекционной работы и функциональными обязанностями педагога-дефектолога и воспитателей. С предметно-развивающей средой и организацией развивающего пространства в групповых комнатах;
- учить наблюдать и анализировать работу педагога-дефектолога и воспитателей;
- помочь студентам получить навыки взаимодействия с детьми, имеющими недостатки психофизического развития.
Задачи учебно-ознакомительной практики:
Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...
... профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению – педагогика, профиль – дошкольное образование является частью ... студентов в системе преподавания дисциплин психолого-педагогического и специального циклов (не менее 6 часов). Изучение особенностей освоения студентами отдельных учебных ... важны активная и целеустремленная работа самого студента по овладению профессиональными знаниями, ...
1. Подготовить студентов к профессиональной практической работе по оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с недостатками развития.
2. Формирование представлений о коррекционной работе в специальных (коррекционных) организациях дошкольного образования (МС (к) ОУ).
3. Приобретение студентами опыта общения с детьми, которые имеют недостатки психофизического развития.
4. Создание условий для развития профессионально-значимых личностных качеств, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога-дефектолога, проведения студентами самостоятельной работы и приобретения специальных умений и навыков.
1. Место учебно-ознакомительной практики в структуре ооп бакалавриата
Учебно-ознакомительная практика проводится во втором семестре на очном отделении. Она направлена на приобретение студентами представлений и знаний об оказании специальной педагогической (дефектологической) помощи детям дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития в системе образования. Прохождение учебно-ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору. Учебно-ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: «Анатомия и возрастная физиология», «Клиническая психология детей», «История педагогического образования», «Введение в педагогическую деятельность».
Освоенные студентами в период учебно-ознакомительной практики профессионально-педагогические знания и умения (аналитические, прогностические).
Создают базу для последующего изучения дисциплин предметной подготовки и развития исследовательской, проектной деятельности и помогают приобрести «входные» компетенции, такие как:
а) Общекультурные компетенции (ОК):
ОК-1 — способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
ОК-2 — владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений
ОК-3 — владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;
ОК-4 — готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).
2. Формы проведения учебно-ознакомительной практики:
Учебно-ознакомительная практика пассивная и проводится без отрыва от учебного процесса. Студенты знакомятся со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями компенсирующего вида для дошкольников с нарушениями развития. Практика проводится в форме наблюдений и анализа коррекционно педагогического процесса.
«Развитие регулятивных компетенций обучающихся основной школы на уроках алгебры»
... работы «Развитие регулятивных компетенций обучающихся основной школы на уроках алгебры». В настоящее время компетенции находятся в центре деятельности по реформированию среднего образования, создавая ... предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование ...
3. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики:
Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится без отрыва от учебного процесса на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели (12 выходов в МС (к) ОУ).
Учебно-ознакомительная практика проводится по графику (по два дня) в каждом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями:
-зрения (ознакомление с работой учреждения образования, тифлопедагога и коррекционной группы);
-слуха (ознакомление с работой учреждения образования, сурдопедагога и коррекционной группы);
-интеллекта (ознакомление с работой учреждения образования, олигофренопедагога и коррекционной группы);
-опорно-двигательного аппарата (ознакомление с работой учреждения образования, педагогов-дефектологов и коррекционной группы).
4. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики
В результате прохождения практики у бакалавра формируются и развиваются следующие компетенции:
Обще профессиональные компетенции (ОПК):
ОПК-1 — способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.
Профессиональные компетенции специальные психолого-педагогические (ПКСПП):
ПКСПП — 4 — способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями.
Профессиональные компетенции деятельности (ПКД):
ПКД-5 — способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
В процессе подготовки к учебно-ознакомительной практике в специальных (коррекционных) организациях образования и её осуществления студенты должны знать:
— порядок организации и особенности педагогического процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
— содержание коррекционно-педагогической деятельности педагога-дефектолога и воспитателя с детьми;
— организацию и руководство коррекционно-образовательной, воспитательной, игровой и других видов деятельности детей;
— правила создания коррекционно-развивающей среды;
— функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности и поведения всех участников коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.
уметь:
— вести педагогическое наблюдение и беседы;
— анализировать педагогический процесс, специальную научную и методическую литературу;
— изучать условия педагогического пространства, наблюдать за деятельностью педагогов-дефектологов и детей, оказывать помощь детям в различных видах их деятельности;
— устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами;
— наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности коррекционно-педагогической деятельности педагогов;
— участвовать в организации коррекционно-педагогической работе совместно со специалистами учреждения.
владеть:
— умениями анализировать коррекционно-педагогический процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;
— организаторскими умениями;
— конструктивно-проектировочными умениями;
— коммуникативными способностями;
— прикладными способностями.
5..Структура учебно-ознакомительной практики
Общая трудоемкость педагогической практики составляет-3зачетные единицы, 108 часов, дневное отделение.
н/п |
Раздел (этапы) учебной практики |
Общая трудоёмкость |
Форма контроля |
|
зачетные единицы |
часы |
|||
1 |
Подготовительный этап |
0,2 |
6 |
отчет |
2 |
Основной этап |
1,6 |
60 |
отчет |
3 |
Итоговый этап |
0,2 |
6 |
отчет |
4. |
Самостоятельная работа студентов |
1,0 |
36 |
отчет |
Всего: |
|
3 |
108 |
зачет |
6. Содержание учебно-ознакомительной практики
Задания для самостоятельной работы студента-практиканта |
Этапы прохождения практики Виды деятельности |
Формы отчётности |
|
1 |
2 |
3 |
|
1,0 з./е |
Подготовительный этап |
||
I Познакомиться с приказом о практике, распределением студентов на практику. Изучить программно-методические рекомендации и требования к данному виду практики. Определить цели и задача учебно-ознакомительной практики, изучить права и обязанностями студентов во время ее прохождения. |
I Знакомство с образцами текущей и отчетной документации, требованиями к оформлению документов. Активное участие в установочной конференции. |
I Оформление титульного листа документации и «Дневника практики». Заполнение дневника практики: определение цели, задачи, содержания работы, правил, и обязанностей, соблюдение которых необходимо в каждый день учебно-ознакомительной практики. |
|
|
Основной этап |
||
II Первый день работы в организации образования.
Подготовиться к посещению организации дошкольного образования. Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики. Быть готовым к ведению беседы. Заполнить в дневнике практики графы: ….. |
II Знакомство и беседа с представителями администрации организации образования. Изучение информации об учреждении, правил внутреннего распорядка; направлений его деятельности, режима работы, структуры; истории развития. Сбор необходимой информации, данных о работе коррекционных групп. Изучение и характеристика содержания их работы. Экскурсия по учреждению и знакомство с педагогами коррекционных групп. Беседа с педагогами. |
II Дневниковые записи: Записать: — полученную информацию об учреждении, педагогическом коллективе, педагогах коррекционных групп; — содержание беседы с представителями администрации учреждения, с педагогом-дефектологом и педагогами. |
|
III Второй день работы в организации образования. Подготовиться к работе в коррекционной группе. Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя. Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить в дневнике практики графы: …..
|
III Знакомство и беседа с педагогами-дефектологами и воспитателями Получение информации о коррекционных группах: дате комплектования, профиле группы, периоде коррекционной работы, режиме дня, формах и условиях работы, направлениях коррекционной деятельности. Сбор необходимой информации, данных о детях с нарушениями психофизического развития согласно виду учреждения. Изучение и характеристика содержания работы с ними. Посещение группы знакомство с педагогами коррекционных групп. В дневнике практики описать содержание предметно-развивающей среды, перечень оборудования кабинета специалиста и групповой комнаты. Выполнить зарисовки, план, схему, описать расположение. Определить удобство, качество, функциональность… Наблюдение за проведением занятий воспитателем коррекционной группы. Наблюдение подготовки к занятию воспитателя и детей. Изучение оснащения педагогического процесса. |
III Дневниковые записи: Записать: — полученную информацию, содержание занятий, работу детей на занятии, взаимодействие с педагогом-дефектологом. Описать работу: общение с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности. Сделать собственные выводы, предложения. По возможности представить фото (видео) материалы. Дневниковые записи: — полученной информации, содержания занятий, работа детей на занятии, взаимодействие с педагогом. Описание особенностей общения с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности. По содержанию проделанной работы сделать собственные выводы, предложения. Выполнить дневниковые записи: — о проведенной работе и данных полученных в ходе общения с детьми. — протокольные записи бесед, наблюдений игровой деятельности детей. |
|
|
Итоговый этап |
||
IV Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики. Обобщить полученные практические знания умения и навыки. К итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики. |
IV Описать все виды работ выполняемых в специальном (коррекционном) учреждении каждого вида. Сделать сравнительный анализ, изложить особенности организации и содержания коррекционного процесса. Выступить на итоговой конференции. |
IV Документация практики (согласно требованиям). Тезисы выступления на итоговой конференции. |
|
ИТОГО: 36 ч. |
ИТОГО:72 ч. |
7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебно-ознакомительной практике
– Традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.
– Технология компьютерного обучения. Дает возможность решать дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, как и в какой мере усвоена информация. Формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.
Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных занятий.
8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-ознакомительной практике
Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:
Подготовительный (организационный) этап:
изучение программы учебно-ознакомительной практики, методических материалов практики, подготовка дневника практики.
Основной этап: подготовка к посещению организации дошкольного образования:
подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики. Быть готовым к ведению беседы. Заполнение дневника. Подготовка к работе в коррекционной группе. Подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя.
Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить дневник практики.
Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики.
Обобщить полученные практические знания умения и навыки.
Итоговый этап: к итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики, подготовка и оформление отчетных документов, оценка значимости и анализ результатов деятельности, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы во время практики, рефлексия саморазвития и выполнения программы практики. Подготовить итоговый отчет по практике.
9. Аттестация по итогам учебно-ознакомительной практики.
На протяжении прохождения учебно-ознакомительной практики осуществляются регулярные встречи групповых руководителей со студентами в формате консультаций, на которых обсуждаются возникающие у них проблемы и проводится промежуточная аттестация в форме проверки своевременности и качества заполнения дневника.
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения практики. По итогам учебно-ознакомительной практики проводится итоговая конференция, на которой объявляются результаты практики, студенты выступают с докладами, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики.
Элементом итоговой конференции могут быть фото и видео материалы, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики. Учебно-ознакомительная практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы практики.
Формы отчётности:
1. «Дневник практики», в котором запротоколированы и проанализированы ежедневные наблюдения, выполнены задания и даны ответы на вопросы самостоятельной работы студента, описаны все виды деятельности студента-практиканта. А так же представлены все формы отчетности и результаты всех предусмотренных программой практики заданий (Приложение).
3.Выступление студента по итогам практической деятельности на отчетной конференции о проделанной работе в период прохождении практики.
3. Прочие материалы.
Критерии оценки результатов практики
Оценка результатов практики складывается из отзыва о работе студента руководителя учреждения, педагога-дефектолога и оценки руководителем-методистом практики представленной студентом документации.
Результаты практики оцениваются в виде зачёта. При оценке результатов практики в первую очередь учитываются:
— уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);
— степень сформированности профессиональных умений;
— мнение, высказанное групповым руководителем-методистом практики в отзыве;
— содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;
— качество работы выполненной самостоятельно. Отчётной документации и своевременность её сдачи на кафедру (в течение 3 дней по окончании практики);
— выступление на итоговой конференции и пр.
Оценивается учебная практика студента, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.
Не оценивается учебная практика студента, который:
- не выполнил программу практики;
- показал слабые теоретические знания и практические умения;
- нарушил сроки сдачи документации;
- допустил необоснованные пропуски либо отказа от выполнения каких-либо заданий;
- за небрежное ведение дневниковых записей.
10.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-ознакомительной практики
Программа учебно-ознакомительной практики.
Методические рекомендации по учебно-ознакомительной практике.
Образцы документации учебно-ознакомительной практики.
Основная литература
- Педагогическая практика студентов дошкольного образования: Учебное пособие / М.Л. Волобуева, В.И. Ядэшко, Л.И. Павлова и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 224 с. 2.
- Ткач Л.Т., Гелло Т.А. Учебная практика студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология». Учебно-методическое пособие. – Тирасполь, 2009. –108 с.
- Дошкольная педагогика /Сост. В.А. Гелло, А.П. Илькова, З.Н. Никоненко, Л.Т. Ткач, Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. – 95 с.
- Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И., Психолого-педагогическая практика в системе образования – Москва-Воронеж, 1998.
- Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования/ Под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- www.kdp-spb.ru/uchebno…bakavlariat-praktika-4.htm – план учебной программы практики;
- kamberezka2.ucoz.ru/…preemstvennost…sada_i_shkoly…- каталог статей преемственность детского сада и школы;
- www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031200_2005.html — сайт министерства образования и науки Российской Федерации;
- www.vospitanie-detey.ru/forum/index.php?topic – сайт: Семейный форум: Обсуждение семейных отношений. Особенности общения педагога и родителей.
11. Материально-техническое обеспечение учебно-ознакомительной практики
Для проведения учебно-ознакомительной практики необходимы государственные специальные (коррекционные) дошкольные образовательные учреждения (компенсирующего вида), в которых функционируют группы для детей с отклонениями в психофизическом развитии.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций Пр. ООП ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Образец оформления титульного листа папки с документацией
по учебной (ознакомительной) практике
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
Факультет педагогики и психологии
Кафедра дошкольной педагогики и специальных методик
Документация
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ
ПРАКТИКИ
в специальных (коррекционных) организациях образования (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)
студентки (та) 1 курса, ______ группы
(Ф.И.О. студента)
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,
Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Проходившей (го) практику в________________________________________________
__________________________________________________________________________(название учреждения)
с __________________________________ по ____________________________ 20 __ г.
Руководитель–методист практики _________________________________________________________________________
(Ф.И.О)
Тирасполь, 20__ г
Второй лист
На оборотной стороне титульного листа дается перечень отчётной документации (обязательной и дополнительной).
Перечень отчётной документации
-
Дневник учебной практики
- Прочие материалы
Приложение 2
Образец и инструкция оформления и ведения дневника учебно-ознакомительной практики
Образец оформления титульного листа дневника
учебной (ознакомительной) практики
Дневник
УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
в специальных (коррекционных) организациях образования
(зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)
студентки (та) 1 курса ______группы
__________________________________________________________________________(Ф.И.О. студента)
Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,
Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Проходившей (го) практику в________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________(название учреждений)
с ___________________ по __________________ 20 __ г.
Руководитель – методист
практики _________________________________________________________________
(Ф.И.О)
Тирасполь 20__ г. Второй лист дневника
Включает сведенья о дошкольном учреждении (название, вид, адрес, информацию об администрации учреждения).
Приложение 3
Инструкция по ведению «дневника» практики
Цель ведения дневника заключается в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности организации дошкольного образования комбинированного вида (специального (коррекционного) образовательного учреждения), о работе выполняемой педагогом-дефектологом, воспитателем коррекционной группы (учителем-логопедом, учителем-тифлопедагогом, учителем-сурдопедагогом) воспитателями групп для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, зрения, слуха.
Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе подготовки к практическим, семинарским, лабораторным занятиям и в научно-исследовательской работе студентов:
-
♦ в выступлении на отчетной конференции по практике,
- ♦ в написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы,
- ♦ в подготовке и участии в студенческих конференциях,
- ♦ в осуществлении, индивидуальных и коллективных научно-практических исследований.
График работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает с руководителем-методистом практики. Дневник заверяется подписью руководителя ОДО и руководителем-методистом практики.
Дневник прохождения учебной практики представляет собой ежедневные записи согласно содержанию программы по следующей форме:
Дата |
Содержание работы |
Анализ работы |
Подпись руководителя практики |
|
Ведение протокольных записей наблюдений, бесед с детьми и педагогами. Описание встреч, контактов, событий дня, выполненных поручений, встретившихся затруднений, открытий, трудностей дня… |
Размышления, связанные с событиями дня. Оценка проведенной работы, её пользе и познавательности. Оценка полученной информации в ходе бесед, наблюдений, своего участия в педагогическом процессе. Послесловие, размышлений по педагогической, коррекционной работе с детьми, впечатлениям. |
|
В дневник записывается информация о ходе выполнения содержания заданий для самостоятельной работы, по реализации программы вида практики, о событиях дня, отражаются события, факты, явления, с которыми студент-практикант столкнулся в образовательном учреждении в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.
Первоначальные записи носят протокольный характер. Текст можно сразу не редактировать. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч с педагогами, учителями-дефектологами детьми, поручений. А так же заданий выполненных самостоятельно и под руководством руководителя-методиста практики. Описываются впечатления, огорчения, потрясения, разочарования, значительные и самые обычные события, трудности и успехи дня.
Можно использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят студенту вести черновые записи в удобной форме. Которые в дальнейшем будут отредактированы и внесены в «Дневник практики».
В последующем, обращаясь к материалам, накопленным в ходе ознакомительной практики первого курса, студент даёт примеры, иллюстрирующие различные теоретические положения и конкретные проявления многих социальных процессов и явлений.
Приложение 4
Образец оформления таблицы наблюдений за деятельностью педагогов в течение дня
Режимные процессы |
Содержание деятельности |
Деятельность педагога-дефектолога, воспитателя коррекционной группы |
|
|
|
|
|
|
Приложение 5
Примерный план составления визитной карточки: образовательного учреждения, специальной (коррекционной группы)
- Название (полное) образовательного учреждения, профиля коррекционной группы.
- Краткая история образовательного учреждения, коррекционной группы.
- Документация, регламентирующая деятельность педагогов-дефектологов.
- Направления работы.
- Контингент детей.
- Кадровый состав (образование, стаж, функциональные обязанности).
- Образовательные программы.
- Инновации в образовательном учреждении.
- Работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы).
- Оценка успешности деятельности педагогического коллектива.
- Связи с образовательными и общественными организациями.
- Проблемы и перспективы.
Приложение 6
Паспорт специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Общие сведения о дошкольном учреждении.
-
Адрес С(к)ОУ, какому ведомству относится.
- Тип и вид учреждения, количество групп, плановый контингент детей, особенности функционирования.
- Оборудование группы: описание групповых комнат, соблюдение теплового и светового режимов. Обеспечение специальным оборудованием, мебелью, соответствие ее ростовым показателям детей. Оформление групп.
Качественный состав педагогических кадров учреждения.
-
Заведующий С(к)ОУ: образование, квалификация, стаж работы.
- Заместитель заведующего по образовательной деятельности (аналогично).
- Педагоги-дефектологи, логопеды, воспитатели группы, другие специалисты согласно профилю учреждения (аналогично).
- Специалисты: по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, психолог, инструктор по физическому воспитанию, ЛФК, плаванию (перечислить).
- Медицинский персонал.
Оснащение воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
- Оборудование педагогического процесса в группе: наличие необходимых материалов, игрушек для всех видов деятельности, пособий по разделам типовой программы, коррекционных уголков. Доступность пособий, игрушек, материалов, соответствие игрушек возрасту и уровню развития детей.
Приложение 7
Схема анализа игровой деятельности
-
Возрастная группа.
- Организация игровой обстановки:
— наличие игрового материала, атрибутов для игр;
— их соответствие возрасту детей;
— педагогическая и коррекционная целесообразность игрового материала.
- Игровая деятельность:
— какие виды игр преобладают в группе;
— как отражают дети, имеющиеся знания и знания, полученные на занятиях в своих играх;
— какие сюжеты чаще всего разыгрываются детьми;
— намечают ли дети план своих игр;
— каков характер ролевых, реальных отношений и уровень взаимоотношений детей в игре;
— как отражается недостаток развития на содержании, выборе, ходе, продолжительности и заинтересованности игрой.
- Руководство игровой деятельностью детей.
-какие методы и приёмы используют педагоги для формирования игровой деятельности детей и для её руководства;
— особенности руководства играми детей обусловленные недостатком развития ребенка;
— обсуждается ли с детьми прошедшая игра, формируется ли у детей оценочное отношение к своей роли в игре.
5. Планирование игровой деятельности в календарных планах педагогов-дефектологов и воспитателей.
— виды игр и время их проведения;
— соответствие видов игр и их содержания программно-методическим
рекомендациям общего и специального образования;
— периодичность планирования каждого вида игры;
— связь игры с другими видами деятельности.