Методические рекомендации По проведению учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования

по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование

профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

Семестр: 2

Часы: 108

Методические рекомендации разработаны доцентом кафедра дошкольной педагогики и специальных методик Никоненко З.А..

На основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и Основной образовательной программы высшего профессионального образования, по направлению подготовки 44.03.02Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»), профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология». В соответствии с рабочей программой «Учебно-ознакомительной практики в специальных (коррекционных) организациях образования» для студентов первого курса. Утвержденной на заседании кафедры протокол от « » ____________ 20___г. №_____ и рассмотренной на НМК факультета протокол №__ от « »____________20___г.

Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится на первом курсе во втором семестре. Она является одним из необходимых этапов профессиональной подготовки студентов в системе Психолого-педагогического образования. Целью учебно-ознакомительной практики является:

  • ознакомление студентов со специальными (коррекционными) дошкольными образовательными учреждениями;
  • помочь студентам-бакалаврам определить особенности работы образовательных учреждений системы специального дошкольного образования, познакомить с основным содержанием деятельности специальных (коррекционных) организаций дошкольного образования, ОДО компенсирующего вида, а также с особенностями профессиональной деятельности педагогов-дефектологов, работающих в данных учреждениях;
  • познакомить студентов с особенностями работы педагога-дефектолога в группах для детей с нарушениями слуха, зрения, интеллекта и нарушений опорно-двигательного аппарата, которые функционируют в организациях дошкольного образования компенсирующего вида. С условиями и формами организации коррекционной работы и функциональными обязанностями педагога-дефектолога и воспитателей. С предметно-развивающей средой и организацией развивающего пространства в групповых комнатах;
  • учить наблюдать и анализировать работу педагога-дефектолога и воспитателей;
  • помочь студентам получить навыки взаимодействия с детьми, имеющими недостатки психофизического развития.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

8 стр., 3685 слов

Дневник научно-педагогической практики для студентов Института ...

... профессиональной подготовки студентов, обучающихся по направлению – педагогика, профиль – дошкольное образование является частью ... студентов в системе преподавания дисциплин психолого-педагогического и специального циклов (не менее 6 часов). Изучение особенностей освоения студентами отдельных учебных ... важны активная и целеустремленная работа самого студента по овладению профессиональными знаниями, ...

1. Подготовить студентов к профессиональной практической работе по оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с недостатками развития.

2. Формирование представлений о коррекционной работе в специальных (коррекционных) организациях дошкольного образования (МС (к) ОУ).

3. Приобретение студентами опыта общения с детьми, которые имеют недостатки психофизического развития.

4. Создание условий для развития профессионально-значимых личностных качеств, формирование устойчивого нравственно-гуманистического взгляда на профессию педагога-дефектолога, проведения студентами самостоятельной работы и приобретения специальных умений и навыков.

1. Место учебно-ознакомительной практики в структуре ооп бакалавриата

Учебно-ознакомительная практика проводится во втором семестре на очном отделении. Она направлена на приобретение студентами представлений и знаний об оказании специальной педагогической (дефектологической) помощи детям дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития в системе образования. Прохождение учебно-ознакомительной практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору. Учебно-ознакомительной практике предшествует изучение следующих дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: «Анатомия и возрастная физиология», «Клиническая психология детей», «История педагогического образования», «Введение в педагогическую деятельность».

Освоенные студентами в период учебно-ознакомительной практики профессионально-педагогические знания и умения (аналитические, прогностические).

Создают базу для последующего изучения дисциплин предметной подготовки и развития исследовательской, проектной деятельности и помогают приобрести «входные» компетенции, такие как:

а) Общекультурные компетенции (ОК):

ОК-1 — способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-2 — владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений

ОК-3 — владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;

ОК-4 — готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач).

2. Формы проведения учебно-ознакомительной практики:

Учебно-ознакомительная практика пассивная и проводится без отрыва от учебного процесса. Студенты знакомятся со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями компенсирующего вида для дошкольников с нарушениями развития. Практика проводится в форме наблюдений и анализа коррекционно педагогического процесса.

8 стр., 3762 слов

«Развитие регулятивных компетенций обучающихся основной школы на уроках алгебры»

... работы «Развитие регулятивных компетенций обучающихся основной школы на уроках алгебры». В настоящее время компетенции находятся в центре деятельности по реформированию среднего образования, создавая ... предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка, преобразование ...

3. Место и время проведения учебно-ознакомительной практики:

Учебно-ознакомительная практика в специальных (коррекционных) организациях образования проводится без отрыва от учебного процесса на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели (12 выходов в МС (к) ОУ).

Учебно-ознакомительная практика проводится по графику (по два дня) в каждом специальном (коррекционном) образовательном учреждении для детей с нарушениями:

-зрения (ознакомление с работой учреждения образования, тифлопедагога и коррекционной группы);

-слуха (ознакомление с работой учреждения образования, сурдопедагога и коррекционной группы);

-интеллекта (ознакомление с работой учреждения образования, олигофренопедагога и коррекционной группы);

-опорно-двигательного аппарата (ознакомление с работой учреждения образования, педагогов-дефектологов и коррекционной группы).

4. Компетенции, формируемые в результате прохождения учебно-ознакомительной практики

В результате прохождения практики у бакалавра формируются и развиваются следующие компетенции:

Обще профессиональные компетенции (ОПК):

ОПК-1 — способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях.

Профессиональные компетенции специальные психолого-педагогические (ПКСПП):

ПКСПП — 4 — способен контролировать стабильность своего эмоционального состояния во взаимодействии с детьми, имеющими ОВЗ и их родителями.

Профессиональные компетенции деятельности (ПКД):

ПКД-5 — способен осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях дошкольников, проявляющихся в образовательной работе и взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

В процессе подготовки к учебно-ознакомительной практике в специальных (коррекционных) организациях образования и её осуществления студенты должны знать:

— порядок организации и особенности педагогического процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

— содержание коррекционно-педагогической деятельности педагога-дефектолога и воспитателя с детьми;

— организацию и руководство коррекционно-образовательной, воспитательной, игровой и других видов деятельности детей;

— правила создания коррекционно-развивающей среды;

— функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности и поведения всех участников коррекционно-образовательного и воспитательного процесса.

уметь:

— вести педагогическое наблюдение и беседы;

— анализировать педагогический процесс, специальную научную и методическую литературу;

— изучать условия педагогического пространства, наблюдать за деятельностью педагогов-дефектологов и детей, оказывать помощь детям в различных видах их деятельности;

— устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами;

— наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности коррекционно-педагогической деятельности педагогов;

— участвовать в организации коррекционно-педагогической работе совместно со специалистами учреждения.

владеть:

— умениями анализировать коррекционно-педагогический процесс в специальном (коррекционном) образовательном учреждении;

— организаторскими умениями;

— конструктивно-проектировочными умениями;

— коммуникативными способностями;

— прикладными способностями.

5..Структура учебно-ознакомительной практики

Общая трудоемкость педагогической практики составляет-3зачетные единицы, 108 часов, дневное отделение.

н/п

Раздел (этапы) учебной практики

Общая трудоёмкость

Форма контроля

зачетные единицы

часы

1

Подготовительный этап

0,2

6

отчет

2

Основной этап

1,6

60

отчет

3

Итоговый этап

0,2

6

отчет

4.

Самостоятельная работа студентов

1,0

36

отчет

Всего:

3

108

зачет

6. Содержание учебно-ознакомительной практики

Задания для самостоятельной работы студента-практиканта

Этапы прохождения практики

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

1,0 з./е

Подготовительный этап

I

Познакомиться с приказом о практике, распределением студентов на практику. Изучить программно-методические рекомендации и требования к данному виду практики. Определить цели и задача учебно-ознакомительной практики, изучить права и обязанностями студентов во время ее прохождения.

I

Знакомство с образцами текущей и отчетной документации, требованиями

к оформлению документов. Активное участие в установочной конференции.

I

Оформление титульного листа документации и «Дневника практики».

Заполнение дневника практики: определение цели, задачи, содержания работы, правил, и обязанностей, соблюдение которых необходимо в каждый день учебно-ознакомительной практики.

Основной этап

II

Первый день работы в организации образования.

Подготовиться к посещению организации дошкольного образования.

Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики.

Быть готовым к ведению беседы.

Заполнить в дневнике практики графы: …..

II

Знакомство и беседа с представителями администрации организации образования.

Изучение информации об учреждении, правил внутреннего распорядка; направлений его деятельности, режима работы, структуры; истории развития. Сбор необходимой информации, данных о работе коррекционных групп. Изучение и характеристика содержания их работы.

Экскурсия по учреждению и знакомство с педагогами коррекционных групп.

Беседа с педагогами.

II

Дневниковые записи:

Записать:

— полученную информацию об учреждении, педагогическом коллективе, педагогах коррекционных групп;

— содержание беседы с представителями администрации учреждения,

с педагогом-дефектологом и педагогами.

III

Второй день работы в организации образования.

Подготовиться к работе в коррекционной группе. Подготовить перечень вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя.

Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить в дневнике практики графы: …..

III

Знакомство и беседа с педагогами-дефектологами и воспитателями

Получение информации о коррекционных группах: дате комплектования, профиле группы, периоде коррекционной работы, режиме дня, формах и условиях работы, направлениях коррекционной деятельности. Сбор необходимой информации, данных о детях с нарушениями психофизического развития согласно виду учреждения. Изучение и характеристика содержания работы с ними.

Посещение группы знакомство с педагогами коррекционных групп.

В дневнике практики описать содержание предметно-развивающей среды, перечень оборудования кабинета специалиста и групповой комнаты. Выполнить зарисовки, план, схему, описать расположение. Определить удобство, качество, функциональность… Наблюдение за проведением занятий воспитателем коррекционной группы. Наблюдение подготовки к занятию воспитателя и детей. Изучение оснащения педагогического процесса.

III

Дневниковые записи:

Записать:

— полученную информацию, содержание занятий, работу детей на занятии, взаимодействие с педагогом-дефектологом.

Описать работу: общение с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности.

Сделать собственные выводы, предложения.

По возможности представить фото (видео) материалы.

Дневниковые записи:

— полученной информации, содержания занятий, работа детей на занятии, взаимодействие с педагогом. Описание особенностей общения с детьми, перечень используемых пособий, дидактического материала, наглядности.

По содержанию проделанной работы сделать собственные выводы, предложения.

Выполнить дневниковые записи:

— о проведенной работе и данных полученных в ходе общения с детьми.

— протокольные записи бесед, наблюдений игровой деятельности детей.

Итоговый этап

IV

Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики.

Обобщить полученные практические знания умения и навыки.

К итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики.

IV

Описать все виды работ выполняемых в специальном (коррекционном) учреждении каждого вида. Сделать сравнительный анализ, изложить особенности организации и содержания коррекционного процесса.

Выступить на итоговой конференции.

IV

Документация практики (согласно требованиям).

Тезисы выступления на итоговой конференции.

ИТОГО: 36 ч.

ИТОГО:72 ч.

7. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на учебно-ознакомительной практике

– Традиционная (репродуктивная) технология. Студенту отводится роль, для которой характерны исполнительские функции репродуктивного характера. Действия педагога связаны с объяснением, показом действий, оценкой их выполнения учащимися и корректировкой.

– Технология компьютерного обучения. Дает возможность решать дидактические задачи. Компьютеры выдают определенную информацию, проверяют, как и в какой мере усвоена информация. Формируют соответствующие теоретические знания и практические умения, открывают доступ к электронным библиотекам, к основным отечественным и международным базам данных.

Студенты активно используют интерактивные образовательные технологии в процессе прохождения педагогической практики: технология портфолио, технологии интерактивных занятий.

8. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на учебно-ознакомительной практике

Процесс организации самостоятельной работы включает в себя следующие этапы:

Подготовительный (организационный) этап:

изучение программы учебно-ознакомительной практики, методических материалов практики, подготовка дневника практики.

Основной этап: подготовка к посещению организации дошкольного образования:

подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию, необходимую для обеспечения содержательной стороны практики. Быть готовым к ведению беседы. Заполнение дневника. Подготовка к работе в коррекционной группе. Подготовка перечня вопросов, позволяющих получить информацию о работе педагога-дефектолога и воспитателя.

Быть готовым к просмотру и анализу коррекционно-педагогического процесса ведению беседы с воспитателем и детьми группы. Заполнить дневник практики.

Самостоятельно оценить результативность своей работы по реализации программы практики.

Обобщить полученные практические знания умения и навыки.

Итоговый этап: к итоговой конференции подготовить выступление-отчет о своей работе в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики, подготовка и оформление отчетных документов, оценка значимости и анализ результатов деятельности, их систематизация, оценка эффективности самостоятельной работы во время практики, рефлексия саморазвития и выполнения программы практики. Подготовить итоговый отчет по практике.

9. Аттестация по итогам учебно-ознакомительной практики.

На протяжении прохождения учебно-ознакомительной практики осуществляются регулярные встречи групповых руководителей со студентами в формате консультаций, на которых обсуждаются возникающие у них проблемы и проводится промежуточная аттестация в форме проверки своевременности и качества заполнения дневника.

Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения практики. По итогам учебно-ознакомительной практики проводится итоговая конференция, на которой объявляются результаты практики, студенты выступают с докладами, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики.

Элементом итоговой конференции могут быть фото и видео материалы, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики. Учебно-ознакомительная практика считается завершенной при условии выполнения бакалавром всех требований программы практики.

Формы отчётности:

1. «Дневник практики», в котором запротоколированы и проанализированы ежедневные наблюдения, выполнены задания и даны ответы на вопросы самостоятельной работы студента, описаны все виды деятельности студента-практиканта. А так же представлены все формы отчетности и результаты всех предусмотренных программой практики заданий (Приложение).

3.Выступление студента по итогам практической деятельности на отчетной конференции о проделанной работе в период прохождении практики.

3. Прочие материалы.

Критерии оценки результатов практики

Оценка результатов практики складывается из отзыва о работе студента руководителя учреждения, педагога-дефектолога и оценки руководителем-методистом практики представленной студентом документации.

Результаты практики оцениваются в виде зачёта. При оценке результатов практики в первую очередь учитываются:

— уровень теоретического осмысления студентами своей практической деятельности (её целей, задач, содержания, методов);

— степень сформированности профессиональных умений;

— мнение, высказанное групповым руководителем-методистом практики в отзыве;

— содержание записей в дневнике и аккуратность его ведения;

— качество работы выполненной самостоятельно. Отчётной документации и своевременность её сдачи на кафедру (в течение 3 дней по окончании практики);

— выступление на итоговой конференции и пр.

Оценивается учебная практика студента, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, проявил самостоятельность, творческий подход, общую и профессиональную культуру.

Не оценивается учебная практика студента, который:

  • не выполнил программу практики;
  • показал слабые теоретические знания и практические умения;
  • нарушил сроки сдачи документации;
  • допустил необоснованные пропуски либо отказа от выполнения каких-либо заданий;
  • за небрежное ведение дневниковых записей.

10.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-ознакомительной практики

Программа учебно-ознакомительной практики.

Методические рекомендации по учебно-ознакомительной практике.

Образцы документации учебно-ознакомительной практики.

Основная литература

  1. Педагогическая практика студентов дошкольного образования: Учебное пособие / М.Л. Волобуева, В.И. Ядэшко, Л.И. Павлова и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Л.М. Волобуевой. – М.: Издательский центр «Академия», 1991. – 224 с. 2.
  2. Ткач Л.Т., Гелло Т.А. Учебная практика студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология». Учебно-методическое пособие. – Тирасполь, 2009. –108 с.
  3. Дошкольная педагогика /Сост. В.А. Гелло, А.П. Илькова, З.Н. Никоненко, Л.Т. Ткач, Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. – 95 с.
  4. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И., Психолого-педагогическая практика в системе образования – Москва-Воронеж, 1998.
  5. Педагогическая практика студентов факультетов дошкольного образования/ Под ред. В.И. Ядешко, Л.М. Волобуевой. – М., 1999.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  • www.kdp-spb.ru/uchebno…bakavlariat-praktika-4.htm – план учебной программы практики;
  • kamberezka2.ucoz.ru/…preemstvennostsada_i_shkoly…- каталог статей преемственность детского сада и школы;
  • www.edu.ru/db/portal/spe/os_zip/031200_2005.html — сайт министерства образования и науки Российской Федерации;
  • www.vospitanie-detey.ru/forum/index.php?topic – сайт: Семейный форум: Обсуждение семейных отношений. Особенности общения педагога и родителей.

11. Материально-техническое обеспечение учебно-ознакомительной практики

Для проведения учебно-ознакомительной практики необходимы государственные специальные (коррекционные) дошкольные образовательные учреждения (компенсирующего вида), в которых функционируют группы для детей с отклонениями в психофизическом развитии.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций Пр. ООП ВПО по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Специальная дошкольная педагогика и психология».

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Образец оформления титульного листа папки с документацией

по учебной (ознакомительной) практике

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Факультет педагогики и психологии

Кафедра дошкольной педагогики и специальных методик

Документация

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКИ

в специальных (коррекционных) организациях образования (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)

студентки (та) 1 курса, ______ группы

(Ф.И.О. студента)

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,

Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Проходившей (го) практику в________________________________________________

__________________________________________________________________________(название учреждения)

с __________________________________ по ____________________________ 20 __ г.

Руководитель–методист практики _________________________________________________________________________

(Ф.И.О)

Тирасполь, 20__ г

Второй лист

На оборотной стороне титульного листа дается перечень отчётной документации (обязательной и дополнительной).

Перечень отчётной документации

  1. Дневник учебной практики

  2. Прочие материалы

Приложение 2

Образец и инструкция оформления и ведения дневника учебно-ознакомительной практики

Образец оформления титульного листа дневника

учебной (ознакомительной) практики

Дневник

УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ

в специальных (коррекционных) организациях образования

(зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата)

студентки (та) 1 курса ______группы

__________________________________________________________________________(Ф.И.О. студента)

Направление подготовки: 050400 «Психолого-педагогическое образование»,

Профиль подготовки «Специальная дошкольная педагогика и психология» квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Проходившей (го) практику в________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________(название учреждений)

с ___________________ по __________________ 20 __ г.

Руководитель – методист

практики _________________________________________________________________

(Ф.И.О)

Тирасполь 20__ г. Второй лист дневника

Включает сведенья о дошкольном учреждении (название, вид, адрес, информацию об администрации учреждения).

Приложение 3

Инструкция по ведению «дневника» практики

Цель ведения дневника заключается в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности организации дошкольного образования комбинированного вида (специального (коррекционного) образовательного учреждения), о работе выполняемой педагогом-дефектологом, воспитателем коррекционной группы (учителем-логопедом, учителем-тифлопедагогом, учителем-сурдопедагогом) воспитателями групп для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, зрения, слуха.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе подготовки к практическим, семинарским, лабораторным занятиям и в научно-исследовательской работе студентов:

  1. ♦ в выступлении на отчетной конференции по практике,

  1. ♦ в написании курсовых работ и выпускной квалификационной работы,
  1. ♦ в подготовке и участии в студенческих конференциях,
  2. ♦ в осуществлении, индивидуальных и коллективных научно-практических исследований.

График работы (6 часов ежедневно) студент согласовывает с руководителем-методистом практики. Дневник заверяется подписью руководителя ОДО и руководителем-методистом практики.

Дневник прохождения учебной практики представляет собой ежедневные записи согласно содержанию программы по следующей форме:

Дата

Содержание работы

Анализ работы

Подпись руководителя практики

Ведение протокольных записей наблюдений, бесед с детьми и педагогами. Описание встреч, контактов, событий дня, выполненных поручений, встретившихся затруднений, открытий, трудностей дня…

Размышления, связанные с событиями дня. Оценка проведенной работы, её пользе и познавательности. Оценка полученной информации в ходе бесед, наблюдений, своего участия в педагогическом процессе. Послесловие, размышлений по педагогической, коррекционной работе с детьми, впечатлениям.

В дневник записывается информация о ходе выполнения содержания заданий для самостоятельной работы, по реализации программы вида практики, о событиях дня, отражаются события, факты, явления, с которыми студент-практикант столкнулся в образовательном учреждении в течение дня, а также фиксируйте собственные впечатления, мысли, идеи, касающиеся этих событий.

Первоначальные записи носят протокольный характер. Текст можно сразу не редактировать. Записи могут касаться различных аспектов бесед, встреч с педагогами, учителями-дефектологами детьми, поручений. А так же заданий выполненных самостоятельно и под руководством руководителя-методиста практики. Описываются впечатления, огорчения, потрясения, разочарования, значительные и самые обычные события, трудности и успехи дня.

Можно использовать разнообразные значки, сокращения, которые позволят студенту вести черновые записи в удобной форме. Которые в дальнейшем будут отредактированы и внесены в «Дневник практики».

В последующем, обращаясь к материалам, накопленным в ходе ознакомительной практики первого курса, студент даёт примеры, иллюстрирующие различные теоретические положения и конкретные проявления многих социальных процессов и явлений.

Приложение 4

Образец оформления таблицы наблюдений за деятельностью педагогов в течение дня

Режимные процессы

Содержание деятельности

Деятельность педагога-дефектолога, воспитателя коррекционной группы

Приложение 5

Примерный план составления визитной карточки: образовательного учреждения, специальной (коррекционной группы)

  • Название (полное) образовательного учреждения, профиля коррекционной группы.
  • Краткая история образовательного учреждения, коррекционной группы.
  • Документация, регламентирующая деятельность педагогов-дефектологов.
  • Направления работы.
  • Контингент детей.
  • Кадровый состав (образование, стаж, функциональные обязанности).
  • Образовательные программы.
  • Инновации в образовательном учреждении.
  • Работа с семьёй (задачи, формы работы, опыт, перспективы).
  • Оценка успешности деятельности педагогического коллектива.
  • Связи с образовательными и общественными организациями.
  • Проблемы и перспективы.

Приложение 6

Паспорт специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Общие сведения о дошкольном учреждении.

  1. Адрес С(к)ОУ, какому ведомству относится.

  2. Тип и вид учреждения, количество групп, плановый контингент детей, особенности функционирования.
  3. Оборудование группы: описание групповых комнат, соблюдение теплового и светового режимов. Обеспечение специальным оборудованием, мебелью, соответствие ее ростовым показателям детей. Оформление групп.

Качественный состав педагогических кадров учреждения.

  1. Заведующий С(к)ОУ: образование, квалификация, стаж работы.

  2. Заместитель заведующего по образовательной деятельности (аналогично).
  3. Педагоги-дефектологи, логопеды, воспитатели группы, другие специалисты согласно профилю учреждения (аналогично).
  4. Специалисты: по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, психолог, инструктор по физическому воспитанию, ЛФК, плаванию (перечислить).
  5. Медицинский персонал.

Оснащение воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.

  1. Оборудование педагогического процесса в группе: наличие необходимых материалов, игрушек для всех видов деятельности, пособий по разделам типовой программы, коррекционных уголков. Доступность пособий, игрушек, материалов, соответствие игрушек возрасту и уровню развития детей.

Приложение 7

Схема анализа игровой деятельности

  1. Возрастная группа.

  2. Организация игровой обстановки:

— наличие игрового материала, атрибутов для игр;

— их соответствие возрасту детей;

— педагогическая и коррекционная целесообразность игрового материала.

  1. Игровая деятельность:

— какие виды игр преобладают в группе;

— как отражают дети, имеющиеся знания и знания, полученные на занятиях в своих играх;

— какие сюжеты чаще всего разыгрываются детьми;

— намечают ли дети план своих игр;

— каков характер ролевых, реальных отношений и уровень взаимоотношений детей в игре;

— как отражается недостаток развития на содержании, выборе, ходе, продолжительности и заинтересованности игрой.

  1. Руководство игровой деятельностью детей.

-какие методы и приёмы используют педагоги для формирования игровой деятельности детей и для её руководства;

— особенности руководства играми детей обусловленные недостатком развития ребенка;

— обсуждается ли с детьми прошедшая игра, формируется ли у детей оценочное отношение к своей роли в игре.

5. Планирование игровой деятельности в календарных планах педагогов-дефектологов и воспитателей.

— виды игр и время их проведения;

— соответствие видов игр и их содержания программно-методическим

рекомендациям общего и специального образования;

— периодичность планирования каждого вида игры;

— связь игры с другими видами деятельности.