Методические рекомендации по подготовке, организации и проведению защиты дипломных работ челябинск

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОССЗДРАВА»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

Челябинск

2007

Рассмотрено на заседании Цикловой методической комиссии дисциплин высшего сестринского образования от «25» апреля 2007г, протокол № 4

Составители:

Заведующий кафедрой ЛФК, спортивной и восстановительной медицины, курортологии и физиотерапии ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава», декан факультета ВСО и менеджмента, д.м.н. А.Р. Сабирьянов;

Заведующий кафедрой сестринского дела, ухода за больными и менеджмента ГОУ ВПО «ЧелГМА Росздрава», д.м.н., доцент Ю.И Павлов;

Заместитель декана факультета ВСО и менеджмента, доцент кафедры психиатрии, психотерапии, наркологии и медицинской психологии, к.м.н. Т.С. Ефименко.

Настоящие методические рекомендации составлены на основе следующих нормативных документов:

— Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060109 — сестринское дело, утвержденного Министерством здравоохранения РФ и Министерством образования РФ 15.03.2000г.

— Положения о выпускной квалификационной дипломной работе для выпускников медицинских вузов по специальности 040600 — сестринское дело, утвержденным Минздравом России 19 апреля 2001г.

— Учебно-методического пособия «Курсовая и выпускная (дипломная) работы» рекомендуемого учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России для использования при подготовке курсовых и дипломных работ студентов, обучающихся по специальности 060109.65 — сестринское дело (2005).

10 стр., 4626 слов

Программа по производственной педагогической практике Для специальности ...

... образовательному стандарту высшего профессионального образования (утвержден 15.03.2000 г. Министерством образования Российской Федерации) и требованиям к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 060109.65 – Сестринское дело. Предмет ...

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Выполнение выпускной квалификационной дипломной работы является заключительным этапом обучения студента в высшем учебном заведении и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по специальности 060109.65 — сестринское дело.

Цели выполнения дипломной работы :

■ уметь применять систематизированные знания и практические умения по избранной специальности при решении частных научно-исследовательских или практических задач;

■ развить умения анализировать, обобщать, логически излагать материал, формулировать выводы и предложения при решении разрабатываемых в дипломной работе вопросов;

■ повысить готовность выпускников к самостоятельной работе;

■ индивидуализировать обучение студентов, имеющих высокий уровень подготовки и успеваемости, путем постановки заданий повышенной сложности.

Общие требования к дипломной работе:

■целевая направленность;

■соответствие содержания работы ее названию, целям и задачам;

■четкость построения;

■логическая последовательность изложения материала;

■глубина исследования и полнота освещения вопросов;

■убедительность аргументации;

■краткость и точность формулировок;

■доказательность выводов и обоснованность рекомендаций;

■грамотное оформление.

Тематика дипломных работ разрабатывается выпускающими кафедрами факультета высшего сестринского образования. Она должна соответствовать профилю специальности, задачам теоретической и практической подготовки специалиста, быть актуальной, учитывать направленность и проблематику сестринского дела, состояние и перспективы развития здравоохранения, а также решать конкретные задачи, стоящие перед организациями здравоохранения. В качестве тем дипломных работ выбираются проблемы, существующие в условиях реальной ситуации учреждений и организаций, на которых студенты проходят преддипломную практику или работают (заочное отделение).

Тема дипломной работы, научный руководитель и консультант (в случае необходимости) утверждается приказом ректора (проректора) по представлению кафедры. Тематика работ доводится до сведения студентов, им предоставляется право выбора темы дипломной работы, или они могут предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее выполнения.

Тема дипломной работы носит исследовательский характер. Как правило, тема дипломной работы является продолжением исследований, проводимых в процессе выполнения курсовых работ, а также тема может быть продолжением направления работы кафедры. Допускается выполнение дипломных работ по заказанной тематике учреждений или органов управления здравоохранения.

Утверждение темы, научного руководителя и консультанта (но отдельным темам) оформляется по предложению кафедры приказом ректора в месячный срок после начала семестра. Руководителем дипломной работы назначается один из опытных преподавателей кафедры. По отдельным темам в целях сближения учебных требований с практикой к руководству дипломными работами привлекаются консультанты-практики, а также наиболее опытные преподаватели-консультанты других кафедр вуза. После утверждения темы вместе с научным руководителем студент составляет задание на выполнение дипломной работы. Выполнение дипломных работ осуществляется в период преддипломной практики.

3 стр., 1432 слов

Примерные темы курсовых работ. По кафедре педагогики

... конфликтов в педагогическом процессе. 22. Проектирование программ воспитания в практике работы образовательного учреждения. 23. Социокультурная среда (школы, класса) как средство ... педагогическая проблема. 86. Использование методики коллективной творческой деятельности в воспитательной работе классного руководителя. 87. Ученическое самоуправление как средство формирования политической ( ...

В случае несоблюдения календарных сроков выполнения дипломной работы и общих требований к ней, студент может быть отстранен деканом от ее выполнения по представлению руководителя не позднее, чем за месяц до окончания преддипломной практики.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Основными этапами выполнения работы являются:

· ознакомление с основными требованиями, предъявляемыми к выполнению дипломных работ, понятийным аппаратом научно-исследовательской работы;

· выбор и формулирование темы, разработка научного аппарата исследования (определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка конечной цели исследования, определение объекта, предмета исследования, разработка гипотезы исследования, определение задач и методов исследования);

· •подбор литературы, составление библиографического указателя по теме работы;

· выбор методов и методик;

· составление критического обзора литературы и формулировка выводов;

· проведение экспериментальных исследований;

· анализ и оформление материалов экспериментальной части, формулирование выводов и предложений;

· написание и оформление дипломной работы, оформление иллюстративного материала;

· подготовка дипломной работы к защите, составление доклада;

· обсуждение на кафедре, рецензирование работы;

· исправление дипломной работы по замечаниям, высказанным в процессе обсуждения;

· защита дипломной работы.

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Структурные элементы дипломной работы:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение;

· основная часть:

· заключение;

· список изученной литературы;

· приложения.

На титульном листе указывается наименование учебного заведения, факультета, кафедры, фамилия, имя, отчество студента; наименование темы и код специальности; фамилия, имя, отчество руководителя, его ученое звание, ученая степень.

Оглавление — указатель рубрик (заголовков), включает в себя все разделы дипломной работы и страницы, на которых они расположены. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста, взаиморасположение рубрик должно правильно отражать последовательность и соподчиненность их в тексте.

Во введении дается характеристика состояния исследуемого вопроса, указываются цель и задачи исследования, его новизна и актуальность. Цель и задачи должны быть четко сформулированы.

Введение должно содержать:

— обоснование актуальности выбранной темы;

— степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе;

— выявленное противоречие и проблему исследования;

— цель исследования;

— объект и предмет исследования;

— гипотезу исследования;

— задачи исследования;

— методологическую базу исследования;

— материал и методы исследования;

— этапы исследования;

— научную новизну исследования;

— практическую значимость исследования;

— место проведения исследования.

Основная часть

В главе 1 дается обзор литературы, обязательно содержащий проведенный дипломником анализ работ предыдущих исследователей по данной теме, с соответствующими выводами.

17 стр., 8071 слов

Руководство к выполнению дипломной работы по специальности 030301.65 ...

... руководитель оказывает следующие виды научной и методической помощи студенту: рекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивные материалы по теме исследования; оценивает содержание как отдельных частей дипломной работы, так ...

В главе 2 приводятся результаты собственных исследований: характеристика объектов и методов исследования, полученные результаты и их анализ, статистическая обработка результатов исследования с указанием коэффициентов достоверности, иллюстративный материал.

Заключение — в дипломной работе это завершающая часть, в которой делаются выводы по итогам проведенного исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, доказывающие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, выводов и собственно заключения, объединяющего и то, и другое.

Список изученной литературы включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники.

Приложение выделяется в самостоятельный раздел, если приводятся материалы, отражающие технику расчетов, образцы анкет, тестов, иллюстрации вспомогательного характера и т.д.

Общий объем дипломной работы должен быть в пределах до 50 страниц печатного текста. Примерное соотношение между отдельными частями работы следующее: введение — 3-5 страниц, заключение — 4-5 страниц, большую часть работы занимает основная часть. Следует избегать больших диспропорций между главами.

ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Дипломная работа должна быть грамотно написана и правильно оформлена. Дипломная работа должна быть представлена в машинописном варианте или с применением печатающих устройств вывода персонального компьютера на одной стороне листа формата А4 с полуторным интервалом (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14).

Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм, левое — 30, верхнее и нижнее — 20 мм. Абзац требует отступления на 5 знаков.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в центре верхней части страницы. Отсчет страниц начинают с первого (титульного) листа, но нумерация страниц проставляется, начиная с 3 страницы работы (после титульного листа и оглавления).

Основную часть дипломной работы следует делить на главы, параграфы, подпараграфы, которые нумеруются арабскими цифрами, например: глава 1, параграф 1.2, подпараграф 1.2.2.

Заголовки глав, а также слова «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, переносы слов в заголовках не допускаются. Приложение открывается чистым листом, на котором во «ПРИЛОЖЕНИЕ», затем даются сами пронумерованные приложения на отдельных листах.

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, рисунки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Каждая иллюстрация должна иметь название, которое помещают под ней, иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы.

Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц, на все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица» Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

5 стр., 2168 слов

Определение объекта в научных работах по психологии

... будущего дипломного исследования. Обоснование будущего дипломного исследования по социальной психологии является аналогом введения к выпускной квалификационной работе. Прежде всего, необходимо согласовать со своим научным руководителем тему будущей выпускной квалификационной работы; следует ...

В текстовой части работы все слова должны быть написаны полностью, за исключением общепринятых сокращений. По всей работе следует выдерживать принцип единообразия сокращений, т.е. одно и то же слово везде сокращается одинаково, либо везде не сокращается. Например: и др. — и другие, т.е. — то есть, им. — имени. Общепринятые буквенные аббревиатуры (ВОЗ, МКБ. ЛФК и др.) не требуют расшифровки в тексте. Если специальные буквенные аббревиатуры малоизвестны, специфичны, но в тексте часто повторяются, то при первом упоминании пишется полное название, а в скобках дают буквенную аббревиатуру, которой в дальнейшем пользуются. Сдается выполненная работа в папке для дипломных работ или в переплетенном виде.

ПОРЯДОК ВЫХОДА СТУДЕНТА-ДИПЛОМНИКА НА ИТОГОВУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ АТТЕСТАЦИЮ

Завершенная дипломная работа подписывается студентом на титульном листе и не позднее, чем за месяц до защиты (III этапа итоговой государственной аттестации) предоставляется научному руководителю, который дает письменный отзыв о работе студента в процессе выполнения дипломной работы, подписывает ее и представляет работу на кафедру для обсуждения. На заседании кафедры решается вопрос о допуске дипломных работ к защите. Одной из форм допуска является проведение предзащиты дипломных работ, которая по срокам и форме соответствует I этапу итоговой государственной аттестации.

При положительном решении заведующий кафедрой подписывает работы на титульном листе и делает представление декану факультета о допуске дипломной работы к защите. Дипломная работа, допущенная к защите, направляется на внешнее или внутреннее рецензирование.

Рецензентами могут быть высококвалифицированные специалисты, как по проблеме дипломной работы, так и в соответствующей отрасли, работающие в учреждениях здравоохранения, в органах управления здравоохранением, в медицинских образовательных учреждениях и профильных НИИ. При этом предпочтение отдается специалистам тех учреждений и организаций, где студент проходил преддипломную практику.

В рецензии дается критическая оценка результатов исследования, обращается внимание на его актуальность и целесообразность, объем выполненного исследования, достоверность полученных результатов, правильность статистической обработки, оформление, язык и стиль изложения материала, выводов и предложений.

В случае несоблюдения перечисленных выше условий или получения отрицательных отзыва и рецензий на дипломную работу, решение о её допуске к защите принимается на заседании ГАК.

3 стр., 1187 слов

С. механизмы и методы психологической защиты.

... По окончании обсуждения - контрольная работа на тему травмы.   ... методы психологической защиты. ===================================================================================== Пара Подведение итогов

Окончательное решение о допуске дипломной работы к защите студент получает, если в деканат не позднее, чем за 2 недели до защиты были представлены дипломная работа, подписанная студентом, научным руководителем и заведующим кафедрой, отзыв научного руководителя и рецензии, при обязательном условии положительных результатов предшествующих защите этапов аттестационных испытаний.

ЗАЩИТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

Защита дипломных работ проводится на открытых заседаниях Государственной аттестационной комиссии с участием не менее 2/3 ее состава. На защите, кроме презентации доклада по дипломной работе, членам ИГА и экзаменаторам, предоставляются тезисы, в пределах 1-2 страниц, которые включают:

— фамилию, имя, отчество студента;

— № группы, отделение;

— тема дипломной работы;

— цель и задачи исследования;

— выводы и практические рекомендации.

Перед защитой секретарь аттестационной комиссии передает дипломную работу и другие документы ее председателю, после чего дипломнику предоставляется время для выступления (в пределах 10 минут).

Дипломник в своем выступлении должен отразить: актуальность темы, цель и задачи исследования, состояние проблемы, результаты проведенного исследования, конкретные выводы и предложения по решению проблемы или совершенствованию соответствующих процессов с обоснованием возможности их реализации в условиях конкретного учреждения, организации. Особое внимание необходимо сосредоточить на результатах собственных исследований и значении этих результатов для управления сестринской службой в ЛПУ.

После доклада, оглашения отзыва научного руководителя и рецензии дипломник отвечает на заданные ему вопросы и замечания руководителя, рецензента, председателя и членов аттестационной комиссии, а также других присутствующих на защите лиц.

По окончании публичной защиты Государственная аттестационная комиссия на закрытом заседании обсуждает результаты защиты дипломных работ, критерии оценок утверждаются председателем. Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно». Результаты объявляются в тот же день после оформления и утверждения в установленном порядке протоколов заседания Государственной аттестационной комиссии.

Студент, получивший оценку «неудовлетворительно» или не защитивший дипломную работу в установленные сроки, отчисляется из высшего учебного заведения с выдачей академической справки или, по его просьбе, диплома о неполном высшем образовании.

Повторное прохождение итоговой аттестации допускается по решению Государственной аттестационной комиссии в период ее очередной работы.

Студентам, не прошедшим итоговую государственную аттестацию по уважительной причине, ректором вуза может быть продлен срок обучения до следующего периода работы Государственной аттестационной комиссии, но на срок не более одного года.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Автопрезентация — представление экзаменационной комиссии результатов собственной деятельности — курсовой или дипломной работы — и их публичная защита.

Актуальность темы — степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данной проблемы (задачи, вопроса).

Акцентирование текста — процесс выделения в тексте наиболее значимых понятий, терминов, положений. Это всеобщий прием создания научного текста при написании параграфов. Делается это выделением (подчеркиванием) необходимых слов, положений, но главное — благодаря более подробному описанию главной мысли и подчинению ей всех остальных.

15 стр., 7023 слов

Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов

... должна быть специальным предметом исследования. МЕТОД БЛИЗНЕЦОВ Какими же методами может решаться эта задача? По вполне понятным причинам отпадает подавляющее большинство методов, используемых в работе с животными. Из-за ... в разной среде.Естественно, что поиски таких МЗ - достаточно сложная задача, всего литературе описано около 130 подобных пар. Самые большие группы собраны X. Ньюменом, Ф. ...

Анализ — метод исследования, который позволяет расчленить или разложить предмет исследования (объект, свойства) на составные части.

Аналогия — рассуждение, в котором из сходства двух или нескольких объектов по некоторым признакам делается вывод об их сходстве.

Анкетирование — сбор информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации.

Аспект — угол зрения, под которым рассматривается объект (предмет) исследования.

Введение — вступительная часть текста, книги, ориентирующая читателя в дальнейшем содержании.

Валидность метода исследования — соответствие метода поставленной цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю.

Виды анализа — это специфика его применения при изучении теоретического и иного материала. Различают следующие виды анализа: аспектный, критический, понятийный, проблемный, системный, структурный, функциональный и др.

Виды (жанры) научной литературы — условное деление научной литературы на теоретические, методические и справочные издания. Теоретические — тезисы, научные и научно-популярные статьи, монографии, авторефераты диссертаций, научные отчеты. Методические — учебники и учебные пособия, методические разработки, рекомендации.

Внедрение — это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей свои идеи, подходы, методы работы.

Выборка — определение единиц исследования. Это может быть выборка медицинского персонала, отделение лечебного учреждения и т.д. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал».

Генеральная совокупность — тот класс явлений или человеческая общность, которые изучает исследователь на примере выборочной совокупности. При этом предполагается, что выбранная для изучения совокупность явлений, фактов или людей идентична общей генеральной совокупности.

Гипотеза — составная часть научного аппарата исследования, выполняемого в рамках дипломной работы, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и после определения предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящаете все исследование. Различают гипотезы о развитии существующей теории, о проверке существующей теории, о разработке новых идей.

График — наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощью геометрических и арифметических средств — чисел, плоскостей, точек, линий и т.д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения зависимости изучаемых величин. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин.

5 стр., 2213 слов

Исследование поведения личности в организации

... что приходится сокращать численность работников. Целью данной работы является исследование поведения личности в организации. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ... исследователями теоретико-методологических подходов к исследованию организационного поведения; -рассмотреть основные типы поведения человека в организации -выявление факторов, обуславливающих трудовое поведение ...

Дедуктивный метод — метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем — в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод движения от общего к частному.

Доступность исследования — принцип выбора темы исследования, обозначающий учет внешнего фактора: наличие и доступность научной литературы, экспериментальной базы, достаточность умений, накопленных исследователем для выполнения работы.

Естественный эксперимент — эксперимент, проводящийся в естественных условиях, когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию с практикой.

Заголовок — название подраздела печатного издания.

Задачи формулируются после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь, стремясь достичь поставленной цели.

Замысел — задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект курсовой или дипломной работы в виде разработанного научного аппарата.

Индуктивный метод — такой метод изучения явлений, когда сначала собираются и описываются их частные признаки и проявления, а затем после обобщения выводятся общие признаки и свойства. Это движение поиска от частного к общему.

Интеграция — это действие по созданию связей, зависимостей между суждениями, положениями, идеями, теориями между разным по природе знанием об одном и том же.

Информация:

— обзорная — вторичная информация, содержащаяся в обзорах научных документов;

— реферативная — вторичная информация, содержащаяся в первичных научных документах;

— справочная — вторичная информация, представляющая собой систематизированные краткие сведения в какой-либо области знаний.

Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, доказательностью и точностью.

Концепция — система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Краткое сообщение — научный документ, содержащий сжатое изложение результатов (иногда предварительных), полученных в итоге научно-исследовательской или опытно-конструкторской работы. Назначение такого документа — оперативно сообщить о результатах выполненной работы на любом ее этапе.

Компиляция — несамостоятельность при выполнении дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста.

4 стр., 1692 слов

Социологические проблемы исследования производственных организаций

... Увеличение времени работы с компьютером может негативно повлиять на здоровье и психику человека (по мнению 40% россиян). Организация как объект изучения социологии. Организация представляет ... необходимого обществу, и соответственно занятия места в организации общества, для осуществления этой деятельности (производственные организации, политические организации и т.п.) то социальные отношения - это ...

Корреляционный анализ — метод установления взаимосвязей, взаимовлияний независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.

Метод исследования — способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Научная новизна исследования — определение вклада исследовательской деятельности студента в науку. Для этого путем самоэкспертизы проведенного исследования в работе студентом выделяется та часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные.

Научный аппарат исследования — перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования.

Научный факт — событие или явление, которое является основанием для заключения или подтверждения. Является элементом, составляющим основу научного знания.

Обзор — научный документ, содержащий систематизированные научные данные по какой-либо теме, полученные в итоге анализа первоисточников. Знакомит с современным состоянием научной проблемы и перспективами развития.

Объект исследования — процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения. Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.

Оппонент — лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности студента — исследователя. Официальное оппонирование как рецензирование введено для дипломных работ.

Отзыв — форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношение к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем.

Понятийно-терминологический аппарат исследования — совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в дипломной работе.

Предмет исследования — все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения. Это конкретная проблема в теме курсовой работы, которая находится в границах объекта исследования. Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинской сестрой и т.д.

Понятие — есть мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Практическая значимость исследования есть определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы. Введение должно быть по возможности кратким (до 5 страниц).

Принцип — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Проблема — крупное обобщенное множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований. Различают следующие виды проблем:

— исследовательская — комплекс родственных тем исследования в границах одной научной дисциплины и в одной области применения;

— комплексная научная — взаимосвязь научно-исследовательских тем из различных областей науки, направленных на решение важнейших народнохозяйственных задач;

— научная — совокупность тем, охватывающих всю научно-исследовательскую работу или ее часть; предполагает решение конкретной теоретической или опытной задачи, направленной на обеспечение дальнейшего научного или технического прогресса в данной отрасли.

Рандомизация — выравнивание исходных условий проведения эксперимента с участием экспериментальных и контрольных групп. Обе группы должны быть сходными по важнейшим характеристикам.

Репрезентативность — возможность применения результата эксперимента, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования па другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.

Самоэкспертиза — критический анализ собственной работы и определение ее научной новизна и практической значимости.

Теория — учение, система идей или принципов. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или ее раздел. Она выступает как форма синтетического знания, в границах которой отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и становятся элементами целостной системы.

Цель исследования — словесно-логическое описание представления о результате исследования, того, что ожидается в итоге сложной исследовательской работы.

Цитата — дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются для иллюстрации позиций как объект анализа, как способ доказательства.

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ (СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ)

Изучение литературы и составление библиографии — важная часть процесса написания научной работы. Правила оформления научных работ являются обоими для всех отраслей знания и регламентируются государственными стандартами Российской Федерации.

Библиографический аппарат научной работы включает библиографический список и библиографические ссылки, которые оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.80-20ОС «Библиографическая запись. Заголовок: Общие требования и правила составления», ГОСТ 7.1 2-77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании», ГОСТ 7.11-78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании».

Рекомендуется три варианта заглавия списка литературы:

Литература — если включается вся изученная автором литература, независимо от того, использовалась она в работе или нет;

Список использованной литературы — если включается только та литература, которая анализировалась или использовалась в тексте в виде заимствований;

Список использованных источников и литературы — если включаются, кроме изученной литературы, и источники (памятники литературы, документы и т.д.).

Список литературы к дипломной работе включает библиографическое описание документов, использованных автором при работе над темой. Он помещается после основного текста работы. Каждая библиографическая запись в списке получает порядковый номер и начинается с красной строки. Для группировки литературы необходимо использовать алфавитный способ нумеровки (общий алфавит фамилий авторов и заглавий книг и статей), так как составляемый при этом список освещает конкретный вопрос или тему и количество рассматриваемых работ обычно невелико. В начало алфавитного списка можно вынести, если таковые имеются, официальные документы (государственные документы, приказы отдельных ведомств и др.).

Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания), содержащих сведения о конкретном признаке издания, статьи, патента, т.д. Каждая область описания отделяется условным разделительным знаком.

Общая схема библиографического описания документа:

· Заголовок (фамилия, имя, отчество индивидуальных авторов)

· Заглавие (название книги, указанное на титульном листе)

· Сведения, относящиеся к заглавию (раскрывают тематику, вид, жанр и т.д.)

· Сведения об ответственности (содержат информацию об авторах, если их 4 и более, составителях, редакторах, переводчиках, и т.п.; об организациях, от имени которых опубликован документ)

· Сведения об издании (содержат данные о повторности издания, его переработке и т.п.)

· Место издания: издательство или издающая организация,

· Дата издания

· Объем (сведения о количестве страниц, листов).

Образцы библиографического описания документов

Официальные документы

Конституция Российской Федерации: Официальный текст на 15 марта 1996 г. — М. : Инфра М-Норма, 1996.-63 с.

или

О финансово-промышленных группах: Федеральный закон РФ, 30.11.1995 г., № 190//Собрание законодательства РФ. — 1995.-№ 49.-Ст. 4697.

Монографии

1. под автором

— один автор:

Кузин, Ф.А. Кандидатская диссертация / Ф.А. Кузин- 3-е изд., доп.- М, 1999.- 208 с- ISBN 5-86894-I29-2.

— два или три автора:

Тюрин, Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере / Ю.Н. Тюрин, А.А. Макаров — М., 1998. — 528 с.

2. под заглавием

Английский язык: Учеб. пособие для поступающих на спец. фак. / Авт.-сост.: Л.М. Колесников, Г.В. Украинская, О.Д. Дворник; Отв. за вып. О.Н. Прохорова. — 2-е изд., испр. и доп. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2001.-156 с.

Сборники

Исследования книжных памятников: История. Филология. Источниковедение: Сб. науч. статей / Рос. гос. б-ка; Отд. Рукописей; Ред.-сост. Л.И. Илларионова. — М.: Пашков дом, 2000. — 198 с. — (Книга. Библиотека. Культура.).

Диссертации

Молодцова, И.Н. Английские биномиалы: статус, сущность, функции : Дне. … канд. филол. наук: 10.02.04/ И.Н. Молодцова. — Тула, 2002. — 170 с.

Авторефераты диссертаций

Епанчинцева, Н.Д. Организация развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении: Автореф. дис канд. пед. наук / Н.Д. Епанчинцева. — Белгород: Изд-во БелГУ, 2001. — 22 с.

Стандарты

Шум. Общие требования безопасности : ГОСТ 12.1.003.-83,- Пере-изд. Апр. 1982 с изм. 1. — Взамен ГОСТ 12.1.003-68; Введ. 01.01.77 до 01.07.84. — М.: Изд-во стандартов, 1982.- 9 с. — (Система стандартов безопасности труда).

Электронные издания

Трунин, А.С. Конденсированные энергоносители на основе растворов окислителя и сорастворимых горючих / А.С. Трунин, А.Ф. Макаров // Актуальные проблемы современной науки. Естественные науки. Ч. 4-6. Физика. Химия. Науки о Земле: Тр. 3-й междунар. конф. молодых учёных, Самара, 2002, 30 сент. — 2 окт. — Электрон, изд. — Самара, 2002. — Режим доступа к изд.: . — Систем, требования: ШМ PC; Internet Explorer.

Статья из журнала

Хорошавин С.А. Демонстрационный эксперимент с упрошенными приборами / С.А. Хорошавин // Физика в школе. — 2000. — № 8. -С. 43-48.

Статья из газеты

Яковлев, А.Н. Свобода – это наше все…? / А.Н. Яковлев // Рос. вести.- 2001.- 24 янв.

Статья из сборника

Волошкина М.И. Возможности дидактической игры в подготовке ребенка к школьному обучению / М.И. Волошкина // Развивающее обучение: история, теория, практика. — М., 1998. — С. 333-341.

или

Абдрахимова, М.Р. Взаимодействие практического психолога образования и специалистов-смежников / М.Р. Абдрахимова // Актуальные вопросы психологической службы: Материалы Вссрос. науч.-практ. конф., Воронеж, 17-21 мая 2001 г. — Воронеж, 2001. — С 5-6.

Отдельный том многотомного издания

Савельев, И.В. Курс физики: В 3-х т.: Учеб. для студ. высш. техн. учеб. заведений / И.В. Савельев. — М.: Наука, 1989. — Т. 3. Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц. — 301 с.

Оформление библиографических ссылок

В обзоре литературы, при использовании в работе цитат или цифровых данных, а также в случае заимствования каких-либо сведений из работ других авторов обязательны библиографические ссылки на первоисточники. Их составляют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа». Согласно ГОСТ 7.1-84, библиографическая ссылка представляет собой совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом документе, необходимых для его идентификации и поиска. Правильное оформление библиографических ссылок обеспечивает точность цитирования. Библиографические ссылки могут приводиться различными способами: в тексте, в примечаниях, в тексте и частично в примечаниях. В научных работах наиболее часто применяются внутритекстовые и подстрочные ссылки.

Внутритекстовые ссылки

Во внутритекстовой ссылке библиографические сведения приводятся в круглых скобках следующим образом. Если фамилия автора идет непосредственно в тексте, инициалы указываются перед фамилией, а после нее в скобках указывается год. Например:

H . J . C . Ranson (1972) предложил метод объективной оценки тяжести острого панкреатита.

Если же студент сообщает какие-то данные, а затем ссылается на авторов, которые их приводят, то в таком случае все фамилии указываются в скобках, при этом инициалы указываются после фамилии автора и через запятую указывается год. Сначала делаются ссылки на отечественные работы в хронологическом порядке, затем на иностранные, тоже начиная с более ранних и заканчивая более поздними работами; одна ссылка от другой отделяется точкой с запятой.

Если студент ссылается на работу двух авторов, в тексте указываются обе фамилии. Если авторов более двух, то указывается фамилия первого с пометкой «и др.» (для иностранных работ — et al.).

Например:

А.Л. Гресь и М.Б. Шмыгира (1992) рекомендуют проводить профилактические осмотры мальчиков в отдельные декретированные сроки, которые, по их данным, наиболее целесообразны в 3 года, 7 и 14 лет.

или

Ю.С. Гилевич и др. (1978) предложили клапанный тонко- толстокишечный анастомоз «конец в петлю» с укутыванием кон ца подвздошной кишки в культю толстой.

Подстрочные ссылки

Подстрочные ссылки нумеруются на каждой странице работы, начиная с цифры 1, или даётся единая нумерация ссылок по всей работе. Обычно подстрочные ссылки даются при использовании в работе правительственных документов. В этом случае рекомендуется в тексте указать название документа, а в ссылке — необходимые сведения об издании, где опубликован этот документ. Ссылки допускается также заимствовать целиком из других изданий. В этих случаях необходимо указать в примечании источник, откуда взята ссылка, например: «Цит. по:». «Приводится по: .

Ссылки на первоисточники статистических данных, приведенных в таблицах, могут быть приведены либо после таблиц, либо под чертой.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

1. Пути повышения производительности труда управленческого персонала.

2. Управление качеством: сравнительный анализ западного и российского опыта.

3. Роль лидерства в процессе управления медсестринским персоналом.

4. Исследование возможностей в разрешении конфликтов. Роль менеджера.

5. Менеджмент сестринского дела в условиях стационара (поликлиники, офиса семейного врача).

6. Особенности управления персоналом различных отделений многопрофильного стационара.

7. Особенности управления качеством сестринских услуг (выбор профиля медицинских услуг предоставляется студенту).

Проект стандарта качества сестринской услуги.

8. Зависимость качества медицинской услуги от метода финансирования ЛПУ и/или от метода оплаты труда персонала.

9. Организация и управление сестринским делом при оказании медицинских услуг на дому.

10. Экономический анализ деятельности отделения (выбор профиля отделения предоставляе1ся студенту) и пути дальнейшего развития отделения.

11. Маркетинг сестринских медицинских услуг в условиях поликлиники {офиса семейного врача, стационара).

12. Анализ рынка товаров и услуг по уходу за больными.

13. Анализ рынка лекарственных средств и оптимизация выбора закупок.

14. Исследование закономерностей обеспечения ЛПУ лекарственными средствами и расходными материалами.

15. Особенности кадровой политики менеджера сестринского дела в условиях офиса семейного врача.

16. Особенности организации сестринского дела в работе гериатрического центра (хосписа, женской консультации, родильного дома, дома сестринского ухода, педиатрическою отделения или стационара — по выбору студента).

17. Исследование особенностей деятельности менеджера сестринского дела в условиях различных форм медицинского страхования.

18. Организация сестринской валеологической службы в школьно-дошкольных учреждениях (на предприятиях).

19. Анализ значимости различных источников финансирования в работе ЛГГУ (по результатам практической работы студента).

20. Влияние профессионального стресса медицинского работника (преподавателя) на состояние здоровья.

21. Конструктивные и неконструктивные способы психологической защиты в деятельности медицинского работника.

22. Качество жизни и психическое здоровье медицинского работника в терапевтической (хирургической, психиатрической, гинекологической, инфекционной) клинике.

23. Качество жизни и психическое здоровье пациентов различных нозологических групп (ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, гипертоническая болезнь, нейродермит и т.д.)

24. Качество жизни и психическое здоровье преподавателей медицинских училищ и колледжей (студентов медицинских вузов и медицинских училищ, иностранных учащихся).

25. Возможности психологической коррекции при нарушении социально-психологической адаптации у студентов.

26. Организация сестринского дела у стомированных пациентов (с трахеостомой, с колостомой, с уростомой, с гастростомой, с энтеростомой, с нефростомой).

27. Сестринское дело в обеспечении качества жизни и психического здоровья у пациентов пожилого и старческого возраста.

28. Организация сестринского дела и психологическая адаптация у пациентов с явлениями недержания мочи.

29. Организация сестринского дела в центре детской аллергологической помощи детям района. Организация сестринского дела в отделениях переливания крови.

30. Исследование возможностей внедрения новых технологий по профилактике внутрибольничных инфекций в стационарах акушерского профиля.

31. Развитие коммуникативных и организаторских способностей студентов медицинского колледжа.

32. Сестринское дело в психиатрии. Суициды, специфика организации социальной работы.

33. Роль выпускника факультета высшего сестринского образования в оказании акушерско-гинекологической помощи в стационаре.

34. Организация сестринского дела на отделениях хронического гемодиализа по профилактике вирусных гепатитов.

35. Организация сестринского дела у больных сахарным диабетом. Качество жизни больных, сахарным диабетом. Диабет школы. Организация сестринского процесса в диабет-школах.

36. Организация работы сестринского персонала по профилактике развития осложнений у пациентов в условиях ЛОР отделения.

37. Роль и возможности выпускников ФВСО в организации амбулаторно-поликлинической помощи в отделении врача общей практики

38. Роль медицинской сестры с высшим образованием в организации работы консультативно-диагностического центра для детей.

39. Организация сестринского дела в диагностическом центре областной больницы.

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОССЗДРАВА»

Факультет высшего сестринского образования

Кафедра _________________

_________________________

Допущен(а) к защите

Заведующий кафедрой

(подпись)

_________________________

СЕМЕНОВА ТАТЬЯНА ОЛЕГОВНА

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СЕСТРИНСКОЙ ПОМОЩИ В БОЛЬНИЧНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Дипломная работа

по специальности 060109.65- Сестринское дело

Студент

вечернего отделения 532гр. (подпись) Семенова Т.О.

Руководитель

доцент (подпись) Соколов О.Т.

Челябинск

2007

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ РОССЗДРАВА»

Факультет высшего сестринского образования

Утверждаю

Заведующий кафедрой

____________________

(подпись)

И.О. Фамилия

«__»____________2008 г.

ЗАДАНИЕ

На выполнение дипломной работы

Студенту __________________ группы _______ отделения

ФИО _____________________________________________

Тема работы _________________________________________________

____________________________________________________________

Направление _________________________________________________

Дата выдачи задания __________________________________________

Исходные данные к работе (база преддипломной практики, цель, задачи и объем исследования, предполагаемые методы и методики исследования и т.д.) ________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Этапы выполнения, срок сдачи студентом завершенной работы

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ФИО (должность, звание) научного руководителя _________________

_____________________________________________________________

(подпись)

«___» ____________ 200_ г

студент (подпись)

«___» ____________ 200_ г