Методические рекомендации
Для практических занятий
Тема речевого общения: Маркировка лекарственных средств.Презентация как способ представления научной информации.
Курс: 4
Дисциплина:профессиональный русский язык
Составитель:к.п.н.,доц. Озекбаева Н.А.
I.Тема речевого общения: Маркировка лекарственных средств.Презентация как способ представления научной информации.
II. Цель: совершенствовать умения находить термины в составе медицинского текста, определять их значение, составлять глоссарий, использовать фармакологическую терминологию в устной и письменной профессиональной речи.
III. Задачи обучения:
Практические навыки:совершенствовать навыки и умения организовывать речь в устной и письменной форме, употребляя фармакологическую терминологию.
IV. Основные вопросы темы:
1.Структурно-содержательная характеристика медицинских терминов.
2. Структура и содержание словарной статьи терминологического словаря.
3. Составление глоссария медицинской терминологии по теме «Маркировка лекарственных средств».
V. Методы обучения:
· Репродуктивный: ознакомление с теоретической информацией, выполнение языковых и коммуникативных упражнений, составление словарной статьи медицинских терминов по теме речевого общения.
· Наглядный: применение опорных схем.
· Интерактивный: работа в микрогруппах; атака вопросами.
VI. Задания по теме.
Задание 1.Прочитайте и запомните требования к составлению презентации. Составьте опорную схему данного текста.
Требования к презентации.
Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:
1. Определение целей.
2. Сбор информации об аудитории.
3. Определение основной идеи презентации.
4. Подбор дополнительной информации.
5. Планирование выступления.
6. Создание структуры презентации.
7. Проверка логики подачи материала.
8. Подготовка заключения.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
7 стр., 3434 слов
Особенности речевого общения детей с нарушением слуха Введение
... с детьми с отклонениями слуха и детьми с нормальным слухом. Предметом – процесс речевого общения детей с недостатками слуха. Цель работы – обобщить педагогический опыт работы в специальных ... нервных волокон; сенсорная база для восприятия устной речи (слуховой и зрительный анализатор), речевой аппарат, а также – врожденный имитационный рефлекс. Таким образом, физиологический механизм формирования ...
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.
Презентации должны быть созданы в формате Microsoft PowerPoint. Должны использоваться шрифты, кегль, цвета, анимация, предусмотренные шаблоном, либо максимально приближенные к ним. В презентациях не должны использоваться изображения с мелкими деталями, кегль менее 24, другие элементы, затрудняющие восприятие презентации при ее просмотре в масштабе 400х500 пикселей.
Оформлять нужно все слайды в едином стиле. Нужно проследить, чтобы дизайн не отвлекал слушателей от содержания, основная информация (рисунки, диаграммы, текст) легко читалась. Для фона лучше выбрать холодные цвета – синий, серый, зеленый.
Для основного текста используется классическое сочетание – черный текст на белом фоне. Для фона и заголовка используется контрастные цвета. Не используются на одном слайде больше трех цветов.
Используют одинаково хорошо читаемый на расстоянии и вблизи шрифт. Не смешивать разные шрифты в одной презентации.
Чтобы представить информацию в максимально выгодном свете можно использовать анимацию, но не злоупотреблять ей, чтобы не отвлекать внимание от сути.
Для изложения информации использовать короткие емкие предложения, содержательные заголовки, старайтесь использовать как можно меньше наречий, предлогов и прилагательных.
Не пытайтесь разместить весь текст презентации на слайдах, используйте тезисы, а основной текст докладчик должен произносить сам.
Самую важную информацию располагайте в центре слайда. Следите за тем, чтобы под каждым рисунком находились подписи.
Рисунки, схемы, диаграммы – отличный способ кратко и наглядно изложить информацию.
Не делайте слайд слишком большим. В одном слайде разместите 2-3 факта или вывода – большее количество слушатели просто не запомнят. Если информации много, разделите ее на несколько слайдов.
Не утомляйте слушателей большим количеством однотипных серо-белых слайдов. Сделайте презентацию захватывающей и интересной, подкрепите слова интересными видео- и звуковыми материалами и интерактивным действием. Чтобы привлечь и удержать внимание слушателей, периодически используйте шутки, смешные истории из жизни. Они оживляют презентацию, настраивают аудиторию положительно по отношению к оратору.
Презентация используется в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
Презентация не должна быть скучной, монотонной, громоздкой (оптимально это 10-15 слайдов).
Задание 2.Работа в микрогруппах. Прием «Толстый и тонкий вопросы». Прочитайте текст по абзацам и сформулируйте микротему каждого абзаца. Заполните таблицу: в левую графу запишите 3-5 вопросов, предполагающих развернутый ответ, а в правую – 3-5 вопросов, предусматривающих однозначный ответ. Составьте алфавитный, алфавитно-гнездовой глоссарий данных текстов.
? | ? |
Вопросы, которые предполагают развернутый ответ. | Вопросы, которые предполагают однозначный краткий ответ. |
Маркировка лекарственных средств и изделий медицинского назначения
Маркировка — это одно из средств товарной информации, которое представляет собой текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар и предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, качественных и количественных характеристиках товара.
В зависимости от места нанесения различают производственную и торговую маркировку.
Особенно жесткие требования предъявляются к производственной маркировке фармацевтической продукции, которая регламентируется законами “О стандартизации” и “О лекарственных средствах”.
Например, в соответствии с последним документом регистрационный номер лекарственного препарата указывается буквой “Р” и арабскими цифрами: первые две цифры обозначают год издания приказа Министерства здравоохранения и социального развития РК, согласно которому разрешены промышленный выпуск и применение данного лекарственного средства в РК; следующая группа цифр — номер приказа и последняя группа цифр — номер пункта в приказе.
Указанные группы цифр разделяются точками или косой чертой (Р 98.211.14 или Р 98/211/11).
Приведенный регистрационный номер расшифровывается следующим образом: лекарственный препарат зарегистрирован Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РК № 211 от 1998 г., п. 14.
Маркировка может включать три элемента: текст, рисунок и информационные знаки.
В соответствии с законом “О защите прав потребителя” текст производственной маркировки должен быть на русском и казахском языке и доступным для чтения.
Задание 3. Прием «Вопросительные слова». Ознакомьтесь с текстом. Заполните таблицу: в правую часть выпишите ключевые термины, в левую запишите различные вопросительные слова. Сформулируйте вопросы, сочетая элементы двух колонок. Обсудите и выберите 3 наиболее интересных вопроса и устно ответьте на них.
Вопросительные слова | Ключевые термины текста |
Как? | Маркировка |
При анализе маркировки необходимо уметь расшифровывать информационные знаки. Различают более десяти видов информационных знаков, среди которых наиболее известными являются товарные знаки, знаки соответствия или качества, штриховые коды, компонентные знаки и т.д.
Товарный знак — это любое название, символ, рисунок или их комбинация, используемые для обозначения товаров компании, отличающие их от товаров конкурентов. Право на товарный знак охраняется законом. Регистрация товарного знака действует в течение 10 лет.
Знак соответствия, или качества — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый или выданный в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Штриховые коды — это определенное число, присваиваемое каждой конкретной единице товара, которая характеризуется ценой, размером, массой, цветом, качеством; наносится в виде набора штрихов и пробелов разной ширины. Существует несколько стандартов штриховых кодов, наиболее распространенным среди которых является EAN-13. Следует знать, что в штриховом коде отсутствуют сведения о стране-изготовителе.
Первые цифры обозначают страну, в которой находится банк данных о штриховом коде.
Компонентные знаки предназначены для информации о применяемых пищевых добавках или иных компонентах, свойственных (или несвойственных) товару. Наиболее часто встречаются Е-компонентные знаки — альтернативное обозначение химического названия пищевых добавок, названия которых очень сложны.
Торговая маркировка, носителями которой являются товарные и кассовые чеки, предназначена для подтверждения покупки товара в конкретной аптеке и в определенные сроки.
Чек служит основанием для рассмотрения претензий покупателей в соответствии с законом “О защите прав потребителей”.
Задание 4.Прием«Ромашка вопросов».Работа в микрогруппах. Прочитайте текст и определите тему. Сформулируйте к тексту уточняющие, интерпретационные и оценочные вопросы. Составьте глоссарий к данному тексту на русском языке и переведите на казахский и английский языки.
Требования к маркировке и упаковке лекарственных средств
Действующим законодательством устанавливаются специальные достаточно жесткие требования к маркировке и упаковке лекарственных средств, отступать от которых производители не имеют права.
Требования к маркировке и упаковке лекарственных средств для медицинского применения установлены Законом «Об обращении лекарственных средств».
Лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если:
1) на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском и казахском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз;
2) на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском и казахском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.
Фармацевтические субстанции должны поступать в обращение, если на их первичной упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском и казахском языке указаны наименование фармацевтической субстанции (международное непатентованное или химическое и торговое наименования), наименование производителя фармацевтической субстанции, номер серии и дата изготовления, количество в упаковке и единицы измерения количества, срок годности и условия хранения.
Задание 5.Ознакомьтесь с опорной схемой презентации: 1) определение основной идеи презентации; 2) подбор дополнительной информации; 3) создание структуры презентации; 4) проверка логики подачи материала; 5)подготовка заключения. Опираясь на данный текст, определите основную идею презентации, сформулируйте тему и основные тезисы для слайдов. Подберите иллюстрации или рисунки к слайдам.
В качестве фармацевтических субстанций Закон определяет лекарственные средства в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающие фармакологической активностью, предназначенные для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющие их эффективность.
Лекарственными препаратами с точки зрения Закона являются лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности, т.е. дозированные лекарства в готовом к применению виде.
Лекарственные средства в качестве сывороток должны поступать в обращение с указанием животного, из крови, плазмы крови, органов и тканей которого они получены.
На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных средств, полученных из крови, плазмы крови, органов и тканей человека, должна наноситься надпись: «Антитела к ВИЧ-1, ВИЧ-2, к вирусу гепатита B и поверхностный антиген вируса гепатита B отсутствуют».
На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку радиофармацевтических лекарственных средств должен наноситься знак радиационной опасности.
На вторичную (потребительскую) упаковку гомеопатических лекарственных препаратов должна наноситься надпись: «Гомеопатический».
На вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных растительных препаратов должна наноситься надпись: «Продукция прошла радиационный контроль».
На первичную упаковку и вторичную (потребительскую) упаковку лекарственных препаратов, предназначенных для клинических исследований, должна наноситься надпись: «Для клинических исследований».
Поскольку лекарственные средства являются особым специфическим видом товара, встает вопрос о применимости к ним общих требований, предъявляемых действующим законодательством к маркировке товаров, в частности, маркировке потребительских товаров знаком соответствия установленным требованиям. Общие требования к информации о товаре, которую изготовитель (продавец) должен доводить до потребителя, а также требования к способам доведения такой информации содержатся в законах РК «О защите прав потребителей» и «О техническом регулировании».
Задание 6. Подготовьте материал для презентации на базе данного текста.Определите основную идею презентации, выберите нужную информацию, подумайте над структурой и логикой подачи материала. Сформулируйте тезисы для слайдов.
В статье 10 Закона «О защите прав потребителей» перечислены общие требования к информации о товаре.
В частности, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
• наименование технического регламента или иное установленное законодательством РК о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
• информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами, если на такие товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.
Такая информация представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством РК о техническом регулировании, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
В пункте 12 «Правил продажи отдельных видов товаров», утвержденных Постановлением Правительства РК говорится об обязанности продавца довести до сведения покупателя такую информацию путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из документов, где указывались бы реквизиты документа подтверждающего соответствие стандартам (декларация, сертификат или их заверенная копия, товарно-сопроводительная документация).
В соответствии с законом «О техническом регулировании», используются:
• знак соответствия — обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту;
• знак обращения на рынке, который служит для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
В пункте 7.4. «Порядка …» указывается, что маркирование продукции знаком соответствия должно осуществляться только лицами, уполномоченными на это держателем сертификата соответствия или декларантом.
Таким образом, анализ общих норм законодательства о продаже товаров населению приводит к выводу о необходимости нанесения на упаковку товаров знака соответствия.
Задание 7. Работа в микрогруппах. Подготовьте материал для презентации на основе прочитанных текстов. Определите основную идею презентации, выберите основную информацию, подумайте над структурой и логикой подачи материала.
Задание 8.Прочитайте выразительно стихотворение. Определите его основную мысль.
Поклонись врачу…
Тихо… Молча… Поклонись врачу.
За его работу и в жару, и в холод.
Не задует ветром яркую свечу.
Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.
Никогда не скажет: «Не хочу!»
Перемелет страх, одолеет голод.
Тихо… Молча… Поклонись врачу.
Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.
От безумной боли плачу и кричу,
Но болезнь и страх не втянут в омут,
Если молча поклонюсь врачу,
Пусть ты стар, пусть юн иль сердцем молод.
О работе вашей я сказать хочу:
Жизнь врача – как крик, груз забот – как молот.
Тихо… Молча… Поклонись врачу.
Будь ты стар, будь юн иль сердцем молод.
А когда от боли я не закричу,
И в душе моей вдруг растает холод,
Будь я стар, будь юн иль сердцем молод.
Тихо… Молча… Поклонюсь врачу.
(Алексей Денисиевский).
VII. Литература:
1. Мухамадиев Х.С. Профессионально-ориентированный русский язык: научный стиль речи. – Учебное пособие. – Алматы: Қазақ университеті, 2013. – 203 с.
2. Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И.Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.
3. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат).
– М.: Литтерра, 2015. – 272 с.
4. Жанпейс У.А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: учебное пособие для студентов медицинских вузов (по специальности «Фармация»).
Часть 3. – Алматы, 2015. – 112 с.
5. Озекбаева Н.А. Научный стиль речи. Учебное пособие. – Алматы, 2015. 220 с.
6. Русско-казахский толковый словарь терминов фармацевтической технологии.-Фармацевтикалық технология терминдерінің орысша-қазақша түсіндірме сөздігі / Р.К. Дильбарханов и др.; КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова.- Алматы, 2005.- 120с.
VIII. Контроль:
1.Какие этапы включает создание презентации?
2. Что входит в планирование презентации?
3.Что подразумевается под разработкой презентации?
4. Какие правила орфографии, пунктуации, сокращений приняты при подготовке презентации?
5.Где должна располагаться наиболее важная информация?
6. В каком формате должна быть создана презентация?
7.Целесообразно ли весь текст презентации размещать на слайдах?
8. Каким должно быть изложение текстовой информации при подготовке презентации?