Факторы развития и жизненные условия

· Состояние здоровья;

· семейные влияния (экономическое положение семьи, культурный уровень семьи, состав семьи, воспитательные позиции родителей — стихийность или целеустремленность, снисходительность или строгость, виды поощрений и наказаний).

Воспитательные схемы родителей (что для них в воспитании важнее всего — успехи в учении, черты характера, способности и т.п.);

· внесемейные и внешкольные влияния, способ проведения свободного времени (хобби), культурные влияния (литература, искусство);

· влияние школы (отношение учителей к ребенку, позиция ребенка в группе, отношения с одноклассниками);

· обзор благоприятных и неблагоприятных жизненных обстоятельств;

Внешняя картина личности

· Физическая внешность (вид, одежда, прическа, бросающиеся в глаза признаки, черты лица), Мимика и пантомимика, особенности голоса и речи.

· Способы поведения: а) поведение по отношению к родителям; б) преподавателям; в) сверстникам; г) в психологически значимых, конфликтных ситуациях; д) в основной деятельности (учение, труд)

· Результативность (обзор успеваемости, познавательных затруднений, характеристика знаний и умений, недостатков и достоинств).

Жизненный опыт, кругозор, информированность.

Внутренняя картина личности

1. Познавательная деятельность и умственное развитие — особенности познавательных процессов и интеллекта, сформированность учебной деятельности:

· характеристика внимания (объем, распределение, переключение, произвольность);

· характеристика памяти преобладающий тип, предпочитаемые приемы запоминания, прочность, глубина);

· характеристика мышления и воображения (преобладающий тип, интеллектуальные свойства — скорость, глубина, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность и др.);

· уровень развития общих и специальных способностей;

· характеристика сформированности учебной деятельности

2. Индивидуально-психологические особенности — тип темперамента, особенности характера, утомляемость, сопротивляемость усталости, саморегуляция и самоконтроль, эмоциональные особенности (перепады настроения, сила, глубина, постоянство эмоций).

3. Направленность личности (направленность на себя, на других, на дело), самооценка и уровень притязаний, интересы, идеалы, ценности, моральные принципы, мотивы поведения и учебной деятельности

10 стр., 4794 слов

Особенности поэтапного характера учебно познавательной деятельности учащихся

... - учебно-познавательная деятельность учащихся. Предмет исследования – особенности поэтапного характера учебно-познавательной деятельности учащихся. Задачи исследования: Раскрыть содержание учебно-познавательной деятельности как ... свойствами, процессами, характеристиками). Кроме них, учащиеся являются субъектами многих других достаточно важных видов деятельности учебно-познавательной направленности, ...

Выводы

Психологические причины и педагогическая суть трудностей, возникающих у ребенка (причины возникновения негативных качеств личности, предложения о средствах и способах коррекции этих качеств, оптимальные условия для развития личности).

 

 

Вопросы к экзамену

 

Вопросы к экзамену (Часть 1. Общая психология)

1. Предмет и отрасли психологии.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Основные методы психологии: наблюдение, эксперимент, тестирование.

4. Дополнительные методы психологии: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

5. Бихевиоризм и необихевиоризм.

6. Психоанализ и неофрейдизм.

7. Гуманистическая психология.

8. Психика человека как основная категория отечественной психологии.

9. Понятие сознания. Структура сознания.

10. Бессознательное и его проявления.

11. Личность как категория психологии. Структура личности.

12. Самосознание личности. Самооценка и уровень притязаний личности.

13. Потребности и их виды.

14. Мотивация, мотивы и их виды.

15. Категория деятельности в отечественной психологии. Основные виды деятельности (игра, учение, труд).

16. Понятие и функции эмоций и чувств.

17. Формы переживания чувств.

18. Воля и её функции. Структура волевого действия.

19. Формирование волевой саморегуляции и волевых качеств личности.

20. Теории темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента.

21. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

22. Характер как психологическая категория, его природные и социальные предпосылки.

23. Акцентуированность характера. Типы акцентуаций.

24. Понятие о задатках и способностях. Качественная и количественная характеристики способностей.

25. Изучение способностей. Формирование и развитие способностей.

26. Виды, свойства, закономерности ощущений.

27. Характеристика свойств и особенностей восприятия.

28. Процессы, качества, закономерности памяти. Виды памяти.

29. Сущность и свойства внимания. Виды внимания

30. Роль мышления в познавательной деятельности человека. Мышление и речь. Формы мышления.

31. Виды мышления. Процессы мышления.

32. Виды, функции, свойства, природа воображения.

 

Вопросы к экзамену Часть 2. Социальная психология

1. Основные этапы развития социальной психологии и современные представления о предмете социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Теоретические и прикладные задачи социальной психологии.

2. Классические и активные социально-психологические методы

3. Социометрический метод в изучении межличностных отношений в группе.

3 стр., 1306 слов

Психология насилия: виды, последствия, направления психологической помощи

... обстоятельствами во-первых, возрастающим интересом к личности как члену общества; во-вторых, повышенной потребностью «семей риска» в социальной поддержке и помощи, поскольку в семьях ... аппарат (Каган В.Е., и др.; отечественные справочные издания по психологии). 2. Виды насилия К настоящему времени в психологии сложилась эмпирическая типология форм насилия, которую составляют: - физическое ...

4. Малая группа как социально-психологический феномен и механизмы ее формирования.

5. Теории лидерства. Стили лидерства.

6. Эффективность деятельности малой группы и социально-психологический климат группы

7. Психологические аспекты жизнедеятельности стихийных неорганизованных больших групп (толпа, масса, публика).

Феномен толпы.

8. Понятие социализации. Стадии, институты и основные этапы процесса социализации.

9. Личность в социальной психологии. Социально-психологические качества личности.

10. Понятие социальной установки. Формирование и изменение социальных установок личности.

11. Функции общения (информационная, перцептивная, интерактивная).

12. Коммуникативная сторона общения. Вербальные и небербальные средства коммуникации.

13. Интерактивная сторона общения. Социальные роли, социальные нормы и санкции.

14. Перцептивная сторона общения. Механизмы социальной перцепции.

15. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов. Функции конфликта. Типология конфликтов.

16. Структура и динамика конфликтов. Стратегии поведения в конфликте

Семинарские (практические) занятия

Практическое занятие 1

Тема: Методы психологии

Цель:Получить представление о том, каким образом в психологической науке проводится сбор информации о внутреннем мире человека.

Вопросы для обсуждения

1. Этические принципы проведения исследований человека.

2. Классификации методов психологического исследования.

3. Основные методы психологии:

— наблюдение

— эксперимент

— тестирование

4. Дополнительные методы: анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.

Вопросы для докладов

Интроспекция как метод психологии

Виды психологических тестов

Области применения тестов

Методические указания:

При подготовке к первому семинарскому занятию внимательно прочитайте методические рекомендации по организации самостоятельной работы – раздел, касающийся работы с учебником и научной литературой. Кратко изложите ответы на вопросы к семинару в тетради (обязательно указав источник, которым Вы пользовались).

В учебнике найдите вопросы для самопроверки по данной теме и попробуйте ответить на них.

Если ответы на вопросы вызывают затруднение, значит, Вы не вполне поняли содержание учебного текста. Вполне вероятно, что Вам нужно воспользоваться другими учебными пособиями. Если после дополнительной работы уверенности в понимании нет, сформулируйте вопросы к преподавателю. Сообщите о возникших вопросах в начале семинара. Вполне вероятно, что у многих возникли похожие проблемы. Ваши вопросы являются показателем Вашей качественной и добросовестной работы, заинтересованности в получении информации. Сделайте такой подход к изучению психологии постоянным правилом в Вашей работе. После получения необходимых консультаций у преподавателя Ваша самостоятельная работа будет гораздо эффективнее.

При ответе на семинаре можно пользоваться записями, которые были Вами сделаны при подготовке: планами, тезисами, конспектами. Их нельзя читать, по ним нужно говорить. Только то, что хорошо понято, можно рассказать другому. Чтение текстов из учебника или ксерокопированных материалов недопустимо и никак не может быть оценено.

4 стр., 1845 слов

Содержание дисциплины «Психология делового общения»

... самостоятельной работы Изобразите модель коммуникационного процесса с двумя участниками. Прочитайте в книге Д. Майерса «Социальная психология» раздел «Конформизм» с. 268-309 и составьте конспект. Придумайте 10 вопросов, ...

Практическое занятие 2