Оглавление
Введение
1. Общая характеристика заикания и научно-теоретические основы проблемы коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста
2. Психологическое исследование детей старшего дошкольного возраста с заиканием
2.1 Понятия «общение», «коммуникация», «компоненты речевого общения»
2.2 Эмпирическое исследование представлений о языковой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
2.3 Методические рекомендации
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
На современном этапе развития коррекционного образования в Украине остро поднимается вопрос всестороннего гармоничного личностного развития детей с психофизическими особенностями с целью их дальнейшей успешной социализации. Значительную часть таких детей составляют дети с тяжелыми нарушениями речи (ТПМ).
Исходя из концепций модернизации содержания образования Украины на фоне интегративно-инклюзивных тенденций, основной парадигмой развития коррекционного обучения детей с ТПМ является гуманизация, индивидуализация, дифференциация и интеграция коррекционно-воспитательного процесса, что требует введения инновационных подходов.
Известно, что кроме первичного речевого дефекта у детей с ТПМ наблюдаются сложные вторичные нарушения (Л. Выготский).
Решение проблем коррекции заикания постоянно поднимается учеными и практиками различных отраслей наук: физиологией, психо-патологией, психологией и, в частности, логопедия, потому что заикание очень распространенное речевое нарушение, травмирует психику ребенка, является одной из причин развития невротических черт личности, затрудняет коммуникацию и взаимоотношения с окружающими, трудно поддается коррекции и часто рецидивирует (М. Асатиани, Л. Белякова, Е. Дьякова, А. Гопиченко, С. Дель, Л. Журавлева, В. Кондратенко, С. Миронова, В. Селиверстов, В. Тарасун, В. Тищенко, М. Хватцев, В. Шкловский, Р. Юрова и др..).
Вместе с тем отдельные вопросы остались недостаточно исследованными или неисследованными вообще.
Этим объясняется важность и актуальность теоретических исследований и анализа практики коррекции заикания у детей.
Цель исследования состоит в анализе существующих методик коррекции заикания средствами педагогической реабилитации.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
— Провести анализ механизмов и причин синдрома заикания;
Возможности коррекции межличностных отношений в семьях детей ...
... родителям, особенности общего интеллектуального и речевого развития ребёнка в дошкольном возрасте. В повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем. С ... Цель исследования - продемонстрировать возможности игротерапии как метода коррекции межличностных отношений в семье ребёнка с задержкой в развитии речи Объект исследования - межличностные отношения в ...
— Рассмотреть основные подходы к коррекции заикания детей старшего дошкольного возраста;
— Проанализировать особенности коррекции заикания;
— Охарактеризовать виды терапий, которые могут применяться при коррекции заикания;
— Разработать упражнения для коррекции заикания.
Объектом исследования является коррекционно-реабилитационная работа, направленная на преодоление заикания.
Предмет исследования — методика использования системы мер педагогической реабилитации как средства коррекционного воздействия на заикание.
В работе использовались теоретические и практические методы научного исследования: изучение и анализ медико-физиологической и психолого-педагогической литературы в разрезе исследуемой проблемы, анализ методических разработок, методических пособий, изучение результатов существующих исследований и т.п..
1. Общая характеристика заикания и Научно-теоретические основы проблемы коррекции нарушений устной речи у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ механизмов и причин синдрома заикания
Междисциплинарный анализ научных литературных источников показал, что проблема развития устной речи у детей с заиканием многоаспектная, а это значительно усложняет ее теоретико-экспериментальное изучение. Выявленные в процессе теоретического анализа отличительные особенности состояния сформированности устной речи обусловливают необходимость углубленного изучения речевой деятельности старших дошкольников с заиканием.
Л. Белякова, Н. Власова, Л. Журавлева, М. Зееман, В. Кондратенко, Р. Левина, И. Сикорский, В. Тарасун, В. Тищенко, Е. Фрешелье, М. Хватцев, М. Шеремет, В. Шкловский и другие определили заикание как сложное психо-физическое возбуждение, связанное с функциональными расстройствами речевой деятельности, а именно темпо-ритмо-интонационной стороны речи, что обусловлено судорожным состоянием мышц органов речевого аппарата.
Общеизвестно, что такое сложное речевое нарушение как заикание, только логопедическими и медицинскими средствами исправить невозможно. Очень эффективным является сочетание этой работы с психологическим влиянием в процессе комплексного подхода. Однако существующие методы преодоления заикания, к сожалению, не всегда достаточно эффективными, а психологическая подготовка логопедов по настоящее время еще несколько недостаточная, поэтому на помощь приходит такой доступное средство психокоррекции как арттерапия, поскольку именно этот влияние дает возможность ребенку с заиканием бороться со своими страхами, переживаниями по поводу собственной речи, корректировать психоэмоциональную сферу, то есть все то, что подталкивает к рецидивам заикания, особенно при поступлении в школу.
Проблема возникновения и нейро-физиологических механизмов синдрома заикания до сих пор остается нерешенной. Актуальность исследования этой проблемы определяется необходимостью разработки адекватных методов терапии и коррекции, поскольку существующие в настоящее время подходы к устранения заикания часто не приводят к полному излечению. Среди факторов риска развития заикания наиболее часто называют наследственность [4, с. 41], раннее мозговое повреждение [8, с. 12] и нарушения эмоционально-волевой сферы [13, с. 6].
Педагогическая помощь детям с нарушением речи
... речевого аппарата. Заикание, как правило, начинается у детей в возрасте от ... прочтения (дислексия). Дети, страдающие дизартрией, нуждаются в раннем начале логопедической работы и длительной коррекции речевого дефекта. Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц ...
Большинство исследователей заикания отмечают сложный системный характер этого заболевания, возникновение которого связано как с биологическими, так и психологическими, а возможно, и социальными причинами. В специальной литературе можно встретить предположение о связи синдрома заикания с нарушением мозговых механизмов моторного контроля языка на уровне коры левого полушария [5, с. 442]. Другой отличительной чертой синдрома заикания является подавляющее предрасположенность к нему мальчиков, что указывает на роль половых гормонов в развитии этого заболевания. Действительно, важную роль в реакции организма на стрессовую ситуацию играют надпочечники и те же структуры в детском возрасте до полового созревания секретируют половые гормоны. В то же время под контролем гормонов андрогенов активируется рост гортани, удлинение голосовых складок [16, с. 140].
Наличие семейного заикания, очевидно, указывает не столько на генетическое наследование этого заболевания (в специальной литературе отсутствуют подобные данные), сколько на наследственную предрасположенность к расстройствам центров регуляции вегетативной системы. Комплексные исследования детей с заиканием показывают, что существенными предпосылками возникновения заикания является наследственная дефицитарнисть вегетативной нервной системы и дисфункция гипоталамо-стволовых отделов мозга, развивающиеся как следствие родовых осложнений.
Ведущей причиной возникновения заикания является действие стрессогенных факторов, которые из-за особенностей развития симпатоадреналовой и гормональной систем наиболее опасны для мальчиков в возрасте от 2 до 5 лет. Именно дисфункция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой комплекса, усиливается под влиянием стресса, может обусловить развитие синдрома заикания.
Часто симптомы заикания, непосредственно обусловленные действием неблагоприятных факторов на ранних этапах онтогенеза, компенсированы со временем в силу пластичности развивающегося мозга. Действительно, сравнение данных комплексных обследований детей показывает, что электроэнцефалографические и нейропсихологические признаки изменения функционального состояния мозга на уровне глубинных структур и коры, связанные с нарушением кровообращения в задних, преимущественно левосторонних, отделах, ярко проявляются в старшем дошкольном возрасте. При этом неврологическая симптоматика, характеризующая состояние нижележащих (стволовых) отделов нервной системы, менее подверженных пластическим перестройкам, сохраняется.
Наряду с этим другие симптомы, связанные с дисфункцией высших центров вегетативной регуляции на уровне диэнцефальных отделов мозга, усиливаются и наиболее отчетливо проявляются у взрослых [19, с. 26].
Среди причин, непосредственно приводят к заиканию, на первом месте являются психические травмы. По характеру действия они могут быть острыми, т.е. сверхсильными, и тяжело переносятся нервной системой ребенка, на них дети отвечают шоковыми реакциями где есть заикание одним из компонентов. Также травмы бывают хроническими, то есть действуют длительное время и приводят к перенапряжению основных нервных процессов, срыва высшей нервной деятельности. Как правило, в таких случаях заикание развивается постепенно и с начала несет непостоянный характер, уменьшаясь или даже полностью исчезая, или увеличиваясь под влиянием соматических заболеваний, нервных переживаний и др..
Вредное воздействие на нервную систему и физическое состояние ребенка старшего дошкольного возраста обнаруживает неблагоприятно прошлая беременность, тяжелые роды, частые заболевания или травмы головного мозга в раннем детстве. Они вызывают в некоторых случаях недостаточность нервных механизмов, регулирующих речевую деятельность. Этот недостаток обычно компенсируется, однако в неблагоприятных условиях (страх, испуг и др.).
Психолого-педагогические основы коррекции заикания детей дошкольного возраста
... речи у детей с заиканием 1.1 Онтогенез формирования устной речи у дошкольников Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого ... литературы Введение Заикание является широко распространённым речевым нарушением, которое возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. ...
Он может проявляться, способствуя развитию заикания. Необходимо также учитывать роль наследственной предрасположенности, которая является передачей потомкам определенной слабости речевой функции. Заикание может также развиваться у ребенка во время общения с теми, кто заикаются в результате пассивного раздражения.
Кроме пассивного раздражения, связанного с тем, что ребенок часто слышит неправильную речь взрослого, в развитии заикания играет важную роль и активное раздражение. Ребенок сознательно копирует того, кто заикается, при этом имитация судороги языка сопровождается определенными эмоциями, что способствует быстрой и устойчивой фиксации раннего дефекта.
В зависимости от особенностей личности заикающегося, и типологии его заикания логопедические занятия могут быть направлены либо на отвлечение его внимания от речевого акта путем перевода на другую деятельность, или наоборот, на привлечение его внимания к положительным сторонам своей речи и к объективному анализу ее недостатков (собственно логопедические упражнения).
Основные особенности логопедического воздействия на заикающихся, определяются сущностью заикания и общими принципами его лечения. Оно проявляется в необходимости, с одной стороны, в оздоровлении психики тех, кто заикается, путем объяснения, убеждения, внушения, создания определенных условий и др.., Т.е. путем психотерапии заикания, а с другой — координации и совершенствования речевого процесса путем специальных упражнений, тренировок, которые позволяют воспитать определенные (правильные) навыки речи и поведения [10, с. 19].
Обе стороны логопедической действия на язык, на личность заики, неразрывно связаны и невозможны друг без друга. В едином процессе восстановления речи и особенности заикающегося, достижения физиологического порядка, то есть улучшение языка через специальные упражнения являются основой для позитивного воздействия на психику, а психотерапевтический успех способствует достижению физиологических успехов, укрепляет их. В единстве физиологического и психического компонента речи и поведения должен проходить весь лечебно-педагогический процесс с детьми старшего дошкольного возраста с умственными недостатками.
1.2 Особенности развития устной речи старших дошкольников с заиканием
На современном этапе развития логопедии, медицины существует много взглядов на этиологию и механизмы заикания. Вместе с тем, все исследователи (Н. Асатиани, Л. Белякова, Т. Власова, В. Гиляровский, В. Грина, М. Зееман, В. Кондратенко, С. Ляпидевський, Р. Левина, С. Миронова, А. Рау, Е. Фрешелье, М. Хватцев и др.).
выделяют следующие формы заикания: неврозоподобные (органическое) заикание, невротическое (функциональное), смешанное. На базе клинических и экспериментальных исследований разрабатывается представление об объективной дифференциации клинических форм заикания.
Тема Речевой этикет План лекций №5 (1 час)
... на язык современных средств массовой информации, а также на речь старшего поколения интеллигенции. Неумение владеть речевой коммуникацией на должном уровне это весьма существенная причина, отличающая ... сострадания и сопереживания, тихая и громкая речь, использование иронии и юмора, хороших анекдотов и др. Интенсивность. Как принцип речевого воздействия характеризует темы подачи информации, степень ...
Устная речь у детей с неврозоподобной формой заикания характеризуется диспраксичнимы расстройствами, является нарушено мелодико-темпо-ритмическое оформление речи, физиологическое и речевое дыхание. При этой форме часто встречаются нарушения всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, лексики, грамматики и речи. Устная речь у детей с невротической формой заикания искаженное запинками, в результате которых страдает просодический сторону речи, а следовательно, построение связных высказываний с целью коммуникации, даже при достаточно сформированных фонетических и лексико-грамматических компонентах, является затрудненной. Усложняет процесс общения, еще и зависимость речи от психоэмоционального состояния ребенка. Эти нарушения вызывают трудности в формировании речевой-коммуникативной компетенции старшего дошкольника (Л. Белякова, Р. Левина, С. Миронова, В. Тарасун, В. Тищенко и др..).
Современные ученые (С. Дель, В. Тищенко, Г. Юрова и др.).
Отмечают, что в последнее время на практике часто встречаются дети, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанной. То есть на фоне неврозоподобного заикания появляются наслоения невротической формы вследствие психо травмирующей ситуации, что больше влияет на ослабленную церебрастеническими воздействиями психику ребенка. Такие формы называются смешанными и труднее поддаются коррекции. Отмечено, что вследствие речевых трудностей, дети со смешанной формой заикания значительно сужают свою речевую деятельность, поэтому и естественно, что уровень развития их паралингвистичних возможностей низкий (Л. Арутюнян, С. Дель, Л. Журавлева, Т. Когновицька, А. Лаврова, В. Тарасун).
Речь нормального человека обладает богатой шкалой выразительности. Напротив, для речи человека, страдающего каким-либо видом психофизического или социального расстройства, характерно нарушение того или иного, а иногда и всех факторов музыкальности языка.
У заикающихся людей нарушены ритм, мелодия, динамика речи.
Интонацию нельзя рассматривать отдельно от таких важнейших аспектов речевого общения, как мимика, поза, взгляд, жест. Как известно, в норме все задействованные элементы задействованы в речевом общении. Они как бы взаимно дополняют друг друга. При заикании разрушается единство, целостность различных сторон речевой коммуникации, процесс общения оказывается нарушенным.
Заикание, прежде всего, сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, убыстренный, обусловлен желанием сообщить необходимые сведения в промежутке между судорогами, скорее «отговорить», окончить тяжкий труд, которым является в этих условиях речь. Заикающихся подгоняет тревога, волнение, связанные с актом речи. Темп неровен и может значительно измениться даже в одной фразе.
Речевые судороги дезорганизуют и ритмическую сторону речи. Речевой поток может неожиданно прерываться, что в свою очередь ведёт к нарушению синтагматического и психологического паузирования. Исчезает упорядоченность, стройность речевого потока, его звучность. В речи заикающихся царит хаос, который особенно ощутим, когда они стоят перед необходимостью развёрнутого высказывания. Из-за стремления скрыть дефект от окружающих возникает нечёткая артикуляция, причём согласные утяжеляются, а гласные как бы «цедятся» сквозь зубы.
Этиология и патогенез заикания
... В данной работе будет рассмотрен патогенез такого нарушения, как заикание. 1.Клиническая характеристика заикания Речь заикающегося сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных ... начале речи. Четко выражено ситуационно - обусловленное усиление заикания. Личностная реакция на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. ...
Купол практически перестаёт использоваться как резонаторная полость, и в целом создаёт впечатление «каши во рту».
Нечёткая артикуляция с одной стороны и присущие заикающимся тревога и страх с другой, влекут за собой хронические голосовые зажимы. В результате чего звучание переводится, в основном, в верхний голосовой регистр. В речи заикающихся, как правило, недостаточно представлен низкий голос с грудным звучанием, а также средний голос с хорошо развитым головным и грудным звучанием. Крайне неэффективно задействованы диафрагмальная опора, нижние резонаторы, что увеличивает нагрузку на голосовые связки. В большинстве случаев такая речь представляет собой «шелест на связках», при котором воздушная струя расходуется крайне неэкономно. Даже при отсутствии явной инспирации, заикающиеся обычно ощущают во время речи постоянный недостаток воздуха. Дополнительный вдох перед синтагмой вряд ли может существенно облегчить их страдание, которое объясняется не только недостатком воздуха, сколько неэкономным его использованием, толчкообразным выдохом.
Таким образом, существенной стороной рассматриваемого дефекта является деформация темпа и ритма речи (речевой плавности), что на фоне постоянного эмоционального напряжения, тревоги, страха во время речи ведёт к нарушению многих других сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармоники и т.д. У заикающихся нарушены, по существу, все характеристики музыкальности языка. Это становится особенно заметным при замедленно темпе.
Логопед должен убедить пациента, что при правильной интонации замедление не ведёт к монотонности речи, а, наоборот, может помочь передать смысл и чувство.
Возвращаясь к особенностям интонации речи заикающихся, отметим, что они обычно теряют способность к эмоциональной окраске речи и изъясняются с помощью заученных, застывших интонационных схем и шаблонов. Как правило, у заикающихся нарушено живое общение с собеседниками. Их лица во время речи анемичны, жест отсутствует, глаза избегают собеседника, не оживлены передаваемой мыслью, «не говорят».
Крайне зависимые от внешней оценки, заикающиеся боятся заявить о себе, в их речи не ощущается личностное присутствие, отношение к высказываемому. У нормально говорящих людей крайне велика вариабельность интонационного рисунка, который зависит от конкретной ситуации общения, эмоционально состояния, интересов, способностей, мировоззрения, характера, типа нервной деятельности.
А у заикающихся, несмотря на значительные личностные различия, эта вариативность очень мала. Их речь имеет крайне ограниченный подтекст.
Подтекст — это неявная, но внутренне ощущаемая жизнь человеческого духа.
Подтекст неразрывно связан с мотивом — побудительной силой высказывания, с тем, что я хочу выразить. Это «хочу» бывает глубоко запрятано. Без «хочу» нет подтекста.
Для того, чтобы общение состоялось, необходим волевой посыл, обращённый к слушателю. Говорящий не просто сообщает собеседнику о своих мыслях и чувствах, а реально переживает их, стремясь зажечь слушателя своими чувствами, убедить их в истинности своих утверждений.
Слова, не освещенные правдой человеческих чувств, представляют собой лишь ряд пустых звуков.
В каждом человеке живёт стремление сообщить миру о своих мыслях, чувствах, отношении к происходящему.
Роль темперамента и поведения в профессиональной деятельности ...
... и хорошим товарищем, душой коллектива. Среди типичных недостатков в деятельности и общении такого служащего можно наблюдать быструю утомляемость, нерешительность и осторожность, ... темперамента и поведения в профессиональной деятельности и управленческом общении. Задачи задания: )Выявление особенностей проявление темперамента в деятельности руководителей 2)Рассмотреть особенности взаимодействия ...
Но если «хочу» здорового человека реализуется в повседневном общении, то у заикающихся вместе с внутренним намерением высказаться существует уверенность в безнадежности осуществления этого желания, что становится для них источником страданий и, в конечном счёте — невротизации. С возрастом заикающиеся чаще всего примиряются со своим положением, не так болезненно его переживают и в процессе вынужденного общения всё чаще руководствуются вместо императива «хочу» императивом «надо», причём рядом с «надо» по-прежнему живет «не могу».
Речевой сигнал (высказывание, сообщение), являясь системой знаков разных уровней организации, несёт информацию двоякого рода.
Во-первых, это собственно вербальная информация, основным носителем которой является слово, точнее, заключённое в нём понятие. Ответственность за такого рода информацию несёт левое полушарие.
Во-вторых, эмоциональная сторона речевого сигнала, определяющая интонационную окраску речи, — подтекст, заключающий в себе отношение говорящего к сказанному, но не находящий выражения в самих словах. Такая информация получила название экстралингвистической. Управление ею осуществляет правое полушарие мозга.
Оба полушария головного мозга интегрируются в единую функциональную систему, хотя каждое из них имеет свои специфические внешние каналы передачи информации. Так, вербальная система, представленная посредством объективных кодов (слов), использует преимущественно артикуляционный аппарат при минимальном участии интонации. Экстралингвистическая система, отвечающая за эмоциональную окраску речи, использует, по-видимому, другие механизмы, сопутствующие речи и влияющие на неё.
Практические наблюдения показывают, что интонированная речь всегда сопровождается мимикой, жестом, движением головы и пр. Чрезвычайно важным для логопедической практики является и обратное утверждение, что интонированная речь невозможна без этих сопутствующих движений.
При этом мы имеем не только в прямом смысле — рук, плеч, мышц лица, груди, которые могут приводить к изменению резонансных характеристик речевого аппарата, но также напряжение и расслабление мышц гортани или голосовых связок, определяющих частоту основного тона, тембр голоса и т.п. Эти многочисленные и разнообразные движения позволяют сравнить аппарат речи здорового человека с музыкальным инструментом типа электрооргана, где возможны рычаги, клавиши и педали дают возможность придать основной мелодии новую богатую аранжировку и иногда до неузнаваемости изменяют её.
К этому следует добавить, особо выделив его значение, так называемый «язык глаз». В норме взгляд — своеобразный интонационный включатель. Можно сказать, что любое общение начинается с разговора глаз. Зачастую люди умеют «говорить глазами» красноречивее, чем словами. Изменение выражения глаз органически вплетается в интонационный рисунок речи, пробуждая язык мимики и жеста. Только при этих условиях оказываются задействованными информационные каналы обоих полушарий, и мы получаем внятную, осмысленную, эмоционально окрашенную речь. Это норма.
При заикании сам факт существования речевых судорог приводит к целому ряду речевых и личностных нарушений, что вынуждает заикающихся во время речи одновременно думать о том, что сказать, как сказать и что о них подумают окружающие. Речь, становясь тяжким трудом, ставит перед необходимостью передать хотя бы элементарное содержание высказывания; тут не до позы, взгляда, мимики, жеста. Постепенно они перестают использоваться в акте коммуникации, речь заикающихся становится почти полностью обездвиженной.
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... «Новокузнецкий педагогический колледж» МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития ... · лексико-грамматические игры и упражнения, · закрепление лексики и грамматики в связной речи, · игры на развитие психических познавательных процессов (на материале выбранного тематического цикла), ...
заикание дошкольный коррекция
1.3 Классификация заикания и его динамика в процессе развития ребенка
Исследователи выделяют невротическую и негроподибну формы заикания, обусловленные различными патогенными механизмами.
Неврозоподобные форма заикания.
Внешне похожее на невроз, это расстройство имеет не психогенное происхождение (в пределах шизофрении, эпилепсии, различных видов олигофрении, вследствие органического поражения центральной нервной системы), чаще всего неврозоподобные синдром возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы в раннем детстве. После травм головы, сотрясения головного мозга, менингоэнцефалитов, часто наблюдается неспецифический комплекс остаточных явлений, подобных поражения головного мозга. В этом комплексе сочетаются универсальные обще мозговые синдромы и признаки поражения той или иной функциональной системы.
К универсальным синдромов, которые возникают практически у всех, кто перенес подобное поражения относят церебрастеническими синдром. Он проявляется в негативном переносе жары, пребывание в транспорте, в повышенной вялости и усталости при интеллектуальном или физической нагрузке, дети с церебрастеническими синдромом быстро устают, поэтому их нужно вызывать к доске не в конце урока или занятия, а сначала, не на последних занятиях и уроках, а на первых. Эти больные нуждаются строго дозированных нагрузок с частым чередованием периодов интеллектуальной деятельности и отдыха. Наличие церебрастении, с одной стороны, всегда усиливает уже имеющуюся патологию головного мозга, а с другой — способствует возникновению различных новых нарушений.
Неврозоподобные форма заикания начинается у детей постепенно, в 3-4 года без психотравмирующих причин. Заикание совпадает с периодом формирования фразового речи. В начальном периоде заикания имеет волнообразный тип течения, но свободных от судорог периодов нет. Если в этот период отсутствовала логопедическая помощь, речевое возбуждение постепенно отягощается. Заикание «обрастает» сопутствующими движениями, емболофразиямы, и судорожные остановки усиливаются при физической или психической усталости, соматическая ослабленность ухудшает качество речи.
Мышечный тонус, при этой форме заикания неустойчив, движения нарушены, не размеренные. Нарушена координация движений рук, ног, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики. Наиболее отчетливые нарушения отмечаются в мимической, артикуляционной и мелкой моторике рук; страдает динамический Праксин. Трудно воспроизводить и удерживать в памяти заданный темп, ритм. Наблюдается резких нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха.
Неврозоподобные форма заикания характеризуется тем, что речевые преткновения проявляются в различных ситуациях: как наедине с самим собой, так и в коллективе.
Развитие речи детей дошкольного возраста
... речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка: Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. Овладение связной устной речью ...
Активное внимание заикающихся к процессу речи, облегчает речи, оно становится лучше.
При хроническом течении неврозоподобной формы заикания у взрослых, речь нередко характеризуется тяжелыми тоно-клоническими судорогами в отделах речевого аппарата. Вещание сопровождается резкими движениями пальцев рук, притоптуванням, качанием головы, пение дружными движениями, напоминающими гиперкинезы — насильственные сокращения мышц, которые не имеют маскируют чего характера.
Невротическая форма заикания. Невротическая форма заикания обостряется в возрасте от 2 до 6 лет, когда фразовое вещание уже сформировано. Преобладает психогенный начало речевой патологии (психическая острая или хроническая травматизация).
С анамнестических данных следует, что у детей с этой формой заикания отсутствует патология внутриутробного развития и родов. Ранний психофизиологическое развитие происходит в пределах нормы. Моторные навыки формируются своевременно.
В речевом онтогенезе наблюдается раннее развитие речи (первые слова появляются в 10 месяцев).
Фразовое вещание формируется в 16-18 месяцев жизни. В короткий период времени дети начинают говорить развернутой фразой, словарный объем быстро возобновляется, темп речи ускорен. Дети как «захлебываются» речью, недомовляють окончаний слов, предложений: наблюдается большое количество итераций — повторение слогов, слов, словосочетаний, следовательно, артикуляционные механизмы речи в них несформированные, но лексико-грамматический аспект опережает норму.
При обследовании выявляется нормальное развитие общей моторики. Они хорошо переключаются с одного движения, ритма на другой. Мелкая моторика развивается в пределах нормы.
У детей с невротической формой заикания часто наблюдается рецидив в 7 лет, в связи с увеличением эмоционального и физической нагрузки, обусловленного поступлением в школу.
В 10-12 лет дети начинают осознавать свой дефект. У детей формируется логофобичний синдром. Логофобия может сочетаться с невротическими тиками и синкинезии.
Кроме логофобичного варианта неврозов, проявляют истерический механизм. При этом в результате психической травмы шокирую чего характера, парализуются центральные механизмы речи, возникает истерический мутизм, больной молчит не только во время психотравмирующей ситуации, но и при любых обстоятельствах. После исчезновения истерического аутизма нередко наблюдаются истерики заикание (под влиянием психотравмирующих переживаний снова парализуется речевая функция, но в менее выраженной степени).
При невротической форме заикания динамика возбуждения имеет рецидивирующий характер. Временно речь становится плавным, судорожные остановки могут отсутствовать, но при эмоциональном напряжении, соматическом заболевании, переутомлении заикания появляется.
Отличительной особенностью этой формы заикания является то, что в спокойном состоянии, вследствие отвлечения от процесса вещания, наедине с собой — речь четкое, плавное. В практике встречаются больные, клиническая картина речевой патологии которых бывает смешанной. Такие формы называются смешанными и труднее поддаются коррекционным воздействиям.
2. Психологическое исследование детей старшего дошкольного возраста с заиканием
2.1 Понятия «общение», «коммуникация», «компоненты речевого общения»
Общество представляет собой многоуровневую систему отношений человека к миру. Оно включает не только отношение человека к предметному миру, но так же и к другим людям, с которыми он вступает в прямые и косвенные контакты, то есть общение.
Общение по своему происхождению и содержанию-продукт отечественной науки. В англоязычной психологической литературе распространено понятие «коммуникация». Семантически «общение» и «коммуникация» почти совпадают, потому означают «общность», «объединение», «сообщение».
Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
«Коммуникация — специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».
В то же время общение является необходимым условием любой деятельности человека, но при этом имея общественную природу, а мы говорим о деятельности лишь тогда, когда эта деятельность социальна по своей сути, а не за внешними формами ее существования. Поэтому можно утверждать, что любая человеческая деятельность невозможна вне общения. Итак, коммуникация является важным элементом деятельности человека.
Речевая деятельность и вообще общение как деятельность, в частности, является таким же видом деятельности, как производительная и познавательная деятельность, она в психологическом отношении имеет такую же принципиальную организацию. Так же может рассматриваться как с точки зрения объективного результата и социальной организации. Речевая деятельность может трактоваться не только в плане психологии общения, но и как социальное взаимодействие.
Резюмируя вышесказанное, скажем, что речевая деятельность определяется как специализированное применение языка для общения (деятельность профессионального оратора, лектора, драматического актера, эстрадного певца и др.).
Известно, что общение (коммуникация) — это обмен сообщениями, информацией, которая подается в виде устных или письменных текстов языком, которым владеют собеседники. И осуществляется в речевых актах, различных по форме (диалог, полилог, монолог).
Непременным участником общения, кроме говорящего, есть слушатель, реальный или воображаемый. Речь, таким образом, является конкретное говорение, устное или письменное, а также восприятие (слушание или чтение).
Принцип правильности и целесообразности определяет и наши речевые поступки. Собеседники, как правило, вступают в речевой контакт, чтобы сообщить и узнать, обсудить и договориться, предложить, побуждать к действию и др.. Даже случайный разговор в ожидании поезда вызвана мотивом (тревогой ожидания) и имеет цель (успокоить себя или собеседника).
Целью коммуникации является достижение взаимопонимания или обеспечения взаимодействия. Выяснения позиции собеседника, достижения взаимопонимания, обеспечения взаимодействия является глубинной схеме стратегии общения.
Известно, что коммуникация касается всех сфер сознательной деятельности человека. На это есть причины. Человек — социальное существо, которое может нормально жить и действовать только в окружении других людей, вместе с которыми индивид входит в общественные структуры и выполняет общественные функции. Каждый из нас-личность, которая проявляется через социальные роли — в семье, на работе, в учебе, на отдыхе и др.. Социализация индивида, т.е. его включение в структуру общества, — это мотив, побуждающий детей усваивать родной язык, а взрослых — изучать иностранный язык. Итак, социализация достигается через коммуникацию.
Таким образом, коммуникация опирается на чрезвычайно важные цели — взаимопонимание и взаимодействие, сильный мотив — потребность в социализации. Без коммуникации невозможно существование общества и, соответственно, жизни индивида.
Итак, главная цель коммуникации — обмен информацией различного рода. Общение и обмен информацией между людьми осуществляется не только с помощью языка. Большинство отечественных исследователей разграничивают понятия «общение» и «коммуникация», подчеркивая, что, в отличие от коммуникации, в общении отражена вся сложность реального мира человеческих отношений с его ценностями и объективными смыслами. Кроме того, если в понятии «общение» упор делается на взаимном обмене информацией (диалогичность, взаимопонимания), то в понятии «коммуникация» отмечается передачи информации.
Общение — это универсальная потребность человеческого бытия, возникает и функционирует в различных формах человеческих отношений.
Одной из форм взаимодействия субъектов и объекта деятельности,, выступает язык. Именно язык является первым и характерным признаком человека. Язык как важнейшее средство человеческого общения выступает также средством познания, мышления. Благодаря этому коммуникация между людьми является основным механизмом становления человека как существа социального, средством влияния общества на личность.
Речь также является основной формой национальной культуры и прежде всего — первоосновой литературы. Общаясь между собой, люди пользуются предложениями. Итак, предложение-основная единица общения. Язык существует в виде различных актов речи, повторяющихся устно и зафиксированных с помощью письма. Количество речевых ситуаций бесконечна, потому что их содержанием является окружающий нас мир. Соответственно, бесконечная и количество наших сообщений.
Коммуникация как деятельность требует развития автоматизированных навыков, творческих речевых умений и «чувство языка». Безусловно, знания, особенно лексические, грамматические, фонетические, составляют основу, из которой развиваются навыки этой деятельности. Эти знания человек получает еще в школе. Но главный недостаток учебного процесса в школе заключается в том, что ученики, изучая язык, не владеют им, то есть не умеют применять имеющиеся знания в конкретной речевой ситуации.
Под понятием «коммуникативные умения» понимаем, прежде всего, владение различными функциональными стилями, т.е. умение использовать языковые средства, оптимальные для конкретной речевой ситуации, соблюдения правильной литературной речи, правописания, лексических, грамматических и орфоэпических норм. Без этих требований можно говорить об освоении коммуникативных умений. Но содержание этого понятия включает в себя и умение точно и полно выразить мнение, логично ее обосновать, умело применить языковую сокровищницу опыта многих поколений, народную мудрость, мораль и культуру.
Рассмотрим выражение «речевая коммуникация». Почему в этом выражении используется слово «речевая», если до сих пор мы говорили, что язык — важнейшее средство общения? Ответ на это мы найдем после выяснения различий, существующих между понятиями «язык» и «речь». Напомним, что эти понятия различаются во многих языках (англ. Language / speech; нем. Sprache / rede; франц. Langage / parole).
Упрощенно можно сказать, что язык — это система знаков, единицы которой и отношения между ними создают иерархически упорядоченную структуру. Именно в этом значении слово выступает как знак. В этом смысле говорят о системе русского, украинского, английского и любого другого языка. Универсальными языковыми единицами (т.е. единицами, которые существуют в любом языке) являются звуки, морфемы (корни, суффиксы, префиксы), слова, словосочетания, предложения. Каждая единица относится к определенному уровню языка. Эти уровни взаимосвязаны и строго упорядочены: звуковой уровень-морфемный — лексический — морфологический — синтаксический-семантический (или смысловой) уровень. В каждом языке существуют правила, нормы использования тех или иных единиц.
Речью называется один из видов коммуникативной деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь — это конкретная деятельность, выражающаяся либо в звуковой форме, или в письменной.
В слове «язык» преобладающим значением является «система, структура», а в слове «речь» — «деятельность». Поэтому, определяя слово «коммуникация», уместно применение термина «речевая».
Первым принципиально важным шагом в направлении создания психологии речевой деятельности как части психологии общения и тем самым как относительно самостоятельной части общей психологии является появление «психолингвистики». Эта междисциплинарная область ставит перед собой задачу внутренней психологической организации речи. К числу ее задач можно отнести, в частности: уровни психофизиологической организации речевой деятельности, оперативные единицы речи и др..
Психолингвистика принципиально ориентирована на исследование того звена речевой деятельности, тех факторов общения, которые имеют индивидуальный и в то же время универсальный характер.
К процессу общения есть разные научные подходы. В частности, согласно концепции Б. Ананьева, человек является объектом трех основных видов деятельности: труда, познания и общения. По мнению Б. Ломова и его последователей, общение и деятельность — аспекты социального бытия человека. Согласно их подходу, общение изучается с позиции присущей ему собственной самостоятельности как процесса, обязательно обусловленному потребностями в совместной деятельности, поскольку может быть и самовмотивованим. В этом случае общения человека является не только средством, но и целью. Итак, речевая деятельность присуща только человеку.
2.2 Эмпирическое исследованиепредставлений о языковой коммуникации у детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Диагностическая методика констатирующего этапа исследования построена на традиционных и инновационных приемах, комплексном подходе и состояла из 5-и этапов, сгруппированы в 3-и серии, а именно: серия № 1: обследование импрессивной речи; серия № 2: обследование экспрессивной речи: фонетико- фонематических процессов, лексико-грамматического строя, коммуникативных навыков в различных формах связной речи с его просодической оформлением) серия № 3: диагностика психоэмоциональных состояний.
Обследование проводилось с использованием специального материала, подобранного и оформленного в соответствии с опубликованными в специальной литературе рекомендациями ведущих российских дефектологов. В логопедическом кабинете имеются специально подобранные предметные картинки на определенные звуки, которые подобраны в соответствии с требованием, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова, так как в разных положениях звук произносится не одинаково. Картинки красочные и доступные как по содержанию, так и по исполнению.
В настоящее время уже подобраны и оформлены серии картинок для проверки следующих групп звуков.
1-я группа — звонкие согласные в, б, д, г:
В — валенки, вата, вилка, вишни, ванна, волк, веник, ведро, сова, павлин.
Б — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, бубен.
Д — дом, дым, девочка, дождь, дыня, дудочка, диван, дедушка, удочка, лебеди.
Г — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета.
2-я группа — свистящие с, с’, з, з’, ц:
С — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, фикус, пылесос.
С’ — листья, письмо, сосиски, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси.
3 — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, Незнайка, ваза, коза, роза, береза.
3′ — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел.
Ц — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.
3-я группа — шипящие ш, ж, ч, щ:
Ш — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш.
Ж — жук, жаба, желуди, жакет, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи, ужи.
Ч — мяч, луч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха.
Щ — щенок, щегол, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, каменщик, часовщик, уборщица, плющ, лещ, скорая помощь.
4-я группа — сонорные л, л’, р, р’:
Л — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, пол, дятел, футбол.
Л’ — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, вафли, туфли, бинокль.
Р — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, Буратино, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор.
Р’ — ремень, редиска, репа, река, рюкзак, береза, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири, три.
5-я группа — звук j в конце и начале слога:
Й — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай.
Я (jа) — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея.
Е (jэ) — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, наездник, платье.
Ё (jо) — ёжик, ёлка, клеёнка, приёмник, бельё, ружьё.
Ю (jу) — юбка, юла, Юра, Юля, юрта.
На каждое положение звука в слове (начало, середина, конец) подобрано не менее трех картинок, чтобы суметь услышать и записать, как произносит ребенок этот звук.
При использовании предметных картинок во время проверки звукопроизношения проверяется и состояние словаря ребенка, не делает ли он перестановок в словах, пропусков слогов, сокращений слов.
При обследовании звукопроизношения используются также сюжетные картинки, при помощи которых проверяется построение предложений ребенком, правильное употребление им предлогов, согласование членов предложения в роде, числе, падеже. Картинки подбираются так, чтобы по ним можно было составить предложения из двух, трех, четырех и более слов.
Собранные данные заносятся в речевую карту ребенка.
Критерии состояния сформированности устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием были определены по следующим показателям составляющих компонентов речевой системы: импрессивной и экспрессивной речи (фонетико-фонематическое процессы, лексико-грамматический строй, коммуникативные навыки в различных формах связной речи с его просодической оформлением), психоэмоциональные состояния.
В зависимости от способа исполнения и оценки задач по определенным критериям, состояние сформированности устной речи дошкольников с заиканием мы ранжировали по четырем уровням:
— Высокий уровень — ребенок обладает в полном объеме возрастной нормы устной речью, которую использует самостоятельно, действует активно и творчески при выполнении всех заданий, сформированы компоненты импрессивной и экспрессивной речи (фонетико-фонематичи процессы, лексика, грамматика, связную речь, просодика), высокая эмоциональная лабильность;
— Достаточный уровень — ребенок обладает в полном объеме возрастной нормы устной речью, в действиях проявляет уверенность, способность принимать помощь взрослых, выполняет все или большинство задач, может объяснить ход работы, вступает в диалог, компоненты речевой системы сформированы с незначительными недостатками, эмоционально стабильна;
— Средний уровень — ребенок не владеет в полном объеме возрастной нормы устной речью, пользуется языковым опытом, но не всегда использует его в практической деятельности и новой ситуации, не всегда воспринимает и использует помощь, зачастую выполняет задачи по конкретным указанием, сформированность компонентов речевой системы не есть достаточное, часто эмоционально нестабильна;
— Низкий уровень — ребенок не обладает опытом практической речевой деятельности, иногда отказывается от выполнения заданий, не воспринимает и не использует помощь, зачастую не может выполнить задание за конкретным указанием и помощью, компоненты речевой системы не сформированы, эмоционально ребенок не является стабильная.
Сравнительный анализ результатов исследования состояния сформированности устной речи детей с заиканием и без нарушений речи свидетельствует, что дошкольников с заиканием с высоким уровнем сформированности устной речи не обнаружено, только 10,26% детей с заиканием показали достаточный, 26,92% — средний, а 62, 82% — низкий уровень уровень сформированности устной речи. Дети без речевых нарушений показали достаточно высокие показатели состояния сформированности устной речи, высокий уровень в 34,61% детей, достаточный — в 53,85%, а средний в — 11,54%. Низкого уровня сформированности устной речи среди этой категории детей обнаружено не было.
Сравнительный анализ результатов исследования состояния сформированности устной речи представлено в гистограмме на рис.1.
Рис. 1. Показатели состояния сформированности устной речи у старших дошкольников с заиканием и у детей без речевых нарушений (в%)
Данные эксперимента показывают, что дети с заиканием имеют значительно более низкий уровень сформированности устной речи. Для проверки было вычислено процентную разницу индексов по формуле:
Vr
Vr — процентная разница индексов: экспериментальной группы детей, не имеющих нарушений речи и экспериментальной группы детей с заиканием.
Процентная разница индексов показала о значительных различиях в сформированности устной речи детей старшего дошкольного возраста, что требует формирования новых подходов к организации и структурирования процесса коррекции устной речи старших дошкольников с заиканием с помощью инновационных арттерапевтичних технологий.
2.3 Методические рекомендации
Полученные в результате констатирующего этапа эксперимента количественные и качественные данные о состоянии сформированности устной речи детей указывают на необходимость применения более эффективных средств коррекционной работы со старшими дошкольниками с заиканием.
Предлагаем педагогические условия коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием средствами арттерапии:
1) организационно-педагогические — создание учебно-коррекционной и коммуникативной среды, осуществление дифференцированного подхода с учетом характера и степени проявления клинической формы заикания, реализация комплексного подхода командой специалистов: логопедом, психологом, музыкальным руководителем, воспитателем, социальным педагогом,
2) общедидактические — использование таких принципов как преемственность, этапность и системность в смысле коррекции речи средствами арттерапии, применение логопедических и арттерапевтичних занятий как основных форм организации учебно-речевой деятельности дошкольников, эффективных методов и приемов работы,
3) технологические — психолого-педагогическое и логопедическое диагностирования (стартовое, текущее, заключительное) ребенка как основа организации коррекции устной речи, активизация работы сенсорных анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического, непосредственное влияние на психоэмоциональную сферу детей с заиканием средствами арттерапии.
На основании обобщенных теоретических основ коррекционно-воспитательного обучения старших дошкольников с заиканием предлагаем основные составляющие процесса коррекции компонентов устной речи, а именно: импрессивной и экспрессивной, а также психоэмоциональных состояний. Наряду с обще-дидактическими и логодидактическими принципами выделим специальные принципы онтогенетически-ориентированной системной арттерапии, что является теоретическим основанием для создания методики коррекции устной речи старших дошкольников средствами арттерапии.
Основной формой организации процесса коррекции речи дошкольников в специальном учебном заведении есть логопедические занятия, поэтому содержание методики коррекции устной речи старших дошкольников с заиканием средствами арттерапии мы предлагаем интегрировать в коррекционно-воспитательный процесс специальных заведений в виде арттерапевтичних занятий, которые должны проводиться в течение одного учебного года в сочетании с логопедическими. Проводить так же подгрупповые (дифференцированно для детей с различными формами заикания) занятия по арттерапии каждую неделю вместо музыкально-ритмического, которое может быть полностью компенсировано за счет того, что, еще раз на неделе все дети будут посещать занятия по логоритмики.
Необходимым условием является разграничение занятий по арттерапии от традиционных занятий в специальных учебных заведениях по рисованию, лепке, аппликации или музыки. На таких занятиях дети учатся владеть до некоторой степени тем или иным видом искусства, техниками, жанрами (на заданную тему), а в процессе арттерапевтичних занятий — свободно выражают творческую экспрессию, чувства, эмоции. Такое выражение предусматривает и активное вербализацию творческого процесса.
Таким образом, методика коррекции устной речи старших дошкольников с заиканием направлена на интеграцию развития вербальных и невербальных базовых факторов с целью поэтапного комплексного формирования компонентов речевой системы и психоэмоциональных состояний дошкольников с заиканием и сочетает традиционные логокорекцийни технологии с инновационными арттерапевтичнимы на полисенсорный основе.
Заключение
1. Междисциплинарный теоретический анализ научных литературных источников (психолого-педагогических, лингводидактических, психо-физиологических, психолингвистических), современных классических подходов к воспитанию и обучению детей в специальных и массовых учебных заведениях позволяет утверждать, что проблема коррекции устной речи у детей старшего дошкольного возраста с заиканием, требует разработки новых подходов с целью улучшения эффективности коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка-логопедами для успешной дальнейшей его социализации.
2. Выяснено, что симптоматика заикания проявляется в двух взаимосвязанных и взаимообусловленных патологических факторах: невербальных (психофизиологических) и вербальных (речевых) расстройствах, находящихся в межсистемных связях и влияют на порождение речевого высказывания у детей с заиканием. Подтверждено наличие у детей трех форм заикания (невротических, неврозоподобных и смешанной), а также сочетание симптоматики заикания с другими тяжелыми нарушениями речи. У большинства детей старшего дошкольного возраста с заиканием на фоне основного нозологического диагноза были выявлены недостатки развития всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя и связной речи), т.е. общее недоразвитие речи.
3. Предложена методика исследования устной речи детей старшего дошкольного возраста с заиканием средствами арттерапии, уточнено и описаны критерии и показатели сформированности устной речи. Критериями выступили следующие показатели: импрессивной (объем и качество пассивного словаря, понимания инструкций, выраженных фразой) и экспрессивную речь (сформированность фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, коммуникативных навыков в различных формах связной речи с его просодической оформлением), а также психоэмоциональные состояния, которые осуществляют значительное влияние на формирование речевой-коммуникативной компетенции детей старшего дошкольного возраста с заиканием.
Обнаружено уровне состояния сформированности устной речи дошкольников логопедических групп: высокий, достаточный, средний и низкий, охарактеризованы их специфику. Анализ полученных данных в процессе констатирующего этапа эксперимента показал, что категория дошкольников с заиканием находится на значительно более низком уровне развития устной речи, чем их сверстники без речевых нарушений, и очень неоднородной по сформированности речевой-коммуникативной компетенции.
Список литературы
1. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1998.
2. Бородич А.М. Методика развития речи детей. М.: «Просвещение», 1974.
3. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, 1971.
4. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сборник методических рекомендаций. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
5. Занятия по развитию речи в детском саду. Под ред. О.С. Ушаковой. М.: «Совершенство», 1999.
6. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. В.И. Селиверстова. М., 1981.
7. Каше Г.В. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1986.
8. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. // Дефектология. 1985. № 1. с. 74 — 80.
9. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? М., 2000.
10. Коррекционная педагогика. Под ред. Б.П. Пузанова. М.: «Академия», 1998.
11. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачев В.Ю., 2000.
12. Крылова Н.Л. Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников. // Дефектология. 1989. № 4. с. 55 — 61.
13. Логопедия: Учебное пособие. /Под ред. Л.С. Волковой. М., 1989.
14. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: «ВЛАДОС», 1999.
15. Логопедия. В 2-х томах. Т.1. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.
16. Логопедия. В 2-х томах. Т.2. М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995.
17. Лопухина И. Логопедия. С.-Пб., 1997.
18. Мастюкова Е.М. Формирование у детей правильного произношения. // Дефектология. 1990. № 5. с. 84 — 85.
19. Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. М.: Просвещение, 1967.
20. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1984.
21. Новоторцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи. Ярославль: «Академия развития», «Академия и К0», 1999.
22. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. Ярославль: Академия развития, 1997.
23. Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. С.-Пб., 1997.
24. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., «ВЛАДОС», 1999.
25. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
26. Правдина О.В. Логопедическое обследование. М.: Просвещение, 1973.
27. Практикум по детской логопедии. Под ред. В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.
28. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: «Просвещение», 1984.
29. Рождественская В.И., Радина Е.А. Воспитание правильной речи. М.: Просвещение, 1968.
30. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: «ВЛАДОС», 1994.
31. Селиверстов В.И., Гаубих Ю.Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в трудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики. //Хрестоматия по логопедии в 2 т. Т. II. /Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. М.: «ВЛАДОС», 1997. С. 554 — 576.
32. Спирова Л.Ф. Приемы выявления речевых нарушений у детей. М.: Просвещение, 1968.
33. Тихеева Е.И. Развитие речи у детей. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: Просвещение, 1981.
34. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Под ред. Ф.А. Сохина. М.: «Просвещение», 1991.
35. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1977.
36. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие. М., 1989.
37. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М., 1993.
38. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
39. Флерова Ж.М. Логопедия. Ростов н/Д., 2000.
40. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения. Москва — Воронеж, 1997.
41. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С.-Пб., 1996.
42. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т. 1. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.
43. Хрестоматия по логопедии. В 2-х томах. Т. 2. /Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. М.: ВЛАДОС, 1997.
44. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем — звуки получаем. С.-Пб., 1999.
45. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. Москва — Воронеж, 1998.
Приложения
Схема обследования ребенка логопедом
I. Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения
Домашний адрес
Поступил(а) из
Заключение МПК
II. Анамнез
1. Наличие речевых, нервно-психических и хронических заболеваний у родителей и родственников до рождения ребенка
2. Протекание беременности:
от которой по счету беременности ребенок
характер беременности
3. Протекание родов:
роды в срок, досрочные
характер родов
4. Раннее постнатальное развитие ребенка:
вскармливание (когда принесли кормить)
характер грудного вскармливания
характер «жизненного ритма» ребенка
раннее психомоторное развитие
5. Перенесенные заболевания:
до года
после года
ушибы, травмы головы
судороги при высокой температуре
наличие или отсутствие оперативного вмешательства (закрытие нёбной расщелины, удаление аденоидов и др.)
6. Речевое развитие ребенка (время появления и характер гуления, первых слов, речевая среда)
III. Логопедическое обследование
1. Психологические особенности ребенка:
контактность
особенности поведения
2. Состояние слуховой функции:
слуховое внимание
восприятие речи
3. Состояние зрительного восприятия, пространственного праксиса
4. Состояние моторной сферы
— Общая моторика:
естественные движения
выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)
Вывод:
— Ручная моторика:
кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)
кинетическая основа движении пальцев
Вывод:
— Артикуляционная моторика:
движения нижней челюсти
движения губ
движения языка
движения мягкого нёба
Работа мышц лицевой мускулатуры
Вывод:
5. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата
6. Состояние звукопроизношения
7. Состояние дыхательной и голосовой функции:
тип физиологического дыхания
объем, продолжительность, плавность речевого выдоха
характеристика голоса
направление голосовыдыхательной струи при речи
8. Состояние просодических компонентов речи:
темп
ритм
паузация
интонация
9. Состояние фонематических функций:
а) Способность к фонематическому анализу:
выделение ударного гласного в начале слова выделение звука из слова
определение первого, последнего звука в слове
способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:
определение последовательности и количества звуков в слове
составление слова из последовательно названных звуков
б) Дифференциация звуков:
слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении
слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении
слухо-произносительная дифференциация звуков
в) Фонематические представления:
нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук
подбор слов с заданным звуком
Вывод:
10. Состояние лексики
Вывод:
11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:
словообразование
связная речь
Вывод:
Логопедическое заключение
1. Группа нарушения речи по симптомологической (психолого-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР)
2. Вид нарушения речи по клинико-педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная] смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.
Размещено на