Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2013 г.

Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

 

 

Направление подготовки

030300 ПСИХОЛОГИЯ

 

Профиль подготовки – общий

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная и заочная

 

Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2013 г.   Протокол № __________________   Зав. кафедрой_________________   Автор-составитель: к.п.н., старший преподаватель О.В. Сучкова

 

 

Тверь 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие рекомендации…………………………………………………….
Этапы подготовки работы……………………………………………………….
Структура выпускной квалификационной работы………….…………
Технические характеристики работы……………………………………
Речевые клише для научного текста. ……………………………………
Рекомендации по защите работы…………………………………………
  Список рекомендуемой литературы……………………………………..  
  Приложение  

 

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Критерии качества ВКР. Обязательный минимум

1. Актуальность, практическая значимость, новизна темы.

2. Теоретический обзор литературы по теме. Определения понятий, подходы, описание результатов предыдущих исследований, выявление малоизученного, описание методов и методик для изучения явлений (по теме).

3. Эмпирические данные, собранные на выборке в несколько десятков человек с применением 3 – 4 методик.

4. Применение математической статистики для обработки данных.

5. Описание, анализ, интерпретация результатов эмпирического исследования.

6. Практические рекомендации по результатам теоретического и эмпирического исследования.

Дополнительные параметры, повышающие качество работы

7. Использование качественных методов сбора данных (наряду с количественными): анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ.

8. Самостоятельная разработка и апробация опросника (анкеты, интервью).

9. Проведение эксперимента. Анализ результатов психологического воздействия, реализации техник, программ, тренинга.

Цели ВКР (бакалаврской работы):

· систематизация, закрепление теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки;

· применение полученных знаний при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· применение методик исследования (и экспериментирования);

· выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы

Выпускник по направлению подготовки 030300 «Психология» с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями способностью и готовностью к:

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

Выпускная работа являются самостоятельным, творческим исследованием научной проблемы. Тема работы и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности. Стиль изложения должен быть научным, строгим, без публицистических оборотов. Положения должны быть доказательными, аргументированными. В названии работы, как правило, представлены предмет и объект исследования. Пример: «Специфика психологической безопасности сотрудников государственных и частных организаций» или «Роль модных стандартов в формировании установок здорового образа жизни личности».

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТЫ

Для чего существует психология? Зачем создали прикладную психологию? Чтобы помогать людям. Помогать разрешать их психологические проблемы, становиться счастливее. Для чего существует академическая психология, собственно наука? С многообразием подходов, теорий, концепций? Для объективного описания психической реальности, для теоретического обоснования методов воздействия на человека.

С ЧЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЮ НАЧАТЬ СВОЮ РАБОТУ? Посмотреть вокруг себя, что сейчас происходит в его стране, в данном социальном, экономическом, политическом контексте. Какие проблемы существуют в обществе? Например, проблемы социального сиротства, разводов, злоупотребления алкоголем, инфантильного поведения молодёжи. Какие новые социальные явления, формы активности стоит изучать? Это и социальные сети, и волонтёрство, и новые профессии, и субкультуры, и мода и т.д. Изучать, конечно, необходимо психологические аспекты данных проблем и явлений.

Можно также обратиться внутрь себя, вглубь своего профессионального сознания и подумать – что мне интересно? Какие актуальные малоизученные психологические явления нужно изучать? Возможно, это самопрезентация, межличностная привлекательность, успешность… Или жизнестойкость, проактивное поведение, временная перспектива, экономическое сознание… и многое-многое другое.

А теперь задайте себе центральный вопрос – для чего это необходимо изучать? В целом, для того, чтобы внести вклад в психологическую науку и практику, помочь в разрешении актуальной проблемы нашими методами.

Как мы можем понять, что у определённой социальной группы есть психологические проблемы? Или в чём людям стоит развиваться, что корректировать, какие формировать умения и т.д. Как мы можем увидеть реальную картину психологических явлений (с той или иной степенью вероятности) у кого-либо? Как определить уровень, например, коммуникативности или тревожности, интернальность/экстернальность, преобладающие стратегии копинг-поведения?

Провести диагностику, применяя надёжные и валидные методики: тесты, анкеты, интервью, анализ документов и т. д., наблюдая, экспериментируя. «Только наука учит тому, как добывать истину из ее единственного первоисточника — из действительности». (К.А. Тимирязев) Обработать данные, соотнести результаты каждого человека с ключами тестов, посчитать, сколько процентов испытуемых обладает низким, средним, высоким уровнем выраженности чего-л. (коммуникативности, самооценки и т.д.), сколько процентов выбирают определенную стратегию поведения (например, поведения в конфликте) и т.д.

Как мы можем понять, что повлияло на данный расклад, в чём состоят особенности определенной группы (например, работающих и не работающих студентов, мужчин и женщин и т.д.)? Почему так? Применить методы математической статистики. К услугам психологов: корреляционный анализ, анализ различий по всевозможным критериям, факторный, дисперсионный, кластерный анализ и др. Для удобства и экономии времени исследователя есть компьютерные программы, например, широко известная SPSS.

Автор получил и осмыслил эмпирические данные, нечто изучил, выявил, доказал согласно задачам и гипотезам. Теперь настало время показать практическую значимость вашего исследования. В русле определенного теоретического подхода психологии разработаны методы, в них создается множество методик, но все они объединены общей идеей подхода, например, когнитивизма или гуманистической психологии.

 

Таблица 1

Методика и метод – от частного к общему

Техника/ методика   Метод     Теоретический подход

К настоящему времени накоплен богатейший арсенал техник, методик психологического воздействия, с которыми можно работать. Спасибо учёным и практикам, классикам и современникам, соотечественникам и зарубежным коллегам. Ваша задача – выбрать адекватные изучаемой проблеме, обосновать свой выбор и оформить в конкретную программу психологической помощи.

 

В целом этапы работы исследователя выглядят следующим образом:

Поиск актуальной социальной или Ψ проблемы

изучение проблемы в научной литературе →

подбор методик по изучению Ψ явлений →

диагностика, обработка, анализ данных →

написание текста по результатам исследования →

подбор техник, средств психологической помощи →

разработка практических рекомендаций.

СТРУКТУРА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Бакалаврская работа содержит:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение (10 % от общего объема);

· главы основной части: теоретическая (20 – 30 %) – заканчивается пронумерованными выводами;

· эмпирическая, по объему она должна быть пропорциональна предыдущей, начиналась с параграфа, посвященного программе эмпирического (или экспериментального) исследования;

· выводы по эмпирической главе. Они пишутся по эмпирическим задачам;

· заключение. На последней странице заключения заканчивается нумерация страниц текста;

· список использованной литературы;

· приложения.

 

Оглавление

Главы и параграфы должны иметь содержательное название.

Пример: не «2.2. Анализ результатов исследования», а «2.2. Анализ результатов эмпирического исследования гендерных различий в стиле управленческой деятельности менеджеров среднего звена». Кроме глав и параграфов указываются номера страниц, на которых их можно найти.

Введение

Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его цель, задачи, описываются предмет, объект, гипотезы, использованные методы; раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы. Формулируется научная проблема – это научный вопрос, решение которого представляет практический или теоретический интерес. Проблема фиксирует несоответствие теоретических положений новым научным фактам. Она формулируется в терминах определенной научной отрасли.

Например, «какие существуют социально-психологические детерминанты организационных изменений»; «каким образом телевизионная реклама нарушает информационно-психологическую безопасность зрителей».

Различают социальную актуальность исследования – обусловленность социальным контекстом и научную. Научная – почему именно сейчас в науке стоит взяться за решение этой проблемы, почему какое-либо психическое явление начали изучать именно сейчас, это связано с процессами, тенденциями в науке. Например, сейчас актуальны исследования психологического контракта, командообразования, в области психологии безопасности.

Социальная актуальность заключается в соответствии темы исследования современному состоянию общества, процессам, происходящим в нем, экономической, политической ситуации. (Поискать данную информацию можно в социологических публикациях, в частности в журнале «СоцИс»).

Например, появление новых профессий, субкультур. Явления: финансовый кризис, мода, отношение ко времени, доверие в Интернет-общении, чрезмерное употребление алкоголя россиянами.

Описание научного аппарата (цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы) во введении и программе исследования должны совпадать. Во введении допустимо более обобщенно формулировать, в программе – четче, конкретнее. Разделять теоретические и эмпирические задачи. Про научный аппарат см. ниже в разделе о программе исследования.

Теоретическая часть

В первой главе дается теоретический обзор по изучаемой проблеме. Автор приводит определения понятий, раскрывает различные подходы к ним, обсуждает результаты научных исследований, даёт характеристику разработанности проблемы. Предупреждаем, в этой главе свой авторский текст также должен быть, как минимум это обобщения (теоретическая глава это не «нарезка» из цитат).

Название глав и параграфов должны быть сформулированы не односложно, а более развернуто. Например, «Теоретические подходы к….» «Психологическое рассмотрение проблемы … в трудах отечественных и зарубежных исследователей».

Выводыпо теоретической главе должны подводить к эмпирике/к экспериментальной части, там следует прописывать основное – операционализацию понятий, обозначать грань между известным и неисследованным. Выводы нумеруются.

Эмпирическая глава

Программа эмпирического исследованияупорядочивает средства и процедуры в соответствии с поставленной целью, начинается с обоснования.

Научный аппарат. Цель – ориентирует на конечный предполагаемый результат. Целью бакалаврской научно-исследовательской работы может быть выявление структуры явления, взаимосвязи между явлениями, влияния, различий в чем-либо между группами, изменений в определённых условиях, динамики изменений.

Задачи представляют собой шаги к достижению цели. Они должны быть сформулированы не процедурно, а содержательно. Пример.

Процедурно: «осуществить сбор эмпирических данных».

Содержательно: «выявить содержание авто- и гетеростереотипов латино американцев».

Формулировка задачи начинается примерно с таких слов: «рассмотреть, выявить, определить, изучить, раскрыть, установить …»

Объект – это то, на что направлено исследование. Объектами исследования выступают некие группы людей, социальные общности.

Предмет те свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению в данном исследовании, в целом – психические процессы, состояния, свойства.

Гипотеза – это научное предположение. Любая гипотеза должна быть верифицируема (проверяема на истинность научными методами).

Гипотезы должны следовать из теории, быть обоснованы. «Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения» (В.И. Вернадский).

Они могут касаться существования явления, взаимосвязи между явлениями, различий между определенными группами, влияния. Гипотеза должна быть конкретной. Пример.

1. Существуют различия в представлениях об эффективности у сотрудников государственных и коммерческих организаций, у вторых содержание представлений характеризуется большей широтой.

2. У военнослужащих с различным сроком службы (при отсутствии между ними отношений подчиненности) существуют различия в проявлении неуставных взаимоотношений, в большей степени их проявляют лица двух лет службы.

Выборка исследования. Выборка должна быть репрезентативной, отражать характеристики генеральной совокупности, повторять их «в миниатюре». Ее объем от 50 человек и выше. Желательно больше, поскольку на больших выборочных совокупностях лучше видны закономерности, эффективнее работают некоторые статистические критерии, соответственно выше вероятность подтверждения гипотез.

Кроме объема прописываются другие характеристики выборки: количество мужчин и женщин (должно быть пропорциональным), возраст респондентов, род занятий, другое в зависимости от темы. Например, трудовой стаж, этническая, конфессиональная принадлежность. Если вы решили сравнить две (три) группы по каким-либо признакам, количество представителей в них должно быть равным. Это правило касается контрольной и экспериментальной групп.

Например, члены политических партий и аполитичные граждане, руководители на производстве и в сфере обслуживания, телефонные операторы в сфере телемаркетинга и сотрудники телефона доверия и др.

Различают и прописывают методы сбора и обработки данных. Метод и методика – разные явления. Например, метод – тестирование, наблюдение, фокусированное групповое интервью и т. д. Методика – конкретная тестовая методика (либо анкета, интервью), направленная на выявление определенного психического явления (например, социального интеллекта, жизнестойкости, и т. д.).

Применяемые методики должны быть валидны и надежны. Желательно прописать обоснование выбора именно этого инструментария, например, для изучения ценностных ориентаций личности их явно больше, чем одна.

Самостоятельная разработка инструментария приветствуется. Если это анкета или интервью должен быть проведен пилотаж, обосновано содержание. Если это тест, то он должен пройти процедуры стандартизации и валидизации.

Собственно эмпирическая часть

Здесь автор приводит описание, анализ и интерпретацию эмпирических данных, даёт практические рекомендации. Явления, изучаемые эмпирически (Ваши переменные), должны быть описаны в теоретической главе. Например, если эмпирически изучаете нечто конкретное, касающееся содержания финансовых установок, то в первой главе следует операционализировать данные понятия, сопоставить с более общими (с установками, с аттитюдами).

Данные, как правило, описывают по задачам. Результаты сопоставляют с гипотезами. «Гипотезы – это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда оно готово, но не стоит принимать леса за здание» (Г. Гете).

Вы должны четко знать свои основные результаты. Что нового получили именно Вы? Или в чем подтвердили ранее известное? Это важно. Можно сравнить с результатами предыдущих исследований по схожей проблематике.

Интерпретация данных – это объяснение результатов. Интерпретировать можно, исходя их специфики объекта и предмета исследования. Сопоставлять свои результаты с теми фактами, исходя из которых формулировали гипотезы; с теориями, законами, парадигмами. Вы пишете про то, чем Ваша исследовательская работа обогатила науку и практику, о чем стало известно несколько больше, чем раньше. Результаты можно объяснить спецификой ситуации, социального контекста, особенностей деятельности.

 

Практические рекомендации

Существенным плюсом для работы является разработка на основе исследования практических рекомендаций, значимость этого раздела (параграфа) сложно переоценить. Они должны быть адресными – обозначается, кому они предназначены. Это могут быть специалисты и носители обыденного сознания. Рекомендации направлены на улучшение сторон социальной жизни и повышение эффективности поведения личности и групп.

Например, предназначаться для психологов-консультантов, бизнес-тренеров, коуч-консультантов; руководителей организаций, лидеров общественных движений, представителей определённых профессий и др.

Формат практических рекомендаций

1. Разработка программы тренинга.

2. Программа психологического сопровождения.

3. Научно-популярные статьи, лекции, предназначенные для психологического просвещения населения.

4. Планы круглых столов, семинаров.

Автор ВКР для рекомендаций подбирает и описывает психологические техники, обосновывает их применение, даёт общие рекомендации по изменению личности, группы или среды. Рекомендации могут относиться к противостоянию манипуляции, поведению в конфликте, переговорам и т. д. Программа психологического сопровождения кого-либо (например, в организации, в системе образования) может быть посвящена адаптации в трудовом коллективе, работе с эмоциональным выгоранием, управлению стрессом и т.д.

 

ПРИМЕРЫ методик психологического воздействия

Упражнение «Жизненные цели»

Каждому участнику упражнения задается вопрос: «Каковы Ваши жизненные цели?» Предлагается записывать все, что приходит в голову. Независимо от того, насколько оно кажется общим, тривиальным или абстрактным. Можно записывать личные, семейные, профессиональные, социальные, духовные и другие цели. 2 – 3 минуты. Лист откладывается в сторону.

На втором листе отвечают на вопрос: «Ваши цели на ближайшие 3 года». 2 – 3 минуты.

На 3 листе ответ на вопрос: « Если бы Вы узнали, что Вам осталось жить 3 месяца с сегодняшнего дня, как бы Вы прожили их?» Цель этого вопроса – выяснить, нет ли чего-н. важного для участников, что они даже не делают и о чем даже не задумываются. 2 – 3 минуты.

На 4 листе пишут 3 цели, которое кажутся наиболее важными из всех записанных.

После 1-го индивидуального этапа работы можно обсудить результаты со всеми участниками упражнения. Можно задавать схему анализа. «Есть ли какие-либо цели, повторяющиеся на четырех листах»? «Отличаются ли чем-л. цели на 3 и 4 листах?»

Это упражнение выявляет осознанные жизненные цели, также отражает бессознательные цели и является весьма полезным для более четкой рефлексии жизненных целей, соотнесения их с повседневной деятельностью и целями других людей. Прояснение целей важно для самопонимания, и для понимания друг друга. (Источник: Психология личности. Учебное пособие / Под редакцией проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007).

Упражнение «Круг радости»

Это упражнение с одной стороны направлено на достижение клиентом хорошего настроения, с другой стороны, на выявление депрессивных мотивов методом «от противного», а также предрассудков, мешающих испытывать радость от жизни.

Инструкция. Представьте перед собой волшебный круг, это круг радости, впрочем, может быть, кто-то представит другую форму, это не так важно. Я не знаю, какого он цвета или размера, важно лишь то, что, войдя в него можно ощутить энергию радости, которая проникает во все тело. Мысленно зайдите в него и позвольте радости заполнить вас. Что вы чувствуете? Может быть, вам не удалось зайти в него или даже в его центре, вы не ощутили радости? Может быть, вы ощутили ее на очень короткое время, а потом почему-то перестали ее ощущать? Попробуйте увидеть те препятствия, которые не позволяют вам ощущать радость. Что они вам говорят? Какие мысли приходят к вам в голову, когда вы входите в круг или испытываете радость? Попробуйте сами преодолеть те препятствия, с которыми вы столкнетесь и те негативные мысли, которые мешают испытывать радость (Источник: Линде Н.Д. Эмоционально-образная терапия (теория и практика).

Притча. Причина для благодарности

«Мне нужны деньги, не можешь ли ты одолжить сто туманов?» (денежный знак в Иране), — спросил один человек своего друга. «У меня есть деньги, но я их тебе не дам. Будь благодарен мне за это!»

Человек сказал с возмущением: «То, что у тебя есть деньги, а ты не хочешь мне их дать, на худой конец я еще могу понять. Но то, что я тебе за это должен быть благодарен, это не только непонятно, это просто наглость».

«Дорогой друг, ты попросил у меня денег. Я мог бы сказать: «Приди завтра». Назавтра я бы сказал: «Очень жаль, но сегодня я тебе их еще не могу дать, приди-ка послезавтра». Если бы ты опять пришел ко мне, я бы сказал: «Приди в конце недели». И так я бы тебя водил за нос до скончания века или, по крайней мере, до тех пор, пока кто-нибудь другой не дал бы тебе денег. Но такого ты бы не нашел, потому что только бы и делал, что ходил ко мне да рассчитывал на мои деньги. Вместо всего этого я тебе честно говорю, что не дам денег. Теперь ты можешь попытать счастья где-нибудь в другом месте. Так что будь мне благодарен!» (Источник: Пезешкян Н. Торговец и попугай).

Вопросы для анализа притчи: О чем история? Какую мысль в ней можно донести? Что может измениться в сознании клиента? В каких ситуациях она применима? Для каких проблем?

План тренинга:

1. Титульный лист.

2. Пояснительная записка содержит краткую информацию о тренинге, обоснование его актуальности.

3.1. Цели и задачи тренинга.

3.2. Формы работы, которые используются в тренинге (например, мозговой штурм, ролевые игры, дискуссии, психогимнастика и т.д.),

3.3 Целевая аудитория, на которую рассчитан тренинг.

3.4 Ожидаемый эффект – то, что хотят получить в результате тренинга (например, ознакомить с техниками управления временем)

4. Программа тренинга содержит таблицу с указанием этапов работы и отведенных на них часов.

4.1 План-конспект программы тренинга содержит подробное описание каждого этапа работы (упражнение, цель упражнения, инструкция, ресурсы)

5. Литература.

6. Раздаточные материалы для участников тренинга.

В ВКР рекомендации оформляются в отдельный параграф, который завершает эмпирическую главу.

Выводыпо эмпирической главе. Здесь представляются основные результаты исследования. Количество выводов 5 – 6.

Заключение.Заключение пишется по работе в целом. Подводятся итоги Вашего теоретического и эмпирического исследования, представляются новые важные результаты. Это обобщение всей работы. Кроме того, здесь прописывается практическая значимость, где и каким образом можно применить результаты. Например, для разработки тренингов, социальных программ, в индивидуальном, организационном консультировании. Обозначается перспектива исследования, то, что осталось неизученным, непонятным. Это может быть изучение других социальных групп, рассмотрение других явлений в связи с исследуемой проблемой.

Список литературы.В алфавитном порядке приводятся источники, которые использовались для написания выпускной работы. Количество – не менее 50. Это: монографии, научные статьи из журналов и сборников, психологические словари, диссертации, авторефераты, электронные ресурсы и публикации в сети Интернет. Наличие литературы на иностранных языках желательно. На каждый из источников должна быть хотя бы одна ссылка в тексте.

Приложения.В приложения выносится информация, которая перегружает текст, но является нужной, информативной, справочной.

Приложения содержат бланки методик, матрицы эмпирических/экспериментальных («сырых») данных. Результаты статистической обработки – распечатки страниц из статистических программ, где видны результаты. Например, таблицы описательной статистики, корреляционная матрица, результаты факторного, кластерного анализа и т. д. Таблицы, графики, рисунки, схемы, на которых наглядно представлены основные результаты исследования. Таблицы и рисунки должны быть подписаны. Также в приложение можно вынести некоторую информацию по своему усмотрению (например, полный текст плана тренинга, протоколы и т. п.).

 

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ ДЛЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Примечание – курсивом обозначены примеры формулировок.

В соответствии с эмпирической задачей были получены данные об уровне (коммуникативности). Разброс результатов (например, изучения ценностных ориентаций предпринимателей) представлен широким спектром (vs диапазоном).

Согласно эмпирическим данным во всей выборке (N=175) обнаружены лица с высокой выраженностью показателей качества жизни – 10 %

Анализ эмпирических данных показал, что… Мы (vs определили) выявили… (например, содержание социальных представлений о безопасности). Психологическая диагностика респондентов дала следующие результаты… Было установлено…

Среднее значение показателя толерантности по выборке (vs группе лиц) составило… Уровень (например, субъективного благополучия) варьирует в выборке от… и до…

Следует отметить, что… Следует подчеркнуть, что…

Представляется интересным… Можно отметить тот факт, что…

Важно обратить внимание на то, что… Эта группа испытуемых характеризуется… Отмечаются следующие тенденции в (в динамике изменения финансовых установок молодежи)…

Про взаимосвязь между переменными (про корреляцию)

Проверка распределения на нормальность по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова показала, что оно для всех переменных достоверно отличается от нормального (р от 0,000 до 0,004), поэтому применены непараметрические критерии.

Вследствие (vs в результате) корреляционного анализа переменных было установлено… Результаты корреляционного анализа по критерию Спирмена показали, что существует тесная взаимосвязь между А и Б.

Подтвердилась гипотеза о наличии взаимосвязи между А и Б. Об этом говорит величина коэффициента корреляции и уровень значимости (r=0,3 при р< 0,01).

Взаимосвязь между А и Б носит (умеренный) характер. Наблюдается (имеет место) сильная взаимосвязь между А и Б.

Наиболее значимая корреляция была выявлена между А и Б.

А и Б коррелируют на высоком уровне значимости 0,01.

Про различия

Существуют достоверные (vs статистически значимые) различия в А между двумя группами испытуемых.

Выявлены (vs обнаружены, установлены) статистически достоверные различия в социально-психологических особенностях А между респондентами с различным уровнем выраженности Б – низким, средним и высоким.

С помощью статистического критерия (Крускала-Уоллеса, Манна-Уитни, Стьюдента) выявлены статистически достоверные различия в выраженности финансовых установок у лиц. Об этом говорит уровень значимости 0,000.

Различия, отражающие выраженность у молодежи толерантности до и после тренинга, статистически доказаны с помощью критерия Вилкоксона.

Интерпретация данных

Полученные данные можно интерпретировать следующим образом.

Эту закономерность можно объяснить следующим образом (vs, опираясь на теорию социальной идентичности), опираясь на положения (концепцию позитивного психического здоровья) гуманистической и экзистенциальной психологии.

Интерпретировать эти данные можно с позиции социального конструкционизма. …Исходя из теории самодетерминации, это явление можно объяснить, обращаясь к теории когнитивного диссонанса

Что касается …, то это можно проинтерпретировать, ссылаясь на (vs с позиции, vs согласно функциональному подходу к религии) принцип субъектности

В целом результаты исследования объяснимы тем, что…Этот факт можно объяснить тем, что… На наш взгляд… Это связано с тем, что…

Вероятно (vs возможно) это обусловлено (vs детерминировано)…

Можно предположить… Закономерно предположить… Правомерно предположить… Можно допустить, что…

Можно предложить следующую версию объяснения этого феномена…

…, но этот вариант носит гипотетический характер.

Опираясь на научные воззрения в области …, мы можем содержательно интерпретировать результаты…

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАЩИТЕ РАБОТЫ

Критерии оценки ВКР

1. Качество содержания. Наличие всех разделов (введение, теоретическая глава, программа эмпирического исследования, выводы по главам, заключение, приложения).

2. Оформление: грамотное, соответствующее требованиям.

3. Презентация ВКР: доклад, слайды, иллюстративный материал (распечатки).

4.Ответы на вопросы. Они должны быть содержательные, качественные.

План доклада для защиты

Название работы – тема. Актуальность.

Основные понятия. Научная проблема. (Все это кратко).

Новизна. Что есть в вашем исследовании, чего не было ранее. (Это может быть малоизученное психическое явление, это могут быть результаты, полученные на социальной группе, ранее не изучаемой).

Программа исследования (научный аппарат: цель, задачи, предмет, объект, гипотезы, методы).

Ваши результаты: (излагаются согласно поставленным задачам), подтвердились ли гипотезы, насколько достигнута цель. Почему получены такие данные, ваши варианты интерпретации. Результаты – это самый большой раздел ВКР.

Практическая значимость, перспектива исследования (что еще не изучено).

Благодарность за внимание.

Раздаточный материал может включать: определения основных понятий, программу исследования, основные результаты в графическом исполнении (таблицы, графики, диаграммы).

Регламент 10 – 12 минут.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2005.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: учеб. пособие / Горбатов Д. С. – Самара: Бахрах-М, 2006.

3. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие. СПб,, 2003.

4. Загвязинский, Владимир Ильич. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов пед. вузов, обучающихся по специальности 031000 — Педагогика и психология / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. — Москва : Academia, 2003.

5. Карандашев В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: Учеб.-метод. пособие. 3-е изд., перераб. М., 2007.

6. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. 2-е изд. СПб., 2007.

7. Психодиагностика. Личностные и профессиональные качества: [сборник] / авт.-сост. О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

 

Практико-ориентированная литература:

1. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006.

2. Горбатова Е.А.Теория и практика психологического тренинга : учебное пособие. — Санкт-Петербург: Речь, 2008

3. Калинин С.И. Тайм-менеджмент. Практикум по управлению временем. Спб.: Речь, 2006.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. М., 2004.

5. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога — 2-е изд., испр. и доп. – М.: Эксмо, 2010.

6. Методы практической социальной психологии. Диагностика. Консультирование. Тренинг / Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др. М., 2004.

7. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия: Пер. с нем./Общ. ред. А.В. Брушлинского и А.З. Шапиро, предисл. А.В. Брушлинского, коммент. А.З. Шапиро. — М.: Прогресс, 1992.

8. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

9. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб. 2005.

 

ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЮ ВЫПУСКНУЮ РАБОТУ НЕСЁТ АВТОР!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образец оформления титульного листа работы

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра общей психологии и психологии развития

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Роль социальных танцев в формировании компетентности в общении

У молодежи

Автор – студентка 4 курса Ларина Алиса Валерьевна   Научный руководитель: Доктор психологических наук, профессор Герасимов Александр Павлович

Допущена к защите

«____» _______________ 2014 г.

Подпись научного руководителя

____________________________

Оценка______________________

 

Тверь, 2014