Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

 

Б1.В.ОД.7.2 Психология адаптивного поведения

 

 

Направление подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль: психология и педагогика развития личности в условиях общего и инклюзивного образования

 

 

Квалификация выпускника: магистр

 

Краснодар

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления

44.04.02. Психолого-педагогическое образование

Профиль: Психология и педагогики развития личности в условиях общего и инклюзивного образования

по дисциплине «Психология адаптивного поведения»

 

 

Составитель: Азлецкая Е.Н.

 

«___» ______________2016 г.

 

 

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры педагогики и психологии

«___» ________ 2016 г. протокол № ___

 

Заведующий кафедрой

Гребенникова В.М.

доктор пед. н., профессор ___________________________

 

Согласовано:

Председатель УМС ФППК КубГУ

Гребенникова В.М.

доктор. пед. н., профессор _______________________

«___» _______ 2016г. протокол № ____

 

Экспертиза проведена

Паспорт фонда оценочных средств

Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Психология адаптивного поведения».

Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения текущего контроля в форме конспекта статьи, разработки методических рекомендаций, коллоквиума, сообщения с эл. презентацией, дискуссиипо проблемным вопросам и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.

Перечень формируемых компетенций и этапы их формирования

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК 46, ПК 51

№ п.п Индекс компетенции Содержание компетенции (или её части) В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны
знать уметь владеть
1. ПК-46 способностью ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды современные технологии и программы образования ориентироваться в современных технологиях и программах образования современными технологиями и программами с учетом потребностей образовательной среды
ПК-51 способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации методы анализа и экспертизы профессиональной деятельности применять методы анализа и экспертизы профессиональной деятельности способностью превращать результаты анализа и экспертизы профессиональной деятельности в учебно-методические рекомендации

Показатели, критерии оценки компетенций и типовые контрольные задания

Структура фонда оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Текущий контроль Промежуточная аттестация
Феномен адаптации в психологии личности ПК-46, ПК-51 коллоквиум, конспект науч. статьи Вопросы к зачету
Личность в адаптационном процессе ПК-46, ПК-51 сообщение с эл. презентацией, разработка методических рекомендаций, дискуссия

 

Показатели, критерии и шкала оценки сформированных компетенций

Код и наименование компетенций Соответствие уровней освоения компетенции планируемым результатам обучения и критериям их оценивания
пороговый базовый продвинутый
Оценка
Удов-но /зачтено Хорошо/зачтено Отлично /зачтено
ПК-46, ПК-51 владение знаниями обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения Хорошее владение знаниями, умениями обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения Отличное владение знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими готовность к осуществлению профессиональной деятельности в области психологии адаптивного поведения

3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы:

Список статей для конспектирования (3 конспекта для всех магистрантов к зимней сессии 05.12.2016-22.12.2016)

1. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-sootnoshenie-sovremennyh-issledovatelskih-podhodov (дата обращения: 08.11.2016).

2. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

3. Симаева И.Н. Превентивная адаптация как психологический феномен // Развитие личности №2 / 2006 (дата обращения 07.09.2016)

Вопросы к коллоквиуму (для всех магистрантов к зимней сессии 05.12.2016-22.12.2016)

1. Понятие «психологическая адаптация»

2. Понятие «превентивная адаптация»

3. Понятие «адаптивное поведение»

4. Дифференциация понятий адаптация и адаптивное поведение.

5. Влияние психологических защит на формирование адаптивного поведения личности.

6. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей

7. Проявления адаптивного поведения: поведенческие реакции, акты, поступки, действия.

8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.

9. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности.

10. Основные проблемы адаптивного поведения и его педагогических регуляторов

3.3. Темы для сообщений с эл. презентацией (1 тема на выбор к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)

1. Стили педагогического руководства в процессе социально-психологической адаптации обучающихся к учебной деятельности

2. Развитие личности обучающегося как одно из обязательных требований при реализации основных образовательных программ

3. Адаптация к школьному обучению детей и анализ причин дезадаптации

4. Конфликтная компетентность субъекта учебной деятельности в аспекте проблемы адаптации личности

5. Социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ в период обучения

6. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве

7. Адаптационный потенциал личности в процессе общего и инклюзивного образования

8. Эмоциональный интеллект как адаптивный фактор в образовательном процессе

9. Социальный интеллект и адаптация личности в современных условиях общества

3.4. Список методических разработок (1 тема на выбор к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)

1. Методы формирования адаптивного поведения в кризисных и стрессовых ситуациях в практике психологической работы.

2. Методы формирования адаптивного поведения вмежличностных конфликтах.

3. Профилактика зависимого поведения.

4. Психологическая коррекция поведенческого реагирования обучающихся с дефицитом внимания и гиперактивностью.

5. Развитие эмоциональной сферы как системообразующего компонента в структуре адаптивного поведения личности.

6. Создание условий для социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде.

7. Развитие адаптационного потенциала личности в процессе общего и инклюзивного образования.

8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.

9. Формирование адаптивных психологических защит в терапии девиантного поведения.

10. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве

3.5. Вопросы к зачету (для всех магистрантов к летней сессии 02.05.2017-19.05.2017)

1. Понятие «психологическая адаптация»

2. Понятие «превентивная адаптация»

3. Понятие «адаптивное поведение»

4. Дифференциация понятий адаптация и адаптивное поведение.

5. Влияние психологических защит на формирование адаптивного поведения личности.

6. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей

7. Проявления адаптивного поведения: поведенческие реакции, акты, поступки, действия.

8. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.

9. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности.

10. Основные проблемы адаптивного поведения и его педагогических регуляторов

11. Развитие личности обучающегося как одно из обязательных требований при реализации основных образовательных программ

12. Адаптация к школьному обучению детей и анализ причин дезадаптации

13. Социально-психологическая адаптация детей с ОВЗ в период обучения

14. Организация психолого-педагогической поддержки одаренных детей в образовательном пространстве

15. Адаптационный потенциал личности в процессе общего и инклюзивного образования

16. Эмоциональный интеллект как адаптивный фактор в образовательном процессе

17. Социальный интеллект и адаптация личности в современных условиях общества

18. Психолого-педагогические условия формирования адаптивного поведения субъектов образовательного процесса.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля)

5.1 Основная литература:

1. Актуальные проблемы психологии активности личности (4 ; 2011 ; Краснодар).4-я Всероссийская (заочная) научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии активности личности», Краснодар, 25 февраля 2011 г. : материалы / Актуальные проблемы психологии активности личности (4 ; 2011 ; Краснодар) ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Психолог. ин-т Рос. акад. образования, Кубанский гос. ун-т ; [отв. ред. С. Б. Малых и др.] . — Краснодар : [Кубанский государственный университет] ; М. : [Издатель Воробьев А. В.], 2011. — 163 с.

2. Контроль поведения как субъектная регуляция / Г.А. Виленская, Ю.В. Ковалева; Е.А. Сергиенко, Г.А. Виленская, Ю. В. Ковалева; РАН; Ин-т психологии. М. 2010.

3. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека. Всероссийская научно-практическая конференция (5 ; 2008 ; Волгоград) ; [науч. ред. А. Б. Мулик] ; Федеральное агенство по образованию ; Волгоград. гос. ун-т. — Волгоград : Волгоградское научное изд-во, 2008. — 381 с.

5.2 Дополнительная литература:

1. Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. Ад 28 Саратов, 2011. Вып. 4.

2. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М, 2002

3. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994.

4. Беребин М.А. Концепция отношений В.Н. Мясищева и теория психической адаптации личности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2008. №33 (133).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-otnosheniy-v-n-myasischeva-i-teoriya-psihicheskoy-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

5. Липунова О.В. Роль эмоциональной сферы в структуре адаптивного поведения личности // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotsionalnoy-sfery-v-strukture-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

6. Магомедова Е.Э. Педагогические регуляторы адаптивного поведения личности подростка // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2014. №2 (27).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-regulyatory-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti-podrostka (дата обращения: 08.11.2016).

7. Наследственные модели поведения, препятствующие достижению успеха / Тойч, Чампион Курт ; Чампион К. Тойч ; [пер. Д. Ю. Петров]. — 2-е изд., доп. и испр. — М. : Когито-Центр : МИЦЧ «СанРэй», 2010.

8. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю. Адаптация и адаптационный потенциал личности: соотношение современных исследовательских подходов // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2013. №9. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-i-adaptatsionnyy-potentsial-lichnosti-sootnoshenie-sovremennyh-issledovatelskih-podhodov (дата обращения: 08.11.2016).

9. Николаева Э.Ф., Денисова Е.А., Николаева С.Ю. Возможности системного анализа особенностей адаптации личности // Концепт. 2015. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-sistemnogo-analiza-osobennostey-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016)

10. Овсяник О.А. Социально-психологические особенности адаптации личности // СИСП. 2012. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-osobennosti-adaptatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

11. Позднякова О.В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №5-6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-kak-stadiya-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

12. Прокопьев А.А., Трифонов Б.А., Буторина Н.Е. Клинико-психологические аспекты выделения детей группы риска по школьной дезадаптации // Актуальные вопросы терапии психических заболеваний. Челябинск, 2000.

13. Птушкин Г. С., Сутырина М. П. Адаптивное поведение лиц с ограничениями здоровья // МНКО. 2014. №1 (44).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/adaptivnoe-povedenie-lits-s-ogranicheniyami-zdorovya (дата обращения: 08.11.2016).

14. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. И.В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.

15. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ, сер.6. 1995. Вып.3, № 20.

16. Сайфутдинова Л.Р. Шкала Вайнленд как метод комплексной оценки адаптивного функционирования детей с нарушениями развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/shkala-vaynlend-kak-metod-kompleksnoy-otsenki-adaptivnogo-funktsionirovaniya-detey-s-narusheniyami-razvitiya (дата обращения: 08.11.2016).

17. Семакова Е.В., Макарова И.Ю. Психологическая основа формирования адаптивного поведения у детей // Фундаментальные исследования. 2013. №10-7. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-osnova-formirovaniya-adaptivnogo-povedeniya-u-detey (дата обращения: 08.11.2016).

18. Симаева И.Н. Превентивная адаптация как психологический феномен // Развитие личности №2 / 2006 (дата обращения 07.09.2016)

19. Степанова Н.В. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах в условиях взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Брянского государственного университета. 2013. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-adaptivnogo-povedeniya-starshih-podrostkov-v-mezhlichnostnyh-konfliktah-v-usloviyah-vzaimodeystviya-subektov (дата обращения: 08.11.2016).

20. Шадриков В.Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. М.: Логос, 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru

21. Черенёва Е.А. Защитные механизмы поведения как фактор адаптивного поведения личности // Вестник ТГПУ. 2013. №6 (134).

URL: http://cyberleninka.ru/article/n/zaschitnye-mehanizmy-povedeniya-kak-faktor-adaptivnogo-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).

22. Morodenko E.V. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация в процессе социализации личности // Вестник ТГПУ. 2009. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya-v-protsesse-sotsializatsii-lichnosti (дата обращения: 08.11.2016).