СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных и зарубежных психологов
1.2 Психологические особенности младшего школьника
1.3 Формы и особенности проявления агрессии у младших школьников
2. Методические основы экспериментальной работы и выводы
2.1 Характеристика диагностической программы
2.2 Результаты исследования по проблеме агрессивности у детей младшего школьного возраста.
2.3 Выводы и рекомендации по результатам экспериментальной работы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми. Эта проблема носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, на интернет форумах, телевизионных передачах. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Поэтому особое внимание привлекает проблема агрессивности детей младшего школьного возраста, которые оказались наиболее восприимчивыми. Особенно важным изучение агрессивности является в младшем возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми. Ребенок с агрессивным поведением создает массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Незрелая детская психика не в состоянии совладать с фрустрирующими влияниями без грамотной помощи взрослого. Учителю младших классов, психологу и родителям необходимо знать и учитывать особенности проявления агрессии у детей с тем, чтобы своевременно корректировать и предотвращать деструктивное поведение.
Так же необходимо учитывать тот факт, что мальчики и девочки различаются по проявлениям агрессии, и при построении учебно-воспитательного принимать во внимание эти различия. Агрессивное поведение детей — это не просто тревожное явление, а весьма серьезная социальная, педагогическая и психологическая проблема. Одна из главных проблем остается в том, что эти термины подразумевают большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.
Стремление руководить, подчинять, править, определять правила ...
... частного к общему: Индукция Стремление руководить, подчинять, править, определять правила поведения, иметь последователей – это проявления мотива…. Власти Сенсорная адаптация – это: изменение чувствительности ...
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе. Проблема агрессии была изучена многими исследователями и учеными: (А.Бандура, К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко, Э. Фромм, В. Стюдент, А. Басс.)
Таким образом можно сделать вывод, что агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т. к. она носит в себе определенные психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребенка людей — родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создает трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития».
Вследствие крушения моральных устоев, нестабильности в нашей стране, переоценки ценностей, агрессия является нормой в межличностных отношениях.
Агрессивность определяет не только нынешнее положение ребёнка в системе общественных связей и отношений, ее влияние на развитие личности носит более долгосрочный характер.
Общество, в котором мы живем, больное агрессией и нетерпимостью из-за нестабильности материально- бытовых, социально- экономических условий заражает и свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой, превратиться из социальной патологии в социальную норму. Если обвинения соседствуют с равнодушием и аморальным поведением родителей и общественности и применением ими физической силы как в конфликтах между собой, так и в отношении ребенка, то в силу детского подражания и отсутствия другого жизненного опыта ребенок убеждается в том, что добиться цели наиболее просто путем агрессии.
Целью данной работы является изучение особенностей проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте
Объектом является агрессия младшего школьника.
Предметом являются формы проявления агрессии у детей в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
Психологические аспекты агрессивного поведения детей в младшем школьном возрасте
... проявления агрессии у людей бесконечный многообразны, следует рассмотреть подобное поведение в рамках концептуальных категорий агрессии, предложенных А.Басом (Берон, Ричардсон 2000). ... становление агрессивного поведения детей; - изучение психологических аспектов агрессивного поведения детей младшего школьного возраста; - разработка программы курса коррекции агрессивного поведения у детей младшего ...
выявить формы проявления агрессии;
подобрать диагностический материал для исследования;
дать рекомендации.
В процессе работы нами были использованы следующие методы:
— теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
— Проективная методика «Кактус»;
— Проективная методика «Ежик»
Исследование проводилось на базе общеобразовательного учреждения УВК №4 Проминь г.Красный Луч 2 класса. В исследовании участвовали 21 человек , в возрасте от 8 до 9 лет, из них 9 мальчиков и 11 девочек.
1. Агрессия и формы ее проявления у младших школьников
1.1 Проблема агрессии в работах отечественных зарубежных психологов
Многие психологи уделяют проблеме агрессии много времени. Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. Различают агрессию как специфическую форму поведения и агрессивность как психическое свойство личности. Агрессия — осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Э. Фромм определяет агрессию более широко, как причинение ущерба не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Р. Бэрон и Д. Ричардсон считают что агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения. В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в ос……..
Литература
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2007.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 1997.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. М: Ось-89, 1999.
4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие. — М.: Ось-89, 2002.
5. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство. Части 1,2. — М.: Генезис, 2007.
6. Гребенкин Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе: Учебно-методический комплекс. — Ростов-на-Дону: Феникс. 2006.
7. Гребенникова О.В. Игры-релаксации в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, проявляющими агрессию и вспыльчивость / / Психолог в детском саду. — 2004.
8. Дубинко Н.А Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в детском возрасте.
Для исследования агрессивности подростков использовались методы
... поведения подростков по отношению к младшим и слабым, сверстникам и взрослым. Жестокость и агрессивность все чаще стали проявляться в самых крайних формах. Изучению феномена агрессии ... не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения. - «Фрейбургская анкета агрессивности». (приложение Г) Методы статистической обработки данных - коэффициент линейной корреляции ...
9. Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. М., 1976.
10. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М., 199.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — Спб.: Питер, 2001.
12. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция.
13. Еремин В.А. Улица-подросток-воспитатель. М., 1991.
14. Коган Л.Н. Человек и его судьба. — М.: Мысль, 1988.
15. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. О психологии и физиологии подростка — учителю. М., 1986.
16. Комаров М.С. Введение в социологию. — М.: Наука, 1994.
17. Кондрашенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
18. Краковский А.П. О подростках. Содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка. М., 1991
19. Можгинский Ю.Б. «Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм», 2006.
20. Немов Р.С. Психология. В 3-х т., — М.:1998.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. — Минск: Ильин В.П., 1996
22. Чижова С.Ю., Калинина О.В. «Детская агрессивность». Академия развития, 2003.
23. Кэмпбелл, Р. Как справляться с гневом ребенка./Р. Кэмпбелл. — СПб.: Питер, 1997.
24. Лоренц, К. Агрессия (так называемое зло).
/К. Лоренц. — М.: Просвещение, 1994.
25. Лэйн, Д. Школьная травля (буллинг).
/ Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.Лэйна, Э.Миллера. — СПб.: Питер, 2001. 26. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми./ Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. — СПб.: Речь, 2003.
27. Мельникова, М. Граница тела и агрессивность: исследование детей 6-7 лет./М. Мельникова. — Ижевск: Удмуртский ун-т, 2003.
28. Осницкая, А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / Вопросы психологии. — 1994. — №3.
28. Паренс, Г. Агрессия наших детей./Г. Паренс. — М.: Форум, 1997. — 160 с.
29. Рахматшаева, В. Агрессивны — потому что несчастны / В. Рахматшаева. // Семья и школа. — 1991. — №10.
30. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х книгах./ Е. И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.