Институт педагогики и психологии

24

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций

Методическая разработка

по дисциплине «Психология»

для подготовки к семинарским занятиям

и самостоятельной работы

студентов, обучающихся по направлению

80 100.62 «Экономика»

Казань 2012

Введение

Данная методическая разработка рекомендуется студентам Института экономики и финансов, обучающимся по направлению «Экономика» для использования в процессе изучения дисциплины «Психология». Методическая разработка включает вопросы, выносимые на обсуждение в рамках семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, списки рекомендуемой литературы по каждой теме.

Семинарские занятия по дисциплине «Психология» проводятся с целью закрепления студентами знаний программных вопросов дисциплины, изложенных на лекционных занятиях, а затем проработанных студентами самостоятельно в процессе подготовки к семинарам.

Для усвоения темы студенты должны проработать все вопросы, выносимые на обсуждение, а также все контрольные вопросы и все задания для самостоятельной работы.

На семинарских занятиях организуется обсуждение вопросов темы и разбор решения заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов. Общее число вопросов, выносимых на обсуждение на семинарских занятиях, позволяет каждому студенту в течение аттестационного периода выступить с сообщением по одному из вопросов.

В методической разработке после каждого вопроса, выносимого на обсуждение, или контрольного вопроса, в скобках указываются номера альтернативных источников, из числа рекомендуемых по теме и соответствующие страницы. Для проработки вопросов и темы в целом студент может выбрать один или несколько источников, с учетом своих предпочтений и наличия источников в библиотеке Института экономики и финансов.

5 стр., 2485 слов

Контролируемая самостоятельная работа

... женской половой сферы; Г) воспалительное заболевание матки. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КСР) ПО ОСНОВАМ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЕ ФИО __________________________________________________________ Факультет_______________________ ... 21. Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо использовать… А) занятия спортом на профессиональном уровне; Б) оптимальные физические нагрузки; В ...

Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется на семинарских занятиях в форме письменных тестов и кратких устных ответов на задания для самостоятельной работы, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя рекомендуемую литературу к теме.

Тема 1. Психология как наука (1 занятие) Вопросы для обсуждения

  1. Объект, предмет, принципы, функции, структура психологии и её место в системе наук [1, с. 182 — 186; 2, с. 6 — 9, 12 — 15; 3, с. 4 — 17, 31 — 35; 4, с. 18 — 21; 5, с. 25 — 31; 6, с. 17 — 22; 8, с. 16 — 21; 9, с. 7 — 9; 10, с. 41 — 47; 11, с. 5 — 7, 9 — 12, 14, 16 — 17; 12, с. 7 — 10, 20 — 21, 22 — 27].
  2. Методы психологии [1, с. 191 — 196; 2, с. 9 — 12; 3, с. 18 — 30; 4, с. 25 — 29; 7, с. 22 — 24; 8, с. 24 — 28; 9, с. 9 — 12; 10, с. 47 — 49; 11, с. 12 — 16; 12, с. 37 — 51].
  3. История развития психологического знания [1, с. 198 — 215, 232 — 235; 2, с. 15 — 21, 30 — 33; 4, с. 6 -10; 5, с. 9 — 19, 23 — 25; 6, с. 28 — 39; 7, с. 13 — 16; 11, с. 3 — 4, 275 — 278; 12, с. 52 — 74, 95 — 96].
  4. Психоанализ [1, с. 220 -225; 2, с. 21 — 24; 4, с.

    12; 5, с. 20 — 21; 6, с. 39 — 40; 7, с. 18 -19; 10, с. 50 — 51; 11, с. 279 — 280; 12, с. 80 — 81].

  5. Бихевиоризм [1, с. 215 — 218; 2, с. 24 — 28; 4, с. 11; 5, с. 19 — 20; 6, с. 40 — 42; 7, с. 17; 10, с. 48, 50; 11, с. 278 — 279, 293 — 297; 12, с. 74 — 76].
  6. Гештальтпсихология и когнитивная психология [1, с. 219 — 220, 229 — 231; 4, с. 11, 16; 7, с. 18 — 20; 8, с. 23; 11. с. 280, 303 — 306; 12, с. 76 — 78].
  7. Гуманистическая психология [1, с. 226 — 229; 2, с. 28 — 33; 4, с. 13, 16 — 17; 5, с. 21; 6, с. 43, 277- 280; 11, с. 281, 306 — 309; 12, с. 83].

Контрольные вопросы

  1. Что является объектом, а что — предметом психологии? [4, с. 22; 8, с. 16].
  2. Где располагается психология по отношению к естественным, социальным и философским наукам в соответствии с классификацией Б.

    1 стр., 446 слов

    Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века

    Боевое ПТСР – актуальная проблема психологии XXI века Фокин А.А. Проблема медико-психологических последствий катастроф, стихийных бедствий, ... , что проблема психологических последствий локальных конфликтов является актуальной в современной психологии. Более того, в связи с тем, что за последнее время ...

    М. Кедрова? [11, с. 10; 12, с. 20 — 21].

  3. Какие три проблемы являются философско-психологическими? [2, с. 13].
  4. Какие три проблемы являются социально-психологическими? [2, с. 13 — 14].
  5. В каких трёх отраслях психологии проявляется взаимосвязь психологии и экономики? [6, с. 388, 482, 582].
  6. В какой отрасли психологии проявляется взаимосвязь психологии и педагогики? [3, с.11].
  7. Каковы определения таких методов психологии, как: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент? [7, с. 23 — 24].
  8. Какие методы психологии могут быть свободными и стандартизированными? [4, с. 26 — 27].
  9. Чем отличаются такие виды наблюдения, как: включённое, стороннее, свободное, стандартизированное? [4, с. 26 — 27].
  10. Как называется наблюдение человека за собственными психическими явлениями? [7, с. 23].
  11. Каковы отличия таких видов опроса, как: закрытый, открытый, письменный, устный? [4, с.

    27].

  12. Как называется метод психологии, выявляющий влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных? [6, с. 23].
  13. Каковы отличия таких видов эксперимента, как: естественный, констатирующий, лабораторный, формирующий? [1, с. 192; 7, с. 23].
  14. Как называется стандартизированный метод психологического исследования, позволяющий получать точные количественные и качественные данные об изучаемых психических явлениях? [4, с. 97; 9, с. 11].
  15. Какие три метода являются общими методами социологии и психологии? [2, с. 13].
  16. В какой отрасли знания первоначально зародились психологические идеи, и когда было дано определение психологии как науки о душе? [7, с. 13].
  17. В чем суть таких понятий, как: анимизм, гилозоизм, панпсихизм? [6, с. 29].
  18. Кому присуща психика согласно таким подходам, как: антропопсихизм, биопсихизм, мозгопсихизм и нейропсихизм? [11, с. 20].
  19. С какого века психология рассматривается как наука о сознании? [5, с. 15; 6, с.

    16 стр., 7848 слов

    Бакалавр «Психология и социальная педагогика»

    ... подростка 18 0,72 Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2001 1 Специальная педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е ... педагогика и домашнее воспитание.- М.,2000 18 Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005 3 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие ...

    31; 7, с. 14 — 15].

  20. Из какой отрасли знания выделилась психология, и какой философ одним из первых предложил уточнить предмет и метод психологии? [1, с. 207].
  21. В каком веке психология оформилась как самостоятельная наука, и благодаря какому методу? [7, с. 15].
  22. Какой западный ученый основал первую в мире психологическую лабораторию, и какой российский ученый основал первую психологическую лабораторию в России? [4, с. 9].
  23. В каком веке и в каком западноевропейском городе была основана первая в мире психологическая лаборатория? [4, с. 9; 6, с. 37; 10, с. 29; 12, с. 12].
  24. В каком веке и в каком университете России была основана первая психологическая лаборатория? [4, с. 9].
  25. Каковы два названия теории З. Фрейда? [1, с. 220; 4, с. 12; 10, с. 32].
  26. В каком веке и в какой стране возник бихевиоризм? [5, с. 19; 7, с. 17; 10, с. 32].
  27. Что является предметом исследования таких направлений психологии, как: гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, психоанализ? [7, с. 18 — 19].
  28. Какое направление психологии исследует поведение людей? [7, с.

    19 стр., 9113 слов

    Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004

    ... концепции Э.Эриксона. Как уже отмечалось, развитие психики и формирование психологии человека (личностных качеств) происходит в результате его ... навыков и умений: 30 Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004 - Стр 4 гибкости - способности личности ... биогенных, социогенных и психогенных элементов. От того, каково содержание личности, во многом зависит как поведет себя ...

    17].

  29. К какому направлению принадлежит психолог, сказавший подростку, что ему не следует винить себя в агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения? [10, с. 32].
  30. Какое направление психологии утверждает, что сложное целое не сводимо к сумме его элементов? [4, с. 11].
  31. Чему уделил бы внимание в личности клиента психолог гуманистического направления? [1, с. 226].
  32. Какое направление психологии признает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека? [10, с. 34].

Задания для самостоятельной работы

  1. Французский астроном, математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749 — 1827) утверждал, что: «Человечечкий разум испытывает меньше трудностей, когда он продвигается вперёд, чем тогда, когда он углубляется в сомого себя». Чем объясняется трудность познания психики человека?
  2. Франкоязычный учёный А. Каррель заметил, что: «Никогда познание самих себя не достигнет изящной простоты и красоты физики. Нужно хорошо понимать, что наука о человеке — труднейшая из всех наук». В чём заключается объективная трудность психологии как науки?
  3. Человек перебирает бумаги на своём столе. Укажите различие между наблюдением и интерпретацией. Что в данном случае является наблюдаемым, а что интерпретацией?
  4. В чём различие между наблюдением и естественным экспериментом.
  5. Опишите этапы развития психологии.
  6. Охарактеризуйте психоаналитическое направление в психологии.
  7. Предположим, вам хочется, чтобы ваша подруга чаще носила одежду красного цвета. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?
  8. Сопоставьте познавательно-ориентированные направления психологии.
  9. Дайте характеристику гуманистической психологии.

Рекомендуемая литература

  1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
  2. Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты/А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
  3. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
  4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
  6. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
  7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Составитель и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
  8. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
  9. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/А. Г. Смирнов. — М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
  10. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
  11. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: 2004. — 448 с.
  12. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256 с.

Тема 2. Психика и сознание (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

4 стр., 1613 слов

Укажите причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой

... 1. Позитивная 2. Нейтральная 3. Негативная 16. Каковы, по Вашему мнению, отношения: Доброжелательные Скорее доброжелательные, чем ... конкурсов   32. Студенческая жизнь – это не только учеба. Приходилось ли Вам участвовать?     Да ... причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой __________________________________________________________________ 10. Почему Вы выбрали для обучения именно ...

1. Определение психики [5, с. 34 — 39; 8, с. 12 — 16; 9, с. 8 — 10; 10, с. 36 — 40; 11, с. 17 — 20; 12, с. 85, 87 — 90].

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в ... Так человек научился управлять своим поведением. Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять  «ставшие», имеющиеся ...

2. Развитие психики в процессе филогенеза [1, с. 169 — 197; 2, с. 250 — 252; 3, с. 36 — 38, 53 — 55; 4, с. 30 — 31; 6, с. 57 — 65; 12, с. 96 — 98, 103 — 105].

3. Психика и организм [2, с. 236 — 248; 3, с. 215 — 217; 7, с. 28 — 33; 8, с. 30 — 34; 12, с. 222 — 224].

4. Мозг и психика [3, с. 217 — 219; 6, с. 65 — 68; 7, с. 33 — 38; 8, с. 34 — 41; 9, с. 16 — 29; 10, с. 55 — 69].

5. Структура психики и её функции [3, с. 45 — 52, 70 — 74; 4, с. 171 — 173; 5, с. 39 — 43, 48 — 50; 6, с. 86 — 93; 10, с. 69 — 80; 12, с. 91 — 93].

6. Структура сознания и его состояния [1, с. 68 — 98; 2, с. 252 — 259; 3, с. 67 — 69; 5, с. 43 — 46, 50 — 56; 6, с. 93 — 102; 7, с. 128 — 139].

7. Развитие психики в процессе онтогенеза [2, с. 259 — 270; 3, с. 55 — 63; 4, с. 140 — 141, 193 — 195; 6, с. 295 — 315; 12, с. 111 — 116].

Контрольные вопросы

1.Как называется свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях? [12, с. 85].

2. Что понимается под филогенетическим и онтогенетическим развитием психики? [2, с. 185].

3. Каков объективный критерий возникновения психики? [1, с. 170; 3, с. 37; 6, с. 58; 11, с. 20; 12, с. 97].

4.Какова последовательность возникновения таких стадий психики, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].

5.Какие характеристики психики соответствуют таким её стадиям развития, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].

6. Каковы два свойства сенсороной психики? [4, с. 31 — 32; 12, с. 103].

7. Каковы три свойства перцептивной психики? [4, с. 31 — 32; 12, с. 103].

8. Каковы особенности активности [поведения] живых существ, находящихся на таких стадиях развития психики, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].

9. Как называется относительно динамическое постоянство внутренней среды организма? [8, с. 30].

10. Каково название материального субстрата протекания психических процес­сов? [8, с. 34].

11. Как называется нервная клетка, состоящая из трех основных частей: тела, дендритов и аксона? [6, с. 63; 8, с. 34; 9, с. 16 — 17].

12. Как называется относительно автономная система мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств? [11, с. 60].

13. Как называются нервные пути, проводящие нервные возбуждения от периферии к центру и нервные пути, проводящие нервные возбуждения от центра к периферии? [10, с. 60].

14. Как называется учение, согласно которому каждая психическая функция однозначно связана с работой ограниченного участка мозга? [8, с. 35].

15. Какие части мозга, обеспечивают, соответственно, хороший уровень результатов в естественных науках, вербальных сферах и хороший уровень достижений в творческих профессиях? [9, с. 27 — 28; 11, с. 29].

16. Каковы определения психических свойств, состояний и процессов? [3, с. 48, 50 — 51; 11, с. 24 — 25; 12, с. 91].

17. Каковы три вида психических процессов? [3, с. 48 — 50; 11, с. 24 — 25].

18. Как называются психические процессы, свойства и состояния человека, находящиеся вне сферы его сознания, но оказывающие влияние на его поведение? [3, с. 70].

19. Каковы два виды бессознательных психических явлений? [1, с. 68].

20. Каковы две формы бессознательного? [5, с. 41].

21. Каковы три вида неосознаваемых процессов? [1, с. 68].

22. Каковы три вида неосознаваемых механизмов сознательных действий? [1, с. 68].

23.Как называются действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания? [1, с. 68].

24. Как называется готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении? [1, с. 76].

25. Каковы две функции психики по отношению к внешнему миру? [3, с. 46]

26. Каковы три функции психики? [3, с. 46 — 47].

27. Каковы составляющие структуры сознания по В.П. Зинченко? [11, с. 131].

28. Каковы три свойства сознания? [11, с. 130].

29. Каковы три функции сознания наряду с отражательной функцией? [11, с. 132].

30. Какова главная функция самосознания? [5, с. 51].

31. Каковы три состояния сознания? [5, с. 51].

32. В чем соответственно проявляется действие таких факторов развития, как: активность, наследственность, среда? [3, с. 55].

33. Что соответственно означают такие принципы психического развития, как: принцип дифференциации — интеграции, принцип наследственности — изменчивости, принцип устойчивого динамического неравновесия, принцип цельности развития? [3, с. 57 — 60].

34. Что соответственно означают такие закономерности психического развития, как: дивергентность — конвергентность хода развития, кумулятивность психического развития, неравномерность и гетерохронность развития, сензитивность развития? [3, с. 60 — 63].

35. На чем соответственно основывали периодизации онтогенетического развития такие психологи, как: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин? [6, с. 302, 307, 309, 311].

Задания для самостоятельной работы

  1. Какой особенностью психики объясняется то, что: «И песня самая прекрасная не одинаково всем слышится»?
  2. Психика возникла в ходе биологической эволюции как необходимый механизм приспособления организма к среде:

а) путём изменения строения и функционирования организма;

б) путём изменения поведения:

— за счёт медленных изменений наследуемых форм поведения — инстинктов;

— благодаря развитию способности к индивидуальному научению.

Определите, для каких живых организмов (растения, животные, человек) свойственны данные способы приспособления.

  1. Проанализируйте основные функции психики.
  2. Какой уровень психики: сознание или бессознательное проявляется в следующих ситуациях:

— У больного белой горячкой реальная действительность как бы заполняется многочисленными яркими галлюцинациями.

— Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не смог выполнить это задание гипнотизёра. Однако другие указания — умыться, взять со стола книгу и т. п. — испытуемый выполнял.

— Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.

— Шестиклассник, которого поддразнивания одноклассников вывели из себя, ударил одного из них, изорвал учебники и тетради.

— Выпускница школы поступила в педагогический институт и объясняет это тем, что она любит детей и ей нравится понятно излагать математические доказательства.

  1. Охарактеризуйте основные психические процессы.
  2. Сопоставьтепсихикуи сознание.
  3. Укажите различия между сознанием и сознательностью.
  4. Раскройте сущность и структуру сознания.
  5. Опишите развитие психики в течение жизни отдельного человека.

Рекомендуемая литература

  1. Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию: курс лекций/Ю. Гиппенрейтер. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 352 c.
  2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.

3. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.

4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.

6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.

7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Составитель и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.

8. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.

9. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2007. — 480 с.

10. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: 2004. — 448 с.

12. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.

Тема 3. Познавательные процессы (2 занятия)

Занятие 1

Вопросы для обсуждения

  1. Ощущение: сущность, закономерности (свойства) и виды. Пороги ощущений [1, с. 283 — 286; 2, с. 92 — 116; 3, с. 86 — 91; 4, с. 59 — 62; 5, с. 166 — 168, 173 — 176; 6, с. 40 — 43; 7, с. 45 — 52; 8, с. 81 — 87; 9, с. 41 — 44; 10, с. 117 — 127].
  2. Восприятие: сущность, формы, виды, уровни, свойства. Нарушения восприятия [1, с. 286 — 294; 2, с. 117 — 123; 3, с. 92 — 97; 4, с. 62 — 65; 5, с. 166, 176 — 187; 6, с. 44 — 48; 7, с. 52 — 62; 8, с. 87 — 93; 9, с. 44 — 46; 10, с. 127 — 135].
  3. Внимание: его физиологическая основа, функции, виды и свойства. Расстройства внимания. [1, с. 332 — 335; 2, с. 132 — 134; 3, с. 99 — 105; 4, с. 67 — 68; 5, с. 155 — 165; 6, с. 48 — 51; 8, с. 78 — 81; 9, с. 52 — 55; 10, с. 135 — 140].
  4. Память: её процессы, виды, характеристики эффективности и закономерности запоминания. Виды амнезий [1, с. 295 — 305; 2, с. 135 — 142; 3, с. 106 — 126; 4, с. 68 — 73; 5, с. 189 — 195; 6, с. 54 — 61; 8, с. 93 — 96; 9, с. 61 — 66; 10, с. 140 — 148].
  5. Представление: его сущность, характеристики, функции и виды [2, с. 125 — 131; 7, с. 63 — 65].

Контрольные вопросы

  1. Какие процессы называются познавательными? [5, с. 89].
  2. Каковы определения таких познавательных процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память? [3, с. 92, 100, 107].
  3. Что понимается под верхним, нижним и диффреренциальным порогами ощущений? [6, с. 43; 7, с. 49; 9, с. 42].
  4. Какая органическая система обеспечивает живым существам способность к ощущениям? [3, с. 86].
  5. Какая структура мозга человека обеспечивает осознаваемые ощущения? [10, с. 120].
  6. Каковы три типа ощущений по своеобразию стимулов-раздражителей? [2, с. 102].
  7. Каково соотношение восприятия и ощущений? [3, с. 92 — 93; 10, с. 128].
  8. Какой орган нервной системы делает восприятие состоявшимся? [10, с. 128].
  9. Как называется ошибочное восприятие реальных вещей или явлений? [6, с. 48; 8, с. 90].
  10. В чем заключается апперцепция? [2, с. 120; 6, с. 44].
  11. Каковы три свойства восприятия наряду с предметностью? [3, с. 93].
  12. Какое свойство восприятия заключается в способности человека воспринимать мир в форме отдельных предметов? [3, с. 93]
  13. Какое свойство восприятия заключается в том, что его образ возникает сразу, даже при недостатке необходимых для его полного построения элементов? [3, с. 93].
  14. Какое свойство восприятия заключается в относительном постоянстве его образа, несмотря на изменяющиеся условия восприятия? [3, с. 93].
  15. Какое свойство восприятия заключается в обобщённом характере его образа? [3, с. 93].
  16. Каковы три вида памяти по времени сохранения материала? [2, с. 139; 3, с. 108].
  17. Какой вид памяти, связан с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации? [3, с. 109].
  18. Как называется вид памяти, способной хранить информацию в течение практически неограниченного срока? [3, с. 110].
  19. Как называется вид памяти, представляющей собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени? [3, с. 109].
  20. Какой вид памяти рассчитан на хранение информации в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней? [3, с. 110].
  21. Как называется вид памяти, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству? [3, с. 111].
  22. Каковы три вида памяти в соответствии с запоминаемым материалом? [2, с. 141 — 142; 3, с. 121 — 123].
  23. В чем заключается сущность таких видов памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная? [3, с. 112].
  24. Каковы три вида амнезии по динамике протекания мнемических процессов? [4, с. 72 — 73].
  25. Как называется явление улучшения со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений? [3, с. 121; 6, с. 58].
  26. Какова сущность таких свойств внимания, как: концентрация, устойчивость, переключение, распределение? [3, с. 100 — 101].
  27. Какие три вида внимания выделяют по степени активности субъекта? [5, с. 159].
  28. Каково условие возникновения произвольного внимания? [3, с. 102].
  29. Какой фактор обуславливает послепроизвольное внимание? [1, с. 333].
  30. Как называется процесс и результат воспроизводства какого-либо объекта, события, явления в виде образа? [2, с. 125].
  31. Каковы три вида представлений в зависимости от модальности рецепторов, участвующих в воспроизводстве предметов или явлений? [2, с. 129 — 131].
  32. Как называются полные красочные представления после однократного и непродолжительного восприятия? [2, с. 131].
  33. Какова сущность таких функции представлений, как сигнальная, регулирующая, настроечная? [2, с. 127 — 128].
  34. Каковы три особенности представлений? [2, с. 125 — 126].
  35. Как называются представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов? [2, с. 131].

Задания для самостоятельной работы

  1. Дайте общую характеристику познавательной сферы личности.
  2. Определите, какие закономерности ощущений имеют место в следующих примерах:

— При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.

— Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона.

— Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он престаёт их ощущать.

— Обычно люди видят в радуге лишь 7 цветов, но китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.

— Почему водителям не мешают игрушки, висящие перед лобовым стеклом автомобиля?

— Почему человек не ощущает пылинок, оседающих на его лице, а попавшую на лицо снежинку ощущает?

— Почему люди, живущие в экологически загрязненных районах, при выезде на природу могут испытывать головокружение и даже головную боль?

— Чем объяснить, что йог может ходить по лезвиям клинков без обуви, не ощущая боли?

— Почему люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы?

— Почему человек не замечает тиканья часов в комнате?

— Человек пьет горячий сладкий чай. Почему этот же самый чай, но холодный, кажется более сладким?

  1. В какой из ситуаций имеет место иллюзия восприятия:

а) сотрудник, опоздавший на работу, старается незаметно пройти мимо начальника;

б) студент, боясь экзамена, все воспринимает в негативном свете;

в) толстяк выглядит более стройным в несколько великоватом костюме.

  1. Как может повлиять на наше восприятие нового места работы предварительное сообщение о том, что это не работа, а развлечение?

а) работа покажется нам более трудной;

б) работа покажется нам скучной;

в) работа доставит нам удовольствие.

  1. Определите, какие свойства внимания проявились в следующих ситуациях:

В дружеской компании возникла дискуссия о том, кого можно назвать более внимательным. Один из друзей сказал:

«Артем очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».

«По-моему, — заметил другой, — Илья более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал, ни одна деталь не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».

" Нет уж, Денис внимательнее всех, — сказал третий. — Однажды мы шли по темной дороге, и вдруг вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Денис разглядел все детали его одежды".

  1. Дайте общую характеристику памяти человека.
  2. Сравните различные формы и виды памяти.
  3. Раскройте сущность представления и опишите его характеристики.

Рекомендуемая литература

1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.

2. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.

3. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

4. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.

5. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.

6. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.

7. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.

8. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2007. — 480 с.

  1. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.

10. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.

Занятие 2

Вопросы для обсуждения

1. Воображение: его виды, характеристики, операции и функции [1, с. 321- 325; 2 с. 127 — 131; 3, с. 167 — 173; 4, с. 144 — 149; 9, с. 101- 103; 10, с. 109 — 113; 11, с. 119 — 123; 12, с. 146 — 154].

2. Мышление: его этапы, операции и формы, виды, качества и стили. Развитие и расстройства мышления [1, с. 305 — 320; 2, с. 109 — 117; 3, с. 143 — 153; 6, с. 207 — 226; 7, с. 61 — 66; 8, с. 65 — 82; 9, с. 96 — 100; 11, с. 90 — 104, 113 — 118; 12, с. 154 — 169].

3. Речь: её функции, виды и характеристики. Развитие и расстройства речи [1, с. 325 — 330; 4, с. 151 — 160; 5, с. 178 — 180; 6, с. 237- 259; 11, С. 126 — 129; 12, с. 170 — 181].

4. Эмоции: их виды, характеристики и функции в психике человека. Теории эмоций [1, с. 340 — 342; 2, с. 132 — 139; 3, с. 174 — 181; 4, с. 247 — 253; 5, с. 124 — 126; 6, с. 128 — 135; 7, с. 99 — 102; 8, с. 108 — 120; 10, с. 134 — 137; 11, с. 149 — 158; 12, с. 182 — 193].

5. Чувства: их виды, характеристики и значение для человека [1, с. 352 — 359; 4, с. 253 — 261; 5, с. 126 — 127; 6, с. 135 — 137; 10, с. 137 — 138; 12, с. 194 — 195].

Контрольные вопросы

  1. Как называется психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи? [9, с. 101; 11, с. 119].
  2. Каково содержание таких функций воображения, как: предвосхищение, комбинирование и планирование, целеполагание, проникновение во внутренний мир другого человека? [3, с. 168 — 169].
  3. Какие живые существа, обладают воображением? [3, с. 167; 11, с. 119].
  4. Как называется воображение, направленное на решение творческой или личностной задачи? [9, с. 102; 10, с. 109; 11, с. 122; 12, с. 152].
  5. Как называется вид воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, знаков и т. д. [3, с. 171; 11, с. 121; 12, с. 152].
  6. Каковы особенности пассивного вида воображения? [11, с.123].
  7. Каково содержание таких приемов воображения, как: гиперболизация, агглютинация, акцентирование, типизация? [10, с. 110; 12, с. 153].
  8. Каково содержание таких форм воображения, как: мечта, галлюцинация, грезы? [4, с. 146].
  9. Каково содержание антиципирующего воображения? [11, с. 122; 12, с. 153].
  10. Каково содержание таких операций воображения как ассоциация и диссоциация? [11, с. 123; 12, с. 152].
  11. Как называется наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающей связи и отношения между познаваемыми объектами? [1, с. 305; 3, с. 143; 5, с. 73; 11, с. 90].
  12. Каково содержание функции, задачи и источника мышления? [11, с. 90].
  13. Каково содержание таких видов мышления, как: теоретическое, репродуктивное, дискурсивное? [1, с. 315 — 317].
  14. Каково содержание таких видов мышления, как: практическое, творческое, интуитивное, реалистическое? [1, с. 315 -317; 11, с. 94 — 95].
  15. Какова последовательность освоения таких видов мышления, как: наглядно действенное, наглядно образное, словесно-логическое? [11, с. 90].
  16. Как называется вид мышления, для которого характерна нечувствительность к противоречиям, синкретизм, трансдукция? [11, с. 91].
  17. Каково содержание таких видов мышления, как: аутистическое, дивергентное, конвергентное? [1, с. 316 — 317].
  18. Как именуется умозаключения, переходящее от одного частного случая к другому, минуя стадию обобщения? [11, с. 91].
  19. Как называется операция отбрасывания единичных признаков при сохранении общих? [3, с. 147; 11, с. 100].
  20. Каково содержание таких операций мыслительной деятельности, как: абстракция, анализ, синтез, сравнение? [10, с. 73 — 74; 11, с. 100 — 101].
  21. Как называется вынесенная вовне психика субъекта, посредством которой человек имеет возможность быть понятым окружающими? [6, с. 237].
  22. Каковы три функции речи? [11, с. 127].
  23. Кому свойственна речь? [4, с. 38].
  24. Каково содержание таких сторон коммуникативной функции речи, как: информационная, выразительная и волеизъявительная? [11, с. 127].
  25. Какие две пары видов речи основные? [1, с. 327 — 328; 4, с. 151; 11, с. 128 — 129].
  26. Как называется вид речи, направленный на переработку воспринятой информации и подготовку высказываний? [11, с. 129].

27. Каковы две группы эмоций и чувств в зависимости от их влияния на активность человека? [3, с. 175].

28. Каково содержание таких функций эмоций, как: компенсаторная, мобилизующая, сигнальная? [3, с. 174 — 175].

29. Какова сущность таких эмоциональных состояний, как эмоции, чувства, аффекты, страсти? [4. с. 251, 252 — 253, 255].

30. Какова сущность таких видов эмоций, как эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация? [3, с. 178−181].

31. Каковы три группы выделяемых чувств? [3, с. 181].

32. Какова сущность таких виды чувств по С. Л. Рубинштейну, как органическая чувствительность, предметные чувства, мировоззренческие чувства? [4, с. 257].

Задания для самостоятельной работы

  1. Какие приемы создания образов воображения использованы в следующих стихах:

(Некрасов Н. А. «Кому на Руси жить хорошо»)

«…старый старичок:

Худой как зайцы зимние.

Весь бел и шапка белая,

Высокая с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом как у ястреба,

Усы седые, длинные.

И разные глаза…"

(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»).

XVI

«И что же видит?. за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,

Другой с петушьей головой,

Здесь ведьма с козьей бородой,

Тут остов чопорный и гордый,

Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравль и полукот.

XVII

Еще страшней, еще чуднее:

Вот рак верхом на пауке,

Вот череп на гусиной шее,

Вертится в красном колпаке,

Вот мельница вприсядку пляшет

И крыльями вертит и машет"

  1. Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
  2. Раскройте пути развития профессионального мышления у будущего экономиста.
  3. Может ли существовать язык без речи, а речь без языка?
  4. Определите, какие эмоциональные состояния описаны в ситуациях:

а) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. — Я тебя убью! -закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Толстой Л. Н. «Война и мир»).

б) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.

  1. Сравните функциональное назначение различных эмоций.
  2. Какую теорию эмоций иллюстрирует известное изречение: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда»?
  3. Дайте характеристику чувств человека.
  4. Сопоставьте виды чувств и способы их выражения.
  5. Покажите роль чувств в деятельности экономиста.

Рекомендуемая литература

1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.

2. Каменская Е. Н. Основы психологии: конспект лекций/Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 282 с.

  1. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 368 с.

4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.

6. Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В. Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.

7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006.- 256 с.

8. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.

9. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин.- М.: Академия, 2007.- 480 с.

  1. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.

11. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.

12. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.

Тема 4. Личность и деятельность (1 занятие) Вопросы для обсуждения

  1. Психология личности. Индивид, личность, индивидуальность, субъект [1, с. 364 -365; 2, с. 189 — 196, 205 — 207; 3, с. 176 — 179; 6, с. 78 — 79; 7, с. 121 — 137; 8 с. 53 — 62; 9, с. 120 — 121; 10, с. 152 — 154; 11, с. 37 — 40; 12, с. 212 — 214].
  2. Направленность и способности личности [1, с. 370 — 373; 2, с. 206, 230 — 235, 267 — 271; 3, с. 199 — 213; 4, с. 110 — 111, 117 — 118, 120 — 124; 6, с. 79 — 80, 81 — 83; 7, с. 187- 193; 8, с. 65 — 77, 127 — 129; 9, с. 180 — 185; 10, с. 118 — 123, 125 — 126; 12, с. 235 — 238].
  3. Темперамент [2, с. 260 — 266; 3, с. 214 — 219; 4, с. 111 — 114; 6, с. 84 — 86; 8, с. 112 — 115; 9, с. 149 — 155; 10, с. 126 — 129; 11, с. 199 — 204; 12, с. 218 — 222, 224 — 225].
  4. Характер и его типологии [1, с. 377 — 379; 2, с. 219 — 229, 253 — 259; 3, с. 223 — 259; 4, с. 114 — 117, 132 — 157; 6, с. 90 — 94; 7, с. 166 — 172; 8, с. 115 — 127; 9, с. 162 — 168; 10, с. 123 — 124; 11, с. 206 — 223; 12, с. 225 — 232].
  5. Деятельность и поведение [1, с. 271 — 281; 2, с. 76 — 88; 5, с. 116 — 119; 7, с. 175 — 187; 10, с. 141 — 144; 11, с. 54 — 57; 12, с. 246 — 249].
  6. Интеллект и творчество [2, с. 154 — 166; 5, с. 119 — 122, 207 — 209; 6, с. 66 — 71; 11, с. 105 — 111, 115 — 118].
  7. Психическая регуляция поведения и деятельности [2, с. 182 — 184, 236 — 237; 3. с. 234 — 243, 262 — 266; 4, с. 118 — 120; 5, с. 138, 149 — 154; 6, с. 95 — 97, 103 — 105; 7 с. 146 — 150; 8, С 65 — 74; 9, с. 123 — 125; 11, с. 268 — 274; 12, с. 199 — 205, 238 — 246].

Контрольные вопросы

1. Каково содержание понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность? [1, с. 364 — 365; 8, с. 54].

2. Каким образом понятия индивид, субъект, личность, индивидуальность, сочетаются с понятиями деятельность, личность, природа, общество? [1, с. 364 — 365].

3. Каков основной признак личности? [2, с. 206].

4. Каковы составляющие структуры личности по К. К. Платонову? [2, с. 208 — 209; 7, с. 142 — 143].

5. Каковы три составляющие структуры личности по З. Фрейду? [1, с. 380 — 381; 2, с. 197 — 198; 3, с. 182 — 183; 7, с. 137 — 138].

6. Каковы составляющие структуры личности согласно деятельностному подходу? [2, с. 206; 5, с. 287].

7. Каковы составляющие направленности личности? [2, с. 206; 5, с. 287].

8. Как называется совокупность психологических свойств человека, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид деятельности? [2, с. 206; 7, с. 187, 188].

9. Как называются врожденные индивидуальные особенности, способствующие овладению или выполнению деятельности? [7, с. 189; 9, с. 182].

10. В какой сфере проявляются и формируются способности? [7, с. 190].

11. Каковы три пары видов способностей? [3, с. 200 — 201; 6, с. 81 — 82].

12. Каковы два уровня развития способностей? [6, с. 82].

13. Каково содержание понятий одаренность, талант, гениальность? [2, с. 269 — 270; 3, с. 202; 8, с. 128].

14. Как называется упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые проявляются в деятельности, поведении и общении? [7, с. 166].

15. Как называется дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт? [2, с. 259; 7, с. 167].

16. Кто автор понятия «акцентуации характера»? [1, с. 377; 7, с. 167].

17. Каковы особенности таких типов характера, как: морально-волевые, аморально-волевые, морально-безвольные и аморально-безвольные? [5, с. 288].

18. Как называется совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя? [2, с. 207; 5, с. 288].

19. Каковы три функции самоконтроля? [2, с. 207; 5, с. 278].

20. Как называется целенаправленная активность человека? [7, с. 178].

21. Каковы три элемента структуры деятельности? [11, с. 54].

22. Каково содержание цели деятельности? [7, с. 181].

23. Каковы две основные единицы деятельности? [7, с. 179].

24. Каково содержание таких видов действий, как сенсорные, моторные, предметные и мыслительные? [11, с. 56].

25. Каковы три формы деятельности кроме идеологической? [12, с. 249].

26. Каковы три основных вида деятельности кроме игры? [11, с. 56].

27. Как называется способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия? [1, с. 359; 6, с. 95].

28. Каковы три основных признака волевого акта (кроме приложения усилий для его выполнения)? [6, с. 95].

29. Каково содержание таких характеристик воли, как: сила воли, настойчивость, выдержка? [6, с. 96].

30. По каким трём направлениям, кроме выработки волевых качеств, идет развитие воли? [6, с. 97]

31. Как называется относительно устойчивая система умственных способностей? [1, с. 473; 7, с. 191].

32. Каково содержание таких качеств интеллекта, как: глубина ума, гибкость и подвижность ума, критичность мышления, широта мышления? [2, с. 158].

33. Как называется деятельность, порождающая нечто качественно новое? [2, с. 164].

34. Каковы три способности к творческому мышлению? [2, с. 164].

35. Какова последовательность реализации таких этапов творческого процесса, как: озарение — неожиданное появление решения, подготовка (зарождение идеи), проверка решения, созревание решения проблемы? [2, с. 160].

Задания для самостоятельной работы

  1. На 2.5 млн. новорождённых приходится пара сиамских близнецов сросшихся какими-либо частями своих тел. Являются ли сиамские близнецы индивидами и личностями?
  2. Поясните высказывание А. Пьерона о том, что новорождённый — не человек, а только «кандидат в человека».
  3. Сравните истинность противоположных суждений:

а) «Личность присуща каждому человеку» (Психология управления. Курс лекций. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М: ИНФРА-М, 1999.- С.14).

б) «Можно ли назвать личностью опустившегося выпавшего из общества бомжа? Разумеется — нет.» «А преступника? Трудно сказать о душегубе, что он личность.» (Гуревич П. С. Психология, Учеб. пособие.-М.: Знание, 1999.- С. 238, 236).

  1. Как соотносятся психологическое понятие «личность» и юридическое понятие «вменяемость»?
  2. Являлся ли личностью чеховский злоумышленник, отвинчивавший на железной дороге гайки, и использовавший их в качестве гру́зила для рыбацкой снасти?
  3. Могут ли существовать личность без индивида и индивид без личности?
  4. По меткому выражению актёра В. Гафта, такие выдающиеся художники, как А. Шилов, работая над портретами некоторых заказчиков, «…не стесняясь пишут маски, когда лица под маской нет». Что отсутствует в личности подобных заказчиков?
  5. Раскройте психологическуюструктуруличности.
  6. Дайте характеристику направленности личности.
  7. Раскройте понимание способностей как психического свойства личности.
  8. Назовите физиологическую основу способностей.
  9. Дайте психологическую оценку следующим стереотипным суждениям:

— Талантливый человек талантлив во всём.

— Все талантливые люди немного сумасшедшие, а все сумасшедшие в чём-то талантливы.

  1. Раскройте понимание темперамента и его физиологической основы.
  2. Дайте характеристику основных видов темперамента.
  3. Раскройте понимание характера как психического свойства личности.
  4. Охарактеризуйте общие и специфические черты характера человека.
  5. Опишите профессиональные четы характера экономиста.
  6. Определите, в каких ситуациях осуществляется деятельность:

— Компьютер выполняет вычисления.

— Человек вздрагивает от внезапного звука.

— Актер играет роль на сцене.

— Вулкан извергает огненную лаву, пепел и дым.

— Ребенок, сидя внутри лежащего на полу стула, изображает езду на автомобиле.

— Учащийся читает книгу, делает выписки, готовясь к занятию.

— Подростки крушат памятники на кладбище.

— Кандидат в депутаты выступает перед избирателями.

— Старшеклассники обсуждают проблему выбора специальности профессионального образования.

— Котенок ловит лапой муху, мечущуюся по оконному стеклу.

  1. Сопоставьтеповедениеи деятельность.
  2. Охарактеризуйте интеллект как совокупность умственных способностей.
  3. Выделите этапы и особенности творческого процесса, описанные А. С. Пушкиным в стихотворении «Осень»:

X

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

  1. Проанализируйте волевую регуляцию поведения и деятельности.

Рекомендуемая литература

  1. Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
  2. Мананикова Е.Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н Мананикова. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 368 с.

3. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.

  1. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
  2. Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В. Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
  3. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006.- 256 с.
  4. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
  5. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин.- М.: Академия, 2007.- 480 с.
  6. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.
  7. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
  8. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  9. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.

Тема 5. Социально-психологические явления (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

  1. Общение, его содержание, функции, средства и виды [1, с. 70 — 71, 76 — 86; 2, с. 435 — 436; 3, с. 272 — 280; 5, с. 159 — 162, 178 — 182, 187 — 197; 6, с. 362 — 366; 7, с. 147 — 149, 152 — 157; 10, с. 337 — 342, 344 — 346].
  2. Стороны общения [1, с. 72 — 76, 86 — 93, 96 — 118; 2, с. 436 — 446; 5, с. 163 — 178, 182 — 187, 197 -203; 6, с. 366 — 367; 7, с. 150 — 152, 154 — 160; 10, с. 343 — 344, 346 — 353].
  3. Межличностные отношения [1, с. 61 — 65; 3, с. 282 — 284; 4, с. 59 — 60; 6, с. 361 — 362].
  4. Психология конфликта [1, с. 92 — 93; 3, с. 288 — 292; 4, с. 60 — 61].
  5. Психология малых групп [1, с. 166 — 172, 180 — 189, 208 — 214; 2, с. 447 — 449; 4, с. 62 — 71; 6, с. 370 — 375, 376 — 378; 7, с. 174 — 178; 8, с. 194 197; 9, с. 210 — 213; 10, с. 371 — 378].
  6. Психология лидерства [1, с. 190 — 197; 4, с. 71 — 74, 79 — 82; 6, с. 375 — 376; 10, с. 387 — 390].
  7. Межгрупповые отношения и взаимодействия [6, с. 378 — 380; 10, с. 381 — 387; 11, с. 473 — 481].

Контрольные вопросы

  1. Каковы два фактора, обуславливающие социально-психологические явления? [9, с. 186].
  2. Как называется процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности? [5, с. 204].
  3. Каковы стороны общения? [2, с. 436; 5, с. 161; 7, с. 149].
  4. Каковы функции общения? [3, с. 272; 5, с. 162].
  5. Каковы виды общения? [10, с. 341 — 342].
  6. Каковы средства общения? [10, с. 345 — 346].
  7. В чём заключается сущность межличностных отношений? [3, С 282].
  8. Какие факторы обуславливают развитие межличностных отношений? [3, с. 282].
  9. Каковы этапы развития межличностных отношений? [3, с. 283].
  10. Каковы виды дружбы? [3, с. 283].
  11. Каков механизм развития межличностных отношений? [3, с. 283; 6, с. 352].
  12. Что означает эмпатия? [3, с. 283; 6, с. 362].
  13. Каковы уровни эмпатии? [3, с. 283; 6, с. 362].
  14. Каковы три типа поведения участников конфликта? [3, с. 290].
  15. Какое минимальное количество людей образует малую группу? [6, с. 370].
  16. Каковы три условия существования малой группы? [1, с. 166].

17. Каковы понятия групп членства, первичных и формальных групп? [1, с. 170 — 172].

18. Какие группы, дополняют группы членства, первичные и формальные группы? [1, с. 170].

19. Каковы понятия вторичных, неформальных и референтных групп? [1, с. 170 — 172].

  1. Какова задача лидера группы? [1, с. 191].
  2. Какова особенность лидера группы? [1, с. 191].
  3. Кто становится лидером согласно таким теориям лидерства, как: ситуативная, харизматическая, ценностная? [1, с. 192 — 194; 4, с. 73 — 74].
  4. В чём заключается групповое давление? [3, с. 307; 6, с. 377].
  5. Что означают конформизм внешний и внутренний, и негативизм? [1, с. 181; 6, с. 377].
  6. Каковы два психологических механизма внутреннего конформизма? [6, с. 377].
  7. Какая позиция противостоит негативизму? [1, с. 181].
  8. Какой стадии в своем развитии достигают малые группы? [1, с. 209].
  9. Каковы три основных признака коллектива? [1, с. 211].
  10. При каком условии любая совокупность людей характеризует себя как группу? [10, с. 383; 11, с. 475].
  11. Каковы различия в восприятии членов одной и разных групп? [10, с. 383 — 384; 11, с. 475].
  12. Какова сущность внешнегрупповой дискриминации, внутригруппового фаворитизма и этноцентризма? [6, с. 379].
  13. Что означают такие процессы, как: социальная идентификация, социальная категоризация и социальное сравнение? [6, с. 380].
  14. Какова последовательность протекания таких процессов, как: межгрупповая дискриминация, межгрупповая дифференциация, социальная идентификация, социальная категоризация, социальное сравнение? [11, с. 476].
  15. Какие виды взаимодействий между группами имеют соответственно негативный и позитивный характер? [11, с. 475 — 476].
  16. Какие меры обеспечивают позитивные отношения между группами? [11, с. 478 — 479].

Задания для самостоятельной работы

  1. Раскройте общение как процесс взаимодействия субъектов.
  2. Женщина со смехом заявляет собеседнику, что разгневана, Что на самом деле она хочет ему сообщить?
  3. Вы мирно беседуете со своим лучшим другом. На каком расстоянии от него вы будете стоять?
  4. Опишите структуру и функции общения.
  5. Охарактеризуйте межличностные отношения как составную часть взаимодействия.
  6. Раскройте психологию конфликта.
  7. Дайте характеристику психологии малой группы.
  8. Охарактеризуйте лидерство, групповое давление и конформизм.
  9. Раскройте сущность различных видов межгрупповых отношений.
  10. Сопоставьте конфликт и кооперативное сотрудничество как виды межгруппового взаимодействия.
  11. Перечислите меры, обеспечивающие благоприятные отношения между группами.

Рекомендуемая литература

  1. Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
  2. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
  3. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие / Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
  4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
  5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
  6. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
  7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
  8. Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/А. Г. Смирнов. — М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
  9. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
  10. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  11. Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб пособие/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 672 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector