24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций
Методическая разработка
по дисциплине «Психология»
для подготовки к семинарским занятиям
и самостоятельной работы
студентов, обучающихся по направлению
80 100.62 «Экономика»
Казань 2012
Введение
Данная методическая разработка рекомендуется студентам Института экономики и финансов, обучающимся по направлению «Экономика» для использования в процессе изучения дисциплины «Психология». Методическая разработка включает вопросы, выносимые на обсуждение в рамках семинарских занятий, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, списки рекомендуемой литературы по каждой теме.
Семинарские занятия по дисциплине «Психология» проводятся с целью закрепления студентами знаний программных вопросов дисциплины, изложенных на лекционных занятиях, а затем проработанных студентами самостоятельно в процессе подготовки к семинарам.
Для усвоения темы студенты должны проработать все вопросы, выносимые на обсуждение, а также все контрольные вопросы и все задания для самостоятельной работы.
На семинарских занятиях организуется обсуждение вопросов темы и разбор решения заданий, предназначенных для самостоятельной работы студентов. Общее число вопросов, выносимых на обсуждение на семинарских занятиях, позволяет каждому студенту в течение аттестационного периода выступить с сообщением по одному из вопросов.
В методической разработке после каждого вопроса, выносимого на обсуждение, или контрольного вопроса, в скобках указываются номера альтернативных источников, из числа рекомендуемых по теме и соответствующие страницы. Для проработки вопросов и темы в целом студент может выбрать один или несколько источников, с учетом своих предпочтений и наличия источников в библиотеке Института экономики и финансов.
Контролируемая самостоятельная работа
... женской половой сферы; Г) воспалительное заболевание матки. КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (КСР) ПО ОСНОВАМ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЕ ФИО __________________________________________________________ Факультет_______________________ ... 21. Для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний необходимо использовать… А) занятия спортом на профессиональном уровне; Б) оптимальные физические нагрузки; В ...
Уровень усвоения студентами теоретического материала проверяется на семинарских занятиях в форме письменных тестов и кратких устных ответов на задания для самостоятельной работы, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя рекомендуемую литературу к теме.
Тема 1. Психология как наука (1 занятие) Вопросы для обсуждения
- Объект, предмет, принципы, функции, структура психологии и её место в системе наук [1, с. 182 — 186; 2, с. 6 — 9, 12 — 15; 3, с. 4 — 17, 31 — 35; 4, с. 18 — 21; 5, с. 25 — 31; 6, с. 17 — 22; 8, с. 16 — 21; 9, с. 7 — 9; 10, с. 41 — 47; 11, с. 5 — 7, 9 — 12, 14, 16 — 17; 12, с. 7 — 10, 20 — 21, 22 — 27].
- Методы психологии [1, с. 191 — 196; 2, с. 9 — 12; 3, с. 18 — 30; 4, с. 25 — 29; 7, с. 22 — 24; 8, с. 24 — 28; 9, с. 9 — 12; 10, с. 47 — 49; 11, с. 12 — 16; 12, с. 37 — 51].
- История развития психологического знания [1, с. 198 — 215, 232 — 235; 2, с. 15 — 21, 30 — 33; 4, с. 6 -10; 5, с. 9 — 19, 23 — 25; 6, с. 28 — 39; 7, с. 13 — 16; 11, с. 3 — 4, 275 — 278; 12, с. 52 — 74, 95 — 96].
- Психоанализ [1, с. 220 -225; 2, с. 21 — 24; 4, с.
12; 5, с. 20 — 21; 6, с. 39 — 40; 7, с. 18 -19; 10, с. 50 — 51; 11, с. 279 — 280; 12, с. 80 — 81].
- Бихевиоризм [1, с. 215 — 218; 2, с. 24 — 28; 4, с. 11; 5, с. 19 — 20; 6, с. 40 — 42; 7, с. 17; 10, с. 48, 50; 11, с. 278 — 279, 293 — 297; 12, с. 74 — 76].
- Гештальтпсихология и когнитивная психология [1, с. 219 — 220, 229 — 231; 4, с. 11, 16; 7, с. 18 — 20; 8, с. 23; 11. с. 280, 303 — 306; 12, с. 76 — 78].
- Гуманистическая психология [1, с. 226 — 229; 2, с. 28 — 33; 4, с. 13, 16 — 17; 5, с. 21; 6, с. 43, 277- 280; 11, с. 281, 306 — 309; 12, с. 83].
Контрольные вопросы
- Что является объектом, а что — предметом психологии? [4, с. 22; 8, с. 16].
- Где располагается психология по отношению к естественным, социальным и философским наукам в соответствии с классификацией Б.
1 стр., 446 слов
Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века
Боевое ПТСР – актуальная проблема психологии XXI века Фокин А.А. Проблема медико-психологических последствий катастроф, стихийных бедствий, ... , что проблема психологических последствий локальных конфликтов является актуальной в современной психологии. Более того, в связи с тем, что за последнее время ...
М. Кедрова? [11, с. 10; 12, с. 20 — 21].
- Какие три проблемы являются философско-психологическими? [2, с. 13].
- Какие три проблемы являются социально-психологическими? [2, с. 13 — 14].
- В каких трёх отраслях психологии проявляется взаимосвязь психологии и экономики? [6, с. 388, 482, 582].
- В какой отрасли психологии проявляется взаимосвязь психологии и педагогики? [3, с.11].
- Каковы определения таких методов психологии, как: анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент? [7, с. 23 — 24].
- Какие методы психологии могут быть свободными и стандартизированными? [4, с. 26 — 27].
- Чем отличаются такие виды наблюдения, как: включённое, стороннее, свободное, стандартизированное? [4, с. 26 — 27].
- Как называется наблюдение человека за собственными психическими явлениями? [7, с. 23].
- Каковы отличия таких видов опроса, как: закрытый, открытый, письменный, устный? [4, с.
27].
- Как называется метод психологии, выявляющий влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных? [6, с. 23].
- Каковы отличия таких видов эксперимента, как: естественный, констатирующий, лабораторный, формирующий? [1, с. 192; 7, с. 23].
- Как называется стандартизированный метод психологического исследования, позволяющий получать точные количественные и качественные данные об изучаемых психических явлениях? [4, с. 97; 9, с. 11].
- Какие три метода являются общими методами социологии и психологии? [2, с. 13].
- В какой отрасли знания первоначально зародились психологические идеи, и когда было дано определение психологии как науки о душе? [7, с. 13].
- В чем суть таких понятий, как: анимизм, гилозоизм, панпсихизм? [6, с. 29].
- Кому присуща психика согласно таким подходам, как: антропопсихизм, биопсихизм, мозгопсихизм и нейропсихизм? [11, с. 20].
- С какого века психология рассматривается как наука о сознании? [5, с. 15; 6, с.
16 стр., 7848 слов
Бакалавр «Психология и социальная педагогика»
... подростка 18 0,72 Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М., 2001 1 Специальная педагогика: Учеб. Пособие/ Под ред. Н.М. Назаровой. – 4-е ... педагогика и домашнее воспитание.- М.,2000 18 Овчарова Р.В. Психология родительства: Учеб. пособие. М.: Академия, 2005 3 Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие ...
31; 7, с. 14 — 15].
- Из какой отрасли знания выделилась психология, и какой философ одним из первых предложил уточнить предмет и метод психологии? [1, с. 207].
- В каком веке психология оформилась как самостоятельная наука, и благодаря какому методу? [7, с. 15].
- Какой западный ученый основал первую в мире психологическую лабораторию, и какой российский ученый основал первую психологическую лабораторию в России? [4, с. 9].
- В каком веке и в каком западноевропейском городе была основана первая в мире психологическая лаборатория? [4, с. 9; 6, с. 37; 10, с. 29; 12, с. 12].
- В каком веке и в каком университете России была основана первая психологическая лаборатория? [4, с. 9].
- Каковы два названия теории З. Фрейда? [1, с. 220; 4, с. 12; 10, с. 32].
- В каком веке и в какой стране возник бихевиоризм? [5, с. 19; 7, с. 17; 10, с. 32].
- Что является предметом исследования таких направлений психологии, как: гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология, психоанализ? [7, с. 18 — 19].
- Какое направление психологии исследует поведение людей? [7, с.
19 стр., 9113 слов
Калюжный А.С. — Психология личности военнослужащего. Учебное пособие — 2004
... концепции Э.Эриксона. Как уже отмечалось, развитие психики и формирование психологии человека (личностных качеств) происходит в результате его ... навыков и умений: 30 Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004 - Стр 4 гибкости - способности личности ... биогенных, социогенных и психогенных элементов. От того, каково содержание личности, во многом зависит как поведет себя ...
17].
- К какому направлению принадлежит психолог, сказавший подростку, что ему не следует винить себя в агрессивности, так как им управляют бессознательные побуждения? [10, с. 32].
- Какое направление психологии утверждает, что сложное целое не сводимо к сумме его элементов? [4, с. 11].
- Чему уделил бы внимание в личности клиента психолог гуманистического направления? [1, с. 226].
- Какое направление психологии признает приоритетными влияния интеллекта, мышления на побуждения, эмоции и поведение человека? [10, с. 34].
Задания для самостоятельной работы
- Французский астроном, математик и физик Пьер Симон Лаплас (1749 — 1827) утверждал, что: «Человечечкий разум испытывает меньше трудностей, когда он продвигается вперёд, чем тогда, когда он углубляется в сомого себя». Чем объясняется трудность познания психики человека?
- Франкоязычный учёный А. Каррель заметил, что: «Никогда познание самих себя не достигнет изящной простоты и красоты физики. Нужно хорошо понимать, что наука о человеке — труднейшая из всех наук». В чём заключается объективная трудность психологии как науки?
- Человек перебирает бумаги на своём столе. Укажите различие между наблюдением и интерпретацией. Что в данном случае является наблюдаемым, а что интерпретацией?
- В чём различие между наблюдением и естественным экспериментом.
- Опишите этапы развития психологии.
- Охарактеризуйте психоаналитическое направление в психологии.
- Предположим, вам хочется, чтобы ваша подруга чаще носила одежду красного цвета. Как бы вы поступили, если бы придерживались позиции бихевиоризма?
- Сопоставьте познавательно-ориентированные направления психологии.
- Дайте характеристику гуманистической психологии.
Рекомендуемая литература
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология: ответы на экзаменационные билеты/А. Г. Маклаков. — СПб.: Питер, 2007. — 224 с.
- Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
- Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
- Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
- Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Составитель и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
- Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
- Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/А. Г. Смирнов. — М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
- Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: 2004. — 448 с.
- Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004.-256 с.
Тема 2. Психика и сознание (1 занятие)
Вопросы для обсуждения
Укажите причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой
... 1. Позитивная 2. Нейтральная 3. Негативная 16. Каковы, по Вашему мнению, отношения: Доброжелательные Скорее доброжелательные, чем ... конкурсов 32. Студенческая жизнь – это не только учеба. Приходилось ли Вам участвовать? Да ... причины, по которым Вы совмещаете работу с учебой __________________________________________________________________ 10. Почему Вы выбрали для обучения именно ...
1. Определение психики [5, с. 34 — 39; 8, с. 12 — 16; 9, с. 8 — 10; 10, с. 36 — 40; 11, с. 17 — 20; 12, с. 85, 87 — 90].
1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн
... различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в ... Так человек научился управлять своим поведением. Исторической концепция называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся ...
2. Развитие психики в процессе филогенеза [1, с. 169 — 197; 2, с. 250 — 252; 3, с. 36 — 38, 53 — 55; 4, с. 30 — 31; 6, с. 57 — 65; 12, с. 96 — 98, 103 — 105].
3. Психика и организм [2, с. 236 — 248; 3, с. 215 — 217; 7, с. 28 — 33; 8, с. 30 — 34; 12, с. 222 — 224].
4. Мозг и психика [3, с. 217 — 219; 6, с. 65 — 68; 7, с. 33 — 38; 8, с. 34 — 41; 9, с. 16 — 29; 10, с. 55 — 69].
5. Структура психики и её функции [3, с. 45 — 52, 70 — 74; 4, с. 171 — 173; 5, с. 39 — 43, 48 — 50; 6, с. 86 — 93; 10, с. 69 — 80; 12, с. 91 — 93].
6. Структура сознания и его состояния [1, с. 68 — 98; 2, с. 252 — 259; 3, с. 67 — 69; 5, с. 43 — 46, 50 — 56; 6, с. 93 — 102; 7, с. 128 — 139].
7. Развитие психики в процессе онтогенеза [2, с. 259 — 270; 3, с. 55 — 63; 4, с. 140 — 141, 193 — 195; 6, с. 295 — 315; 12, с. 111 — 116].
Контрольные вопросы
1.Как называется свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности к активному отражению окружающего мира в его связях и отношениях? [12, с. 85].
2. Что понимается под филогенетическим и онтогенетическим развитием психики? [2, с. 185].
3. Каков объективный критерий возникновения психики? [1, с. 170; 3, с. 37; 6, с. 58; 11, с. 20; 12, с. 97].
4.Какова последовательность возникновения таких стадий психики, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].
5.Какие характеристики психики соответствуют таким её стадиям развития, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].
6. Каковы два свойства сенсороной психики? [4, с. 31 — 32; 12, с. 103].
7. Каковы три свойства перцептивной психики? [4, с. 31 — 32; 12, с. 103].
8. Каковы особенности активности [поведения] живых существ, находящихся на таких стадиях развития психики, как интеллект, перцептивная психика, сенсорная психика, сознание? [2, с. 251 — 252; 4, с. 31 — 32].
9. Как называется относительно динамическое постоянство внутренней среды организма? [8, с. 30].
10. Каково название материального субстрата протекания психических процессов? [8, с. 34].
11. Как называется нервная клетка, состоящая из трех основных частей: тела, дендритов и аксона? [6, с. 63; 8, с. 34; 9, с. 16 — 17].
12. Как называется относительно автономная система мозговых и других органических структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств? [11, с. 60].
13. Как называются нервные пути, проводящие нервные возбуждения от периферии к центру и нервные пути, проводящие нервные возбуждения от центра к периферии? [10, с. 60].
14. Как называется учение, согласно которому каждая психическая функция однозначно связана с работой ограниченного участка мозга? [8, с. 35].
15. Какие части мозга, обеспечивают, соответственно, хороший уровень результатов в естественных науках, вербальных сферах и хороший уровень достижений в творческих профессиях? [9, с. 27 — 28; 11, с. 29].
16. Каковы определения психических свойств, состояний и процессов? [3, с. 48, 50 — 51; 11, с. 24 — 25; 12, с. 91].
17. Каковы три вида психических процессов? [3, с. 48 — 50; 11, с. 24 — 25].
18. Как называются психические процессы, свойства и состояния человека, находящиеся вне сферы его сознания, но оказывающие влияние на его поведение? [3, с. 70].
19. Каковы два виды бессознательных психических явлений? [1, с. 68].
20. Каковы две формы бессознательного? [5, с. 41].
21. Каковы три вида неосознаваемых процессов? [1, с. 68].
22. Каковы три вида неосознаваемых механизмов сознательных действий? [1, с. 68].
23.Как называются действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания? [1, с. 68].
24. Как называется готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в определенном направлении? [1, с. 76].
25. Каковы две функции психики по отношению к внешнему миру? [3, с. 46]
26. Каковы три функции психики? [3, с. 46 — 47].
27. Каковы составляющие структуры сознания по В.П. Зинченко? [11, с. 131].
28. Каковы три свойства сознания? [11, с. 130].
29. Каковы три функции сознания наряду с отражательной функцией? [11, с. 132].
30. Какова главная функция самосознания? [5, с. 51].
31. Каковы три состояния сознания? [5, с. 51].
32. В чем соответственно проявляется действие таких факторов развития, как: активность, наследственность, среда? [3, с. 55].
33. Что соответственно означают такие принципы психического развития, как: принцип дифференциации — интеграции, принцип наследственности — изменчивости, принцип устойчивого динамического неравновесия, принцип цельности развития? [3, с. 57 — 60].
34. Что соответственно означают такие закономерности психического развития, как: дивергентность — конвергентность хода развития, кумулятивность психического развития, неравномерность и гетерохронность развития, сензитивность развития? [3, с. 60 — 63].
35. На чем соответственно основывали периодизации онтогенетического развития такие психологи, как: Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон, Д. Б. Эльконин? [6, с. 302, 307, 309, 311].
Задания для самостоятельной работы
- Какой особенностью психики объясняется то, что: «И песня самая прекрасная не одинаково всем слышится»?
- Психика возникла в ходе биологической эволюции как необходимый механизм приспособления организма к среде:
а) путём изменения строения и функционирования организма;
б) путём изменения поведения:
— за счёт медленных изменений наследуемых форм поведения — инстинктов;
— благодаря развитию способности к индивидуальному научению.
Определите, для каких живых организмов (растения, животные, человек) свойственны данные способы приспособления.
- Проанализируйте основные функции психики.
- Какой уровень психики: сознание или бессознательное проявляется в следующих ситуациях:
— У больного белой горячкой реальная действительность как бы заполняется многочисленными яркими галлюцинациями.
— Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «украсть» бумажник у товарища. Испытуемый не смог выполнить это задание гипнотизёра. Однако другие указания — умыться, взять со стола книгу
— Ученик быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.
— Шестиклассник, которого поддразнивания одноклассников вывели из себя, ударил одного из них, изорвал учебники и тетради.
— Выпускница школы поступила в педагогический институт и объясняет это тем, что она любит детей и ей нравится понятно излагать математические доказательства.
- Охарактеризуйте основные психические процессы.
- Сопоставьтепсихикуи сознание.
- Укажите различия между сознанием и сознательностью.
- Раскройте сущность и структуру сознания.
- Опишите развитие психики в течение жизни отдельного человека.
Рекомендуемая литература
- Гиппенрейтер Ю. Введение в общую психологию: курс лекций/Ю. Гиппенрейтер. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 352 c.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
3. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Составитель и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
8. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
9. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2007. — 480 с.
10. Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
11. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: 2004. — 448 с.
12. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.
Тема 3. Познавательные процессы (2 занятия)
Занятие 1
Вопросы для обсуждения
- Ощущение: сущность, закономерности (свойства) и виды. Пороги ощущений [1, с. 283 — 286; 2, с. 92 — 116; 3, с. 86 — 91; 4, с. 59 — 62; 5, с. 166 — 168, 173 — 176; 6, с. 40 — 43; 7, с. 45 — 52; 8, с. 81 — 87; 9, с. 41 — 44; 10, с. 117 — 127].
- Восприятие: сущность, формы, виды, уровни, свойства. Нарушения восприятия [1, с. 286 — 294; 2, с. 117 — 123; 3, с. 92 — 97; 4, с. 62 — 65; 5, с. 166, 176 — 187; 6, с. 44 — 48; 7, с. 52 — 62; 8, с. 87 — 93; 9, с. 44 — 46; 10, с. 127 — 135].
- Внимание: его физиологическая основа, функции, виды и свойства. Расстройства внимания. [1, с. 332 — 335; 2, с. 132 — 134; 3, с. 99 — 105; 4, с. 67 — 68; 5, с. 155 — 165; 6, с. 48 — 51; 8, с. 78 — 81; 9, с. 52 — 55; 10, с. 135 — 140].
- Память: её процессы, виды, характеристики эффективности и закономерности запоминания. Виды амнезий [1, с. 295 — 305; 2, с. 135 — 142; 3, с. 106 — 126; 4, с. 68 — 73; 5, с. 189 — 195; 6, с. 54 — 61; 8, с. 93 — 96; 9, с. 61 — 66; 10, с. 140 — 148].
- Представление: его сущность, характеристики, функции и виды [2, с. 125 — 131; 7, с. 63 — 65].
Контрольные вопросы
- Какие процессы называются познавательными? [5, с. 89].
- Каковы определения таких познавательных процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память? [3, с. 92, 100, 107].
- Что понимается под верхним, нижним и диффреренциальным порогами ощущений? [6, с. 43; 7, с. 49; 9, с. 42].
- Какая органическая система обеспечивает живым существам способность к ощущениям? [3, с. 86].
- Какая структура мозга человека обеспечивает осознаваемые ощущения? [10, с. 120].
- Каковы три типа ощущений по своеобразию стимулов-раздражителей? [2, с. 102].
- Каково соотношение восприятия и ощущений? [3, с. 92 — 93; 10, с. 128].
- Какой орган нервной системы делает восприятие состоявшимся? [10, с. 128].
- Как называется ошибочное восприятие реальных вещей или явлений? [6, с. 48; 8, с. 90].
- В чем заключается апперцепция? [2, с. 120; 6, с. 44].
- Каковы три свойства восприятия наряду с предметностью? [3, с. 93].
- Какое свойство восприятия заключается в способности человека воспринимать мир в форме отдельных предметов? [3, с. 93]
- Какое свойство восприятия заключается в том, что его образ возникает сразу, даже при недостатке необходимых для его полного построения элементов? [3, с. 93].
- Какое свойство восприятия заключается в относительном постоянстве его образа, несмотря на изменяющиеся условия восприятия? [3, с. 93].
- Какое свойство восприятия заключается в обобщённом характере его образа? [3, с. 93].
- Каковы три вида памяти по времени сохранения материала? [2, с. 139; 3, с. 108].
- Какой вид памяти, связан с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации? [3, с. 109].
- Как называется вид памяти, способной хранить информацию в течение практически неограниченного срока? [3, с. 110].
- Как называется вид памяти, представляющей собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени? [3, с. 109].
- Какой вид памяти рассчитан на хранение информации в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней? [3, с. 110].
- Как называется вид памяти, в которой информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству? [3, с. 111].
- Каковы три вида памяти в соответствии с запоминаемым материалом? [2, с. 141 — 142; 3, с. 121 — 123].
- В чем заключается сущность таких видов памяти, как зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная? [3, с. 112].
- Каковы три вида амнезии по динамике протекания мнемических процессов? [4, с. 72 — 73].
- Как называется явление улучшения со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений? [3, с. 121; 6, с. 58].
- Какова сущность таких свойств внимания, как: концентрация, устойчивость, переключение, распределение? [3, с. 100 — 101].
- Какие три вида внимания выделяют по степени активности субъекта? [5, с. 159].
- Каково условие возникновения произвольного внимания? [3, с. 102].
- Какой фактор обуславливает послепроизвольное внимание? [1, с. 333].
- Как называется процесс и результат воспроизводства какого-либо объекта, события, явления в виде образа? [2, с. 125].
- Каковы три вида представлений в зависимости от модальности рецепторов, участвующих в воспроизводстве предметов или явлений? [2, с. 129 — 131].
- Как называются полные красочные представления после однократного и непродолжительного восприятия? [2, с. 131].
- Какова сущность таких функции представлений, как сигнальная, регулирующая, настроечная? [2, с. 127 — 128].
- Каковы три особенности представлений? [2, с. 125 — 126].
- Как называются представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов? [2, с. 131].
Задания для самостоятельной работы
- Дайте общую характеристику познавательной сферы личности.
- Определите, какие закономерности ощущений имеют место в следующих примерах:
— При виде лимона у многих людей выделяется слюна и ощущается вкус кислого.
— Музыкант слышит разницу между звуками в 1/8 тона, тогда как обычный человек может уловить разницу в ½ тона.
— Когда человек начинает носить жесткие контактные линзы, они ему очень мешают, но со временем он престаёт их ощущать.
— Обычно люди видят в радуге лишь 7 цветов, но китайские школьники, благодаря специальным упражнениям, видят в ней свыше 30 оттенков цветов.
— Почему водителям не мешают игрушки, висящие перед лобовым стеклом автомобиля?
— Почему человек не ощущает пылинок, оседающих на его лице, а попавшую на лицо снежинку ощущает?
— Почему люди, живущие в экологически загрязненных районах, при выезде на природу могут испытывать головокружение и даже головную боль?
— Чем объяснить, что йог может ходить по лезвиям клинков без обуви, не ощущая боли?
— Почему люди, живущие в странах с теплым климатом, хуже переносят морозы?
— Почему человек не замечает тиканья часов в комнате?
— Человек пьет горячий сладкий чай. Почему этот же самый чай, но холодный, кажется более сладким?
- В какой из ситуаций имеет место иллюзия восприятия:
а) сотрудник, опоздавший на работу, старается незаметно пройти мимо начальника;
б) студент, боясь экзамена, все воспринимает в негативном свете;
в) толстяк выглядит более стройным в несколько великоватом костюме.
- Как может повлиять на наше восприятие нового места работы предварительное сообщение о том, что это не работа, а развлечение?
а) работа покажется нам более трудной;
б) работа покажется нам скучной;
в) работа доставит нам удовольствие.
- Определите, какие свойства внимания проявились в следующих ситуациях:
В дружеской компании возникла дискуссия о том, кого можно назвать более внимательным. Один из друзей сказал:
«Артем очень внимательный. Когда он читает книгу или слушает, что ему говорят, то ничто не может его отвлечь: ни появление кого-нибудь в комнате, ни разговор соседей, ни звук радио. Все его внимание поглощено тем, что он в данный момент делает».
«По-моему, — заметил другой, — Илья более внимательный. С каким бы увлечением он ни рассказывал, ни одна деталь не ускользнет от его внимания. Он видит и слышит все, что делается вокруг».
" Нет уж, Денис внимательнее всех, — сказал третий. — Однажды мы шли по темной дороге, и вдруг вспыхнул и погас свет от электрического фонарика. Мы успели лишь заметить фигуру мужчины, а Денис разглядел все детали его одежды".
- Дайте общую характеристику памяти человека.
- Сравните различные формы и виды памяти.
- Раскройте сущность представления и опишите его характеристики.
Рекомендуемая литература
1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
2. Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
3. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
4. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
5. Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
6. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
7. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
8. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — М.: Академия, 2007. — 480 с.
- Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.
10. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.
Занятие 2
Вопросы для обсуждения
1. Воображение: его виды, характеристики, операции и функции [1, с. 321- 325; 2 с. 127 — 131; 3, с. 167 — 173; 4, с. 144 — 149; 9, с. 101- 103; 10, с. 109 — 113; 11, с. 119 — 123; 12, с. 146 — 154].
2. Мышление: его этапы, операции и формы, виды, качества и стили. Развитие и расстройства мышления [1, с. 305 — 320; 2, с. 109 — 117; 3, с. 143 — 153; 6, с. 207 — 226; 7, с. 61 — 66; 8, с. 65 — 82; 9, с. 96 — 100; 11, с. 90 — 104, 113 — 118; 12, с. 154 — 169].
3. Речь: её функции, виды и характеристики. Развитие и расстройства речи [1, с. 325 — 330; 4, с. 151 — 160; 5, с. 178 — 180; 6, с. 237- 259; 11, С. 126 — 129; 12, с. 170 — 181].
4. Эмоции: их виды, характеристики и функции в психике человека. Теории эмоций [1, с. 340 — 342; 2, с. 132 — 139; 3, с. 174 — 181; 4, с. 247 — 253; 5, с. 124 — 126; 6, с. 128 — 135; 7, с. 99 — 102; 8, с. 108 — 120; 10, с. 134 — 137; 11, с. 149 — 158; 12, с. 182 — 193].
5. Чувства: их виды, характеристики и значение для человека [1, с. 352 — 359; 4, с. 253 — 261; 5, с. 126 — 127; 6, с. 135 — 137; 10, с. 137 — 138; 12, с. 194 — 195].
Контрольные вопросы
- Как называется психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи? [9, с. 101; 11, с. 119].
- Каково содержание таких функций воображения, как: предвосхищение, комбинирование и планирование, целеполагание, проникновение во внутренний мир другого человека? [3, с. 168 — 169].
- Какие живые существа, обладают воображением? [3, с. 167; 11, с. 119].
- Как называется воображение, направленное на решение творческой или личностной задачи? [9, с. 102; 10, с. 109; 11, с. 122; 12, с. 152].
- Как называется вид воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, знаков
и т. д. [3, с. 171; 11, с. 121; 12, с. 152]. - Каковы особенности пассивного вида воображения? [11, с.123].
- Каково содержание таких приемов воображения, как: гиперболизация, агглютинация, акцентирование, типизация? [10, с. 110; 12, с. 153].
- Каково содержание таких форм воображения, как: мечта, галлюцинация, грезы? [4, с. 146].
- Каково содержание антиципирующего воображения? [11, с. 122; 12, с. 153].
- Каково содержание таких операций воображения как ассоциация и диссоциация? [11, с. 123; 12, с. 152].
- Как называется наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающей связи и отношения между познаваемыми объектами? [1, с. 305; 3, с. 143; 5, с. 73; 11, с. 90].
- Каково содержание функции, задачи и источника мышления? [11, с. 90].
- Каково содержание таких видов мышления, как: теоретическое, репродуктивное, дискурсивное? [1, с. 315 — 317].
- Каково содержание таких видов мышления, как: практическое, творческое, интуитивное, реалистическое? [1, с. 315 -317; 11, с. 94 — 95].
- Какова последовательность освоения таких видов мышления, как: наглядно действенное, наглядно образное, словесно-логическое? [11, с. 90].
- Как называется вид мышления, для которого характерна нечувствительность к противоречиям, синкретизм, трансдукция? [11, с. 91].
- Каково содержание таких видов мышления, как: аутистическое, дивергентное, конвергентное? [1, с. 316 — 317].
- Как именуется умозаключения, переходящее от одного частного случая к другому, минуя стадию обобщения? [11, с. 91].
- Как называется операция отбрасывания единичных признаков при сохранении общих? [3, с. 147; 11, с. 100].
- Каково содержание таких операций мыслительной деятельности, как: абстракция, анализ, синтез, сравнение? [10, с. 73 — 74; 11, с. 100 — 101].
- Как называется вынесенная вовне психика субъекта, посредством которой человек имеет возможность быть понятым окружающими? [6, с. 237].
- Каковы три функции речи? [11, с. 127].
- Кому свойственна речь? [4, с. 38].
- Каково содержание таких сторон коммуникативной функции речи, как: информационная, выразительная и волеизъявительная? [11, с. 127].
- Какие две пары видов речи основные? [1, с. 327 — 328; 4, с. 151; 11, с. 128 — 129].
- Как называется вид речи, направленный на переработку воспринятой информации и подготовку высказываний? [11, с. 129].
27. Каковы две группы эмоций и чувств в зависимости от их влияния на активность человека? [3, с. 175].
28. Каково содержание таких функций эмоций, как: компенсаторная, мобилизующая, сигнальная? [3, с. 174 — 175].
29. Какова сущность таких эмоциональных состояний, как эмоции, чувства, аффекты, страсти? [4. с. 251, 252 — 253, 255].
30. Какова сущность таких видов эмоций, как эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик, настроение, конфликтные эмоциональные состояния: стресс, аффект, фрустрация? [3, с. 178−181].
31. Каковы три группы выделяемых чувств? [3, с. 181].
32. Какова сущность таких виды чувств по С. Л. Рубинштейну, как органическая чувствительность, предметные чувства, мировоззренческие чувства? [4, с. 257].
Задания для самостоятельной работы
- Какие приемы создания образов воображения использованы в следующих стихах:
(Некрасов Н. А. «Кому на Руси жить хорошо»)
«…старый старичок:
Худой как зайцы зимние.
Весь бел и шапка белая,
Высокая с околышем
Из красного сукна.
Нос клювом как у ястреба,
Усы седые, длинные.
И разные глаза…"
(Пушкин А.С. «Евгений Онегин»).
XVI
«И что же видит?. за столом
Сидят чудовища кругом:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
XVII
Еще страшней, еще чуднее:
Вот рак верхом на пауке,
Вот череп на гусиной шее,
Вертится в красном колпаке,
Вот мельница вприсядку пляшет
И крыльями вертит и машет"
- Охарактеризуйте мышление как психический познавательный процесс.
- Раскройте пути развития профессионального мышления у будущего экономиста.
- Может ли существовать язык без речи, а речь без языка?
- Определите, какие эмоциональные состояния описаны в ситуациях:
а) «Пьер вскочил с дивана и, шатаясь, бросился к ней. — Я тебя убью! -закричал он и, схватив со стола мраморную доску, с неизвестной еще ему силой сделал шаг к ней и замахнулся на нее… Бог знает, что бы сделал Пьер в эту минуту, если бы Элен не выбежала из комнаты» (Толстой Л. Н. «Война и мир»).
б) Страх и волнение не оставляют парашютистов и тогда, когда шелковый купол парашюта раскрывается над ними. Они теряют способность воспринимать происходящее и не могут сделать ни одного разумного движения. Иногда такое состояние не преодолевается и приходится расставаться с мыслью о прыжках.
- Сравните функциональное назначение различных эмоций.
- Какую теорию эмоций иллюстрирует известное изречение: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда»?
- Дайте характеристику чувств человека.
- Сопоставьте виды чувств и способы их выражения.
- Покажите роль чувств в деятельности экономиста.
Рекомендуемая литература
1. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
2. Каменская Е. Н. Основы психологии: конспект лекций/Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 282 с.
- Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 368 с.
4. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
5. Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
6. Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В. Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
7. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006.- 256 с.
8. Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
9. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В. А. Сластенин, В. П. Каширин.- М.: Академия, 2007.- 480 с.
- Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.
11. Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
12. Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.
Тема 4. Личность и деятельность (1 занятие) Вопросы для обсуждения
- Психология личности. Индивид, личность, индивидуальность, субъект [1, с. 364 -365; 2, с. 189 — 196, 205 — 207; 3, с. 176 — 179; 6, с. 78 — 79; 7, с. 121 — 137; 8 с. 53 — 62; 9, с. 120 — 121; 10, с. 152 — 154; 11, с. 37 — 40; 12, с. 212 — 214].
- Направленность и способности личности [1, с. 370 — 373; 2, с. 206, 230 — 235, 267 — 271; 3, с. 199 — 213; 4, с. 110 — 111, 117 — 118, 120 — 124; 6, с. 79 — 80, 81 — 83; 7, с. 187- 193; 8, с. 65 — 77, 127 — 129; 9, с. 180 — 185; 10, с. 118 — 123, 125 — 126; 12, с. 235 — 238].
- Темперамент [2, с. 260 — 266; 3, с. 214 — 219; 4, с. 111 — 114; 6, с. 84 — 86; 8, с. 112 — 115; 9, с. 149 — 155; 10, с. 126 — 129; 11, с. 199 — 204; 12, с. 218 — 222, 224 — 225].
- Характер и его типологии [1, с. 377 — 379; 2, с. 219 — 229, 253 — 259; 3, с. 223 — 259; 4, с. 114 — 117, 132 — 157; 6, с. 90 — 94; 7, с. 166 — 172; 8, с. 115 — 127; 9, с. 162 — 168; 10, с. 123 — 124; 11, с. 206 — 223; 12, с. 225 — 232].
- Деятельность и поведение [1, с. 271 — 281; 2, с. 76 — 88; 5, с. 116 — 119; 7, с. 175 — 187; 10, с. 141 — 144; 11, с. 54 — 57; 12, с. 246 — 249].
- Интеллект и творчество [2, с. 154 — 166; 5, с. 119 — 122, 207 — 209; 6, с. 66 — 71; 11, с. 105 — 111, 115 — 118].
- Психическая регуляция поведения и деятельности [2, с. 182 — 184, 236 — 237; 3. с. 234 — 243, 262 — 266; 4, с. 118 — 120; 5, с. 138, 149 — 154; 6, с. 95 — 97, 103 — 105; 7 с. 146 — 150; 8, С 65 — 74; 9, с. 123 — 125; 11, с. 268 — 274; 12, с. 199 — 205, 238 — 246].
Контрольные вопросы
1. Каково содержание понятий индивид, субъект, личность, индивидуальность? [1, с. 364 — 365; 8, с. 54].
2. Каким образом понятия индивид, субъект, личность, индивидуальность, сочетаются с понятиями деятельность, личность, природа, общество? [1, с. 364 — 365].
3. Каков основной признак личности? [2, с. 206].
4. Каковы составляющие структуры личности по К. К. Платонову? [2, с. 208 — 209; 7, с. 142 — 143].
5. Каковы три составляющие структуры личности по З. Фрейду? [1, с. 380 — 381; 2, с. 197 — 198; 3, с. 182 — 183; 7, с. 137 — 138].
6. Каковы составляющие структуры личности согласно деятельностному подходу? [2, с. 206; 5, с. 287].
7. Каковы составляющие направленности личности? [2, с. 206; 5, с. 287].
8. Как называется совокупность психологических свойств человека, которые позволяют ему осуществлять тот или иной вид деятельности? [2, с. 206; 7, с. 187, 188].
9. Как называются врожденные индивидуальные особенности, способствующие овладению или выполнению деятельности? [7, с. 189; 9, с. 182].
10. В какой сфере проявляются и формируются способности? [7, с. 190].
11. Каковы три пары видов способностей? [3, с. 200 — 201; 6, с. 81 — 82].
12. Каковы два уровня развития способностей? [6, с. 82].
13. Каково содержание понятий одаренность, талант, гениальность? [2, с. 269 — 270; 3, с. 202; 8, с. 128].
14. Как называется упорядоченная совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей личности, которые проявляются в деятельности, поведении и общении? [7, с. 166].
15. Как называется дисгармоничность развития характера, гипертрофированная выраженность отдельных его черт? [2, с. 259; 7, с. 167].
16. Кто автор понятия «акцентуации характера»? [1, с. 377; 7, с. 167].
17. Каковы особенности таких типов характера, как: морально-волевые, аморально-волевые, морально-безвольные и аморально-безвольные? [5, с. 288].
18. Как называется совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя? [2, с. 207; 5, с. 288].
19. Каковы три функции самоконтроля? [2, с. 207; 5, с. 278].
20. Как называется целенаправленная активность человека? [7, с. 178].
21. Каковы три элемента структуры деятельности? [11, с. 54].
22. Каково содержание цели деятельности? [7, с. 181].
23. Каковы две основные единицы деятельности? [7, с. 179].
24. Каково содержание таких видов действий, как сенсорные, моторные, предметные и мыслительные? [11, с. 56].
25. Каковы три формы деятельности кроме идеологической? [12, с. 249].
26. Каковы три основных вида деятельности кроме игры? [11, с. 56].
27. Как называется способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия? [1, с. 359; 6, с. 95].
28. Каковы три основных признака волевого акта (кроме приложения усилий для его выполнения)? [6, с. 95].
29. Каково содержание таких характеристик воли, как: сила воли, настойчивость, выдержка? [6, с. 96].
30. По каким трём направлениям, кроме выработки волевых качеств, идет развитие воли? [6, с. 97]
31. Как называется относительно устойчивая система умственных способностей? [1, с. 473; 7, с. 191].
32. Каково содержание таких качеств интеллекта, как: глубина ума, гибкость и подвижность ума, критичность мышления, широта мышления? [2, с. 158].
33. Как называется деятельность, порождающая нечто качественно новое? [2, с. 164].
34. Каковы три способности к творческому мышлению? [2, с. 164].
35. Какова последовательность реализации таких этапов творческого процесса, как: озарение — неожиданное появление решения, подготовка (зарождение идеи), проверка решения, созревание решения проблемы? [2, с. 160].
Задания для самостоятельной работы
- На 2.5 млн. новорождённых приходится пара сиамских близнецов сросшихся какими-либо частями своих тел. Являются ли сиамские близнецы индивидами и личностями?
- Поясните высказывание А. Пьерона о том, что новорождённый — не человек, а только «кандидат в человека».
- Сравните истинность противоположных суждений:
а) «Личность присуща каждому человеку» (Психология управления. Курс лекций. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М: ИНФРА-М, 1999.- С.14).
б) «Можно ли назвать личностью опустившегося выпавшего из общества бомжа? Разумеется — нет.» «А преступника? Трудно сказать о душегубе, что он личность.» (Гуревич П. С. Психология, Учеб. пособие.-М.: Знание, 1999.- С. 238, 236).
- Как соотносятся психологическое понятие «личность» и юридическое понятие «вменяемость»?
- Являлся ли личностью чеховский злоумышленник, отвинчивавший на железной дороге гайки, и использовавший их в качестве гру́зила для рыбацкой снасти?
- Могут ли существовать личность без индивида и индивид без личности?
- По меткому выражению актёра В. Гафта, такие выдающиеся художники, как А. Шилов, работая над портретами некоторых заказчиков, «…не стесняясь пишут маски, когда лица под маской нет». Что отсутствует в личности подобных заказчиков?
- Раскройте психологическуюструктуруличности.
- Дайте характеристику направленности личности.
- Раскройте понимание способностей как психического свойства личности.
- Назовите физиологическую основу способностей.
- Дайте психологическую оценку следующим стереотипным суждениям:
— Талантливый человек талантлив во всём.
— Все талантливые люди немного сумасшедшие, а все сумасшедшие в чём-то талантливы.
- Раскройте понимание темперамента и его физиологической основы.
- Дайте характеристику основных видов темперамента.
- Раскройте понимание характера как психического свойства личности.
- Охарактеризуйте общие и специфические черты характера человека.
- Опишите профессиональные четы характера экономиста.
- Определите, в каких ситуациях осуществляется деятельность:
— Компьютер выполняет вычисления.
— Человек вздрагивает от внезапного звука.
— Актер играет роль на сцене.
— Вулкан извергает огненную лаву, пепел и дым.
— Ребенок, сидя внутри лежащего на полу стула, изображает езду на автомобиле.
— Учащийся читает книгу, делает выписки, готовясь к занятию.
— Подростки крушат памятники на кладбище.
— Кандидат в депутаты выступает перед избирателями.
— Старшеклассники обсуждают проблему выбора специальности профессионального образования.
— Котенок ловит лапой муху, мечущуюся по оконному стеклу.
- Сопоставьтеповедениеи деятельность.
- Охарактеризуйте интеллект как совокупность умственных способностей.
- Выделите этапы и особенности творческого процесса, описанные А. С. Пушкиным в стихотворении «Осень»:
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
- Проанализируйте волевую регуляцию поведения и деятельности.
Рекомендуемая литература
- Григорович Л.А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
- Мананикова Е.Н. Основы психологии: учеб. пособие/Е. Н Мананикова. — М.: Дашков и Ко, 2007. — 368 с.
3. Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
- Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
- Психология: учебник для гуманитарных вузов/ Под общ. ред. В. Н. Дружинина — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006.- 256 с.
- Реан А. А. Психология и педагогика: учеб. пособие/А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум — СПб.: Питер, 2007. — 432 с.
- Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин.- М.: Академия, 2007.- 480 с.
- Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/ А. Г. Смирнов. — Институт психотерапии, 2005.- 224 с.
- Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
- Филатов Ф. Р. Психология/Ф.Р. Филатов.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.- 256 с.
Тема 5. Социально-психологические явления (1 занятие)
Вопросы для обсуждения
- Общение, его содержание, функции, средства и виды [1, с. 70 — 71, 76 — 86; 2, с. 435 — 436; 3, с. 272 — 280; 5, с. 159 — 162, 178 — 182, 187 — 197; 6, с. 362 — 366; 7, с. 147 — 149, 152 — 157; 10, с. 337 — 342, 344 — 346].
- Стороны общения [1, с. 72 — 76, 86 — 93, 96 — 118; 2, с. 436 — 446; 5, с. 163 — 178, 182 — 187, 197 -203; 6, с. 366 — 367; 7, с. 150 — 152, 154 — 160; 10, с. 343 — 344, 346 — 353].
- Межличностные отношения [1, с. 61 — 65; 3, с. 282 — 284; 4, с. 59 — 60; 6, с. 361 — 362].
- Психология конфликта [1, с. 92 — 93; 3, с. 288 — 292; 4, с. 60 — 61].
- Психология малых групп [1, с. 166 — 172, 180 — 189, 208 — 214; 2, с. 447 — 449; 4, с. 62 — 71; 6, с. 370 — 375, 376 — 378; 7, с. 174 — 178; 8, с. 194 197; 9, с. 210 — 213; 10, с. 371 — 378].
- Психология лидерства [1, с. 190 — 197; 4, с. 71 — 74, 79 — 82; 6, с. 375 — 376; 10, с. 387 — 390].
- Межгрупповые отношения и взаимодействия [6, с. 378 — 380; 10, с. 381 — 387; 11, с. 473 — 481].
Контрольные вопросы
- Каковы два фактора, обуславливающие социально-психологические явления? [9, с. 186].
- Как называется процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности? [5, с. 204].
- Каковы стороны общения? [2, с. 436; 5, с. 161; 7, с. 149].
- Каковы функции общения? [3, с. 272; 5, с. 162].
- Каковы виды общения? [10, с. 341 — 342].
- Каковы средства общения? [10, с. 345 — 346].
- В чём заключается сущность межличностных отношений? [3, С 282].
- Какие факторы обуславливают развитие межличностных отношений? [3, с. 282].
- Каковы этапы развития межличностных отношений? [3, с. 283].
- Каковы виды дружбы? [3, с. 283].
- Каков механизм развития межличностных отношений? [3, с. 283; 6, с. 352].
- Что означает эмпатия? [3, с. 283; 6, с. 362].
- Каковы уровни эмпатии? [3, с. 283; 6, с. 362].
- Каковы три типа поведения участников конфликта? [3, с. 290].
- Какое минимальное количество людей образует малую группу? [6, с. 370].
- Каковы три условия существования малой группы? [1, с. 166].
17. Каковы понятия групп членства, первичных и формальных групп? [1, с. 170 — 172].
18. Какие группы, дополняют группы членства, первичные и формальные группы? [1, с. 170].
19. Каковы понятия вторичных, неформальных и референтных групп? [1, с. 170 — 172].
- Какова задача лидера группы? [1, с. 191].
- Какова особенность лидера группы? [1, с. 191].
- Кто становится лидером согласно таким теориям лидерства, как: ситуативная, харизматическая, ценностная? [1, с. 192 — 194; 4, с. 73 — 74].
- В чём заключается групповое давление? [3, с. 307; 6, с. 377].
- Что означают конформизм внешний и внутренний, и негативизм? [1, с. 181; 6, с. 377].
- Каковы два психологических механизма внутреннего конформизма? [6, с. 377].
- Какая позиция противостоит негативизму? [1, с. 181].
- Какой стадии в своем развитии достигают малые группы? [1, с. 209].
- Каковы три основных признака коллектива? [1, с. 211].
- При каком условии любая совокупность людей характеризует себя как группу? [10, с. 383; 11, с. 475].
- Каковы различия в восприятии членов одной и разных групп? [10, с. 383 — 384; 11, с. 475].
- Какова сущность внешнегрупповой дискриминации, внутригруппового фаворитизма и этноцентризма? [6, с. 379].
- Что означают такие процессы, как: социальная идентификация, социальная категоризация и социальное сравнение? [6, с. 380].
- Какова последовательность протекания таких процессов, как: межгрупповая дискриминация, межгрупповая дифференциация, социальная идентификация, социальная категоризация, социальное сравнение? [11, с. 476].
- Какие виды взаимодействий между группами имеют соответственно негативный и позитивный характер? [11, с. 475 — 476].
- Какие меры обеспечивают позитивные отношения между группами? [11, с. 478 — 479].
Задания для самостоятельной работы
- Раскройте общение как процесс взаимодействия субъектов.
- Женщина со смехом заявляет собеседнику, что разгневана, Что на самом деле она хочет ему сообщить?
- Вы мирно беседуете со своим лучшим другом. На каком расстоянии от него вы будете стоять?
- Опишите структуру и функции общения.
- Охарактеризуйте межличностные отношения как составную часть взаимодействия.
- Раскройте психологию конфликта.
- Дайте характеристику психологии малой группы.
- Охарактеризуйте лидерство, групповое давление и конформизм.
- Раскройте сущность различных видов межгрупповых отношений.
- Сопоставьте конфликт и кооперативное сотрудничество как виды межгруппового взаимодействия.
- Перечислите меры, обеспечивающие благоприятные отношения между группами.
Рекомендуемая литература
- Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2008. — 363 с.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие/ Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
- Мананикова Е. Н. Основы психологии: учеб. пособие / Е. Н. Мананикова. — М.: Дашков и К, 2007. — 368 с.
- Немов Р. С. Общая психология: краткий курс/Р. С. Немов. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.
- Островский Э. В. Психология и педагогика: учеб. пособие/Э. В. Островский, Л. И. Чернышова; под ред. Э. В. Островского. — М.: Вузовский учебник, 2008. — 384 с.
- Психология: учебник для гуманитарных вузов/Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб.: Питер, 2005. — 651 с.
- Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов/ Сост. и ответ. ред. А. А. Радугин; науч. ред. Е. А. Кротков. — М.: Библионика, 2006. — 256 с.
- Смирнов А. Г. Практикум по общей психологии: учеб. пособие/А. Г. Смирнов. — М.: Институт психотерапии, 2005. — 224 с.
- Столяренко А. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов/А. М. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 527 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии в экзаменационных вопросах и ответах. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
- Столяренко Л. Д. Основы психологии: учеб пособие/Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 672 с.
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление: