Институт педагогики и психологии образования

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра теории и истории педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

34 400 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (бакалавр)

Профиль подготовки — физическая реабилитация

Москва — 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии образования (протокол заседания кафедры № __от __.__. 2011)

Утвержден на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования, протокол № … от …2011

Составитель: ассистент кафедры теории и истории педагогики, к.пед.н. Зубенко Н.Ю.

Заведующий кафедрой — профессор, д. п. н., профессор Данилюк А.Я.

Описание учебно-методического комплекса дисциплины «Педагогика»

Данный учебно-методический комплекс составлен для курса «Педагогика». Учебно-методический комплекс состоит из двух частей.

Первая часть учебно-методического комплекса — программа учебной дисциплины. В ней содержится указание на государственный стандарт, в соответствии с которым разработано содержание курса, определены цели, задачи курса, место учебной дисциплины в основной образовательной программе; изложены требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся; указаны виды профессиональной деятельности, на которые ориентирует данная учебная дисциплина; изложены требования к уровню усвоения дисциплины. В первой части учебно-методического комплекса раскрывается содержание основных разделов и тем дисциплины «Педагогика», приводится список литературы.

9 стр., 4411 слов

Требования к уровню освоения дисциплины. Учебно-методический комплекс курса

... ; Учебно-методический комплекс курса «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально образования по специальностям «Дошкольная педагогика ...

Вторая часть учебно-методического комплекса — методические рекомендации, содержащие указания на виды учебной работы (аудиторные занятия и самостоятельная работа) и их трудоемкость. Названы темы групповых занятий, приведены вопросы и проблемы для обсуждения на семинарах. Приводится список рекомендованной литературы по каждой из тем. В заключение даны вопросы для подготовки к экзамену.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии образования

кафедра теории и истории педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС дисциплины

«ПЕДАГОГИКА»

Часть I. Программа учебной дисциплины

34 400 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (бакалавр)

Профиль подготовки — физическая реабилитация

Москва — 2011

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания младшего школьника. Социализация личности ребёнка Учебно-методическая карта дисциплины (озо – 5,5 г.) № Наименование разделов, тем ... -культурных условиях. Внеурочная воспитательная деятельность. Формы организации внеклассной работы. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Воспитательная система: сущность, структура, основные ...

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии образования (протокол заседания кафедры № __от __.__. 2011)

Утвержден на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования, протокол № … от …2011

Составитель: ассистент кафедры теории и истории педагогики, к.пед.н. Зубенко Н.Ю.

Заведующий кафедрой — профессор, д. п. н., профессор Данилюк А.Я.

Пояснительная записка

Цель дисциплины — формирование профессиональной компетенции студентов в области общепедагогической подготовки.

Задачи дисциплины:

А) развитие познавательных и креативных умений, в том числе умений аналитической работы с учебной и научной литературой;

Б) развития умений самостоятельной организации учебной и учебно-исследовательской работы;

В) усвоение предусмотренного государственным образовательным стандартом объема знаний;

Г) создание условий для формирования нравственного и духовного облика специалиста.

Место дисциплины в основной образовательной программе:

Учебная дисциплина «Педагогика» формирует общий педагогический кругозор студентов, дает представление о характере развития теории и практики обучения и воспитания в процессе развития человеческой цивилизации, о формировании философских основ и методологических позиций данной науки.

Требования к первоначальному уровню подготовки обучающихся (см. стандарт):

Предшествующий уровень образования абитуриента для полного срока обучения — среднее (полное) общее образование. Студенты, приступающие к изучению общей педагогики должны иметь прочные знания по зарубежной и отечественной истории, представление о наиболее общих законах развития общества, человека и природы; иностранный язык в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом.

Указание видов профессиональной деятельности, на которые ориентирует дисциплина (см. стандарт):

— учебно-воспитательная;

— социально-педагогическая;

— культурно-просветительская;

— научно-методическая;

— организационно-управленческая

Требования к уровню освоения дисциплины:

Обучающиеся должны иметь представление о месте педагогического знания в системе наук.

Знать основные категории педагогики; основные научные походы в отечественной и зарубежной педагогике.

Уметь активно использовать усвоенные знания в ходе решения учебных и практических задач.

Иметь навыки профессионально-педагогического анализа основных форм учебной и воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

Процесс изучения дисциплины «Педагогика» направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

общекультурных (ОК):

  • готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия способен к диалогу с преподавателями других культурных государств (ОК-1);
  • способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
  • владение культурой мышления, способен к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-4);
  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);
  • готовность к взаимодействию (кооперации) с коллегами, работе в коллективе, знает принципы и методы организации и управления малыми коллективами (ОК-6);
  • способность находить организационно-управленческие решения вне стандартных ситуациях и готоность за них нести ответственность (ОК-7);
  • знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать Гражданский кодекс Российской Федерации, другие нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-8);
  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
  • готовность критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-10);
  • способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);
  • владение одним из иностранных языков на уровне бытового общения; способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-18);

профессиональные (ПК):

в области педагогической деятельности:

  • умением определять цели и задачи адаптивной физической культуры как фактора гармоничного развития личности, укрепления здоровья, физической реабилитации лиц с отклонениями в состоянии здоровья (ПК-6);
  • умением изучать с позиций достижений психолого-педагогической и социологической науки и передовой практики коллектив и индивидуальные особенности лиц с отклонениями в состоянии здоровья в процессе занятий тем или иным видом адаптивной физической культуры и использовать полученную информацию при планировании и построении занятий (ПК-10);
  • знанием потребности человека, его ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, эмоции и чувства (ПК-11);
  • знанием современные идеалы европейской и мировой культуры (ПК-12);
  • умением формировать ценности адаптивной физической культуры, здорового образа жизни у лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их способности вести самостоятельную жизнь, самосовершенствоваться и самоактуализироваться (ПК-16).

Распределение тематических разделов дисциплины

Название темы

РАЗДЕЛ 1. Общие основы педагогики

1.

Предметно-проблемное поле современной педагогики

2.

Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

3.

Образование как общественное явление и педагогический процесс

4.

Методология педагогики и методы педагогических исследований

РАЗДЕЛ 2. Теория обучения (дидактика)

5.

Сущность процесса обучения

6.

Законы, закономерности и принципы обучения

7.

Содержание образования

8.

Методы и средства обучения

9.

Формы организации учебного процесса

10.

Диагностика и контроль в обучении

11

Современные технологии обучения

РАЗДЕЛ 3. Теория воспитания

12.

Сущность воспитания

13.

Воспитание как педагогический процесс

14.

Формирование личности в процессе воспитания

15.

Методы, средства и формы воспитания

16.

Коллектив как средство воспитания

17.

Технологии воспитания

РАЗДЕЛ 4. Управление образовательными системами

18.

Основные понятия, принципы, методы и формы управления педагогическими системами

19.

Основы внутришкольного управления

Итоговый контроль — экзамен

Содержание дисциплины:

Названия разделов и/или тем в порядке их освоения,

Краткое изложение их содержания

Раздел 1. Общие основы педагогики

Предметно-проблемное поле современной педагогики. Общее представление о педагогике как гуманитарной науке. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.

Специфика объекта педагогики. Позиции ученых в определении предмета педагогики. Фундаментальная и прикладная функции педагогики, уровни их реализации.

Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование. Связь педагогической науки с другими науками о человеке. Взаимосвязь педагогической теории и практики. Демократические и гуманистические тенденции в современной педагогике.

Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития. Подходы к исследованию происхождения системы образования и воспитания в социологии и педагогике. Зарождение воспитания в первобытнообщинном обществе и его становление как социального института. Идеи народной педагогики.

Основные этапы развития педагогической мысли в истории человечества.

Педагогическая мысль античности. Сократ, Платон, Аристотель. Квинтилиан.

Период Средневековья. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VII в.).

Догматический характер обучения. Августин, Фома Аквинский.

Культура и наука в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.).

Всесторонне развитая, социально-активная личность — гуманистический идеал эпохи. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень).

Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях эпохи Возрождения.

Эпоха Нового времени. Изменения в организации образования в ХVII-ХVIII вв. Зарождение идей всеобщности обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний, идеи просвещения школы как гражданской обязанности.

Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Принципы и методы обучения. Классно-урочная система организации учебного процесса.

Школьное образование в ХVII-ХVIII вв. в Англии. Педагогическая концепция Дж. Локка.

Движение Просвещения во Франции (середина ХVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо.

Просветительские реформы начала ХVIII века. Организация государственных светских учебных заведений (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.).

Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.

Школьная реформа 1782−1786 гг. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды Ушинского.

Зарубежная школа и педагогика в начале ХХ века. Проблемы национальных систем образования. Поиск путей перестройки школы. Факторы, влиявшие на изменение характера школьной практики.

Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В.А. Лай).

Содержание экспериментальной педагогики.

Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как прагматической значимости: «истинно то, что полезно».

Трудовая школа (Г. Кершенштейнер).

Обеспечение учащихся профессиональной подготовкой с приданием ей нравственного значения и воспитание гражданина-патриота как главная задача школы. Идея для дополнительной школы для работающих подростков.

Развитие советской педагогики на основе марксизма-ленинизма, деятельность ее выдающихся представителей. С.Т. Шацкий и организация опытной работы в области педагогики. «Трудовая школа» П.П. Блонского и значение этой работы в начальный период строительства советской школы. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи.

Образование как общественное явление и педагогический процесс. Сущность образования как педагогической категории. Педагогический процесс. Генезис образования как социального явления. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию.

Методология педагогики и методы педагогических исследований. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях. Экзистенциализм, неотомизм, позитивизм, прагматизм, феноменология диалектический материализм как основания педагогических исследований.

Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическим парадигмами: аксиоматический, синергетический, системный, феноменологический; аксиологический, антропологический, деятельностный, культурологический, этнопедагогический подходы.

Логика педагогического исследования. Методы и методики изучения педагогической действительности (изучение педагогического опыта, методы теоретического исследования, математические методы).

Система методов педагогического исследования. Наблюдение и его этапы.

Понятие эксперимента. Контролируемая переменная и идеалдьный эксперимент.

Раздел 2. Теория обучения (дидактика)

Сущность процесса обучения. Общее понятие о «дидактике». Сведения из истории дидактики. Основные дидактические категории: обучение, процесс обучения, учение, преподавание. Движущие силы процесса обучения — противоречия.

Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.

Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.

Законы, закономерности и принципы обучения. Понятия «педагогический закон», «закономерности обучения». Общие и частные педагогические закономерности.

Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса. Принцип научности. Принцип связи обучения с жизнью. Принцип доступности. Принцип наглядности. Принцип систематичности и последовательности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип воспитывающего обучения. Принцип развивающего обучения. Принцип природосообразности. Принцип дифференцированного и индивидуального подходов. Принцип гуманизации процесса обучения и др.

Содержание образования. Понятие и сущность содержания образования. Источники формирования содержания образования. Исторические и современные тенденции развития содержания образования.

Дифференциация, гуманизация, фундаментальность и практическая направленность, вариативность современного школьного образования. Содержание образования как средство развития личности и формирования её базовой культуры. Сущность содержания образования и его исторический характер. Теории формирования содержания образования. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.

Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники. Уровневая и профильная дифференциация.

Образовательные стандарты и перспективы развития образования в общеобразовательной школе.

Методы, средства и формы обучения. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Эволюция методов обучения. Классификация методов обучения: по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся. Бинарная классификация методов обучения (Махмутов М.И.), классификация, основанная на четырех признаках (Шаповаленко С.Г.).

Взаимосвязь методов обучения.

Средства обучения: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; простые, сложные. Технические средства обучения (ТСО).

Виды и классификация ТСО.

Выбор методов и средств обучения.

Понятие форм обучения и форм организации обучения. Генезис форм обучения: индивидуальное обучение, репетиторство, тьютерство, гувернерство, индивидуально-групповое обучение, проектное обучение. Формы организации учебного процесса. Урок, его структурные компоненты. Классификации типов урока (Казанцев И.В., Иванов С.В., Махмутов М.И., Журавлев В.И., Есипов Б.П., Огородников И.Т. и др.).

Лекция, семинар, конференция, лабораторно-практические занятия, факультативные занятия, экскурсия, производственная практика, самостоятельная работа и др.

Диагностика и контроль в обучении. Диагностика качества обучения. Основные компоненты диагностика: контроль, проверка, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики, тенденций дидактического процесса.

Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный. Методы контроля: устный, письменный, машинный, практический, самоконтроль.

Оценка и учет результатов учебной деятельности: оценка, отметка. Ошибки оценивания.

Современные технологии обучения. Понятие «педагогическая технология обучения». Сведения из истории технологизации обучения. Классификации технологий обучения.

Традиционная технология обучения. Технология развивающего обучения. Технология поэтапного формирования умственных действий. Технология коллективного взаимодействия. Технология полного усвоения. Технология разноуровневого обучения. Технология адаптивного обучения. Технология программированного обучения. Технология проблемного обучения. Технология модульного обучения. Технология концентрированного обучения. Технология проектного обучения. Технология гарантированного обучения. Технология дистантного обучения. Авторские технологии обучения.

Раздел 3. Теория воспитания

Сущность воспитания. Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы. Общие концепции воспитания.

Воспитание как педагогический процесс. Сущность процесса воспитания. Закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания. Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Специфика принципов воспитания. Характеристика основных принципов воспитания: общественная направленность воспитания, связь воспитания с жизнью, воспитание в труде, ориентация на потребности ребенка, воспитание в коллективе, сочетание педагогического руководства с инициативой и самодеятельностью учащихся, принятие ребенка как данность, опора на положительное, гуманизация воспитания, личностный подход, единство воспитательных воздействий и др. Единство и взаимосвязь принципов воспитания в педагогическом процессе.

Формирование личности в процессе воспитания. Проблемы содержания воспитания. Нравственное воспитание. Мораль. Мировоззрение. Гражданское воспитание. Патриотизм. Правовая культура. Трудовое воспитание. Профессиональная ориентация. Профессиональное самоопределение. Эстетическое воспитание. Физическое воспитание. Формирование здорового образа жизни.

Методы, средства и формы воспитания. Понятия «методы воспитания», «средства воспитания», «приемы воспитания». Классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания: методы формирования сознания, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Средства воспитания, виды деятельности: внеурочная деятельность (познавательная, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая).

Формы воспитательной работы: индивидуальные групповые, массовые. Классификация форм воспитательной работы. Характеристика некоторых форм воспитательной работы.

Коллектив как средство воспитания. Роль коллектива в формировании личности. Становление теории коллектива. Сущность, характеристика коллектива: функции, виды, структура. Структура воспитательного коллектива в школе. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. Пути формирования коллектива. Коллективная деятельность, самоуправление, здоровое общественное мнение, традиции, перспективы. Педагогическое руководство процессом формирования коллектива. Особенности руководства коллективами разного возраста. Развитие детского коллектива. Методика работы с коллективом. Школьное самоуправление. Традиции и уклад.

Технологии воспитания. Понятия «технология воспитания», «методика воспитательной работы». Технологический подход к воспитанию, его критерии: конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств, методов измерения результатов воспитания. Технология работы классного руководителя. Технологический цикл воспитательной работы. Технология индивидуальной работы с трудными подростками. Технология воспитательного психологического занятия.

Раздел 4. Управление образовательными системами

Основные понятия, принципы, методы и формы управления педагогическими системами. Педагогический менеджмент. Специфика, предмет, продукт, орудие, результат труда менеджера образования. Принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация управления; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; взаимосвязь единоначалия и коллегиальности; научность; объективность, полнота и регулярность предоставления информации. Методы управления. Формы управления.

Основы внутришкольного управления. Внешнее управление школой. Внутришкольное управление. Функции внутришкольного управления: мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль. Перспективный, годовой, текущий, календарный планы.

Список рекомендуемой литературы Основная литература

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Дополнительная литература

  1. Андреева, И. Н. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 50 706 (31 000) — Педагогика и психология, 50 701 (33 400) — Педагогика / [И. Н. Андреева и др.]; под ред. З. И. Васильевой: Москва: Академия, 2009.
  2. Борытко Е.Н. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
  3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1998.
  4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика. — М., 2003.
  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / [А. И. Пискунов и др.]; под общ. ред. А. И. Пискунова История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: а Москва: Творческий центр Сфера, 2007.
  6. История педагогики: Введ. в курс «История образования и пед. мысли»: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Г. Б. Корнетов; Ун-т Рос. акад. Образования. М.: Изд-во УРАО, 2002.
  7. Корнетов Г. Б. Педагогическая система И.Ф. Гербарта// Школьные технологии. -2007. -№ 4.-С.67−75.
  8. Котряхов Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу: история и современность. — Киров, 2005 .
  9. Кричевский В.Ю. Управление современной школой. — СПб.: СПбГУПН, 1997.
  10. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. — Великий Новгород, 1998 — 91 с.
  11. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2006.
  12. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Пед. общ. России, 1998. — 640 с.
  13. Педагогика: Учеб. Пос. Под ред. В.А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч. 2 — 256 с.
  14. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  15. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  16. Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2000.
  17. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.1999.
  18. Сумнительный К.Е. Инновации в образовании: вымысел и реальность. — М., 2007. — (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып. 2(14)).
  19. Управление воспитательной системой школы/Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999.
  20. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И.Шамовой — М., 2001 — 320 с.

Список Интернет-ресурсов по дисциплине

Интернет-государство учителей: проект Сайт: http://www.intergu.ru Интернет-консультация на сайте Министерства образования и науки РФ Сайт:

Вальдорфская педагогика Сайт: Дистанционное образование: состояние и развитие Сайт: http://de.unicor.ru/ Дистанционное обучение в региональных учебных заведениях.

Сайт: http://www.openet.ru/University.nsf —

Информационно-коммуникационные технологии в образовании Сайт: Лаборатория образовательных технологий Сайт: http://www.trizway.com/ Наука и образование Сайт: .

Наука и образование: образовательный портал Сайт: http://edu.rin.ru Новые педагогические технологии Сайт: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html О системе Марии Монтессори Сайт: Образовательные инновации Сайт: http://innov.ncic.ru Основы педагогики индивидуальности Сайт: Открытый Колледж Сайт: http://www.college.ru/ Педагогика для всех Сайт: http://1001.vdv.ru/books/pdv/ (Книга о воспитании, написанная С.Л.Соловейчик).

Педагогика открытости и диалога культур Сайт: Педагогическое образование Сайт: Подборка материалов по теории школьного обучения Сайт: Развивающая система обучения Л. Занкова Сайт: http://www.zankov.ru/ Современная педагогика. Метод «Открытой платформы»: очное обучение в педвузе с интернет-приложением Сайт: http://www.herzen.al.ru/op/index.htm Страница начинающего учителя Сайт: Ступени педагогического творчества: научно-методический комплект для учителя Сайт: Учеба Сайт: http://www.ucheba.com Центр дистанционного образования «Эйдос» Сайт: http://www.eidos.ru/

Материально-техническое обеспечение дисциплины или отдельных разделов (тем)

Применение компьютера, Интернет, мультимедиа-технологий, видеотехники при проведении лекционных и практических занятий по педагогике. Разработка компьютерных презентаций.

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра теории и истории педагогики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

КОМПЛЕКС дисциплины

ПЕДАГОГИКА

Часть II. Методические рекомендации

и план освоения дисциплины

34 400 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (бакалавр)

Профиль подготовки — физическая реабилитация

Форма обучения — очная

Лекции — 38 часов по учебному плану

Семинары — 16 часов по учебному плану

Самостоятельная работа -54 часа

Курс — 2

Семестр — 3

Экзамен — 3 семестр

Всего часов по учебному плану — 108 часов

Москва — 2011

Учебно-методический комплекс дисциплины обсужден и утвержден на заседании кафедры педагогики и психологии образования (протокол заседания кафедры № __от __.__. 2011)

Утвержден на заседании ученого совета Института педагогики и психологии образования, протокол № … от …2011

Составитель: ассистент кафедры теории и истории педагогики, к.пед.н. Зубенко Н. Ю,.

Заведующий кафедрой — профессор, д. п. н., профессор Данилюк А.Я.

Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Виды учебной работы

Виды учебной работы

1.

Лекции

38

2.

Семинарские занятия

16

3.

Самостоятельная работа

54

Всего

108

Итоговый контроль

экзамен

Тематический план

Тема

Всего часов

на эту тему

Из них

лекций

Из них практич.

занятий

Самостоятельная работа

студентов

1.

Предметно-проблемное поле современной педагогики

4

2

2

2.

Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

8

2

2

4

3.

Образование как общественное явление и педагогический процесс

4

2

2

4.

Методология педагогики и методы педагогических исследований

4

2

2

5.

Сущность процесса обучения

8

2

2

4

6.

Законы, закономерности и принципы обучения

4

2

2

7.

Содержание образования

4

2

2

8.

Методы и средства обучения

8

2

2

4

9.

Формы организации учебного процесса

4

2

2

10.

Диагностика и контроль в обучении

4

2

2

11

Современные технологии обучения

8

2

2

4

12.

Сущность воспитания

4

2

2

13.

Воспитание как педагогический процесс

8

2

2

4

14.

Формирование личности в процессе воспитания

4

2

2

15.

Методы, средства и формы воспитания

8

2

2

4

16.

Коллектив как средство воспитания

4

2

2

17.

Технологии воспитания

8

2

2

4

18.

Основные понятия, принципы, методы и формы управления педагогическими системами

4

2

2

19.

Основы внутришкольного управления

8

2

2

4

108

38

16

54

Методические рекомендации к семинарским занятиям

Практическое занятие 1: Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Основные парадигмы в развитии педагогической мысли.
  2. Воспитание в первобытнообщинном обществе.
  3. Развитие образования и воспитания в рабовладельческом и средневековом обществе (на примере античности и европейского средневековья).
  4. Развитие образования в новое время.
  5. Развитие образования в современном обществе.

Источники:

  1. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008.
  2. Андреева, И. Н. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 50 706 (31 000) — Педагогика и психология, 50 701 (33 400) — Педагогика / [И. Н. Андреева и др.]; под ред. З. И. Васильевой: Москва: Академия, 2009.
  3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: учебное пособие для педагогических учебных заведений / [А. И. Пискунов и др.]; под общ. ред. А. И. Пискунова История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: а Москва: Творческий центр Сфера, 2007.
  4. История педагогики: Введ. в курс «История образования и пед. мысли»: Учеб. пособие для студентов пед. специальностей / Г. Б. Корнетов; Ун-т Рос. акад. Образования. М.: Изд-во УРАО, 2002.

Практическое занятие 2: Сущность процесса обучения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Дидактика как составная часть педагогики.
  2. Какую цель и задачи решают в процессе обучения?
  3. В чем взаимосвязь учения и преподавания?
  4. Назовите основные противоречия процесса обучения.
  5. Дайте характеристики преподавания как деятельности учителя и учения как познавательной деятельности ученика в процессе обучения.

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Практическое занятие 3: Методы и средства обучения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое метод обучения?
  2. Раскройте сущность известных вам классификаций методов обучения.
  3. Какая классификация методов обучения, на ваш взгляд, является наиболее удачной?
  4. При каком условии предмет выполняет функцию средства обучения?
  5. По каким основаниям классифицируют средства обучения?

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Практическое занятие 4: Современные технологии обучения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое технология обучения?
  2. В чем отличие понятий «методика обучения» и «технология обучения»?
  3. Чем характеризуется технология модульного обучения?
  4. Раскройте суть технологии проблемного обучения.
  5. Какие авторские технологии обучения вы знаете?

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.
  6. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М. М. Поташника. — М., 1992.
  7. Шамова Т. И., Третьяков П. И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. — М., 2001.

Практическое занятие 5: Воспитание как педагогический процесс (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы существенные черты процесса воспитания?
  2. Что такое педагогическая система и что она дает для понимания процесса воспитания?
  3. Назовите и раскройте два — три главных закона воспитания.
  4. Что значит педоцентризм в воспитании? Сформулируйте свое отношение к нему.
  5. Охарактеризуйте современную систему принципов воспитания, определите свое отношение к ней.

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Практическое занятие 6: Методы, средства и формы воспитания (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Вспомните основные положения характеристики «педагогического» и «непедагогического» методов обучения по П.Ф. Каптереву.
  2. Какова последовательность деятельности учителя при использовании методов проблемного обучения?
  3. Сравните и проанализируйте схемы классификаций методов обучения и методов воспитания.
  4. Дайте определение методу воспитания.
  5. Дайте характеристику средств воспитания.
  6. Дайте определения формам организации учебно-воспитательной работы, учитывая возможность выделения их по внешнему признаку и по внутренней их структуре.
  7. Назовите основные формы учебной и внеклассной воспитательной работы.

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Практическое занятие 7: Технологии воспитания (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое технология воспитания?
  2. В чем состоит технологический подход к воспитанию?
  3. Назовите и охарактеризуйте виды деятельности воспитателя, технологию работы классного руководителя.
  4. Дайте характеристику технологии коллективной творческой деятельности.

Источники:

  1. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010.
  2. Педагогика: учебник/ Л.П. Крившенко и др.; под ред. Л.П. Крившенко. — М.: Проспект, 2012.
  3. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  4. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М., 2004.

Практическое занятие 8: Понятия и функции внутришкольного управления (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

  1. Перечислите основные этапы управленческого цикла и дайте им характеристику.
  2. Сопоставьте схему проведения анализа в образовательном учреждении и деятельности какой-либо фирмы.
  3. Раскройте содержание основных разделов в годовом планировании деятельности школы.
  4. Каковы особенности методической работы в современной школе.

Источники:

  1. Борытко Е.Н. Управление образовательными системами: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 48 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 4).
  2. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. — М.: Гардарика, 1998.
  3. Кричевский В.Ю. Управление современной школой. — СПб.: СПбГУПН, 1997.
  4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. — Великий Новгород, 1998 — 91 с.
  5. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина: Москва: Академия, 2008
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.: Пед. общ. России, 1998. — 640 с.
  7. Педагогика: Учеб. Пос. Под ред. В.А. Сластенина. — М.: ВЛАДОС, 2003. — Ч. 2 — 256 с.
  8. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1- 576 с., Кн. 2 — 256 с.
  9. Сергеева В. П. Управление образовательными системами. — М., 2000.
  10. Управление воспитательной системой школы/ Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999.
  11. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И.Шамовой — М., 2001 — 320 с.

Примерный перечень экзаменационных вопросов

  1. Общее представление о педагогике как гуманитарной науке.
  2. Объективные социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории.
  3. Зарождение воспитания в первобытнообщинном обществе и его становление как социального института. Идеи народной педагогики.
  4. Основные этапы развития педагогической мысли в истории человечества.
  5. Педагогическая мысль античности. Сократ, Платон, Аристотель. Квинтилиан.
  6. Период Средневековья. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ (VII в.).
  7. Педагогические идеи в трудах гуманистов и ранних социалистов-утопистов (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, М. Монтень).
  8. Эпоха Нового времени. Изменения в организации образования в ХVII-ХVIII вв.
  9. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. Принципы и методы обучения. Классно-урочная система организации учебного процесса.
  10. Школьное образование в ХVII-ХVIII вв. в Англии. Педагогическая концепция Дж. Локка.
  11. Движение Просвещения во Франции (середина ХVIII в.) как продолжение гуманистических традиций эпохи Возрождения. Жизнь и педагогическая деятельность Ж.-Ж. Руссо.
  12. Просветительские реформы начала ХVIII века. Организация государственных светских учебных заведений (школа математических и навигацких наук, цифирные школы, горнозаводские школы и др.).
  13. Школьная реформа 1782−1786 гг. Педагогические взгляды и деятельность Н.И. Пирогова.
  14. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Дидактические взгляды Ушинского.
  15. Экспериментальная педагогика (Э. Мейман, В.А. Лай).

    Содержание экспериментальной педагогики.

  16. Прагматическая педагогика (Дж. Дьюи), трактовка истинности как прагматической значимости: «истинно то, что полезно».
  17. Практическая и теоретическая деятельность А.С. Макаренко в области коммунистического воспитания молодежи.
  18. Сущность образования как педагогической категории. Педагогический процесс.
  19. Образование как процесс и результат педагогической деятельности. Российские и международные документы по образованию.
  20. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.
  21. Основные подходы в педагогике соотносительно с педагогическим парадигмами.
  22. Логика педагогического исследования.
  23. Методы и методики изучения педагогической действительности.
  24. Сущность процесса обучения.
  25. Движущие силы процесса обучения — противоречия.
  26. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Структурные компоненты процесса: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, деятельностно-процессуальный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
  27. Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитывающая.
  28. Общие и частные педагогические закономерности.
  29. Принципы обучения как отражение цели, закономерностей обучения и как совокупность требований к организации учебно-воспитательного процесса.
  30. Понятие и сущность содержания образования.
  31. Государственный образовательный стандарт. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержания образования.
  32. Основные документы, определяющие содержание школьного образования: учебные планы, учебные программы, учебные пособия, учебники.
  33. Образовательные стандарты и перспективы развития образования в общеобразовательной школе.
  34. Понятие и сущность метода, приема и правила обучения. Эволюция методов обучения.
  35. Классификация методов обучения: по уровню активности учащихся, по источнику получения знаний, по дидактической цели, по характеру познавательной деятельности учащихся.
  36. Средства обучения: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные; простые, сложные.
  37. Понятие форм обучения и форм организации обучения.
  38. Формы организации учебного процесса.
  39. Урок, его структурные компоненты.
  40. Диагностика качества обучения. Основные компоненты диагностики.
  41. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый, отсроченный.
  42. Формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный.
  43. Методы контроля: устный, письменный, машинный, практический, самоконтроль.
  44. Оценка и учет результатов учебной деятельности: оценка, отметка. Ошибки оценивания.
  45. Классификации технологий обучения.
  46. Воспитание как педагогическое явление, его специфика, структура, этапы.
  47. Сущность процесса воспитания.
  48. Закономерности процесса воспитания.
  49. Принципы воспитания. Соотношение закономерностей и принципов воспитания. Специфика принципов воспитания.
  50. Проблемы содержания воспитания.
  51. Классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания: методы формирования сознания, методы стимулирования поведения и деятельности, методы контроля, самоконтроля и самооценки.
  52. Средства воспитания, виды деятельности.
  53. Формы воспитательной работы: индивидуальные групповые, массовые.
  54. Классификация форм воспитательной работы.
  55. Коллектив как средство воспитания.
  56. Сущность, характеристика коллектива: функции, виды, структура. Структура воспитательного коллектива в школе.
  57. Динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива.
  58. Пути формирования коллектива.
  59. Технологический подход к воспитанию, его критерии: конкретность, диагностичность целей; алгоритмичность, кооперационность воспитательных действий, направленных на достижение целей; наличие обратной связи, средств, методов измерения результатов воспитания.
  60. Технология работы классного руководителя.
  61. Педагогический менеджмент. Специфика, предмет, продукт, орудие, результат труда менеджера образования.
  62. Принципы управления педагогическими системами: демократизация и гуманизация управления; системность и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации; взаимосвязь единоначалия и коллегиальности; научность; объективность, полнота и регулярность предоставления информации.
  63. Основы внутришкольного управления. Функции внутришкольного управления: мотивация, педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация и контроль.

31

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector