Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Российской Федерации

«Вологодский государственный педагогический университет »

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

«Психодиагностика»

Государственный образовательный стандарт 2005г.

Специальность 031000.00 – педагогика и психология с дополнительной специальностью.

Квалификация: педагог-психолог и ______ (в соответствии с дополнительной специальностью) для студентов ОДО и ОЗО.

Специальность 050301 Русский язык и литература ДПП ДДС

(дисциплина предметной подготовки; дисциплина дополнительной специальности)

Составитель:

Пучкова Ю.М.,

старший преподаватель кафедры

практической психологии

Учебно-методический комплекс

утвержден на заседании

кафедры практической психологии

«_15_»__сентября__2011 г.

Протокол № 1

Зав. кафедрой

практической психологии ВГПУ

_______________________

доцент, к.пс.н. Денисова Т.Н.

Вологда

2011

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (Москва 2005)

Специальность 031000.00 Педагогика и психология с дополнительной специальностью

Квалификация педагог-психолог (в соответствии с дополнительной специальностью)

Индекс

Наименование дисциплины

Всего

часов

  1. ДПП.Ф.10
  1. Психодиагностика

Краткий курс истории психодиагностики. Предмет, объект и задачи истории психодиагностики. Психодиагностические методы. Основные диагностические подходы. Классификация.

Этапы исследования. Психологический диагноз. Объекты диагноза. Уровни диагноза. Психологический прогноз. Методология диагностики: понятие методики, понятие теста. Функции методик и тестов: выделение и измерение. Психометрические критерии научности психодиагностических методик: валидность, надежность, дискриминативность, репрезентативность. Стандартизированные и нестандартизированные психодиагностические методики.

Основные этапы обработки результатов. Тестовые нормы. Принцип отсчета от нормы. Кривая нормального распределения. Значение частотности встречающихся величин. Понятие признака. Связи признаков. Понятие показателей. Необходимое достаточное число признаков и показателей. Интерпретация материала.

Профессионально-этические нормы работы психолога. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач. Принципы профессионально-этического стандарта.

170

Рабочая программа дисциплины «психодиагностика» Объяснительная записка

Программа учебной дисциплины «Психодиагностика» предназначена для студентов факультета социальной работы, педагогики и психологии, отделения «Педагогика и психология» дневной и заочной формы обучения, студентов специальности «Русский язык и литература» в качестве дополнительной специальности «Психология» в педагогическом университете.

Учебная дисциплина «Психодиагностика» является одной из основных в предметной подготовке психологов, тесно связана с базовыми знаниями по общей и возрастной психологии, дифференциальной психологии, знаниями в психологии измерения, по методологии и методике построения психологического исследования. Опираясь на предшествующую теоретическую подготовку студентов, обеспечивает овладение студентами важнейшими знаниями и умениями в области научной и практической психодиагностической деятельности психолога.

Цель курса – формирование общих представлений об источниках и структуре знаний по психодиагностике, о методах психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины и практической области деятельности психолога в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Программа дает представление о предмете научного исследования и практического обследования в психодиагностике, о современных требованиях к разработке, адаптации и практическому применению инструментов психодиагностического измерения психических качеств человека, об этических нормах и профессиональной позиции практического психолога при измерении и психологической оценке индивидуальных свойств личности испытуемых.

Изучение психодиагностики происходит в разделах общей и частной психодиагностики.

Раздел «Общая психодиагностика» посвящен изучению закономерностей измерения выраженности индивидуально-психологических особенностей человека, различных подходов к разработке методов и методик измерения. Раздел «Частная психодиагностика» посвящен изучению правил применения существующих инструментов обследования и анализу трудностей в постановке психологического диагноза.

В рамках учебной дисциплины «Психодиагностика» не представляется возможным сформировать практические умения анализа и интерпретации результатов диагностических измерений, сделанных с помощью изученных методик, давать психологическую оценку личности испытуемого в целом. Для решения данной задачи, с нашей точки зрения, можно предложить организацию спецкурсов и спецпрактикумов на пятом курсе обучения, сохранив преемственность с учебной дисциплиной «Психодиагностика». В частности, такая преемственность может быть с дисциплиной по выбору «Методические аспекты отчетной документации о деятельности практического психолога», в рамках которой студенты планируют комплексное психологическое обследование испытуемых и знакомятся со структурой и требованиями написания психологического заключения о результатах индивидуальной или групповой диагностики.

Знания в области психодиагностики призваны закрепить и углубить теоретическую подготовку студентов, используя положения фундаментальных психологических наук для решения практических задач. Изучение закономерностей психологического обследования и этических норм взаимодействия с испытуемым служит подготовкой к проведению собственных исследований при выполнении дипломных работ, становится подготовительным этапом в освоении практической психологической деятельности в будущем.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЛОКОВ

Раздел 1. Общая психодиагностика

Тема 1.1. Предмет, задачи психодиагностики как науки и практической деятельности психолога.

Предмет психодиагностики. Место психодиагностики в системе научного знания.

Роль и значение психодиагностических измерений для развития науки психологии и психологической практики. Основные научные категории психодиагностики.

Ситуация клиента и ситуация экспертной оценки.

Схема психологического обследования испытуемого.

Тема 1.2. История психодиагностики за рубежом и в России.

Источники психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная психология, прикладная психология тестов, проективная психология.

Вклад В. Вундта в развитие психодиагностики. Измерение индивидуальных различий в опытах Ф. Гальтона. Умственные тесты Джеймса Кеттела. Батарея умственных тестов Альфреда Бине. Проективные задания.

Диагностические процедуры в работах отечественных ученых.

Тема 1.3. Свод этических принципов и правил работы психодиагноста.

Этические принципы психодиагноста. Нормы работы психодиагноста. Требование к структуре личностных черт психодиагноста. Нейтрально-доброжелательная позиция психодиагноста. Вопросы профессиональной деформации психодиагноста.

Тема 1.4. Классификация диагностических процедур.

Номотетический и идиографический подходы в измерении и выявлении индивидуально-психологических качеств личности (философ В. Виндельбанд).

Операциональный признак построения классификации диагностических процедур.

Объективный подход в психодиагностике – тесты. Понятие теста в психологии. Условия, повышающие объективность измерения тестового метода. Классификация психологических тестов.

Субъективный подход в психодиагностике — стандартизированные самоотчеты. Предмет измерения. Правила работы психодиагноста с опросниками. Классификация стандартизированных самоотчетов.

Проективный подход в психодиагностике. Предмет измерения в рамках проективного подхода. Классификация проективных заданий.

Группа диалогических методов. Отличительные особенности. Требования к работе психолога с диалогическими методами.

Тема 1.5. Проективный метод диагностики.

Теоретические источники проективного подхода к психодиагностике: психоанализ, психология «холизма», гештальтпсихология, психология «нового взгляда».

Отличительные особенности проективных заданий: неопределенность задания, неструктурированность стимульного материала, избегание количественных оценок реакциям испытуемого, отсутствие правильных или неправильных вариантов ответов для испытуемых.

Классификация проективных методов Л. Франка.

Тема 1.6. Метод тестов как объективное измерение в психодиагностике.

Главные характеристики теста как измерительной процедуры. Современные требования к разработке тестов.

Объективность, надежность и валидность измерений.

Стандартизация процедуры тестирования, оценок тестирования и интерпретации результатов тестирования.

Классификация тестов. Признаки «хорошего» теста.

Тестовая тревожность испытуемых.

Тема 1.7. Надежность измерения теста.

Проблема надежности измерения в психологии. Понятие надежности в «широком» и «узком» смысле.

Виды надежности тестов: надежность как устойчивость результатов во времени, надежность параллельных форм, надежность как точность измерения, надежность относительно постоянства условий. Способы проверки измерительных свойств теста по критерию надежности.

Тема 1.8. Валидность теста.

Понятие валидности психодиагностического метода и валидизации методик. Теоретическая и практическая валидность тестов. Способы проверки валидности тестов.

Тема 1.9. Проблема валидности стандартизированных самоотчетов.

Специфика валидности стандартизированных самоотчетов. Фактор знания методики. Фактор социальной желательности. Фактор индивидуальной тактики испытуемого.

Особенности «Я-концепции» личности испытуемого, способность к интроспекции, рефлексии, к саморазвитию личности.

Методические приемы и способы повышения достоверности результатов опросов.

Тема 1.10. Стандартизация шкалы теста.

Статистическая природа тестовых шкал. Стандартизация тестового балла. Сырой балл. Ошибка измерения. Линейная стандартизация тестового балла. Общее правило оценки стандартного тестового балла.

Характеристики выборки стандартизации. Репрезентативность тестовых норм. Рестандартизация тестовых норм.

Тема 1.11. Влияние культурного фактора на показатель интеллектуальности – «IQ».

Относительная стабильность коэффициента интеллектуальности.

Влияние культурной среды на результаты тестовых испытаний. Влияние условий тестирования на коэффициент интеллектуальности. Влияние содержания тестовых задач. Влияние скоростных характеристик испытуемых на выполнение тестов. Тестовая тренировка.

Критический подход к интерпретации тестовых баллов и количественных оценок в психодиагностике.

Раздел 2. Частная психодиагностика

Тема 2.1. Психодиагностика эмоциональных состояний.

Актуальность изучения эмоциональных состояний в практической психологии. Закономерности выражения эмоций положительного и отрицательного регистра.

Классификация методик изучения эмоциональных состояний взрослых и детей.

Тема 2.2. Психодиагностика личностных черт.

Личностно-ориентированная диагностика. Теории черт личности. Виды опросников для измерения выраженности черт личности в теории Гордона Олпорта, в рамках факторных моделей личности Г. Ю. Айзенка, Р.Кеттелла, П. Косты и Р. Мак- Грея.

Типологии личности в психологии и их диагностическое выражение. Эмпирический подход к диагностике черт личности (ММPI).

Тема 2.3. Психодиагностика межличностных отношений.

Методологические трудности диагностики межличностных отношений. Межличностные отношения как детерминанта развития личности (концепция Г. Салливена, теория Мясищева В.Н.).

Проблема диагностики межличностного восприятия, феноменов групповых отношений (совместимость в диаде, в группе), диагностика поведения в конфликтной ситуации в рамках когнитивного подхода и организационного подхода.

Классификация методик, диагностирующих межличностные отношения.

Тема 2.4. Психодиагностика самосознания.

Когнитивная и эмоциональная составляющая феномена самосознания.

Методологические трудности диагностики самосознания: фактор социальной желательности самопознания, саморепрезентация личности, индивидуальная значимость знаний о себе, структурное строение самосознания.

Модель самосознания В.В. Столина. Методика самоотношения В.В. Столина и С.Р.Пантилеева.

Тема 2.5. Психодиагностика мотивов и мотивации личности.

Методологические трудности диагностики мотивов и мотивации личности. Обобщенность предметного содержания мотива.

Дифференциация понятий мотива и мотивации, мотива и потребности. Индикаторы мотивации.

Классификация диагностических приемов мотивов и мотивации: прямые методы оценки, проективный подход, анализ личностных смыслов, анализ когнитивных оценок.

Список литературы по курсу «Психодиагностика»

Учебники и учебные пособия.

  1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2010.
  2. Ануфриев А.В. и Костромина С.М. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Изд. «Ось-89», 1997.
  3. Блейхер В.М. и Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, «Вища школа», 1978
  4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев,1986г.
  5. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. — М.: МИР, 1988.
  6. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова думка»,1989г.
  7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов. — СПб, ПИТЕР, 2003
  8. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе-М: Знание, 1989.
  9. Джералд Ф.А. Сенсорные шкалы. В «Хрестоматии по ощущению и восприятию» /Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Михалевской М.Б. — М.: МГУ, 1975
  10. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М: Академия, 1996.
  11. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология – М: «Инфра-М», 1997.
  12. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики в клинике — Л, 1983.
  13. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы – М.: Аспект-Пресс, 2003.
  14. Кудряшов А.Ф.(отв. ред.) Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком. 1992г.
  15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики — Л. Медицина, 1984 .
  16. Марищук В.Л. Блудов Ю.М. Плахтиенко В.А. Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М.: Просвещение, 1990г. 2-е изд.
  17. Михал В. Проективные методы. В кн. Шванцара Й. и коллеги. Диагностика психического развития. — Прага.1978г.
  18. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение, Владос. 1995 г.
  19. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам. Ярославль, НПЦ «Психодиагностика», 1998
  20. Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. -М.: МГУ, 1987
  21. Орел В.Е., Сенин И.Г. Основы психодиагностики. Учебное пособие. Ярославль, 2002.
  22. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. / Под ред. Бодалева А.А.; -М.:МГУ, 1988.
  23. Практикум по психологии. /Под ред. Леонтьева А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б. –М, МГУ, 1972.
  24. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. А.А. Крылова. Л., ЛГУ, 1990
  25. Психологическая диагностика. / Под ред. Гуревича К.М. , Борисовой Е.М. М.: УРАО, 1997г.
  26. Романова Е.С. Психодиагностика. Питер. 2005 г.
  27. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии – СПб.: ООО РЕЧЬ, 2002
  28. Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. — М.: Педагогика, 1984г.
  29. Шмелев А.Г. и коллектив. Основы психодиагностики. Уч. пособие. — М.:, Р-на-Д, «Феникс», 1996г

Монографии, книги, сборники и статьи

  1. Айзенк Г. Проверьте свои способности. — М.: Мир. 1972г.
  2. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности – М.: Медицина, 1976г.
  3. Бернс Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. — М.: Смысл, 2000.
  4. Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. «Ника-Центр», «Вист-С». Киев,1997г.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2005.
  6. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. Практическое руководство Часть 1. М.: Генезис, 2005.
  7. Гуревич К.М. Тесты интеллекта в психологии. Вопросы психологии. 1980, №2, с.53.
  8. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития. Вопросы психологии, 1982, №1, с.9.
  9. Дружинин В.Н. Психодиагностика способностей: теоретические основы. Саратов, СГУ,1990.
  10. Кодекс этических принципов психолога. Психологический журнал, 1987, №5, с 158.
  11. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения М., Фолиум, 1993 г., стр. 6-17.
  12. Лучков В.В., Ракитянский В.Р. Понятие нормы в психологии Вестник московского университета, серия 14, Психология, 1987, №2 .
  13. Маховер К. Проективный рисунок человека – М: Смысл, 2000.

  1. Мельников В.М. Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М.: Просвещение, 1985г.
  2. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М, 1981г.
  3. Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Маркетинг, 2004.
  4. Психодиагностика: теория и практика. / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986.
  5. Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета. Вестник МГУ, серия 14, Психология, 1988, №3.
  6. Романова Е.С. Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике — М.: «Дидакт», 1992.
  7. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии – СПб.: Речь, 2001.
  8. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Ин-т Психотерапии, 2004.
  9. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001.
  10. Словарь персоналий. Психологи от А до Я. Составитель Сонин В. — М.: психол. — социал. ин-т. «ФЛИНТА» 1997г.
  11. Смирнова Е.Т. Экспресс-диагностика. Самара, Бахрах-М, 2005.
  12. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.
  13. Соколова Е.Г. Проективные методы исследования личности — М.:МГУ, 1980.
  14. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста — М.: Akademia.1996г.
  15. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск V. М.: Прогресс,1975.
  16. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.
  17. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Владос, 1998.
  18. Психологическая диагностика. Ежеквартальный научно-практический журнал (издается с 2003 года).

РАБОЧАЯПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ДНЕВНАЯ

Цель курса – формирование общих представлений об источниках и структуре знаний по психодиагностике, о методах психодиагностики как самостоятельной научной дисциплины и практической области деятельности психолога в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Программа решает задачи:

1.дать представление о предмете научного исследования и практического обследования в психодиагностике,

2. дать характеристику современных требованиях к разработке, адаптации и практическому применению инструментов психодиагностического измерения психических качеств человека,

3. сформировать представление об этических нормах и профессиональной позиции практического психолога при измерении и психологической оценке индивидуальных свойств личности испытуемых.

4. изучить закономерности измерения выраженности индивидуально-психологических особенностей человека.

5. изучить правила применения существующих инструментов обследования и уметь анализировать трудности постановки психологического диагноза.

Знания в области психодиагностики призваны закрепить и углубить теоретическую подготовку студентов, используя положения фундаментальных психологических наук общая и дифференциальная психология, возрастная психология, социальная психология и др. для решения задач практической психологии.

Специалист должен знать:

— основные требования к работе психодиагноста как практика;

— нормы и принципы практических обследований испытуемых; основные требования к современным методикам психодиагностики;

— современные требования к составлению документации по обследованию испытуемых

— данные о надежности измерительного инструмента

— виды проверки надежности методики

— способы валидизации методик

— способы повышения достоверности результатов измерения

— область применения методики

— понятие нормы в тестировании

— правила адаптации и модификации методики

— предмет психологической диагностики

— различие номотетического и идиографического подходов в психодиагностике(Номотетический – количественный, идиографический — качественный, описательный)

— классификации психодиагностических методик.

Студент должен уметь:

— подобрать методы и методики по назначению для обследования клиента или подэкспертного лица

— планировать психологическое обследование

— осуществлять обработку результатов измерения

— обобщать полученные результаты в комплексном обследовании.

Перечень основных понятий по дисциплине «Психодиагностика»

Психодиагностика

Диагностический признак

Латентный признак

Диагностическая категория

Обследование

Исследование

Психологическое измерение

Стандартная ошибка измерения

Валидность

Валидность прагматическая

Валидность теоретическая

Надежность

Репрезентативность тестовых норм

Диагноз психологический

Умственный возраст

Тест (метод)

Метод стандартизированного самоотчета

Коэффициент интеллектуальности

Профиль личности

Этический кодекс психолога

Инструментальная ошибка психодиагноста

Норма выборки

Сырой балл

Стандартный балл

Согласованность пунктов теста

Стандартизация методики

Фактор социальной желательности

Ситуация клиента

Ситуация экспертной оценки

Уровень развития интеллекта

Структура интеллекта

Область применения методики

Ошибка психодиагноста

Ошибка измерения

Заключение психодиагноста

Выписка из учебного плана по специальности

Всего часов – 170;

Аудиторных часов – 86, самостоятельной работы – 84;

лекций – 36, практических занятий – 50.

Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа

Тематическое планирование курса по дисциплине «Психодиагностика»

Раздел Общая психодиагностика

Лекции

Практические

работы

Самостоят-ная работа

1.Предмет, задачи психодиагностики как науки и практической области деятельности психолога

2

4

2.История психодиагностики за рубежом и в России.

2

10

3. Свод этических принципов и правил диагностической деятельности психолога.

4

10

4. Классификация диагностических процедур

4

10

5.Проективный метод диагностики.

2

12

10

6.Метод тестов как объективное измерение в психодиагностике

2

10

7.Надежность измерения теста

2

6

8.Валидность теста

2

6

9.Проблема валидности стандартизированных самоотчетов

2

2

10. Стандартизация шкалы теста

2

2

2

11. Влияние культурного фактора на коэффициент интеллектуальности – «IQ»

2

Раздел Частная психодиагностика

Лекции

Практические работы

Самостоят-ные работы

1. Психодиагностика эмоциональных состояний.

2

4

4

2. Психодиагностика личностных черт

2

16

4

3. Психодиагностика межличностных отношений.

2

4

10

4 Психодиагностика самосознания.

2

6

5.Психодиагностика мотивов и мотивации личности.

2

2

Всего:

36

50

84

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПСИХОДИАГНОСТИКА»

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ – ЗАОЧНАЯ

Выписка из учебного плана по специальности

Всего часов – 170;

Аудиторных часов – 30, самостоятельной работы – 132;

лекций – 12, практических занятий – 16.

Форма обучения — заочная

Раздел Общая психодиагностика

Лекции

Практические

Работы и ИРС

Самостоят-ная работа

1.Предмет, задачи психодиагностики как науки и практической области деятельности психолога

2

10

2.История психодиагностики за рубежом и в России.

6

3. Свод этических принципов и правил диагностической деятельности психолога.

2

10

4. Классификация диагностических процедур

2

10

5.Проективный метод диагностики.

1

12

6.Метод тестов как объективное измерение в психодиагностике

1

4

10

7.Надежность измерения теста

2

10

8.Валидность теста

10

9.Проблема валидности стандартизированных самоотчетов

1

10

10. Стандартизация шкалы теста

10

11. Влияние культурного фактора на коэффициент интеллектуальности – «IQ»

1

Раздел Частная психодиагностика

Лекции

Практические работы

Самостоят-ные работы

1. Психодиагностика эмоциональных состояний.

4

8

2. Психодиагностика личностных черт

4 + 2

8

3. Психодиагностика межличностных отношений.

4

10

4 Психодиагностика самосознания.

8

5.Психодиагностика мотивов и мотивации личности.

8

Всего:

12

16 + 2

140

Планирование лекционных занятий

Лекция 1

Тема: Предмет, задачи психодиагностики как науки и практической области деятельности психолога.

План:

1.Современные представления о психодиагностике как теории и практической области деятельности.

2. Место психодиагностики в системе психологических знаний.

3. Научный язык психодиагностики.

4. Задачи психодиагностики в ситуации клиента и в ситуации экспертной оценки.

Лекция 2

Тема: История психодиагностики за рубежом и в России.

План:

1. Исторические предпосылки возникновения и темпы развития психодиагностики как науки.

2. Экспериментальная психология В.Вундта.

3. Исторический вклад в развитие психодиагностики Ф.Гальтона.

4. Начало развития тестологии в работах Дж.Кеттелла.

5. Психодиагностические работы отечественных психологов.

Лекция 3

Тема: Этический свод принципов и правил работы психодиагноста.

План:

1. Общие представления о профессиональной этике и стандартах в области психодиагностики.

2. Этические правила, регламентирующие деятельность психодиагноста.

3. Этические правила, регламентирующие взаимоотношения психодиагноста с клиентом и под-экспертным, родителями обследуемого ребенка до 14 лет.

4.Правила, регламентирующие отношения психодиагноста с администрацией учреждений, где осуществляются обследования.

Лекция 4

Тема: Классификация диагностических процедур.

План:

1. Общая характеристика диагностических процедур в рамках номотетического и идиографического подходов к измерению индивидуальных качеств человека.

2. Варианты классификаций психодиагностических процедур.

3. Анализ классификации психодиагностических процедур по операциональному признаку: объективный метод, проективный метод, субъективный метод, диалогический метод.

Лекция 5

Проективный метод психодиагностики.

План:

1.Теоретическое обоснование проективного метода. Вклад психоанализа, холистической психологии, гештальтпсихологии и «Нового взгляда» в развитие проективной психологии и проективного метода.

2.Отличительные черты проективного метода.

3.Интерпретационная ошибка при работе с проективным методом.

4. Ошибка психодиагноста при работе с проективным методом.

Лекция 6

Метод теста как объективное измерение в психодиагностике.

План:

1.Отличительные признаки теста как метода психодиагностики.

2.Доказательства объективности измерения теста.

3. Надежность измерения теста.

4. Валидность тестовой методики.

5.Классификация психологических тестов.

Лекция 7

Надежность измерения теста.

План:

  1. Понятие надежности измерения в широком и узком смысле. Классификация факторов, влияющих на точность измерения в психологии.
  2. Надежность как устойчивость результатов измерения теста.
  3. Надежность параллельных форм теста (согласованность теста).
  4. Надежность как точность измерения диагностируемой характеристики.
  5. Надежность относительно постоянства условий тестирования.

Лекция 8

Валидность теста.

План:

  1. Понятие валидности теста в психодиагностике. Связь понятия надежности измерения и валидности теста. Виды валидности теста.
  2. Теоретическая валидность. Конструктная валидность теста и способы ее проверки.
  3. Эмпирическая валидность. Прагматическая валидность теста и способы ее исследования.
  4. Схема стратегии проверки валидности теста.

Лекция 9

Проблема валидности стандартизированных самоотчетов.

План:

  1. Проблема достоверности измерений с помощью самоотчета.
  2. Факторы, влияющие на достоверность самоотчета. Фактор знания методики. Фактор «социальной желательности». Фактор «индивидуальной тактики».
  3. Способы повышения достоверности измерений с помощью самоотчета.
  4. Этапы адаптации многомерного переводного опросника.

Лекция 10

Стандартизация шкалы теста.

План:

  1. Три этапа стандартизации теста: процедура, оценка, тестовые нормы.
  2. Статистическая природа тестовых шкал измерения.
  3. Общая схема построения тестовых норм.
  4. Рестандартизация теста.

Лекция 11

Влияние культурного фактора на коэффициент интеллектуальности — «IQ».

План:

  1. Теоретические и практические трудности использования теста.
  2. Статистический характер стабильности IQ.
  3. Влияние на коэффициент интеллектуальности условий тестирования.
  4. Влияние на результаты тестирования содержания заданий.
  5. Психологическая природа скорости решения тестов. Тестовая тренировка испытуемых.

Лекция 12

Психодиагностика эмоциональных состояний.

План:

  1. Актуальность диагностики эмоциональных состояний в практической психологии.
  2. Закономерности выражения эмоций положительного и отрицательного регистра, у детей и взрослых, у мужчин и женщин.
  3. Классификация методик диагностики эмоциональных состояний.

Лекция 13

Психодиагностика личностных черт. Теория личностных диспозиций.

План:

  1. Диагностические возможности теории черт. Работы Г.Олпорта, Р.Кеттелла, Г.Ю.Айзенка, П.Косты и Р.Мак-Грея. Факторные опросники.
  2. Диагностические возможности типологического подхода в теории личностных диспозиций. Классификации Э.Кречмера, В.Шелдона; типология К.Юнга и методика MBTI(1962); типология Дж. Холланда и методика самоанализа профессиональных склонностей. Минесотский многофакторный личностный опросник.
  3. Достоинства и недостатки диагностики черт личности.

Лекция 14

Психодиагностика межличностных отношений.

План:

  1. Трудности систематизации методик диагностики межличностных отношений
  2. Группа методик косвенной оценки межличностных отношений: техники наблюдений реального взаимодействия, моделирование реальной ситуации, проективные средства.
  3. Диагностика личностных свойств, влияющих на межличностные отношения. Диагноз Тимоти Лири.
  4. Методики субъективного отражения межличностных отношений. Тест цветовых отношений А.М. Эткинда. Кинетический рисунок семьи Р.Бернса и С.Х.Кауфмана (Хоментаускаса Г.Т.).

Лекция 15

Психодиагностика самосознания личности.

План:

  1. Объект диагностики – самосознание личности. Проблема знания и отношения к себе как личности.
  2. Иррелевантные факторы самоописания себя как личности. Социальная желательность. Стратегия самоподачи. Субъективная значимость знаний о себе.
  3. Модель самосознания В.В.Столина. Методика изучения самоотношения.
  4. Измерение локуса контроля (методика измерения уровня субъективного самоконтроля).

Лекция 16

Психодиагностика мотивов и мотивации личности

План:

  1. Обобщенность – специфичность предметного содержания мотива в психологии.
  2. Трудности различения мотива и мотивации.
  3. Индикаторы мотивации: когнитивные оценки поведения личности; валентность объекта (через выявление системы побудительных ценностей); избирательность внимания к аспектам ситуации; типичные защитные механизмы, продукты деятельности.
  4. Классификация методик измерения мотивов и мотивации. Прямые методики. Личностные опросники. Проективные методики. Рисуночный тест С.Розенцвейга. Диагностика мотивов посредством когнитивных оценок. Тест юмористических фраз Бабиной В.С. и Шмелева А.Г.

Планирование практических занятий

Занятие 1

Тема: «Психодиагностика эмоциональных состояний»

План:

  1. Изучение диагностических возможностей, правил применения и оценки результатов проективных методик для косвенного измерения эмоционального состояния:

рисуночные задания

тест М. Люшера; цветовой тест отношений А.М.Эткинда.

  1. Изучение диагностических возможностей, правил применения и оценки результатов шкальных методик для измерения эмоционального состояния испытуемого: MMPI, 16PFКеттелла; клинические шкалы Шихана, W. Zung; психологическая шкала Ч. Спилбергера — Ханина Ю.Л., шкала эмоциональной возбудимости (Braithwaite V.A.).
  2. Особенности диагностики эмоциональных состояний у взрослых и детей. Детские варианты измерителей: Тест тревожности для детей 4 – 7 лет (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Шкала явной тревожности у детей 8-12 лет ( Кастанеда и др.)

Литература

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М., Мир,1988.

Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск. 1992.

Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В., 1987.

Практикум по возрастной психологии. Под ред. Рыбалко Е.Ф. и Головей Л.А. –СПб. Питер, 2000.

Практикум по психологии. Под ред. Леонтьева А.Н., Гиппенрейтер Ю.Б. –М.МГУ, 1976г. Тема «Эмоция».

Занятие 2

Тема: «Психодиагностика личностных черт.

Изучение структуры черт личности с помощью MMPI»

План:

1. Назначение MMPI и область его применения .

2. Измерительные возможности основных и дополнительных шкал методики.

5. Обработка ответов испытуемых с помощью ключей и составление профиля личности.

6. Описание профиля личности.

Литература:

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике; Киев, 1989.

Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982. .

Березин Ф.Б. и др. Методика многостороннего исследования личности. М., 1976 г.

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, Вища школа, 1978.

Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение. 1985.

Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. Москва, 2002 г.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.

Занятие 3

Тема: «Психодиагностика личностных черт. Изучение структуры черт личности с помощью 16 PF Р. Кеттелла»

План:

1.Назначение методики 16 PF Р. Кеттелла и область ее применения.

2.Мультифакторная модель Л. Терстоуна в структуре личности Р. Кеттелла.

3.Характеристика 16 факторов: конституциональные факторы, факторы, определяемые средой, и структурные факторы.

5.Обработка результатов и описание профиля личности.

Литература:

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.

Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, Вища школа, 1978 г.

Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М., Просвещение. 1985 г.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М Владос. 1998 г.

Магун В.С. «О многоуровневости факторной структуры индивидуально – типических особенностей человека». В кн. «Экспериментальная и прикладная психология». Выпуск V. Л., ЛГУ, 1973г.

Занятие 4

Тема: «Проективный метод. Свободный рисунок»

План:

1.Назначение рисуночных заданий (диагностическая функция; коммуникативная функция; терапевтическая функция).

2.Задание свободного рисунка «Я и окружающий меня мир» с целью получения опыта испытуемого и опыта интерпретатора рисунка анонимного автора.

Анализ ошибки интерпретации и ошибки психодиагноста.

Занятие 5

Тема: «Проективный метод. Тест — рисунок»

План:

  1. Диагностические рисуночные задания.
  2. Назначение «Кинетического рисунка семьи». План – схема анализа рисунка в кинетическом подходе Хоментаускаса Г.Т.
  3. Назначение рисунка «Дом – дерево – человек». Краткий анализ диагностических признаков.

Литература:

Бернс Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи. — М.:Смысл,.2000.

Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. «Ника-Центр», «Вист-С». Киев,1997.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб, ПИТЕР, 2003.

Маховер К. Проективный рисунок человека – М: Смысл, 2000, 154с

Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М, 1981г.

Романова Е.С. Графические методы в практической психологии – СПб.: Речь, 2001 г.

Хоментаускас Г.Т. Кинетический рисунок семьи. В кн. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А.А. и Столина В.В. М., 1987.

Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. – М.: Владос-Пресс, 2005.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. М.: Маркетинг, 2004.

Занятие 6

Тема: «Цветовой тест М. Люшера»

План:

1. Историографические исследования цвета (работы В. Тернера, В. Фриллинга)

2. Психологический анализ цвета. Концепция М. Люшера о предпочтении цвета. Сигнальное значение и функция цвета.

3. Общая характеристика методики выбора цветов. Процедура, правила, интерпретационные подходы.

4. Количественный анализ результатов: вегетативный коэффициент, суммарное отклонение от аутогенной нормы

5. Использование цветоассоциативного эксперимента в методике «Цветовой Тест Отношений» А.М. Эткинда.

Литература:

Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1993 г.

Марищук В.Л. Блудов Ю.М. Плахтиенко В.А. Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1984 г.

Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. -М.:МГУ, 1987 г.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и света. Вестник МГУ, 1988, №3.

Проблема цвета в психологии. Отв. ред. Митькин А.А., Корж Н.Н.

Серов Н.В. Светоцветовая терапия. СПб, Речь, 2001.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005.

Тернер В.У. Символ и ритуал. М., Наука, 1983 г.

Тимофеев В. И., Филимоненко Ю. И. Краткое руководство практическому психологу по использованию теста М. Люшера. Л., 1990 г.

Фриллинг В. Человек. Цвет. Пространство. М., 1973 г.

Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. М.: Ин-т Психотерапии, 2004.

Занятие 7

Тема: Проективная методика «Рисуночный Тест фрустрации С. Розенцвейга»

План:

1.Диагностическое назначение методики.

2.Общая характеристика методики: сходство с «ТАТ» и ассоциативным экспериментом; понятие «тест»; процедура и правила работы с тестом; область применения теста;

3.Обработка результатов (протокол).

Литература:

Блейхер В.М. Клиническая психология. Ташкент, 1976.

Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. «Ника-Центр», «Вист-С». Киев,1997 .

Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова думка»,1989г.

Занятие 8

Тема: «Объективное измерение интеллекта. Тест Рудольфа Амтхауэра»

План:

1.Назначение теста. Понятие о тестах «скорости».

2.Теоретическая модель теста интеллекта Р.Амтхауэра.

3.Общая характеристика метода (область применения, выборка, особенности тестирования, обработка результатов).

4.Адаптация в России.

5.Трудности и преимущества группового тестирования.

Литература:

Анастази А., С. Урбина. Психологическое тестирование. — СПб., Питер, 2002.

Блейхер В.М. и Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, «Вища школа», 1978 г.

Блейхер В.М. Клиническая психология. Ташкент, 1976 г.

Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова думка»,1989г.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.– М: Академия, 1996 г.

Общая психодиагностика. / Под ред. Бодалева А.А., Столина В.В. -М.:МГУ, 1987.

Занятие 9

Тема: «Психодиагностика интеллекта. Тест Дэвида Векслера»

План:

1.Назначение теста. Понятие о тестах «уровня».

2.Теоретическая модель теста. Системный подход в разработке теста.

3.Правила работы с тестом (эксперимент).

4.Анализ результатов. Влияние социального фактора и тренировки на IQ.

5.Адаптация и область применения теста Д.Векслера в России .

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование — М.: Педагогика ,1982г. В 2-х кн. Кн. 1,2.

Блейхер В.М. и Бурлачук Л.Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, «Вища школа», 1978 г.

Блейхер В.М. Клиническая психология. Ташкент, 1976 г.

Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова думка»,1989.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей.– М: Академия, 1996 г.

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения М., Фолиум, 1993 г., стр. 6-17.

Учебные пособия по психодиагностике.

Занятие 10

Тема: « Психодиагностика интеллекта. Тест Дж. Равена»

План:

1.Назначение методики Дж. Равена. Измерение «G – фактора»– интеллекта.

3.Теоретическая модель теста.

4.Конструкция теста. Варианты теста. Проблема научения.

5.Современные представления о диагностических возможностях теста Равена.

Литература:

Анастази А. Психологическое тестирование — М.: Педагогика ,1982г. Кн. 1, стр. 258.

Блейхер В.М. Клиническая психология. Ташкент, 1976 г.

Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: «Наукова думка»,1989 г.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М: Академия, 1996 г.

Учебные пособия по психодиагностике.

Темы, выносимые для самостоятельного изучения

с методическими указаниями к ним:

Контрольные мероприятия по курсу

Вопросы к экзамену по учебной дисциплине

«Психодиагностика»

  1. Предмет психодиагностики и ее виды. Основные задачи психодиагностического тестирования.
  2. История развития психодиагностики.
  3. Главные источники развития психодиагностики как науки и как практической деятельности.
  4. История и особенности развития психодиагностики в России.
  5. Классификация психодиагностических процедур по операциональному признаку. Влияние роли психодиагноста на результаты измерения.
  6. Этические принципы работы психодиагноста.
  7. Нормы взаимоотношений психодиагноста с клиентом, подэкспертным, специалистом-смежником, административным лицом.
  8. Определение психологического теста. Отличие теста от эксперимента, признаки «хорошего» теста.
  9. Общая характеристика метода теста. Достоинства и недостатки теста.
  10. Основные статистические понятия, используемые в психодиагностике: меры центральной тенденции, меры разброса, корреляция рядов и т.д.
  11. Понятие надежности психологического теста (в широком и узком смысле).
  12. Ретестовая надежность, надежность параллельных форм и способы их определения.
  13. Надежность по однородности и методы ее определения.
  14. Надежность относительно экспериментатора и способы ее повышения.
  15. Понятие валидности психологического теста. Виды валидности.
  16. Критериальная валидность. Определение, виды. Основные требования к критериям. Контаминация критерия.
  17. Метод контрастных групп как способ оценки критериальной валидности.
  18. Нормирование как вид стандартизации. Его цели, задачи и способы.
  19. Понятие «сырой» балл и стандартный показатель. Примеры стандартных показателей.
  20. Достоверность стандартизированных самоотчетов и факторы, снижающие уровень достоверности.
  21. Способы и приемы повышения достоверности субъективного шкалирования.
  22. Влияние культурного фактора на коэффициент интеллектуальности.
  23. Проблема межкультурных различий при адаптации методик и интерпретаций результатов.
  24. Интерпретация тестовых показателей в психодиагностике.
  25. Психодиагностика эмоциональных состояний. Клинические и психологические шкалы изучения тревоги и депрессии в детской и взрослой выборке.
  26. Классификация проективных методов Л. Френка. Отличительные черты проективных методов.
  27. Назначение рисуночных заданий. Диагностические возможности рисунков-тестов. Ошибка интерпретации. Ошибка диагноста.
  28. Концепция методики «Кинетический рисунок семьи». Правила и схема интерпретации по модели Г.Т. Хоментаускаса.
  29. Теория черт личности. Классификация методик, направленных на изучение личности.
  30. Общая характеристика концепции и методики М. Люшера «Тест цветовых ощущений».
  31. Общая характеристика теста интеллекта Р. Амтхауэра. Форма группового тестирования.
  32. Общая характеристика теста интеллекта Д. Векслера.
  33. Общая характеристика теста Д. Равена.
  34. Личностный тест-опросник 16-РF Р. Кеттела. История создания факторной модели черт личности.
  35. Методологические проблемы психодиагностики самосознания.
  36. Проблемы изучения и психодиагностики межличностных отношений.
  37. Стандартизированный метод исследования личности (СМИЛ).

    Общая характеристика методики в рамках типологического подхода к изучению черт личности.

  38. Методика субъективного шкалирования «семантический дифференциал» в изучении самооценки личности.

Приложения: методические разработки практических занятий, тесты контрольных работ, компьютерные программы, указания к самостоятельной работе по курсу

Тестовые задания по проверке знаний студентов по первой части дисциплины:

Задание 1.Выберите правильный вариант ответа.

Вариант 1.

Испытуемый придерживается «индивидуальной тактики» реагирования на диагностические задания при работе …………………………………………

Ответы:

С тестами

С проективными заданиями

Со стандартизированными сомоотчетами

Вариант 2.

Испытуемый должен правильно решить как можно больше правильных заданий за ограниченное время. Это называется……………………………

Ответы:

Тест

Проективное задание

Стандартизированный самоотчет

Вариант 3.

Испытуемый сам организует диагностическое пространство при помощи своих чувств, оценок действий, реакций. Это называется…………………

Ответы:

Тест

Проективное задание Стандартизированный самоотчет

Задание 2. Выберите несколько вариантов правильных определений.

Вариант 1.

Психодиагностика – это………………………………………………………..

Ответы:

Наука

Практическая область деятельности психолога

Процесс получения знания о человеке

Способы фиксации и описания поведения человека

Вариант 2.

С какими областями практической деятельности психолога пересекается деятельность психодиагноста:

Ответы:

Образовательная область

Медицинская область

Трудовая деятельность

Менеджмент

Космическая психология

Вариант 3.

Психологическая диагностика изучает…………………………………….

Ответы:

Индивидуальные особенности личности

Способы распознавания индивидуально-психологических особенностей человека

Природу и выражение индивидуальных особенностей человека

Правила построения диагностических выводов

Способы фиксации и описание поведения человека

Задание 3. Найдите несколько правильных вариантов ответов.

Вариант 1.

Назовите три основных источники возникновения и развития психодиагностики как нового направления психологии:

Ответы:

Психология развития

Экспериментальная психология

Детская психология

Психология индивидуальных различий

Математическая статистика

Психометрия

Дифференциальная психология

Вариант 2.

Работы, каких известных исследователей послужили источниками возникновения психодиагностики как нового направления психологии, выберите правильные имена и впишите в свободных строках:

Ответы:

Р.Кеттелл

Ч.Дарвин

Ч.Спирмен

В.Вундт

Ф.Гальтон

Д.Кеттелл

А.Бине

Вариант 3.

Найти соответствие между именем известного исследователя и его вкладом в развитие психодиагностики как науки путем соотнесения цифры и буквы:

1.Френсис Гальтон

(1883 г.)

А.впервые употребил термин тест как «проба», как «испытание»; сравнил эксперимент и тест

2.Альфред Бине (1908 г.)

Б.впервые формулируется структурное представление о психологии как науке и определяется метод познания внешних проявлений психики

3.Джеймс Кеттелл (1898 г.)

В.измерение умственного возраста индивида

4.Вильгельм Вундт (1862 г.)

Г. Впервые применяются стандартизированные испытания для оценки сенсорных и психомоторных способностей, речевых ассоциаций

5.Россолимо Г.И. (1910 г.)

Д.впервые оценка умственных способностей осуществляется путем построения «психологического профиля» индивида

Задание 4. Найдите один правильный ответ.

Вариант 1.

В рамках какого психодиагностического подхода происходит рост тревожности испытуемого?

Ответы:

Тестирование

Опрос

Проективные задания

Вариант 2.

В рамках какого психодиагностического подхода испытуемый стремится к искажению и фальсификации оценки себя как личности?

Ответы:

Тестирование

Опрос

Проективные задания

Вариант 3.

В рамках какого психодиагностического подхода испытуемый стремится к перенесению ответственности за структурирование диагностического поля на психолога?

Ответы:

Тестирование

Опрос

Проективное задание

Задание 5. Впишите правильные признаки.

Вариант 1.

Что принято считать критериями качества психологических тестов?

Вариант 2.

Что выступает предметом критики в проективном методе (снижает измерительные возможности)?

Вариант 3.

Назовите факторы, снижающие Валидность стандартизированного самоотчета?

30