Психодиагностика осужденных наркоманов и коррекционно-воспитательная работа с ними

Курсовая работа

На тему: «Психодиагностика осужденных наркоманов и коррекционно-воспитательная работа с ними»

Содержание

Введение § 1. Основания применения принудительного лечения к осужденным-наркоманам и порядок его исполнения § 2. Социально-демографическая характеристика § 2.1 Исправительно-лечебная характеристика § 2.2 Психологическая характеристика и механизмы психологической защиты осужденных-наркоманов § 2.3 Классификация осужденных-наркоманов § 3 Методологические основы проведения психокоррекции в исправительном учреждении Заключение Список использованной литературы Введение

наркоман осужденный принудительный лечение

Мировой опыт показывает, что такое социальное явление, как наркомания, всегда обострялось в периоды коренной ломки общественной, политической и экономической жизни государства. Не исключением является и наша действительность.

Актуальность рассматриваемой проблемы в настоящее время настолько высока, что ее решение приобрело международный и даже мировой характер.

Как показывают исследования, фатальной неизбежности между заболеванием наркоманией и совершением преступления не существует. Но в большинстве случаев этот факт подтверждается. Существует устойчивая тенденция увеличения количества лиц, совершающих такие тяжкие преступления, как убийства и причинение тяжкого вреда здоровью именно под воздействием наркотических веществ.

Таким образом, наркомания получает распространение и в учреждениях, исполняющих наказание. Осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, составляют большой отряд потребителей наркотиков. Однако, применяемые в настоящее время к ним меры не эффективны, в том числе по причине недостаточной их изученности и обоснованности. Так, недостаточно изучены личность осужденных-наркоманов, мотивы совершаемых ими преступлений, не найдены оптимальные пути исправления. Работа с такими лицами зачастую проводится без учета наркотической зависимости и преступного поведения, в то время, когда эти особенности являются определяющими.

Процесс гуманизации исполнения наказания в виде лишения свободы невозможен без совершенствования системы организации лечения осужденных-наркоманов, их психологической и социальной реабилитации. Концепция реорганизации Уголовно-исполнительной системы Минюста России (на период до 2005 года) предусматривает дифференциацию условий отбывания наказания в пределах одного учреждения в зависимости от личностных характеристик осужденных и их поведения, а также создание специальных лечебных учреждений для применения мер принудительного медицинского характера, соединенных с исполнением наказания в виде лишения свободы. В настоящее время в УИС Минюста России действуют восемь специализированных лечебных исправительных учреждений, в которых отбывают наказание более 8,5 тысяч осужденных-наркоманов.

12 стр., 5842 слов

Исполнение наказания в виде лишения свободы в тюрьмах

Содержание Введение… ……. 1. Лишение свободы на определенный срок как вид уголовного наказания и его признаки….…… 2. Виды мест лишения свободы, основания и порядок определения судами вида исправительных учреждений…. 3. Общая характеристика исполнения наказания в виде лишения свободы в тюрьмах….… 4. Условия отбывания лишения свободы в тюрьмах… … Заключение…. Список литературы… Введение Тема ...

Изучению теоретических проблем принудительного лечения наркоманов посвящены работы таких ученых как: В.М.Алиев, Ю.А.Алферов, Э.А.Бабаян, Н.П.Барабанов, А.Я.Гришко, А.А.Музыка, С.Н.Пономарев, В.И.Старков, Н.Е.Савельев, С.Я.Улицкий, А.П.Хмель и др. В работах названных выше авторов в основном рассматриваются вопросы, касающиеся применения принудительных мер медицинского характера к алкоголикам и наркоманам, а также вопросы организационно-управленческих проблем борьбы с наркоманией.

§ 1. Основания применения принудительного лечения к осужденным-наркоманам и порядок его исполнения

Наркомания — это негативное социальное явление, изучение которого привлекает к себе специалистов различных областей знаний. Для полного раскрытия смысла термина «наркомания» данное явление необходимо рассматривать не только в медицинском аспекте, но и с позиции психологии и социологии, криминологии и права.

В социальном аспекте проблема наркомании затрагивает многие стороны жизни человека, да и общества в целом. Наркоманы быстро дезадаптируются, уходят от активного образа жизни, как правило, становятся тунеядцами, вовлекают в свой порок других людей. Необходимость приобретения наркотиков способствует развитию антисоциальной установки у лиц, злоупотребляющих ими.

В результате приобретения физической и психологической зависимости организма от наркотика, человек не способен выполнять многие гражданские функции. Наркомания посягает на здоровье населения и общественную безопасность страны. [19] Социальный аспект наркомании тесно связан с криминологическим: будучи негативным социальным явлением, наркомания выступает и в роли криминогенного фактора, способствующего совершению преступлений и иных правонарушений.

3 стр., 1194 слов

Основания, условия и сущность применения принудительного лечения

Оглавление Введение………………………………………………………………………3 ст. Глава 1. Основания, условия и сущность применения принудительного лечения………………………………………………………………………...6ст. 1.1. Сущность и характеристика принудительного лечения…………….6ст. 1.2. Юридические основания применения принудительного 1.3. лечения…………………………………………………………………16ст. 1.4. Интересы личности и принудительное лечение……………………..30ст. Выводы к Главе ...

Уголовный закон расценивает деяния с наркотическими средствами как преступления, представляющие особую опасность для общества, и относит их незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку и пересылку к преступлениям против здоровья населения и общественной нравственности.

Отсюда важнейшим средством борьбы с наркоманией является применение к осужденным-наркоманам принудительных мер медицинского характера в порядке, предусмотренном ч.2 ст.99 УК РФ.

Отдельные авторы к наркотикам относят алкоголь и никотин, а собственно наркоманию — состояние, вызываемое употреблением действительно

наркотических веществ, — называют «неалкогольной токсикоманией», одновременно охватывая этим термином и явление токсикомании («вдыхание определенных летучих веществ»).

[7] Например, новым видом наркомании именуют вдыхание паров химических веществ, входящих в состав чистящих и косметических средств, клеев, горючего для автотранспорта.

На практике случаи токсикомании не единичны. Из числа осужденных-наркоманов, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, некоторые страдают такими формами токсикомании, как эфиромания, ацетономания и др.

В связи с этим, при назначении принудительного лечения наркоманам, следует строго разграничивать термины «наркомания» и «токсикомания». То и другое означает болезненное пристрастие к определенному веществу, выражается в тяге к нему, повышении толерантности и в возникновении абстинентных явлений при лишении больного этого вещества. [23] Но, применяя термин «наркомания» нужно ограничиваться лишь теми случаями, когда речь идет о злоупотреблении наркотиками. Таким образом, вопрос о принудительном лечении от токсикомании в условиях исправительных учреждений требует своего законодательного разрешения.

Отечественное законодательство не содержит определения понятия наркомании как противоправного деяния, что следует считать существенным пробелом в нашем праве. Определение данного понятия имеет не просто терминологическое значение. От этого зависят понимание сущности наркомании и правовая регламентация связанных с ней деяний, а также определение наркомана, состояния наркотического опьянения. Указанные дефиниции в значительной мере влияют на правоприменительные мероприятия административного и уголовного характера: постановку на учет, принудительное лечение в условиях уголовно-исполнительной системы, привлечение к ответственности и др.

8 стр., 3775 слов

Коррекции аддиктивного поведения. Наркомания — Лечение наркомании — Еurodoctor.ru — 2008

4. Причины девиантного поведения подростков//Режим доступа http://psylist.net/pedagogika/00205.htm 5. Причины делинкветного поведения//Режим доступа     3.Раскройте (дайте определение) основные формы устройства детей-сирот в современном обществе: опека, попечительство, приемная семья, усыновление, временная приемная семья. Опека - вид семейного устройства малолетних (несовершеннолетние ...

В одном универсальном определении наркомании практически невозможно отразить все признаки данного явления. Поэтому необходимо оговориться, о каком аспекте идет речь: медицинском, правовом, психологическом, антропологическом, историческом и т.д. Отметим, что в медицине определения наркомании различаются между собой не по существу, а по степени конкретизации ее признаков. Основу этих признаков составляет характеристика индивидуальной реакции человеческого организма на наркотическое вещество.

Уголовным и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации предусмотрено принудительное лечение осужденных-наркоманов. Принудительные меры медицинского характера назначаются только судом лицам, совершившим преступления и признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Согласно ст. 18 УИК РФ, если во время отбывания лишения свободы будет установлено, что осужденный болен алкоголизмом или наркоманией, администрация учреждения направляет в суд представление о применении к нему принудительного лечения.

Принудительное лечение в порядке ст. 18 УИК РФ, в отличие от применения данной меры в административном порядке, сроками не ограничивается. Несмотря на это, при вынесении заключения о необходимости принудительного лечения медицинская комиссия может рекомендовать сроки такого лечения. Это позволяет более правильно построить лечебный процесс в исправительном учреждении. [10]

Уголовное законодательство предусматривает освидетельствование осужденного-наркомана комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев, для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения принудительного лечения или об изменении этой меры.

Комиссионное медицинское переосвидетельствование осужденных-наркоманов оберегает их от произвола и повышает ответственность администрации учреждения за качество лечения.

К сожалению, в судебной и пенитенциарной практике имеют место случаи необоснованного или недостаточно мотивированного применения принудительного лечения осужденных-наркоманов, что препятствует эффективной организации лечебно-воспитательного процесса в исправительных учреждениях.

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

Антидепрессанты Ингибиторы обратного захвата серотонина и норадреналина (трициклические антидепрессанты и селективные ингибиторы): Механизм действия: повышают норадренергическую и серотонинергическую активность в результате подавления обратного захвата обоих нейротрансметтеров; обладают также антихолинергическим, антигистаминным действием и антагонизмом к альфа-адренорецепторам. Амитриптилин ...

Согласно Инструкции «Об организации принудительного противонаркоманийного лечения осужденных, содержащихся в ИТУ» принудительное лечение проводится в специализированных исправительных учреждениях по видам режима или в больницах на основании приговора суда. Осужденные, отбывающие наказание в колониях особого режима или в тюрьмах, лечатся по месту содержания. [25]

Кроме того, медчасти специализированных исправительных учреждений должны иметь стационары с количеством коек из расчета 10% осужденных от момента наполнения, клиническую, психологическую и биохимическую лаборатории, ренгенкабинет, кабинет гипноза и кабинеты врачей-специалистов.

По прибытии в такое учреждение, осужденные направляются в карантинно-диагностические палаты стационара медчасти, где в течение 10 дней определяется их психическое состояние, а также вид и стадии наркомании.

Из карантинно-диагностических палат больные переводятся в наркологические палаты для противонаркоманийного стационарного лечения, которое продолжается не менее 60 дней.

После проведения курса стационарного лечения, осужденные распределяются по отрядам, и продолжают получать поддерживающее амбулаторное лечение.

При выявлении у лиц проходящих принудительное лечение противопоказаний к его дальнейшему проведению, медицинской комиссией в составе начальника медчасти исправительного учреждения, врача психиатра-нарколога и врача-терапевта выносится решение о необходимости прекращения такого лечения.

Данное решение принимается после тщательного обследования больного в стационарных условиях. После этого материалы передаются администрации исправительного учреждения для направления в суд.

Инструкция предусматривает, что через год с начала принудительного лечения, осужденный должен проходить медицинскую комиссию в ИУ, которая оценивает результаты, дает рекомендации о сроках и методах дальнейшего лечения или, в отдельных случаях, решает вопрос о его прекращении. Лечение, как правило, продолжается два года, и при отсутствии рецидива заболевания готовятся материалы для его прекращения.

Кроме того, в случаях уклонения от лечения, администрация ИУ, на основании медицинского заключения, имеет право ходатайствовать перед судом о продлении принудительного лечения осужденному, и после освобождения от отбывания наказания, в медицинском учреждении со специальным лечебно-трудовым режимом. Следует отметить, что ни закон, ни ведомственные нормативные акты не дают четкого разъяснения, что понимается под такими учреждениями. [25]

8 стр., 3941 слов

Проблемы исправления и исправимости в теории и практике пенитенциарных учреждений

РЕФЕРАТ«Проблемы исправления и исправимости в теории и практике пенитенциарных учреждений »Содержание ВВЕДЕНИЕ1. Понятие исправления и перевоспитания осужденных2. Принципы исправления и перевоспитания осужденных3. Специфические принципыЗаключениеСписок использованной литературыВВЕДЕНИЕ Каждое средство исправления и перевоспитания осужденных, в том числе и воспитательная работа, для своей ...

В рассматриваемом нормативном акте говорится, что лица, состоящие на учете с диагнозом «наркомания», снимаются с него по истечении пяти лет с момента воздержания от потребления наркотических и других средств, вызывающих одурманивание. Первое продление принудительного лечения может иметь место по истечении шести месяцев с начала лечения, в последующем эта процедура производится ежегодно. Прекращение принудительного лечения производится судом по представлению ИУ на основании заключения комиссии врачей-психиатров. Однако в случаях, когда ко времени освобождения из мест лишения свободы лечение осужденного не будет завершено, продление лечения такого лица уголовным и уголовно-исправительным законодательством не регулируется.

В настоящее время полный курс лечения от наркомании проходит обычно в четыре этапа, из которых первые два носят специфический медицинский характер, а в двух последующих преобладают воспитательные и психологические меры. Первый этап — нейтрализация яда в организме (детоксикация).

Цель этого этапа — ликвидация отравления организма наркотическими веществами. Этап предусматривает удаление еще не усвоенного яда и поддержание таких функций как дыхание и кровообращение. В детоксикации организма принципиальным является вопрос о лишении больного возможности принимать наркотики. Однако полное лишение наркотиков безопасно лишь в том случае, если они еще не вызвали физической зависимости. В основных случаях целесообразнее снижать дозы наркотика постепенно, то ли уменьшая их, то ли временно заменяя их соответствующими препаратами. [17]

Физическая зависимость, в отличие от психологической, которая сохраняется очень долго, зачастую на всю жизнь, пропадает в течение двух-трех недель абстиненции. Кроме того, на этом этапе происходит восстановление физических сил больного» [24]

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

Формирование и развитие личности    На формирование и развитие личности человека большое значение оказывают биологические факторы: наследственность, физиологические особенности пребывания в среде обитания, образа жизни. Однако все же человек личностью не рождается, а становится. Если предположить, что - к примеру - Михайло Ломоносов родился бы в восемнадцатом веке до нашей эры, он был бы ...

Второй этап — устранение последствий наркотического отравления. Это, прежде всего, все нарушения функций внутренних органов (печени, почек, легких и др.), патологические изменения нервной системы и иные расстройства. Медицинские меры на данном этапе направлены на лечение больного с целью нормализации возникших в организме изменений и на общее укрепление организма.

Роль психолога наиболее важна на третьем и четвертом этапе лечения. Цель третьего этапа — вызвать у больного отрицательное отношение к наркотику. Это не что иное, как постоянное ориентирование интересов больного и сосредоточение его эмоциональной сферы на занятиях, полезных для него самого и окружающих.

Четвертый этап — рессоциализация (социальная реабилитация) осужденного-наркомана. Цель этапа — возврат человека к нормальной общественной жизни, в соответствующей лечебно-воспитательной обстановке.

Главное в лечении, чтобы наркоман сам захотел избавиться от наркотической зависимости и продержался как можно дольше. Однако, такие случаи, увы, единичны. Даже после прохождения всех этапов бывший наркоман может попробовать наркотики только один раз и все пойдет по новой. Как сказал один известный нарколог: «Наркомания — это болезнь, но без одной стадии-выздоровления». [17]

§ 2. Социально-демографическая характеристика

Изучение личности осужденного-наркомана позволяет выявить причины и условия наркотизации, криминогенного поведения, определить его особенности, что необходимо для профилактики как общественно опасных деяний так и распространения наркомании в целом. Личность наркомана деформирована не только употреблением наркотиков, вызывающих соматические и нервно психические расстройства, но и асоциальностью поведения. [8] Скорректировать поведение такого лица можно только путем проведения комплекса социально-реабилитационных мер, основанных на глубоком знании особенностей личности наркомана.

Возраст. Один из основных факторов, который необходимо учитывать при изучении личности осужденного-наркомана — это его возраст.

Исследования показали, что средний возраст осужденных-наркоманов ниже возраста всех лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы: 26,2 и 32,1 года соответственно. [13]

Семейное положение и наличие постоянного места жительства.

В настоящее время многими исследователями установлена возможность антикриминогенного влияния семьи на личность. В данном случае не являются исключением и осужденные-наркоманы. Наличие семьи в основном положительно сказывается на всем исправительном процессе.

Анализ данных показывает, что большую часть осужденных-наркоманов составляют холостые. Это объясняется, с одной стороны, степенью деградации личности наркомана, с другой — более молодым возрастом. В то же время у осужденных-наркоманов более прочные семейные связи, чем у всех осужденных, содержащихся в ИУ. [13]

В деле предупреждения рецидива наркомании среди лиц, отбывающих наказание в ИУ и освобожденных из них, важное значение имеет наличие постоянного места жительства. По мнению А.С.Михлина, «большинство трудностей, которые испытывают освобожденные из мест лишения свободы, связаны с отсутствием жилья…» [13].

Данные свидетельствуют о том, что наибольший процент лиц, не имеющих жилья или имеющих, но не вправе проживать там, составляют осужденные-наркоманы. При этом основная их часть до осуждения проживала в городах. В сельской местности до осуждения проживало всего лишь 12,1% лиц указанной категории.[1] Следовательно, городские условия жизни являются более «благоприятными» для развития такого антисоциального явления как наркомания. В этой связи, при планировании профилактических мероприятий, данному факту необходимо уделять должное внимание.

Уровень образования осужденных-наркоманов. Уровень образования осужденных-наркоманов значительно выше, чем других категорий осужденных. Это обусловлено тем, что за последние двадцать лет изменился их качественный состав, в частности, увеличилось число: студентов в два с половиной раза, учащихся техникумов в два раза, лиц, имеющих высшее или незаконченное высшее образование, почти в три раза. [3]

§ 2.1 Исправительно-лечебная характеристика

Отношение к лечению. Роль позитивного отношения наркомана к лечению достаточно велика, потому что от этого зависит успешность реабилитационной работы. В.А.Елеонский подчеркивает важность изучения реакции личности на наказание, предопределяющей эффективность достижения поставленных перед ним целей. [10] Это суждение в полной мере применимо к наркоманам, их отношению к лечению в ИУ.

Поскольку большинство наркоманов больными себя не считают (90,9%), то, естественно, что это обстоятельство существенно влияет на организацию исправительно-лечебного процесса. Чтобы повысить его эффективность, необходимо знать и другие данные, в частности, о характере отношения к лечению этих лиц до осуждения. Более половины осужденных-наркоманов (56,9%) лечились ранее добровольно. Многие из них (48,9%) на вопрос, почему они не лечились добровольно, ответили: «Не считаю нужным». [17]

Данные исследований подтверждают, что только сравнительно небольшая часть наркоманов верит в эффективность лечения. На вопрос о желании лечится от наркомании, ответили только 46,7%. Многие лица воспринимают принудительное лечение как наказание — 73%. [10]

Участие в воспитательных мероприятиях. Воспитательные мероприятия, проводимые с наркоманами в ИУ, способствуют выработке у них установки на трезвый образ жизни.

Большинство наркоманов либо вообще не участвуют в воспитательных мероприятиях, либо особой активности при этом не проявляют. Среди многих форм вовлечения осужденных в разные мероприятия воспитательного характера пока еще не нашли должного распространения такие, как привлечение к работе с осужденными представителей церкви, других различных негосударственных организаций и органов, а также лиц, излечившихся от наркомании.

Отношение к режиму отбывания наказания в ИУ. В целом осужденные-наркоманы зарекомендовали себя более правопослушными по сравнению с другими категориями осужденных в ИУ. Это обусловливается прежде всего тем, что осужденные-наркоманы в процессе отбывания наказания обязаны проходить курс принудительного лечения, как правило, в свободное от работы время. Кроме того, многие из них лечатся в стационарах под более тщательным надзором администрации, что приводит к сокращению количества правонарушений. [19]

Сама специфика лечения осужденных-наркоманов требует применения отдельных медицинских препаратов, которые оказывают затормаживающее воздействие на нервную систему, снимают стрессы, снижают агрессию. Индивидуальная лечебно-воспитательная работа с данной категорией лиц врача-психотерапевта направлена на поддержание среди них здорового, правопослушного образа жизни.

Все вышеуказанные факторы в совокупности способствуют сокращению правонарушений со стороны осужденных-наркоманов. Злостные нарушения режима отбывания наказания обусловлены, прежде всего, немедицинским потреблением наркотиков и отказом осужденных от принудительного лечения.

Отношение к труду. В исправительно-лечебном процессе труд позволяет создать условия для социальной реабилитации наркоманов, получения специальности или восстановления прежней квалификации, обретения цели в жизни и т.д.

Данные исследований свидетельствуют, что большой разницы по сравнению с осужденными, не являющимися наркоманами, нет. По мнению исследователей, это объясняется тем, что труд осужденных-наркоманов с медицинской точки зрения весьма дифференцирован. Определенная их часть вообще не работает, находясь в стационаре учреждения, другие же трудятся только с учетом рекомендаций медицинских работников. Осужденные, прошедшие первичный этап лечения, у которых устранена физическая зависимость, в большинстве своем добросовестно трудятся. [12]

Степень исправления. По степени исправления осужденные- наркоманы особо не отличаются от других категорий осужденных в ИУ. Правда, у первых несколько ниже средний балл исправления (2,5) по сравнению со вторыми (2,8).

Такая обобщающая характеристика личности осужденного-наркомана, как степень исправления, подтверждает верность выводов по другим составляющим: отношение к лечению, воспитательным мероприятиям, труду, режиму. Однако, при определенной схожести по степени исправления, в целом, видна, прежде всего, особенность характерная только для осужденных-наркоманов. Это негативное отношение к принудительному лечению. И если закрепить в законодательстве такой критерий как их отношение к лечению, характеризующий степень исправления, то средний балл исправления значительно уменьшится. [25]

§ 2.2 Психологическая характеристика и механизмы психологической защиты осужденных-наркоманов

Использование современных тестов позволяет выявить личностный профиль подозреваемых в наркотизме, их основные личностные характеристики, типы реакций, наличие тех или иных патологических черт. Полученная информация является подспорьем для дальнейшего психологического поиска индивидуальных и дифференцированных мер воспитательно-предупредительного воздействия.

Именно результаты обследования осужденных-наркоманов при помощи теста СМИЛ позволили провести их дифференциацию в зависимости от особенностей личности. [14]

По поведенческим признакам в первую группу отнесены наркоманы с астеническими чертами характера. У лиц этой группы отмечаются пониженное настроение, чувство неудовлетворенности, напряженности, нервозности. Этих осужденных чаще всего мучает бессонница, им присуща повышенная утомляемость, они испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими, у них отмечается резкое снижение продуктивности, трудоспособности, инициативы, разнообразные нарушения поведения, тревожные реакции страха, а порой даже возможны акты членовредительства.

Во вторую группу выделены наркоманы с признаками хронической дезадаптации. Психологическое наблюдение свидетельствует о том, что этим лицам присуще постоянное отсутствие самоконтроля, выраженная тенденция к конфликтным ситуациям и асоциальным поступкам с непризнанием авторитетов, враждебным отношением к окружающим. Из этой группы чаще всего формируются нарушители правопорядка, «отрицательные лидеры», состоящие в оппозиции к представителям администрации. Безответственность, лживость, легкость суждений, изменчивость этических оценок — вот устоявшиеся качества этих осужденных.

В третью группу отнесены наркоманы с преобладанием в «личностном профиле» признаков, указывающих на наличие черт эгоизма, раздражительности, эмоциональной неустойчивости, возникновение реакций тревоги и беспокойства. Именно у них выражена твердая позиция личности к самоутверждению, тенденция обратить на себя внимание, а также «уход в болезнь» со множеством жалоб на здоровье, частая апелляция.

Психолого-педагогическое наблюдение и клинико-психиатрическое обследование осужденных-наркоманов показало, что у 55-65% из них обнаруживались патохарактерологические расстройства, аномалии психического склада. Три четверти наркоманов обнаруживают выраженные отклонения психики. Они нуждаются не просто в придельной диагностике врачей, а в особом учете, выработке в отношении каждого конкретного случая рекомендаций по вопросам исправления, трудоиспользования и лечения.

При наблюдении на первый план выступают также симптомы выраженной и характерной для наркоманов нравственно-этической деградации личности: эмоциональное огрубение, утрата чувства сопереживания, чрезмерная лживость, эгоистичность, истерические формы поведения.

Механизмы психологической защиты наркоманов

Наиболее типичными для осужденных-наркоманов являются следующие механизмы психологической защиты: [15]

1. Вытеснение — из сознания вытесняются не столько факты употребления, сколько психологически травматичные обстоятельства, сопутствующие употреблению наркотических веществ. К таким обстоятельствам, прежде всего, относятся помещение в места лишения свободы или гибель одного из знакомых от передозировки. Вытеснение наиболее характерно для акцентуации характера или психопатии истероидного типа.

2. Рационализация — этот защитный механизм, с помощью которого осужденный-наркоман стремится найти приемлемое объяснение употреблению наркотических веществ, собственно, рационализирует патологическое, недостаточно осознаваемое влечение к наркотикам. Наиболее популярны следующие рациональные объяснения приема наркотиков: «по подражанию», «для того, чтобы успокоится» и т.д.

3. Проекция — этот защитный механизм, с помощью которого наркоман освобождается от чувства страха и вины, приписывая свои негативные качества другим людям. У молодых наркоманов наблюдается проявление рационалистической проекции. Наркоман знает, что употребляя наркотики он подвергается опасности. Однако он приписывает употребление наркотиков значительному кругу своих знакомых.

§ 2.3 Классификация осужденных-наркоманов

В результате исследований и обобщения итогов различных наблюдений за осужденными-наркоманами, изучения их личностных особенностей, удалось выделить четыре категории данных лиц. Основываясь на этих данных можно сформулировать программы профилактики и перевоспитания для каждой категории наркоманов в отдельности.

В первую категорию входят наркоманы без деградации личности. Большинство осужденных этой группы правильно реагируют на мероприятия воспитательного воздействия, на требования дисциплинарного характера, охотно принимают лечение, добросовестно относятся к труду и активно участвуют в общественной деятельности.

Ко второй категории относятся лица с начинающейся деградацией личности. Эта категория больных не отказывается от наркологического лечения, но вместе с тем относится к нему с недоверием. Эти осужденные соблюдают режимные требования, положительно реагируют на воспитательные мероприятия, добросовестно трудятся.

Третья категория — лица с деградацией личности средней степени. Такие наркоманы чаще всего отказываются от лечения, ссылаясь на плохое состояние здоровья. Лечение принимают после длительной индивидуально-воспитательной и разъяснительной работы с ними. Допускают нарушения режима, пассивно относятся к труду и уклоняются от мероприятий воспитательного характера.

Четвертую категорию представляют наркоманы-преступники, крайне запущенные в социально-медицинском плане. Основная масса таких лиц категорически отказывается от принудительного лечения в течение всего срока пребывания в ИУ, систематически нарушают режим, некритически относятся к своим поступкам, не реагируют на проводимые культурно-массовые и воспитательные мероприятия. [15]

Таким образом, в профилактике и борьбе с распространением наркомании особенно важным является знание характерных особенностей поведения и основных расстройств, возникающих у осужденных-наркоманов.

§ 3 Методологические основы проведения психокоррекции в исправительном учреждении

Как известно, в психологической помощи человеку сложилось отдельное направление — психокоррекция (гр. psyche — душа; лат. correctio — изменение).

Под психокоррекцией понимается воздействие на психическое состояние и личность, находящуюся в этом состоянии, с целью восстановления психического здоровья.

Психическое здоровье под влиянием внешней среды может переходить из нормального состояния в пограничное, а затем и в крайнюю форму — патологическое. При коррекции психолог исправительного учреждения может ориентироваться на принятую в практике трехуровневую структуру личности

— социальную, психологическую, физиологическую. Психологическое воздействие необходимо осуществлять на выделившиеся в пограничном состоянии типы психологических защит (ТПЗ), которые классифицированы как сверхконтроль (СК), оптимистичность-пессимистичность (ОП), эмоциональная лабильность (ЭЛ), индивидуалистичность (ИН).

Таким образом, психокоррекция применяется на всех уровнях личности — в норме, пограничном состоянии, патологии, но чаще всего именно в пограничном состоянии. [11]

Преступив закон, человек испытывает на себе внешнее воздействие со стороны общества в виде эмпатийной депривации и психологического удара (арест, следствие, суд, лишение свободы), на которое он дает реакцию в виде внутренней инициации. В результате постоянной и длительной внутренней инициации образуется область психологической травмы, на которую личность вырабатывает свойственную себе психологическую защиту, закрываясь и от общества и от себя, включается механизм саморазрушения, которому способствует и самоизоляция личности. Задача психолога заключается в диагностике типа психологической защиты и глубины психологической травмы для переключения личности с механизма саморазрушения на механизм самосозидания через процедуру покаяния. Чем раньше это будет сделано, тем эффективнее психокоррекция. Саморазрушение функционирует при патологическом развитии личности. Самосозидание — при творческом развитии личности. Об эффективности катарсиса можно судить но результатам деятельности осужденного. Психическое здоровье предполагает нахождение личности в нормальном состоянии. При переходе в пограничное состояние появляется защита от него на всех уровнях личности (социальном, психологическом и физиологическом) — личность компенсирована, патологическое состояние деформирует личность. Если в норме все семь типов защиты находятся в равновесном состоянии и их иерархия определяет семантику переживаний, то в пограничном состоянии ведущий тип психологической защиты под влиянием психологической травмы обособляется в синдром дисгармонического развития личности, а в патологии имеет место уже патологическое развитие личности.

Используя методы психодиагностики (беседу, наблюдение, эксперимент, интервью, метод обобщения независимых характеристик, анализ продуктов деятельности, личного дела, психобиографию, анкетирование, тесто-логию, социометрию) психолог-практик должен определить, в каком состоянии находится личность и какие уровни личности подверглись деформации, выявить активированный тип психологической защиты и найти форму индивидуальной или групповой коррекции, включая самовоспитание.

Все это вместе дает возможность психологу поставить функциональный диагноз клиенту, который включает все три уровня:

социально-психологический — социальная модель,

психологический — психологическая модель,

физиологический — физиологическая модель, а как следствие выделить ведущее направление коррекции.

Социально-психологический уровень можно рассматривать через творчество личности, то есть свободу личности и полезность ее для общества. Отсюда коррекция социально-психологического уровня предусматривает выход личности с помощью психолога на творческий потенциал и поддержание его.

На психологическом уровне психологу необходимо корректировать ведущий тип психологической защиты, приводя типы психологических защит в равновесие.

Нами рассматривается только психофизиологический аспект коррекции физиологической модели, поскольку все остальное выходит за границы возможностей психолога. [11]

Здесь не дается более детальная характеристика различных категорий осужденных, поскольку они могут быть впервые или неоднократно судимы за корыстные, насильственные преступления. Среди них могут быть лидеры, отверженные, а также осужденные с психопатологическими нарушениями. У всех у них могут быть разные социальные установки, но для всех категорий осужденный имеет место нахождение в нормальном, пограничном и патологическом состоянии здоровья и изменения социального, психологического и физиологического уровней личности.

Следовательно, в психокоррекционной работе необходимо прогнозировать временные периоды естественного выхода личности на коррекцию программы в пограничном состоянии и в этот момент рассматривать и изменять программу социальной, психологической и физиологической защиты, что и составляет предмет психокоррекционной работы. Или, другими словами, психологу необходимо преодолевать различного рода психологические затруднения осужденных в наиболее благоприятное время и наименьшими усилиями.

Объектом является личность осужденного и ее состояния, прежде всего, пограничное, а также краткосрочные и долгосрочные интеракционные группы, составленные из впервые и неоднократно судимых лиц, совершившие корыстные или насильственные действия, преимущественно с одним типом психологической защиты. [16]

Субъектом психокоррекции является стиль психолога или ведущего группы, зависящий от типа его психологической защиты, в целом определяющим эффективность коррекционной работы.

Цель коррекционной работы состоит в сохранении психического здоровья осужденных, что достигается изменением самосознания таким образом, чтобы сделать человека готовым к другим, новым поступкам, а уже новые поступки способствуют закреплению новых способов поведения в самосознании и влияют на социальный, психологический и физиологический уровни защиты личности. [16]

Задачи:

Изучение факторов, обуславливающих возникновение психической травмы, ее глубины и генерализации, а также защиты от нее на социальном, психологическом и физиологическом уровнях.

На социальном уровне: раскрытие факторов, выявляющих творческий потенциал личности осужденного.

3. На психологическом уровне: выявление и торможение факторов, активизирующих тип психологической защиты личности осужденного (от психологической травмы).Приведение всех типов защиты личности в равновесное состояние.

На физиологическом уровне: изучение и ослабление факторов, способствующих переходу мест наименьшего сопротивления систем из латентного состояния в активное. Приведение их и всех систем в равновесное состояние. Физиологический уровень используется в психокоррекции психологами-практиками, имеющими медицинское образование.

Установление места и роли индивидуального и группового психо-коррекционного воздействия в формировании у осужденного установки на раскаяние и дальнейшую рессоциализацию.

6. Определение глубины процесса покаяния:

а) в индивидуальной работе с осужденными;

б) у несовершеннолетних правонарушителей мужского и женского пола;

в) краткосрочных группах, составленных из лиц, впервые совершивших преступления и подозреваемых за корыстные и насильственные действия;

г) долгосрочных группах, включающих трудновоспитуемых, неоднократно судимых и особо опасных рецидивистов.

7. Определение направлений совершенствования индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с различными категориями осужденный:

а) обоснование критериев отбора осужденный для индивидуальной работы, а также в краткосрочные и долгосрочные группы;

б) совершенствование методик воздействия на осужденный;

в) ориентацию подготовки психологов-практиков к проведению психокоррекционной работы.

8. Оценка эффективности психокоррекционной работы по результатам поведения и деятельности осужденный и прогноза их адаптации в условиях свободы. [16]

Учитывая содержательные и динамические личностные проявления у осужденного, психолог-практик может выбирать такой стиль, при котором минимизируются неблагоприятные воздействия на осужденный и активизируются установки самораскрытия и обратные связи, ведущие к покаянию. В свою очередь они будут определять диапазон возможных позитивных сдвигов в самосознании осужденный, проявляемых в законопослушном поведении.

Заключение

Среди основных задач, которые в настоящее время стоят перед психологом-практиком исправительного учреждения, особенно актуальной становится задача психокоррекционного воздействия на осужденных, имеющих диагноз ВИЧ, принимавших наркотики, имеющих психические отклонения. Осужденных данных категорий с каждым годом становится все больше и больше.

Своевременное психокоррекционное вмешательство способно значительно воздействовать на осужденных, с целью гармонизации личности, снятия постстрессового состояния, частичного снятия психологической зависимости от наркотического вещества.

Выше сказанное свидетельствует с одной стороны об эффективности применяемых методов психокоррекции, а с другой — о необходимости такого воздействия с целью частичного снятия наркотической зависимости.

Подтверждается то, что, проведение психокоррекционной работы окажет положительное воздействие на личность осужденного-наркомана.

Список использованной литературы

Алиев В.М. Личность осужденных-наркоманов и индивидуально-воспитательное воздействие на них в ИТУ. М: ВНИИ МВД СССР, 1990 г.

Алферов Ю.А. Криминологические ориентации наркоманов и воспитательно-профилактическая роль ИТУ. Домодедово, 1991 г.

3. Алферов Ю.А., Хмель А.П. Наркотизм осужденных: воспитательно-профилактическая функция ИТУ. Пособие. М., ВНИИ МВД, 1993 г.

4. Алферов Ю.А. и др. Распознавание наркотизма осужденных. М., 1990 г.

5. Ассаджиолли Р. Психосинтез. СПб: Издательство Лань, 2001 г.

6. Бабаян Э.А., Гонопольский М.Х. Наркология: учебное пособие. М.: Медицина, 1990 г.

Болотовский И.С. Наркомании. Токсикомании. Казань: Издательство Казанского университета, 1989 г.

Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. М.: Юридическая литература, 1989 г.

9. Данилин А.А. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., Центр полиграф, 2002 г.

10 .Евлампиев B.C. Принудительное лечение осужденных-наркоманов. Учебное пособие. Ред. Мелентьева М.П. Рязань, 1999 г.

11.Информационный бюллетень №30. ГУИН МВД РФ. 4.1-2. М., 1996 г. 12.Левин Б.М., Левин М.Б. Наркомания и наркоманы. М., 1991 г.

13.Михлин А.С. Общая характеристика осужденных. М.: ВНИИ МВД СССР, 1991 г.

Н.Наркомания и алкоголизм. Современные взгляды. Экспресс -информация. Выпуск. 4, М, 1990 г.

15. Наркомания в ИТУ и пути ее преодоления. М, ВНИИ МВД, 1990 г.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: ТЦ Сфера, 2002 г.

Панов С.Л. Принудительное лечение как мера профилактики наркотизма. // Омский юридический институт. Средства и методы воздействия на преступность и иные правонарушения. Сборник научных
трудов. Омск, 1998 г.

18.Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999 г.

19.Пахомов В. Д. Уголовно-правовая характеристика личности преступников-наркоманов. // Безопасность и здоровье нации. М, 1996 г.

20. Поздняков Н.А. Профилактика наркомании в УИС. // Преступление и наказание. №5. 2000 г.

21 .Прикладная пенитенциарная психология. РИПЭ Минюста России, 1999 г.

22.Ураков И.Г. Наркомания: мифы и действительность. М.: Медицина, 1990 г.

23.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП-ИСП, 2000 г.

24.Шабанов В.Н., Штакельберг Л.С. Наркомании. Патопсихология, клиника, реабилитация. СПб: Издательство Лань, 2001 г.

25. Широков С. С. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к наркоманам по российскому законодательству. // Проблемы укрепления законности и борьбы с преступностью. М., Смоленск:. №1 1999 г.

Размещено на