Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 34

Министерство образования и науки Российской Федерации

высшего профессионального образования

«Пермский государственный ГУМАНИТАРНО-педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

СЕМЬЕВЕДЕНИЕ

Направление подготовки: 050400 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки: Психология и социальная педагогика

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Пермь

ПГГПУ

2013

Содержание

1. Цель изучения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

5.3. Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)

6. Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План-график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

7.4. Тематика курсовых работ (исследовательских проектов) и методические рекомендации по их выполнению

8. Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Учебно-методические материалы

22 стр., 10616 слов

Темы курсовых работ для студентов 4 курса факультета психологии

... научно-исследовательских работ: 1. Социально-психологические особенности мотивации учебной и учебно-профессиональной деятельности школьников и студентов. 2 ... в условиях мегаполиса 11. Психологические аспекты содержания домашних животных в городских условиях 12. ... разным уровнем успеваемости по гуманитарным дисциплинам. 61. Особенности интеллекта студентов гуманитарных и технических специальностей. 62 ...

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.5. Материально-техническое обеспечение

9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

1. Целью изучения дисциплины является формирование научных представлений о семье и браке, их социальных и психологических аспектах, сущности семейного воспитания, основах социально-педагогической работы с семьей.

Основные задачи курса:

  • углубить и систематизировать знания студентов о сущности семьи, особенностях развития семейных отношений, семейном воспитании;
  • ознакомить студентов с социальными факторами, обуславливающими общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов;
  • выработать цельное научное мировоззрение, основанное на принципах международных и российских нормативно-правовых документов, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе;
  • ознакомить студентов с рядом мер по защите семьи, оказанию помощи и поддержки семьям, осуществляемых государством;
  • научить выявлять типы семейного неблагополучия, типичные ошибки семейного воспитания и определять пути повышения воспитательных возможностей семьи
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы в области семейных взаимоотношений.

2. Место дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Семьеведение» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3. В.ОД.12) ООП по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»).

В профессиональной подготовке бакалавров по профилю «Психология и социальная педагогика» «Семьеведение» занимает значительное место, поскольку представляет собой дисциплину, посвященную систематизации знаний, касающихся социологии семьи, психологии семейных отношений, социально-педагогической работы с семьей, включая правоведческие и социально-экономические аспекты.

Для освоения дисциплины «Семьеведение» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

  • Педагогика;
  • Теория обучения и воспитания;
  • Социальная педагогика;
  • Педагогическая психология.

Кроме того, содержательно-методически и логически дисциплина «Семьеведение» связана с такими учебными курсами, как «Основы психологии семьи и семенного консультирования», «Социально-педагогическая работа с семьей», «Методика и технология работы социального педагога».

Освоение дисциплины «Семьеведение» опирается также на знания и умения, сформированные в ходе учебной практики, являясь в то же время основой для успешного прохождения учебной и производственной практики.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

3.1. Принятая структура компетенций

Дисциплина «Семьеведение» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО «050400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»):

Компетенции

Вклад дисциплины «Семьеведение» в их формирование

Код

Содержание

ОК-1

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды

ознакомление студентов с социальными факторами, обуславливающими общее и особенное в жизнедеятельности семьи и ее членов;

освоение знаний о сущности семьи, особенностях развития семейных отношений, семейном воспитании

ОПК-8

способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики

освоение знаний о роли социального педагога в организации работы с семьей; формирование умений выстраивать взаимодействие с семьей, соблюдая принципы профессиональной этики

ПКСП-11

способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников

освоение знанийоб особенностях сотрудников образовательного учреждения и родителей как субъектов психолого-педагогического взаимодействия; о формах взаимодействия с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами;

формирование умений устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями, педагогами и другими специалистами при обсуждении и решении вопросов воспитания, обучения и развития учеников

По окончании обучения студент должен

Знать:

  • научную проблематику подходов к изучению семьи и культурологических основ ее функционирования;
  • сущность и содержание форма брака и семьи, их типологию и функции;
  • специфику современной проблематики семьи и пути ее разрешения;
  • законодательные и социально-экономические проблемы развития государственной семейной политики, основные направления ГСП.

Уметь:

  • выявлять типичные ошибки семейного воспитания;
  • проводить мониторинг семейной ситуации в неблагополучных семьях;
  • определять пути повышения воспитательных возможностей семьи;
  • разрабатывать систему мероприятий по социальной защите семьи и детства

Иметь представление:

  • о международных и российских нормативно-правовых документах, ориентированных на повышение статуса семьи в обществе;
  • о системе социальной защиты семьи и детства

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций по направлению подготовки ВПО «050400 Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»):

п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов

ОК-1

ОПК-8

ПКСП-11

1.1

Объект, предмет, методы и принципы семьеведения

х

2.

Брак и семья как фактор стабильности общества

х

3.

Основные функции семьи

4.

Типы современных семей

х

5.

Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям

х

6.

Демографические аспекты состояния и развития семьи

х

7.

Духовная культура и быт семьи

х

8.

Сущность государственной семейной политики. Принципы семейной политики

х

9.

Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ

х

10.

Сущность семейного воспитания. Механизмы и принципы семейного воспитания

х

11.

Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей

х

12.

Стили семейного воспитания

х

х

13.

Воспитательный потенциал семьи

х

14.

Пути повышения воспитательных возможностей семьи

х

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная (полная)

Заочная (сокращенная)

Номера семестров:

5

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

44

Лекции (Л)

20

Семинарские

16

Практические занятия

8

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

64

Реферат

6

Эссе

4

Конспект в рабочей тетради

18

Аналитическая таблица

Исследовательский проект (курсовая работа)

Другие виды самостоятельной работы

36

Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

108/3

Входной контроль (вид, № семестра)

Текущий контроль (вид, № семестра)

5

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) — № семестров

Зачет с оценкой

  

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

п/п

Раздел/ тема

Неделя семестра

Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. Работа

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

Обяз.

Доп.

Раздел I. Понятие семьеведения. Положение современной российской семьи

1

Объект, предмет, методы и принципы семьеведения

1

2

х

2.

Брак и семья как фактор стабильности общества

2

2

2

х

3.

Основные функции семьи

3

2

х

4.

Типы современных семей

4

2

4

5.

Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям

5

2

х

6.

Демографические аспекты состояния и развития семьи

6

4

х

7.

Духовная культура и быт семьи

7

2

х

Раздел II. Государственная семейная политика РФ

8.

Сущность государственной семейной политики. Принципы семейной политики

8

2

2

х

9.

Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ

9

2

2

х

Раздел III. Семейное воспитание

10.

Сущность семейного воспитания. Механизмы и принципы семейного воспитания

10

2

х

11.

Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей

11

2

х

12.

Стили семейного воспитания

12

2

х

13.

Воспитательный потенциал семьи

13

6

х

14.

Пути повышения воспитательных возможностей семьи

14

2

х

Всего

108

20

16

8

64

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

Раздел I. Понятие «семьеведение». Положение современной российской семьи

Тема 1. Объект, предмет, методы и принципы семьеведения

Семьеведение, как отрасль знания, как учение о жизнедеятельности и проблемах семьи, ее роли в обществе и семейной политике.

Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук.

История развития общественной мысли о семье. Место и значение семьеведения в профессиональной подготовке социальных педагогов.

Тема 2. Брак и семья как фактор стабильности общества

Определение и сущность понятий «семья».

Сущность и содержание понятия «брак».

Исторические формы брака.

История возникновения и развития брачно-семейных отношений.

Тема 3. Основные функции семьи

Определение понятия «функция». Характеристика основных функций семьи. Функции, касающиеся воспитания и развития ребенка (М.А. Галагузова).

Функции семьи в зависимости от сфер ее жизнедеятельности и важнейших потребностей (В.М.Целуйко).

Функции семьи в зависимости от принадлежности ведущей роли (В.М.Целуйко).

Функции семьи в соответствии с периодами формирования семьи (Ю.Хямяляйнен).

Социализирующие функции семьи ( А.В.Мудрик).

Взаимосвязь функций. Ответственность семьи как социального института перед обществом посредством выполнения ею определенных и специфических функций.

Тема 4. Типы современных семей

Типология семей (по различным критериям).

Типология семей в зависимости от предмета изучения (В.С. Торохтий).

Типы семей : социально-педагогический аспект (М.А. Галагузова, Т.В. Лодкина, ).

Типы неблагополучных семей (Т.В. Лодкина).

Типичные и нетипичные семьи: смешанные семьи; семьи с приемными (усыновленными) детьми; замещающие семьи; семьи с недееспособными членами; семьи беженцев и т.д.

Тема 5. Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям

Материально-экономические проблемы семьи. Занятость и безработица и их многофакторное влияние на семью. Снижение дохода семьи. Экономическая вынужденность занятости женщин на производстве. Последствия трудовой занятости детей. Отсутствие необходимых условий для сочетания родителями трудовой деятельности с воспитанием детей. Сохранение традиционного разделения домашних обязанностей между мужчиной и женщиной. Внутрисемейная напряженность.

Жилищная проблема современной семьи: ее состояние, тенденции.

Тема 6. Демографические аспекты состояния и развития семьи.

Демографическая ситуация в Российской Федерации. Новые тенденции в динамике основных демографических показателей в России: влияние социально-экономического кризиса на демографическую ситуацию. Проблема рождаемости и воспроизводства населения.

Демографическая политика в РФ, ее основные направления, механизмы реализации в условиях рыночных отношений. Характеристика современных тенденций демографического развития семьи и их обусловленность изменениями в образе жизни (урбанизация, изменение положения женщин в обществе, семье, издержки социально-экономического развития).

Концепция демографического развития в РФ до 2015 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. (№ 1270-р)

Тема 7. Духовная культура и быт семьи

Духовная культура семьи. Историческая обусловленность духовной культуры экономическими, социальными и политическими факторами Причина духовного обнищания личности и семьи в условиях современного реформируемого общества. Досуговое поведение различных социальных общностей. Роль семьи в организации досуга. Средства массовой информации и их роль в формировании целостных ориентаций членов семьи.

Структура быта. Взаимосвязь быта и культуры как фактор преодоления социального неравенства между мужчинами и женщинами. Бытовые отношения и их особенности. Жилье как важный фактор организации быта.

Раздел II. Государственная семейная политика рф

Тема 8. Сущность государственной семейной политики. Принципы семейной политики

Определение Государственной семейной политики. Цели государственной семейной политики, обеспечение благоприятных условий для всестороннего развития семьи и ее членов; реализации ее экономических, демографических и социальных функций. Объект, предмет и задачи государственной семейной политики.

Принципы государственной семейной политики: семья – главный объект социальной политики; трудовая основа самообеспечения семьи при усилении прямой материальной поддержки семьей, которые нуждаются в ней; приоритет интересов ребенка; расширение полномочий региональных и местных органов власти, трудовых коллективов в социальной защите семьи с учетом финансирования возможностей и специфики социально-демографического развития территорий при обеспечении минимальных гарантий на общегосударственном уровне; обеспечение условий для выполнения родительских обязанностей матерью и отцом; сотрудничество семей, государственных общественных и религиозных организаций в плане поддержки семьи.

Тема 9. Формирование и реализация государственной семейной политики в рф

Исторический аспект развития государственной семейной политики.

Основные направления и приоритеты семейной политики. Создание условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи на основе доходов и самообеспечения в системе рыночной экономики.

Законодательство о государственной семейной политике. Механизмы ее реализации и правовое обеспечение в условиях рыночных отношений.

Концепция развития государственной семейной политики в РФ( С.В.Дармодехин)

Раздел III. Семейное воспитание

Тема 10. Сущность семейного воспитания. Механизмы и принципы семейного воспитания

Семейное воспитание как воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их замещающими.

Типы семейного воспитания: статусное; социального назначения; в зависимости от стиля семейного воспитания; по направленности содержания. Зависимость содержания, характера и результатов семейного воспитания от: личностных ресурсов семьи; целей воспитания; материальных ресурсов; стилей воспитания.

Механизмы воспитания, с помощью которых ребенок приобщается к социальной действительности, входит в жизнь, становится ее самостоятельным участником.

Принципы семейного воспитания: принцип целенаправленности; .научности; гуманизма, уважения к ребенку; принцип планомерности, последовательности, непрерывности; принцип комплексности и систематичности; согласованности в воспитании.

Тема 11. Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей

    Семейные взаимоотношения как субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи. Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский): диктат; опека; мирное существование; сотрудничество.

    Пример и авторитет родителей. Единство требований и чувство меры.

    Родительские авторитеты, негативно влияющие на воспитание детей (А.С. Макаренко).

    Тема 12. Стили семейного воспитания

    Стили семейного воспитания: демократический, авторитарный, попустительский.

    Стили родительского воспитания по А. Болдуину: демократический, контролирующий.

    Типология детей (3 группы) в соответствии с определенными методами воспитательной деятельности их родителей (Д.Баумринд).

    Параметры родительского поведения, ответственные за паттерны детских черт. (Д.Баумринд)

    Тема 13. Воспитательный потенциал семьи

    Первостепенность семьи в формировании личности ребенка. Характерные особенности детей, обуславливающие максимальную чувствительность к воспитанию и обучению в семье.

    Факторы, определяющие особую значимость семейного воспитания в формировании личности ребенка.

    Понятие о воспитательном потенциале семьи. Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам (А.В. Мудрик): социально-культурный; социально-экономический; технико-гигиенический; демографический.

    Тема 14. Пути повышения воспитательных возможностей семьи

    Типичные проблемы, обусловливающие негативное воспитательной воздействие на ребенка в семье. «Близорукость» воспитательных представлений. «Фальстарт» в воспитании. Противопоставление родительских отношений к детям. Потворствующая гиперпротекция. Атрибутивная проекция. Снисходительная гиперпротекция. Доминирующая гиперпротекция. Эмоциональное отвержение. Трансформация психогенных расстройств на детей и т.д.

    Типичные ошибки семейного воспитания.

    Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Показатели результативности воспитания.

    5.2. Содержание семинарских и практических занятий

    Раздел I. Понятие «семьеведение». Положение современной российской семьи

    Семинар № 1. Брак и семья как фактор стабильности общества.

    Вопросы:

    1.Определение и сущность понятий «семья» и «брак» в современной науке . Формы брака.

    2.Происхождение семьи и брака. Этапы развития семейно-брачных отношений.

    3.Исторические типы семьи.

    Литература

    Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
    2. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    3. .Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003.
    4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. –М.: Гардарики,2003
    5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003.
    6. Шнейдер Л.Б.Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006

    Дополнительно рекомендуемая

    1.Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи»/ Под общей редакцией Лидерса А.Г.-М., 2007.

    2.Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003.

    3.Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля, Санкт-Петербург./ Под общей редакцией И.А. Хоменко-СПб, 2006.

    Семинар № 2. Основные функции семьи

    Вопросы:

    1.Определение понятия «функция семьи» (для общества, для государства, для семьи и ее членов).

    2.Характеристика основных функций семьи (различные подходы: М.А. Галагузовой; В.М. Целуйко; Ю.Хямяляйнен).

    3.Социализирующие функции семьи (А.В. Мудрик).

    3.Взаимосвязь функций семьи в современных условиях и видах семьи.

    Литература

    Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. .Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
    2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003.
    3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003
    5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    6. Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2003.
    7. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006/

    1. Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи»/ Под общей редакцией Лидерса А.Г.-М., 2007.

    2. Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003.

    3. Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля, Санкт-Петербург./ Под общей редакцией И.А. Хоменко-СПб, 2006.

    Практическое занятие № 3. Типы современных семей.

    Форма проведения – групповая работа.

    Задание.

    1.Рассмотреть семью одного из типов:

    семьи с хронически больными детьми и детьми –инвалидами;

    замещающие семьи;

    семьи с приемными (усыновленными) детьми;

    семьи беженцев и мигрантов;

    неполные семьи;

    многодетные семьи;

    студенческие семьи

    2.Описать семью данного типа по следующему плану:

    -Краткая характеристика семьи (социальный портрет семьи)

    -Характер взаимоотношений в семье , психологический климат.

    -Проблемы семьи.

    3.Сделать социально-педагогические выводы.

    4.Определить основные направления работы социального педагога с данными семьями.

    5.Выступите с сообщениями на семинаре.

    Или

    Просмотр на занятии фильма «Дикий олеандр».

    Задание то же.

    Семинар № 4.

    Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям

    Вопросы:

    1. Материально-экономические проблемы семьи (занятость, безработица, снижение дохода семьи, экономическая вынужденность занятости женщин на производстве.
    2. Отсутствие необходимых условий для сочетания родителями трудовой деятельности с воспитанием детей.

    3.Жилищная проблема современной семьи: ее состояние, тенденции.

    Литература

    Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
    2. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    3. .Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003
    4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. –М.: Гардарики,2003
    5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    6. .Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006

    Семинар № 5

    Демографические аспекты состояния и развития семьи

    Вопросы:

    1. Динамика и тенденции демографического развития семьи (соотношение рождаемости – смертности, брачности –разводимости).

    2. Факторы, влияющие на демографическое поведение и состояние семьи.

    3. Концепция демографического развития Российской Федерации до 2015г.

    Задание. Разработать программу демографического развития (районную, городскую, краевую) и защитить на семинаре.

    Литература Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006
    2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2007.
    3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003.
    5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. –М.: Гардарики,2003
    6. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    7. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006.

    Семинар № 5. Духовная культура и быт семьи

    Вопросы:

    1.Духовная культура семьи: нормы, традиции, обычаи семьи, быта.

    2.Историческая обусловленность духовной культуры экономическими, социальными и политическими факторами..

    3.Причины духовного обнищания личности и семьи в условиях современного реформируемого общества

    4.Досуговое поведение различных социальных общностей.

    5.Социально-нравственный аспект жизнедеятельности семьи. Ценности семьи. .

    Задание. Подготовить индивидуальное сообщение и выступить на семинарском занятии № 5.

    Роль семьи в организации досуга

    Влияние СМИ на семейное воспитание: за и против.

    Литература основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
      1. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006

    2.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2007.

    3.Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.

    1. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003.
    2. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. –М.: Гардарики,2003
    3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    4. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006.

    Раздел II. Государственная семейная политика

    Практическое задание № 6. Государственная семейная политика.

    Социальная поддержка семьи и детей.

    Форма проведения – работа по подгруппам.

    Задание первой группе.

    1. Обобщенная формулировка задачи. Семья Воробьевых проживает в г. Кунгур. Состоит из 3 человек.

    Отец, Воробьев А.И., 33 лет, преуспевающий бизнесмен.

    Мать, Воробьева Е.С., 29 лет, искусствовед

    Сын, Воробьев К.А., в возрасте 4 лет, после перенесенного инфекционного заболевания признан инвалидом. Диагноз ДЦП.

    Мать вынуждена оставить работу и осуществлять уход за ребенком-инвалидом. На какие меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными и региональными нормативными актами, может рассчитывать семья, имеющая ребенка – инвалида?

    2. Ключевое задание.

    Осуществите правовую защиту семьи, используя федеральные и региональные нормативно-правовые акты, направленные на оказание социальной поддержки (денежные выплаты, льготы, натуральные пособия) семьям с детьми – инвалидами. Разъясните, какие виды материальной помощи можно получить; в какие территориальные органы нужно обратиться; какие документы необходимы для предоставления материальной поддержки.

    3. Рекомендации к выполнению задания.

    • Подумайте, какие именно нормативно-правовые акты вам необходимы:

    -Федеральные законы;

    -Постановления Верховного Совета РФ;

    -Указы Президента;

    -Постановления Правительства РФ;

    -Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

    -Законы Пермской области;

    -Указы губернатора Пермской области;

    -распоряжения Губернатора Пермской области;

    -Постановления Правительства Пермского края и т.д.

    • Пропишите виды и размер денежных выплат , предусмотренные льготы и натуральную помощь.
    • Для поиска адресов, телефонов учреждений, оказывающих социальную поддержку, используйте Интернет (Консультант-плюс, Дубль ГИС Пермь и др.), телефонные справочники, в т ч. «Желтые страницы», и т.д.
    • Обратитесь за консультацией к специалистам (н., Отделение пенсионного Фонда РФ по Пермскому краю) в т.ч., к преподавателям, читающим дисциплины по проблеме («Нормативно-правовое обеспечение», «Социальная политика», «Основы социальной работы» и т.д.)
    • Обсудите возможный план ваших действий по оказанию социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами со своими однокурсниками.
    • Оформите план действий.

    Задание второй группе.

    1.Обобщенная формулировка задачи. Молодые супруги Васильевы , Анна и Алексей, проживают в г. Очер. Детей у них нет (по медицинским показаниям).

    Племянник Васильевых, Никита, 5 лет, в результате автокатастрофы остался сиротой. Анна и Алексей решают усыновить мальчика. На какие меры социальной поддержки, предусмотренные федеральными и региональными нормативными актами, может рассчитывать семья, усыновившая ребенка?

    2.Ключевое задание.

    Осуществите правовую защиту семьи, используя федеральные и региональные нормативно-правовые акты, направленные на оказание социальной поддержки(денежные выплаты, льготы, натуральные пособия) семьям, усыновившим ребенка. Разъясните, какие виды материальной помощи можно получить; в какие территориальные органы нужно обратиться; какие документы необходимы для предоставления материальной поддержки.

    3.Рекомендации к выполнению задания.

    • Подумайте, какие именно нормативно-правовые акты вам необходимы:

    -Федеральные законы;

    -Постановления Верховного Совета РФ;

    -Указы Президента;

    -Постановления Правительства РФ;

    -Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

    -Законы Пермской области;

    -Указы губернатора Пермской области;

    -распоряжения Губернатора Пермской области;

    -Постановления Правительства Пермского края и т.д.

    • Пропишите виды и размер денежных выплат , предусмотренные льготы и натуральную помощь.
    • Для поиска адресов, телефонов учреждений, оказывающих социальную поддержку, используйте Интернет (Консультант-плюс, Дубль ГИС Пермь и др.), телефонные справочники, в т ч. «Желтые страницы», и т.д.
    • Обратитесь за консультацией к специалистам, (н., Отделение пенсионного Фонда РФ по Пермскому краю) в т.ч., к преподавателям, читающим дисциплины по проблеме («Нормативно-правовое обеспечение», «Социальная политика», «Основы социальной работы» и т.д.)
    • Обсудите возможный план ваших действий по оказанию социальной поддержки семьям, усыновившим ребенка со своими однокурсниками.
    • Оформите план действий.

    Задание третьей группе.

    1. Обобщенная формулировка задачи. Молодые люди, Елена и Виктор решают создать собственную семью. Они зарегистрировали брак. Елена – студентка 3 курса ПГПУ очного отделения, Виктор – студент 5 курса ПГУ очного отделения. Как студенческая семья они имеют право на социальную поддержку, предусмотренную федеральными и региональными нормативными правовыми актами.

    2. Ключевое задание.

    Осуществите правовую защиту семьи, используя федеральные и региональные нормативно-правовые акты, направленные на оказание социальной поддержки (денежные выплаты, льготы, натуральные пособия) студенческим семьям. Разъясните, какие виды материальной помощи можно получить; в какие территориальные органы нужно обратиться; какие документы необходимы для предоставления материальной поддержки.

    3. Рекомендации к выполнению задания.

    • Подумайте, какие именно нормативно-правовые акты вам необходимы:

    -Федеральные законы;

    -Постановления Верховного Совета РФ;

    -Указы Президента;

    -Постановления Правительства РФ;

    -Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ;

    -Законы Пермской области;

    -Указы губернатора Пермской области;

    -распоряжения Губернатора Пермской области;

    -Постановления Правительства Пермского края и т.д.

    • Пропишите виды и размер денежных выплат , предусмотренные льготы и натуральную помощь.
    • Для поиска адресов, телефонов учреждений, оказывающих социальную поддержку, используйте Интернет (Консультант-плюс, Дубль ГИС Пермь и др.), телефонные справочники, в т ч. «Желтые страницы», и т.д.
    • Обратитесь за консультацией к специалистам, (н., Отделение пенсионного Фонда РФ по Пермскому краю) в т.ч., к преподавателям, читающим дисциплины по проблеме («Нормативно-правовое обеспечение», «Социальная политика», «Основы социальной работы» и т.д.)
    • Обсудите возможный план ваших действий по оказанию социальной поддержки студенческим семьям со своими однокурсниками.
    • Оформите план действий.

    Семинар № 7. Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей

    Вопросы:

    1.Семейные взаимоотношения .Типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский)

    2.Пример и авторитет родителей. Единство требований и чувство меры.

    Задание.

    Подготовить индивидуальное сообщение «Родительский авторитет, его роль в семейном воспитании»

    Литература

    Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.
    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.
    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2007.
    2. Дивицына Н.Ф. Семьеведение: (учебное пособие)./ Н.Ф. Дивицына. –М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006.
    3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    4. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003
    5. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    6. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    7. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. –М.: Академический проект; Екатеринбург : Деловая книга,2006

    Практическое занятие № 8. Пути повышения воспитательных возможностей семьи. Форма проведения – групповая работа

    Задание.

    Изучить семью, воспитывающую детей на разных этапах их возраста (дошкольный возраст, мл.школьный возраст, подростковый возраст, старший школьный возраст).

    Проанализировать специфику семейного воспитания . Заполнить таблицу.

    Возраст ребенка

    Влияние взаимоотношений в семье на формирующуюся личность

    Типичные ошибки семейного воспитания и их последствия.

    Основные знания, которые необходимо знать родителю как воспитателю

    Основные пути повышения воспитательных возможностей семьи

    Форма отчетности – таблица.

    6. Формы и методы обучения

    В данном разделе рекомендуется указать формы (традиционные, проблемного характера, интерактивные и т.д.) и методы аудиторной и внеаудиторной работы, которые соответствуют программе формирования компетенций по дисциплине.

    В ходе изучения курса «Семьеведение» используются лекции (проблемная, лекция-визуализация, «диалог с аудиторией»); семинары (проблемные, тематические); защита презентаций, предъявление различных точек зрения и т.д.; практические занятия, ориентированные на овладение будущими социальными педагогами диагностическими, аналитическими. организаторскими умениями; самостоятельная работа по всем темам курса.

    Преобладающими методами обучения выступают активные и интерактивные методы.

    7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

    Самостоятельная работа студентов, ориентированная на овладение ими профессиональными компетенциями, способствует становлению будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий. Самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента и определяется учебным планом.

    Самостоятельная работа, выполняемая студентами при изучении курса «Семьеведение», включает подготовку к семинарским и практическим занятиям; выполнение домашних заданий различного характера и уровня сложности; подготовку индивидуальных сообщений; разработку презентаций по выбранной теме.

    Выполнение заданий для самостоятельной работы требует изучения соответствующих источников, представленных в списке литературы.

    Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

    № раздела дисциплины

    Наименование темы

    Формы самостоятельной работы

    (ак. час. / зач. ед.)

    Общая трудоемкость

    (ак. час. / зач. ед.)

    Конспектирование

    в рабочей тетради

    Ответы на вопросы

    Подготовка индивидуального сообщения

    Оформление тезисов

    Оформление тезисов

    Составление таблиц

    Разработка

    презентации

    Подготовка эссе

    Оформление тезисов

    Составление списка литературы

    литературы списка литературы

    Подготовка к семинару/ лабор. занятиям

    1.

    Объект, предмет, методы и принципы семьеведения

    x

    х

    2.

    Брак и семья как фактор стабильности общества

    x

    х

    3.

    Основные функции семьи

    х

    х

    4.

    Типы современных семей

    х

    х

    х

    х

    5.

    Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям

    х

    х

    х

    6.

    Демографические аспекты состояния и развития семьи

    х

    х

    7.

    Духовная культура и быт семьи

    х

    х

    х

    8

    Сущность государственной семейной политики. Принципы семейной политики

    х

    х

    х

    9

    Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ

    х

    х

    10

    Сущность семейного воспитания. Механизмы и принципы семейного воспитания

    х

    11

    Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей

    х

    х

    12

    Стили семейного воспитания

    х

    13

    Воспитательный потенциал семьи

    х

    14

    Пути повышения воспитательных возможностей семьи

    х

    х

    Итого

    План-график самостоятельной работы студентов

    п/п

    Раздел

    дисциплины курса

    Формы

    самостоятельной работы

    Вид сам.

    работы

    Сроки

    (неделя семестра)

    Форма

    отчетности

    Обязат.

    Допол.

    1

    Тема № 1

    Объект, предмет, методы и принципы семьеведения

    1.В различных словарях (педагогическом, философском, толковом и т.д.) найти определение понятия «семья». Выписать их и проанализировать, есть ли между ними сходство, противоречия, отличия.

    2.По собственному выбору прочитать и законспектировать одну из книг о семье (н., научную, научно-популярную, художественную).

    Книги могут быть разных жанров, иметь разный адресат (для педагогов, родителей, исследователей проблем семьи)

    X

    письменный ответ, конспект книги.

    2

    Тема № 2 Брак и семья как фактор стабильности общества.

    Подготовка к семинару

    Х

    Презентация, выступление на семинаре

    3.

    Тема № 3 Основные функции семьи.

    1.Самостоятельно проанализировать характеристики основных функций семьи (различные подходы), используя следующие пособия:

    • Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. –М.: Гардарики,2003
    • Зверева О.Л., Ганичева А.Н .Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2000
    • Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М.: «Академия»,2003
    • Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ.сред. пед. учеб. заведений. –М.: «Академия»,2000
    • Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003
    • Социальная педагогика: Курс лекций/ Под общей ред. М.А. Галагузовой.-М.: ВЛАДОС,2000
    • Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004

    X

    Сообщение на семинаре, письменный ответ

    4

    Тема № 4 Типы современных семей.

    1.Выполнить практическое задание:-рассмотреть и описать семью конкретного типа:

    — семьи с хронически больными детьми и детьми –инвалидами;

    -замещающие семьи;

    -семьи с приемными (усыновленными) детьми;

    -семьи беженцев и мигрантов;

    -неполные семьи;

    -многодетные семьи;

    -студенческие семьи

    -выявить проблемы семьи данного типа;

    -определить направления социально-педагогической деятельности с данной семьей.

    X

    Презентация, представление выполненных заданий к практическому занятию

    5

    Тема № 5 Социально-экономическое развитие семьи в условиях перехода к рыночным отношениям.

    1.Охарактеризуйте основные социально-экономические проблемы современной семьи.

    2.Какие из этих проблем наиболее сложные для современной семьи?

    3.Какие пути решения проблем намечены в программе социально-экономического развития страны , разработанные Правительством РФ?

    Х

    Письменный ответ

    6.

    Тема № 6 Демографические аспекты состояния и развития семьи.

    1 Проанализировать «Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 г. Бюллетень Минтруда РФ, М., 2001 №10»

    (Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г, одобренная распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. (№ 1270-р)

    2. Разработать программу демографического развития Пермского края (районную, городскую, краевую) и защитить на семинаре № 4

    Х

    Программа демографического развития, защита на семинаре

    7

    Тема № 7. Духовная культура и быт семьи.

    1. Подготовить индивидуальное сообщение (эссе) :

    • Роль семьи в организации досуга
    • Влияние СМИ на семейное воспитание: за и против.

    Х

    Письменный ответ (эссе),

    Выступление на семинаре

    8

    Тема № 8

    Сущность государственной семейной политики. Принципы семейной политики

    Case-study

    Ключевое задание.Осуществите правовую защиту семьи, используя федеральные и региональные нормативно-правовые акты, направленные на оказание социальной поддержки (денежные выплаты, льготы, натуральные пособия) семьи. Разъясните, какие виды материальной помощи можно получить; в какие территориальные органы нужно обратиться; какие документы необходимы для предоставления материальной поддержки.

    Х

    Презентация,

    выступление на семинаре

    9.

    Тема № 9

    Формирование и реализация государственной семейной политики в РФ

    10

    Тема № 10

    Сущность семейного воспитания

    Конспектирование

    Х

    Конспект

    11

    Тема №11. Типы семейных взаимоотношений и авторитет родителей.

    1.Прочитать работу Петровского А.В. «Дети и тактика семейного воспитания». М., 1981.

    Выписать яркие фразы, интересные, на Ваш взгляд, идеи, цитаты. Записать собственные размышления.

    2.Опираясь на работы А.С. Макаренко «Лекции о воспитании детей» Минск. 1978.

    И « Книга для родителей,» М., 1988, выписать определения истинного и ложного авторитета родителей, авторитарности; сравнить данные явления.

    Х

    Конспект,

    выступление на семинаре

    12

    Тема № 12. Стили семейного воспитания.

    1.Прочитать книгу Н.И. Дереклеевой «Новые родительские собрания: 1-4 классы».

    2.Рассмотреть стили семейного воспитания, предложенные автором:

    • характеристика данного стиля семейного воспитания;
    • особенности формируемого типа личности ребенка в результате применения данного стиля семейного воспитания;
    • требования к классному руководителю при организации работы с учащимися конкретного типа личности и их родителями.

    Письменный ответ

    13

    Тема № 13

    Воспитательный потенциал семьи

    конспектирование

    конспект

    14

    Тема № 14. Пути повышения воспитательных возможностей семьи.

    1.Написать реферат и защитить его на занятии.

    Примерные темы рефератов.

    — Влияние семейных конфликтов на воспитание детей, на самих родителей

    — Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние на растущую личность.

    — Морально-психологический климат семьи и его значение в воспитании детей

    — Основные направления семейного воспитания.

    — Методы воспитания детей в семье.

    Реферат

    7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению

    1. Основные аспекты взаимоотношений семьи и государства.
    2. Демографические тенденции развития российской семьи.
    3. Типы семейного неблагополучия и методы социально-педагогической поддержки детства.
    4. Многодетная семья и ее основные проблемы.
    5. Молодая семья и ее социальная защита.
    6. Социально-экономические проблемы современной семьи и стратегия ее выживания.
    7. Занятость и безработица и их влияние на положение семьи в условиях кризиса российского общества.
    8. Деятельность общественных организаций, фондов, ассоциаций по поддержке семьи.
    9. Пути и средства повышения психолого-педагогической культуры родителей.
    10. Проблемы эффективности государственной семейной политики.
    11. Взаимосвязь принципов в семейном воспитании.
    12. Влияние национальных традиций на развитие современной семьи.
    13. Социальный педагог и его роль в оказании помощи семье и реализации ее функции.
    14. Пути повышения гражданской и моральной ответственности родителей за воспитание детей.
    15. Психолого-педагогическая культура семьи как необходимое условие эффективности воспитания детей.
    16. Семья и репродукция: проблемы планирования и рождаемости.
    17. Место семьи в системе ценностей современного россиянина.
    18. Социализация детей и подростов в неполных семьях.
    19. Семья и система образования: проблемы и взаимодействие.
    20. Семья в социокультурном пространстве: история и современность.
    21. Воспитательные возможности семьи.
    22. Семья и проблемы охраны здоровья и экологии.
    23. Влияние семейных конфликтов на воспитание детей, на самих родителей.
    24. Типичные ошибки семейного воспитания и их влияние на растущую личность.
    25. Основные направления семейного воспитания.
    26. Методы воспитания в семье.

    Требования к разработке презентации

    Презента́ция (от лат. praesento — представление) — документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.).

    Цель презентации — донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

    Презентация может представлять собой сочетание текста, гипертекстовыхссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является еёинтерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

    Презентация разрабатывается в программе MS Power Point.

    Структура презентации

    № кадра

    Содержание кадра

    Примечания

    1

    Название

    Разработали студент ____ группы

    ФИО

    Дата разработки

    Цвет шрифта должен быть контрастным по отношению к фону кадра. Применяемые цвета должны быть психологически комфортными для зрительного восприятия (белый, черный, зеленый, синий, бежевый, коричневый и т.п).

    Размер шрифта – не менее 14pt.

    2

    Структура презентации.

    Студенты самостоятельно определяет количество и название законченных в смысловом отношении частей презентации, которые будут представлены (план лекции).

    3….n

    Тексты определений, перечни функций, свойств, признаков и т.п., структурные блок-схемы.

    Наличие гиперссылок приветствуется и повышает оценку ресурса.

    Закл.

    Заключительный кадр должен содержать перечень источников, по которым можно более детально изучить представляемую тему.

    В перечне должно быть указано 5 источников: названия учебников (книг) с точным указанием страниц, на которых раскрывается содержание представляемой темы.

    * количество кадров презентации студент определяет самостоятельно, однако содержательная часть презентации (кадры 3….n) должна содержать не менее 12 кадров.

    Критерии оценки презентации

    Разработка презентации оценивается по 10-балльной шкале (от 6 до 10 баллов в зависимости от качества презентации).

    КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

    10 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные), орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

    9 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью и глубоко раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы, четко определена структура презентации, отсутствуют фактические (содержательные) ошибки, однако присутствуют незначительные орфографические и стилистические ошибки (не более трех).

    Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

    8 БАЛЛОВ – презентация включает не менее 12 кадров основной части. В презентации полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех).

    Представлен перечень источников, оформленный согласно общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

    7 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не полностью раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; четко определена структура презентации; имеются незначительные фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки (не более трех).

    Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не в полной мере соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

    6 БАЛЛОВ – презентация включает менее 12 кадров основной части. В презентации не раскрыто наполнение (содержание) представляемой темы; не четко определена структура ресурса; имеются фактические (содержательные) ошибки и орфографические и стилистические ошибки. Представлен перечень источников, однако оформление не соответствует общепринятым требованиям. Цветовые, шрифтовые решения, расположение текстов и схем в кадрах не соответствуют требованиям реализации принципа наглядности в обучении.

    Методические рекомендации по подготовке индивидуального сообщения

    Индивидуальное сообщение (доклад) – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему.

    Подготовка доклада и выступление способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить.

    Индивидуальное сообщение (доклад) – это форма работы, напоминающая реферат, но предназначенная по определению для устного сообщения. При написании доклада по заданной теме составляют план, подбирают основные источники.

    Отличительные признаки доклада

    • передача в устной форме информации для максимально полного усвоения слушателями;
    • публичный характер высказывания;
    • предварительная подготовка;
    • стилевая однородность (выдержанность в строго научном стиле);
    • четкие формулировки;
    • использование наглядности.

    Этапы подготовки индивидуального сообщения

    1. Выбор и осознание темы.

    2. Подбор источников и литературы.

    3. Работа с выбранными источниками и литературой:

    а) ознакомление с материалами, вышедшими, прежде всего, в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография);

    б) составление библиографии;

    в) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников;

    г) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов).

    5. Систематизация фактического материала.

    6. Анализ отобранного материала.

    7. Составление рабочего плана.

    8. Письменное изложение материала в соответствии с планом, что предусматривает строгое следование структуре сообщения.

    9. Самоанализ доклада по критериям:

    • новизна;
    • степень раскрытия сущности вопроса;
    • обоснованность выбора источников;
    • объем.

    10. Редактирование, переработка текста.

    11. Оформление доклада (литературное и техническое).

    12. Выступление с докладом.

    Рекомендации по выступлению с докладом

     Поскольку доклад изначально планируется как устное выступление, он несколько отличается от тех видов работ, которые просто сдаются преподавателю и оцениваются им в письменном виде. Необходимость устного выступления предполагает соответствие некоторым дополнительным критериям. Устное выступление, чтобы быть удачным, должно хорошо восприниматься на слух, т.е. быть подано интересно для аудитории.

    В докладе обязательно должно быть вступление, в котором определяются актуальность заявленной темы, задачи, стоящие перед исследователем.

    Текст доклада должен быть построен в соответствии с регламентом предстоящего выступления, который сообщается заранее.

    Написав черновой вариант, следует прочесть его самому себе или кому-то вслух. При этом читать нужно, не торопясь, но и без излишней медлительности, стараясь приблизить темп речи к своему обычному темпу чтения вслух. Если текст окажется невозможно прочитать за установленное регламентом время, следует пересмотреть текст и избавиться от лишних эпитетов, вводных оборотов; сжать основную часть; в заключительной -оставить только выводы, сделав их максимально четкими и краткими.

    Не рекомендуется выступать экспромтом или полуэкспромтом, не отступать в момент выступления слишком далеко от подготовленного текста.

    Методические рекомендации по подготовке тезисов доклада

    Тезисы — это краткое изложение основных положений доклада или научной статьи без системы доказательств и фактического материала, которое содержит четко сформулированные мысли первичного документа (авторского произведения).

    Основная цель написания любых тезисов — обобщить имеющийся материал, дать его суть в кратких формулировках, раскрыть содержание относительно большой по объему публикации или доклада

    Главное отличие тезисов от других научных текстов – малый объем (1-2 печатные страницы), в котором необходимо изложить все основные идеи доклада (статьи).

    Чем тезисы отличаются от плана. Пункт плана называет вопрос, не раскрывая его содержания, а тезис дает ответ на этот вопрос, т.е. раскрывает его содержание. Тезисы несут в себе больше информации, чем план.

    Тезисы позволяют

    • обобщить материал, представить его суть в кратких формулировках, раскрывающих смысл всего произведения;
    • глубоко разобраться в том или ином вопросе, всесторонне продумать его;
    • сделать критический анализ книги, статьи или доклада, поскольку акцентируют внимание на сути излагаемого материала.

    По форме различают тезисы:

    — краткие, лаконичные, четкие, категорические тезисы, в которые заключена суть основных положений доклада;

    — тезисы с мотивировкой, кратким объяснением выдвигаемых автором положений;

    — развернутые тезисы с анализом причин исследуемых процессов и явлений.

    Требования к содержанию тезисов

    1. Информативность тезисов, т. е. они должны быть максимально насыщены содержанием.
    2. Четкая формулировка каждого положения тезисов, определяющего его устойчивое содержание, без двусмысленности понятий.
    3. Строгая логическа Составление я последовательность в изложении тезисов, т. е. отсутствие логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.
    4. Корректно составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие
    5. Соразмерность в содержании тезисов, т. е. учет предыдущего и последующего «накопления» положений.
    6. Объем тезисов не более 2-х страниц машинописного текста.
    7. Соответствие тематике семинара, для которого предоставляются тезисы.
    8. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

    Структура тезисов включает части: вводную (цель работы), основную (изложение точек зрения на рассматриваемую проблему), заключительную (собственное мнение по поводу рассматриваемого вопроса).

    Особенности работы над содержанием тезисов по уже имеющемуся материалу (докладу).

    Основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания.

    Работа над тезисами требует умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.

    Для этого необходимо:

    1) отобрать в исходном тексте основное содержание (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

    2) произвести исключение и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения (например, ставит вопрос, перечисляет, подчеркивает, при этом важно, что и т. д.);

    3) построить сжатый текст.

    Сжатие (сокращение) текста — это извлечение основной информации без потери связности.

    Сокращение текста происходит за счет:

    1) сброса (исключения) менее информативных частей текста;

    2) трансформации (конденсации) оставшейся части за счет:

    а) исключения информации обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения);

    б) замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений — одно сложное; вместо перечисления однородных членов — обобщающее слово и т. п.).

    Следующий этап работы со сжатым текстом:

    • разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку;
    • исключить из них (или до минимума сократить) информацию обеспечения;
    • связать оставшийся материал «своими словами»;
    • задать к каждому смысловому блоку полученного текста-конспекта вопрос «О чем говорить в этой части текста?»;
    • найти в тексте ответы, которые и являются тезисами текста.

    Получаем конспект текста, поставив мысленно к каждому смысловому блоку текста-конспекта вопрос «О чем говорить в этой части текста?» и найдя в тексте ответы, получаем тезисы текста.

    Методические рекомендации по написанию эссе

    Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

    Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

    Для предъявления авторской позиции необходимо ориентироваться в проблеме. Это предполагает использование исходного материала: конспектов прочитанной литературы, лекций, записей результатов дискуссий, собственных соображений и накопленного опыта по данной проблеме. Таким образом, для качественного выполнения задания по конкретной теме следует сначала прочитать две или три ключевые статьи или главы книг, в которых, например, даются ясные концептуальные рамки или теоретическая аргументация, и/или в них приводятся всесторонние эмпирические данные, и/или рассматривается и оценивается широкий круг литературы по данной теме.

    Признаки эссе:

    • небольшой объем (3-7 страниц компьютерного текста);
    • конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка;
    • свободная композиция;
    • внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора;
    • непринужденность повествования; ориентация на разговорную речь (вместе с тем отсутствие сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона).

      Стиль изложения отличается эмоциональностью, художественностью.

    Структура эссе

    Введение, предполагающее изложение сути данной темы и обоснование ее выбора. При написании введения важно правильно сформулировать вопрос, на который предполагается найти ответ.

    Основная часть, содержащая теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Важно, чтобы

    • мысли автора эссе по проблеме излагались в форме кратких тезисов;
    • мысль подкреплялась доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы.

    Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др.

    Заключение, представляющее собой обобщения и аргументированные выводы по теме.

    При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

    — вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора);

    — для достижения целостности работы необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев.

    8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

    8.1. Основная литература (изданная за последние 10 лет, имеющаяся в библиотеках вуза в количестве 25 экземпляров на 100 студентов)

    Основная

    1. Черняк Е. М. Семьеведение — М.: Дашков и Ко, 2009.

    2. Холостова Е. И. Семьеведение. Учебник — М.: ЮРАЙТ, 2013.

    3. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учеб. пособие для студентов вузов / Лодкина Тамара Владимировна. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2008.

    Дополнительная

    1. Гуров В. Н. Социальная работа школы с семьей / Гуров Валерий Николаевич. — М. : Пед. о-во России, 2003.
    2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания 1-4 классы. –М.: ВАКО, 2007.
    3. Зритнева Е.И. Семьеведение: учеб.пособие для студентов вузов. –М.: ВЛАДОС, 2006.
    4. Зубкова Т. С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст] : учеб. пособие / Зубкова Татьяна Сергеевна, Н. В. Тимошина. — М.: Академия, 2003.
    5. Королев С. В. Формирование и реализация государственной семейной политики на рубеже XX-XXI веков (на примере Удмуртской республики) Ижевск 2007.
    6. .Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб для студ. пед вузов/ Под ред В.А. Сластенина.-М.: «Академия», 2003.
    7. Олиференко Л. Я.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Олиференко Людмила Яковлевна, Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : ACADEMIA, 2008.
    8. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. Для педагогов и родителей. –М.: ВЛАДОС,2004.
    9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учеб. для студентов вузов / Штинова Галина Николаевна, Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М. : ВЛАДОС, 2008.

    Дополнительно рекомендуемая

    1.Материалы третьей Международной конференции «Психологические проблемы современной семьи»/ Под общей редакцией Лидерса А.Г.-М., 2007.

    2.Научные труды Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2003.

    3.Образование и семья: проблемы индивидуализации. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-21 апреля, Санкт-Петербург./ Под общей редакцией И.А. Хоменко-СПб, 2006.

    8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

    1. http://www.bim-bad.ru/ — сайт академика РАО Б.М. Бим- Бад
    2. http://www.psylist.net/pedagogika/
    3. http://www.enc-dic.com/pedagogics/-электронный словарь по педагогике
    4. — электронная психологическая библиотека.
    5. — Психологический словарь
    6. ​ http://www.inter-pedagogika.ru/shapka.php?sect_type=111&menu_id=69&alt_menu=-1&page=1
    7. http://www.pedlib.ru/katalogy/katalog.php?id=0&page=1
    8. http://festival.1september.ru/
    9. http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2599
    10. http://cyberleninka.ru/article/n/sotrudnichestvo-vseh-uchastnikov-obrazovatelnogo-protsessa-kak-odno-iz-usloviy-sotsializatsii-shkolnikov#ixzz2M031bk4Z — Научная библиотека КиберЛенинка
    11. http://e.lanbook.com
    12. http://www.biblioclub.ru

    8.5. Материально-техническое обеспечение:

    • оборудованный компьютерный класс;
    • ноутбук, мультимедийный портативный переносной проектор, настенный экран;
    • учебные и методические пособия;
    • банк тестовых заданий по дисциплине, позволяющий проводить рубежный контроль через внутривузовское компьютерное тестирование в системе AST-Test.

    9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

    В ДОРАБОТКЕ

    47