Драганова о.А

Методические указания

к спецкурсу «Психодиагностика»

для специальности «Психология»

Тема 1. Предмет и задачи психодиагностики.

Вопросы:

1. Предмет психодиагностики.

2. Психологическое диагностирование.

3. Задачи психодиагностики. Типы психодиагностических ситуаций.

4. Отрасли психодиагностики и их связь с психологическими дисциплинами. Практический материал: бланк обследования, таблица «Структура курса».

Основные понятия.

1. Психодиагностика – раздел психологического знания, формирующийся на стыке фундаментальных отраслей психологии с практическими запросами общества. Термин психодиагностика появляется в 1921 году и принадлежит Г.Роршаху, назвавшему так процесс обследования с помощью созданного им «основанного на перцепции диагностического теста».

Психодиагностика как теоретическая дисциплина и как практическая деятельность психолога.

2. Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендации, определяемых целью исследования.

Уровни психологического диагноза: симптоматический, этиологический, типологический.

3. Типы психодиагностических ситуаций выделяются по двум критериям:

1) характер заказов: — ситуация клиента,

— ситуация экспертизы.

2) статус потребителя: — административное лицо,

— специалист-смежник,

— психодиагност,

— обследуемый.

4. Отрасли психодиагностики: общая психодиагностика, частные виды психодиагностики (школьная, профессиональная, клиническая психодиагностика).

Литература

Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

Шмелев А.Г. Основы психодиагностики.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.

Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

2 стр., 963 слов

28. Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого

Базовый диагностический набор для психологического обследования детей дошкольного возраста на психолого-медико-педагогическом консилиуме 1. Методика «Доски. Сегена» Методика используется для оценки уровня развития наглядно-действенного мышления, зрительно-пространственной ориентировки, способности детей к осмыслению новых способов действия, сформированности действий идентификации и моделирования. ...

Тема 2. Из истории психодиагностики. Вопросы:

  1. История возникновения и развития психодиагностики за рубежом.История р">развития психодиагностики.
  2. Из истории проективного метода.
  3. Из истории контент-анализа.
  4. Компьютерная психодиагностика.

Практический материал: Газеты для контент-анализа.

Основные понятия.

1. Древнейшее время – истоки зарождения психодиагностики.

Испытания индивидуальных способностей – важная и неотъемлемая часть общественной жизни многих народов мира со времен древнейших цивилизаций и до наших дней.

К концу 20-х гг ХХ века возникла потребность в создании специфического направления , связанного с особенностями использования числа и меры.

Начало 30-х гг ХХ века – кризис психологии, связанный с интенсивным и неконтролируемым использованием тестов в системе народного образования и промышленности.

В последние годы стала широко осознаваться задача согласованности теоретических разработок с эмпирическими результатами.

Современный психологический тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств.

2. Проективные методики– специфическая довольно неоднородная группа психодиагностических приемов клинической ориентации (способности методик прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и реагирования в значимых ситуациях).

Термин «проекция» впервые был использован З.Фрейдом (1896г) и рассматривался как механизм защиты против неосознаваемых асоциальных влечений. К проективным методикам относятся:

24 стр., 11998 слов

VII. Характеристика стандартизированных методов психодиагностики

... этих же стран. Опыт применения качественно-количественного анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики, причем как на уровне личности, так и ... социальные, возрастные и т.п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного ...

Тест «чернильных пятен» Г. Роршаха (1921г).

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Г. Мюррея (1935г).

Модификации ТАТ и др.

Сферы применения проективных методик.

3. Контент-анализ – специальный междисциплинарный качественно-количественный метод изучения документов, который сформировался в 40-50-е гг. в США. Его сущность – систематическая надежная фиксация заданных единиц изучаемого содержания в их квантификации.

Качественно-количественный анализ в 20-е гг использовал русский исследователь биографических материалов И.А. Рыбников.

Тематический анализ советских газет в социолого-журналистских целях провел В.А. Кузьмичев.

С 70-х гг в США разрабатываются стандартные компьютерные программы анализа разнообразных документов, обеспечивающие этому методу явные преимущества.

Литература

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.
  3. Психодиагностика: теория и практика. /Под ред. Н.Ф.Талызиной.
  4. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. – СПб.: «Братство», 1994.
  5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. – Л., 1983.

Тема 3. Психометрические основы психодиагностики. Вопросы:

  1. Стандартизация методики. Понятие нормы. Виды норм.
  2. Репрезентативность выборки.
  3. Надежность.
  4. Валидность.
  5. Технология создания и адаптации методик.

Практический материал: проективная методика «Несуществующее животное».

Основные понятия.

1. Психометрия (от греч. «душа и мера») — область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Понятие введено в 1734 году Х.Вольфом, впервые указавшим на возможность измерения в психологии.

Стандартизация – унификация, регламентация, приведение к единым нормативам процедуры и оценок теста.

24 стр., 11871 слов

Модуль 1 Понятие о психодиагностике

... тестов, тесты специальных способностей. Стандартизированные тесты для измерения результатов школьного обучения. Тесты достижений. Оценка аффективных аспектов поведения, диагностика личности. Развитие психодиагностики ... данных. При некоторых вариантах диагностических методик (например, тесты интеллекта) эта надежность будет характеризовать однородность заданий и правильность их расположения ...

Две формы стандартизации:

— единые требования к процедуре обследования,

— единый критерий оценки результатов.

Тестовые нормы – количественные и качественные критерии оценки результатов теста, позволяющие определить уровень достижений или степень выраженности психологических свойств, которые являются объектами измерений.

Виды норм: возрастные нормы, критериальные нормы, внутригрупповые нормы.

Статистическая норма – самая распространенная из внутригрупповых норм. Кривая нормального распределения Гаусса. Ее можно описать двумя показателями: х – среднее арифметическое, δ – стандартное отклонение ((среднее квадратическое отклонение) – отражает меру изменчивости признака, определяет разброс данных, их отклонение от среднего арифметического).

Интервал х ± δ – норма (42-68% всех случаев).

Норм для всего человечества не существует. Всякая норма относительна.

Формы оценки результата теста:

  1. статистическая норма, полученная для первичных оценок переводится в шкальные оценки. Шкальные оценки — это способ оценки результата теста путем установления его места на специальной шкале.
  2. Расчет процентилей. Процентиль – процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Например: если 28% людей правильно решают 15 задач в тесте на арифметическое мышление, то первичному показателю 15 соответствует 28-й процентиль.
  3. Нормализованные стандартные показатели – получаются путем линейного или нелинейного преобразования первичных показателей, распределенных по нормальному закону.

2. Репрезентативность – свойство выборки представлять генеральную совокупность. Выборка – это группа, которая реально подвергается тестированию. Популяция – это более широкое, но имеющая тот же состав группа людей, из которой формируется выборка.

3. Надежность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. На понятии «надежность» основывается вычисление «ошибки измерения», которая служит для указания вероятных пределов колебаний измеряемой величины, возникающих под действием посторонних случайных факторов.

3 стр., 1431 слов

Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре личности социального работника

  В.А. Бордовский Аспирант кафедры управления персоналом и организационной психологии Кубанского государственного университета Статья посвящена выявлению смысложизненных ориентаций и их взаимосвязей с эмоциональным интеллектом — содержательным компонентом аттракции в психическом образовании «значимый другой» в структуре личности социального работника. Показано, что для социальных работников ...

Виды надежности: надежность-устойчивость (ретестовая), надежность-согласованность (надежность параллельных форм), надежность-константность (надежность субъективных оценок).

4. Валидность – комплексная характеристика методики, включающая сведения об области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним.

Типы валидности: содержательная (логическая), прагматическая (критериальная), теоретическая (конструктная).

  1. При технологии создания и адаптации методик психологи практики сводят все многообразие ситуаций к трем типовым:

1) Ситуация применения,

2) Ситуация адаптации,

3) Ситуация конструирования.

Литература

  1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.
  5. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – М., 1997.
  6. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 4. Диагностика умственного развития, интеллекта и способностей. Вопросы:

  1. Понятие об интеллекте и умственном развитии.
  2. Теоретические основы тестирования.
  3. Общая характеристика наиболее известных методров.
  4. Изучение и диагностика креативности.
  5. Диагностика специальных способностей.

Практический материал: Методика прогрессивных матриц Равена.

6 стр., 2784 слов

Психодиагностика как средство и инструмент деятельности практического психолога

Тема 1. Проблемы становления и функционирования отечественной дошкольной психологической службы История детской практической психологии (дпп) - отрасли знаний, обеспечивающей развитие дошкольной психологической службы Развитие отечественной дошкольной психологической службы Соотношение педагогического и психологического аспектов в практике дошкольного воспитания. Предмет, цель и задачи ...

Основные понятия.

1. В мировой психологии известно 4 основных подхода к определению сущности интеллекта. Общим для всех подходов является представление об интеллекте как тех проявлений индивидуальности, которые относятся к познавательным свойствам и особенностям. Наиболее адекватным и рабочим является определение интеллекта, которое дал Л.Ф.Бурлачук: интеллект – это относительно самостоятельная, динамическая структура познавательных свойств личности, возникающих на основе наследственно закрепленных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы, формирующаяся и проявляющаяся в деятельности, обусловленной культурно-историческими условиями и преимущественно обеспечивающая адекватное взимодействие с окружающей действительностью. Интеллект и умственное развитие не тождественны.

Умственное развитие – это сумма знаний, умений и умственных действий по их накоплению и применению на практике.

2. Ч.Спирмен – теория двухфакторной структуры интеллекта.

Л.Терстоун – мультифакторная теория интеллекта.

Модель интеллекта Д.Гилфорда.

Внефакторная модель интеллекта по Г.Айзенку.

3. Наиболее известные методы диагностики интеллекта:

1) Бине – Симона умственного развития шкала, разработанная в 1905 году в целях выявления умственно неполноценных детей.

2) Станфорд – Бине умственного развития шкала.

3) Шкалы измерения интеллекта Векслера.

4) Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра.

  1. Тест прогрессивных матриц Равена.

4. Креативность – способность, отражающая свойства индивида создавать новые понятия и сформулировать новые навыки, видеть проблемы и порождать гипотезы. Невербальный и вербальный тесты П.Торенса.

  1. Способности – индивидуально-психилогические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.

Диагностика следующих специальных способностей: моторных, сенсорных, технических, профессионализированных, художественных и музыкальных.

18 стр., 8594 слов

Диагностика черт личности

НОУ ВПО Самарская Гуманитарная Академия Кафедра общей  и социальной психологии         Курсовая работа по психодиагностике на тему: «Диагностика черт личности»         Выполнил: студент группы 4401 А.В. Хлыстов Принял: доцент А.В. Капцов Оценка:________ Подпись:_______                   Самара 2008 ...

Литература

  1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. — СПб.: Питер, 2002.
  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.
  5. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.
  6. Шапарь В.П., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002.

Тема 5: Личностная психодиагностика. Вопросы:

  1. Общие сведения о теориях личности.
  2. Психодиагностика конституциональных диспозиций.
  3. Общая характерологическая диагностика.
  4. Методы диагностики мотивации.
  5. Психодиагностика сознания и самосознания.
  6. Диагностика установок, интересов и ценностей личности.

Практический материал: 16 PF Кеттелла, Тест-опросник Г.Айзенка Ерi, Тест юмористических фраз.

Основные понятия.

  1. Несколько основных подходов к понятию «личность»:
  • черта как элемент анализа строения личности
  • система конструктов (своеобразная оценочная ось)
  • система личностных смыслов
  • деятельность «Я» субъекта
  • определенный тип с характерными особенностями поведения.
  • Диагностика темперамента– тест-опросник Я.Стреляу (1982).

    Основан на измерении трех основных характеристик нервной деятельности: процессов возбуждения, торможения, уровня подвижности нервных процессов.

  1. История создания и методы, лежащие в основе 16-тифакторного личностного опросника Р.Кеттелла. Основные свойства личности, выделенные Р.Кеттеллом.

  1. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Прямые методы диагностики мотивации: наблюдение, анкеты, опрос, беседа, исследование каузальной атрибуции.

Личностные опросники для измерения мотивов: «Список личностных предпочтений» Эдвартса, опросник для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению Мерхабиана, методика диагностики личности на мотивацию к успеху и методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса и др.

  1. Сознание – высшая форма психического отражения, присущая человеку как общественно – историческому существу, выступает как сложная система, способная к развитию и саморазвитию, несущая в своих структурах присвоенный субъектом общественный опыт, моделирующая мир и преобразующая его в деятельности.

Образующие системной организации сознания: значение, личностный смысл, чувственная ткань.

Техника репертуарных решеток (основоположник — Дж.Келли) – метод изучения систем личностных конструктов.

Методики диагностики самосознания: Шкала «Я – концепции» Теннесси, шкала детской «Я – концепции» Пирса-Харриса, шкала самоуважения Розенберга, методика исследования самоотношения (МИС), «Уровень субъективного контроля» Роттера и др.

Литература

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

3. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М., 1981.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

  1. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. – М., 1983.

Тема 6. Психодиагностика межличностных отношений. Вопросы:

  1. Диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений.
  2. Методики косвенной оценки межличностных отношений
  3. Методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации.
  4. Диагностика индивидуально-личностных свойств, влияющих на межличностные отношения.
  5. Методики исследования субъективного отражения межличностных отношений.
  6. Психодиагностика супружеских и детско-родительских отношений.
  7. Психодиагностика руководителей.

Практический материал: Социометрия Дж. Морено.

Основные понятия.

  1. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимовлияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности. Традиционная методика на основе суббъективных предпочтений – социометрический тест Дж. Морено (1934).

2. Эти методики основаны на закономерностях проксемического поведения людей. Главная их особенность – выбор субъектом положения в пространстве относительно другого лица или группы лиц зависит от его межличностных отношений: положительные эмоции проявляются в выборе более близкого расстояния.

3. В процессе наблюдения исходной точкой отсчета служат ситуативные детерминанты поведения.

Методика регистрации межличностных отношений Р.Бейлса.

Наблюдение за игровым имитированием определенной ситуации – перспективное направление в диагностике межличностных отношений.

4. Калифорнийский психологический опросник личности Дж.Гоуха (1960).

Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири (1954).

5. Для исследования особенностей отражения межличностных отношений используются методики тематической апперцепции: ТАТ (Мюррей, 1943) – для взрослых, САТ (Беллак, 1949) – для детей.

  1. Совместный тест Роршаха.

Матрица регистрирования определенных категорий поведения интеракции родитель-ребенок (Маsh, Terdol, Anderson, 1981).

Детская проективная методика Р.Жилля.

Рисуночная методика «Моя семья».

Тест удовлетворенности браком.

  1. Диагностика склонностей руководителя к определенному виду деятельности.

Методика определения стиля руководства коллективом В.П.Захарова и А.Л.Журавлева.

Литература

  1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: «Речь», 2002.
  2. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.
  3. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. – Самара, 1998.
  4. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М., 2001.

Тема 7. Школьная психодиагностика.

Вопросы

  1. Предмет и задачи школьной психодиагностики.
  2. Психологическая готовность к обучению в школе.
  3. Диагностические программы.
  4. Критериально-ориентированнные тесты.

Практический материал: ШТУР.

Основные понятия

  1. Предмет школьной психодиагностики – разработка принципов, методов и процедур постановки психологического диагноза.

Структурные компоненты школьной психодиагностики: теория, эксперимент, практика.

Задачи школьной психодиагностики должны исходить из поведенческой типологии недостатков и отклонений, причем необходимо учитывать и возрастной уровень.

  1. Основные компоненты психологической готовности – умственная и личностная готовность.

Умственная готовность предполагает достаточную зрелость познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), сформированность общих интеллектуальных умений.

Личностная готовность предполагает зрелость мотивов учебной деятельности, развитое познавательное отношение к внешнему миру, определенный уровень самосознания, достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики ребенка.

  1. Три группы диагностических программ: 1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций; 2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельности; 3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

  1. Критериально-ориентированное тестирование (КОРТ) – новое направление в диагностике умственного развития учащихся. Основу конструирования методики КОРТ составляет выявленная совокупность умственных действий. Для построения заданий в КОРТ используется материал учебных программ.

Литература

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1993.
  2. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов. – М., 1989.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 8. Профессиональная психодиагностика

Вопросы:

  1. Психодиагностика в профконсультации.
  2. Диагностика профессиональной пригодности.
  3. Профессиографические методы.
  4. Изучение профессиональной деятельности. Возможности ее диагностирования.

Практический материал: Карта первичной индивидуально-сихологической профконсультации.

Основные понятия.

  1. Профориентация – комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач.

В психолого-педагогические задачи входит профессиональное информирование и профессиональное консультирование.

  1. Профессиональная пригодность – совокупность психологических и психофизиологических особенностей, необходимых и достаточных для достижения им, при наличии специальных знаний, умений, навыков, общественно приемлемой эффективности труда.

  1. Анализ документов, метод опроса (беседа, анкетирование), метод наблюдения, самонаблюдение и самоотчет, экспериментальный метод (производственный эксперимент).

  1. Изучение профессиональной деятельности может проводиться в 2-х планах: 1) описательный – составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека; 2) углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов « субъект труда» и «профессиональная среда» и оценку их структурного взаимосоответствия.

Литература.

  1. Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.
  2. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Знание. — № 11. – 1991.
  3. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М., 1966.

4. Психологическая диагностика: учебное пособие./ Под ред. К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой – М.: «Академия», 1997.

Тема 9. Клиническая психодиагностика. Вопросы

  1. Особенности и задачи патопсихологического исследования.
  2. Методики для диагностики внимания и сенсомоторных реакций.
  3. Методики для исследования памяти.
  4. Методики для исследования уровня и течения мыслительных процессов.
  5. Методики исследования личностных особенностей.

Практический материал: Восьмицветовой тест М.Люшера.

Основные понятия.

  1. Патопсихологический эксперимент – это искусственное создание условий, выявляющих те или иные особенности психической деятельности человека и ее патологии.

  1. Корректурная проба Бурдона (18895).

Счет по Крепелину для исследования работоспособности.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

  1. Тест зрительной и слуховой памяти Мейли (1961).

Опосредованное запоминание – методика разработана А.Н.Леонтьевым (1928).

Пробы на запоминание.

Психометрическое исследование памяти с помощью шкалы Векслера.

  1. Методика А.Н. Бернштейна «Складывание картинок из отрезков» (1911) – для исследования интеллектуального развития.

Понимание рассказов, сюжетных картин.

Методика для выявления нарушений критичности мышления В.М.Блейхер, В.А. Худик (1982).

Выделение существенных признаков, закономерностей, образование аналогий.

Методика Л.С.Выготского и Л.С.Сахарова «Формирование искусственных понятий» (1930).

  1. Исследование уровня притязаний – методика Б.И.Бежанишвили (1967)

Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (1970).

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности Шмишека (1970).

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) – разработан Н.Я.Ивановым и А.Е.Личко (1976, 1981).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (ММРI) разработан Hathaway и Mckinley (1943).

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (1970, 1972).

Литература

1 .Анастази А.Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982.

2. Блейхер В.М., Круг И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.

3.Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии. – Киев, 1979.

Самостоятельная работа

На базе полученных знаний и умений предполагается выполнение каждым студентом курсового проекта, представляющего собой учебно – исследовательскую работу.

Основной целью данной работы является составление психологического портрета личности обследуемого по сферам:

    • конституциональные особенности,
    • личностные особенности,
    • мотивационно-потребностная сфера,
    • интеллектуальная сфера и способности,
    • эмоционально-волевая сфера,
    • сфера общения.

    Психологический портрет личности обследуемого строится на основе анализа и интерпретации полученных данных по следующим методикам:

    1. Биографический метод.
    2. Тест – опросник Я.Стреляу.
    3. Опросник Г.Айзенка Ерi.
    4. 16 РF Кеттелла.

    5. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса.

    6.Методика диагностики личности на мотивацию избегания неудач Элерса.

    7.Методика диагностики уровня субъективного контроля Рокича.

    1. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
    2. Матрицы Равена.
    3. «Несуществующее животное».