Министерство образования и науки Республики Казахстан
Республиканский учебно-методический Совет
(УМО группы специальности «Образование»)
Утверждено
РУМС ( УМО группы
специальности «Образование»)
Протокол №__ от__ ___ 20__г.
Психологические тесты специального экзамена для абитуриентов, поступающих на педагогические специальности
Назначение психологического комплексного теста-опросника
Данный комплексный тест-опросник предназначен для абитуриентов с целью психологической диагностики выбора профессии по педагогическим специальностям. Тест-опросник модифицирован на основе следующих психологических методик:
1. Мотивы выбора профессии Р.В. Овчаровой.
2. Методика мотивации профессиональной деятельности будущего педагога А. Реана.
3. Диагностика эмпатии В.В. Бойко.
4. Тест личностной и социальной идентичности В. Урбанович.
5. Методика экспресс-диагностики невроза К.Хекка и Х. Хесса.
6. Оценка коммуникативных и организаторских способностей В.В.Синявского и Б.А.Федоришина.
7. Самооценка психических состояний Айзенка.
2. Структура теста:
Тест-опросник разработан на основе «Портрета абитуриента», который включает мотивационный, содержательный и организационно — коммуникативный компоненты склонности к педагогической деятельности.
Данные компоненты включают в себя 5 блоков:
-интересы и мотивы выбора профессии педагога – 7 вопросов;
-индивидуально — психологические особенности личности абитуриента – 7 вопросов;
-общее представление о профессии педагога – 7 вопросов;
-коммуникативные и лидерские качества абитуриента – 7 вопросов;
— эмпатийность абитуриента – 6 вопросов.
Общее количество вопросов – 40, в том числе «Шкала социальной желательности»
6 вопросов. Категория ответа: «Да» или «Нет».
3. Процедура проведения:
Абитуриентам раздают бланки тестов. Среднее время заполнения теста-опросника для абитуриентов 15-20 минут.
Целевая выборка: От 16 лет до 35 лет.
4. Обработка полученных результатов данного теста-опросника проводится с учетом ключа. Подсчёт баллов делается по 10-балльной шкале.
16 стр., 7906 слов
К вопросу о валидности теста Люшера
... при шизофрении. Несколько слов относительно первой причины. В начале работы с тестом Люшера возникают некоторые вопросы, которые кажутся наивно-схоластическими и могут быть объяснены недостатком навыка. ... на уровень тревожности, на общий характер и устойчивость ряда. «Провокационный» вопрос о том, к чему тест Люшера более чувствителен — к актуальному эмоциональному состоянию или к устойчивым ...
Вначале следует обработать результаты по «Шкале социальной желательности», она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель меньше 3 баллов, то это свидетельствует о неискренности абитуриента.
VI | Шкала социальной желательности | 5-6 | 3-4 | 0-2 | 36; 37; 39 | 35; 38; 40. |
Ключ для обработки результатов:
№ | Шкалы | Кол-во баллов за совпадающие ответы | Ответы «да» на вопросы | Ответы «нет» на вопросы | ||
2 балла | балл | баллов | ||||
I | Интересы и мотивы выбора профессии педагога | 6-7 | 3-5 | 0-2 | 2; 4; 5; 6; 7. | 1; 3. |
II | Индивидуально-психологические особенности личности абитуриента | 6-7 | 3-5 | 0-2 | 8; 9; 10. | 11; 12; 13; 14 |
III | Общее представление о профессии педагога | 6-7 | 3-5 | 0-2 | 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21. | — |
IV | Коммуникативные и лидерские качества абитуриента | 6-7 | 3-5 | 0-2 | 22; 23; 25; 26; 27; 28. | 24; |
V | Эмпатийность абитуриента | 5-6 | 3-4 | 0-2 | 29; 30; 31 34; | 32; 33 |
Таблица переводов баллов в стены
Суммарный балл по тесту-опроснику | Стены (итоговый экзаменационный балл) |
0-1 | |
2-4 | |
5-7 | |
8-10 | |
11-14 | |
15-18 | |
19-22 | |
23-26 | |
27-30 | |
31-34 |
5.Тест – опросник (для экзаменатора)
Блоки | Вопросы | Да | Нет |
I | 1. Главное в Вашем выборе профессии – возможность поступить в высшее учебное заведение? | + | |
2. Считаете ли Вы, что профессия педагога является престижной? | + | ||
3. Вы выбираете педагогическую специальность потому, что здесь учатся Ваши друзья? | + | ||
4. Вы читали периодические издания, связанные с будущей профессией? | + | ||
5. Вы знаете о сложностях профессии педагога? | + | ||
6. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить? | + | ||
7. Является ли Ваш выбор профессии самостоятельным? | + | ||
I I | 1. Выносите ли Вы суету вокруг Вас? | + | |
2. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей? | + | ||
3. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх? | + | ||
4. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей? | + | ||
5. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение в споре? | + | ||
6. Чувствуете ли Вы иногда, что трудности велики и непреодолимы? | + | ||
7. У Вас часто болит голова? | + | ||
I I I | 1. Нравится ли Вам реализовывать новые оригинальные идеи? | + | |
2. Связаны ли Ваши увлечения и занятия в свободное время с будущей профессией? | + | ||
3. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии? | + | ||
4. Вас волнуют происходящие события в современном обществе? | + | ||
5. Учеба в педагогическом вузе поможет ли Вам в достижении жизненных целей? | + | ||
6. Согласны ли Вы, что настоящий учитель – это человек, который является идеалом для своих учеников? | + | ||
7. Вы регулярно интересуетесь новостями в средствах массовой информации? | + | ||
IV | 1.Часто ли Вам удается убедить сверстников к принятию вашего мнения? | + | |
2. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими друзьями различные игры и развлечения? | + | ||
3. Трудно ли Вы включаетесь в незнакомую для Вас компанию? | + | ||
4. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с новыми людьми? | + | ||
5. Часто ли в решении важных дел Вы берёте инициативу на себя? | + | ||
6. Возникает ли чувство неудовлетворённости, если Вам не удается закончить начатое дело? | + | ||
7. Можно ли положиться на вас в трудной ситуации? | + | ||
V | 1. Хотелось ли Вам разобраться, почему Ваши одноклассники иногда задумчивы? | + | |
2. Нравится ли Вам размышлять о причинах успехов и неудач других? | + | ||
3. Можете ли Вы выйти из сложной конфликтной ситуации самостоятельно? | + | ||
4. Считаете ли Вы, что беспризорных домашних животных следует уничтожать? | + | ||
5. Если Ваши друзья начинают обсуждать с Вами свои личные проблемы, Вы переводите разговор на другую тему? | + | ||
6. Вы обращаете внимание на плохое настроение своих родителей? | + | ||
VI | 1. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов со сверстниками из-за невыполнения ими своих обязательств? | + | |
2. Бывает ли так, что Вы обсуждаете человека за его спиной? | + | ||
3. Приходилось ли Вам опаздывать на уроки (занятия)? | + | ||
4. Вам нравится бывать в обществе людей, которые насмехаются друг над другом? | + | ||
5. Бывает ли, что Вы откладываете на завтра то, что можно сделать сегодня? | + | ||
6. Вы в детстве безропотно выполняли все требования взрослых? | + |