Стреляу Ян Темперамента тест-опросник

Стреляу Ян 

(Strelau, Jan)

 

Родился: 1931, Гданьск, Польша.

Интересы: психология личности и социальная психология, психофизиология и сравнительная психология, дифференциальная психология.

Образование:магистр. Варшавский университет, 1958; доктор, Варшавский университет. 1963.

Профессиональная деятельность:первый секретарь Польской психологически ассоциации, 1964,1967; заслуженный доктор Варшавского университета 1967; президент Комитета психологических наук Польской академии наук, 1981-; профессор психологии и декан факультета психологии индивидуальных различий Варшавского университета, 1983-; президент Европейской ассоциации личностной психологии, 1983-; Совет директоров Международного общества за изучение индивидуальных различий, 1983; стипендия Нидерландского института прогрессивных исследований социальных и гуманитарных наук, 1983-4; главный редакторPolish psychological Bulletin,1972; член редколлегий:Personality and Individual Differences, Studia Psychologica,1976-.

 

Темперамента тест-опросник Стреляу.

Первые исследования Яна Стреляу были в основном связаны с Павловской типологией нервной системы. Используя различные раздражители (условные и безусловные) и ориентируясь на разные показатели (например, электроэнцефалограммы), он смог продемонстрировать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов).

Вследствие этого им была создана «классификация темпераментов» Стреляу, переведенная с польского на несколько языков. На основе данных, полученных с помощью своего теста, Стреле установил, что Павловские свойства нервной системы приложимы для описания личностных темпераментных показателей, таких как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.

Основываясь на павловской и неопавловской типологии, он создал теорию действия и концепцию оптимального уровня активации, на базе которых им вместе с коллегами позднее была разработана концепция темперамента, известная как регулирующая теория темперамента (RTT).

Смысл RTT заключается в том, что темперамент играет важную роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой. Особенное внимание в этой теории уделяется двум основным свойствам, определяющим энергетику поведения, а именно, реактивности и активности.

7 стр., 3360 слов

II. Психология наука о сознании

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Слово «психология» в переводе на русский язык буквально озна­чает «наука о душе» (греч. psyche - душа, logos - понятие, учение). Своим названием психология обязана греческой мифологии. Эрос (Эрот - греч. любовь), греческий бог любви (у римлян Амур, Купидон), влюбился в очень красивую молодую женщину Психею и женился на ней, поставив условием, что она никогда не ...

Начиная с 1960-х Стреляу с коллегами опубликовал результаты ряда исследований, указывающие на важное значение темперамента в регуляции стимулирующей ценности окружающей среды, а также подчеркивающие роль индивидуального поведения в определении потребности в подобной стимуляции. Результаты лабораторных исследований показали, что темперамент играет важную роль в ежедневной жизни человека, особенно в области обучения и профессиональной деятельности. Взяв в качестве точки отсчета представление о темпераменте как о продукте биологической эволюции, а о личности — как о плоде социоисторических предпосылок, Стреляу вместе с коллегами провел ряд исследований, которые продемонстрировали взаимозависимость между этими двумя явлениями.

ТЕМПЕРАМЕНТА ТЕСТ-ОПРОСНИК Я. СТРЕЛЯУ

Обзор

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности:

1. уровня процессов возбуждения,

2. уровня процессов торможения,

3. уровня подвижности нервных процессов.

Соответственно, тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, предполагающих один из фиксированных вариантов ответов: «да», «не знаю», «нет».

Более подробной информации не обнаружено.

Инструкция

«Вам будет предложено несколько вопросов об особенностях Вашего поведения в различных условиях и ситуациях. Это не испытание ума или способностей, поэтому нет ответов хороших или плохих. Мы заинтересованы в правдивых ответах. На ответы следует отвечать поочередно, не возвращаясь к предыдущим ответам. Отвечайте «да», «не знаю», «нет». Не пропускайте предложенных вопросов».

Содержание

11 стр., 5057 слов

8. Тесты их виды и общая характеристика

Программа наблюдения Программа (схема) наблюдения включает в себя перечень единиц наблюдения, язык и форму описания наблюдаемого. Выбор единиц наблюдения. После выбора объекта и ситуации наблюдения перед исследователем встает задача проведения наблюдения и описания его результатов. Прежде чем наблюдать, необходимо из непрерывного потока поведения объекта вычленить определенные его стороны, ...

Стимульный материал.

1. Относите ли Вы себя к людям, легко устанавливающим товарищеские контакты?

2. Способны ли Вы воздержаться от того или иного действия до момента, пока не получите соответствующего распоряжения?

3.Достаточно ли Вам непродолжительного отдыха для восстановления сил после утомительной работы?

4. Умеете ли Выработать в неблагопрятных условиях?

5. Воздерживаетесь ли Вы во время дискуссий от неделовых, эмоциональных аргументов?

6. Легко ли Вы возвращаетесь к ранее выполняемой работе после длительного перерыва (после отпуска, каникул и т.д.)?

7. Будучи увлеченным работой, забываете ли Вы об усталости?

8. Способны ли Вы, поручив кому-нибудь определенную работу, терпеливо ждать ее окончания?

9. Засыпаете ли Вы одинаково легко, ложась спать в разное время дня?

10. Умеете ли Вы хранить тайну, если Вас об этом просят?

11. Легко ли Вам возвращаться к работе, которой Вы не занимались несколько недель или месяцев?

12. Можете ли Вы терпеливо объяснять кому-либо непонятное?

13. Нравится ли Вам работа, требующая умственного напряжения?

14. Вызывает ли у Вас монотонная работа скуку или сонливость?

15. Легко ли Вы засыпаете после сильных переживаний?

16. Можете ли Вы, если нужно, воздержаться от проявления своего превосходства?

17. Ведете ли Вы себя, как обычно, в кругу незнакомых Вам людей?

18. Трудно ли Вам сдерживать злость или раздражение?

19. В состоянии ли Вы владеть собой в тяжелые минуты?

20.Умеете ли вы, когда это требуется, приспособить введение к поведению окружающих?

21.Охотно ли Вы беретесь за выполнение ответственных работ?

22.Влияет ли обычное окружение, в котором Вы находитесь, на Ваше настроение?

23.Способны ли Вы переносить неудачи?

24. В присутствии того, от кого Вы зависите, говорите Вы также свободно, как обычно?

25. Вызывают ли у Вас раздражение неожиданные изменения в распорядке дня?

26. Есть ли у Вас на все готовый ответ?

27.В состоянии ли Вы вести себя спокойно, когда ждете важное для себя решение?

28.Легко ли Вы организуете первые дни своего отпуска?

29.Обладаете ли Вы быстротой реакции?

30. Легко ли Вы приспосабливаете свою походку или манеры к походке или манерам людей более медлительных?

12 стр., 5906 слов

Эффективность использования компьютерных игр в работе психолога

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА . КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ .1 КЛАССИФИКАЦИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР .2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА .2.1 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ .2.2 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ .2.3 КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ТЕРАПИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ В ...

31. Ложась спать, засыпаете ли Вы быстро?

32. Охотно ли Вы выступаете на собраниях, на семинарах?

33. Легко ли Вам испортить настроение?

34. Легко ли Вы отрываетесь от выполняемой работы?

35. Воздерживаетесь ли Вы от разговоров, если они мешают другим?

36. Легко ли Вас спровоцировать на что-либо?

37. При совместном выполнении какой-либо работы легко ли Вы срабатываетесь с партнером?

38. Всегда ли Вы задумываетесь перед выполнением какого-либо важного дела?

39. Если Вы читаете какой-либо текст, то удается ли Вам следить от начала до конца за ходом рассуждений автора?

40. Легко ли Вы вступаете в разговор с попутчиком?

41. Воздерживаетесь ли Вы от убеждения кого-либо в том, что он не прав, если такое поведение целесообразно?

42. Охотно ли Вы беретесь за работу, требующую большой ловкости рук?

43. В состоянии ли Вы изменить уже принятое Вами решение, учитывая мнение других?

44. Быстро ли Вы привыкаете к новой системе работы?

45. Можете ли Вы работать ночью, после того, как работали весь день?

46. Быстро ли Вы читаете беллетристическую литературу?

47. Часто ли Вы отказываетесь от своих намерений, если возникают препятствия?

48. Сохраняете ли Вы самообладание в ситуациях, которые того требуют?

49. Просыпаетесь ли Вы обычно быстро и без труда?

50. В состоянии ли Вы воздержаться от моментальной, импульсивной реакции?

51. Можете ли Вы работать в шумной обстановке?

52. Можете ли Вы воздержаться, когда необходимо, от того, чтобы не сказать правду прямо в глаза?

53. Успешно ли Вы сдерживаете волнение перед экзаменом, накануне встречи с начальником и т. п.?

54. Быстро ли Вы привыкаете к новой среде?

55. Нравятся ли Вам частые перемены?

56. Восстанавливаете ли Вы полностью свои силы после ночного отдыха, если накануне днем у Вас была тяжелая работа?

57. Избегаете ли Вы занятий, выполнение которых требует разнообразных действий в течение короткого времени?

58. Как правило. Вы самостоятельно справляетесь с возникшими трудностями?

59. Ожидаете ли Вы окончания речи кого-либо, прежде чем начинаете говорить сами?

60. Умея плавать, прыгнули бы Вы в воду, чтобы спасти утопающего?

6 стр., 2767 слов

Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР в рамках дисграфических расстройств

Состояние неречевых процессов у дошкольников с ОНР (в рамках дисграфических расстройств) Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические основы исследования состояния неречевых процессов у дошкольников с ОНР 1.1. Характеристика развития речи у дошкольников в норме и патологии 7 1.2. Особенности развития детей дошкольного возраста с ОНР 27 Глава 2. Экспериментальное изучение состояний неречевых ...

61. Способны ли Вы к напряженной учебе, работе?

62. Можете ли Вы воздержаться от неуместных замечаний?

63. Придаете ли Вы значение постоянному месту во время работы, приема пищи, на лекциях и т. п.?

64. Легко ли Вам переходить от одного занятия к другому?

65. Взвешиваете ли Вы все «за» и «против» перед тем, как принять важное решение?

66. Легко ли Вы преодолеваете встречающиеся Вам препятствия?

67. Воздерживаетесь ли Вы от рассматривания чужих вещей, бумаг?

68. Испытываете ли Вы скуку, когда занимаетесь стереотипной деятельностью, которая всегда выполняется одинаково?

69. Удается ли Вам соблюдать запреты, обязательные в | общественных местах?

70. Воздерживаетесь ли Вы во время разговора, выступления или ответа на вопросы от лишних движений и жестикуляции?

71. Нравится ли Вам оживленное движение вокруг?

72. Нравится ли Вам работа, требующая больших усилий?

73. В состоянии ли Вы длительное время сосредотачивать внимание на выполнении определенной задачи?

74. Любите ли Вы задания, требующие быстрых движений?

75. Умеете ли Вы владеть собой в трудных жизненных ситуациях?

76. Если надо, подниметесь ли Вы с постели сразу после пробуждения?

77. Можете ли Вы после окончания порученной Вам работы терпеливо ждать, когда закончат свою работу другие?

78. Действуете ли Вы так же четко и после того, как стали свидетелем каких-либо неприятных событий?

79. Быстро ли Вы просматриваете газеты?

80. Случается ли Вам говорить так быстро, что Вас трудно понять?

81. Можете ли Вы нормально работать не выспавшись?

82. В состоянии ли Вы длительное время работать без перерыва?

83. Можете ли Вы работать, если у Вас болит голова, зубы, и т.п.?

84. Спокойно ли Вы продолжаете работу, которую необходимо окончить, если знаете, что Ваши товарищи развлекаются и ждут Вас? .

85. Отвечаете ли Вы быстро на неожиданные вопросы?

86. Быстро ли Вы говорите обычно?

87. Можете ли Вы спокойно работать, если ожидаете гостей?

88. Легко ли Вы меняете свое мнение под влиянием

разумных аргументов?

89. Терпеливы ли Вы?

90. Можете ли приспособиться к ритму человека более медлительного, чем Вы?

8 стр., 3747 слов

Торможение в процессах ВМД

Здоровье. Здоровый образ жизни (ЗОЖ). Компоненты здоровья. Концепции здоровья. Факторы, определяющие здоровье и болезни. Предболезнь, болезнь. Индивидуальное и общественное здоровье. Оздоровительные доктрины мира. Понятие здоровье. На сегодня определяют 365 определений здоровья. Здоровье – 1) Большая мед. Энциклопедия – здоровье – это состояние организма человека, когда функции всех его органов и ...

91. Можете ли Вы планировать свои занятия так, чтобы выполнять в одно и то же время несколько взаимосвязанных дел?

92. Может ли веселая компания изменить Ваше угнетенное состояние?

93. Умеете ли Вы без особого труда выполнять несколько действий одновременно?

94.Сохраняете ли Вы психическое равновесие, когда являетесь свидетелем несчастного случая?

95.Любите ли Вы работу, требующую множества разнообразных манипуляций?

96.Сохраняете ли Вы спокойствие, если кто-либо из близких страдает?

97. Самостоятельны ли Вы в трудных жизненных условиях?

98. Свободно ли Вы чувствуете себя в большой или незнакомой компании?

99. Можете ли Вы сразу прервать разговор, если это требуется (например, при начале киносеанса, концерта, лекции)?

100. Легко ли Вы приспосабливаетесь к методам работы других людей?

101. Нравится ли Вам часто менять род занятий?

102. Склонны ли Вы брать инициативу в свои руки, ли случается что-нибудь из ряда вон выходящее?

103. Воздерживаетесь ли Вы от смеха в неподходящих случаях?

104. Начинаете ли Вы работать сразу же интенсивно?

105. Решаетесь ли Вы выступить против общественного мнения, если Вам кажется, что Вы правы?

106. Удается ли Вам преодолеть состояние временной депрессии (подавленности)?

107. Нормально ли Вы засыпаете после сильного умственного утомления?

108. В состоянии ли Вы спокойно долго ждать, например, в очереди?

109. Воздерживаетесь ли Вы от вмешательства, если заранее известно, что оно ни к чему не приведет?

110. Можете ли Вы спокойно аргументировать свои высказывания во время бурного разговора?

111. Можете ли Вы мгновенно реагировать на необычную ситуацию?

112. Ведете ли Вы себя тихо, если Вас об этом просят?

113. Соглашаетесь ли Вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

114. Умеете ли Вы интенсивно работать?

115. Охотно ли Вы меняете места развлечений, отдыха?

116. Трудно ли Вам привыкнуть к новому распорядку дня?

117. Спешите ли Вы оказать помощь в неожиданном случае?

118. Присутствуя на спортивных соревнованиях, в цирке и т. п., воздерживаетесь ли Вы от неожиданных выкриков и жестов?

119. Нравятся ли Вам занятия, требующие по своему характеру ведения беседы со многими людьми?

13 стр., 6106 слов

Выберите один правильный ответ. сборник тестовых заданий с эталонами ответов для

ПСИХИАТРИЯ сборник тестовых заданий с эталонами ответов для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060101 - Лечебное дело     Красноярск УДК ББК И- Психиатрия:сборник тестовых зданий с эталонами ответов для студентов 5 курса, обучающихся по специальности 060101 - Лечебное дело / сост. М.А. Березовская, Ю.У. Арапиев. – Красноярск: тип. КрасГМУ / изд-во………., 2010.-158с. ...

120. Владеете ли Вы мимикой?

121. Нравятся ли Вам занятия, которые требуют энергичных движений?

122. Считаете ли Вы себя смелым человеком?

123. Прерывается ли у Вас голос (Вам трудно говорить) в необычной ситуации?

124. Можете ли Вы преодолеть нежелание работать в момент неудачи?

125. В состоянии ли Вы длительное время стоять, сидеть спокойно, если Вас об этом просят?

126. В состоянии ли Вы преодолеть свое веселье, если это может кого-нибудь задеть?

127. Легко ли Вы переходите от печали к радости?

128. Легко ли Вы выходите из равновесия?

129. Соблюдаете ли Вы без особых затруднений обязательные в Вашей среде правила поведения?

130. Нравится ли Вам выступать публично?

131. Приступаете ли Вы к работе обычно быстро, без длительного подготовительного периода?

132. Готовы ли Вы прийти на помощь другому, рискуя жизнью?

133. Энергичны ли Ваши движения?

134. Охотно ли Вы выполняете ответственную работу?

Ключи

Обработка Результатов.

Оценка степени выраженности каждого свойства (силы процессов возбуждения и торможения), а также их подвижности производится путем суммирования баллов, полученных за ответы на вопросы. Совпадение ответа испытуемого с кодом соответствует оценке два балла. Если совпадение отсутствует, то испытуемый получает нулевую оценку. Ответ «не знаю» оценивается в один балл. Сумма в 42 балла и выше по каждому свойству рассматривается как высокая степень его выраженности.

Ключи.

Сила процессов возбуждения:

Да: 3, 4, 7, 13, 15, 16, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94,97, 98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130,132, 133, 134;

Нет: 47, 51, 107, 123;

Сила процессов торможения:

Да: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 36, 37, 38, 41, 48, 50, 52, 18, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120,125,126, 129;

Нет: 18, 34, 36,59,67,128;

Подвижность нервных процессов:

Да:1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31,33,40,42,43, 44, 46, 49,54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85,86,88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 107, 111, 115, 116, 119, 127, 131;

Нет: 25,57,63.

Видный польский современный психофизиолог Ян Стреляу на

основе дифференциально-психофизиологической концепции Павло-

ва-Теплова разработал тест, направленный на измерение трех основ-

ных характеристик нервной системы: уровня и силы процессов воз-

буждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности.

Тест содержит три шкалы и состоит из 134 вопросов, предпола-

гающих один из 3-х вариантов ответа: да, нет. Для проведения

теста достаточно иметь тестовый буклет со стандартной инструкцией

и перечнем вопросов, а также стандартный ответный лист, в котором

рядом с номером пункта заносятся крестики в одну из трех возмож-

ных позиций, соответствующую варианту ответа.

Каждый вопрос отнесен автором к одной из трех шкал: 45 к пер-

вой, 44 ко второй и 45 к третьей. Большинство вопросов является

прямыми, то есть подразумевают ответ «да». Но есть и обратные. В

таком случае подразумевается ответ»нет».

При подсчете суммарного балла удобно иметь трафаретку с про-

резями, которая накладывается на ответный лист. При попадании

крестика в прорезь в крайней позиции («да» или «нет») начисляется

балл 2, при попадании в позицию «?» начисляется балл «1». Такая

техника является общей для всех тест-опросников подобного типа.

Сырой балл, подсчитанный таким образом, сравнивается с диаг-

ностическими статистическими границами, полученными на выборке

стандартизации. На русско-язычной популяции стандартизационное

исследование было проведено Н.Н.Даниловой (1985).

Дагностическая

ситуация при сборе норм — смешанная (часть обследовалась в ситуа-

ции экспертизы, часть в добровольном порядке).

На нормативной выборке А.Г.Шмелевым проведен компьютерный

анализ пунктов опросника по величине корреляции с суммарным был-

лом каждой шкалы. Подтверждена на высоком уровне статистической

значимости внутренняя валидность большинства вопросов.

Ключи:

1 шкала: ответ «да»: 3, 4, 7, 11, 13, 15, 18, 19, 21, 23, 24,

32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94, 97,

98, 102, 105, 106, 113, 114, 117, 121, 122, 124, 130, 132, 133,

134

ответ «нет»: 47, 51, 107, 123

2 шкала: ответ «да»: 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38,

41, 48, 50, 52, 53, 62, 65, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96,

99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129

ответ «нет»: 17, 34, 36, 59, 67, 128

3 шкала: ответ»да»: 1, 6, 9, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33,

40, 42, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85,

86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131

ответ»нет»: 25, 57, 63, 116

Значения средних и стандартных отклонений:

1 шкала М= 37 S=12

2 шкала M= 32 S=11

3 шкала M= 36 S=12

Высокий балл — выше границы M+S, низкий балл —

ниже границы M-S.

Интерпретация результатов:

1а: Высокий балл по первой шкале отражает высокий уровень си-

лы процесса возбуждения, испытуемые с сильной реакцией на внешние

раздражители, способностью к осуществлению эффективной деятель-

ности в ситуациях, требующих энергичных действий: не обнаруживая

признаков запредельного торможения, нервная система выдерживает

длительное и часто повторяемое возбуждение.

1б: Низкий балл по первой шкале указывает на слабость возбуж-

дения, быстрое достижение запредельного торможения.

2а: Высокий балл по второй шкале отражает силу нервной систе-

мы по отношению к процессам торможения, быстрое и прочное уста-

новление тормозных условных рефлексов, способность к отказу от

активности в условиях запретов.

2б: Слабость процессов торможения вызывает затруднения в раз-

витии тормозных рефлексов, возможная склонность к неадекватным

импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от актив-

ности.

3а: Высокая подвижность отражает способность нервной системы

к быстрой переделке знаков раздражителей (из возбуждающего реф-

лекса в тормозной и наоборот), способность к быстрой перестройке

при столкновении с новой ситуацией, готовность и желание взаимо-

действовать с новыми предметами и явлениями.

3б: Низкая подвижность указывает на высокую инертность нерв-

ной системы в переучивании знаков раздражителей, для индивида

затруднен переход к новым навыкам, он часто избегает новых ситуа-

ций.

8