На заседании цикловой комиссии

Р А С С М О Т Р Е Н О

На заседании цикловой комиссии

Социально-гуманитарных дисциплин

Протокол № __ от ________ 2010 г.

Председатель ________ А.И. Левина

 

 

Общие методические рекомендации

по изучению дисциплины

“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”

 

 

Преподаватель

И. Д. Беляева

2011г.

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины

“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”

“Нравственное воспитание должно

идти впереди профессионального”

А.Ф. Кони

По мере осуществления коренных, радикальных реформ, движения по пути демократизации нашего общества и строительства правового государства неизмеримо возрастает роль права и морали, как социальных регуляторов поведения человека, совершенствования общественных отношений и ускорения социального прогресса.

Проблема профессиональной этики юриста в условиях построения правового государства, гражданского общества приобрела особое значение. Какой бы профессией не владел человек, его деятельность будет полезной, если в ее основе будут лежать нравственные принципы.

Мораль и право — ценностные формы человеческого бытия, основа деятельности юриста, профессиональная этика которого требует верности духу и букве закона, честности, неподкупности, ответственности, справедливости в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, защиты прав и свобод граждан путем предупреждения, выявления и устранения нарушения закона, правопорядка.

Профессиональная этика юриста — это этическое учение о нравственных началах его профессионального труда и внеслужебного поведения.

Профессиональная этика требует от юриста принципиальности, уважения чести и достоинства человеческой личности, закрепленных Конституцией, международными документами, касающимися прав человека. Многие правовые нормы уголовного и гражданского права охраняют личные достоинства, личные блага людей. Личное достоинство человека проявляется прежде всего в высокой самооценке и уважении к самому себе, охватывая такие черты, как честь, имя, репутация.

Курс “Этика и психология профессиональной деятельности юриста” ставитзадачи:

· ознакомить учащихся с характеристиками права и морали как социальных регуляторов общественного прогресса;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и со­циально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнес­ти познавательные, регуляторные и ...

· содействовать выработке у будущих юристов непримиримого отношения к антиобщественным явлениям;

· ознакомить учащихся с основными теоретическими знаниями в области этики, ее категориями применительно к профессии юриста;

· сформировать у учащихся четкое представление о профессиональной культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее.

 

 

Тематический план изучения дисциплины

“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”

  Наименование раздела, темы  
  1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ        
  2. МОРАЛЬ И ПРАВО, ИХ СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.        
  3. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОРМ ПРАВА      
  4. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ВИДОВ        
  5. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА. ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ        
  6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ И ИХ УЧЕТ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        
  7. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА        
  8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИЛНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА            
  9. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        
  10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА        

 

ИТОГО 34 24 10

 

 

Программа дисциплины

“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”

(составлена на базе Типовой учебной программы дисциплины “ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА, приложение к типовому учебному плану УО, обеспечивающего получение среднего специального образования, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006г. РБ ст № 38)

 

Заочное отделение. Теоретические вопросы:

 

Теоретические вопросы:

1. Профессиональные качества юриста

2. Коммуникативный аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности

3. Раскройте нравственный смысл принципа состязательности и равноправия сторон

4. Текущая организация сознания – внимание (понятие, виды, свойства, дезорганизованность сознания)

5. Морали и право. Критерии морали. Нормы права. Их взаимосвязь и соотношение.

6. Организаторский аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности

7. Раскройте нравственный смысл принципа равенства граждан перед законом

8. Ощущение и восприятие (понятие, классификация, закономерности, сенсорная организация личности, закономерности возникновения иллюзий восприятия)

9. Нравственные принципы, закрепленные в НПА

10.Познавательный аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности

11. Раскройте нравственный смысл презумпции невиновности

12. Память (понятие, операции, виды, закономерности памяти, учет в юридической практике)

13. Характер (черты характера и их характеристика)

14. Воспитательный аспект юридической деятельности. Морально-психологические качества, обеспечивающие воспитательный аспект юридической деятельности

15. Моральные нормы предварительного расследования

16. Эмоциональная регуляция человека (понятие об эмоциях, виды эмоциональных состояний: стресс, аффект, фрустрация)

17. Речь юриста.

18. Удостоверительный аспект юридической деятельности. Морально-психологические качества, обеспечивающие удостоверительный аспект юридической деятельности

19. Раскройте нравственный смысл принципа независимости судей и подчинения их только закон

20.Темперамент (понятие, типы, свойства)

Практические задания:

Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:

a) все люди … перед законом.

b) обвиняемый не обязан доказывать свою …

c) судьи при осуществлении правосудия …и подчиняются только закону.

Определить тип темперамента:

Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Живая мимика, выразительные движения. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать не утомляясь. Быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми.

Что такое совесть?

a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;

b) моральное осознание человеком своих действий;

c) осознание значимости своей личности.

Наиболее мощный вид эмоциональной реакции, интенсивно протекающая, кратковременная эмоциональная вспышка это:

a) страсть;

b) стресс;

c) аффект;

d) фрустрация.

Операция мышления воссоединения элементов в целостную структуру, называется:

a) анализ

b) синтез

c) абстрагирование

Одним из проявлений воли является выдержка человека. Может ли в вашей будущей профессиональной деятельности проявиться несдержанность? Что вы сделаете для ее преодоления?

Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:

a) каждый человек имеет право покидать … и возвращаться в …

b) …может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих сторон.

c) никто не должен подвергаться … или … обращению.

Определите тип темперамента:

Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД соответствует

a) холерическому типу темперамента;

b) меланхолическому типу темперамента;

c) флегматическому типу темперамента;

d) сангвиническому типу темперамента;

Что такое благородство?

a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;

b) отношение человека к самому себе;

c) способность жертвовать своими интересами во имя интересов других;

 

Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Этот метод называется…

Форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится, называется:

a) медитация

b) мечта

c) иллюзия

Настроение человека зависит от:

a) состояния здоровья;

b) пола;

c) внешности;

d) темперамента;

e) времени суток;

f) работы желез внутренней секреции;

g) возраста.

Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:

a) никто не может быть принужден к выражению своих … или отказу от них.

b) разбирательство уголовных дел во всех судах…

c) подозреваемый, обвиняемый имеют право на…

Определите тип темперамента:

Высокая реактивность. Несдержан, необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Общителен, а подчас навязчив. Во время конфликта ведут себя агрессивно.

 

Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит целенаправленное восприятие психических явлений с целью научного объяснения их причин и сущности. Этот метод называется…

В процессе служебной деятельности у работников нередко возникает состояние стресса. Стресс означает состояние психической напряженности. Стресс оказывает различное влияние на состояние человека – как положительное, так и отрицательное. Выберите из перечисленного перечня положительные и отрицательные признаки стресса:

  1. Возникновение делового возбуждения
  2. Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
  3. Проявление интереса, энтузиазма
  4. Острая борьба мотивов долга и личной безопасности
  5. Мобилизация психологических возможностей
  6. Проявление беспокойства, неуверенности, тревожности
  7. Появление страха, боязнь за дело и за себя
  8. Актуализация творческих возможностей
  9. Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
  10. Повышение готовности к решительным и смелым действиям
  11. Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в их применении
  12. Повышение выносливости, неприхотливость
  13. Утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия
  14. Проявление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности острые психозы
  15. Недостаточная мобилизованность, проявление несобранности в действиях

 

Отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности:

a) стресс;

b) стыд;

c) страх;

d) сомнение.

Произвольное внимание:

a) активное сосредоточение внимания, требующее волевых усилий;

b) сосредоточение внимания, возникающее без усилий воли;

c) возникающее под действием сильного раздражителя.

Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:

a) никто не должен содержаться в … или … состоянии.

b) государство защищает человека от любых … посягательств

c) правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь осуществляется только …

Определите тип темперамента:

Сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД соответствует

a) холерическому типу темперамента;

b) меланхолическому типу темперамента;

c) флегматическому типу темперамента;

d) сангвиническому типу темперамента;

 

Что такое достоинство?

a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;

b) моральное осознание человеком своих действий;

c) осознание значимости своей личности

Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе с сотрудником правоохрани­тельных органов сказал: «Яживу только в минуту смертельной опасности!»

Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника

Эмоциональные переживания влияют:

a) на мотивацию обучения;

b) на достижение целей;

c) на психические состояния;

d) все ответы верны.

Происпособление организма к воздействию раздржителя называется:

a) чувствительность

b) адаптация

c) константность

 

Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:

a) к лицу, признанному … судом могут быть применены принудительные меры безопасности лечения.

b) … есть денежное взыскание, назначаемое судом.

c) … признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления.

 

Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Этот метод называется…

Что такое долг?

a) осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;

b) моральное осознание человеком своих действий;

c) способность жертвовать своими интересами во имя интересов других

Определите тип темперамента:

Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Медленный психический темп.

Ошибка восприятия называется:

a) обобщенность

b) иллюзия

c) контрастность

Об эмоциональном состоянии человека можно судить по его:

a) мимике;

b) пантомимике;

c) поведению;

d) все ответы верны.

 

Итоговая контрольная работа проводится в письменной форме.