Р А С С М О Т Р Е Н О
На заседании цикловой комиссии
Социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № __ от ________ 2010 г.
Председатель ________ А.И. Левина
Общие методические рекомендации
по изучению дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
Преподаватель
И. Д. Беляева
2011г.
Общие методические рекомендации по изучению дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
“Нравственное воспитание должно
идти впереди профессионального”
А.Ф. Кони
По мере осуществления коренных, радикальных реформ, движения по пути демократизации нашего общества и строительства правового государства неизмеримо возрастает роль права и морали, как социальных регуляторов поведения человека, совершенствования общественных отношений и ускорения социального прогресса.
Проблема профессиональной этики юриста в условиях построения правового государства, гражданского общества приобрела особое значение. Какой бы профессией не владел человек, его деятельность будет полезной, если в ее основе будут лежать нравственные принципы.
Мораль и право — ценностные формы человеческого бытия, основа деятельности юриста, профессиональная этика которого требует верности духу и букве закона, честности, неподкупности, ответственности, справедливости в укреплении правовой основы государственной и общественной жизни, защиты прав и свобод граждан путем предупреждения, выявления и устранения нарушения закона, правопорядка.
Профессиональная этика юриста — это этическое учение о нравственных началах его профессионального труда и внеслужебного поведения.
Профессиональная этика требует от юриста принципиальности, уважения чести и достоинства человеческой личности, закрепленных Конституцией, международными документами, касающимися прав человека. Многие правовые нормы уголовного и гражданского права охраняют личные достоинства, личные блага людей. Личное достоинство человека проявляется прежде всего в высокой самооценке и уважении к самому себе, охватывая такие черты, как честь, имя, репутация.
Курс “Этика и психология профессиональной деятельности юриста” ставитзадачи:
· ознакомить учащихся с характеристиками права и морали как социальных регуляторов общественного прогресса;
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... 18). Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель X ... при выполнении многообразных видов учебно-познавательных и социально-профессиональных деятельностей. К ним следует отнести познавательные, регуляторные и ...
· содействовать выработке у будущих юристов непримиримого отношения к антиобщественным явлениям;
· ознакомить учащихся с основными теоретическими знаниями в области этики, ее категориями применительно к профессии юриста;
· сформировать у учащихся четкое представление о профессиональной культуре как явлении, включающем в себя образцовую организацию дела, высокую профессиональную компетентность, нравственную ответственность, культуру поведения на службе и вне ее.
Тематический план изучения дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
Наименование раздела, темы | |||
1. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ | |||
2. МОРАЛЬ И ПРАВО, ИХ СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. | |||
3. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НОРМ ПРАВА | |||
4. ЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТДЕЛЬНЫХ ЕЕ ВИДОВ | |||
5. НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЮРИСТА. ПУТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ | |||
6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ И ИХ УЧЕТ ЮРИСТОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
7. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА | |||
8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИЛНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА | |||
9. КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
10. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА |
ИТОГО 34 24 10
Программа дисциплины
“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА”
(составлена на базе Типовой учебной программы дисциплины “ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА, приложение к типовому учебному плану УО, обеспечивающего получение среднего специального образования, утвержденному Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006г. РБ ст № 38)
Заочное отделение. Теоретические вопросы:
Теоретические вопросы:
1. Профессиональные качества юриста
2. Коммуникативный аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие коммуникативный аспект юридической деятельности
3. Раскройте нравственный смысл принципа состязательности и равноправия сторон
4. Текущая организация сознания – внимание (понятие, виды, свойства, дезорганизованность сознания)
5. Морали и право. Критерии морали. Нормы права. Их взаимосвязь и соотношение.
6. Организаторский аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие организаторский аспект юридической деятельности
7. Раскройте нравственный смысл принципа равенства граждан перед законом
8. Ощущение и восприятие (понятие, классификация, закономерности, сенсорная организация личности, закономерности возникновения иллюзий восприятия)
9. Нравственные принципы, закрепленные в НПА
10.Познавательный аспект деятельности юриста. Морально-психологические качества, обеспечивающие познавательный аспект юридической деятельности
11. Раскройте нравственный смысл презумпции невиновности
12. Память (понятие, операции, виды, закономерности памяти, учет в юридической практике)
13. Характер (черты характера и их характеристика)
14. Воспитательный аспект юридической деятельности. Морально-психологические качества, обеспечивающие воспитательный аспект юридической деятельности
15. Моральные нормы предварительного расследования
16. Эмоциональная регуляция человека (понятие об эмоциях, виды эмоциональных состояний: стресс, аффект, фрустрация)
17. Речь юриста.
18. Удостоверительный аспект юридической деятельности. Морально-психологические качества, обеспечивающие удостоверительный аспект юридической деятельности
19. Раскройте нравственный смысл принципа независимости судей и подчинения их только закон
20.Темперамент (понятие, типы, свойства)
Практические задания:
Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:
a) все люди … перед законом.
b) обвиняемый не обязан доказывать свою …
c) судьи при осуществлении правосудия …и подчиняются только закону.
Определить тип темперамента:
Повышенная реактивность. По незначительному поводу громко хохочет. Живая мимика, выразительные движения. Очень энергичный и работоспособный, может долго работать не утомляясь. Быстрые движения, быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми.
Что такое совесть?
a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;
b) моральное осознание человеком своих действий;
c) осознание значимости своей личности.
Наиболее мощный вид эмоциональной реакции, интенсивно протекающая, кратковременная эмоциональная вспышка это:
a) страсть;
b) стресс;
c) аффект;
d) фрустрация.
Операция мышления воссоединения элементов в целостную структуру, называется:
a) анализ
b) синтез
c) абстрагирование
Одним из проявлений воли является выдержка человека. Может ли в вашей будущей профессиональной деятельности проявиться несдержанность? Что вы сделаете для ее преодоления?
Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:
a) каждый человек имеет право покидать … и возвращаться в …
b) …может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих сторон.
c) никто не должен подвергаться … или … обращению.
Определите тип темперамента:
Сильный, уравновешенный, инертный тип ВНД соответствует
a) холерическому типу темперамента;
b) меланхолическому типу темперамента;
c) флегматическому типу темперамента;
d) сангвиническому типу темперамента;
Что такое благородство?
a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;
b) отношение человека к самому себе;
c) способность жертвовать своими интересами во имя интересов других;
Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Этот метод называется…
Форма воображения, направленного на будущее, то, к чему человек стремится, называется:
a) медитация
b) мечта
c) иллюзия
Настроение человека зависит от:
a) состояния здоровья;
b) пола;
c) внешности;
d) темперамента;
e) времени суток;
f) работы желез внутренней секреции;
g) возраста.
Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:
a) никто не может быть принужден к выражению своих … или отказу от них.
b) разбирательство уголовных дел во всех судах…
c) подозреваемый, обвиняемый имеют право на…
Определите тип темперамента:
Высокая реактивность. Несдержан, необуздан, нетерпелив, вспыльчив. Общителен, а подчас навязчив. Во время конфликта ведут себя агрессивно.
Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит целенаправленное восприятие психических явлений с целью научного объяснения их причин и сущности. Этот метод называется…
В процессе служебной деятельности у работников нередко возникает состояние стресса. Стресс означает состояние психической напряженности. Стресс оказывает различное влияние на состояние человека – как положительное, так и отрицательное. Выберите из перечисленного перечня положительные и отрицательные признаки стресса:
- Возникновение делового возбуждения
- Проявление растерянности (фрустрация, оцепенение, ступор)
- Проявление интереса, энтузиазма
- Острая борьба мотивов долга и личной безопасности
- Мобилизация психологических возможностей
- Проявление беспокойства, неуверенности, тревожности
- Появление страха, боязнь за дело и за себя
- Актуализация творческих возможностей
- Непонимание происходящего, дезорганизация познавательной деятельности
- Повышение готовности к решительным и смелым действиям
- Разрушение отработанных навыков, появление ошибок в их применении
- Повышение выносливости, неприхотливость
- Утрата самоконтроля, появление истерических реакций, панические действия
- Проявление чувства слабости, усталости, крайней изнуренности острые психозы
- Недостаточная мобилизованность, проявление несобранности в действиях
Отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности:
a) стресс;
b) стыд;
c) страх;
d) сомнение.
Произвольное внимание:
a) активное сосредоточение внимания, требующее волевых усилий;
b) сосредоточение внимания, возникающее без усилий воли;
c) возникающее под действием сильного раздражителя.
Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:
a) никто не должен содержаться в … или … состоянии.
b) государство защищает человека от любых … посягательств
c) правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь осуществляется только …
Определите тип темперамента:
Сильный, неуравновешенный, подвижный тип ВНД соответствует
a) холерическому типу темперамента;
b) меланхолическому типу темперамента;
c) флегматическому типу темперамента;
d) сангвиническому типу темперамента;
Что такое достоинство?
a) осознание добровольного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;
b) моральное осознание человеком своих действий;
c) осознание значимости своей личности
Один из опасных преступников, осужденных за совершение тяжкого преступления, в беседе с сотрудником правоохранительных органов сказал: «Яживу только в минуту смертельной опасности!»
Дайте психологическую характеристику мотивации данного высказывания и личностных особенностей преступника
Эмоциональные переживания влияют:
a) на мотивацию обучения;
b) на достижение целей;
c) на психические состояния;
d) все ответы верны.
Происпособление организма к воздействию раздржителя называется:
a) чувствительность
b) адаптация
c) константность
Вставьте недостающие слова, указав ссылку на статью первоисточника:
a) к лицу, признанному … судом могут быть применены принудительные меры безопасности лечения.
b) … есть денежное взыскание, назначаемое судом.
c) … признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления.
Одним из методов юридической психологии является метод, при котором происходит наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных органов. Этот метод называется…
Что такое долг?
a) осознание добросовестного исполнения своих служебных и гражданских обязанностей;
b) моральное осознание человеком своих действий;
c) способность жертвовать своими интересами во имя интересов других
Определите тип темперамента:
Высокая сензитивность. Повышенная чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы на глазах. Чрезмерно обидчив. Болезненно чувствителен. Медленный психический темп.
Ошибка восприятия называется:
a) обобщенность
b) иллюзия
c) контрастность
Об эмоциональном состоянии человека можно судить по его:
a) мимике;
b) пантомимике;
c) поведению;
d) все ответы верны.
Итоговая контрольная работа проводится в письменной форме.