Межличностные отношения 2

1 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 378 с.

2 Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо. М.: 2000.

3 Аскевис-Леерпе, Ф. Психология: краткий курс/Ф. Аскевис-Леерпе, К. Барух, А.Картрон; пер. с франц. М.Л. Карачун. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 155 с.

4 Бодалев А.А. психология межличностного общения. Рязань, 1994.

5 Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. — 3-е изд., перераб. и допол. — М.: Издательство Московского психолого социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 320 с.

6 Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 416 с.

7 Вердербер, Р., Вердербер, К. Психология общения. — СПб.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2003. — 320 с.

8 Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Практическое руководство. СПб.: СПбГУ, 1991.

9 Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992. — 376 с.

10 Горянина В.А. Психология общения: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.

11 Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.: ИП РАН, 1994.

12 Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю. Ермолаев. – 2-е изд., испр. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. – 336 с.

13 Емельянов Ю.Н., Кузьмин Е.С. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983. — 103 с.

14 Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: Учебник для индустр.-пед. Техникумов. — М.: Высш. Шк., 1989. — 383 с.

15 Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; Под. Общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с.

16 Крысько В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. — Мн.: Харвест, 2004. — 688 с.

17 Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб.для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 432 с.

18 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1981.

19 Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология: учеб. Пособие для вузов. М.: 2001.

20 Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М., 1991 — 45 с.

5 стр., 2005 слов

Психология общения 10

... и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Деловое общение проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не ... скрывают этого. 3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения. Вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. 4. Деловое общение – когда учитывают особенности ...

21 Психологические тесты /Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Т.2. — 248 с.

22 Психология и педагогика военного управления. Учебно-методическое пособие. /Изд. ВВИА им. В.В. Жуковского, 1992.

23 Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004. — 376 с.

24 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2006. — 350 с.

25 Социальная психология: учебное пособие для вузов /Под ред. А.А. Журавлева. М.: 2003.

26 Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т.Посоховой. — М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. — 671, [1] с.:ил.

27 Фолкэн Чак Т. Психология — это просто / Пер. с англ. Р.Муртазина. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 640 с.

28 Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. — М.: Издательство «Экзамен», 2007. — 48 с.

29 Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М. 1995.

КОНДРАТЬЕВ М. Ю., ИЛЬИН В. А. АЗБУКА СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА-ПРАКТИКА. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 С.

Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

Авторы: Куницына В.Н. , Казаринова Н.В. , Погольша В.М.

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов

. —— М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Общие основы психологии – 688 с.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.2: Психология образования – 496 с

http://xreferat.ru/77/869-1-mezhlichnostnye-otnosheniya-i-obshenie.html

Межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Их можно условно объединить в следующие две большие группы:

1. Конъюнктивные чувства, сближающие и объединяющие людей.

2. Дизъюнктивные чувства, разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Межличностные отношения в группах и коллективах могут быть официальными и неофициальными, отношениями руководства и подчинения, деловым и личными, горизонтальными и вертикальными, рациональными и эмоциональными.

Официальными называют отношения, возникающие между людьми на должностной основе. Они фиксируются законом, регулируются положениями, утвержденными официально, соответствующими правилами и нормами.

Неофициальные отношения складываются на базе личных, или частных, взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм.

Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, личные отношения складываются между людьми независимо от выполняемой работы.

В рациональных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие.

26 стр., 12763 слов

Психология человека 4

... собой другой пример бессоз-нательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. ... виды мышления. 17 3.2 Особенности творческого мышления. 18 3.3 Теории мышления в психологии. 20 3.4 Развитие мышления. 22 4 Речь. 24 4.1 Речь и её ...

Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном, индивидуальном восприятии человека человеком.

Отношения руководства и подчинения предполагают подчинение интересов одних интересам других в силу различных ситуаций и условностей.

Межличностные отношения зависят не только от включенных в них людей, но также и от социальной ситуации, в которой эти отношения формируются и развиваются.

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.

Межличностные отношения включают:

1) восприятие и понимание людьми друг друга;

2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);

3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных отношений:

1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:

а) адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности;

б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;

2) эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:

а) симпатии или антипатии;

б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;

в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);

3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных отношений:

1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:

а) по вертикали – между руководителями и подчиненными;

б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;

в) по диагонали – отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;

2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;

3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;

4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

29 стр., 14122 слов

Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...

... сопереживании или отсутствии таковых и т.д.     Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между ...

Этапы развития межличностных отношений:

1) этап знакомства – первый этап – возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;

2) этап приятельских отношений – возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т. д.);

3) товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.

Оглавление

I. Введение…………………………………………………………………3

II. Основная часть: Межличностные отношения

2.1 Что такое межличностное отношение…………………………4

2.2 Виды межличностных отношений………………………………5

2.2.1 Бытовое…………………………………………………………5

2.2.2 Дружеское………………………………………………………6

2.2.3 Деловое…………………………………………………………7

2.3 Культура общения…………………………………………………9

2.4 Симпатия и Антипатия……………………………………………11

III . Заключение……………………………………………………………….13

IV . Список реферируемой литературы…………………………………14

~ 2 ~

I . Введение

В своем реферате я рассмотрела такую актуальную тему, как межличностные отношения. В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностные отношения – совершенно необходимое условие бытия людей, что без них невозможно полноценное формирование у человека ни одной психологической функции или психологического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Межличностные отношения могут быть деловыми и личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Они, как правило, характеризуются словом «взаимо» — взаимосвязь, взаимодействие, взаимовосприятие.

Особенности поведения человека в коллективе, результат его работы или какой-либо иной деятельности вызывают определенные реакции со стороны других людей, формируют у каждого из членов определенной группы отношений к данному человеку.

При написании данного реферата я поставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Чтобы раскрыть эту цель мне пришлось рассмотреть следующие задачи:

— рассмотреть суть понятия «межличностные отношения»

— дать характеристику видов межличностных отношений

— показать в чем состоит суть культуры общения

— охарактеризовать такие понятия, как симпатия и антипатия.

Чтобы раскрыть цель и задачи написания моего реферата, я изучила книги по психологии следующих авторов: Рогова Е.И. «Психология общения», Макарова И.В. «Психология» в этих книгах рассказывается о том, что такое межличностные отношения и какие их виды существуют, а так же что играет важную роль в формировании межличностных отношений. А также книгу Лебедева В.И. «Психология управления». В данной книге рассказано как складываются отношения в коллективе, взаимоотношения между работодателем и подчиненным. И еще несколько книг различных авторов, которые мне помогли разобраться в психологии межличностных отношений.

8 стр., 3918 слов

Тема 4. Методы изучения межличностных отношений и межличностного восприятия

... Возможно именно проникновение межличностных отношений в различные сферы жизнедеятельности человека привело к разработке значительного количества методических средств исследования межличностных отношений. У Бодалева, ... достаточно высоком уровне межличностного познания, познания друг друга. Для групп, члены которых находятся на различных уровнях межличностного познания, использование социометрии ...

~ 3 ~

II . Основная часть:

Межличностные отношения

2.1 Что такое межличностные отношения

Слово «отношение» имеет много значений в русском языке. Всем хорошо известны примеры трогательных отношений человека и домашних животных. Однако в науке понятием «отношение» обозначается особенная связь человека окружающим миром, и эта особенность определяется тем, что человек наделен чувствами и разумом, которые влияют на его связь с миром людей и вещей.

Из всего разнообразия отношений человека к окружающему миру, наиболее важные для формировании личности те, которые характеризуют взаимосвязи отдельных людей, то есть межличностные отношения.

Межличностные отношения – это явление, возникающее в любой группе людей как результат их психологического взаимодействия в процессе общения – взаимопознания и взаимопереживаний.

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточна сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое, усвоенное от него. Именно активность личности, ее деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений, разнообразные по форме, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Я отметила, что для характеристики социальных связей между людьми используется такое понятие, как «общение». Общение – это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким образом, обычно является изменение поведения и деятельности других людей.

Наблюдая процесс общения. Можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышении эффективности совместной деятельности.

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество – партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей.

Противоборство – партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, показывающая ... заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии, отношениях и идеалах личности, которые нужно формировать. Цель   12. Целостный ...

Еще один тип взаимодействия получил название»контрастное взаимодействие». Таким образом, в результате его, получается противоречие – один из участников старается содействовать другому, а второй активно противодействует.

~ 4 ~

Природа межличностных отношений очень разнообразна. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения.

2.2 Виды межличностных отношений

2.2.1 Бытовое

Чтобы как можно лучше понять сущность межличностных отношений необходимо рассмотреть, как складываются отношения в семье. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный бюджет. Семья — это самое важное, что есть у человека. В семье мы рождаемся и, рано или поздно, мы вырастаем и создаем семью. В семье есть экономика — это зарплата мужа и жены, внутренняя и внешняя политика — это отношения внутри семьи. Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья.

Супружество – великий шаг для преображения человека. Однако, самое главное в семье — это любовь между мужем и женой. С этого начинается создание семьи.

В данном разделе я хочу рассмотреть взаимоотношения между супругами, а так же между родителями и их детьми. Я думаю, что логичнее сначала рассмотреть отношения между мужем и женой. Взаимная любовь между супругами — основная нравственная норма семьи. В союзе мужчины и женщины есть одна сквозная нить. Это полное принятие друг друга. Только при наличии терпимости и понимания раскрываются все заложенные в человеке возможности, только при этом каждый из супругов может полностью воплотиться как личность.

Непременным условием бесконфликтной семейной жизни является культура супружеского общения. Всегда нужно стараться видеть в другом что-то хорошее – это очень сближает супругов. Особенно важно поддерживать чувства собственного достоинства друг друга. Проявление уважения, нежности исключает грубость и небрежность. Знаменитый писатель Вольтер сказал: «Брак — самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью… Ваши дети, драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами ее».*

Родительское воспитание – прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте. В общении с детьми не следует обоим родителям во всем проявлять солидарность – она должна быть только лишь в оценке негативного поступка. Поддержание контакта особенно важно в общении с ребенком. Родителям надо знать самооценку своего ребенка и, не отвергая и не критикуя ее, советовать, что же нужно ему для того, чтобы соответствовать ей.

Родительская любовь — основа счастья и гордости детей. Это корень их жизни. Самой важной ответственностью родителей является не столько внешняя забота о детях, их здоровье, питании, одежде. Самое главное — это не столько экономическая среда, в которой растут дети, а какие отношения любви лежат в

5 стр., 2471 слов

16. Общение как познание людьми друг друга

... воспринимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира ... межличностного восприятия необходимо выявить различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: ореола («галоэффект»), новизны ...

* Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины, с. 235

~ 5 ~

основе воспитания ребенка. В семье мы усваиваем надлежащие принципы нравственного поведения, составляющие основу взаимоотношений с родителями,

братьями и сестрами. Этими нормами мы, естественно, будем руководствоваться в обществе. Насколько мы усвоили эти уроки в семье, настолько успешно сложится наша жизнь в обществе.

Родителям необходимо воспитывать свое дитя истинным сыном или дочерью, братом или сестрой, истинными супругами и истинными родителями, образцовыми и ответственными гражданами своего общества. Поэтому, семья — это школа, где учителя — это родители, а предмет — 4 сферы любви, или, как мы их называем, сферы сердца (дети, братья-. сестры, муж-жена, родители).

Как родители могут учить этим вещам? Только своим примером. Поэтому, желание быть родителями ставит человека в положение учителя и обязывает его быть образцовой личностью, образцовым супругом и образцовым родителем.

2.2.2 Дружеское

Дружба как межличностное отношение.

Нет на Земле человека, который бы не задумывался, что же такое дружба, в чем ее притягательная сила, ее переходящая ценность, ее духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает? Не хватает, даже если сложились отношения в коллективе, если есть круг знакомых и приятелей. «В отличие от деловых отношений, основанных исключительно на общности занятий и соответствующем разделении обязанностей, дружба – отношение глубокое, предполагающее не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь» — вот так оценивают дружбу ученые – психологи.

Дружба характеризуется, прежде всего, взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворенности общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности. По мнению Цицерона, «основа дружбы заключается в полном согласии воли, вкусов и мнений».

Дружба бывает разная. Кто-то стремится подчинить себе другого, а кто-то находит радость посвятить всю свою жизнь кому-то. Дружба бывает и разной глубины. Ведь мы не зря употребляем разные слова: « знакомый», «приятель», «друг». Основное отличие заключается в том, что приятельские отношения складываются между людьми на основании каких-то, как правило, несущественных интересов и личных симпатий. Глубокого общего интереса, единых взглядов и устремлении, серьезной заинтересованности судьбой друг друга у приятелей нет. Такие отношения поддерживаются личными встречами, которые могут быть довольно редки, выполнением некоторых взаимных услуг, обменом мнениями, взаимным доброжелательством. У приятелей нет взаимной заинтересованности в совершенствовании личных качеств друг друга, в достижении каких-либо социально значимых целей. Поскольку такие связи не имеют прочной основы, то приятели легко расстаются, одни заменяются другими.

Самая великая, настоящая дружба – это когда два или несколько человек живут жизнью друг друга, находят радость в помощи друг другу, в сочувствии друг другу, в единомыслии друг с другом, в самоотверженности друг ради друга. Не бывает и быть не может истиной дружбы только тогда, когда «друзья» стремятся использовать друг друга для своекорыстных интересов. Тогда дружба быстро чахнет и умирает.

2 стр., 524 слов

Нужен ли современным людям этикет?

... что современное поколение забывает о некогда всем знакомом слове “этикет”. Поэтому возникает логичный вопрос: все же Нужен современным людям этикет? Попробуем ... с таким видением проблемы. Наоборот: вежливость нужна в человеческих отношениях, потому что без нее мы просто ... внимание друг на друга, делайте мелкие приятности окружающим, помогайте тому, кто в этом нуждается. Вспомните про Этикет и ...

В школьном возрасте общение со сверстниками становится важнейшим

фактором развития личности. Человек может силами – физическими и духовными

~ 6 ~

– с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Дружба делает нашу жизнь эмоциональнее, насыщение, богаче, интереснее. Ища задушевного друга, мы

пристально всматриваемся в поступки и отношения людей. Мы приобретаем собственный опыт взаимодействия с людьми, вырабатываем у себя определенные нормы поведения в группе, приобретаем общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, готовность помочь в беде.

Если попытаться выделить основные параметры дружбы, то следует прежде всего отметить избирательность и глубину. Скорее всего, что больше всего друзей бывает в 5-6 классе. Но чем старше человек, тем более требовательно, придирчиво, принципиально он относится к дружбе и друзьям, то есть становится более избирательным в своих отношениях. Приятельские отношения начинают резко ограничиваться от подлинно дружеских, а друзья выбираются всерьез и надолго.

Каждый хочет видеть в друге самые лучшие качества и черты. Другом можно гордиться и даже похвастаться перед другими. Поэтому настоящих друзей не может быть много. Не случайно проведенные опросы показали, что большинство людей считает настоящую дружбу достаточно редким явлением. В дружбе человек учится, с одной стороны, умению раскрыться, а с другой стороны – понять другого человека. В связи с этим особой популярностью пользуются те, кто сам по-доброму и внимательно относится к людям. Обычно в общении такие люди отзывчивы, сдержанны, жизнерадостны, добродушны, уступчивы, обладают хорошим чувством юмора. Они держаться естественно, уверенно, энергичны, помогают своим друзьям в разных делах и решении личных проблем.

Люди, обладающие противоположными качествами: неуверенные, замкнутые, скованные, непредсказуемые в сложных ситуациях, любящие только себя, — нередко вызывают к себе отрицательное отношение. Но следует подчеркнуть, что эти и другие подобные недостатки не должны быть помехой для дружбы. Она как раз должна помочь избавится от них. Несовместимы с дружбой эгоизм, лицемерие, лживость, себялюбие, предательство. Не принесет радости в дружеском общении человек чванливый, ленивый, малокультурный, равнодушный.

Дружба предполагает некоторое сходство друзей, их близость в прямом переносном смысле. Но даже между близкими друзьями могут возникнуть ссоры. Собственно говоря, очень важной стороной дружбы является осознание того, что, даже ссорясь, мы в то же время остаемся друзьями.

Мы дружим с теми, кто имеет близкие нам взгляды на жизнь, кто разделяет наши увлечения и привычки, кто лучше остальных понимает нас, кто не имеет от нас никаких секретов. Этим требованиям лучше всего соответствуют наши сверстники. М поэтому среди друзей мы обнаруживаем людей одного возраста. На не интересно проводить время, делиться своими мыслями и прислушиваться к советам тех, кто значительнее старше нас и тем более младше.

2.2.3 Деловое

Межличностные отношения отличаются большим разнообразием. Отношения деловые складываются между людьми в процессе их совместной деятельности. Такие отношения еще называют «официальные». Они связаны с соблюдением определенных правил, формальностей, которые установлены или администрацией, или какими либо должностными лицами, или сложились в

6 стр., 2818 слов

Этикет общения с инвалидами

... более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Говорите ясно ... если Вы перемещаетесь, предупредите его. Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать. Избегайте расплывчатых определений, описаний и инструкций, ...

результате традиций, принятой в данной среде.

~ 7 ~

Люди вступают в такие отношения не по своей воле, в силу личных отношений и чувств, а по обязанности, так как они находятся в одном коллективе, где

работают, учатся или осуществляют какую – то совместную деятельность. В деловых отношениях межличностных отношениях не принято, открыто выражать свои чувства и эмоции.

Итак, деловые отношения – это еще один вид межличностных отношений. Для того чтобы понять сущность межличностных отношений необходимо, на мой взгляд, рассмотреть, как складываются отношения в коллективе, то есть отношения между сотрудниками, а также отношения работодателя и работника.

Ведь именно ½ своего времени человек проводит на работе. Отмечено, что в коллективах с хорошими взаимоотношениями, с активной внутригрупповой жизнью люди имеют лучшее здоровье и лучшую мораль, они лучше защищены от внешних воздействий и работают активнее, чем люди находящееся в изолированном стоянии, либо в коллективах, пораженных неразрешимыми конфликтами и нестабильностью. Поэтому необходимо отметить, что такое коллектив, как складываются взаимоотношения между работниками, а так же их работодателями. Следует также понять, что межличностные отношения в коллективе значительно отличаются от взаимодействия людей в семье или в кругу друзей.

Между работниками очень редко возникает настоящая дружба. Отношения, как правило, остаются деловыми, даже если между людьми может быть личная неприязнь. Коллектив – это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, развивающими данное общество. Следовательно, в коллективе в качестве определяющих выступают взаимодействие и взаимоотношение людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть реальным содержанием. Коллектив есть группа, где межличностные отношения объединяться общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Кроме этого необходимо заметить, что отношения между работниками отличаются то отношений с людьми выше их социального статуса (например, работодателем).

Самочувствие человека в коллективе, его удовлетворенность коллективом зависят не только оттого, что, во имя чего и какими средствами достигается. Здесь очень важна психологическая совместимость людей. Чем больше люди симпатизируют друг другу, стараются раскрыться для других и сопереживать другому, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив. Если человек ощущает доброе к нему отношение, поддержку и помощь со стороны окружающих, у него и настроение хорошее, и работа и учеба спорится.

Межличностные отношения урсач — Стр 2

Но даже в самом хорошем коллективе возможны конфликты. Они могут быть порождены внешними причинами. Причины могут быть и сугубо внутренними, например оскорбительная реплика, негативное поведение кого-либо могут сразу или через некоторое время вызвать ответную реакцию других. Если коллектив слабый, то для него конфликтная ситуация, как сильный ветер для песчаной россыпи: дунул – и нет ее. Сильный коллектив становится еще сильнее и сплоченнее. Для того чтобы отношения в коллективе с коллегами и работодателями стали более прочными, необходимо развивать в себе чувство коллективизма. Для этого нужно многое, и прежде всего постоянное понимание такой, казалось бы , очевидной истины, что всякий другой человек, в том числе и тот, который рядом с тобой, сложен и многообразен, как и ты. Он радуется за себя и за других коллег по работе. Но как трудно, порой невозможно представить себе

~ 8 ~

не то, что другой человек, а то, что происходит у него внутри, как если бы это было внутри нас.

2.3 Культура общения

Всему что «положено» делать в тех или иных случаях, нас учат с детства, а когда мы делаем то, что «не положено»,- наказывают. Представьте, что случиться, если люди перестанут следовать нормам и правилам, которые приняты обществе. Это приведет к ужасному хаосу, возращению к первобытной дикости. Следование социальным нормам делает людей ответственными за их поведение, позволяет регулировать действия и поступки. Любому обществу, группе людей гораздо легче существовать, если они контролируют поведение и оказывают на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия соответствовали принятым нормам.

Еще глубокой древности человечество выработало определенные социальные нормы поведения, дающие возможность человеческому обществу существовать, функционировать и развиваться. Четко определялся круг возможных действий и поступков лиц, принадлежащих к тем или иным общественным слоям, имеющих различное социальное положение. Принадлежность к господствующей общественной группе, родовитость, материальное положение определяли право человека действовать и говорить так, как он считал нужным, не беспокоясь о том, насколько его слова и поступки приятны окружающим и как будут ими восприняты.

С усложнением общественной организации усложнялась и поведенческая система. В ΧΙV- ΧVΙ вв. в европейских странах стал складываться новый порядок поведения, в котором важную роль играли умение и стремление нравиться, «настраивать» людей на себя, привлекать к себе интерес общества. Так появился этикет, без которого нельзя было обойтись в придворных кругах, высших обществах слоях, как говорили, в высшем свете.

Этикет – установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей , проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.

Каждая группа людей, национальная или социальная, вырабатывает свои правила, внося определенный «колорит» в общепринятые поведенческие позиции. Так, этикет российского общества формировался в ΧVΙΙΙ в. На базе русских обычаев и традиций, своеобразно сочетавшихся с правилами европейского этикета, а в ΧΙΧ в. В нашей стране на основе дворянского этикета сложился этикет нарождавшейся буржуазии, появился этикет купеческий, мещанский. Каждый общественный слой отражал в поведении свое социальное положение.

В жизни общества этикет играет важную роль: он является регулятором поведения, дает сведения о том, как принято себя вести в той или иной ситуации. Более того, по манерам поведения человека можно определить, к какому социальному слою он принадлежит, и даже найти его сходство с собой.

Этикет создает условия, благоприятные для общения и сосуществования людей, различных по национальному, социальному, половому положению, психологическим и возрастным особенностям, взглядам, образовательному уровню. Благодаря ему мы знаем, как принято вести себя среди людей конкретной социальной группы, поступать в соответствии с возникшей ситуацией, строить свои отношения с близкими, друзьями, коллегами по работе, общаться с

~ 9 ~

малознакомыми и незнакомыми людьми. В немалой степени соблюдение этикета позволяет нам добиться успеха в профессиональной деятельности.

Следование правилам этикета, связанное всегда в нашем сознании с гармонией

и общественным порядком, демонстрирует нравственную и эстетическую сущность человека и всего общества, которое требует вести себя не только правильно, по правилам этикета, но и в соответствии с нормами морали, сообразно понятию красоты, идеалу прекрасного, вызывая своим поведением эстетическое переживание. Тем самым этикет влияет этическое и эстетическое развитие общества, способствует формированию эстетики чувств. Нравственные нормы лежат в основе поведения, а эстетика поведения – его необходимое условие.

Итак, этикет выполняет в обществе регулятивную, идентификационную, этическую, эстетическую, воспитательную функции.

Структура, основные правила и принципы современного этикета.

Рассмотрение структуры современного этикета предполагает выделение его форм, видов и подвидов (разновидностей).

По форме этикет подразделяется на речевой и неречевой . Первый является вербальным (словесным) выражением уважительного отношения к людям и проявляется в словесной форме: в речи, манере обращений и приветствий, умении вести беседу, высказывать критические замечания, участвовать в споре, говорить комплименты. Всегда и везде человеку сопутствует слово. От того, как и что мы говорим, зависят наши межличностные отношения.

Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим.Все действия, поступки, манеры человека так или иначе характеризуют его как хорошего воспитанного, владеющего поведенческой культурой, или, наоборот, как недостаточно подготовленного к жизни в современном обществе.

Этикет проявляется в разных социальных и профессиональных группах по-разному. Отсюда и разделение его на виды: дипломатический, придворный, воинский, для всех граждан – общегражданский.

Все эти структурные деления условны, носят теоретический характер, так как практически правила разных видов (и подвидов) этикета выступают в неразрывной связи. Например, в общении с коллегами действуют правила всех подвидов этикета. Предложенная структура способствует более четкому усвоению многочисленных правил этикета и является кратким и четким выражением его содержания.

Среди множества правил есть и два таких, которые пронизывают все поведения человека, придавая ему высоконравственный характер. Первое – не ставить людей в неудобное положение, по крайней мере делать это как можно реже; второе — поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Не меньшее значение в поведенческой культуре имеют принципы этикета , являющиеся его стержневыми опорами, исходными положениями, руководящими идеями.

В основе любого поведенческого правила лежат такие нравственные требования, как проявление уважения, дружелюбия, доброжелательности, порядочности . Эти качества необходимы для успешных деловых и личностных контактов. Любовь к людям и стремление их понять помогают найти правильный выход из сложного положения, принять человека таким, каков он есть.

При соблюдении этикета необходимо отрабатывать прочность поведенческих манер. Ошибочно думать, что в спорных ситуациях нет необходимости соблюдать правила эристики. Но для того чтобы успешно общаться в нужную минуту,

~ 10 ~

необходимы привычка к тому или иному этикетному действию, «отточенность» приятных манер, а они формируются путем постоянного внимания к своему

поведению и с помощью душевного труда.

В этике нет мелочей. Любой, казалось бы, незначительный, промах может привести к неудаче в общении. Нельзя считать себя серьезным профессионалом и не обращать внимания на свой внешний вид, так как в деловом мире и внешность «работает» на дело. Съехавший набок галстук, стоптанная или нечищеная обувь, мятая одежда, небрежный макияж, растрепанная прическа – всё это свидетельствует о неуважении к окружающим людям.

В соблюдение этикета важно и такое качество, как умение делать все красиво, вызывая своим поведением эстетическое наслаждение и свое собственное и окружающих лиц. Необходима постоянная работа над собой в этом направлении. Эстетика речи, манер, поступков в сочетании с нравственными нормами лежит в основе этикетного поведения.

Необходимо соблюдение национальных обычаев и традиций. Уважая человека, мы уважаем его национальность. Соблюдение этого принципа особенно актуально в настоящее время из-за опасности возникновения национальных конфликтов, могущих привести к гражданской войне. Находясь в другой стране, желательно соблюдать местные традиции и правила этикета.

2.4 Симпатия и антипатия

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к другому человеку. В процессе установления межличностных отношений особое место занимают симпатия и антипатия. Наиболее часто чувства выражают симпатию – это чувство, характеризующееся внутренним доверием, расположением к другому человеку . Антипатия – чувство, противоположное симпатии; препятствует установлению контактов между людьми, вызывает отрицательные эмоции. Очень часто возникают такие ситуации, когда люди не могут объяснить причины появления симпатии и антипатии в отношениях. Эти чувства возникают как бы помимо их воли, хотя впоследствии, в процессе общения, отношения могут измениться. Однако, чаще всего, первично возникшее чувство преобладает и в последующем общении. Нередко благодаря симпатии люди могут объединяться в группы на основе общих или близких взглядов, ценностей и идеалов. Симпатии и антипатии людей избирательны, они распространяются на определенных людей и их качества. Часто бывает затруднительно объяснить, чем именно вам симпатичен данный человек. Это отношение проявляется на уровне чувства, однако если внимательно проанализировать, на чем основывается данное отношение к человеку, можно выяснить эту основу. Скорее всего, она будет состоять в совпадении вкусов, взглядов, интересов, отношение к другим людям.

То же самое относится и к антипатии. Скорее всего, человек, который вам несимпатичен и вызывает антипатию, чем-то обидел вас или на ваших глазах другого человека, совершил нехороший, с вашей точки зрения поступок, или другие проявления его вкусов, поведения не совпадают с вашими представлениями о должном – такое бывает. Не торопитесь с вынесением суждения о человеке: «Он плохой, но он мне нравится». Хорошо ли вы знаете человека, чтобы так утверждать да еще сделать свое мнение достоянием других людней? Справедливо ли ваше суждение? Не обидит ли оно понапрасну другого человека?Все ли сделали, чтобы установить с этим человеком взаимопонимание?

~ 11 ~

Понять другого – важное условие межличностных отношений.

Нормальные отношения между людьми возможны при наличии у них способности сочувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя на их место. Понимание людьми друг друга зависит от характера взаимоотношений между ними. Если эти отношения приятельские, дружеские. Достичь взаимопонимания бывает легче. Другу прощают многое, да настоящий друг и сам постарается не обидеть, сделать шаг навстречу. Сложнее, если отношения с другим человеком противоположны приятельству или товариществу. Здесь, для того чтобы понять другого, требуется приложить усилия.

В процессе межличностных отношений люди не просто обращаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они показывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

~ 12 ~

III . Заключение

При написании своего реферата я ставила перед собой цель – раскрыть сущность межличностных отношений. Я считаю, что справилась с поставленной целью, потому что изучила достаточное количество литературы, подробно описывающую межличностные отношения. Я рассмотрела суть понятия «межличностных отношений», дала характеристику видов межличностных отношений, определила суть культуры общения, охарактеризовала такие понятия как симпатия и антипатия. И поняла, что межличностные отношения – это особый тип отношений, которые возникают между людьми в процессе их совместной деятельности. Они могут быть разнообразными по форме и содержанию. Характер этих отношений зависит от многих факторов.

Человек – как существо социальное – неразрывно связан с обществом. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром человек выполняет различные роли. Ведь каждый может быть чьим – то другом, товарищем, членом какого-либо коллектива.

Даже в самых мимолетных контактах в транспорте, на улице, в магазине – возникают элементы межличностных отношений. Человек испытывает различные эмоции и чувства, кого-то любит, уважает или нет, ценит или пренебрегает, стремиться кому-либо помочь или, наоборот, будет равнодушен к проблемам другого человека.

В процессе продолжительного общения возникают устойчивые отношения, характер которых зависит как от индивидуальных качеств личности, так и от норм, принципов, ценностей, принятых в обществе.

Межличностные отношения могут быть деловые , дружеские , или бытовые .

Итак, межличностные отношения – это сложный процесс взаимодействия людей. В этом процессе люди не просто общаются или действуют сообща при достижении каких-либо целей, они оказывают влияние друг на друга, проявляют себя как личности, получают определенную оценку со стороны окружающих людей.

~ 13 ~

IV . Список реферируемой литературы

1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Экономистъ, 2004. – 288 с.

2. Лебедев В.И. Психология управления – М.: Агропромиздат, 1999. – 176с.

3. Макарова И.В. Психология: 2-с изд., доп. – М.: Юронт – Издат, 2000. – 237с.

4. Рогов Е.И. Психология общения. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001– 336 с.: ил. – (Азбука психологии)

5. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины – М.: Изд-во – ВЛАДОС – ПРЕСС, 2002 – 288 с. : ил. – (Азбука психологии)