Механизм межкультурного взаимодействия

Введение

Межэтническое взаимодействие — фактор, не только во многом определяющий собственно этнические процессы, но и активно связанный с такими сферами жизнедеятельности как политика, экономика, социальные отношения, культура и др.

В современных условиях формирования единого экономического и информационного пространства проблемы регулирования межэтнических отношений, межкультурных контактов, защиты национальных традиций приобретают особую актуальность в свете выработки и поисков адаптационных механизмов.

Проблема межэтнического взаимодействия для Российской Федерации носит исключительную значимость, т.к. все основные аспекты экономической, политической, социальной и духовной сфер жизнедеятельности общества тесно связаны с этническим фактором. Длительный период межэтнического общения и контактов народов привел к высокой степени интеграции и значительным культурным взаимовлияниям. Накоплен огромный исторический опыт сотрудничества народов, сформировался общий пласт культуры, который, в свою очередь, выступает сегодня фактором относительной межэтнической стабильности. Тем не менее, следует учитывать и то, что сфера культуры может трансформировать и аккумулировать различные виды противоречий в отдельных сферах общественной жизни.

Исключительная важность научного анализа проблемы межэтнического взаимодействия определяется тем, что именно посредством взаимодействия планируется, организуется деятельность многоэтничного сообщества, организации, коллектива. От совершенствования процессов межэтнического взаимодействия во многом зависит и будущее самого общества, уровень его целостности и степень прогрессивности.

1. Понятие межэтнического взаимодействия

Специфика функционирования и проявления национально-психологических особенностей людей формировалась и закреплялась в процессе развития этнической общности, деятельности и межэтнического взаимодействия.

В истории человечества взаимодействие стало изначальной формой зарождения и последующего развития всего существования людей (а также их психики) как высокоорганизованных живых существ с разветвленной системой различных форм связей между ними и окружающей действительностью. При этом нужно не забывать, что только в ходе филогенетической эволюции самого человека взаимодействие его с другими индивидами превратилось в полноценную, разноуровневую и многофункциональную совместную деятельность.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 14. Располагает к себе манерой поведения и внешним видом 15. Насколько желателен контакт с преподавателем СРЕДНИЙ БАЛЛ Оценка результатов Минимальная сумма баллов, которую может набрать ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Философия считает взаимодействие феноменом, отражающим процессы воздействия реально существующих в объективном мире (материальных) объектов друг на друга. С ее точки зрения, взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Взаимодействие как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве-времени.

В свою очередь психологическая наука рассматривает взаимодействие как процесс влияния людей друг на друга, порождающий их взаимные связи, отношения, общение, совместные переживания, симпатии и антипатии. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Если при взаимодействии обнаруживается противоречие, то оно выступает источником самодвижения и саморазвития явлений и процессов.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Надо помнить, что под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.

Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «я — он», «мы — они», координировать усилия между ними. В ходе реального взаимодействия формируется также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором, в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Межэтническое взаимодействие — «это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств». Эта дефиниция представляется довольно удачной, поскольку, помимо всего прочего, делает акцент на результаты взаимодействия.[1]

Межэтническое взаимодействие обнаруживается, прежде всего, в деятельности, как в непосредственном общении, так и опосредованном — в ходе трудовой деятельности, а также в непроизводственной сфере (семья, быт, досуг, дружеские, соседские связи и пр.).

Еще основоположники марксизма различали прямое (или непосредственное общение, контакт) и косвенное взаимодействие (когда последующие поколения наследуют накопленные предыдущими формы общения).

6 стр., 2930 слов

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать ...

... человек, которые приняли участие в программе формирования у детей умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования. Цель программы — устранение негативных проявлений во взаимодействии дошкольников друг с другом ... проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования. Объект исследования – ...

Взаимодействуя, представители различных этнических общностей, с одной стороны, изменяют свои собственные черты и качества, делая их несколько иными, непохожими на прежние, а с другой, — превращают некоторые уникальные особенности каждого из них в нечто общее, в совместное достояние; выявить принадлежность данных особенностей только представителям одного этноса со временем становится проблематичным.

Межэтническое взаимодействие это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором, в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

2. Типы межэтнического взаимодействия

Можно выделить три основных типа межэтнического взаимодействия:

воздействие, т.е. преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию (конкретными проявлениями могут быть принуждение, манипулирование и т п.);

противодействие, т.е. препятствие действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий; для того, чтобы противоречить, препятствовать, вступать в столкновение с кем-то, нужно обязательно иметь и определенные качества, проявлять энергичность и боевитость.[2]

Вероятность противодействия возрастает в тех случаях, когда этнос или его представители встречаются с чем-то новым, необычным, нетрадиционным в своей жизни, в частности, с непривычным складом мышления, иными нравами и порядками, альтернативными взглядами. При названных обстоятельствах реакция противодействия является вполне объективной и нормальной.

Особенность каждого из видов этнического взаимодействия отражается и в превалирующей специфике их результативности. Так, итогом длительного воздействия может стать ассимиляция (естественная или насильственная).

Стратегия ассимиляции характеризуется принятием индивидом норм и ценностей новой среды и одновременно полным отказом от культуры этнического меньшинства, к которому индивид принадлежит. В этом случае индивид полностью теряет прежнюю этническую идентичность и идентифицирует себя с новой культурой. Стратегия ассимиляции осуществляется через стремление к взаимодействию с представителями принимающей среды за счет снижения включенности в контакты со своей этнической группой, что приводит к полной языковой ассимиляции, что, видимо, обусловлено стремлением закрепиться в этом месте на всю жизнь.[3]

Определенным результатом этнического взаимодействия можно назвать дискриминацию, т.е. ограничение или лишение прав какой-либо категории граждан по признаку национальной или (и) языковой принадлежности. Обычно понятие «дискриминация» вызывает негативные чувства, поскольку предполагается, что группу людей необоснованно лишают прав, которыми пользуются все другие граждане государства.

13 стр., 6104 слов

Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного ...

... вопросов можете предложить Вы? Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного взаимодействия людей. Рекомендации по выполнению задания: изучив статью, представленную в информационном ... задание выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде сочинения, обсуждается в группе. Информационный материал Дука Н.А. Введение в педагогику. Стили педагогического общения ...

Одной из крайних форм межэтнического взаимодействия может стать геноцид, т.е. уничтожение групп людей по этническому и религиозному признаку. В отличие от других видов насилия геноцид осуществляется одним этносом над другим (другими), а значит, характеризуется не только большим количеством жертв, но и еще большим числом преступников.

В Международной конвенции «О предупреждении преступления геноцида и наказании за него» под геноцидом понимаются следующие действия:

а) убийства членов какой-либо группы,

б) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы,

в) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее,

г) меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде какой-либо группы,

д) насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.[4]

Согласно международным правовым нормам, наказуемыми являются как сами названные действия, так и подстрекательство к ним или заговор с целью совершения геноцида; наказанию за эти действия подлежат как ответственные по конституции правители, так и любые другие должностные или частные лица.

В международном определении специально указывается на возможность угрозы существованию этнических национальных или даже религиозных групп, то есть групп людей, выделенных главным образом по специфическим культурным признакам. Концепция геноцида не предполагает обязательного биологического единства преследуемой общности людей. Геноцид — это уничтожение или преследование людей по признаку определенной общности их происхождения, иначе говоря, негласное признание виновности людей в принадлежности к той или иной социальной культурной или биологической группе. Национальная или расовая принадлежность, таким образом, является в идеологии геноцида лишь частным случаем, служащим основанием для преследования по принципу коллективной ответственности. Применительно к преследованию этнической, национальной группы, чья культурная традиция насильственно искореняется и прерывается, иногда используется более узкое по содержанию понятие — «этноцид».

Другой крайней формой проявления расовой и этнической дискриминации является сегрегация (лат. segregatij отделение).Сегрегация обозначает принудительно поддерживаемое государством и обществом разделения расовых групп населения. Указание единственно на расовые различия, служащие причиной отделения, сегодня безнадёжно устарело. Мы уже столкнулись с политическими режимами, в которых разделение осуществляется не по расовому даже принципу, а гораздо уже — праву крови, подкрепленному правопреемственностью гражданства. Сегрегация порождает у людей неуважение и презрение к другим народам, национальное высокомерие, чувство национальной отчужденности.

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... в Комплексном центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ...

Сегрегация всегда сопровождается дискриминацией той группы населения в государстве, которая подпадает под определение расового, национального, религиозного или культурного меньшинства. Сегрегация проявляется в двух, взаимно дополняющих друг друга формах — институциональной и территориальной. Институциональная сегрегация осуществляется путем создания параллельных общественных институтов, из которых важнейшими являются: система дошкольного воспитания; система школьного (гимназического) образования; система профессионального образования; система высшего образования: система средств массовой информации.

Формами межэтнического взаимодействия являются: воздействие, содействие и противодействие. Воздействие — это преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию. Содействие — это форма межэтнического взаимодействия, при которой два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях. Противодействие выражается в препятствии действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий.

3.Факторы межэтнического взаимодействия

Социальные психологи и социологии выделяют следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнического взаимодействие: исторические, политические, социально — структурные, культурные, социально — психологические (или их выделяют как личностные) и ситуативные.реди исторических факторов, влияющих на межэтническое взаимодействие, безусловно важное значение имеют три класса явлений. Первый — это сам ход исторических событий, в результате которых складывались отношения народов; второй — исторические события, которые становятся каким — то символом в ходе ныне развивающихся отношений; и третий — особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.[5]

Народы, как большие социальные общности вступают в контакт в результате разных исторических обстоятельств. Когда выявляют межэтнические напряжения, то чаще всего сосредоточивают внимание на завоеваниях, насильственных присоединениях, колониальном прошлом. При этом учитываются разные типы колонизации. Ведь, как известно, колониальные державы складывались не только путем завоеваний, но и на основе добровольного присоединения, поиска патронажа. Кроме того, известны случаи так называемой «народной» колонизации. Имеет значение и то, какого типа отношения складывались с метрополией. Историки выделяют, например, британский и французский типы колонизации, так называемый внешний и внутренний колониализм.

На территории всего СССР и РСФСР, а теперь и России, мы имели возможность наблюдать последствия исторически сложившихся отношений разного типа. И практически каждый из них, сохраняясь в памяти народа, манифестировался в разные исторические эпохи.

Политические факторы, влияющие на межэтнические отношения, включают в себя по меньшей мере три класса явлений: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

3 стр., 1169 слов

Особенности социально-психологической помощи семьям «Группы риска»

... от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями. Цель исследования – определить особенности социально – психологической помощи семьям «группы риска». Объект ...

Исторически сложившееся национально — государственное устройство выступало прежде и является сейчас историко-политическим фактором, воздействующим на межэтнические отношения. Влияет на них и форма государственного устройства: унитарное государство или федеративное. Многие считают федеративное государство демократическим способом «решения национального вопроса».

Что касается влияния политического строя, то, естественно, возможности культурного плюрализма намного шире в демократическом гражданском обществе, чем при тоталитарных или авторитарных режимах, характеризующихся высоким уровнем этнической дискриминации.

Влияние типов политического режима можно проследить на примере истории нашей страны. Первая попытка либерализации режима в период Хрущевской оттепели сразу привела к расширению прав республик в сфере образования, культуры. Вторая попытка движения к гражданскому обществу, предпринятая в конце 80 — х годов ХХ в. сопровождалась, как известно, межэтническими напряжениями и конфликтами, но тому есть немало причин как в прошлом, так и в особой социально — политической ситуации именно в те годы. Но факт остается фактом: именно реализация гражданских прав в обществе позволила представителям разных национальностей выразить их интересы.

При любом типе государственного и политического устройства политика государства, проводимая в отношении «меньшинств», играет большую роль, как, впрочем, и в целом этническая политика, которая касается и большинства, или доминирующего этноса.

Среди группы социально — структурных факторов, влияющих на межэтническое взаимодействие, можно выделить три наиболее существенных:

) взаимосвязь социальной и этнической стратификации;

) влияние социально — структурных изменений;

) этнический фактор в социальной мобильности.[6]

Культурные факторы, влияющие на межэтническое взаимодействие, делятся на две группы:

первая группа связана с просвещением и информированностью;

вторая — с традиционными нормами каждой культуры (в социологии чаще говорят просто о традиционализме).

Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно разрушать межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен в многочисленных исследованиях. В однонациональных, особенно часто в сельских общинах негативные гетеростереотипы и предубеждения в значительной мере подпитываются их культурной замкнутостью. У образованных же групп негативные установки чаще всего не связаны с культурными факторами, особенно в деловой среде.

К первой группе факторов относится и пропаганда образцов межнационального общения через средства массовой информации. Вторая группа культурных факторов связана с традиционными нормами поведения. Принято считать, что традиции чаще влияют на поведение в быту, но на самом деле здесь они просто очевиднее. Эндогамные браки преобладают у всех народов не только вследствие теоретической возможности заключения однонациональных и смешанных семейных союзов, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и на отношения в трудовой сфере, а именно: сказываются на выборе партнеров по бизнесу, проявляются в номах общения в трудовых коллективах, влияющих на отношения людей.

4 стр., 1861 слов

Социально-психологические факторы создания успешной управленческой команды

... заключается в следующем: 1. Предложен методический блок, позволяющий изучить социально-психологические факторы социальной группы. 2. Выделены пути управления взаимодействием в организационной команде. Для раскрытия поставленной темы определена следующая ...

Социально — психологические (личностные) факторы. Эти факторы связаны с личностным отношением. Выделяются социально-перцептивные механизмы, которые влияют на рост национальной напряженности:

усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы;

усиление позитивных моментов в оценке собственной группы;

поиск виновного по этническому критерию;

проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду, повышение избирательности восприятия.

Ситуативные факторы зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

Среди группы социально — структурных факторов, влияющих на межэтническое взаимодействие, можно выделить три наиболее существенных: 1) взаимосвязь социальной и этнической стратификации; 2) влияние социально — структурных изменений; 3) этнический фактор в социальной мобильности. Культурные факторы, влияющие на межэтническое взаимодействие, делятся на две группы: первая группа связана с просвещением и информированностью, вторая — с традиционными нормами каждой культуры. Социально — психологические факторы связаны с личностным отношением. Ситуативные факторы зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

4. Толерантность в межэтническом взаимодействии

Важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия является толерантность. В современной этнопсихологии формирование этнической толерантности и интолерантности связывается с изучением процесса аккультурации. Этническая толерантность, а также сопутствующая ей позитивная этническая идентичность, являются социально-психологическими показателями успешной аккультурации на психологическом уровне. Уверенность в своей собственной позитивной идентичности, уважение к собственной культуре и готовность к взаимодействию с представителями других групп, способность к адаптации есть необходимое условие достижения межэтнической толерантности.

Постановка вопроса о проблеме толерантности, определении данного понятия имеет и прикладное, и теоретическое, и даже политическое значение, т.к. под призывами к толерантности, особенно в среде недоминирующих групп, среди представителей титульного населения республик, нередко воспринимается стремление стимулировать «терпение», «терпеливость» к политике центра, доминирующего большинства, «стремление забыть о потребностях народов» и т.д. Поэтому в межэтнических отношениях сегодня политика толерантности должна быть построена не на основе терпения, а на принципе терпимости. В отличие от терпения терпимость не несёт оттенка самоущемления, самобичевания, а «заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от доминирования и насилия», т.е. предполагает в отношениях между сторонами обоюдное позитивное взаимодействие на конструктивной основе.

6 стр., 2867 слов

1. Общение как социально-психологический механизм взаимодействия людей

... человека и психофизиологии речи; o этнопсихическими особенностями нации; o социально-психологическими особенностями социальной группы; o индивидуальными психологическими особенностями личности. · Рассматривая ... или склонность к пассивному участию в общении. 3. Межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие в общении характеризуется как объективными данными, свидетельствующими о ...

Итак, толерантность — это терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. Толерантность это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон. Кроме того, толерантность прямо противоположна по своему значению интолерантности, предполагающей проявление различных форм нетерпимости (от дистанцированности на бытовом уровне до применения насилия вплоть до геноцида).

Цель толерантности — достижение межнационального примирения политическими средствами, снятие негативных тенденций в сфере национальных отношений, однако не только в условиях постконфликтной ситуации, но и в процессе всего межэтнического взаимодействия через развитие межкультурных контактов, при этом признавая и уважая существование иного. Сегодня вряд ли можно говорить о каких-либо единых границах, пределах толерантности, поскольку она проявляется в конкретных историко-культурных и политических ситуациях, причём в одной социокультурной среде приемлемым может быть то, что в иных условиях становится неприемлемым. Многое здесь зависит также и от лиц, контактирующих в той или иной ситуации.

Поскольку в своей основе толерантность предполагает внутреннее преодоление нетерпимости, неприятия иного, она в свою очередь является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. В связи с этим возникает вопрос о различиях, формах соотношения толерантности и интернационализма.

Сам термин «интернационализм» был предложен в 1780 г. английским философом И. Бентамом. Принято различать три формы существования интернационализма: буржуазный, демократический и пролетарский. Вне идеологизированных социально-классовых рамок под интернационализмом понимается «международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий. В настоящий момент в интернационализме нередко видят только лишь проявление денационализации, воспринимая его как средство нивелирования этнических различий.

Толерантность, прежде всего, ориентирована на взаимоуважительные отношения граждан, на сохранение этнического и культурного разнообразия. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов. Кроме того, в процессе поиска путей примирения и согласия толерантность предполагает готовность сторон идти на взаимные уступки и самоограничения в сферах, где затрагиваются интересы разных групп и сторон. Интернационализм подразумевает наличие высокой степени толерантности и доверительности, позиции более активного взаимодействия, межнациональной интеграции. Второе отличие видится в том, что роль этнического фактора в данной парадигме отнюдь не является основной, а скорее представляется второстепенной. Так, если этническая толерантность имеет целью сохранение этнического разнообразия на принципах терпимости, то интернационализм, прежде всего, провозглашает достижение в различных формах международной солидарности, приоритет единства над разнообразием.[8]

16 стр., 7610 слов

Формирование этнической толерантности подростков в образовательной среде школы

... этнической толерантности в многонациональном обществе. А негативная этническая идентичность содействуют появлению этнической интолерантности (нетерпимости) и установок на напряжение в полиэтническом взаимодействии. [13] Взаимосвязь этнической идентичности, лежащая в основе этнической толерантности ... которых этническая толерантность является основой для формирования позитивных межэтнических ...

Вывод: Толерантность является важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия. Она является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

Заключение

Межэтническое взаимодействие это разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и социальных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором, в регуляции их самооценок и поведения в обществе.

Формами межэтнического взаимодействия являются: воздействие, содействие и противодействие. Воздействие — это преимущественно одностороннее, однонаправленное влияние одной общности на другую (другие), когда один этнос является активным, доминирующим, другой же — инертен, пассивен по отношению к данному воздействию. Содействие — это форма межэтнического взаимодействия, при которой два или несколько этносов на равноправных началах оказывают помощь, поддержку друг другу, достигают единства в делах и намерениях. Противодействие выражается в препятствии действиям, противоречие в позициях, блокирование усилий другого этноса или установление ему помех, а также активное противостояние вплоть до военных действий.

Можно выделить следующие группы взаимозависимых факторов, влияющих на межэтнического взаимодействие: исторические, политические, социально — структурные, культурные, социально — психологические (или их выделяют как личностные) и ситуативные. Исторические факторы: сам ход исторических событий; исторические события, которые становятся каким — то символом в ходе ныне развивающихся отношений; особенности историко — социального развития народа, включенного в контакт. Политические факторы: принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики.

Среди группы социально — структурных факторов, влияющих на межэтническое взаимодействие, можно выделить три наиболее существенных: 1) взаимосвязь социальной и этнической стратификации; 2) влияние социально — структурных изменений; 3) этнический фактор в социальной мобильности. Культурные факторы, влияющие на межэтническое взаимодействие, делятся на две группы: первая группа связана с просвещением и информированностью, вторая — с традиционными нормами каждой культуры. Социально — психологические факторы связаны с личностным отношением. Ситуативные факторы зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

Толерантность является важной составляющей эффективного межэтнического взаимодействия. Она является необходимой основой существования этнического разнообразия и подразумевает разрешение возникающих межэтнических противоречий через готовность к диалогу, компромиссу, равноправию. Она выступает как приемлемая основа урегулирования социальных и межэтнических конфликтов, снятия напряжённости и достижения взаимоуважения интересов и ценностей всех этносов.

межэтнический взаимодействие традиция

Список литературы

. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций. — М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 448 с.

. Налчаджян А.А. Этнопсихология. — СПб.: Питер, 2004. — 381 с.

. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации. — М.: ЮНИТИ, 2003. — С. 254.

. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.

. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.

. Никольсон, П. Толерантность как моральный идеал: Никольсон. — М., 2004. — С. 23.

1.