Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного взаимодействия людей

Лабораторная работа

Тема:Основы профессиональной коммуникации

Настоящий учитель внимательно относится к учащимся, приветлив и ласков, не отталкивает от себя детей своим суровым обращением, а привлекает их отеческим расположением, манерами и словами.

Я.А. Коменский

Задание 1. Определите и проанализируйте свой стиль общения. К какому из названных стилей он относится? Какими из внешних и внутренних факторов он определяется? Есть ли у Вас необходимость изменить свой стиль? За счет чего это возможно? Выполните этот анализ письменно с тем, чтобы вернуться к нему еще раз после прохождения педагогической практики. Выполните данное задание в форме мини-сочинения «Мой стиль общения».

Цель:уметь осуществлятьсамоанализ стиля общения, определять внешние и внутренние факторы его формирования.

Рекомендации по выполнению задания: рассматривая информационный материал по данному заданию, обратите внимание на взаимосвязь стиля общения с индивидуально-психологическими особенностями человека, а так же на то, что возникают психолого-педагогические последствия стилей общения для самого педагога и учащихся. Проанализируйте свой стиль общения в виде сочинения.

Требования к отчету по данному заданию: написание мини-сочинения «Мой стиль общения».

Критерии оценки задания:

-полнота и четкость выделяемых особенностей стиля общения;

-аргументированность суждений;

-культура оформления ;

-оригинальность, творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами индивидуально, оформляется в виде сочинения, обсуждается в группе.

Информационный материал

Дука Н.А. Введение в педагогику.

Стили педагогического общения — наверное, самая обобщающая характеристика, разделяющая педагогов по их отношению к способам работы с учениками, коллективом.

“Под педагогическим стилем понимается индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса”.

Иначе говоря, стиль общения — это индивидуальные приемы, способы, личные качества педагога, которые помогают ему осуществлять взаимодействие с учениками, с коллективом учеников и коллегами.

В современной литературе существует несколько классификаций стилей педагогического общения. Их дают В.А. Кан-Калик, К.Г.Митрофанов, С.А. Расчетина и др. При желании вы можете познакомиться с ними. Они достаточно интересны и все вместе представляют собой достаточно полное описание особенностей взаимодействия педагога и учащихся. В рамках нашего пособия нет необходимости приводить их все. На наш взгляд, продуктивным будет, если мы это многообразие стилей сведем к трем — авторитарному, демократическому и либеральному. Основанием для такого разграничения (классификации) служит распределение организующих воздействий между педагогами и коллективом.

11 стр., 5331 слов

Практическое занятие № 1 Педагогическое общение как форма взаимодействия ...

Анализ конфликтной ситуации «педагог – ученик». Вспомните ситуацию из своей практики, когда вы столкнулись с манерой общения (поведения), которая не отвечает вашим представлениям о том, как должен разговаривать ... отнести к методу научного исследования: – дежурный учитель наблюдает за порядком в столовой; – педагог ведет наблюдение за развитием школьников при изучении отдельных тем курса с помощью ...

Эти названия широко распространены и давно уже стали общеупотребимыми. Вопрос о педагогической ценности стилей не прост и мы не станем на нем останавливаться. Рассмотрим лишь психолого-педагогические последствия основных стилей для школьников и для самого педагога.

Начнем с авторитарного стиля. При разумном авторитарном стиле нередко формируются, закрепляются положительные качества школьников: исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Однако в ситуации, когда не требуются проявления инициативы, ограничивается самостоятельность, у ученика чаще формируются несамостоятельность, безынициативность, тормозится творческое развитие. В другом случае педагог, действуя авторитарно, но, опираясь на свой авторитет в глазах ребят, целенаправленно вносит в общение школьников те или иные позитивные ценности.

Воспитатель при авторитарном стиле “видит” своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия-несоответствия школьным нормам поведения и правилам организационной деятельности. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

При демократическом стиле развиваются способности школьников к сотворчеству, инициативность, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты. Этот стиль имеет свои трудности: внешняя организованность ребят формируется замедленно, не всегда у них высок уровень ответственности, исполнительности.

Педагог при таком стиле понимает своих школьников более личностно, точнее всего видит, понимает деятельностные и творческие качества учеников. У учеников появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Основные способы общения – просьба, совет, информация.

Последствия либерального (его можно назвать и попустительским) стиля неоднозначны. Последствия во многом определяются индивидуальными и групповыми особенностями школьников. Если подобрались в классе ребята относительно культурные, с интересом друг к другу и к коллективной жизни, то в таком случае можно говорить о формировании самостоятельности и инициативности. Если же в классе оказались ребята безразличные друг к другу, с невысоким культурным и творческим потенциалом, то никаких позитивных педагогических последствий не дождаться. Также неоднозначны и последствия для педагога. Если “попустительство” — следствия безразличия учителя к школьникам, то его знание, понимание ребят неточно и случайно. Если же педагогу свойственны интерес, внимание к школьникам, а “либерализм” — осознанно принятая педагогическая позиция, то результатом может быть относительно глубокое, разностороннее понимание учеников.

Конечно, “картинки” последствий каждого стиля весьма упрощены. Но мы надеемся, что они дают общие представления о том или ином педагогическом стиле педагогического общения.

9 стр., 4167 слов

Речевой этикет делового общения

... связана с выражением чувств и эмоций по отношению к партнеру по общению. Владение этикетом делает общение людей комфортным, поскольку в этом случае собеседникам легче прогнозировать реакцию ... из этого пособия, относящиеся к правилам коммуникативного поведения, позволяют представить правила дворянского общения, считавшегося эталонным в начале 18 века. Задание. Прочитайте фрагмент из указанной книги, ...

Можно ли предположить, предсказать, к какому стилю потянется, будет склонен будущий педагог? Что подталкивает, предрасполагает педагога к принятию того или иного стиля, каковы факторы этой предрасположенности? Приведем факторы, которые называет С.Д.Поляков .

Все предпосылки стиля можно разделить на внешние по отношению к воспитателю и внутренние (индивидуальные особенности педагога, влияющие на формирование стиля).

Внешние действуют на двух уровнях: социокультурном и социально-психологическом.

Социокультурные факторы формирования стиля педагогического общения — это традиционные для данного общества, для данной культуры нормы отношений взрослых и детей (педагогов и школьников).

Несмотря на то, что педагогика — не политика, но авторитарное общество весьма мощно подталкивает к авторитарному педагогическому поведению, демократическое — к демократическому.

Социально-психологические факторы основаны на значимых для воспитателя как профессионала отношения с другими педагогами. Проявление этих факторов — стиль администрации педагогического учреждения, стиль, преобладающий в педагогическом коллективе, стиль знакомых, авторитетных для педагога коллег.

К внутренним факторам относятся разнородные индивидуальные особенности воспитателя, такие, как его педагогические идеалы и убеждения, самооценка, уровень притязаний, волевые качества, темперамент, жизненный опыт.

Связь стилей педагогического общения с идеалами и убеждениями наиболее очевидна.

Просматривается связь стиля с темпераментом. Наверное, у сангвиника больше шансов стать “педагогом-демократом”, у холерика — “авторитаром”. От человека, которому все в жизни давалось легко, без особых усилий, можно ожидать демократического или попустительного стиля. От педагога с жизненной установкой “без труда не вынешь и рыбку из пруда” либерализма, попустительства не дождешься.

Я думаю, что вы, уважаемый читатель, уже обратили внимание на то, что особо выделяем внутренние предпосылки выбора стиля общения. Делаем мы это преднамеренно с тем, чтобы вы обратили внимание, над какими своими индивидуальными особенностями необходимо работать уже сейчас, обучаясь в университете. Наряду с этим мы осмелимся утверждать, что вырабатывать стиль общения необходимо всем, в том числе и тем, чьи профессиональные интересы не связаны с педагогической деятельностью. С.Д.Поляков выделяет три условия, определяющих, какой стиль эффективнее.

1) Цели, которые ставит педагог. Если цель воспитание дисциплины, организованности, может быть, авторитарный стиль и будет самым эффективным.

2) Личностно-индивидуальная предрасположенность педагога к тому или иному стилю. Меланхолик, решивший стать “авторитаром”, вряд ли достигнет успеха.

16 стр., 7628 слов

Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии

... происхождение человека и его миграции. Кроме этого, в разделе «Человек, сознание, здоровье» необходимо объяснять принципы современных энергоинформационных технологий оздоровления и влияние психики на физические возможности ...

3) Особенности школьников, с которыми предстоит работать. Трудно ожидать эффективности от демократического стиля в только что организованном, агрессивном, малокультурном классе.

Задание 2.

Ознакомьтесь с научной статьей Миримановой М.С., Обухова А. С. «Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие». Режим доступа: http://www.abitu.ru/researcher/methodics/teor/teor_0005.html).

 

· Определите основные вопросы, рассматриваемые в статье.

· Какие пути решения проблемных вопросов предлагают авторы?

· Какие пути решения этих вопросов можете предложить Вы?

Цель:знатьнаправления воспитания толерантности в контексте социокультурного взаимодействия людей.

Рекомендации по выполнению задания: изучив статью, представленную в информационном материале, обратите внимание на причины возникновения проблемных вопросов и пути их решения, предлагаемые авторами. Результаты работы представьте в виде анализа тезисов статьи.

Требования к отчету по данному заданию: тезисы статьи, личностная позиция студента по рассматриваемым вопросам.

Критерии оценки задания:

-содержательность и четкость выделяемых тезисов;

-грамотность категориально-понятийного аппарата;

-аргументированность суждений;

-наличие собственной точки зрения;

-культура оформления тезисов.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами в парах, тезисы и личностная позиция обсуждаются в группе. Технология развития критического мышления.

Информационный материал

Мириманова М.С., Обухов А.С

Самые разнообразные источники интолерантности порождают сегодня в нашем обществе насилие, жестокость и отчуждение. Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека и «человеческое в человеке». При этом данная проблема не может и не должна решаться ограничением срока — к завтрашнему дню и даже, пусть к отдаленному во времени сроку, но конкретно поставленному, чтобы не получилось, как в известном анекдоте, когда вечером сажают картошку, а на утро уже собирают. «Позвольте, соседи, но картошка, которую вы вчера посадили, еще не выросла, почему же вы ее собираете?» — «А очень уж кушать хочется». Многие проблемы мы в нашем не столь отдаленном прошлом решали ударными стройками, попытками догнать и перегнать виртуального соперника. Сегодня нам, может быть, лучше других, известна цена таких революций и революционных преобразований.

В переходные периоды, когда возрастает неопределенность жизни в обществе, человеку требуются дополнительные внутренние силы для преодоления разнообразных сложностей и проблем. Непредсказуемость, связанная с безработицей, невозможностью получить хорошее образование, неспособностью найти достойную работу, перейти из одной сферы деятельности в другую и т.д. мешает людям полноценно жить. Большинство людей, по данным зарубежных авторов (Бруннер Дж., Бартлет Ф.), испытывая страх и даже «отвращение» перед неизведанным, неясным, новым, стремятся уйти от таких ситуаций, лишь некоторым — это может даже доставлять удовольствие (люди искусства, творческие).

При этом они явно обладают каким-то преимуществом. Считается, например, что те, кто стремится к определенности, обладают стереотипностью мышления, преувеличенным уважением к власти, неумением понимать людей и анализировать их поступки, а также наличием серьезных личностных проблем.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно этому делению, Я. А. ... периода, как детство, привело к необходимос­ти научно и систематически изучать развитие. Принцип природосообразности вос­питания, следования всеобщим законам природы, провозглашенный Я. А. ...

Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям (Brislin R.W., 1981).

Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

· внешняя толерантность (к другим) — убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

· внутренняя толерантность (к неопределенности) — способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Для проникновения в сущность явления толерантности необходимо представление о наличии устойчивых свойств и отношений системы при изменениях внешних. Устойчивость живых систем, существенно отличающаяся от других систем, способностью в одно и то же время к активному самосохранению своей организации и к самодвижению, к саморазвитию.

Понимание личности как системы означает признание существования ее различных характеристик: психических свойств, состояний, процессов, а также и психических отношений, причем последние являются одной из важнейших характеристик личности, т.к. представляют субъективную сторону ее связи с предметами, явлениями, ее внутреннее ядро.

Устойчивость личности определяется именно особенностями связей между этими характеристиками, особенностями связей между разными уровнями ее структуры. Можно говорить о психологической устойчивости во внешнем плане — сохранение организованности личностной системы — и во внутреннем — адекватное соподчинение психических свойств, состояний и процессов (собственно уровень устойчивости личности).

Рассмотрение устойчивости как характеристики личности с позиций системного подхода определяет устойчивость как относительно независимую от внешних воздействий и перемен, что не исключает развития личности. Устойчивость выражает активность системы, подразумевая поддержание достигнутых ею состояний в ходе развития и сохранения самого процесса развития, т.е. активный характер устойчивости раскрывает ее как результат и как процесс.

С другой стороны, мы видим устойчивость как степень, уровень организованности, как личностное качество. Люди различаются по уровню устойчивости своего поведения и реакций. Этот уровень более четко связан и зависит от внутренних и внешних воздействий. Он поддается внешнему и внутреннему самоуправлению. Устойчивость следует рассматривать как функцию двух переменных: окружающей среды и внутренней структуры системы.

Толерантность — это фактор, стабилизирующий систему (личность) изнутри, а также и извне, фактор, направляющий межличностные отношения в обществе в мирное русло и связывающий индивидов с традициями, нормами, культурой и т.д., сегодня очень важен. Однако, в столь бурный и непредсказуемый период нашего развития, когда надо готовить подрастающее поколение к жизни в быстро и резко меняющихся условиях, необходима толерантность к неопределенности, необходима готовность к изменениям, что еще более важно. Поэтому, занимаясь проблемой воспитания толерантности в обществе, необходимо не выпускать из вида оба аспекта толерантности и, что важно, работать с ними необходимо параллельно.

8 стр., 3666 слов

Формирование и развитие морали

... и в школе, и дома. В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Если на ранних ступенях онтогенеза оно носит стихийный характер, мало контролируется сознанием ... на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные ...

Для проращивания идей толерантности необходимы условия, но вовремя посеянные семена обязательно взойдут. Важно осознанно и целенаправленно «сеять» и тогда нам не придется «тащить траву из земли», а когда придет весна и пригреет солнышко, она вырастет сама. Более того, важно посмотреть на них с позиций системного подхода, вскрывающего взаимозависимости и взаимовлияния систем разного уровня.

Понимая, что в Европе в том или ином виде данная проблема обсуждается уже в течение пяти столетий и то, что этот процесс наложил уже свой определенный рисунок на сознание европейцев, мы, пользуясь опытом, не можем и не должны его слепо копировать. Воспитание толерантности должно строиться с учетом наших собственных реалий, особенностей наших традиций и культуры, но, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям и учета особенностей объективно сложившихся условий.

Сегодня, вероятно, необходимо подумать о взращивании новой культуры отношений в нашем обществе, построенной на важных принципах толерантности. К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

Отказ от насилия , как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности его убеждений. Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным ориентиром, своего рода флагом движения, объединяющим единомышленников. При этом не следует осуждать или винить тех, кто еще не «просвещен».

Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют в целом сдержанности и терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы.

Толерантность в европейском понимании задает отношения безропотного подчинения законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественным потребностям. Подчинение законам, а не воле властелина или большинства, представляется важным фактором развития и движения в нужном направлении.

Принятие Другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д. И как гласит еще Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности.

Результаты исследования

Приступая к изучению толерантности на кафедре психологии развития МПГУ, мы задали себе вопрос, насколько в сознании наших людей подготовлена «база» к восприятию данной проблемы. Для начала желательно было выяснить, какое место в субъектном тезаурусе молодежи занимает понятие толерантность. С этой целью мы предложили студентам двух московских вузов, школьникам, а потом уже и взрослым людям (служащим разных специальностей) структурировать и схематизировать свои представления о миролюбии и толерантности. С этой целью был составлен список сначала из 20 понятий, который затем был расширен до 40, среди которых были наиболее важные единицы семантического поля данного понятия, извлеченные из психологического тезауруса. Параллельно с этим предлагался вопросник, выявляющий стремление к определенности, желание и умение действовать по правилам.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

... технического моделирования мышления; 6) проблема творческого мышления. 2. Мышление как форма познавательной деятельности. Развитие мышления в онтогенезе Мышление – одно из высших проявлений психического, процесс ... КАК ДЕЙСТВИЕ КОНТРОЛЯ П.Я.ГАЛЬПЕРИН 37 36. СВЯЗЬ ВНИМАНИЯ С СОЗНАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 38 37. РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ 39 38. РОЛЬ И МЕСТО ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ...

Исследование выявило у 81% испытуемых внешнюю нормативность, т.е. стремление (на словах) соответствовать нормам, соблюдать законы, а внутренне — готовность их нарушить. Все соглашались с важностью соблюдать правила дорожного движения, но «в случае необходимости», но если друг превысил скорость или, выпив сел за руль, и его остановил постовой — выручать любыми средствами. Если товарищу грозит двойка на экзамене «дать списать», «помочь шпаргалкой», «сдать вместо него», т.е. проявляли толерантность к нарушению правил, закона, а по сути проявляли в европейском понимании интолерантность. Стремление 57% испытуемых к нормативности в суждениях (мир — хорошо, война — плохо и т.д.) выявило категоричность в оценках, стремление все четко разложить по принципу черное — белое. При этом вопросы, требующие размышлений, связанные с необходимостью проявить определенную гибкость и толерантность в суждениях о мире, в котором мы живем, о событиях нашей жизни выявило категоричность (мир в Чечне, если его заключить сегодня и с определенными уступками — это плохо, выиграть войну — «нам» — хорошо, «им» — плохо).

При этом проявилось отсутствие понимания термина и самого явления толерантности. Практически все ответы сводились к разделению всех понятий на две категории «миролюбие» и «экстремизм», «война» или «мир», соответственно, «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». В первую группу часто в конце списка попадало и понятие «толерантность», а во вторую — попали даже такие понятия как «власть», «сила». Лишь несколько человек пытались размышлять на тему и дать свое наивное определение толерантности. Беседы, дополнившие эти результаты, показали необходимость более детального исследования. Проведенная вторая серия экспериментов с использованием тезаурусного метода для выявления и фиксации, существующих в субъектном тезаурусе испытуемых, семантических отношений показала, что все три группы испытуемых имеют нечеткие представления о рассматриваемом феномене и явно нуждаются в развитии данного фрагмента тезауруса.

Еще более важным и интересным результатом оказалась дискуссия в студенческой тренинговой группе, куда как проблема принятия решения был введен фрагмент работы с тезаурусом. Именно здесь мы получили заинтересованность и рефлексию о собственной толерантности/интолерантности. В ходе исследования принятия решений в тренинговой группе, помимо этого, выявлены взаимосвязи между толерантностью к неопределенности и лидерскими качествами. Лидеры как продуктивные личности воспринимали задачу принятия решения в условиях дефицита информации как более привлекательную, обладали более высокой толерантностью к неопределенности, хотя иногда более низкой внешней толерантностью к тем, кто имел низкую продуктивность идей в группе. Предполагая, что толерантность к неопределенности является когнитивной способностью, проявляющейся в когнитивной сложности, интересен набор реакций, от отвержения до привлекательности при восприятии партнеров в процессе принятия группового решения. Низкая внешняя толерантность коррелирует с тревогой и избежанием неудач. В настоящий момент начатое исследование, которое все больше убеждает нас в необходимости расширения и развития его рамок, попыток введения идей толерантности в практическую сферу, продолжается.

2 стр., 738 слов

Методологические основы психодиагностической деятельности. Особенности ...

... межличностного взаимодействия, особенно в играх, и в определенных пределах могут, занимаясь тем или иным видом деятельности, например ... обследование детей разных возрастных групп Недостаточный уровень развития сознания и самосознания дошкольников. Трудности, связанные с ... различных индивидуальных качеств в общении с окружающими людьми. В старшем дошкольном возрасте к названным видам деятельности ...

Практическая реализация

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Деятельность по формированию установок толерантности нам кажется более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем. Даже само называние слова «толерантность» нами не считается обязательным. Важнее не знать и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Хорошо зная побочный эффект введения понятия «экология» в массовое сознание, при котором экология стала «грязной или чистой», а формирование экологического сознания, которое должно отражаться в повседневном поведении, а не только в демонстративных акциях, практически незаметно. Тоже случилось и с понятием патриотизма, который почему-то обязательно непременно связывают с военными аспектами. Дабы избежать подобной участи категории толерантности, мы стараемся находить такие формы работы, которые реально способствовали ее воспитанию, а не только приобретению в словарном запасе нового слова, понимание которого в нашей стране пока что не устоялось и более того, зачастую можно услышать: «Хорошо, что N выпустил приказ сделать всех толерантными…».

Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, нами используется учебно-исследовательская деятельность. Как уже обозначалось в других статьях этого сборника, процесс учебно-исследовательской деятельности подразумевает совместный творческий поиск неизвестного учеником и учителем. Таким образом, как базовое основание учебно-исследовательской деятельности выступает отказ от догматизма и абсолютизации истины, а основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком выступает диалог.

Особо явно расширение границ толерантности происходит в гуманитарных исследованиях. В процессе деятельности обозначаемой целью для школьников является реализация исследования (например, сбор редких русских народных песен, анекдотов, социологический опрос и т.д.), но неявно всегда присутствует необходимость устанавливать контакты с носителями этих песен (деревенскими жителями, старенькими бабушками), общением с людьми разных социальных слоев, профессий, культур. Именно поэтому принципиальным становится организация экспедиций в различные регионы. В экспедициях и различных поездках подростки московских школ, попадая в совершенно иные неизвестные им культурные, религиозные, этнические традиции, где существуют иные особенности общения, образа жизни, образа мысли, сами начинают путем целенаправленного познания приходить к осознанию необходимости сближения позиций и к выработке толерантности. Исследовательская цель подталкивает, провоцирует на вступление школьниками в социокультурный контакт с людьми разного возраста, социального слоя, этнической и религиозной принадлежности, основной задачей становится — понять другого, понять логику его мысли, его систему отношений к миру, другому, самому себе. В ходе экспедиции приходится не только налаживать содержательный контакт с разными людьми, но и участвовать с ними в совместной деятельности. Начав свой путь взаимодействий с фиксации на различиях, в конечном счете, участники экспедиции приходят к отысканию того, что является для них общим, объединяющим. Попытки подростков понять и постичь причины тех или иных традиций, обычаев, расширяет их мировоззрение, формирует уважение к другой культуре, развивает рефлексию. При этом следует отметить, что сам процесс взаимодействий дополняется еще и взаимодействием с учителями и учащимися различных статусов, различных поколений, в которую они включаются как исходно равноправные по поиску решения неизвестного. После экспедиций подростки рефлексируют способы взаимодействия со своими респондентами (мы организуем и письменную рефлексию через «эссе» о поездке и устные обсуждения, но более глубоко всегда эти вопросы обсуждаются опять же в межличностном общении учителя и ученика).

3 стр., 1355 слов

Психологические условия развития толерантности в юношеском возрасте

... взаимодействия и разработана программа по воспитанию толерантности у старшеклассников. Результаты исследовании могут быть использованы педагогом-психологом образовательных учреждений при определении направлений деятельности ... 5. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа //Толерантность в общественном ... современного образования является развитие культуры толерантности через утверждения ...

В результате мы, наблюдаем как, изменяясь, наши ребята сами вырабатывают в себе терпимость к инаковости.

Кроме исследовательских экспедиций московских школьников в различные регионы нашей страны нами также были организованы различные программы взаимодействия городских и сельских школьников (начиная от продуктивной деятельности при совместном проживании в одной избе, заканчивая совместными концертами и выставками).

Наиболее глубинный эффект достигался именно при создании межличностных связей людей различной социальной и культурной (и т.д.) принадлежности.

В заключение обратим внимание то, что, хотя и действительно важно продумать логичные схемы организации вхождения ребят в различные культурные контексты, прописывать концепцию исследовательской деятельности с целью расширения границ толерантности, но не менее важным остается вопрос о критериях, по которым можно судить об изменениях, происходящих в мировоззрении учащихся, в их субъективном мире, благодаря реализации этих концепций и планов. Для нас этот вопрос, вопрос об обратной связи и отслеживании не только внешних результатов, но и внутренних изменений, является принципиальным. Мы постепенно задаем в традицию нашей деятельности все более разнообразные способы, позволяющие нам отслеживать, насколько реально реализуются цели организации социокультурного взаимодействия. Это принципиально для развития деятельности с целью создание среды воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию.

Задание 3.Соберите из различных источников копилку трудных ситуаций речевого взаимодействия учителя и учеников на уроке, учителя и родителей (2-3 ситуации) и предложите пути их решения.

Цель:знать проблемы и особенности взаимоотношений в сфере «педагог — учащиеся», «педагог — родители», «педагог – педагог».

Рекомендации по выполнению задания: подберите трудные ситуации речевого педагогического взаимодействия из вашей школьной жизни, телефильмов, киножурналов, периодической печати, предложите пути их решения.

Требования к отчету по данному заданию: копилка ситуаций педагогического взаимодействия.

Критерии оценки задания:

-содержательность и наличие проблемы речевого взаимодействия в предложенной ситуации;

-грамотность использования категориально-понятийного аппарата;

-аргументированность суждений по решению проблемы взаимодействия;

-наличие собственной точки зрения;

-культура оформления;

-оригинальность, творчество оформления копилки ситуаций.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами в парах, решение ситуаций обсуждается в группе. Технология развития критического мышления, технология проблемного обучения.

Информационный материал

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.

Нередко на уроке возникают ситуации, которые требуют от учителя быстрого реагирования и нестандартного решения.

Ситуация 1. Класс полностью не выполнил домашнее задание и отказывается отвечать на любой вопрос, в том числе об игнорировании предмета. Молчат…

– Один из учеников заявляет: «А мама сказала, что в нашу школу ходить не будет, потому что Вы – слабый учитель: дисциплину в классе перекладываете на родителей, жалуетесь на нас в дневниках»…

Ситуация 2(из протокола урока).

— Арифметику не знаешь. Сократи, — говорит учитель ученику, решающему пример у доски.

— Вы же сказали, можно не сокращать! — реплика из класса.

— Пиши.

Ученик у доски стоит, ждет и не пишет.

— Пиши, — еще раз требует учитель.

— Чего пиши? — огрызается озлобленно. В классе — смех.

— Кто пойдет напишет? — обращается учитель к классу — Шувалов к доске. Разговоры!

Ситуация 3.Предъявление требования в форме просьбы.

В школе авария — трубы прорвало и вода хлещет как из фонтана, заливая коридор второго этажа. Директор входит в 11-й класс и обращается к старшеклассникам:

Беда, ребята. Пока приедет аварийка, затопим школу. Кто сможет помочь мне перекрыть трубу?

 

Литература:

1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. — 4-е изд., перераб. — М.: AcademiA, 2007.

2. Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — март 2009, ART 1314 . — CПб., 2009г. — URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm.

3. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / Н.А. Дука. — Омск : Полиграфический центр, 2004

4. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

5. Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / В.С. Кукушин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д. : МарТ, 2005.

7. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. — 2002. — 6. — С.37-47

8. Минкина В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. — 1995. — 4. — С. 27–36.

9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. — 3-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2007.

10. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность : практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. «Педагогика и психология» / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. — 3-е изд., стер. — М. : AcademiA, 2008.

11. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика. – СПб., 2006.

12. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / автор-сост. А. К. Быков. — М. : Сфера, 2006.

13. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. — М. : AcademiA, 2005.

14. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / А. П. Панфилова. — М.: AcademiA, 2006.

15. Янкина Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 120.

Вариативная часть

Задание 1. Создание и развитие поликультурной образовательной среды реализуется как во внеклассной работе, так и в образовательном процессе. Темы поликультурности, толерантности, ненасильственного взаимодействия, конструктивного решения конфликтов могут быть интегрированы в различные общеобразовательные предметы. Проанализируйте темы школьного учебника (по вашему предмету) с целью выявления соответствия учебного материала идеям формирования толерантного сознания учащихся.

Цель:изучение специфики интеркультурной коммуникации и профессиональной коммуникации в сфере образования.

Рекомендации по выполнению задания: выполняя задание, при анализе учебного предмета с целью соответствия его соответствия содержания идеям поликультурного и полиэтнического общества, вы можете ориентироваться на то, чтобы учебный материал отражал:

· гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;

· характеристику уникальных этнических черт в культурах народов России и мира;

· наличие общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;

· гуманизм, веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;

· демократизм, признание равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;

· толерантность к особенностям различных народов, наций, религий.

Анализ учебного материала можно представить в виде схем и таблиц. Отразите по результатам анализа свою точку зрения.

Требования к отчету по данному заданию: графическое изображение (таблица, схема, кластер и проч.), где представлен анализ соответствия содержания учебного предмета идеям поликультурного и полиэтнического общества.

Критерии оценки задания:

-умение использовать теоретические знания;

-содержательность и четкость графического изображения;

— аргументированность суждений и доводов;

— наличие собственного мнения;

-оформление работы, оригинальность и творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется студентами индивидуально, обсуждается в группе. Технология развития критического мышления.

Информационный материал

Петрусевич А.А. Практическая педагогика. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2010.

Особенности образовательного процесса в условиях поликультурного, полиэтнического общества.

Интеграция в мировое сообщество и процесс построения открытого демократического общества ставят перед российской системой образования новую цель — воспитание личности, обладающей планетарным мышлением, способной рассматривать себя не только как представителя родной культуры, проживающей в конкретной стране, но и гражданином мира, воспринимающим себя носителем своей и иноязычных культур и осознающим свою роль, значимость, ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.

Современные условия функционирования школы в поликультурном мире формируют новые вызовы, требующие не только сохранения и дальнейшего развития отдельных национальных культур и культуры России в целом, а также формирования и развития конструктивного диалога культур, основанного на взаимном уважении и принятии. В этом плане проблема воспитания толерантности, обеспечивающая межкультурное взаимодействие всех участников образовательного процесса приобретает особый смысл. Наиболее острым аспектом указанной проблемы является толерантность в сфере межэтнических отношений. В этой связи возникает социальная потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе системные знания в области различных культур, стремление и готовность к межкультурному полилогу.

Для эффективного межэтнического взаимодействия и успешной адаптации в социуме большое значение приобретают знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к иным точкам зрения и ценностям, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей, идти на разумный компромисс.

Из этого следует, что современная ситуация развития образования требует от педагога высокой научной компетентности, большого мастерства и постоянного личностно-профессионального совершенствования. И здесь особое значение приобретает способность учителя управлять образовательным процессом в быстроменяющихся условиях переориентации целевых установок, динамично обновляемого содержания образования, вариативности его форм и методов в условиях межкультурного взаимодействия.

Школа, как социальная структура, представляет собой социальный институт, в котором ребенок больше всего проводит времени и период пребывания ребенка в школе является наиболее сензитивным для формирования нравственных ориентиров, ценностей и установок. Становление личности школьника включает этап «накопления» знаний, чувств, эмоций, вызванных переживаемыми событиями и явлениями. Эти знания и чувства становятся приобретенным поликультурным опытом и источниками установления связей индивида с миром и самим собой. Этот опыт позволяет принимать значительность каждой культуры, предполагает взгляд на инокультуру не как чужую, а как иную, и разрушает бытующие негативные мифы о «чужой» культуре. В результате становления личности школьника происходят активные качественные преобразования внутреннего мира школьников, приводящие к новому способу жизнедеятельности творческой самореализации в образовании.

Таким образом, поликультурное образование рассматривается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличительных от собственных. Поликультурная компетентность при этом, рассматривается как интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в обществе, реализующееся в способности решать межкультурные проблемы в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

Вместе с тем, важнейшим условием формирования и развития поликультурной компетентности является наличие в школе безопасной толерантной образовательной среды. Основными признаками такой среды являются следующие.

Язык. В разговоре друг с другом дети не употребляют оскорбительных выражений и намеков. Они с уважением относятся к другим языкам и к тем. Кто на них говорит. Они помогают детям, которые только начинают учить язык, на котором ведутся занятия.

Устоивзаимоотношений. Отношение ко всем ученикам одинаковое. Разрешается и поощряется участие всех детей во всех занятиях и действиях. Все настроены на создание хорошего учебного климата.

Социальные отношения. Преподаватели и дети обращаются друг к другу и ведут себя уважительно и сердечно, все дети относятся друг к другу с взаимным уважением.

Принятие решений. Со всеми детьми советуются, каждый может выразить свое мнение по поводу классных дел, совместных действий и решений, которые принимаются учениками. По мере взросления ученики получают возможность обсуждать и решать большее число касающихся проблем. В своих учебных коллективах дети должны на практике использовать принципы демократии.

Отношения между большинством и меньшинством. К детям из всех групп, особенно к тем, которые принадлежат к религиозным, культурным, этническим или лингвистическим меньшинствам, преподаватели относятся с деликатностью, а одноклассники с уважением. У детей есть возможность узнать об особенностях меньшинства от представителей меньшинства одноклассников, которые как бы становятся их учителями. Жизненный опыт и перспективы таких учеников должны учитываться при составлении учебных планов.

Особые события. При проведении школьных фестивалей, родительских дней и других особых мероприятий во всех делах и представлениях принимают равное участие дети обоих полов и всех культурных, религиозных, этнических и языковых групп.

Культурные события и действия. Признаются праздники всех культурных групп, представленных в школе и, если это возможно, ученики из других групп принимают в них участие.

Религиозные обычаи. Уважаются вероисповедания всех детей. Всем детям дается возможность, если они хотят, объяснить свои религиозные обычаи и веру одноклассникам. Все проявляют взаимное уважение.

Межгрупповое взаимодействие. В школе часто практикуется совместное изучение и групповая работа, в которой наиболее полно представлены разные культуры и характеры детей разной национальности.

Из этих признаков становится понятным, что политика в отношении толерантных отношений между всеми субъектами образовательного процесса связана с решением целого ряда задач, обеспечивающих развитие поликультурной образовательной среды:

  • разработка адаптационно-образовательных программ;
  • создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой;
  • учет «порога ментальности» при соприкосновении различных культур;
  • создание психологически комфортных условий для установления партнерских отношений;
  • стимулирование учащихся на доброжелательные отношения и принятия другого, его особенностей, культуры, традиций;
  • привлечение к сотрудничеству представителей национальных диаспор.

Основными формами развития поликультурной образовательной среды школы и воспитания толерантного сознания учащихся могут быть:

  • организация и проведение туристических походов и поездок по историческим местам;
  • проведение праздников национальных культур;
  • открытие мастерских национальных ремесел;
  • клуб интернациональной дружбы;
  • музей народного декоративно-прикладного искусства;
  • празднование памятных дат исторического значения;
  • юбилеи выдающихся деятелей культуры;
  • фестивали, олимпиады, выставки, соревнования по национальным видам спорта и играм;
  • фольклорные концерты, вечера и театрализованные представления;
  • конкурсы на лучшее приготовление национальных блюд;
  • встречи с историками, этнографами, представителями различных диаспор;
  • выпуск информационных бюллетеней, тематические газеты;
  • экскурсии этнокультурного содержания и др.

Создание и развитие поликультурной образовательной среды реализуется не только во внеклассной работе, но и в образовательном процессе. Темы поликультурности, толерантности, ненасильственного взаимодействия, конструктивного решения конфликтов могут быть интегрированы в различные общеобразовательные предметы. Большие возможности для решения поставленной проблемы имеют предметы гуманитарной направленности: история, обществознание, право, русский язык, литература, иностранный язык и другие. В рамках изучения этих школьных предметов педагогом может быть составлен обзор тем и аспектов, которые направлены на формирование толерантного сознания учащихся. Здесь особенно важно, чтобы учебный материал отражал:

  • гуманистические идеи, идеи свободы и ненасилия;
  • характеристику уникальных этнических, национальных самобытных черт в культурах народов России и мира;
  • культуру российских народов, наличие общих элементов традиций, позволяющих жить в мире, согласии, терпимости, гармонии;
  • гуманизм, который выражает безусловную веру в добрые начала, заложенные в природу ребенка;
  • демократизм, базирующийся на признании равных прав и обязанностей взрослых и детей, предоставлении последним свободы жизнедеятельности в семье, школе, в социальной среде;
  • толерантность, терпимость иного рода взглядам, нравам, привычкам, к особенностям различных народов, наций, религий.

Таким образом, особенности образовательного процесса в поликультурном обществе отражаются в целом ряде образовательных задач, решаемых школой в учебной и внеучебной деятельности, в содержании и формах реализации этих задач, в особенностях поликультурной образовательной среды, обеспечивающей поликультурное образование и формирование поликультурной компетентности. Обобщая эти особенности можно считать, что поликультурное образование рассматривается как процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной, полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличительных от собственных. А поликультурная компетентность выступает как интегративное качество личности, включающее систему поликультурных знаний, умений, навыков, интересов, потребностей, мотивов, ценностей, поликультурных качеств, опыта, социальных норм и правил поведения, необходимых для повседневной жизни и деятельности в обществе, реализующееся в способности решать межкультурные проблемы в ходе позитивного взаимодействия с представителями разных культур.

 

Задание 2. Деловая игра

«Интервью при устройстве на работу»

Цель: научиться определять и практически демонстрировать коммуникативные компетенции педагога, которые требуются для успешного устройства на работу в школу.

Рекомендации по выполнению задания: в учебной группе формируется отборочная комиссия из трех человек: преподавателя и двух студентов, остальные студенты выступают в роли претендентов на вакантные должности. Ведущий объявляет о конкурсном наборе учителей в престижную гимназию.

Для отбора претендентов используется панельное интервью, которое проводит специальная отборочная комиссия. Каждому кандидату дается 5 минут на подготовку и 10 минут на выступление. В своем выступлении он должен:

— охарактеризовать мотивы, побудившие его принять участие в конкурсе;

— продемонстрировать профессиональную компетентность;

— рассказать о том, что нового и полезного он может принести школе.

Отборочная комиссия оценивает кандидатов в специальных карточках по пятибалльной системе. Набравший наибольшее количество баллов объявляется победителем, т.е. будет принят на работу.

Требования к отчету по данному заданию: участие в деловой игре.

Критерии оценки задания:

-умение использовать теоретические знания;

-содержательность и четкость выступления;

— аргументированность суждений и доводов;

— наличие собственного мнения;

-оригинальность и творчество.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется в виде участия в деловой игре. Технология развития критического мышления, элементы технологии игрового обучения.

 

Задание 3.Тренинг педагогического общения

Цель:развитие навыков педагогического общения, работа над техникой интонирования, развитие мимики и пантомимики.

 

Рекомендации по выполнению задания:

Упражнение на развитие навыков педагогического общения:

· Войдите в аудиторию и поздоровайтесь с ней; обратитесь к учащемуся с вопросом в виде просьбы, требования, приказа, пожелания и т.п.

· Войдите в класс и привлеките к себе внимание без речевого общения – средствами мимики, пантомимики. Поздоровайтесь, начните излагать новый материал, приводить примеры.

Совет: необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику мимико-пантомимического интонирования, следите за мышечной свободой и снимите излишнее мышечное напряжение.

Остальные студенты фиксируют ненужные в данной ситуации жесты, которые были использованы студентом-учителем, а также типичные жесты и мимику для конкретной ситуации. Результаты обсуждаются в группе.

Упражнение на словесное педагогическое действие:

· Студенту дается отрывок текста и ставится задача прочесть его, вызывая у себя внутренние видения по всему содержанию текста. Выполнение упражнения обсуждается в группе.

· Определите подтекст фразы, произносимой преподавателем. Студенты индивидуально определяют и коллективно обсуждают. Проговорите отдельные фразы педагогического обихода с определенной подтекстовой нагрузкой.

Например : «Ну-ка, Сидоров, отвечай!» (вызов, просьба, требование, приказ) «Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал..» (удивление, критика, укор, страх) «Работу тебе придется переделать!» (требование, совет, укор, приказ) «Твое мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений.» (ободрение, разочарованность) и т.п.

Упражнения на элементарные педагогические действия с введением неожиданных заданий:

· Сядьте за стол учителя, откройте книгу (неожиданный стук в дверь во время урока) – реагируйте и действуйте так, что бы внимание аудитории не рассеивалось.

· Вы пишите у доски (неожиданно открылось окно), в это время шум в аудитории – действуйте и т.п.

Необходимо проанализировать в группе как студент-учитель реагировал на помехи, насколько была адекватна его реакция.

Требования к отчету по данному заданию: участие в тренинге.

Критерии оценки задания:

-умение использовать теоретические знания при решении педагогических ситуаций;

-содержательность и четкость выступления;

— аргументированность суждений и доводов;

-оригинальность и творчество, нестандартное решение коммуникативной проблемы.

Формы и технологии учебной деятельности студентов: задание выполняется в виде участия в тренинге. Технология развития критического мышления (кейс-метод), элементы технологии игрового обучения.