Основные направления КДД с детской аудиторией

6

Тема:

Основные направления КДД с детской аудиторией

  1. Социально-психологическая характеристика детей как объекта КДД
  2. Основные направления КДД для детской аудитории.
  3. Учреждения, структуры и социальные институты, занимающиеся СКД с детьми. Функции КДД в разл. структурах.
  4. Формы КДД для детей.

Литература:

  1. Внешкольная воспитательная работа с детьми и подростками /МИК. –Мн, 1988.
  2. Ерошенков И. Н. Работа клубных учреждений с детьми и подростками: Учеб. пособие для ин-тов культуры и фак. КПР. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
  3. Катович Н. К. Педагогические основы регионализации системы воспитания школьников в Беларуси. – Минск: Нац. ин-т образования, 1999. – 172 с.
  4. Организация и методика КПР с детьми и подростками / МГИК, 1984. – ч/з, а.
  5. Основы теории КПР. – М.: МГИК, 1982. – ч/з.

Социально-психологическая характеристика детей как объекта КДД

Основной тип деятельности, ведущие методы и наиболее эффективные формы работы определяются с учётом возрастных психолого-физиологических особенностей детей. Как вам известно, дети не являются однородной недифференцированной группой. Наиболее упрощённо они подразделяются на младших школьников, подростков и старшеклассников. (С х е м а) В КДД применяется принцип дифференцированного подхода к детским досуговым группам с различными социально-демографическими характеристиками (пол, возраст, место проживания, уровень знаний, интересов, состояние здоровья и т.д.).

Различный подход используется в работе со школьниками, развивающими свои интересы и способности в различных областях искусства, науки, техники, спорта.

Характерными психологическими особенностями детей младшего школьного возраста являются стремление к массовым действиям, склонность к подражанию. Этими особенностями определяется основной метод КДД – метод массового воздействия. Наиболее характерными формами работы являются детские утренники и массовые игры. Принцип игры занимает ведущее место во всех занятиях с младшими школьниками.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... проблемам эффективного развития музыкально - творческих способностей, рассматриваются основные задачи и средства музыкального развития детей среднего дошкольного возраста и условия, необходимые для успешного ... музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях выявляет ряд противоречий. К числу наиболее существенных из них можно отнести противоречия между: - объективно существующими ...

Младшие школьники отличаются эмоциональностью восприятия. Наибольший эффект на малышей оказывают наглядно-образные формы. Демонстрация разнообразных игровых кинофильмов, театрализация отдельных частей праздника, красочность в оформлении помещений, костюмирование артистов и самих участников (бумажная шапочка, эмблема и т.д.) – всё это делает праздник эмоционально действенным, привлекательным и запоминающимся.

Важно создавать выразительные, красочные образы, отличающиеся чётко выраженными, прочитываемыми моральными качествами. Добро должно всегда побеждать зло, негативные персонажи в результате сюжетных коллизий бывают наказаны.

Ребят младшего школьного возраста отличает ситуативность в восприятии и выполнении требований, неумение обобщать, невозможность длительное время сосредотачивать внимание на одной теме, одном предмете. Им необходима перемена видов деятельности, черодование форм, введение нового, небычно материала. Малыши непременно должны быть активными участниками организуемого действия: водить хороводы, хором отвечать на вопросы, отгадывать загадки, скандировать отдельные фразы,

Младшим школьникам свойственно желание демонстрировать свои таланты. На это опирается принцип соревновательности, конкурсности, присущий многим детским мероприятиям. Среди них пользуются популярностью разнообразные конкурсы: на лучший рисунок, конкурсы чтецов, пенцов, танцоров, музыкантов, спортивные соревнования.

Важно умение организаторов поддерживать у детей радостное настроение.

Современные школьники существенно отличаются от своих сверстников прошлых лет информированностью, широтой кругозора, что является результатом огромного потока информации, окружающего детей в семье и школе, доступностью технических средств.

Основные направления СКД для детской аудитории

Направления КДД с детской аудиторией обуславливаются педагогическими задачами, стоящими перед воспитателями и организаторами досуга.

Направления КДД

  • Художественно-эстетическая (кружки, коллективы, выставки, концерты и т.д. по жанрам)
  • Природно-экологическая (экскурсии, «зелёные патрули», экологические программы, праздники птиц, оранжереи, )
  • Научно-техническая (кружки, выставки технического творчества, экскурсии на предприятия)
  • Спортивно-оздоровительная (спорт. игры по видам спорта, соревнования, посещение спорт.-зрелищных мероприятий, прогулки)
  • Трудовая деятельность (уроки труда, работа в мастерских, на пришкольном участке, кружки ДПИ, социальная помощь престарелым на дому)
  • Военно-патриотическая (клубы исторической рекострукции, «юный пожарник», экскурсии, общественные организации)

Развлекательные мероприятия

  • Праздники
  • Вечера отдыха
  • Тематические мероприятия (акции…)

Подростки

5 стр., 2061 слов

Цель: ознакомить учащихся с функциями и основными направлениями ...

... от предметной цели и когда содержанием и целью их деятельности является общение с "другим человеком" как ценностью. Полномочия классного руководителя: получать ... и целевых ориентации коллектива образовательного учреждения, объективных условий его жизнедеятельности. Основные направления классного руководства: Аналитико-прогностическое: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики ...

Средний школьный возраст по праву считается трудным. Основные сложности воспитания связаны с интенсивным неравномерным физическим развитием, с энергичным ростом нравственных и интеллектуальных сил, формированием убеждений и идеалов.

Подростку свойственен интерес к собственной личности, желание оценить себя, сравнить с другими. Это проявляется в активном общении со сверсниками, участии в жизни коллектива. Для подростка важна оценка его возмжностей окружающими. Интерес подростка вызывают нравственные качестваи поступки других людей. Чтобы правильно решить проблему нравственных исканий, подростку необходимо соизмерять себя с примерами, являющимися для него идеалом.

Решение этой задачи достигается в таких формах работы, как встречи с интересными людьми, обсуждение книг, просмотр кинофильмов о подвигах героев.

Огромное влияние на формирующую личность оказывают образы супергероев, которые воссоздаются в СМИ. Эти персонажи действуют и зачастую реализуют свою исключительность в нереально сложных условиях. Их окружает нарочито красивая и роскошная жизнь. Впечатление усугубляется многочисленными эсрадными шоу-программами, которые задают определённую модель вкусов в музыке, одежде, поведении. Эти образцы отрицательно воздействуют на психику юношей и девушек.

К особенностям подросткового возраста относится стремление к взрослости с сохранившимся ребяческим отношением к жизни. Признанным авторитетом в подростковом возрасте пользуются коллективные игры. В этих играх действуют правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Не случайно в подростковой среде были подхвачены модели телевизионных интеллектуальных игр по типу «Что? Где? Когда» В игре происходит проверка себя, своих возможностей, ощуществляется переход от воспитания к самовоспитанию, к свободной, по внутреннему побуждению, сознательной работе над своей волей, характером.

Большое значение в моделировании условий, состояний, образном приобретении профессиональных навыков играли ролевые игры. Ребёнку свойственно создавать условные обстоятельства, перевоплощаться. Вспомним игры в казаков-разбойников, школу, больницу, и т.д. Так через ролевую игру в моряков может быть организована деятельность клуба моряков, игра в журналистов – подготовка к данной профессиональной деятельности. В ролевых играх возможно приближение к реальным жизненным обстоятельствам, дальнейший переход от игр к действительно важному общественно полезному делу. (Ролевые игры любителей средневековой культуры).

Серьёзная систематическая, последовательная и многосторонняя деятельность подростков осуществляется в работе клубов и кружков, которая охватывает значительный временной отрезок. В общении с талантливым педагогом, в разнообразных видах и формах творческих занятий, в коллективном общении вырабатывается устойчивый интерес к делу и возможно достижение серьёзных творческих результатов.

9 стр., 4019 слов

Ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.

... в сфере образования и науки. Принципы психолого-педагогического анализа деятельности образовательного учреждения. Задания для самостоятельной работы: 1. Познакомиться с текстом документа: ... СПб., 2004.   рактическое занятие 2 ема: Критерии диагностики результатов деятельности образовательного учреждения.   Вопросы для обсуждения: Процедура лицензирования, аккредитации и аттестации ...

Старшеклассники

В старшем школьном возрасте формируется мировоззрение, приобретаются устойчивые интересы. Эффективным становится опосредованное педагогическое влияние, опирающееся на выявленные интересы, запросы. В старших классах каждый учащийся решает главную жизненую проблему «кем быть?» Для них представляет интерес включение в профориентационную деятельность.

В КДД со старшеклассниками важна постановка современных, важных проблем. В ряде случаев необходимо изучение потребностей и интересов потенциальной аудитории. Эффективным для данного возраста является предложение клубных форм, где имеются предпосылки для установления устойчивых отношений между отдельными участниками. Содержание работы формируется сообща, деятельность строится на условиях самоорганизации. Важную роль играет актив, избранный самими членами. Содержанием встреч становятся циклы мероприятий, в подготовке и проведении которых участвует большинство.

Массовые формы предпочтительны для недифференцированной аудитории. Такими достаточно востребованными формами являются молодёжные вечера, дискотеки. Они запрограммированы на незамысловатые формы поведения, самопроявления. Музыкальное оформление дискотек рассчитано на массовые вкусы. В условиях дискотек создаются достаточно демократичные условия для установления новых контактов.

Каждый ребёнок независимо от возраста является включённым в учебный коллектив. Поэтому важно создавать и поддерживать нормы творческого взаимодействия внутри данного коллектива, устанавливать собственные культурные традиции. Во внеучебное время следует проводить тематические мероприятия, игры, конкурсы, выставки, КВНы, встречи с интересными людьми, диспуты, акции и др. интересные и содержательные формы работы. Старшеклассникам интересно, когда к ним приходят молодые творческие личности (учёные, артисты, военнослужащие) ‑‑ носители передовых знаний, влюблённые в свою профессию. Они ближе к аудитории по возрасту, энергичны и способны заразить ребят своим энтузиазмом.

Традиции межличностного общения помогают создать сплочённый коллектив, развить положительные человеческие качества: доброту, внимание к товарищам, готовность прийти на помощь и т.д. Такими традициями являются юбилеи коллектива и дни рождения его участников, отмечаемые совместно, экскурсии и турпоходы, вечера отдыха, ритуалы поощрения членов коллектива.

Мероприятия художественно-эстетической направленности. Формированию личности, собственного образа старшеклассникам помогут размышления о красоте, гармонии, совершенстве, преподнесённые на примерах достижений мировой культуры и искусства.

Актуальными в этом возрасте остаются вопросы морали и нравственности. Следует предупреждать проявления противоправных действий, антисоциального поведения, заниматься профилактикой пьянства, наркомании, табакокурения.

Перед выходом в самостоятельную жизнь старшим школьникам следует глубоко осознать структуру гражданско-правовых отношений в обществе. КДД должна способствовать воспитанию гражданина и патриота.

3 стр., 1068 слов

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСТВА

... уровне. Как правило, это не благополучные семьи. На формирование личности ребенка большое внимание оказывают различные первичные коллективы, членами которых он является. Естественно, что одним из ... - М.: Академия- 1997г. 18. Мухина В.С. «Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа»- Вопросы психологии» 1989г. №1 19. Немедова А.Л. «Психологическое обеспечение ...

Следует создавать условия для налаживания положительных взаимоотношений между юношами и девушками, тиражировать модели достойного поведения, закладывать в их сознание азы будущих семейных отношений.

Учреждения, структуры и социальные институты, занимающиеся СКД с детьми. Функции КДД в разл. структурах

  • Семья
  • Школа
  • Внешкольные учреждения (многопрофильные и специализированные)
  • Клубы по месту жительства
  • Спортивные учреждения и организации
  • Учреждения культуры (театры, концертные, выставочные залы, Дома, ДК, библиотеки, музеи, парки культуры и отдыха и др.)
  • Учебные заведения

Задачи и функции КДД:

‑‑ содействие социализации, социальной адаптации детей, подростков и молодёжи;

‑‑ организация их твоческой активности, включение в общественно полезную деятельность;

‑‑ создание условий для всестороннего развития личности;

‑‑ организация полноценного отдыха и развлечений.

Дворец детско-юношеского творчества

Виды творческой самореализации воспитанников и педагогов

Творческие отчёты

Летний центр детских организаций

Дворцовский лагерь «Увлечённые»

Прграммы, проекты

Спортивные, технические состязания

Интеллектуальные, познавательно‑творческие игры, конкурсы, чемпионаты

Областные, авторские выставки ДПИ и ИЗО

Фестивали, конкурсы, праздники

Детские объединения, организации

Художественные коллективы

Кружки, клубы, секции, студии

Гуманистические принципы в воспитательном процессе

• признание личности ребёнка важной социальной ценностью

• уважение уникальности ребёнка

• безоценочное и безусловное принятие ребёнка, признание его прав и свобод

• педагогическая поддержка индивидуальности и самобытности ребёнка

• создание ситуации успеха, радости и саморазвития каждого ребёнка

• опора на положительные качества ребёнка, подход с оптимизмом, с доверием

• показ положительных примеров

• проявление доброты, внимания, заботы

• внушение уверенности

• реализация потребностей в игре

• удовлетворение потребностей в самореализации

• стимулирование состязательности, похвала, присуждение награды

• Дворец – семья: равенство сторон, взаимная доброжелательность, уважение и поддержка

Гуманистически-личностная ориентация как условие успешности достижения цели воспитательной деятельности: самоопределения, самореализации, саморазвития.

5 стр., 2013 слов

Самореализация личности

... связь. Таким образом, творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих ... установленными ими самими" (Маслоу А., 1997, с. 223) Здесь есть даже признание важности не только отстраненности от мира, но и духовного созерцания в этом ...