1. Любовь к учению

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГА

Ценностные ориентации – основные стандарты желаемого, детерминированные устремления, желания, потребности, выступающие в качестве важнейших личных установок и целей жизнедеятельности.

  1. Любовь к учению
  2. Гуманизм
  3. Нравственность
  4. Гражданственность
  5. Любовь к детям

Учение – организация и проведение учащимися своей деятельности, обеспечивающей усвоение им содержания образования и опыта практической деятельности.

Обратимся к восточным цивилизациям.

В Древнем Египте только тот допускался к обучению искусству жреца, кто был способен выдержать систему определенных испытаний.

Вначале кандидат в жрецы проходил собеседование, в процессе которого выяснялись его:

— биографические данные;

— уровень образованности;

— оценивалась внешность;

— умение вести беседу.

Затем следовали проверки:

— умения трудиться;

— умение слушать и молчать;

— испытание огнем, водой, страхом – преодоление мрачных подземелий в полном одиночестве и многое др.

Все эти жестокие испытания дополнялись угрозой смерти для тех, кто не был уверен в своих способностях к учению и в том, что сумеет выдержать все тяготы длительного периода обучения.

Поэтому каждому предлагалось еще раз подумать и, тщательно взвесив, решить, с какой стороны закрыть за собой дверь в храм – с внутренней или внешней.

Эту суровую систему испытаний успешно преодолел знаменитый ученый древности Пифагор (В.Г. Максимов).

В традиционных обществах Востока, при всех их сущностных цивилизационных различиях (Дальненевосточная, Южно-азиатская, Ближневосточная цивилизации), универсалии культуры: человек, природа, общество, космос и др. — имёют близкое жизнесмысловое наполнение:

1. Человек представляется как часть космоса, погружен, растворён в космосе.

8 стр., 3965 слов

Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников ...

... Осознание ценностей порождает ценностные представления, а на основе ценностных представлений создаются ценностные ориентации, которые, в свою очередь, и представляют собой осознаваемую часть системы личностных смыслов. ... и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в ...

2. Он благоговеет перед природой, в своей деятельности ориентирован на сохранение естественных процессов, учёт природных ритмов, резонанса человека и космоса и т.п.

3. Человек вписан в социум, в определённые рамки конфессиональных, кастовых, родовых и др. отношений.

4. Вектор активности человека направлен вовнутрь, на самоограничение, самовоспитание.

В исканиях истины непременным условием считается единство познания и нравственности, нравственного пути человеческой жизни.

Педагогика зиждется на тех же жизнесмыслах, закрепляя их как стереотипы сознания.

Жизнесмыслы восточной культуры религиозно детерминированы — педагогика направлена на их передачу, обращается, прежде всего, к чувствам, религиозным переживаниям.

Цель воспитания имеет задачей ввести индивида в традиционный уклад жизни, соответствующий миру данной общности, сословия, группы людей. Строгое выполнение предписанных норм поведения, характерное для традиционных обществ, в педагогике отражается в проблемах развития воли и мотивации поведения, ориентированных на принятие и обязательное выполнение нормативных предписаний.

Приобретение знаний в образовательном процессе выступает как средство добиться требуемого поведения, религиозных чувств, переживаний, представлений. Педагогика, как и весь уклад жизни, способствует воспроизведению традиционного типа личности, а следовательно, сохранению и упрочению традиционного общества.

Ценности современного постиндустриального развития, связанные с идеями свободной самореализации и самоопределения личности, независимости, критичности, креативности мышления, не вписываются в традиции и стереотипы восточного сознания, чужды педагогике восточных обществ. Тем не менее техника и технология завоёвывают свои позиции и в восточных обществах и вынуждают их к адаптации новых культурных и образовательных ценностей.

Так, древнейшая дальневосточная цивилизация, сложившаяся в Китае, распространившаяся на Корею, Японию и другие страны, сохраняла неизменными свои фундаментальные основы вплоть до XX века.

Педагогика, не выделившаяся в самостоятельную область знания, тем не менее являлась существенным атрибутом этнического сознания, охватывала все стороны традиционного уклада жизни, превращала саму жизнь в средство воспитания.

Традиционно в каждом поколении воспроизводилось сознание сопричастности к вечному — в идеалах предков, их культе, заветах.

В любом возрасте главная обязанность человека — усваивать:

традиции,

— ритуалы,

— символы,

— этические нормы,

— канонические тексты,

— непрерывно учиться.

В отсутствии представлений о Боге-творце (обожествлялись души предков) любовь к учению воплощала стремление человека к бесконечному совершенствованию, что считается фундаментом дальневосточной цивилизации, проявляется в любой сфере человеческой деятельности.

3 стр., 1385 слов

Демографический фактор в развитии общества

... предпосылка и субъект развития общества Народонаселение наряду с географической средой является первейшим условием жизни и развития общества, предпосылкой и ... контроля прежней социальной микросреды и возможность анонимного поведения в новой служат почвой и фоном для ... определяется сегодня специалистами примерно в 250 млн. человек: при гораздо меньшем народонаселении становится экономически невыгодной ...

Учение:

— приобретало значение высшей культурной и социальной ценности, характер культа;

— воспринималось как свидетельство величия человека и неисчерпаемости его творческого потенциала;

— единственный и лучший способ:

— утвердить человеческое в человеке,

— как самовысвобождение,

— придание своему, существованию нового качества:

— перерастать себя, становиться дорогой к самому себе, «вытягиваться в вечно вьющуюся нить Великого Пути».

Открытие собственного несовершенства — вот что являлось движущей силой учения, истоком всех нравственных усилий человека.

Верность образцам мысли и поведения ценилась выше способности к созданию нового; созерцание-переживание, даваемое учением, ценилось выше приобретаемых знаний.

Человек был растворён, в социуме — педагогика способствовала воспроизведению в его сознании и поведении традиционных надиндивидуальных норм и ценностей. Жить достойно на этом свете — означало жить в соответствии с принятыми предписаниями, в исполнении их испытывать моральное удовлетворение. Жесткость, авторитаризм социальных отношений проявлялись в почтительности к старшим.

Педагогика поддерживала традиции, учитель воспринимался как власть-авторитет и как отец. Его функции обусловливались ценностями учения для развития человека. Помочь ощутить ученику ограниченность собственного опыта — вызвать стремление к его расширению.

Выявить индивидуальные качества ученика — получить возможность ненасильственного влияния, развивая природные силы ученика, стимулируя стремление к саморазвитию и самосовершенствованию в сфере чувств, разума, деятельной воли.

Предложенные выше модели педагогики Востока и дальневосточной цивилизации крайне общи, статичны, не отражают этнической специфики теории и практики воспитания и образования. Вместе с тем они .проявляют естественные связи установок педагогической деятельности с глубинными базовыми традициями и стереотипами восточного менталитета и. таким образом, создают основания для определения в меняющихся экономических, социально-культурных условиях стратегических линий развития «из себя», используя накопленный в опыте тысячелетий потенциал.

Насколько существенна для восточных обществ стратегия такого плана, показывает современное развитие образования в странах Дальнего Востока.

Во второй половине XX столетия произошла «встреча» дальневосточных традиционных обществ с западной индустриальной цивилизацией, породившая сложные духовные процессы, попытки подражания, заимствования, поиски «обретения себя».

Так, японская образовательная система,

— адаптируясь к высоким западным образовательным стандартам,

8 стр., 3617 слов

Психологические особенности старых людей. Психологические задачи ...

... распространяется на события жизни: вначале ближайшего прошлого, а затем и более отдаленного (закон Рибо). 1.2 Психологические причины различных заболеваний пожилых людей Врачи всего мира ... все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется уже как "демографическая революция". Объектом является пожилой возраст Предметом – психологические особенности людей ...

— умело используя компьютеризацию педагогического процесса,

— ориентируясь на тенденции развития информационного общества,

— в то же время сохраняет верность педагогической традиции, культурным ценностям этноса;

— развивается как бы изнутри.

Эта система образования признана одной из эффективных в современном образовании.

2. Гуманизм

Гуманизм — (лат. humanus) – целостная концепция признания человека как наивысшей ценности в мире.

Главными положениями этой концепции являются:

— защита достоинства личности;

— признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей;

— создание для этого благоприятных условий (жизни, труда, обучения).

Гуманизм – совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности, в частности.

Общение играет гуманистическую, под­тверждающую роль в жизни человека любого возраста. Постоянная потребность человека в подтверждении (признании) сво­его «я» со стороны окружающих делает человеческое общение чем — то существенно большим, нежели простой информационный обмен, минимально необходимый для самозащиты и выживания.

Еще в начале XX в. английский философ, психолог и пе­дагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страш­ного наказания, чем находиться в обществе и быть не замеча­емым другими людьми

Насмешка, осуждение, неприятие — все эти формы социального наказания болезненны, невыно­симы.

Наказание психологическим неподтверждением не просто тяжело переносится — оно разрушительно для лич­ности.

Другой человек (особенно социально значимый — род­ственник, знакомый) играет в нашей жизни скромную роль: через подтверждение или неподтверждение нашего психологического существования он управляет нашей самооценкой, эмоциональным самочувствием и даже психическим здоровьем.

В качестве примера достаточно вспомнить самое жестокое наказание, придуманное подростковой группой для тех, кто смеет быть не как все. Это не оскорбления и даже не «тем­ная». Это бойкот.

Бойкот будит в подростке-жертве самые дремучие силы страха и унижения, подвергает его психику, его самолюбие огромному, часто просто невыносимому ис­пытанию.

Неподтверждение — это трагедия, не знающая возраст­ных границ. И серьезнее всего от него страдают дети. Имен­но в хроническом, «последовательном» неподтверждении матерью своего ребенка знаменитый английский психиатр Р. Д Лэйнг увидел причину подростковой шизофрении:

«Дело в итоге кончается тем, <…> что, независимо от того, как человек себя чувствует или как он действует, независимо от того значения, которое он придает своей ситуации, его действия оторваны or их мотивов, намерений и последствий, ситуация лишена для него смысла, и он полностью мисти­фицирован и отвергнут» [15, с. 39]. Кому-то отстраненность и холодность взрослых обходится «дешевле»: несформированной самооценкой, психологической зависимостью, сла­бостью «эго-концепции».

10 стр., 4635 слов

Глава 8. Психические состояния человека в труде

... контактная – заключается в том, что эмоции помогают осуществлять контакты между людьми; ориентировочная,связанная с возможностью ориентации в окружающей действительности; мобилизующая – эмоции помогают ... определяющими состояние морального климата коллектива и оказывающими влияние на процессы труда. Важнейшими психическими состояниями являются эмоции, чувства, настроения, аффекты, стресс, напряжение, ...

Дети ненавидят те формы наказа­ния, которые связаны с психологической изоляцией, интуи­тивно и совершенно справедливо предпочитая физические, материальные наказания.

Потребность человека быть подтвержденным другими, существовать для них, иметь в их глазах самостоятельную ценность и значимость не является открытием просвещен­ного XX в.

Культура преобладающего большинства совре­менных народов предполагает существование обязательно­го минимума подтверждений.

Этот минимум заложен в языке, закреплен писаными и неписаными правилами хо­рошего тона и морального поведении:

. «How do you do?», «Bon jour», «Здравствуйте!» — все эти речевые формулы-приветствия различных народов несут в себе психологи­ческий, подтверждающий смысл, суть которого в следую­щем: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра».

Тот же важный смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотно­шений, которые в нашей культуре именуются воспитанностью:

увидев знакомого человека, надо оказать ему неко­торый знак внимания — кивнуть, улыбнуться, прикоснуть­ся. Даже если вы по пятнадцать раз кряду сталкиваетесь с ним в служебных коридорах, надо сделать нечто указыва­ющее: ты для меня существуешь. Согласитесь, когда чело­век перестает это делать, как бы вы рационально ни объясняли целесообразность его «психологического молчания», легкий укол, досада, еле уловимый дискомфорт сообщат об истинной реакции вашего «я».

Объем миниматьного психологического подтверждения варьирует от одной куль­туры к другой и, что очень важно, зависит от общего соци­ально-психологического состояния общества и конкретно­го человека. Чем общество и данный человек стабильнее, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувство­вать себя уверенными, защищенными.

И, естественно, на­оборот. В тревожные дни личной и общенародной судьбы потребность в подтверждении возрастает.

В современной практической психологии широко распространено понятие «подтверждающая психотера­пия». Как правило, это первый шаг на пути установле­ния контакта психолога с нуждающимся в помощи че­ловеком. А иногда и достойный финал психотерапии, так как проблема может быть именно в отсутствии подтверждения. Тогда психотерапевт становится пер­вым, кто обратил внимание на клиента, уделил ему вре­мя, кому тот стал интересен. Не только психотерапия, но и вся клиентцентрированная психология (та, для ко­торой человек — не объект изучения и воздействия, а создатель и творец собственной судьбы) по сути своей подтверждающая. По крайней мере, может стать тако­вой.

6 стр., 2729 слов

Развитие личности ребенка

... ведущим направлением педагогического процесса является акцентирование внимания на развитие личности ребенка - дошкольника. Итог многочисленных теоретических и экспериментальных исследований педагогов и психологов дает новое понимание дошкольного детства, как ...

Конечно, диагностика, коррекция, консультирова­ние, психологическое обучение — инструменты, этакие психологические дудки. В них еще надо вдохнуть жизнь, т. е. личностный подтверждающий потенциал самого психолога, или педагога, или родителя.

Людей (особенно детей) надо уметь подтверждать (это о средствах, инструментах) и хотеть подтверждать (а вот это уже о позициях).

Под­тверждающая позиция — это позиция самораскрытия, обеспечивающая партнеру по общению подлинное чув­ство сопереживания, понимания и, следовательно, подтверждения.

3. Нравственность

Нравственность (мораль от лат. moralis) – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям.

Убежденность – особое качество личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности и ценностных ориентаций и выступающая регулятором ее сознания и поведения.

Сущность, специфические особенности и функции педагогической деятельности обусловлены тем, что десятки и сотни ребячьих глаз, как рентгеном, насквозь просвечивают и выявляют нравственное состояние личности педагога.

У настоящего педагога нет другого морального выбора кроме

— чистоты,

— искренности,

— открытости,

— прямоты.

В противном случае учитель неизбежно утрачивает

свое влияние на детей,

— право быть их воспитателем.

Суть личности педагога в постоянном развитии в себе:

гражданской, творческой, гуманной личности;

— подлинной духовности;

— интеллигентности.

Ребенок авансирует воспитателю:

свое уважение,

— доверие,

— расположение,

исходя из естественного предположения о высоких качествах его личности, и это доверие надо, необходимо оправдать.

Аванс доверия возмещается прежде высокой нравственностью.

В современных условиях, видя вокруг себя безнравственность в различных слоях общества, даже в собственной семье и школе, впитывая витающую в воздухе потребительскую мораль:

одни ребята научились третировать и даже презирать простые нормы общечеловеческой нравственности;

— другие овладели искусством общественного лицемерия и обмана.

Образовался острый дефицит в детской и молодежной среде.

В этой экстремальной ситуации нравственное самосовершенствование, высокая требовательность к самому себе – главный путь укрепления самоуважения.

Рано или поздно нравственная принципиальность, определенность и настойчивость педагога возобладают в сознании детей и дадут ему безусловное педагогическое преимущество, право предъявления нравственных требований к своим воспитанникам.

12 стр., 5810 слов

Влияние личности педагога на воспитательный процесс

... которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью. Дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. В любом другом случае ... диагностики успешности педагогической деятельности. Объект исследования: личность педагога в воспитательном процессе. Предмет исследования: особенности влияния личности педагога на воспитательный процесс. Задачи: На ...

Специфика труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый и мудрый воспитатель.

4. Объект нашего труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убежденность, сознание).

Воздействовать на эти сферы можно тем же. А личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

5. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, но бесценного для общества.

4. Гражданственность

Гражданственность — чувство неразрывной связи с народом; осознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса.

Глубокая гражданская убежденность, способность открыто обсуждать с детьми самые острые проблемы современности, убеждать их, мужественно признавать свои ошибки и промахи.

В современных условиях педагогу необходимо сделать выбор, занять гражданскую позицию в отношению:

— истории нашего общества;

— политических процессов, происходящих в нем;

— процессов межнациональных взаимодействий;

— прав человека;

— возрождения церкви и др.

На убеждения детей можно повлиять только убежденностью, принципиальностью.

И пусть некоторые ребята будут не согласны с педагогом. Но уважаемый детьми воспитатель, смело и честно, без давления и запугивания, открыто вступающий с воспитанниками в диалог, дискуссию, спор, всегда заставит их задуматься над обсуждаемой проблемой, будет иметь возможность оказать педагогическое влияние.

5 стр., 2491 слов

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального ...

... игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что ... ПЕТРУШКА» Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, ...

Вовлеченность ребенка в диалог заставит его размышлять, сомневаться, обратиться к источникам информации, произведениям литературы и искусства, духовно развиваться в направлении самостоятельного и критического отношения к культуре.

По мере созревания детей, их духовного богатства во взглядах и убеждениях воспитателя и воспитанников будет образовываться все больше общих оценок и суждений.

Оставшиеся разногласия также сыграют свою воспитательную позитивную укрепляющую авторитет педагога роль.

Ведь суть воспитания не в том, чтобы непременно добиться единомыслия, вбить в сознание детей официальные догмы и стереотипные представления.

Она в том, чтобы ребенок:

— проявил самостоятельность мысли,

— стремление докопаться до истины,

— выработать в себе независимость суждений,

— самостоятельность собственной личности.

Диалог воспитателя с детьми по вопросам культуры, в котором господствует только одна сила – сила мысли, знания, аргументации.

Авторитет нравственности и духовно-ценностной культуры педагога необходимо дополняется авторитетом интеллектуальной развитости, независимости суждений и образованности.

Сегодня неизмеримо возрос поток разнообразной информации в различных областях жизни.

Значительная ее часть приходит в острое противоречие со сложившимися стереотипами и штампами в сознании и мышлении.

Это ставит воспитателя в очень сложное положение. Чтобы понять духовный мир молодого поколения, нужно преодолеть в самом себе противоречие между сложившимися канонизированными взглядами на культуру, способы ее освоения ребенком и реальной, порой не укладывающейся ни в какие рамки, социокультурной ситуацией.

Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия будет в этом случае его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику.

5. Любовь к детям

Любовь к детям — это некое нравственно-эстетическое взаимопритяжение, которое является основой благоприятной и эффективной атмосферы педагогического взаимодействия.

Эффект человеческой притягательности возникает в учителе не только благодаря его эрудиции интеллектуальной развитости. Он образуется как следствие

— таланта человеческого интереса,

— любви учителя к другому человеку.

Это — талант уважения личности ребенка,

— сочувствия к его проблемам и переживаниям,

— требовательная помощь ему в развитии духовности, интеллигентности, достоинства и самоуважения.

2 стр., 653 слов

Вредные привычки у детей. Отношение к вредным привычкам.

... ошибиться и быть осмеянным взрослыми и сверстниками приводит к развитию у ребенка скрытого невротического состояния. Отношение малыша к самому себе в этом возрасте зависит от того, ... в своем малыше, влияет на особенности его личности. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок может замыкаться в себе, становиться скованным, неуверенным, готовым ...

Истинная педагогическая любовь есть

— глубоко предчувственная ответственность за жизнь и будущее детей,

— твердая решимость вести их к добру, гражданскому и личному счастью через преодоление самих себя и внешних препятствий.

Только любящий педагог, истинный воспитатель отдает все силы тому, чтобы организовать творческую трудовую жизнь детей, научить их целеустремленности, дисциплинированности, требовательности к себе.

Он учит их дружбе, доброте, пониманию красоты мужественного труда души и тела.

Он испытывает радость и нравственно-эстетическое удовлетворение от общения с детьми, переживает мгновения счастья, видя успехи своих воспитанников.

Человеческое уважение к детям проявляется не в том, чтобы предоставить их самим себе, не вмешиваться в их гражданское становление.

Подлинное уважение к детской личности проявляется прежде всего

в педагогической требовательности к ней,

— в оказании помощи ребенку через труд и преодоления,

найти самого себя,

— раскрыть тайну своего таланта и призвания,

— проникнуть в сущность своего характера и овладеть самим собой.

Уважение ребенка педагогом обнаруживается

в его способности удивляться уникальной одаренности детской натуры,

— доверять внутренним духовным силам детей.

Вместе с тем, оно в понимании того, что без требовательной помощи ребенок:

— может легко растеряться в лабиринте и хаосе неосмысленных общественных отношений, соблазнов и ложных иллюзий,

— потерять себя,

— погубить свою личность.

Подлинный педагогический авторитет, требовательная любовь и уважение к воспитанникам позволяют педагогу использовать в отношениях с детьми самый широкий спектр форм и способов взаимодействия, взаимоотношений и воздействия.

В зависимости от складывающейся ситуации применяются:

убеждения,

— доверие,

— требования.

Воспитатель вступает с детьми в отношения:

товарищества,

— сотрудничества,

— сотворчества,

— ответственной зависимости.

Авторитетный педагог поворачивается к детям разными сторонами своей многогранной личности: выступает в качестве

— организатора,

— заинтересованного наблюдателя,

— советчика,

— демократа,

— товарища,

— друга,

— принципиального, непреклонного, требовательного руководителя.

Авторитет педагога

Высокая нравственность, духовная цельность и убежденность, эрудиция и интеллектуальная развитость, человеческая притягательность и любовь к детям являются важнейшими условиями формирования педагогического авторитета учителя, воспитателя, классного руководителя.

Понятие «авторитет» буквально означает общепризнанное значение человека, его влияние на людей, поддержку его идей и деятельности общественным мнением, проявление уважения, доверия к нему, даже веры в него: в его ум, волю, нравственность, способность сотворить благо, отдать все силы общему делу.

В организации педагогического процесса нельзя пройти мимо такого мощного фактора, как характер воспитателя, свойства и качества его личности.

У одного педагога слишком твердый характер и крепкая воля, большая общественная активность. Он стремится все сделать сам, подавляет спонтанность детей, оставляет их непричастными и равнодушными зрителями.

У другого – мягкий, он не способен потребовать от учащихся элементарного порядка.

Плохое знание педагогики и психологии, нежелание преодолеть себя, формировать свой характер в соответствии с педагогическими требованиями дают простор непосредственному, спорадическому проявлению натуры: вспыльчивости, жесткости или бесхарактерности, нетребовательности.

Выход из этих ситуаций состоит в том, чтобы, прежде всего, правильно понять, чем определяется характер воспитательных отношений в школе. В самом общем виде он определяется, безусловно, обществом.

Но общественные отношения, прежде чем стать воспитательно целенаправленными и эффективными, научно и педагогически преобразуются и перерабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и потребностей, целей и задач общественного воспитания.

Педагогика определяет оптимальную форму проявления и развития дисциплины и демократии в воспитании, которые реализуются специально подготовленной и обладающей педагогическим авторитетом личностью.

Дети добровольно идут за тем воспитателем, классным руководителем, которого они уважают. В любом другом случае педагогические отношения держаться на сугубо формальных основаниях, внешних требованиях, утрачивают свой позитивный воспитательный смысл и оказывают негативное влияние.

Завоевание и поддержание авторитета педагогом – сложная, кропотливая повседневная работа по совершенствованию им своего духовного и физического состояния. За авторитет надо бороться ежедневно, ежеминутно, ежесекундно.

Если педагог перестает следить за собой, быть в курсе событий, жизни, опускается в быту, вступает в отношениях с детьми на путь панибратства или формализма, отчуждается от детей, каким непререкаемым не был сначала его педагогический авторитет, он истлевает вместе с распадающейся личностью воспитателя.

Поэтому для педагога важно постоянно поддерживать свою «авторитетную» форму, осуществлять духовное, нравственное восхождение.

Это значит:

— нужно серьезно анализировать свои отношения с детьми,

— критически осмысливать свое поведение,

— преодолевать душевные слабости, тупость, черствость, душевное самомнение и гордыню,

— сохранять человеческое достоинство и педагогическую честь,

— держать свою совесть в состоянии чуткого реагирования.

Авторитет вырастает из честных и чистых отношений, характеризуется скромностью. Авторитет вопитателя не самоцель и не самоценность.

Он приобретает педагогический смысл и действенность, не тогда, когда используется как мощная сила административного воздействия, противодействия детям, поддержания внешнего порядка.

Его ценность раскрывается с наибольшей полнотой, когда его духовная сила направлена на развитие в воспитаннике:

внутреннего человека,

— свободной нравственной воли,

— таланта,

— ответственности,

— самоутверждения,

— творческого самопроявления.

Использование авторитета в этих направлениях воспринимается и принимается детьми как привлекательная духовная сила воспитателя.

22