Предисловие 58

Лурия А. Р.

Л 85 Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.

ISBN 5-7695-1011-0

В книге, публикуемой к столетию со дня рождения А. Р.Лурия, одно-го из крупнейших психологов XX века, представлены две его моногра­фии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975).

Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологиче-ского метода.

Книга может быть полезна также студентам — филологам и педаго­гам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие к настоящему изданию. Т.В. Ахутина…………………………….3

ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА

Предисловие……………………………………………………………………………………10

Проблема исследования…………………………………………………………………..11

Устная речь и письмо. Их развитие……………………………………………………12

Психологическое содержание процесса письма…………………………………17

Мозговая организация процесса письма…………………………………………..24

Роль слухового анализа в процессе письма……………………………………….26

Роль артикуляции в процессе письма……………………………………………….40

Зрительная организация процесса письма………………………………………..50

Психофизиологические условия сохранения последовательности

звуков при письме………………………………………………………………………59

8 стр., 3676 слов

Процесс становления речи у детей

Процесс становления речи у детей ПЛАН. Введение 1. Врожденные предпосылки освоения языка 2. Эволюция способности различать звуковые контрасты 3. Первичные вокализации, гуление и лепет 4. Звуковой состав первичного словаря 5. Накопление словаря и формирование фразовой речи 6. Критический период освоения речи и явления депривации 7. Физиологические процессы в период становления речи 8. Развитие речи ...

Сохранение замысла письма и его психофизиологические основы…….69

Заключение……………………………………………………………………………………..73

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ

Предисловие……………………………………………………………………………………78

Часть I. Нейропсихологический анализ речевой коммуникации…………..79

1. Основные этапы процесса речевой коммуникации……………………80

2. Психологические условия формирования речевого сообщения…. 106

3. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации……………………………121

Часть П. Нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения……………………..127

Методы……………………………………………………………………………………..128

А. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения………………………131

1. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях глубинных отделов мозга………..134

2. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях лобных долей мозга………………….137

3. Нарушение формирования речевого сообщения при синдроме динамической афазии………………….. 145

23 стр., 11092 слов

Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути их коррекции в процессе обучения

... Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Но всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, ... сообщения, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение. В основе деятельности педагога по коррекции речевых нарушений ... образу жизни; формирование понимания значения ...

4. Нарушение предикативной структуры высказывания. «Телеграфный стиль»………………………….155

5. Нарушение формирования речевого сообщения при комплексной форме эфферентной моторной афазии………..166

Б. Нарушения парадигматического аппарата формирования речевого сообщения………………….. 178

1. Нарушение артикуляторного компонента формирования речевого сообщения при афферентной моторной афазии………..183

2. Нарушение акустического компонента формирования речевого сообщения при сенсорной афазии…..190

3. Нарушение формирования речевого сообщения при акустико-мнестической афазии…………………. 201

4. Нарушение формирования речевого сообщения при лобно-височном синдроме…………………….210

5. Нарушение формирования речевого сообщения при семантической афазии……………………214

Заключение……………………………………………………………………………………225

Часть III. Нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения……………………… 232

1. Психологический процесс понимания речевого сообщения…….232

Понимание лексических элементов. Значение слова………………..233

Понимание синтаксических конструкций……………………………….242

Понимание сложного сообщения (текста)………………………………259

11 стр., 5094 слов

Этиология и принципы анализа речевых нарушений

Реферат к кандидатскому экзамену История и философия науки Этиология и принципы анализа речевых нарушений Введение Благодаря широкому диапазону выполняемых функций, язык и речь выступают предметом изучения разных наук. Язык и процесс развития речи детей изучаются на философском (методологическом), анатомо-физиологическом, нейрофизиологическом, психологическом, лингвистическом, социальном и, ...

2. Методы исследования понимания речевого сообщения; значение нейропсихологического анализа………………………………263

3. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении височных отделов мозга и сенсорной афазии………………………….274

4. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении темен но-затылочных отделов мозга и семантической афазии…..284

5. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении постцентральной и премоторной области и синдромах моторной афазии…………………………………………………………………..291

Нарушение понимания речевого сообщения при афферентной моторной афазии……………….292

Нарушение понимания речевого сообщения при эфферентной моторной афазии………..295

6. Нарушение понимания речевого сообщения при глубинных поражениях мозга и синдромах расстройств памяти………………..302

7. Нарушение понимания речевого сообщения при массивных поражениях лобных долей мозга………313

Заключение……………………………………………………………………………………317

Библиография………………………………………………………………………………..321

Предметный указатель……………………………………………………………………338

Указатель имен………………………………………………………………………………342

9 стр., 4403 слов

Афазия Кафедра — копия

28 АФАЗИЯ Афазия – системное расстройство речевой функции обусловленное локальным поражением речевых зон мозга.Системное нарушение – это какой бы первичный дефект не лежал в основе афазии, речевая функция в ней разрушается целиком. При афазии страдают все стороны речевой функции. Это обусловлено тем, что сама речевая функция имеет системное строение. Локальное поражение – ограниченное, ...

Указатель схем……………………………………………………………………………….344

ПРЕДИСЛОВИЕ к настоящему изданию

Две работы А. Р. Лурия, входящие в эту книгу, написаны с интервалом в 25 лет: «Очерки психофизиологии письма» опуб­ликованы в 1950 г., а «Основные проблемы нейролингвистики» — в 1975. Тем не менее в них много общего. Их объединяет одинаковая задача — описать строение сложных функциональных систем речи и письма в норме, используя нейропсихологичеасую методологию. А. Р. Лурия сопоставляет клинические данные о распаде функ­ции с широким кругом фактов онтогенеза речи и письма, исто­рии языка, межъязыковых сравнений. Обобщить эти данные по­зволяют разработанные А. Р. Лурия вслед за Л. С. Выготским прин­ципы социального происхождения, системного строения и хроногенной организации и локализации психических функций.

Вопросы строения функций речи и письма, которые раскры­вает в своих работах А. Р. Лурия, сейчас, как никогда, востребова­ны практикой. Нейролингвистический анализ строения речи стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования речи или ее наруше­ний при мозговых поражениях. Нейропсихологический и нейро­лингвистический анализ строения письма является теоретической основой изучения дисграфий и разработки методов коррекции от­клонений в формировании письма.

Нейропсихология и нейролингвистика сегодня — это части бо­лее общей области науки, объединяющей человековедение и нейронауки и совмещающей культурно-исторический и естественно­научный подходы. Публикуемые в этой книге работы А.Р. Лурия были одними из первых исследований по когнитивной нейропси­хологии, составившей начальное ядро названной области науки. На пути развития мировой когнитивной нейропсихологии было много колебаний: отказ от проблем локализации и возврат к ним, отказ от синдромов и возврат к ним, споры вокруг модулей мозга. Классические работы А. Р. Лурия остаются примером выверенной методологии, системного и динамического подходов, т. е. тех прин­ципов, которые на новом уровне знаний отстаивают современ­ные ученые.

14 стр., 6695 слов

7.Проблемы субстанционального превоначала в учении Спинозы

Бенедикт Спиноза - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в еврейской семье. Знакомство С. с идеями Дек. привело к разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для телескопов. Умер от туберкулеза. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников ...

В названии «Очерков психофизиологии письма» было бы упо­треблено слово «нейропсихология», если бы А.Р. Лурия публико­вал их лет на 20 позже. Однако, когда эта работа писалась, термин

«нейропсихология» еще не прижился, кроме того, и занятие психологией накануне Павловской сессии 1950 г. было делом рис­кованным.

Сравнивая нарушения письма при локальных поражениях моз­га с результатами анализа формирования этой функции у детей в норме и с отклонениями в развитии, А.Р. Лурия выделяет в со­ставе функции письма следующие компоненты:

1) слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т.е. компонен­ты, осуществляемые при участии задних отделов коры);

2) кинетическую организацию графических движений и про­грамму, замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).

Что добавил бы А.Р. Лурия к этому списку, если бы писал книгу на 25 лет позже? Во-первых, он отметил бы участие в пись­ме «I энергетического блока», т. е. тех глубинных и стволовых струк­тур, которые участвуют в регуляции тонуса коры. Во-вторых, вслед за пионерскими работами Е.П.Кок (1967) и Э. Г. Симерницкой (1975)1 по межполушарным различиям он остановился бы на вкладе правополушарных функций в процесс письма. Сейчас по второму вопросу мы знаем несколько больше, но принципиальный под­ход сохраняется (см., например, сборник «Письмо и чтение: труд­ности обучения и коррекция» (2001), в частности нашу статью «Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика»).

Важно отметить также, что в системном анализе функции пись­ма А.Р. Лурия не ограничивается описанием ее компонентного строения «по горизонтали», а указывает на сложную подвижную организацию функции «по вертикали», зависящую от освоенности функции, от уровня произвольности, автоматизированности на­писания отдельных слов и оборотов. А. Р. Лурия приводит пример, как больной, который по просьбе психолога не мог написать свою фамилию, пишет ее непроизвольно после задания написать следую­щее слово. Подробнее эти вопросы рассматриваются в его более поздней статье1. Таким образом, А. Р. Лурия раскрывает не только системную, но и динамическую организацию функции письма.

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

«Очерки психофизиологии письма» стали для меня первой кни­гой по нейропсихологии, которую я прочитала, еще будучи сту­денткой дефектологического факультета, и благодарна судьбе за это — даже сегодня данная книга является прекрасным введени­ем в когнитивную нейропсихологию, нейропсихологию позна­вательных процессов. Она показывает, как нейропсихологический метод может быть использован для решения общепсихоло­гических проблем, для построения здоровьесберегающих техно­логий обучения и помощи детям с трудностями обучения.

Свою книгу «Основные проблемы нейролингвистики» А.Р. Лу­рия писал, можно сказать, в течение всей жизни: проблемы речи волновали его на всех этапах научной деятельности.

Уже в 20-е годы он исследовал ассоциативные реакции у детей и предложил их классификацию с учетом психологических и лингвистических параметров.

В 30-е годы в круг интересов А. Р. Лурия входит афазия. В целях поиска диагностических средств для выявления афазии он обра­щается к работам по сравнительно-историческому языкознанию, чтобы в истории языка обнаружить более простые и более слож­ные синтаксические конструкции. В письмах будущей жене Лане Пименовне Линчиной летом 1933 года из Харькова он пишет: «Мой афазик счастлив и сделает таким же и меня, как только я примусь за него… Я кончаю расправляться с моими афазиками, стараюсь убедить почтенных старичков, что брат отца — совсем другое, чем отец брата, что «черный» — это вовсе не «менее темный»… и т.д.»2.

Еще ранее его внимание к фонологическому направлению в лингвистике, в частности к работам Р.О.Якобсона, привлек Л.С. Выготский. А.Р. Лурия познакомился с Р.О.Якобсоном в 1929 г. во время поездки в США, позднее они тесно сотруднича­ли и дружили.

0 второй половине 30-х годов А.Р. Лурия в своей научной ав­тобиографии пишет: «Мои исследования, посвященные трем ти­пам афазии… означали конец моих «школьных лет». В это время я пытался подвести итог своих идей в труде, который был задуман как трехтомный… Я написал первый том, посвященный сенсор­ной афазии, и получил за эту работу ученую степень доктора ме­дицины. Я начал писать и второй том — по семантической афа­зии, но мои материалы были слишком фрагментарны, и работа осталась незаконченной. Я также начал писать книгу о двух фор­мах моторной афазии, но вскоре понял, что это не более чем начало работы. Все эти три рукописи остались ненапечатанными. Только в 1947 году появилась моя «Травматическая афазия», в которой были обобщены результаты исследований этих проблем»3.

В 50-е годы Лурия изучает становление речевой регуляции дей­ствий и особенности семантических связей слов у здоровых детей и Детей с отклонениями в развитии (Лурия, Виноградова, 1959, 197I)2.

2 См.: Luria A. R., Vinogradova О. S. An objective investigation of the dyna­mics of semantic systems. «Brit. J. Psychol», v. 50, 1959; Лурия А. Р., Виногра­дова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. «Семантическая структура слова». — М., 1971.

В 1964 г. он пишет доклад «Факторы и формы афазии» для сим­позиума «Нарушения речи», организованного Фондом США в Лондоне. Этот симпозиум, на котором Р.Якобсон читал заглав­ный доклад, содержавший лингвистическую интерпретацию клас­сификации афазий А. Р. Лурия, стал вехой в развитии психо- и нейролингвистики во всем мире.

В 1966 г. докладом А. Р. Лурия открылся первый симпозиум по психолингвистике в нашей стране. Это был период бурного рас­цвета психолингвистики, на нее возлагали большие надежды в связи с задачами создания искусственного интеллекта и систем машинного перевода. А. Р. Лурия знакомится с новейшими отече­ственными и зарубежными исследованиями в этой области, кото­рые в огромном количестве присылались и приносились ему их авторами. Попыткой обобщения основных из этих работ и подве­дения итогов нового этапа изучения афазии и являются «Основ­ные проблемы нейролингвистики».

В предисловии к своей книге А. Р. Лурия пишет, что «нейролингвистика является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых про­цессах, которые возникают при локальных поражениях мозга». Основу этой отрасли науки составляет нейропсихологический метод анализа, который предполагает выделение первичного де­фекта из сложной картины речевого нарушения.

Вслед за Л. С. Выготским А. Р. Лурия рассматривает построение речевого сообщения как «переход от мысли к слову», состоящий из этапов: мотив — мысль — внутренняя речь — превращение внут­ренних смыслов в систему внешних развернутых значений — вне­шняя речь. Одновременно процесс понимания высказывания пред­полагает обратный процесс от анализа синтаксических структур и лексических значений к их свертыванию во внутренней речи и пониманию замысла и мотивов собеседника.

В своей книге А. Р. Лурия рассматривает, как процессы форми­рования и понимания речевого сообщения распадаются при ло­кальных поражениях мозга и какие звенья этих процессов первич­но страдают при разных по топике поражениях.

В этом анализе он широко использует выдвинутое лингвистами Н.Г. Крушевским (1883), Ф. де Соссюром (1916) и Р.Якобсоном (1964) противопоставление синтагматических и парадигматиче­ских связей языковых элементов, показывая, что синтагматика, синтаксис первично страдают при передних поражениях мозга, а выбор звука и слова из парадигм — при задних.

А. Р. Лурия пригласил быть редакторами его книги известного лингвиста И.А.Мельчука и меня. И.А.Мельчук, представитель нового в те годы генеративного направления в лингвистике, был рекомендован ему Р.О.Якобсоном. В «Основных проблемах

нейролингвистики» отразилось увлечение А. Р. Лурия порождаю­щей лингвистической моделью «Смысл — Текст», авторами ко­торой были И.А.Мельчук и А.К. Жолковский. Генеративисты впервые по-настоящему столкнулись с теми сложными за­дачами, которые решают говорящий и слушающий при порожде­нии и восприятии речи. Их пафос был понятен и близок А. Р. Лу­рия. И потому он делает попытку «психологизировать» порождаю­щую лингвистическую модель аналогично тому, как это сделал Джордж Миллер по отношению к трансформационной модели языка Н.Хомского. В связи с этим он так формулирует этапы от мысли к слову, о которых говорилось выше: «Путь от мысли к речи… 1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) про­ходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксичес­кой структуры, а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру»1.

Наибольшие проблемы возникли с семантической записью, в которой не могут быть зафиксированы «потенциальные связи». В модели Мельчука — Жолковского она представлена вполне опре­деленным конечным семантическим графом, вершины которого обозначали семантические единицы, а соединяющие их дуги — семантические связи. Проблематично и само соотнесение семан­тической записи с внутренней речью, что отразилось в колебани­ях А. Р. Лурия в определении ее места. Пятью страницами выше он пишет, что семантическая запись (семантические представления) «стоит на границе мысли и семантической организации внутрен­ней речи», и предполагает, что «семантическое представление является многомерной симультанной структурой» (с. 33—34).

Еще ранее он пишет: «Можно думать, что семантическая запись явля­ется моделью той смысловой схемы, которая заключена в исход­ной мысли»2. По сути, здесь читатель вводится в лабораторию твор­ческих поисков А.Р. Лурия. Книги А.Р. Лурия — это дневники, отражающие движение его мысли. В данном случае его мысль на­толкнулась на серьезное противоречие. С одной стороны, А. Р. Лу­рия был убежден в том, что «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове», как об этом писал Л. С. Выготский. С другой стороны, он был не менее убежден в том, что процесс речемышления познаваем и теоретически моделируем и что возможно мо­делирование многомерной симультанной структуры с потенци­альными связями. Современные модели, именуемые «нейронными сетями», лучше подходят для этой цели, но в то время в каче­стве ближайшей аппроксимации он выбрал представление семан­тической записи из модели «Смысл—Текст».

В модели «Смысл —Текст» все уровни так или иначе вербальны, что оправданно для решения задач машинного перевода. Реальный говорящий не может начинать с развернутой вербаль­ной записи: смысл (мысль) репрезентируется иначе, чем слова. По Л.С. Выготскому, «всякая мысль совершает работу, соединяет что-то с чем-то», она производит это в актуализируемом смысло­вом поле, которое имеет, скорее, образную природу, чем вер­бальную, указания на это можно найти и у Л. С. Выготского, и у А.Р. Лурия. Внутреннее слово уже имеет двойственную природу: у него вербальная репрезентация, но оно привязано к тому образ­ному содержанию, словесным выражением которого является1.

Мы столь большое внимание уделили пониманию психологи­ческой структуры построения высказывания, поскольку и сейчас этот вопрос является предметом активного обсуждения, в кото­ром принимают участие и психологи, и лингвисты. Сегодняшние споры решать следующему поколению исследователей, и наилуч­шее введение в эту проблематику они найдут в книге А.Р. Лурия, которая по богатству фактического материала, по широте сравне­ний и глубине обобщений может быть причислена к мировому фонду лучших работ, обсуждающих проблемы механизмов речи.

В целом публикуемые в этой книге две монографии А. Р. Лурия будут интересны широкому кругу читателей. Он умел писать очень просто и доходчиво о самых сложных вопросах психологии, в том числе о психологии речи. Поэтому его книга может быть рекомендована и зрелым специалистам, и начинающим знаком­ство с наукой студентам. Представители разных профессий: пси­хологи, лингвисты, педагоги, занимающиеся обучением письму или преподающие иностранный язык, дефектологи, особенно логопеды, специалисты по коррекционно-развивающему обуче­нию, врачи — все они найдут ценный материал для обдумыва­ния и усовершенствования своей практической деятельности.

Т. В. Ахутина

1См.: Кок Е. П. Зрительные агнозии. — Л., 1967; Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — Мг1975.

1См.: Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г., Тыбулевич Б. Об измене­нии мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития // Психологические исследования. — М., 1973.

2Лурия Е. А. Мой отец А.Р. Лурия. — М., 1994.

3Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М., 1982. — С. 128

1Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975. — С. 38.

2Там же. — С. 21. См. также с. 24.

1Подробнее об этом можно прочитать в книгах А.А Леонтьева «Психолинг­вистические единицы и порождение речевого высказывания». — М., 1969 и «Ос­новы психолингвистики». — М., 1997 и особенно в его статье «Нереализованные идеи А.Н.Леонтьева», опубликованной в сборнике «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева». — М., 1999. См. также: Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975; Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ син­таксиса. — М., 1989.