Лурия А. Р.
Л 85 Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 352 с.
ISBN 5-7695-1011-0
В книге, публикуемой к столетию со дня рождения А. Р.Лурия, одно-го из крупнейших психологов XX века, представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975).
Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологиче-ского метода.
Книга может быть полезна также студентам — филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие к настоящему изданию. Т.В. Ахутина…………………………….3
ОЧЕРКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ ПИСЬМА
Предисловие……………………………………………………………………………………10
Проблема исследования…………………………………………………………………..11
Устная речь и письмо. Их развитие……………………………………………………12
Психологическое содержание процесса письма…………………………………17
Мозговая организация процесса письма…………………………………………..24
Роль слухового анализа в процессе письма……………………………………….26
Роль артикуляции в процессе письма……………………………………………….40
Зрительная организация процесса письма………………………………………..50
Психофизиологические условия сохранения последовательности
звуков при письме………………………………………………………………………59
Процесс становления речи у детей
... задатки, предельно категорично высказал американский исследователь Н. Хомский. Хомского интересовали процессы, которые позволяют ребенку реконструировать грамматику конкретного языка на основе ограниченных ... с поразительной универсальностью используют ту же хронологию, последовательность усвоения звуков речи. Cреди наиболее плодотворно работавших исследователей в этой области следует назвать ...
Сохранение замысла письма и его психофизиологические основы…….69
Заключение……………………………………………………………………………………..73
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕЙРОЛИНГВИСТИКИ
Предисловие……………………………………………………………………………………78
Часть I. Нейропсихологический анализ речевой коммуникации…………..79
1. Основные этапы процесса речевой коммуникации……………………80
2. Психологические условия формирования речевого сообщения…. 106
3. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации……………………………121
Часть П. Нейропсихологический анализ формирования речевого сообщения……………………..127
Методы……………………………………………………………………………………..128
А. Нарушения синтагматического аппарата формирования речевого сообщения………………………131
1. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях глубинных отделов мозга………..134
2. Нарушение формирования речевого сообщения при поражениях лобных долей мозга………………….137
3. Нарушение формирования речевого сообщения при синдроме динамической афазии………………….. 145
4. Нарушение предикативной структуры высказывания. «Телеграфный стиль»………………………….155
5. Нарушение формирования речевого сообщения при комплексной форме эфферентной моторной афазии………..166
Б. Нарушения парадигматического аппарата формирования речевого сообщения………………….. 178
1. Нарушение артикуляторного компонента формирования речевого сообщения при афферентной моторной афазии………..183
2. Нарушение акустического компонента формирования речевого сообщения при сенсорной афазии…..190
3. Нарушение формирования речевого сообщения при акустико-мнестической афазии…………………. 201
4. Нарушение формирования речевого сообщения при лобно-височном синдроме…………………….210
5. Нарушение формирования речевого сообщения при семантической афазии……………………214
Речевые нарушения у детей младшего школьного возраста и пути ...
... в сочетании. Нарушения речи могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем. В процессе обучения учащийся начальной школы с речевыми нарушениями испытывают трудности, ... Однако всё чаще в образовательное учреждение поступают дети с речевыми нарушениями: алалией, афазией, дизартрией, дисфонией, брадилалией, тахилалией, заиканием, ринолалией, дислалией, дисграфией. Их ...
Заключение……………………………………………………………………………………225
Часть III. Нейропсихологический анализ понимания речевого сообщения……………………… 232
1. Психологический процесс понимания речевого сообщения…….232
Понимание лексических элементов. Значение слова………………..233
Понимание синтаксических конструкций……………………………….242
Понимание сложного сообщения (текста)………………………………259
2. Методы исследования понимания речевого сообщения; значение нейропсихологического анализа………………………………263
3. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении височных отделов мозга и сенсорной афазии………………………….274
4. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении темен но-затылочных отделов мозга и семантической афазии…..284
5. Нарушение понимания речевого сообщения при поражении постцентральной и премоторной области и синдромах моторной афазии…………………………………………………………………..291
Нарушение понимания речевого сообщения при афферентной моторной афазии……………….292
Нарушение понимания речевого сообщения при эфферентной моторной афазии………..295
6. Нарушение понимания речевого сообщения при глубинных поражениях мозга и синдромах расстройств памяти………………..302
7. Нарушение понимания речевого сообщения при массивных поражениях лобных долей мозга………313
Заключение……………………………………………………………………………………317
Библиография………………………………………………………………………………..321
Предметный указатель……………………………………………………………………338
Указатель имен………………………………………………………………………………342
Подготовка к обучению письму детей с речевыми нарушениями
... самым сложным и осознанным формам речевой деятельности, а любая форма письма: под диктовку, списывание или ... Все дальнейшее развитие речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени и качества тренировки движений пальцев рук. А.Р. Лурия писал, что: «Процесс письма причисляется психологией к ...
Указатель схем……………………………………………………………………………….344
ПРЕДИСЛОВИЕ к настоящему изданию
Две работы А. Р. Лурия, входящие в эту книгу, написаны с интервалом в 25 лет: «Очерки психофизиологии письма» опубликованы в 1950 г., а «Основные проблемы нейролингвистики» — в 1975. Тем не менее в них много общего. Их объединяет одинаковая задача — описать строение сложных функциональных систем речи и письма в норме, используя нейропсихологичеасую методологию. А. Р. Лурия сопоставляет клинические данные о распаде функции с широким кругом фактов онтогенеза речи и письма, истории языка, межъязыковых сравнений. Обобщить эти данные позволяют разработанные А. Р. Лурия вслед за Л. С. Выготским принципы социального происхождения, системного строения и хроногенной организации и локализации психических функций.
Вопросы строения функций речи и письма, которые раскрывает в своих работах А. Р. Лурия, сейчас, как никогда, востребованы практикой. Нейролингвистический анализ строения речи стал теоретической базой логопедической и психологической работы по преодолению трудностей формирования речи или ее нарушений при мозговых поражениях. Нейропсихологический и нейролингвистический анализ строения письма является теоретической основой изучения дисграфий и разработки методов коррекции отклонений в формировании письма.
Нейропсихология и нейролингвистика сегодня — это части более общей области науки, объединяющей человековедение и нейронауки и совмещающей культурно-исторический и естественнонаучный подходы. Публикуемые в этой книге работы А.Р. Лурия были одними из первых исследований по когнитивной нейропсихологии, составившей начальное ядро названной области науки. На пути развития мировой когнитивной нейропсихологии было много колебаний: отказ от проблем локализации и возврат к ним, отказ от синдромов и возврат к ним, споры вокруг модулей мозга. Классические работы А. Р. Лурия остаются примером выверенной методологии, системного и динамического подходов, т. е. тех принципов, которые на новом уровне знаний отстаивают современные ученые.
В названии «Очерков психофизиологии письма» было бы употреблено слово «нейропсихология», если бы А.Р. Лурия публиковал их лет на 20 позже. Однако, когда эта работа писалась, термин
«нейропсихология» еще не прижился, кроме того, и занятие психологией накануне Павловской сессии 1950 г. было делом рискованным.
Сравнивая нарушения письма при локальных поражениях мозга с результатами анализа формирования этой функции у детей в норме и с отклонениями в развитии, А.Р. Лурия выделяет в составе функции письма следующие компоненты:
1) слуховой анализ, кинестетический анализ, зрительную и зрительно-пространственную организацию письма (т.е. компоненты, осуществляемые при участии задних отделов коры);
2) кинетическую организацию графических движений и программу, замысел письменного сообщения и его воплощения (два эти компонента реализуются при участии передних отделов коры).
Что добавил бы А.Р. Лурия к этому списку, если бы писал книгу на 25 лет позже? Во-первых, он отметил бы участие в письме «I энергетического блока», т. е. тех глубинных и стволовых структур, которые участвуют в регуляции тонуса коры. Во-вторых, вслед за пионерскими работами Е.П.Кок (1967) и Э. Г. Симерницкой (1975)1 по межполушарным различиям он остановился бы на вкладе правополушарных функций в процесс письма. Сейчас по второму вопросу мы знаем несколько больше, но принципиальный подход сохраняется (см., например, сборник «Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция» (2001), в частности нашу статью «Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика»).
Особенности развития речи у детей с афазией
... учения о речи. В настоящее время общепринятои? является нейропсихологическая классификация афазий А. Р. Лурии. Нейропсихологический подход А. Р. Лурии к организации высших корковых функций является продолжением ... т. п., которая ведет к специфическому системному нарушению понимания речи, письма, чтения, счета. При афазии специфически системно нарушается реализация разных уровней, сторон, видов ...
Важно отметить также, что в системном анализе функции письма А.Р. Лурия не ограничивается описанием ее компонентного строения «по горизонтали», а указывает на сложную подвижную организацию функции «по вертикали», зависящую от освоенности функции, от уровня произвольности, автоматизированности написания отдельных слов и оборотов. А. Р. Лурия приводит пример, как больной, который по просьбе психолога не мог написать свою фамилию, пишет ее непроизвольно после задания написать следующее слово. Подробнее эти вопросы рассматриваются в его более поздней статье1. Таким образом, А. Р. Лурия раскрывает не только системную, но и динамическую организацию функции письма.
«Очерки психофизиологии письма» стали для меня первой книгой по нейропсихологии, которую я прочитала, еще будучи студенткой дефектологического факультета, и благодарна судьбе за это — даже сегодня данная книга является прекрасным введением в когнитивную нейропсихологию, нейропсихологию познавательных процессов. Она показывает, как нейропсихологический метод может быть использован для решения общепсихологических проблем, для построения здоровьесберегающих технологий обучения и помощи детям с трудностями обучения.
Свою книгу «Основные проблемы нейролингвистики» А.Р. Лурия писал, можно сказать, в течение всей жизни: проблемы речи волновали его на всех этапах научной деятельности.
Уже в 20-е годы он исследовал ассоциативные реакции у детей и предложил их классификацию с учетом психологических и лингвистических параметров.
В 30-е годы в круг интересов А. Р. Лурия входит афазия. В целях поиска диагностических средств для выявления афазии он обращается к работам по сравнительно-историческому языкознанию, чтобы в истории языка обнаружить более простые и более сложные синтаксические конструкции. В письмах будущей жене Лане Пименовне Линчиной летом 1933 года из Харькова он пишет: «Мой афазик счастлив и сделает таким же и меня, как только я примусь за него… Я кончаю расправляться с моими афазиками, стараюсь убедить почтенных старичков, что брат отца — совсем другое, чем отец брата, что «черный» — это вовсе не «менее темный»… и т.д.»2.
Еще ранее его внимание к фонологическому направлению в лингвистике, в частности к работам Р.О.Якобсона, привлек Л.С. Выготский. А.Р. Лурия познакомился с Р.О.Якобсоном в 1929 г. во время поездки в США, позднее они тесно сотрудничали и дружили.
0 второй половине 30-х годов А.Р. Лурия в своей научной автобиографии пишет: «Мои исследования, посвященные трем типам афазии… означали конец моих «школьных лет». В это время я пытался подвести итог своих идей в труде, который был задуман как трехтомный… Я написал первый том, посвященный сенсорной афазии, и получил за эту работу ученую степень доктора медицины. Я начал писать и второй том — по семантической афазии, но мои материалы были слишком фрагментарны, и работа осталась незаконченной. Я также начал писать книгу о двух формах моторной афазии, но вскоре понял, что это не более чем начало работы. Все эти три рукописи остались ненапечатанными. Только в 1947 году появилась моя «Травматическая афазия», в которой были обобщены результаты исследований этих проблем»3.
Речь и мышление, проблемы их взаимосвязи
... единства, которое именуется речевым мышлением. ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ Мышление как особого рода деятельность ... индукция и дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение - представляет собой серию логически связанных высказываний, ... раздельного и совместного развития. Л.С.Выготский писал, что слово так же относится к речи, как и к мышлению. ...
В 50-е годы Лурия изучает становление речевой регуляции действий и особенности семантических связей слов у здоровых детей и Детей с отклонениями в развитии (Лурия, Виноградова, 1959, 197I)2.
2 См.: Luria A. R., Vinogradova О. S. An objective investigation of the dynamics of semantic systems. «Brit. J. Psychol», v. 50, 1959; Лурия А. Р., Виноградова О. С. Объективное исследование динамики семантических систем. «Семантическая структура слова». — М., 1971.
В 1964 г. он пишет доклад «Факторы и формы афазии» для симпозиума «Нарушения речи», организованного Фондом США в Лондоне. Этот симпозиум, на котором Р.Якобсон читал заглавный доклад, содержавший лингвистическую интерпретацию классификации афазий А. Р. Лурия, стал вехой в развитии психо- и нейролингвистики во всем мире.
В 1966 г. докладом А. Р. Лурия открылся первый симпозиум по психолингвистике в нашей стране. Это был период бурного расцвета психолингвистики, на нее возлагали большие надежды в связи с задачами создания искусственного интеллекта и систем машинного перевода. А. Р. Лурия знакомится с новейшими отечественными и зарубежными исследованиями в этой области, которые в огромном количестве присылались и приносились ему их авторами. Попыткой обобщения основных из этих работ и подведения итогов нового этапа изучения афазии и являются «Основные проблемы нейролингвистики».
В предисловии к своей книге А. Р. Лурия пишет, что «нейролингвистика является новой отраслью науки, стоящей на границе психологии, неврологии и лингвистики. Она изучает мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга». Основу этой отрасли науки составляет нейропсихологический метод анализа, который предполагает выделение первичного дефекта из сложной картины речевого нарушения.
Вслед за Л. С. Выготским А. Р. Лурия рассматривает построение речевого сообщения как «переход от мысли к слову», состоящий из этапов: мотив — мысль — внутренняя речь — превращение внутренних смыслов в систему внешних развернутых значений — внешняя речь. Одновременно процесс понимания высказывания предполагает обратный процесс от анализа синтаксических структур и лексических значений к их свертыванию во внутренней речи и пониманию замысла и мотивов собеседника.
В своей книге А. Р. Лурия рассматривает, как процессы формирования и понимания речевого сообщения распадаются при локальных поражениях мозга и какие звенья этих процессов первично страдают при разных по топике поражениях.
В этом анализе он широко использует выдвинутое лингвистами Н.Г. Крушевским (1883), Ф. де Соссюром (1916) и Р.Якобсоном (1964) противопоставление синтагматических и парадигматических связей языковых элементов, показывая, что синтагматика, синтаксис первично страдают при передних поражениях мозга, а выбор звука и слова из парадигм — при задних.
Восприятие и понимание речи
... (или создаваемый воображением автора». Модель процесса восприятия речи, предложенная Ч. Осгудом, может быть ... ведущее значение, и сформулировать общую мысль высказывания, а иногда и расшифровать ... двухсловном сочетании), а затем - о связях между смысловыми звеньями, после чего осуществляется ... Методы исследования понимания речи (вопросы и конструкции) По мнению А.Р. Лурия, наименее разработанными в ...
А. Р. Лурия пригласил быть редакторами его книги известного лингвиста И.А.Мельчука и меня. И.А.Мельчук, представитель нового в те годы генеративного направления в лингвистике, был рекомендован ему Р.О.Якобсоном. В «Основных проблемах
нейролингвистики» отразилось увлечение А. Р. Лурия порождающей лингвистической моделью «Смысл — Текст», авторами которой были И.А.Мельчук и А.К. Жолковский. Генеративисты впервые по-настоящему столкнулись с теми сложными задачами, которые решают говорящий и слушающий при порождении и восприятии речи. Их пафос был понятен и близок А. Р. Лурия. И потому он делает попытку «психологизировать» порождающую лингвистическую модель аналогично тому, как это сделал Джордж Миллер по отношению к трансформационной модели языка Н.Хомского. В связи с этим он так формулирует этапы от мысли к слову, о которых говорилось выше: «Путь от мысли к речи… 1) начинается с мотива и общего замысла (который с самого начала известен субъекту в самых общих чертах), 2) проходит через стадию внутренней речи, которая, по-видимому, опирается на схемы семантической записи с ее потенциальными связями, 3) приводит к формированию глубинно-синтаксической структуры, а затем 4) развертывается во внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхностно-синтаксическую структуру»1.
Наибольшие проблемы возникли с семантической записью, в которой не могут быть зафиксированы «потенциальные связи». В модели Мельчука — Жолковского она представлена вполне определенным конечным семантическим графом, вершины которого обозначали семантические единицы, а соединяющие их дуги — семантические связи. Проблематично и само соотнесение семантической записи с внутренней речью, что отразилось в колебаниях А. Р. Лурия в определении ее места. Пятью страницами выше он пишет, что семантическая запись (семантические представления) «стоит на границе мысли и семантической организации внутренней речи», и предполагает, что «семантическое представление является многомерной симультанной структурой» (с. 33—34).
Еще ранее он пишет: «Можно думать, что семантическая запись является моделью той смысловой схемы, которая заключена в исходной мысли»2. По сути, здесь читатель вводится в лабораторию творческих поисков А.Р. Лурия. Книги А.Р. Лурия — это дневники, отражающие движение его мысли. В данном случае его мысль натолкнулась на серьезное противоречие. С одной стороны, А. Р. Лурия был убежден в том, что «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове», как об этом писал Л. С. Выготский. С другой стороны, он был не менее убежден в том, что процесс речемышления познаваем и теоретически моделируем и что возможно моделирование многомерной симультанной структуры с потенциальными связями. Современные модели, именуемые «нейронными сетями», лучше подходят для этой цели, но в то время в качестве ближайшей аппроксимации он выбрал представление семантической записи из модели «Смысл—Текст».
В модели «Смысл —Текст» все уровни так или иначе вербальны, что оправданно для решения задач машинного перевода. Реальный говорящий не может начинать с развернутой вербальной записи: смысл (мысль) репрезентируется иначе, чем слова. По Л.С. Выготскому, «всякая мысль совершает работу, соединяет что-то с чем-то», она производит это в актуализируемом смысловом поле, которое имеет, скорее, образную природу, чем вербальную, указания на это можно найти и у Л. С. Выготского, и у А.Р. Лурия. Внутреннее слово уже имеет двойственную природу: у него вербальная репрезентация, но оно привязано к тому образному содержанию, словесным выражением которого является1.
Мышление и речь 4
... опосредствованному отражению. В качестве средств используются знаки, прежде всего речь. [8; 206] Итак, «мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного к общему и ... и недостаточная разработанность обусловили выбор темы нашего курсового исследования. Цель. Рассмотреть взаимосвязь речи и мышления Задачи: 1. Исследовать работы ученых, связанные непосредственно с темой ...
Мы столь большое внимание уделили пониманию психологической структуры построения высказывания, поскольку и сейчас этот вопрос является предметом активного обсуждения, в котором принимают участие и психологи, и лингвисты. Сегодняшние споры решать следующему поколению исследователей, и наилучшее введение в эту проблематику они найдут в книге А.Р. Лурия, которая по богатству фактического материала, по широте сравнений и глубине обобщений может быть причислена к мировому фонду лучших работ, обсуждающих проблемы механизмов речи.
В целом публикуемые в этой книге две монографии А. Р. Лурия будут интересны широкому кругу читателей. Он умел писать очень просто и доходчиво о самых сложных вопросах психологии, в том числе о психологии речи. Поэтому его книга может быть рекомендована и зрелым специалистам, и начинающим знакомство с наукой студентам. Представители разных профессий: психологи, лингвисты, педагоги, занимающиеся обучением письму или преподающие иностранный язык, дефектологи, особенно логопеды, специалисты по коррекционно-развивающему обучению, врачи — все они найдут ценный материал для обдумывания и усовершенствования своей практической деятельности.
Т. В. Ахутина
1См.: Кок Е. П. Зрительные агнозии. — Л., 1967; Симерницкая Э. Г. Доминантность полушарий. — Мг1975.
1См.: Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г., Тыбулевич Б. Об изменении мозговой организации психических процессов по мере их функционального развития // Психологические исследования. — М., 1973.
2Лурия Е. А. Мой отец А.Р. Лурия. — М., 1994.
3Лурия А. Р. Этапы пройденного пути. — М., 1982. — С. 128
1Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1975. — С. 38.
2Там же. — С. 21. См. также с. 24.
1Подробнее об этом можно прочитать в книгах А.А Леонтьева «Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания». — М., 1969 и «Основы психолингвистики». — М., 1997 и особенно в его статье «Нереализованные идеи А.Н.Леонтьева», опубликованной в сборнике «Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А.Н.Леонтьева». — М., 1999. См. также: Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. — М., 1975; Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. — М., 1989.