Содержание
Содержание
Введение.
Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура.
.1 Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования.
Глава 2. Основные подходы к изучению личности как целостной социальной системы.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Личность человека изучается разными науками. История, право, этика, психология, философия, биология и другие науки исследуют разные аспекты функционирования личности в природной и социальной средах.
В философии проблема личности — это, прежде всего вопрос о месте человека в мире, о том, может ли он стать господином собственной судьбы, «сделать» себя самого, создать свою собственную жизнь. Другими словами, это, прежде всего проблема человека. Не случайно философия рассматривается как «форма деятельности человека, ориентированная на осмысление основных проблем его бытия и на эволюцию последних, на определение возможностей и границ человеческой самореализации в отношениях людей с природой, культурой, с различными видами жизненных средств, выработанных общественной эволюцией». В философии формулируется фундаментальный, базовый подход к личности. Под ней понимается «индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и деятельности, а также — своих собственных сил, способностей, потребностей, интересов, устремлений и т.д.».
В общей психологии личность рассматривается чаще всего как некое ядро, интегрирующее начало (по И.С. Кону), связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость, «особое качество приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения». Психологический уровень анализа проблемы личности включает в себя вопросы о мотивах, потребностях, темпераменте, характере, а также о субъективном представлении человека о самом себе. Таким образом, это вопрос о самосознании, включая образ собственного Я, самооценку и самоуважение, от чего во многом зависят уровень притязаний и реальное индивидуальное поведение.
Отправная точка социологического видения личности — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции и роли, которые он выполняет. Это не столько человек, сколько мир человека, причем как внутренний, так и внешний. Это человек в отношениях с обществом и его структурными подсистемами. Однако в них человек участвует, с точки зрения социологии, не как, индивид, а как член социальной общности. Следовательно, его поведение не индивидуально, а социально, ибо детерминировано конкретным социумом.
По МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, ...
... образовательное учреждение «Новокузнецкий педагогический колледж» МДК 03.02 Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с задержкой психического развития и недостатками речевого развития «Обучение ... наш дом 17. Мебель 18. Семья 19. Школа, школьные принадлежности 20. Профессии людей 21. Зима, Новый год 22. День защитника Отечества 23. Весна, 8 Марта ...
В социологическом знании проблема личности занимает одно из центральных мест. Личность — центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии.
Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе своей жизнедеятельности. Являясь биологическим организмом, она обладает социальной сущностью, социальными качествами.
Уже общепризнано, что законы экономики, организаций, управления действуют только через деятельность людей, определяя их поступки и поведение. Нельзя ориентироваться на автоматизм действия законов. Противоречия между интересами личностей, коллективов, групп общества нарушают действия законов, приводят к разного рода отклонениям, злоупотреблениям, преступлениям, искажениям, корректировкам и во многом определяют уникальность, неповторимость как самих систем, так и их поведения. Неповторимость человека выражается в уникальной системе его качеств, определяющих профессионализм, и его душевных качеств, определяющих личность. Зная все эти качества, можно влиять и управлять личностью как целостной социальной системой.
Глава 1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура
личность социальный система психологический
На вопрос о том, что такое личность, социологи и психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов проявляется сложность самого понятия. В самом общем виде личность — это человек со своими, полученными от природы, общения и воспитания особенностями. Человек не рождается личностью, он ею становится по мере активного вхождения в жизнь общества, освоения накопленного социального опыта. Становление личности происходит в процессе ее социализации.
Социализация — это процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы и ценности отдельных людей, группы, общества. Она включает в себя как овладение навыками, умениями, знаниями, связанными с природными объектами, так и формирование ценностей, идеалов, норм и принципов социального поведения. Социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни, социума (общества).
В социализации личности обычно выделяется две фазы: социальную адаптацию и интериоризацию.
Социальная адаптация — это приспособление индивида к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на разных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам и социальным организациям и социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности.
Интериоризация — это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, когда эти нормы и ценности становятся его внутренним «Я». Характер перевода социальных норм и ценностей и других компонентов внешней среды во внутреннее «Я» обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом.
Личность начинает формироваться в семье в раннем детстве. Еще большее влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: процесс обучения, воспитательное воздействие учителей, внутриколлективные отношения и т.д. Далее личность продолжает формироваться и развиваться в студенческих, различного рода трудовых коллективах, социальные нормы поведения которых предъявляют соответствующие требования к поведению каждого человека как члена данного коллектива. Формирование личности в коллективе происходит путем как невольного подражания общепринятым групповым нормам, так и сознательного усвоения требований коллектива. Мощное формирующее воздействие на личность оказывают средства массовой информации (телевидение, радио, печать).
Познание мира, общества, человека
... разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, ... разума, рассматривал его не только как высший этап познания, но и в качестве демиурга (творца) мира. В XIX в. в философии начинает складываться течение иррационализма: ...
Кроме того, личность формирует сама себя и в процессе самовоспитания.
Как целостная социальная система личность имеет свою внутреннюю структуру, состоящую из уровней.
Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества личности (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
Психологический уровень личности объединяет ее психологические особенности (чувства, воля, память, мышление).
Психологические особенности находятся в тесной взаимосвязи с наследственностью личности.
Наконец, социальный уровень личности разделяется на три подуровня:
собственно социологический (мотивы поведения, интересы личности, жизненный опыт, цели), этот подуровень теснее связан с общественным сознанием, которое объективно по отношению к каждому человеку, выступая как часть социальной среды, как материал для индивидуального сознания;
специфически-культурный (ценностные и иные установки, нормы поведения);
нравственный.
Каждая личность является носителем того общего, что характерно для всего общества, и вместе с тем особенного, типичного для группы (коллектива), в которой она постоянно живет, учится, работает. Но каждой личности присущи также индивидуальные особенности, которые определяются наследственными характеристиками, природными задатками и т.д. Поэтому личность представляет собой единство биологических и социальных, врожденных и приобретенных в процессе социализации качеств (т.е. она является биосоциальным существом).
В основе биологических качеств лежит генотип, наследственная информация; в основе социальных качеств — воздействие социального окружения, среды. Наряду с понятием «личность» в науке существует понятие «индивидуальность», связанное с учетом в человеке своеобразия его психики и неповторимости в сравнении с другими людьми.
Основной показатель ценности любого человека для общества — характер его социальной активности. Поэтому различают «всесторонне и односторонне» развитые личности, прогрессивную и реакционную, моральную и безнравственную личности и т.д. Главная социальная проблема в изучении современного типа личности, когда в условиях перехода экономики страны к рыночным отношениям резко возросло значение человеческого фактора, заключается в том, чтобы раскрыть и использовать на благо общества творческий потенциал каждого человека, привести в действие его скрытые социальные и психологические возможности. Эта задача приобрела первостепенную важность за рубежом. Основные капиталовложения в компаниях идут не на технико-технологическое развитие, а на развитие «человековедческих» технологий. Такие вложения наиболее прибыльны — как показывают специальные исследования, каждый человек талантлив в той или иной мере, а использует он в различных формах деятельности всего лишь 10-12% своего потенциала.
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
... фактический характер Б) характер оценочных суждений А Б 12 34 Потребности и способности человека 1. К социальным потребностям человека относится потребность 1) дышать 2) питаться 3) спать 4) общаться 2. ... прогнозирование 12. Игра, общение познание - это 1) виды деятельности человека 2) этапы формирования личности 3) виды поведения всех живых существ 4) формы коммуникации 13. Запишите слово, ...
В целях обеспечения эффективного управления поведением работника (как со стороны менеджера, так и методом самоуправления) необходимо рассмотреть социально-психологическую структуру личности.
Исследования, посвященные системному подходу в науке, показали, что важнейшей характеристикой каждой системы является ее структура. Структура — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность. Разработка научного представления о структуре личности является предпосылкой создания целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди ученых-обществоведов (в первую очередь среди психологов) сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, можно считать устоявшимся в психологии подход, связанный с выделением в личности направленности, характера, темперамента и способностей. Ученые рассматривают их как сложные структуры свойств, составляющие в совокупности общую систему, характеризующую целостную личность. При этом они обозначают направленность как систему потребностей, интересов и идеалов; темперамент — как систему природных свойств; способности — как ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств и, наконец, характер — как синтез отношений и способов поведения.
Из анализа структуры личности становится очевидным, что ее поведение определяется потребностями. В научной литературе наиболее подробно и структурно разработал теорию потребностей американский психолог А. Маслоу.
Он одним из первых указал на сложность и многообразие потребностей, а также показал их влияние на мотивацию поведения личности.
Существует множество социальных и моральных потребностей, которые изучаются и учитываются в социологии и психологии управления. Среди них можно выделить следующие: потребность в самоуважении, потребность в самоутверждении, в признании, в социальной роли, в самовыражении, в активности, в продолжении рода и самовоспроизводстве, в досуге, в самосохранении, в стабильности, в социальном статусе, в социальной солидарности и т.д. Из всего общего количества существующих потребностей необходимо в управлении выделить те, которые регулируют в настоящее время и управляют поведением личности. Регулируя и удовлетворяя актуальные потребности личности, можно управлять ее поведением, особенно в том случае, когда потребности осознаются.
Потребности зачастую выступают в форме интереса. Интерес — это конкретное выражение осознанных потребностей. В отличие от потребности интерес направлен на те социальные отношения, от которых зависит удовлетворение нужд работника. Если потребности показывают, что нужно человеку для нормальной жизни, то интерес отвечает на вопрос, как действовать, чтобы удовлетворить данную потребность. Интересы бывают как материальные (интересы к денежным и материально-вещественным средствам удовлетворения потребностей) и нематериальные (к знаниям, науке, культуре и т.д.).
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... 3. наблюдательность и память; 4. способность чувствовать настроение другого человека, чуткость; 5. эрудиция, выразительная речь, ... работниках нашего ресторана. Я считаю, что в случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность ... отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики ...
Таким образом, формируя определенный интерес и удовлетворяя определенного вида потребности, можно регулировать поведение личности, формировать определенный тип ее поведения, управлять личностью.
Важной основой для управления личностью являются ее ценности и ценностные ориентации. Ценности — это представления субъекта, общества, класса, социальной группы о главных и важных целях жизни, а также основных средств достижения этих целей. Ценности бывают: материальные, духовные, социальные, политические и т.д. Направленность личности на те или иные ценности материальной или духовной культуры общества характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат общим ориентиром в человеческом поведении. Если для человека важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, то некоторое время он может не думать о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями.
В то же время необходимо учитывать, что поведение человека обуславливается не только системой ценностей общества, окружения личности, трудовой организации, но и социальными нормами — стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Если ценности задают то или иное направление поведения группы, человека, его мотивации, то нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают. Так, если ценностью считается труд содержательный, разнообразный и творческий, то нормой будет поиск такого места работы, которое предоставляет соответствующие условия для этого труда.
Участвуя в деятельности, человек, как правило, имеет ряд разнообразных потребностей, интересов, ценностных ориентации. Они могут быть существенными или несущественными, разной степени значимости и актуальности. В ходе соотнесения потребностей, интересов, ценностей с существующей ситуацией посредством мотивов (это внутреннее побуждение человека осуществляется выбор наиболее значимых из них. Мотивы выполняют различные функции:
• ориентирующую, когда мотив направляет поведение индивида в ситуации выбора вариантов поведения;
• смыслообразующую, когда мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения человека, выявляя его личностный смысл;
• опосредствующую, когда мотив рождается на стыке внешних и внутренних побудителей, опосредуя их влияние на поведение;
• мобилизующая, когда при необходимости мотив мобилизует все силы человека для реализации значимых для него видов деятельности;
• оправдательная, когда в мотиве заложено отношение индивида к должному, нормируемому извне образцу, эталону поведения, социальной и нравственной норме.
Группа ведущих мотивов, определяющих поведение человека, получила название мотивационного ядра. На поведение человека оказывают влияние различные составляющие.
Для формирования и управления поведением личности необходимо учитывать и такие ее психологические характеристики, как:
• интеллект: глубина мысли, логичность, критичность мышления и т.д.
• волевые свойства личности: целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность и т.д.
• моральные, интеллектуальные и эстетические чувства: эмоциональное отношение к своему и поведению других, переживания в процессе умственной деятельности, чувства, возникающие при восприятии и создании человеком прекрасного;
• черты темперамента
• способности: как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями; общеуправленческие способности — психологический такт, практический ум, общественная энергичность; частные управленческие способности — способности к целеполаганию, к прогнозированию, к планированию, усвоению и использованию информацией и т.д.
Рассмотренные выше элементы социально-психологической структуры личности отражают характер человека как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей (свойств) личности, складывающихся, проявляющихся в труде, и общении, обуславливающихся типичные способы поведения.
1.1 Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования
Соответствие профессиональных и личностных качеств человека требованиям занимаемого им рабочего места является залогом успеха в деятельности и удовлетворенности работника своим трудом и своей организацией. Сочетание потребности работника развивать свой потенциал и достигать успеха и наличие соответствующей возможности на рабочем месте и общем случае обеспечивает трудовой энтузиазм, творчески и подход к работе, лояльность работника организации.
Личностный потенциал характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.
Руководителю (менеджеру) необходимо знать структуру личностного потенциала каждого из своих подчиненных, ибо, как справедливо выразился выдающийся американский менеджер, Ли Якокка, главная задача управления — высвободить скрытую энергию, заключенную в сотрудниках. Английские специалисты по менеджмент М. Вудкок и Д. Френсис отмечают, что для развитых и эффективных сотрудников должны быть характерны следующие черты:
) энергичность;
) умение управлять своими эмоциями;
) готовность открыто излагать свое мнение;
) способность изменять свою точку зрения под воздействием аргументов, но не силы;
) способность хорошо излагать свое мнение.
Авторы отмечают, что работники, не умеющие достигнуть успехов в индивидуальной работе, обычно исповедуют пассивный подход к жизни, стремясь вернуться к стабильности. Их пугает все новое и неизвестное, и они пытаются по возможности избежать этого. Такие работники не склонны разбираться в себе и своих убеждениях, и поэтому чужое мнение и критика воспринимаются ими как угроза. Напротив, те работники, кто часто добиваются успешных результатов, склонны к активному отношению к жизни. В их руках любое дело спорится, они хотят больше о себе знать и заинтересованы в получении обратной связи от своих коллег. Они приветствуют конструктивную критику, умеют ценить время и свой труд.
В научной литературе проблема изучения личностного потенциала практически не нашла отражения. Этой теме были посвящены лишь отдельные фрагментарные исследования. Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов психофизиологического, трудового и творческого потенциалов (Рис. 2).
Психофизиологический потенциал работника определяется психологическими и физическими возможностями, в основе которых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности общие, специальные, практические).
Работоспособность (или трудолюбие) в этом плане является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой. Но процесс формирования трудолюбия у человека связан с действием таких социальных механизмов, как социализация (процесс усвоения социального опыта и воспитания.
Трудовой потенциал работника представляет собой совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специальных учебных заведениях (в училищах, техникумах, вузах и др.) Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его профессионального мастерства.
Предпосылкой успешного овладения профессией и конкретной работой является наличие у работника способности и готовности к труду. Необходимо отметить, что в условиях рыночных отношений этому аспекту необходимо уделить первостепенное внимание, так как переход от плановой к рыночной экономике коренным образом меняет роль и место работника в трудовом процессе. Если раньше он рассматривался лишь как рабочая сила то сейчас, в новых условиях, возникают новые требования, ибо эффективный труд становится невозможным без проявления инициативы и ответственности со стороны каждого работника.
Уровень использования трудового потенциала конкретного работника определяется также структурой мотивов его трудовой деятельности. Как показывают социологические исследования на предприятиях различных отраслей народного хозяйства основными мотивами своего труда работники называют материальные, интерес к процессу труда, а также нравственные мотивы. Наряду с материальными мотивами формируются и предпринимательские (стремление создать свое дело), а также мотивы самореализации (полнее использовать в работе свои способности).
Наконец, степень использования трудового потенциала работника определяется уровнем его идентификации с коллективом. Под идентификацией личности понимается процесс ее отождествления с первичным трудовым коллективом. На эмпирическом уровне идентификация личности с коллективом представляет собой определенную степень усвоения ею групповых норм поведения.
Творчество в психологии понимается как деятельность личности, результатом которой является создание принципиально новых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает наличие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности. При этом основной потребностью человека является его потребность в самореализации, в раскрытии и в расширении его созидательных возможностей. Существенным моментом является увлеченность своей работой, состояние вдохновения. Вдохновение характеризуется, с одной стороны, высокой результативностью труда, с другой — огромным подъемом и напряжением духовных сил человека.
Итак, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от какого-либо одного элемента, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой производительной способности работника. Ее формирование осуществляется тем же способом, что и развитие любой интегральной способности личности, т.е. на основе диалектического единства общих (психофизиологических и интеллектуальных), и практических (организаторских, творческих и т.д.) личностных способностей.
Критерием уровня развития личностного потенциала работника, внутренней сбалансированности его структурных элементов, динамических связей и отношений служат качественные характеристики отдачи физических и духовных сил, творческой энергии в процессе трудовой деятельности. Эта отдача находит свое выражение в развитии социальной (трудовой и общественной) активности работника.
Глава 2. Основные подходы к изучению личности как целостной социальной системы
Эффективная работа организации и достижение эффекта синэргии возможны при условии, что каждый член организации должен быть полностью включен в структуру организации, систему коммуникационных связей, технологические и социальные процессы, происходящие в организации. Для решения этой задачи каждый работник должен включиться в систему властных отношений, интегрироваться в коллектив организации или ее подразделений, быть лояльным к культурным нормам организации и принимать существующие и общепринятые основные ценности. Поэтому при изучении социальных взаимодействий между членами организации необходимо всесторонне исследовать личность члена организации и ее участие в организационных связях.
Текущие и будущие изменения в современных организациях (и в частном, и в государственном секторах экономики) свидетельствуют о важности индивидуального подхода к личности каждого работника. Развитие новых технологий, представленных компьютерным интегрированным производством и гибкими производственными системами, требует ответственных и профессиональных работников, способных справиться с заданиями в новых условиях.
Возможность снижения затрат организации и улучшения качества выпускаемых продуктов и услуг определяется качеством персонала в такой же степени (если не в большей), что и технологии. Реализация конкурентных стратегий, имеющих целью постоянное улучшение качества и повышение производительности, в наибольшей степени зависит от рядовых членов организации, которые заинтересованы в успехе так же, как и менеджеры, и получают соответствующее вознаграждение. Это обстоятельство решающим образом влияет на формирование основных направлений работы с членом организации, тактики применения индивидуального подхода.
Любая организация представляет собой иерархическую структуру, в которой каждый из работников занимает определенное место, ранговую позицию или статус. Каждому статусу в организации соответствует система социальных норм и ожиданий, которые в конечном счете могут выражаться в виде требований к работнику, занимающему данный статус. Совокупность ожиданий по отношению к индивиду, занимающему определенный статус, называют социальной ролью. Фактически каждый член организации не входит в нее полностью (у него существуют статусы вне организации), а только своей ролью.
Организация в работе с персоналом всегда сталкивается с вопросами, каким должен быть член организации, на какие основные характеристики личности следует обращать внимание.
Тип личности, личностные характеристики играют большую роль при назначении работника на конкретные должности, при прогнозировании поведения работника, выполняющего специфические организационные роли. Привлечение конкретных особенностей личности считается весьма убедительным аргументом при оценке того или иного члена организации.
Более 50 лет назад известный социальный психолог Д. Оллпорт определил личность как «динамическую организацию тех психологических систем внутри индивида, которые определяют его уникальную подстройку к окружающей среде». Однако это определение практически не применяется при изучении организационного поведения. В практике управления организациями широко распространена традиция использовать для оценки личности одну характеристику, например приятный, плохой, сильный, выдающийся и т.п.
Но решая задачи подбора и расстановки членов организации в соответствии с выполняемыми ими ролями, необходимо учитывать следующее:
· личность представляет собой сложное явление, некоторую целостность, понимание которой связано с учетом комплекса взаимосвязанных характеристик;
· человек не ведет себя одинаково в разных ситуациях (в первую очередь это касается ситуаций общения с другими членами организации), что затрудняет использование простых оценок личностей.
Один из методов изучения потенциальной изменчивости личностных характеристик в социальной среде связан с применением окна Джохари (названного так по имени создателей метода — Джозефа Лафта и Гарри Ингама)
Что ты знаешь обо мне |
Чего ты не знаешь обо мне |
|
То, что мне известно о себе и тебе известно обо мне |
То, что мне известно о себе, а тебе неизвестно |
Что я знаю о себе |
То, что обо мне известно тебе, а мне себе неизвестно |
То, что обо мне неизвестно ни мне, ни тебе |
Чего я не знаю о себе |
Рисунок 3. Окно Джохари.
Этот метод позволяет представить личность работника в двух измерениях — Я и «другие» и используется в обучающих упражнениях для работников, чья деятельность требует от них понимания того, как и почему окружающие имеют о них мнение, отличное от их собственного. На основе этого работник может выработать реальную оценку собственного поведения и лучше понять поведение окружающих. Впоследствии умение «понять других» можно развивать и усиливать. Подобные возможности влияния на поведение «других» делает окно Джохари привлекательным для многих руководителей, поскольку большинство ситуаций в организации связано с необходимостью «сработаться» не только с руководителем или подчиненными, но и с коллегами.
Существует ряд способов, с помощью которых можно выделить различные типы личностей, а также измерить силу какой-либо характерной черты поведения, типичной для данного индивида.
Метод Айзенка. Один из наиболее известных подходов к изучению личности разработан X. Айзенком и состоит в измерении характеристик индивида с помощью непрерывной шкалы, например построенной по принципу интроверсия — экстраверсия. Данные измерений ассоциируются с запросами или качествами, необходимыми члену организации для выполнения определенного круга работ или для выработки поведения в конкретных рабочих ситуациях. Однако опыт показывает, что непрерывность шкалы измерения характеристик личности не позволяет создать ее ярко очерченные типологии, так как люди постоянно меняются в рамках этой непрерывности, причем изменения являются частью ситуации и их не удается учесть при изучении личности.
Опросник Кэттелла. Для упорядочивания типологии психологической структуры членов организации более полезен метод, основанный на использовании черт личности, т.е. таких характеристик индивида, которые остаются постоянными во времени в разных ситуациях. Наиболее известный опросник для определения типов личности — 16-факторный опросник Д. Кэттелла, составленный на основе факторного анализа по результатам опроса большого числа людей. Кэттелл выделил 16 факторов ключевых черт личности, лежащих в основе наблюдаемых моделей поведения, которые в свою очередь соответствуют определенным типам личностей:
Сдержанность — несдержанность
Конкретное мышление — абстрактное мышление
Эмоциональная нестабильность — эмоциональная стабильность
Покорность — напористость
Благоразумность — импульсивность
Целесообразность — честность
Скромность — отчаянность
Несговорчивость — зависимость
Доверчивость — подозрительность
Практичность — непрактичность
Открытость — скрытность
Самоуверенность — тревожность
Консерватизм — экспериментаторство
Зависимость от группы — самодостаточность
Недисциплинированность — самоконтроль
Расслабленность — напряженность
Приведем результаты двух исследований, выполненных Кэттеллом и его учениками в колледжах по управлению персоналом. В первом исследовании сравнивались личностные черты бухгалтеров и менеджеров. Выяснилось, что бухгалтеры предпочитают принимать решения самостоятельно, следуя правилам и не торопясь, а для менеджеров характерны недоверие к другим членам организации, нетерпеливость, стремление обойти правила, если соответствующие действия могут привести к достижению поставленных целей.
Во втором исследовании было обнаружено, что бухгалтеры более критичны и точны, чем менеджеры, и в меньшей степени способны к конкурентной борьбе, а менеджеры по персоналу способны к адаптации и чувствительности, замедляют принятие решений в группах и имеют более богатое воображение относительно перспектив развития, чем другие группы обследуемых. Эти примеры свидетельствуют о возможности использования черт личности для решения проблем подбора и расстановки кадров в организации.
Метод «проективных тестов». В этих тестах используются такие многозначащие стимулы, как место действия картины, а в тесте Роршаха — даже чернильные пятна. Испытуемый рассказывает (устно или письменно) на основании сцены из картины, что происходит и что может произойти в будущем, или об образе, который ассоциируется у него с данным чернильным пятном, фрагментом картины. Воспринимая по-своему намеки из нарисованного действия, изображенных на картинке людей, их одежды и т.д., испытуемые приписывают им определенные характеристики. Приписываемые характеристики (проекции) можно понимать как указание на склонность испытуемого к определенным реакциям, которые составляют основу моделей поведения, характерного для данного человека. При изучении достаточно больших групп появляется возможность выявить те типы ответов, которые соотносятся с определенными личностными чертами.
Руководству организации важно установить, как будет себя вести тот или иной работник при выполнении заданий. Но личностные типы могут быть и не связаны с успехами в той или иной области деятельности; кроме того, нет точных описаний взаимосвязи трудовой деятельности с предпочтительными для этих позиций личностными типами, а сама работа может в известной степени изменять тип личности.
Для того чтобы оценить степень пригодности конкретной личности для данного вида работы, используются методики и опросники, имеющие целью выявить деловые качества, необходимые для осуществления трудовой деятельности в определенной организации. По своему виду и структуре эти методики и опросники весьма напоминают опросник Кэттелла, но они сконструированы не для выявления личностных черт, а для прогнозирования поведения индивида при выполнении различных работ.
Профессиональный личностный опросник представляет собой пакет тестов, сформированных на результатах широкомасштабных исследований различных видов деятельности в организациях. Основу тестов составляют четыре аспекта личности, связанные с выполнением работ: взаимоотношения с другими членами организации; стиль мышления; чувства и эмоции; то, что называется «энергия».
Одним из преимуществ использования данного опросника в практике подбора кадров является то, что тестирование можно проводить с помощью компьютеров. Сложность применения опросника связана с возможностью неадекватной интерпретации результатов вследствие различных стереотипов тех, кто объясняет полученные данные.
Полезность таких опросников обусловлена еще и тем, что можно сохранять результаты опроса и сравнивать их с показателями, проявленными работником, что позволяет решать проблему личностного развития и планирования карьеры. Например, фирма Rank Xerox предпочитает подбирать работников, отвечающих на телефонные звонки, из числа так называемых оптимистов, поскольку в их ответах не должно быть слышно смущения или раздражения, даже если потенциальные клиенты возмущены и резки. Они продолжают работать с мыслью, что следующий звонок непременно приведет к большому заказу. Другие виды работ могут требовать от членов организации способности к общению, услужливого отношения к клиентам и т.д.
При исследовании личности в организации необходимо учитывать культурные, социальные (включая семейный фактор), ситуационные и биологические факторы, влияющие на ее формирование и деятельность.
Заключение
Разносторонне и комплексно изучая внутренний мир и внешние проявления деятельности каждой личности в организации, менеджер становится способным объективно определять уровень его психологического развития, а следовательно, обоснованно «встраивать» его в рамки организационной культуры (что происходит в первую очередь), штатного расписания, формальных и неформальных взаимоотношений.
Иногда той личностью, которая играет существенную роль в истории организации, оказывается и не самый главный работник. Так, старинный английский банк «Barings» потерпел крах из-за биржевого маклера. И хотя говорят, что причиной краха в конечном счете послужило неэффективная управленческая структура, если бы на месте Ника Лиссона оказался другой человек, все могло бы произойти по-другому.
Руководство банка «Barings» наделило своего лучшего биржевого маклера в сингапурском офисе Ника Лиссона ответственностью и за биржевую торговлю ценными бумагами, и за работу филиала. Обладая, по-видимому, авантюрными наклонностями, он пустился в рискованные операции с ценными бумагами. При первых неудачах он, как человек молодой и самонадеянный, не стал отражать это в бухгалтерской отчетности и тем самым исказил истинное состояние дел в компании и перед коллегами, и перед начальством.
Управленческие промахи лишь усугубили ситуацию. Так, отсутствие административного контроля позволило перевести 742 млн. фунтов стерлингов — сумму, в два раза превышающую основные средства банка, в Сингапур для финансирования спекуляций Лиссона производными ценными бумагами.
Отрицательно повлияло и то, что организация, где работал Лиссон, являла собой пример молодежной компании. Персонал много и упорно трудился, смело принимая на себя риск. Стремление к успеху, так высоко ценимое в культуре, подталкивало молодежь к покорению новых вершин бизнеса. В этой культуре недостатки Лиссона рассматривались как достоинства. Да и филиал был укомплектован молодыми клерками, чьих способностей и опыта было явно недостаточно для обнаружения несоответствий в бухгалтерских документах и подач сигнала тревоги.
И эта культура, считавшаяся достоинством, вдруг сыграла отрицательную роль: она оказалась несовместимой с освященной традициями, не приветствующей высокий риск культурой банка «Barings».
Список использованной литературы
1. Гулиев М.А. Социология и психология управления — Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.
. Зборовский Г.Е. Общая социология — М., Гардарики,2004.
. Зинченко Г.П. Социология управления — Ростов-на-Дону, СКАГС, 2003
. Ильин Г.Л. Социология и психология управления — М., Академия, 2005.
. Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления — М., Экзамен, 2002.
. Фролов С.С. Социология организаций — М., Гардарики,2001.