ПЕНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

Курс цветоведения и колористики в МГУДТ для дизайнеров 2012 г. 2 семестр.

Лекции читает и проводит лабораторные работы доцент кафедры физики,

гл. научный сотр. ВНИИТехнической эстетики (ВНИИТЭ), канд. физ-мат.

ПЕНОВА ИРИНА ВАСИЛЬЕВНА

ЛЕКЦИЯ 1

«… Кажется неле­пым то, что хотя студенты и профессиональные художники довольно хорошо информированы о ранних достижениях науки о цвете … многие не знакомы с последними успехами, которые не только доступны им, но и предназначаются специально для них»

Ж. Агостон

ВВЕДЕНИЕ

Цвет – средство выразительности и инструмент воздействия на че­ловеческое сознание. Он – ключевой фактор при восприятии и оценке объектов и окружающей среды, и он–важнейший показатель качества промышленной продукции.

В последние годы интерес к цвету и его применению, особенно в дизайне, вырос, как никогда.Вместе с тем, при наличии большого числа изданий в этой области, практически не существует курса, который охватывал бы все аспекты феномена «цвет», необходимые будущим дизайнерам. Появились десятки книг по цвету, начиная от цветоведения для детского сада до профессиональных изданий для дизайнеров, архитекторов, полиграфистов.

Но наряду с интересными, профессионально подготовленны-ми книгами и учебными пособиями, корректно изложенными статьями, можно встретить (и часто в материалах, предназначенных для дизайнеров) неточные, иногда даже неверные утверждения, противоречащие науке о цвете. Можно увидеть словосочетания: «лучи света и цвета», «черный – самый авторитарный цвет в спектре» или просто неверные сведения: цветовой круг, в который, наряду со спектральными, включен розовый цвет. Это относится и к таким хрестоматийным понятиям, как цветовой круг Ньютона и Гете: «С поразительным упорством круг Гете подменяется кругом Ньютона на самых разных сайтах – дизайн одежды, тканей, интерьеров, веб-сайтах, ландшафтный дизайн, фейерверки и т.п. Почти всегда это иллюстрирование сопровождается неудачными текста-ми, например: «Гете в своем «Учении о цвете» построил круг по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – желтый, синий, красный». Это цитата из статьи дизайнера Марины Михеевой, посвященной «бесчисленным ошибкам в трактовке «Учения о цвете» И.-В. Гете» [1].

В наше время вполне справедливы слова Ж. Агостона [2]: «… Кажется нелепым то, что хотя студенты и профессиональные художники довольно хорошо информированы о ранних достижениях науки о цвете … многие не знакомы с последними успехами, которые не только доступны им, но и предназначаются спе-циально для них».

30 стр., 14812 слов

Курс цветоведения в подготовке дизайнеров: психологический аспект

... · библиография содержит 58 источников 1. Актуальные аспекты обучения цвету в профессиональном образовании дизайнеров 1.1 Теоретические вопросы разработки методического обеспечения курса «Цветоведение» ... курс «Цветоведение» чрезвычайно важен для будущих дизайнеров. Без хороших знаний закономерностей влияния и воздействия цвета, не возможна профессиональная деятельность по организации предметно ...

Цветом занимается наука и искусство. Знание основ цветоведения помогает построить мост между цветом как искусством и цветом как наукой.

Рудольф Арнхейм в своем классическом труде «Искусство и визуальное восприятие» утверждает, что искусство представляет собой процесс познания. Главная опасность – утрата понимания искусства, недостаток идей, которые могут быть выражены в образах, а также неумение понять смысл того, что мы видим. Форма и цвет выполняют две наиболее характерные функции восприятия: они передают выразительность и позволяют нам методом сопоставления объектов и событий приобрести о них определенные знания. Форма является более эффективным средством коммуникации, но экспрессивного воздействия цвета нельзя достичь с помощью формы.

Глаз и рука – это отец и мать художественной деятельности.

Что же такое «колористика» и «цветоведение», знание которых столь необходимо для дизайнеров?

Цветоведение –это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокуп­ность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними наук, изу­чающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эсте­тики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых ба­зируется цветоведение, расширяется.

«Колористика» изучает теорию применения цвета (и цветовых сочетаний) на практике в различных областях человеческой деятельности. Дизайнеры подколори­стикойпонимают «раздел науки о цвете, включающий знания о природе цвета, основных, состав­ных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых кон­трастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цве­товой культуре» [49]. Как считает одна из ведущих колористов-педагогов Л. Н. Ми­ронова«… целью курса колористики является выработка «глобального цветового мышления».

Анализ ряда известных курсов цветоведения и колористики показал, что их название и содержание отражает направленность как традиционных курсов, например, «Основы архитектурного цветоведения» (МАРХИ) или «Цветоведение в оформлении карт» (Институт инженеров геодезии, аэрофотосьемки и картографии), так и новых курсов, таких как «Цветоведение для сканирования», «Цветоведение и цветовоспроизводство», которые углубляют аспекты, необходимые для практической деятельности по специальности.

Наш курс разработан специально для будущих дизайнеров. В книге «Гармония цвета: Ру­ководство по созданию цветовых комбинаций» Хидеяки Чидзиива [12], первое из 12 правил выбора цвета гласит: «Познайте свои цвета». Это значит, что дизайнерам необходимо знать характеристики цвета, представлять его место в цветовом пространстве, понимать особенности его взаимодействия с другими цветами и воздействия на человека.

Целью курса является обучение классическим основам и современным достижениям науки о цвете, способам количественного выражения цвета и цвето­вых различий, а также методам измерения цвета с помощью современных цветоизмерительных приборов. Дизайнерам необходимо знать современные цвето­вые системы, каталоги, атласы, наборы цветов, разработанные для обучения работе с цветом и спе­циально для цветового проектирования. Измерение цвета, систематизация, обозначения, стандартизация цвета тесно связаны друг с другом, переплета­ются и дополняют друг друга.

4 стр., 1949 слов

Цвет в жизни и деятельности человека.

... цветов. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия аддитивного (слагательного) смещения цветов. Предпосылки цветового воздействия. Смешение цветов. Основные понятия субтрактивного (вычитательного) смешения цветов. Предпосылки цветового ... С, 2004 – 504 с., ил. Зернов, В. А. Цветоведение / В. А. Зернов. - М.: Книга, 1972.- ...

Список рекомендуемой литературы включает все ос­новные источники, необходимые для успешного освоения курса, сайты в Ин­тернете и последние издания, посвященные цвету и его применению (в основном, в интерьере).

Это фактически полная библиография, содержащая информацию по цвету, необходимую для будущих дизайнеров. Дизайнерам необходимо ознакомиться с сайтами колористов и дизайнеров. На них разме­щено много интересной и полезной информации, в том числе важные для обу­чения художников, архитекторов и дизайнеров книги, например, такие как «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена [7], «Курс колористики для художников-дизайнеров» Л.Н. Мироновой и много других.

Цвет – это основной элемент дизайна, который отражает настроение и стиль. Книга «Дао цвета» Литрис Айсмен [2], основательницы и директора Айземановского Центра цве­товой информации и подготовки, а также исполнительного директора Института «Пантон Колор» дополняет приведенные в перечне литературы классические учебники Мироновой и Иттена теми аспектами прикладной науки о цвете, которые связаны с эмоциональным воздействием цвета. Как консультант по во­просам правильного вы­бора цвета для новых товаров, упаковок, интерьеров и внешнего вида зданий она знает, что будущих дизайнеров интересует магия цвета и его роль в современной жизни и что многим необходимы практические советы по решению проблем в цветовом проектиро­вании. Ее книга посвящена психологическому воздействию цвета и использованию этих знаний в оформле­нии интерьеров. В ней множество прекрасно выполненных цветных иллюстра­ций, много образцов цвета. Что важно – в ней использованы цвета PANTONE Textile System– используемого дизайнерами одежды и интерь­еров инструмента для выбора и контроля цвета. Безусловно, нельзя ограничиваться только этой книгой. Замечательное руководство для художников, дизайнеров, модельеров – это пособие по гармонии цветаХидеяки Чидзиива [12]. Обе эти книги, представ­ляющие американскую и японскую школы колористики, дополняющие труды отечественных авторов, представляются необхо­димыми для будущих дизайнеров. Они помогут им расширить знания в области цвета, выработать свой взгляд на цвет, развить свое цветовое зрение и практически использовать полученные знания в цветовом проектировании. Много полезного можно почерпнуть в книге «Цвет. Энциклопедия» А. Стармер и в других, при­веденных в обширном списке современной литературы, изданной начиная с 2000 г.

Задача состоит в том, чтобы показать дизайнерам, насколько велик и разнообразен «мир цвета», осветить основы и современное состояние науки о цвете, продемонстрировать ее применение на практике (при цветовом проектировании и при контроле качества воспроизведении цвета материалов).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на первом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М.Щелованова, К.Л.Пантюхиной). В 6 ... будет стремиться к аккуратности. Во второй половине первого года жизни взрослый привле­кает ребенка к участию в ... младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя ...

Эти знания призваны помочь дизайнерам справиться с окружающим их потоком информации о цвете и его применении в проектной деятельности.

ЦВЕТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ

«Цвет — это жизнь, и мир без красок представляется нам мёртвым» Йоханнес Иттен

«Люди в общем и целом испытывают большую радость от цве­тов» И.-В. Гете

Что такое цвет для всех нас? Это -окружающий нас мир. Все, что мы видим именно таким, мы видим благодаря цвету. С дет­ства мы узнаем, что трава зеленая, небо синее, солнце желтое, а кровь и огонь красные. В детстве цвет является более опреде­ляющим признаком сходства предметов, нежели форма. Когда мы стано­вимся старше, мы восхищаемся закатным небом, осенней листвой, мы начинаем понимать, что любим одни цвета и не терпим другие, у нас появляются свои цветовые предпочтения и, выбирая себе одежду, посуду, обои или занавески, наибольшее значение мы при­даем цвету, а не другим свой­ствам материала. Цвет, а не форма, бо­лее связан с эмоциями и то, как мы относимся к тому или дру­гому цвету, очень много говорит о нашем характере (тесты Лю­шера).

Основная направленность цвета – давать ин­формацию о предметах и их качестве. Цвет облегчает визуальную обработку информации. Цвет служит средством иденти­фикации, коммуникации(общения) и усиления каче­ства жизни.

Цвет является формой естественного языка, с помощью которого народы выражают философские, эстетические и религиозные доктрины. Эта информа­ция важна для более глубокого понимания произведений искусства, которые отражают идеалы и символические конструкции общества определенной эпохи.

Наивысшим достижением в овладении цветом является изобразительное искус­ство, использующее экспрессивные, импрессивные и символические свойства цвета.

С истоков культуры человек использовал цвет как орудие создания комфорт­ной среды обитания и искусственного воссоздания реальности в изображениях. Он стремился овладеть способностью цвета вли­ять на душевное состояние.Влияние цвета на физическое состояние и сознание важно для тех, кто профессионально ис­пользует цвет как средство выразительности или инструмент воздействия на че­ловеческое сознание. «Великие колористы были, подобно Делакруа, убеждены, что «цвет таит в себе еще неразгаданную и более могущественную силу, чем обычно думают» [18].

Цвет помогает торговать. Цвет – это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского про­дукта. Профессионалы ди­зайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важ­ную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, при­тягивающих его к тому или иному товару.

В настоящее время назначение основной направленности цвета – давать информацию о предметах и их качествах снижается и увеличивается значение цвета в эстетическом плане. Специалисты по цвету считают, что цвет добав­ляет ценность качеству жизни даже в экстремальных условиях.

8 стр., 3737 слов

Тесты психического развития ребенка второго года жизни. От года ...

... Упражнения и развивающие игры для ребенка второго года жизни. Занятия с ребенком от одного года до двух лет направлены на дальнейшее развитие психомоторной, сенсорной, мыслительной, ... разнообразных, целенаправленных действий. Выполняя задание на группировку предметов по величине, форме, цвету, ребенок одновременно тренирует память, развивает тонкую моторику пальцев рук, мышление, восприятие ...

Приходу цвета в нашу жизнь способ­ствовали техническая революция, ур­банизация, произ­водство дешевых синте­тических красителей, дающих самые разнообразные оттенки, широкое исполь­зование ис­кусственного освещения, развитие цветной фотографии, компьютерных технологий.

Если в начале прошлого века Генри Форд мог представить покупателю свою последнюю модель лимузина «любого цвета, при условии, что он чер­ный», число цветовых оттенков автомобильных красок к концу прошлого века превышало 20.000 Из года в год к ним добав­ляется не­сколько сотен новых цветовых оттенков. «Банки цветов» отдельных фирм со­держат тысячи цветов, на каждый из которых имеется отрабо­танная ре­цептура с использованием технологии и материалов данной фирмы. В своем большинстве это цвета атласов или каталогов, являющихся стандартом фирмы, отрасли, страны, или международным стандартом. Использование таких цветов позволяет соблюдать единство определен­ного стандартного цвета вне зависимости от времени и места изготовления (и изготовителя).

В течение нескольких последних лет требования к разнообразию цвета выросли как никогда. Именно благодаря магическому эффекту цвета рожда­ются новые продукты, эмоции и новые направления. Цвет позволяет дизайне­рам, ар­хитекторам и потребителям выражать свою фантазию и творчество в полной мере. «Не ограничивайте себя в цвете, пусть он станет вашей страте­гией!» – это девиз сегодняшнего дня.

Немалую роль в развитии свободы в ис­пользовании цвета в искусстве и в окружающем мире сыграло возрастание эмоциональной свободы в нашей жизни. Это привело к тому, что примерно за последние сто лет цвет освобо­дился от оков, как в искусстве, так и в жизни.

Особенно это по­чувствовалось в после­военное время (с пятидесятых годов про­шлого века), когда цвет начал максимально ис­пользо­ваться в архитектуре, внут­реннем убранстве, одежде. В годы второй мировой войны преобладали мрачные темные тона военной формы. Это привело к своеобразному цветовому взрыву в послевоенные годы с обилием розового и ярко-лило­вого, в которых нашли свое отражение мечты и устремления людей, переживших войну и все ужасы этого периода.

В шестидесятые годы (годы «зо­лотого века пластмасс и химических красок»)сексуальная революция и социальные потрясения вызвали к жизни пеструю и зачастую противоречивую гамму оттенков.Например, ярко-розовый и не­оновый оранжевый цвета часто использовались в равной пропорции, что приво­дило к «революционным» результатам. Равное количество столь ярких, кричащих тонов приводило к утомлению.

Приход семидесятых годов характеризуется состоянием пресыщения цветом. Маят­ник моды на цвет начинает обратное движение. В это время в моде коричневые и золотистые оттенки. Лишь под конец десятилетия, с появлением стиля «диско» вновь просыпается интерес к ярким, живым и энергичным цветам, перекликаю­щимся со вспышками стробоскопа на дискотеках. Настала эпоха, когда можно было носить юбки любой длины, смело надевать цветной галстук с пе­строй рубашкой, экспериментировать с новыми цветовыми сочета­ниями, которые годами считались запретными или безвкусными. Люди стали более открытыми, отношение к одежде более спокойным. Естественно, что все это повлияло и на отношение к цвету.

8 стр., 3620 слов

Самооценка и мотивация достижения успеха женщин в период кризиса ...

... Большинство женщин, вступивших в средний возраст считают, что находятся теперь «в цвете лет». Их физическая активность несколько снижается, но опыт и знание своих возможностей позволяют ... каждой испытуемой есть ребенок (дети). Возрастная категория участников эксперимента - 40-45 лет. Гипотезой исследования послужили следующее предположение: мотивация достижения успеха женщин в период кризиса ...

Восьмидесятые годы обозначили начало информационной революции, и подход к использованию цвета стал иным. Для этого времени характерны насы­щенные пастельные тона. В моду стала входить элегантность, облаченная в чер­ное. Даже в производстве упаковки продуктов питания и парфюмерии стал появ­ляться модный черный цвет, правда, часто в сочетании с другими яркими и насы­щенными цветами.

Спад девяностых спровоцировал пересмотр цветовой гаммы в сто­рону упрощения. Цвета стали скромнее и темнее. «Зеленые» становятся междуна­родным движением. Вслед за этим дизайнеры и колористы начинают использо­вать разные оттенки зеленого цвета – от травянистого до зелено-синего. Наряду с этим в моду входят природные красные тона, теплые желтые, золотистые и насы­щенные коричневые, спровоцированные страстью к кофе. К середине девяностых наме­чается оживление мировой экономики и то же происходит с модой на цвет. Ди­зайнеры заворожены насыщенными искусственными цветами, рожденными в недрах компьютерных мониторов. Доступность самой разнообразной цветовой информации со всего света позволяет создавать экзотические цветовые сочета­ния. Потребитель более открыто реагирует на цвет на эмоциональном уровне, он начинает понимать, что цветовая гамма, соответствующая выбранному стилю жизни, позволяет достичь более высокого уровня комфорта.

Со времени, по выражению Роберта Тейлора, «почти истерической любви к цвету», он стал использо­ваться более разумно и уверенно, за последние годы зна­чительно возросло понимание цвета и его ос­мысление. Появляются и широко используются термины, не известные ранее: цветовая среда, цветовое проектиро­вание, экология цвета, цветовое засоре­ние, цветовой голод, цветовой кли­мат, цвето­вая культура, цветовая коммуникация и цветовой ме­неджмент, управление цветом, язык цвета и т.п. и т.д.

Как сказал на одном из конгрессов по цвету известнейший цветопсихолог Генрих Фрилинг « … главное, это не увеличение научных исследований в об­ласти цвета, а осмысление и переосмысление всего человеческого опыта в вос­приятии и по­знании цвета и новый взгляд на самого человека, познающего свое мироощуще­ние и самого себя».

Проявляющийся издавна интерес к чисто научным аспектам цвета в по­следние полвека сменился интенсивным развитием всех областей науки о цвете. В различных странах существуют ин­ституты цвета, центры цвета, цве­товые комитеты, группы, общества — организа­ции, носящие различ­ные наиме­нования, но преследующие одну цель — объеди­нение национальных работ в области цвета, расширение знании о нём, центра­лизацию и распро­странение информации. Они призваны способствовать более глубокому изу­чению цвета, помочь потребителю лучше разбираться в цвете и целесообраз­нее его исполь­зовать.

11 стр., 5369 слов

Роль цвета в одежде

... широкий круг вопросов о цвете, как физическом и художественном обучении: спектральные цвета, свойства цвета, особенности восприятия цветов, цветовой круг, специфика цвета в декоративной композиции и ... ряд других. Спектральные цвета. Из курса физики ...

В июне 1967 г. в Вашингтоне была основана международная ассоциация цвета — «International Color Association» (AIC).

Цель ассоциации — оказать со­действие и координировать исследовательские работы в области колори­метрии по всем её аспектам и поощрять использование знаний, полученных в резуль­тате исследований для решения проблем в области науки, искусства и промыш­ленности на международной основе. Начиная с 1969 года (Стокгольм, Швеция) раз в четыре года проходят конгрессы AIC, на которых обсуждаются проблемы и результаты исследований в различных областях науки о цвете: цветовое зрение, оценка качества изображений, новые формулы расчета цветовых различий, искус­ство и цвет, цвет и психология, обучение цвету, экологическое цветовое проек­тиро­вание и т.д.).

Роль психологических исследований в области цвета, например, не ограничивается только его эмоциональным воздействием, а охватывается намного шире (психоло­гия восприятия, цветовая классификация, цветовая диагностика и цве­тотера­пия, цвет в эргономике и т.п.).

Рассматриваются вопросы, связан­ных с ис­пользованием новых технологий для цветового обучения: как будет разви­ваться это направление, не станут ли сегодняшние знания бесполезными, не заменит ли персональный компьютер традиционные методы и материалы (типа цветовых образцов, акварельных красок, гуаши), как цветовое образование может повысить инте­рес к цвету, цветовому проектированию и исследованиям в области и т.д.

В художественном образовании сегодня увеличивается интерес к цифро­вому миру. Это способствует передаче старых и новых знаний с по­мощью но­вых информационных технологий. Подчеркивается значение науки о цвете, охва­тывающей все знания о цвете, которые могут быть полезными при цветовом проектиро­вании. «Удачный цветовой проект зависит от знаний в этой области так же, как от способностей проектировщика и его опыта. Знания могут пролить свет на аспекты цвета, которые вызывают вопросы при проектировании».Тематика таких международных конгрессов показывает, насколько значи­телен интерес к цвету во всем мире.

Интерес к цвету не чисто альтруистическийЦветовое оформление – один из главных факторов, влияющих на популяр­ность товара. Цвет является одной из составляющих успеха продукта. Каким же образом дизайнеры узнают, какой именно цвет станет хитом сезона?

Культуре цвета присущи колебания и мода на ту или иную группу цветов держится около десятилетия. Среди факторов, опреде­ляющих «стильные» цвета – состояние экономики, уровень развития промыш­ленности и деятельность колористов и дизайнеров. Предсказание цветовых тенденций–это и наука, и искусство.Новые цвета появляются в результате усилий профессиональных колори­стов и дизайнеров, стремящихся понять, что будут покупать люди в будущем сезоне. Как в Европе, так и в США существует множество фирм, исследующих цветовые колебания на рынке товаров и делающих прогнозы на будущее.Неко­торые из них специализируются на определенных отраслях, другие дают более широкие прогнозы. Это профессиональные организации, консультирующие крупные и мелкие фирмы. Многие производители направляют своих сотрудни­ков на семинары, встречи и другие мероприятия, проводимые подобными орга­низациями.

2 стр., 996 слов

НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ

... владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. 7 лет Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.     ... существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи Около 2 лет 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % - прилагвтельные + местоимения, ...

  • С 1962 года лидирующей среди таких организаций является ассоциация «Color Marketing Group» (CMG) [58], находящаяся в городе Александрия, штат Вирджи­ния, США. Она объединяет профессиональных колористов, дизайнеров и пред­ставителей промышленности со всего мира (более 1200 членов из 400 отраслей промышленности 20 стран), которые прогнозируют мировые тенденции цвето­вого дизайна на ближайшие год-три. Дважды в год собираются конференции, где делают попытки предсказать, какие цвета будут самыми «продаваемыми» на рынке будущего. Дизайнерам приходится не проектировать будущее, а ско­рее угадывать его.Экспер­ты не выдумывают новые цве­товые решения. Они вни­мательно ана­лизируют тен­ден­ции, едва замет­ные, но уже существующие в обществе и дают рекомендации по«цвету для всего», от краски и мебели до ав­томобилей и ковров.Их цель — определить привлекательные для людей цвета, вне зависимости от собственных пристрастий.
  • Такие ведущие фирмы, как NCS,RAL иPANTONE, выпускающие атласы и каталоги цветов, которые превратились в международные нормы цвета материалов, в своих линейках продуктов также дают рекомендации и прогнозы по модным цветам на ближайшие год-два. Пример, продуктRAL: RAL Colour Feeling: «RAL:ощущение цвета 10/11», предназначенный для дизайнеров, архитекторов, оформителей интерьеров и художников [].Справочник для дизайнеров составлен специалистами компании RAL в сотрудничестве с дизайн-бюро Global Color Research (Великобритания).

    Состоит из альбома, CD диска и цветового веера. В справочнике подобраны самые модные цветовые тенденции 2009/2010 года, объединяющие 32 цветас набором сочетающихся цветов и оттенков из всех коллекций RAL,которые будут оказывать влияние на дизайн в промышленности и архитектуре в 2010 и 2011 гг. Тенденции »Совершенная сила», «Морской рассвет», «Роскошь востока», «Новый блок». В каждом – сочетания восьми цветов. В «Новом блоке» – палитра натуральных цветов для интерьерных и фасадных красок. НаCD-диске программаColor Designerдает доступ к 2 325 цветамRAL.

  • Коллекция на CDпозволяет использовать цвета в наиболее популярных графических программах.

11