Тема 1. Психология как наука и область гуманитарной практики Образовательные задачи:

–       Понять, что такое психология как наука.

–       Осознать место науки психологии в пространстве современных наук.

–       Усвоить методологические основы психологии и её основные категории.

–       Сформировать представление об объекте и предмете психологии, основных научных парадигмах в изучении предмета психологии.

Содержание

1.       Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи.

2.       Научная и житейская психология.

3.       Естественно-научная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе.

4.       Методологические основы и методы изучения человека.

5.       Основные отрасли психологии.

1. Характеристика психологии как науки, ее предмет и задачи

Курс «Общей психологии», по сути, является тем научным фундаментом, на который должны ложиться все остальные знания о человеке, его особенностях, воспитании, обучении, взаимодействии с окружающим пространством, людьми. Именно в этом курсе закладывается представление о том, что такое человек. Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность. Каждый человек отличается чем-то от других. Один интересуется музыкой, другой – спортом; первый горяч, вспыльчив, несдержан, второй спокоен и невозмутим.

Восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – свойство высокоорганизованной материи. По сути, это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. По своему содержанию психика является отражением объективной действительности. Отражение есть взаимодействие, при котором одни явления своими воздействиями представлены или отражены в других [2].

11 стр., 5254 слов

Психология развития слабовидящих людей

Психология развития слабовидящих людей СОДЕРЖАНИЕ: Психосоматика на примере плохого зрения Развитие психики при нарушениях зрения: дефект и компенсация Эмоционально-личностное развитие слабовидящих людей Роль социально-психологической адаптации в процессе интеграцииинвалидов по зрению в общество Направления работы социального педагога со слабовидящими детьми Особенности классификации предметов, ...

Психика выполняет ряд функций. Основными функциями психики являются отражение, регулирование и обеспечение целостности организма [3]. Данные функции взаимосвязаны между собой и являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные функции психики

Таким образом, психология изучает процессы активного отражения человеком и животными объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики, то есть психология психические закономерности развития психики и сознания человека">изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация психических процессов, состояний и свойств

Наиболее динамичными и исходными в психической жизни являются процессы. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности.

В психологии различают познавательные психические процессы (направленные на познание человеком окружающего мира).

Это ощущение отдельных свойств предметов (различный свет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т. д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Эмоциональные процессы (чувства, эмоции) отражают отношения человека к различным явлениям и окрашивают жизнь человека оттенками переживаний. Регуляторные процессы, основным назначением которых является регуляция поведения и деятельности человека, обеспечивающая избирательный и целенаправленный характер реакций. К регуляторным процессам относятся процессы внимания и воли.

11 стр., 5327 слов

Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности

1.Понятие о психике человека. Основные формы психической деятельности. Психика – свойство живых, высокоорганизованных организмов, которое заключается в их способности отражать своими состояниями окружающую их, независимо от них существующую действительность. Психика, обеспечивая взаимодействие человека с окружающей миром, представляет собой отражение объективной реальности. Содержанием психики ...

Кроме этого, выделяются так называемые интегративные, или сквозные, психические процессы, которые участвуют в протекании всех психических процессов, к ним относятся: речь, которая выступает в качестве второй сигнальной системы и связывает чувственное и логическое познание; память, которая может быть образной, логической, эмоциональной. Кроме того, память связывает в сознании человека настоящее и прошлое, обеспечивая целостность личности.

Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление типа нервной системы в поведении человека – активность, возбудимость и т. д., характер).

Психические состояния – относительно устойчивые явления психической деятельности, характеризующие психику в целом. Их можно рассматривать как фон, на котором протекают психические процессы. Они могут благоприятствовать или не благоприятствовать активной деятельности. Это состояния работоспособности, утомления, стресса, аффекта и др.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности [6]. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно, только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую).

Наличие психики связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку [6]. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

19 стр., 9294 слов

Методические указания к спецкурсу «Экспрессия человека» «Основные понятия психологии невербального общения»

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к спецкурсу «Экспрессия человека» «Основные понятия психологии невербального общения» (Часть 2) Ростов-на-Дону 2006 Печатается по решению методической комиссии ...

Таким образом, психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета и объекта. Объект науки определяется как область объективной действительности, как определенная форма движения материи, определенный круг явлений, развивающихся или функционирующих согласно своим собственным внутренним закономерностям, т. е. объект – это то, на что направлена данная наука (в нашем случае это человек) [6].

Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется достаточно отчетливо – это ощущения, восприятия, мысли, чувства, желания – все то, что составляет внутренний мир человека. Сам термин психология происходит от двух греческих слов psyche – душа и logia – знание, понимание и означает учение о душе [1].

Предмет исследования – это определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта.

Предметом изучения психологии являются конкретные факты психологической жизни, выяснение психологических законов и закономерностей. Другими словами психология изучает факты, закономерности и механизмы психической жизни.

Однако чрезвычайно долгое время определение предмета психологии вызывало значительные споры среди ученых.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т. д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Однако ни первый, ни второй подход не является действительно точным в определении предмета психологии.

6 стр., 2875 слов

Предмет и общая характеристика психологии, ее место в системе наук

... значении психология - это знание о психике, наука, изучающая ее. Психика -свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в ...

Вопрос о соотношении материи и сознания, материального мира и духовных феноменов является также основным вопросом философии. В зависимости от того, как он решается, все ученые делятся на два противоположных лагеря: идеализма и материализма [6].

Идеализм рассматривает сознание, психику как первичную, существующую независимо от материального мира, субстанцию. Развивая учение о душе, Платон считал, что душа первична, существует независимо от тела; душа – это идея, вечная, бессмертная. Природа, материя рассматриваются как вторичное, производное от духа, идей, сознания. В современных условиях идеализм редко предстает как открытое признание особой нематериальной сущности души. Чаще всего он представлен в виде дуализма, который берет свое начало от учения крупнейшего естествоиспытателя XVII в. Декарта. Он ввел в психологию два понятия: рефлекса и сознания. Его дуализм заключается в том, что он противопоставил материю и дух, считая, что материальными, рефлекторными по своей сути являются только элементарные, психические акты, которые осуществляются машинообразно. Высшие психические проявления, дух, сознание существуют сами по себе, независимо от мозга. На почве дуализма в психологии XIX в. широкое распространение получила теория так называемого психофизического параллелизма, утверждающая, что психическое и физическое существуют параллельно, независимо друг от друга. С других позиций к сущности психических явлений подходит материализм. С точки зрения материализма психические явления являются результатом жизнедеятельности материи, мозга. Материя рассматривается как первичная основа, субстрат, носитель психики. Материалистические идеи берут свое начало от таких древнегреческих мыслителей, как Гераклит, для которого материальным началом всего был огонь; Демокрит с его учением о мельчайших атомах души. Но наиболее определенно материалистические тенденции в изучении психического развил Аристотель в своем трактате «О душе». Он признает единство души и тела, сама душа мыслится им как целое и не делимое на части. Ощущения и восприятия выступают как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых формируются более сложные формы психического [3].

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ Волкова А.В. Руководитель В.В. Чиж г. Березовский 2009г. 1. Строение и функции системы крови Под системой крови понимают совокупность органов, тканей и некоторых физиологических процессов, которые обеспечивают образование крови и ее функционирование. В эту систему входят: • органы, где происходит ...

Для современной психологии характерен подход, в котором предметом психологии как науки является психическая деятельность, психика, сознание человека.

Задачи психологии

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

         научить понимать сущность психических явлений и их закономерности, управлять ими;

         использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

         быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает, прежде всего, установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку, любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов [5].

2. Научная и житейская психология

Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором – для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с психологией задолго до ее систематического изучения. Выделим основные различия научной и житейской психологии (рис. 1.3).

3. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе

Наука представляет собой особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительном мире. В науках о человеке и обществе выделяется две основных парадигмы: естественно-научная и гуманитарная.

Исторически первой системой научного знания стало естествознание. Две установки характерны для классического естествознания: ценность объективного и предметного знания (самоценность объективной истины) и ценность новизны, постоянного приращения объективного знания о мире (как результат исследования).

Объективность познания мира, согласно положениям естествознания, достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Главной целью естествознания провозглашалось построение “истинной” картины мира, познание объективных законов природы. Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и экспериментирования с объектами природы. Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте.

Рис. 1.3. Соотношение житейской и научной психологии

Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Буквальное значение слова “гуманитарный” – относящийся к познанию человека. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы, общества, самого человека с человековедческой позиции; она вносит “человеческое измерение” во все сферы общественной жизни. Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т. п. Содержание гуманитарного знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Объекты гуманитарного знания – общество, человек – постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины (“точность” науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором всех (или, во всяком случае, большинства) научных дисциплин. Психология сформировалась на стыке наук.

4. Методологические основы и методы изучения человека

Методология науки, выявляя предмет исследования, дает не только представление об объекте, с которым предстоит действовать, но и представление о том, как с ним действовать.

Различают четыре уровня методологии:

1.       Общеметодологический или философский.

2.       Общенаучный уровень (рефлекторный), предполагает определение науки по объекту.

3.       Методология специальных наук, предполагает определение науки по субъекту (имеется ввиду, что 2 и 3 уровни объединяются).

4.       Конкретные методики исследования (конкретная научно-техническая методология).

В качестве методологической основы отечественной психологии выступает философская теория, а исходным диалектическим принципом является принцип материалистического монизма (материя первична, материя – единственная первопричина появления всех форм идеального, психика является свойством мозга) [6].

Гносеологической основой психологии является теория отражения, где дана характеристика психики:

1.       Психика – особое свойство высокоорганизованной материи (мозга).

2.       Психика – продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира, субъективный образ объективного мира, отражение действительности в мозгу.

3.       Психическое отражение не пассивно, не зеркально, а активно, т. е. общенаучным принципом отечественной психологии является принцип последовательного детерминизма, развитый С. Л. Рубинштейном [6].

Отечественной психологией были выделены три философские идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания:

1.       Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованно через деятельность человека и продукты этой деятельности.

2.       Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью, обусловливает все развитие человеческой психики.

3.       Деятельность человека, его психология имеет общественный характер. Психика человека – продукт истории.

Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Основные принципы психологии

Принцип последовательного детерминизма означает, что психика определяется образом жизни. У животных психика определяется естественным отбором как биологическим законом; у человека происхождение, формы и развитие сознания определяются, в конечном счете, законами развития способа производства материальных средств жизни. Важнейшее следствие этого принципа – понимание общественно-исторического характера человеческого сознания.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство. Сознание образует внутреннее поле деятельности, ее программу, создавая динамические модели действительности, при помощи которых происходит ориентирование человека в окружающей среде.

Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Усвоение общественного опыта и выступает в качестве специфической для человека формы психического развития. Выражаясь словами С. Л. Рубинштейна, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности же и формируется.

Личностный принцип выдвигает требование рассматривать психические явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа.

Принцип отражения раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных явлений.

Рефлекторный принцип раскрывает физиологическую основу психических явлений.

Принципы принято различать по уровням.

I уровень:

         материалистический монизм;

         последовательного детерминизма;

         принцип диалектического противоречия (единство и борьба противоположностей).

II уровень:

         принцип системности;

         принцип социальной и культурно-исторической обусловленности;

         принцип историзма;

III уровень:

         принцип единства сознания и деятельности;

         принцип активности.

Наука может успешно развиваться только в том случае, если она использует для накопления фактов научно обоснованные методы. Метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности [4].

Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. в установках, организующих направление и характер исследования.

В психологии складывается система методов, охватывающих весь цикл научного исследования человека и включающая организационные, эмпирические, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационные методы (Ананьев) (рис. 1.5).

Организационные методы (к ним относятся сравнительный, лонгитюдный, комплексный) действуют на протяжении всего исследования.

Эмпирические методы:

         обсервационные (наблюдение и самонаблюдение);

         экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, формирующий, или психолого-педагогический);

         психодиагностические (тесты – стандартизированные и проективные, анкеты, социометрия, интервью, беседы);

         анализ процессов и продуктов деятельности;

         моделирование (математическое, кибернетическое);

         биографические (анализ фактов, дат и событий жизненного пути, документов, свидетельств).

Особую группу методов составляют приемы обработки данных: количественный, т. е. математико-статистический, и качественный, то есть индивидуально-типологический анализ.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относятся наблюдение, беседа, эксперимент; к вспомогательным – все остальные (экспертные оценки, анкеты, тесты, самонаблюдение, интервью, анализ продуктов и т. д.).

Рис. 1.5. Объективные методы исследования

5. Основные отрасли психологии

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований, (правильнее было бы говорить не об одной науке психологии, а о комплексе развивающихся психологических наук) [3; 4].

Наиболее универсальные психологические знания иногда объединяют термином “общая психология”. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии.

Если в основу классификации отраслей психологии положить объект изучения, то можно выделить следующие отрасли психологии.

Сравнительная психология изучает закономерности развития психики в филогенезе.

Возрастная психология изучает закономерности психического развития человека в онтогенезе, основные стадии его развития, критические и сенситивные периоды. В возрастной психологии выделяются: психология детства, психология подросткового периода, психология юности, психология  взрослости (акмеология), психология старения и старости (геронтопсихология).

Дифференциальная психология исследует индивидуально-психологические различия между людьми.

Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания. Важнейшей задачей педагогической психологии является формирование гармоничной личности на основе сочетания умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования кругозора.

Инженерная психология разрабатывает принципы согласования технических устройств (машин, приборов и т. п.) с характеристиками психических процессов, функций и свойств человека, стремясь обеспечить максимальную надежность и эффективность систем контроля и управления и сократить затраты человеческого труда.

Психология труда изучает психологические основы и структуру трудовой деятельности, ее динамику и механизмы регуляции.

Социальная психология изучает психологические механизмы воздействия социума (общностей) на поведение и сознание человека, исследует взаимодействие людей в группах, коллективах, позиции личности в них, проблемы лидерства и подчинения.

Юридическая психология – отрасль психологии, изучающая взаимоотношения человека и права. Основные ее проблемы – исследование личности преступника, формирование мотивации преступления, психологические основы перевоспитания правонарушителей. В юридической психологии изучают также психологию жертвы, психологию свидетельских показаний, психологические аспекты следствия.

Клиническая психология направлена на повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, гармонизацию психического развития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию.

Основными тенденциями в развитии современной психологии являются: укрепление связей психологии с другими науками (биологическими, медицинскими, социальными, техническими); усиление практической направленности психологии, развитие ее прикладных отраслей, использование наряду с диагностическими широкого диапазона психокоррекционных, поддерживающих, терапевтических, развивающих методов и средств.

Резюме

Психика многообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т. е. все то, что составляет его субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психика – свойство высокоорганизованной материи, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Основными функциями психики являются отражение, регулирование и обеспечение целостности организма.

Понятие “психология” имеет как научный, так и житейский смысл.

В науках о человеке и обществе выделяется две основных парадигмы: естественно-научная и гуманитарная. Психология сформировалась на стыке этих парадигм. Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя достижения ряда других областей научного знания, является интегратором большинства научных дисциплин.

Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, связей психологии с другими науками.

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Объясните, что такое психология и что она изучает?

2.       Дайте различные представления о предмете психологии. Выделите те из них, которые, на ваш взгляд, наиболее точно характеризуют психологию.

3.       Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии?

4.       Опишите структуру психологической науки и ее задачи.

5.       Назовите формы сотрудничества научной и житейской психологии.

6.       Каковы основные методологические принципы психологии?

7.       Каковы основные методы психологического исследования?

Библиографический список

1.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

2.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 2.

3.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

4.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

5.       Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / авт.-сост. Е. И. Рогов. – М., 2001.

6.       Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 2002.

7.       Теплов, Б. М. Психология: учеб. для сред. шк. / Б. М. Теплов. – М., 1953.