Занятие форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

Занятие — форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

?

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы организации обучения детей дошкольного возраста

1.1. Процесс обучения: сущность, принципы, модели, типы обучения

1.2 Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование

1.3. Формы организации обучения. Классификация занятий в ДОО

2. Занятие как форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

2.1. Занятие — как основная форма организации образовательного процесса в ДОО

2.2. Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А. Памятка по подготовке воспитателя к занятию

Приложение Б. Комментированный анализ конспекта организации и проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности

?

ВВЕДЕНИЕ

«Детство — этап подготовки к будущей жизни» — писал К.Д. Ушинский. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенок. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Для современной образовательной системы проблема обучения детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. На первый план в процессе обучения выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе обучения детей дошкольного возраста.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

4 стр., 1743 слов

психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

... детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения. Гипотеза исследования: процесс интегрированного обучения детей дошкольного возраста ... Организация коррекционно-воспитательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей ...

Значительное место в жизни ДОО принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий — прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия — сочетается с формальными оценками.

Модернизационные изменения в дошкольном образовании, происходящие в настоящее время, дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности:

1. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем, они не могут выполнить поставленную задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение.

2. У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может быть не услышано основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта от дифференцировать главное от второстепенного.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... независящее от самого творца , либо на деятельность по организации психологического опыта человека (Ж.-П.Сартр, С. ...

До внедрения федеральных государственных требований в детском саду использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа осуществлялась в процессе организации разных видов деятельности, в свободном повседневном общении, в процессе руководства играми.

Занятия были основной формой обучения в детском саду и, к сожалению, образовательная работа с детьми, особенно в старших группах, все больше становилась похожа на обучение в школе. Традиционные культурные практики дошкольников (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта собственного развития, были вытеснены занятиями-уроками, которые давались по школьной технологии.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности — игре.

13 стр., 6010 слов

Развитие навыков пейзажного рисования на занятиях у детей старшего дошкольного возраста

... определены следующие задачи: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по обучению детей дошкольного возраста пейзажному рисованию, раскрыть основные понятия и проблемы выразительности в пейзажном ... углубленного изучения, прогнозирования и коррекции обучения детей. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста [10]. Истоки способностей и дарования ...

Все выше изложенное обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы «Занятие — форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста».

Объектом нашего исследования является обучение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятие как форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста.

Цель: изучение особенностей организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО.

Для достижения данной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Анализ психолого — педагогической литературы и ресурсов Интернет по проблеме исследования.

2. Выявить особенности организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать памятку по подготовке воспитателя к занятию.

Использовались следующие методы: анализ теоретической и научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Практическая значимость курсовой работы: полученные результаты могут быть использованы в работе воспитателя, при планировании и организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Структурно работа состоит из введения, двух теоретических частей, заключения, списка информационных источников, приложения.

?

1. Теоретические основы организации обучения детей дошкольного возраста

1.1. Процесс обучения: сущность, принципы, модели, типы обучения

Обучение в дошкольном возрасте — это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, умений и навыков в объёме, предусмотренном программой воспитания в ДОО. Обучению принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольников, в ходе обучения комплексно решаются все задачи умственного воспитания. Оно предусматривает последовательное сообщение детям знаний, уточнение и систематизацию их, развитие познавательных процессов, мыслительной активности. Обучение способствует развитию наблюдательности, любознательности и таких качеств ума как пытливость, сообразительность, критичность…

12 стр., 5503 слов

Обучение школьников работе с текстом учебника в начальном курсе географии

... 125 – 132. 13. Озеркова И.А . Возможности учебного текста в индивидуализации обучения. – www . uroknet . ru /2003 14. Панчешникова Л. ... семиотических систем у обучаемых, а также обучение человека производству обобщенно понимаемых текстов». В культурологическом подходе к построению ... диаграмму. В материалах текста учебника преобладают описания, так как это учебник рассчитан для детей 11-12 лет, ...

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.

Планомерность обучения детей — один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других занятиях.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

17 стр., 8060 слов

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

... дошкольников и готовность детей к школьному обучению. Гипотеза исследования: ... . В восприятии этот синтез показан перцептивными действиями, ... нужно требовать дословного воссоздания текста и правила 14. ... Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Чистые пруды, 2007. 9. Ермакова, Е.С. Развитие гибкости мышления детей ... мозаики. Из наблюдений и экспериментов, которые посвящены детскому восприятию, нам известно, что в дети ...

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение).

Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Итак, для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

— на занятиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения;

— занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

15 стр., 7282 слов

Психолого-педагогические особенности детей в занятии спортом

... были изучены основные психологические и педагогические особенности детей в занятии спортом. Как заинтересовать детей к систематическим занятиям спортом, почему они должны заниматься спортом. ... здоровья. Переживают о состоянии своего здоровья лишь высокотревожные дети. Каждодневной целью занятий спортом ребенка является удовлетворение потребностей в успешной спортивной деятельности с положительной ...

Занятия занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.

Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

?

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие / Т.М. Бабунова. — М.: Сфера, 2017. — 204с.

4. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / н.А. Короткова. — М., 2017.

5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранова, Т.С. Комарова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Культура, 2015. — 240с.

6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5−7 лет. [Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса — М.: Мозаика-Синтез, 2010−2010.

7. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса,.- М.: Мозаика-Синтез, 2016

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника, — М.: Мозаика-Синтез, 2015

9. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. М.: Мозаика-Синтез, 2016

10. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

11. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.:

12. Иванов, Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям [Текст]/ Иванов, Е.В. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. — 252 с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.

14. Комарова Т. С, Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада[Текст]/ Т. С. Комарова, М.Б. Зацепина —М.: Мозаика-Синтез, 2013.

15. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М., Мозаика-синтез, 2017.

16. Педагогическая диагностика комлетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. -М.: Мозаика-Синтез, 2012.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

18. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. — Занятие в детском саду: современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 131 с.

19. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст]/ Усова, А.П. — М.: «Просвещение», 2012. — 208 с.

20. Новые подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: play/prosv/2497-fedina

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector