Занятие форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

Занятие – форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

Курсовая работа

?

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Теоретические основы организации обучения детей дошкольного возраста

1.1. Процесс обучения: сущность, принципы, модели, типы обучения

1.2 Дидактические принципы обучения, их психолого-педагогическое обоснование

1.3. Формы организации обучения. Классификация занятий в ДОО

2. Занятие как форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста

2.1. Занятие – как основная форма организации образовательного процесса в ДОО

2.2. Особенности организации и виды занятий с детьми старшего дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А. Памятка по подготовке воспитателя к занятию

Приложение Б. Комментированный анализ конспекта организации и проведения непрерывной непосредственно образовательной деятельности

?

ВВЕДЕНИЕ

«Детство — этап подготовки к будущей жизни» — писал К.Д. Ушинский. Если общество определяет свое отношение к детству исключительно как ко времени «подготовки», то отрицается самоценность «проживания» эпохи детства ребенок. Только отношение к детству как самоценному времени жизни делает детей в будущем полноценными школьниками, рождает такие качества личности, которые дают возможность шагнуть за пределы детства.

Для современной образовательной системы проблема обучения детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. На первый план в процессе обучения выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности. Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, это имело место в традиционной системе обучения детей дошкольного возраста.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду и семье. Главными формами организации этой жизни в детском саду являются: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность.

Значительное место в жизни ДОО принадлежит занятиям. Они нацелены на передачу педагогом ребенку знаний, умений, навыков. Обычно предполагается, что это ведет к обогащению физической и духовной культуры ребенка, способствует формированию у него самостоятельности, способности к совместной координированной деятельности, любознательности. Однако преобладающая практика такова, что содержание знаний, передаваемых на занятиях, подстраивает ребенка преимущественно к задачам обучения в школе. Доминирующий способ проведения занятий – прямое воздействие педагога на ребенка, вопросно-ответная форма общения, дисциплинарные формы воздействия – сочетается с формальными оценками.

22 стр., 10643 слов

Формирование счетной деятельности у детей дошкольного возраста

Содержание Введение Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста .1 Проблема формирования счетной деятельности у дошкольников в психолого-педагогической литературе .2 Возрастные особенности развития количественных представлений у детей дошкольного возраста .3 Этапы формирования счетной деятельности у детей дошкольного возраста Глава 2. ...

Модернизационные изменения в дошкольном образовании, происходящие в настоящее время, дают свободу воспитателю в выборе форм и методов обучения детей дошкольного возраста. Главным результатом современного обучения является то, что ребенок усвоил, насколько это способствовало его развитию, формированию интегративных качеств личности. Выбранная воспитателем форма обучения должна способствовать формированию интеллектуальных операций, создавать условия для творческого решения задач и проявления инициативы, учить самостоятельности и ответственности, упражнять детей в умении произвольно управлять своим поведением.

Модернизация дошкольного образования обусловила поиск новых форм организации обучения в детском саду, так как обучение дошкольников имеет свои особенности:

1. Дети дошкольного возраста, имея небольшой объем внимания и недостаточно развитую память, не могут удержать весь объем задания, в связи с чем, они не могут выполнить поставленную задачу. Чтобы этого не происходило, необходимо использовать поэтапное объяснение, диктантный способ сообщения задания и его выполнение.

2. У дошкольников, в силу слабости нервных процессов, процессы возбуждения преобладают перед процессами торможения. В результате дети торопятся приступить к выполнению задания, им не терпится поскорее начать действовать, и они уже не слушают, что говорит педагог. Чтобы этого избежать, нужно очень тщательно продумывать объяснение и осуществлять его четко и кратко, сообщая лишь самое основное. Какую-то часть указаний, дополнений можно сделать по ходу занятия. Важно помнить, что при слишком многословном объяснении задания, какие-то его положения проходят мимо ребенка, как бы растворяются. Иногда из-за этого может быть не услышано основное, ведь дошкольники не всегда могут в силу отсутствия достаточного опыта от дифференцировать главное от второстепенного.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... творца , либо на деятельность по организации психологического опыта человека (Ж.-П.Сартр, С.Кьеркегор). ...

До внедрения федеральных государственных требований в детском саду использовались фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения. Кроме того, образовательная работа осуществлялась в процессе организации разных видов деятельности, в свободном повседневном общении, в процессе руководства играми.

Занятия были основной формой обучения в детском саду и, к сожалению, образовательная работа с детьми, особенно в старших группах, все больше становилась похожа на обучение в школе. Традиционные культурные практики дошкольников (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельность, чтение художественной литературы), призванные формировать ребенка как инициативного и самостоятельного субъекта собственного развития, были вытеснены занятиями-уроками, которые давались по школьной технологии.

На сегодняшний день обучение детей в детском саду осуществляется в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной и самостоятельной деятельности.

Такой подход позволяет сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а образовательный процесс более эффективным, так как приближает формы обучения к ведущей деятельности – игре.

Все выше изложенное обусловило актуальность выбранной темы курсовой работы «Занятие – форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста».

Объектом нашего исследования является обучение детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: занятие как форма организации обучения детей старшего дошкольного возраста.

8 стр., 3943 слов

Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста. Физическое, нервно-психическое, социальное и познавательное развитие

Период преддошкольного и дошкольного возраста. Преддошкольный, или ранний детский возраст (от 1 года до 3 лет), и дошкольный (от 3 до 6—7 лет) периоды имеют свои отличительные, характерные особенности, касающиеся как развития органов и систем ребенка, так и его умственного, нервно-психического, социального и познавательного развития. В преддошкольном возрасте на 2-м году жизни ребенка принято ...

Цель: изучение особенностей организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста в ДОО.

Для достижения данной цели мы предполагаем, решить следующие задачи:

1. Анализ психолого – педагогической литературы и ресурсов Интернет по проблеме исследования.

2. Выявить особенности организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

3. Разработать памятку по подготовке воспитателя к занятию.

Использовались следующие методы: анализ теоретической и научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования.

Практическая значимость курсовой работы: полученные результаты могут быть использованы в работе воспитателя, при планировании и организации занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Структурно работа состоит из введения, двух теоретических частей, заключения, списка информационных источников, приложения.

?

1. Теоретические основы организации обучения детей дошкольного возраста

1.1. Процесс обучения: сущность, принципы, модели, типы обучения

Обучение в дошкольном возрасте – это систематический, планомерный, целенаправленный процесс развития познавательных способностей детей, вооружения их системой элементарных знаний, умений и навыков в объёме, предусмотренном программой воспитания в ДОО. Обучению принадлежит ведущая роль в умственном воспитании дошкольников, в ходе обучения комплексно решаются все задачи умственного воспитания. Оно предусматривает последовательное сообщение детям знаний, уточнение и систематизацию их, развитие познавательных процессов, мыслительной активности. Обучение способствует развитию наблюдательности, любознательности и таких качеств ума как пытливость, сообразительность, критичность….

?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В планомерном развитии процесса обучения на занятиях заключаются большие воспитательные возможности формирования у детей знаний, умений, воспитание организованных форм поведения, внимательности, умственной активности.

Процесс обучения на занятиях позволяет воспитателю равномерно работать со всеми детьми в группе, осуществляя определенную программу.

23 стр., 11417 слов

Методические рекомендации преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму

Содержание ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы леворукости 1.1. Ретроспективный анализ проблемы 1.2. Различные научные подходы к определению формулировки понятия «ведущая рука» 1.3. Психофизиологические основы возникновения леворукости ГЛАВА 2. Практические основы преодоления дезадаптации леворуких детей при обучении письму 2.1. Проблемы адаптации леворуких детей при обучении письму ...

По своему содержанию дошкольное обучение направлено на то, чтобы всесторонне воспитывать и развивать ребенка, используя материал окружающей жизни, давая в известной последовательности знания о природе и людях, навыки счета, рисования, конструирования, пения, движения.

В обучении решающая роль принадлежит личному влиянию воспитателя на детей. Поэтому оно требует от воспитателя глубокого знания психологии ребенка, умелого согласования своего воздействия с особенностями детского развития.

Планомерность обучения детей – один из важнейших принципов решения комплекса воспитательно-образовательной работы в детских дошкольных учреждениях. Только при правильном планировании процесса обучения можно успешно реализовать программу всестороннего развития личности ребенка.

Важным принципом организации процесса обучения является систематичность. На этапе раннего детства усвоение знаний, равно как и формирование умений, должно проходить систематически.

Ввиду того что большой интервал между занятиями нежелателен, возникает необходимость закрепления у детей полученных знаний, умений в самостоятельной деятельности и частично на занятиях, направленных на овладение детьми действиями с предметами, на других занятиях.

Особого внимания требует вопрос о повторности занятий: период раннего детства характеризуется необычайно быстрыми темпами развития, и к каждому возрастному микропериоду необходимо подходить дифференцированно. Занятие на повторение не должно быть полностью идентичным основному занятию. Простая повторность одних и тех же заданий может привести к механическому, ситуативному запоминанию, а не к поступательному развитию умственной активности на занятиях.

Вариативность выполнения заданий, рекомендуемая вместо механического, ситуативного заучивания, обеспечивает прочность и глубину знаний, умений.

Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Некоторые дети выполняют задания быстро, без ошибок. Основная часть детей выполняет индивидуальные задания с периодической помощью педагога. Они могут допускать ошибки, исправлять их либо самостоятельно, либо при вопросе воспитателя «Что у тебя неправильно?», либо при непосредственном участии взрослого. При этом дети проявляют большую активность, производя многократные сравнения, сопоставления, что позволяет качественно усвоить задания. Некоторым детям требуется постоянная помощь в виде поэлементного диктанта. Для дошколят, находящихся на таком уровне выполнения задания, материал занятий оказывается завышенным. Надо знать причину их отставания (дети могли болеть или просто мало посещать детское учреждение).

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

Итак, для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков:

— на занятиях идет освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения;

— занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

— занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений и навыков.

Занятия занимают особе место в системе воспитательной работы детского сада. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей.

Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высока.

При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

?

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Аджи А.В. Конспекты интегрированных занятий в средней группе. М.: Мозаика-Синтез, 2013.

2. Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е., Антонова А.В. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада: Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2017. – 204с.

4. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / н.А. Короткова. – М., 2017.

5. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранова, Т.С. Комарова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Культура, 2015. – 240с.

6. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. [Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса — М.: Мозаика-Синтез, 2010-2010.

7 стр., 3405 слов

Тематика практических занятий

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Повести Белкина» А. С. Пушкина. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Своеобразие лирики А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Своеобразие лирики Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Образ женщины в лирике Н. А. ...

7. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве[Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса,.- М.: Мозаика-Синтез, 2016

8. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника,— М.: Мозаика-Синтез, 2015

9. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. [Текст]/ Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. М.: Мозаика-Синтез, 2016

10. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2014

11. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Ядэшко и Ф.А. Сохина. М.:

12. Иванов, Е.В. История образования и педагогической мысли: Учебно-методические рекомендации к семинарским занятиям [Текст]/ Иванов, Е.В. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. – 252 с.

13. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 416 с.

14. Комарова Т. С, Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно- образовательной работе детского сада[Текст]/ Т. С. Комарова, М.Б. Зацепина —М.: Мозаика-Синтез, 2013.

15. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. М., Мозаика-синтез, 2017.

16. Педагогическая диагностика комлетентностей дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. -М.: Мозаика-Синтез, 2012.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой. М.: Мозаика-Синтез, 2017.

18. Тимофеева Н.В., Зотова Ю.В. – Занятие в детском саду : современные требования, схемы анализа, конспекты занятий / Н.В. Тимофеева, Ю.В. Зотова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 131 с.

19. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст]/ Усова, А.П. – М.: «Просвещение», 2012. – 208 с.

20. Новые подходы к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. [Электронный ресурс] – Режим доступа: play/prosv/2497-fedina