Влияние фильмов ужасов на человека

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный технический университет

(ДВПИ. им. В. В. Куйбышева)»

Институт экономики и управления

Кафедра массовых коммуникаций

Курсовая работа

по дисциплине: психология МК

«Влияние фильмов жанра «ужасы» на аудиторию в возрасте от 16 до 26 лет »

Руководитель ст. преп.

Григорьева Л. Ю.

Выполнил студентка

Группы У-6541

Мазикина С. Ю.

« » 2010

Владивосток

2010

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………3
    1. Понятие жанра «фильм ужасов», «мотивация»…………………….…………5
    2. Влияние фильмов ужасов на психику…………………………………………9
  1. Выбор и обоснование этапов исследования…………………………………13
    1. Исследование методом опроса……………………………………………….15
    2. Исследование методом анкетирования………………………………………20
    3. Исследование посредством фокус – группы………………………..……….21
    4. Анализ проведенных исследований…………………………………………26
  2. Заключение………………………………………………………………….……..29
  3. Список литературы………………………………………………………….……30

Приложение…………………………………………………………………….…….31

14 стр., 6654 слов

Влияние методов использования наглядности на формирование познавательной ...

... Раздел 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных методов обучения в начальных классах 1.1 Принцип наглядности в педагогических исследованиях различных ученых и педагогов Принцип наглядности ... знаний и умений детей, развитии их мышления и познавательной активности. Задачи исследования: - определить понятие и изучить виды наглядно-дидактического материала на уроках окружающего ...

Введение

В последние годы усилилось внимание к особенностям воздействия средств массовой коммуникации на подрастающее поколение. Средства массовой коммуникации — это не просто источник информации или одно из многих развлечений, оно оказывает огромное воздействие на психику и поведение детей, подростков, молодежь и население в целом. В связи с этим стал интересен факт об особенности влияния СМИ на аудиторию.

В последнее время особое внимание привлекают к себе фильмы, демонстрирующие агрессивное и устрашающее поведение. Установлено, показ по телевидению сцен насилия вызывают небольшое, но статистически значимое увеличение агрессивности зрителей.

Среди фильмов, вызывающих наибольшее беспокойство у представителей старшего поколения, одно из первых мест занимают так называемые «фильмы ужасов и мистики», включающие, в свой сюжет насилие, кровавые сцены, персонажей устрашающего или отвратительного вида — вампиров, оборотней и др.

Исследованию содержания фильмов указанного жанра в странах Европы и в США посвящено много работ. Одни авторы обращают внимание на содержание фильмов с точки зрения присутствующих в них персонажей и даже создают своего рода классификации показываемых в таких фильмах монстров. Другие больше внимания обращают на культурно-исторические аспекты возникновения таких фильмов. Третьи исследуют, в какой мере и как именно восприятие сцен насилия влияет на детей, подростков и молодежь.

Все перечисленные направления исследований рассматривают зрителей как пассивный объект воздействия со стороны фильмов. Однако вполне очевидно, что аудитория, проявляющая интерес к фильмам ужасов, являются не просто пассивными наблюдателями происходящего на экране. Есть что-то, что изнутри определяет выбор фильмов того или иного жанра, особенности восприятия персонажей и сюжетов, поведение зрителей во время просмотра и, в очень большой мере, степень влияния, которое оказывает на них увиденное.

О влиянии фильмов жанра «ужасы» на человека написано немало литературы, но для того, чтобы выявить какое, же влияние они оказывают, для начала выявить первопричину: почему люди выбирают этот жанр?

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... проводятся в отделе экстремальных состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. Московской школой разработана концепция ... они придают интерес жизни, способствуют проявлению интенсивных эмоций, а также стимулирует исследование неизвестного и познание всего нового”. 5. Эдвин Шнейдман. Типология индивидов, играющих ...

Цель исследования заключается в том, чтобы путем опроса выявить причину выбора жанра «ужасы» и на основе исследования определить какое же влияние они оказывают. В данной курсовой предлагается следующая гипотеза: люди становятся более агрессивными после просмотра фильмов жанра «ужасы». Целью исследования заключается подтверждение выдвинутой теории. Объектом исследования явился интерес целевой аудитории к фильмам ужасов и мистики как социально-психологический феномен. Предметом исследования становится мотивация к испытанию страха.

Предмет исследования составили психологические последствия проявления интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики.

Цель и предмет определили следующие задачи исследования:

1. Изучить особенности интереса молодежи к фильмам ужасов и мистики.

2. Проследить психологические последствия реализации данного интереса посредством проведения теста на агрессивность и сделать соответствующие выводы.

Так же были формированы следующие гипотезы:

— поклонниками фильмов жанра «ужасы» являются представители возрастной группы от 16 до 26

— фильмы жанра хоррор влияют на психологическое состояние человека

— поклонники фильмов ужасов имеют более высокий уровень агрессии

Сформированы следующие задачи исследования:

  1. Выявить целевую аудиторию фильмов жанра «ужасы»
  2. Определить мотивацию к просмотру фильмов этого жанра
  3. Проследить реакцию во время просмотра фильма жанра хоррор
  4. Определить уровень агрессивности у поклонников этого жанра

Теоретическую базу составили труды Абрахама Гарольда Маслоу «Мотивация и личность», Сёрена Кьеркегора «Понятие страха», энциклопедические словари медицинских терминов, журналы по психологии.

  1. Понятие «фильм ужасов», «мотивация».

Фильм ужасов, «хоррор» — жанр художественного фильма. К фильмам ужасов относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного — т. н. эффект «саспенс» (от англ. suspense — неопределённость).

5 стр., 2117 слов

Презентация на тему: Методология и методы научного исследования

... и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психологопедагогического исследования. 5 Тема 3. Методы научного познания, ... Екатеринбург, 2004. – 108 с. 15 Определение и уровни научных исследований Научное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработкановых ...

По большому счету фильмы ужасов предназначены пугать, вызывать спрятанные внутри нас страхи, часто в шокирующем финале. Они эффективно концентрируются на темных сторонах человеческой жизни, запретных желаниях, странных и тревожных чувствах. Фильмы ужасов раскрывают первородную натуру человека, его первобытные страхи: ранимость, страх перед непознанным, боязнь смерти, опасение потери индивидуальности, страх перед противоположным полом. Самые темные, примитивные стороны, которые одновременно привлекают и отталкивают нас, заключены в этом жанре [7].

Основная эмоция, которую человек испытывает при просмотре фильмов «ужасов» — страх. Необходимо обозначить понятие страха, для того чтобы выявить причину столь страстного желания постоянного его испытывать. Сёрен Кьеркегор в своей книге «Понятии страха» дает следующее понятие страху:

«Страх — это «симпатическая антипатия и антипатическая симпатия», это чувство, овладевающее человеком, когда в нем зарождается догадка о существовании некоей силы, обладающей совершенно неведомыми возможностями» [11]. Рассмотрим понятие «страх» которое нам дает толковый словарь живого великорусского языка В. Даля:

Страх — страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состоянье души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия…

Энциклопедический словарь медицинских терминов трактует понятие страха следующим образом:

Фобия (phobia; греч. phobos страх, боязнь; син. страх навязчивый) — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, движений, действий, поступков, ситуаций. [3].

Иными словами, страх – это стресс, который испытывает организм при грозящей ему (реальной или воображаемой) опасности. В таком случае, каковы же те побуждения, которые способны вызвать достаточно сильный интерес к фильмам ужасов и мистики у людей? Согласно точке зрения Абрахама Гарольда Маслоу, которую он описал в книге «Мотивация и личность», после удовлетворения физиологических потребностей, их место в мотивационной сфере индивида занимают потребности другого уровня: потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и ужаса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности [1].

Так, например, потребность в безопасности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочиванию повседневной жизни. А. Маслоу указывает также на то, что и среднестатистический взрослый представитель нашей культуры стремится к тому, чтобы жить в безопасном, стабильном, организованном мире, в мире, где действуют раз и навсегда установленные правила и порядки, где исключены опасные неожиданности, беспорядок и хаос.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... личности авторами предложены различные варианты интерпретации потребностей. Фрейд выделял две основные потребности человека: потребность в получении удовольствия — гедоническую потребность и потребность в разрушении — агрессивную потребность. Обе потребности Фрейд считал врожденными, природно-обусловленными и ...

Таким образом, сформировался вопрос о потребности в безопасности и связи с проявлением интереса к фильмам ужасов и мистики, которые, по определению, должны пугать, устрашать, всячески препятствовать удовлетворению этой базовой потребности. Для того чтобы переступить базовые потребности и намеренно испытывать стресс должна быть мотивация, к такого рода действиям.

Мотивация — это соотношение между поведением человека и причинами, которые обусловливают это поведение; совокупность психологических явлений, в которых отражается наличие в человеческой психике определенной готовности, направляющей к достижению цели [4] . Мотивация тесно связана с потребностями человека и всегда сопровождается переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями. Мотивы каждого человека индивидуальны, но мотивация к просмотру фильмов хоррор велика, в доказательство тому большая популярность этого жанра, но цели, которые люди преследуют люди смотря эти фильмы – разные. Например, Альфред Хичкок выразился следующим образом: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня»[13]. Учитывая тяжелое детство режиссера, возможно, предположить, что снимая фильмы жанра хоррор, он переживал свои страхи «оживляя» их в кино, то есть, кинематограф он использовал как средство преодоления фобий. Возможно, в таком контексте стоит рассмотреть желание смотреть фильмы этого жанра, а именно: люди смотрят фильмы жанра «хоррор», для преодоления собственных страхов.

Можно посмотреть на проблему и с другой стороны: фильмы ужасов, которые человек видит на экране, удовлетворяют глубинные потребности в насилии, исторические корни которого, можно проследить в статье А. П. Назаретян «Насилие в СМИ: сегодня и завтра», где автор также повествует о том, что насилие не возрастает, а сублимируется из физической в символическую и виртуальную сферы, причем современные СМИ играют существенную роль в развитии этой тенденции [2] .Из этой статьи становится известно, что люди с дальнего времени использовали насилие в качестве метода воспитания, с использованием грубой физической силы и заметной регулярностью, более того, советы по ее применению печатались в журналах. С развитием технологий, наше общество стало более гуманным, и насилие видит только в виртуальной реальности, телевидении, газетах и т.д. Таким образом можно сформировать следующий вывод: фильмы, содержащие сцены насилия и ужасов, несут благоприятную цель по гуманизации общества, воплощая агрессивные потребности человека в нереальной обстановке.

  1. Влияние фильмов ужасов на психику.

Для того чтобы определится какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, ... рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Эмпирический (практический) уровень исследования – исследование, в котором устанавливаются новые научные факты и выводятся эмпирические ...

Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья:

«…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор клинической психологии Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств». [3].

Но есть и другие факты, которые подтверждают отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью:

«Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов — мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей. Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма». [12].

Рассмотрим также статью из «Российской газеты» где, директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов:

«…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе. Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них — лидер — больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных — ведомых — заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи — это специфика подросткового возраста». [10].

Исходя из вышеизложенного, можно сформировать следующее — фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер.

А именно:

— из-за просмотров фильмов идут не управляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия.

— Переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Иными словами ситуация просмотра фильма создает достаточно комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда и создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности (и осознает это).. Таким образом, потребность в безопасности у людей из так называемой «группы поклонников фильмов ужасов» проявляется в повышенном интересе и стремлении пережить пугающие их моменты в достаточно безопасной обстановке, что дает им возможность совладать» с угрозой хотя бы в воображении и более успешно адаптироваться к такой мнимо или реально угрожающей ситуации. Эти устремления остаются, как правило, неосознаваемыми, осознается же только интерес к фильмам этого жанра.

— комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности – это вершина айсберга. В действительности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, что пагубно сказывается на нашем здоровье. Это научное исследование объясняет, почему после просмотра фильма люди выходят уставшими, нередко с головной болью

Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживания страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение. Следует ввести термин «агрессия».

Агрессия — проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния — это чувства, и прежде всего гнев.

Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

  • физическую — проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)
  • вербальную — выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)
  • косвенную — непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.) [3].

Посредством исследований, которые будут проводиться далее, мы сможем увидеть, действительно ли у поклонников фильмов жанра «ужасы», повышен уровень агрессии.

  1. Выбор и обоснование этапов исследования

Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус – группы, анкетирование и другие.

Опрос — самый распространенный метод сбора первичной информации. Это

психологический вербально – коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос [6].

Плюсом этого вида исследования является оперативность и достоверность получаемой информации, но отрицательной стороной является возможность влияния на ответ опрашиваемого посредством интонации интервьюера, манере общения, и других факторов.

Тест. Является так же один из самых достоверных методов исследований и подразделяется на следующие категории.

Тест — опросник — содержит серию вопросов, по ответам на которые судят о психологических качествах испытуемого. В тесте – задании испытуемому предлагается серия соответствующих заданий, по итогам, выполнения которых определяют наличие или отсутствие и степень развития у него характерологических черт. Недостатком стандартизированных тестов является определенная трудность обеспечения индивидуального подхода к испытуемым в процессе тестирования. У людей с пониженной стрессоустойчивостью, как отмечает А.Г.Шмелев, возникают определенные нарушения саморегуляции, они начинают волноваться, ошибаться в элементарных для них вопросах. Вовремя заметить такую реакцию на тест — задача, которая по силам лишь квалифицированному и добросовестному экспериментатору.

В определенных условиях применение стандартизированных тестов (тест-опросников и тест – заданий) становится просто не целесообразным. Это относится к тем случаям, когда испытуемые не желают признавать у себя отрицательные личностные качества и мотивы поведения либо просто не в состоянии осознавать их наличие. [5].

Фокус группа — социологическое интервью, основанное на использовании реальной групповой динамики в искусственно созданной группе для выявления специфики и особенностей представлений некоей социальной группы об объекте исследования.[8 ]. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора) по заранее подготовленному сценарию. Дискуссия проводится в специально оборудованном помещении и записывается на видео – пленку. Участники фокус группы отбираются строго по заданным критериям и являются представителями целевой аудитории.

Для меня наиболее предпочтительными являются следующие виды исследований:

-опрос

-анкетирование

-исследование посредством фокус – группы

— тест – опросник.

Выбор метода исследования я могу обосновать следующим:

  1. Посредством опроса мы сможем получить необходимую информацию о целевой аудитории фильмов жанра «ужасы», узнать возраст поклонников этого жанра, а так же смогу выявить их отношение к фильмам хоррор.
  2. Анкетирование является прекрасным методом исследования, который сможет мне показать не только отношение к фильмам жанра «ужасы», но и покажет причины, которые мотивируют людей к просмотру этих фильмов, покажет какой жанр наиболее предпочитаемый.
  3. Посредством проведения исследования методом фокус – группы, я смогу увидеть эмоции, которые испытывают любители этого жанра во время просмотра фильма, проследить реакцию зрителей на захватывающие моменты, обсудить с ними их отношение к просмотренному фильму.
  4. Тест – опросник. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей. [5]. Из различных видов теста я предпочла тест – опросник, который основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест – опросник посредством, которого будет проводиться исследование, является опросник Басса-Дарки, благодаря которому мы сможем выявить такие виды агрессии как: физическая, вербальная, косвенная.
  1. Исследование методом опроса

Основная цель проведения опроса выявить целевую аудиторию для фильмов жанра «ужасы», определить их возраст и пол.

Опрос жителей города проводился двадцать первого марта, на улице Светланская. К опрашиваемым задавались следующие вопросы:

— фамилия и имя участника опроса

— смотрит ли он фильмы жанра «ужасы»

— отношение к этому жанру

— род занятий

Данные регистрировались в бланке, представленном в приложении № 1

Итоги опроса:

Опрошено

34 человека

Женщин

15

Мужчин

19

Возраст опрашиваемых

от 16 до 27

Положительных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?»

26

Отрицательных ответов на вопрос «Смотрите ли вы фильмы ужасов?»

8

Ответы участников опроса:

  1. Новикова Инна, 29.01.93, учащаяся

— я смотрю фильмы ужасов, но не часто. Мой парень их любит. А отношусь вполне спокойно, иногда очень страшно бывает.

2. Минаева Ксения, 12.02.92, студентка

— нет. Люблю мелодрамы, а ужастики – глупые фильмы.

3. Драньков Артур, 14.05.88, студент,

— да. Хороший жанр, положительно отношусь.

4. Макаренко Ирина, 1.10.92, студентка

-нет, очень боюсь. Плохо отношусь и не смотрю, потому что потом, то к зеркалу страшно подходить, то в темноте.

5. Анисимов Геннадий, 8.03.90, учащийся

— да, смотрю постоянно, классные фильмы, правда не всегда страшные, но бывает моментами, что дух захватывает.

6. Степаненко Михаил, 30.11.93, студент,

— да, надо ж чтоб адреналин бурлил. Отношусь отлично.

7. Левин Святослав, 20.07.93, студент,

— да, но в последнее время нет ничего стоящего. Отношусь –хорошо.

8. Олифир Анастасия, 23.01.91, учащаяся,

— да смотрю, нравится, что страшно.

9. Усенко Юлия, 22.08.87, студентка,

— нет, потом голова после них болит. Плохо отношусь, страшно же.

10. Никифоряк Ирина, 08.11.84, менеджер

-не особо, плохо сплю потом. Я бы сказала, что отношусь к ним больше отрицательно, чем положительно, иногда же для разнообразия можно посмотреть.

11. Белоусов Кирилл, 14.02.87, студент

— нет, вообще некогда смотреть фильмы, отношусь спокойно, не припомню фильма, который меня действительно бы напугал.

12. Писарькова Анастасия, 04.07.90, студентка,

-да смотрю и часто, страшно правда, но очень нравится.

13. Дудина Анна, 21.10.93,студентка,

-да. Отношусь отлично, с парнем всегда смотрим вечером в темноте, страшно до жути и вам советую попробовать

14. Зверев Тимофей, 23.12.92, студент,

-нет. Сейчас нет страшных ужастиков, хожу только посмеяться.

15. Царев Игнатий, 08.09.88, студент,

— да, смотрю постоянно, ничего против не имею.

16. Колобов Иван 10.10.86, моряк,

-да и регулярно, встряска для мозгов, отношусь положительно.

17. Пономаренко Кристина , 28.06.93, студентка,

— нет, я мультики предпочитаю, они добрые. Мне вот немного по себе становится, когда я смотрю кровавые фильмы, то есть те, где отрезают части тела и тому подобное.

18. Базайкин Алексей, 21.03.87, студент,

— Мне нравятся фильмы ужасов, они захватывающие, интересные и мурашки по коже.

19. Веселов Александр, 1.09.87, студент,

— да, и смотрю, потому что страшно. Мне нравится что страшно, ведь страшно не по настоящему, в этом их плюс.

20. Щедрова Мария, 23.01. 93, студентка,

— да, но в умеренных дозах, ну то есть не постоянно. Отношусь – положительно.

22. Варфоломеев Андрей, 14.02.85, системный администратор,

— да, редко конечно бывает что-то страшное, но в целом лучше, чем слезливые фильмы, что смотрит моя девушка.

23. Шкода Ольга, 30.10.88,студентка,

-да, они прикольные. Отношусь к ним спокойно, ничего страшного в них нет.

24. Нечаев Игорь, 17.01.92, студент,

-да, очень люблю этот жанр, лучше всего японские, отношусь – очень положительно.

25. Наумов Денис, 29.09.89, студент,

— не часто, но смотрю, иногда надо хорошенько напугаться, а потом в бой, короче отличный способ снять стресс.

26. Сабаляускас Кирилл, 22.09.94, учащийся,

-да, но это не самый любимый мой любимый жанр. Отношусь в целом положительно.

27. Чегодаев Андрей, 12.04.83, архитектор,

-да и мне очень нравится. Вообще я люблю все жанры кино, потому, что это искусство, ну если это стоящие фильмы.

28. Артюхов Сергей, 24.08.93, студент,

-да мне нравятся фильмы ужасов, нравится, чтоб кровь стыла в жилах, отношусь очень положительно.

29. Михайлов Сергей, 1.12.86, таксист,

-да смотрю, люблю фильмы про зомби.

30. Жбанов Никита, 8.03.89, студент,

-да конечно, но люблю и комедии, и фантастику, короче все нравится. А к ужаса отношусь положительно.

31. Якименко Виктор, 14.03.88, студент,

— да, я на них вырос. Отношусь крайне положительно, и меня сейчас мало чем можно напугать.

32. Кирилин Антон, 21.06.87, студент, официант,

— да, но не очень часто смотрю, вообще, по-моему, позитивный жанр. Отношусь нормально.

33. Капылов Станислав, 9.09.88, студент,

— в принципе, да, только нормального ничего нет, а так нравятся.

34. Распопин Федор, 14.06.84, менеджер,

— я люблю, только они вообще не страшные, хочется, чтобы они реально были страшными, отношусь хорошо.

  1. Исследование методом анкетирования.

Бланки анкет рассылались выбранным респондентам посредством электронной почты, для того чтобы каждый участник мог уделить заполнению необходимое время, без предварительного собрания в офисе. Участниками анкетирования была молодежь в возрасте от 16 до 21, двадцати молодых людей и девушек. Участниками анкетирования стали студенты различных ВУЗов, являющихся сотрудниками в компании ООО «ОПТ Восток» (промоутеры).

Главным критерием отбора была их увлеченность фильмами жанра «ужасы».

В течение 5 рабочих дней участники должны были ознакомиться, заполнить и отправить анкету для обработки результатов.

Вопросы, которые озвучивались в анкете:

— ФИО участника

— почему вы предпочитаете фильмы жанра «ужасы» комедийным фильмам?

— какие фильмы ужасов вы предпочитаете:

Психологические – пугающие – кровавые

— как часто вы смотрите фильмы ужасов?

— вы пересматриваете старые или ходите на премьеры фильмов ужасов?

— какой фильм ужасов у вас любимый? Чем он вам нравится?

— почему вы хотите смотреть фильмы ужасов?

— какие эмоции вы испытываете при просмотре:

Страх – смех – удовольствие – напряжение – ужас

— какие герои фильмов ужасов вам нравятся?

— в фильмах ужасов вы «болеете» за жертву или отрицательного героя?

— какие моменты в фильмах ужасов вам больше всего нравятся?

— после просмотра вы чувствуете себя спокойно или есть ощущение тревоги?

— считаете ли вы, что фильмы ужасов влияют на психику?

Бланк анкеты, которая высылалась участникам, представлена в Приложении 2.

Вопросы, которые были озвучены в анкете, позволят мне понять мотивацию к просмотру фильмов жанра «ужасы», выяснить моменты которые нравится любителям в этом жанре.

  1. Исследование методом фокус – группы

Двадцать седьмого марта, в офисе компании ООО «ОПТ Восток», который

находится по адресу ул. Светланская, 83, 27 офис, проводилось исследование методом фокус – группы. Группа состояла из десяти человек. Возраст аудитории был от 16 до 21 (участники анкетирования), студенты различных университетов, две девушки и восемь парней. Основным критерием отбора была принадлежность к группе «любители фильмов ужасов».

Цель проведения фокус группы – проследить реакцию зрителей на увиденный фильм жанра «ужасы». Обсудить с ними уведенное, что им понравилось в этом фильме, а что нет, какие моменты были особенно страшными, и чем именно они напугали зрителей.

Исследование проводилось в субботу, так как этот день был наиболее приемлем участникам, в два часа дня. Время было выбрано исходя из того, что у учащихся могут быть с утра пары, а время проведения исследования включает себя не только просмотр фильма, который длится 2 часа 10 минут, но и беседу с участниками (около получаса), но и прохождение теста на агрессивность Басса-Дарки (15-25 минут).

Время окончания исследования ориентировано на шесть часов. Для того, чтобы сгладить эффект от такого длительного проведения, выделяется время на чай.

Офис оборудован мягкими креслами, проектором, колонками. Единственный минус помещения – маленькая площадь.

Участники были в полном составе с опозданием в пятнадцать минут. Ребята расселись и был включен фильм «Пила». Американо-австралийский кинофильм в жанре фильм ужасов/триллер. Изначально фильм получил рейтинг «NC-17» американской киноассоциацией из-за обилия сцен насилия. Было принято решение вырезать некоторые особо кровавые эпизоды. После этого фильм был переоценён и получил рейтинг «R». Во многих странах было введено ограничение по возрасту на просмотр фильма:

в США — до 17 года

в Канаде — до 18 лет

во Франции — до 16 лет

в Японии — до 15 лет

в Сингапуре — до 18 лет на оригинальную версию и до 16 лет на урезанную версию.

В России до 18 лет.

Во время просмотра участники были спокойны, на протяжении всего фильма ребята сидели вполне раскрепощено, изредка меняя позы.

После просмотра, была проведена беседа.

Какие эмоции от просмотра? Понравился фильм?

Шевченко Глеб:

— нормально, скучнее, правда, чем прошлые части, но зато все рассказали.

Медведев Роман:

— а мне понравился, такой же интересный, как и другие.

Моисеева Анна:

— по мне так вообще скучно, сюжет интересный конечно, но я не люблю психологические ужасы, я нигде не испугалась ни разу.

Я заметила, что на протяжении всего фильма, вы были достаточно спокойны. Неужели совсем не страшно?

Моисеева Анна:

— вообще нет, ну кровищи много и все

Тявякова Диана:

— я тоже нет, мерзко конечно, но когда головы падают отрубленные даже забавно. Так не натурально, на мой взгляд, но определенно лучше, чем в «пункте назначения»! зато тут смысл…короче это не ужастик.

(остальные участники высказали похожие мнения)

— Вы испытывали отвращение? Ведь фильм содержит много кровавых сцен.

Лозовой Вадим:

— да не особо он кровавый, два раза только показали, когда мужика топором разрезало, и в конце, да что там мерзкого. Кровь и кровь.

Смирнов Павел:

— вот именно, это ж не нам отрезают

Моисеева Анна:

— я б скорее сказала, что когда блондиночке голову отсекли, больше неожиданно было. Жалко. А мерзко – нет.

— Было ли вам жалко жертв?

Борисов Василий:

— по задумке же они все или убийцы или наркоманы, так что по идее не должно быть.

Лозовой Вадим:

— согласен, сами виноваты, они могли все спастись, а они поубивали друг друга.

Охарактеризуйте главного героя.

Медведев Роман:

— маньяк – убийца, мститель, умный.

Борисов Василий:

— я не знаю. Но вообще он очень умный подуман, умел продумывать действия людей наперед.

Моисеева Анна:

— вообще учитывая сюжет, если кто помнит, он же из-за того что его жену по животу ударили, она ребенка потеряла, иными словами он очень жену любил, и теперь мстит. Мститель!

Тявякова Диана:

— бред, а остальные тоже его жену как-то обидели? Он еще много с кем поиздевался, на мой взгляд, лез не в свое дело, он не вправе судить кого то. Он сумасшедший, не зря ж рак мозга был.

— В чем, по вашему мнению, смысл фильма?

Тончаров Сергей:

— в том чтобы люди ценили человеческую жизнь.

Борисов Василий:

— да, и еще в том, что каждому дается второй шанс, ну пила же выбирал жертву не просто так, а из – за какого-то совершенного поступка, и как бы их наказывал. Давал возможность исправиться.

Моисеева Анна:

— да! Он же говорил, что убийство это ужасно, и что после его испытаний, никто не остается прежним.

После проведенной беседы, я поблагодарила участников за открытость и предложила пройти тест на агрессивность Басса-Дарки, были розданы чистые листы бумаги, и ручки. Ребята расселись за столы. Далее участники прослушали 75 вопросов из теста опросника. Тест – опросник применим к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Следовательно, подходит и к нашей аудитории. Перечень вопросов представлен в приложении № 3.

Анализ проведенных исследований

Исходя из проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

— из большинства опрошенных, фильмы жанра «ужасы» предпочитает мужская аудитория, и относятся к таким фильмам положительно, и с удовольствием хотят как на премьеры, так и смотрят дома. Возраст любителей фильмов этого жанра варьируется от 16 до 26 лет. Этот возраст характеризует хронологические границы юности. К концу юношеского периода завершаются процессы созревания организма человека: рост тела, формирование костно-мышечной системы, половое созревание, а также наиболее поздние по времени процессы нейрофизиологического оформления центральной нервной системы; приобретают определенность черты лица и внешнего облика в целом. В то же время степень личностной зрелости юношей и девушек в этом периоде еще значительно уступает степени зрелости организма. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач личностного и профессионального самоопределения, началом вступления во взрослую жизнь [14]. Но, к сожалению, те комплексы, страхи, которые сформировались ранее, не уходят, и ними каждый человек борется разными способами.

Фильмы жанра «ужасы» могут служить вспомогательным элементом в борьбе со страхами. Если в данном контексте рассматривать эту проблему то становится ясно, почему именно эта возрастная категория предпочитает фильмы жанра «ужасы».

Исследование методом анкетирования показывает нам не только причины желания смотреть этот жанр, но и выясняет о эмоциях, которые испытывают любители этих фильмов во время просмотра. Ведь есть адреналинозависимые люди, которые занимаются экстремальными видами спорта, потому что это бодрящее ощущение в крови им необходимо испытывать постоянно. Может быть, и любители фильмов жанра «ужасы» зависимы от ощущения страха и напряжения?

Наиболее распространенный ответ на вопрос в анкете «почему вы предпочитаете фильмы ужасов комедийным фильмам?» 15 из 20 ответили, что фильмы жанра «ужасы» более эмоциональны, что хочется ярких ощущений, и хочется встряхнуться от повседневной рутины. 17 из 20 отвели, что испытывают во время просмотра страх и напряжение. Таким образом, мы подтверждаем теорию о том, что любители этого жанра, не только любят просто «пугаться», но им необходимо это ощущения напряженности постоянно.

Исследование методом фокус – группы раскрыло картину наиболее полно. Побеседовав с участниками, я смогла сделать вывод, что они невосприимчивы к сценам насилия, и нет чувства сострадания. Но в тот, же момент они не агрессивны, не асоциальны, а наоборот: открытые, раскрепощенные ребята, которые сразу, же нашли контакт друг с другом, и искренне высказывали свое мнение о фильме.

Мы можем предположить следующее: любители фильмов ужасов, переживают свои страхи в кино, пребывая в нереальной реальности, они пересиливают свои комплексы, чувствуют напряжение во время просмотра, избавляются от агрессии, и после окончания фильма «обновленные» могут вновь жить в привычном ритме.

Но в тот, же момент, внешнее проявление, зачастую расходится с психологическим состоянием человека. Наши участники фокус – группы позитивные и открытые ребята, а их психическое состояние скрывает агрессивность, обиду. Именно для того, чтобы увидеть их психологическое состояние, необходимо было провести тест Басса – Дарки, который покажет нам все виды агрессии: физическую, вербальную, косвенную.

Благодаря проведенному тесту стало видно, что ни один из участников не склонен к физической агрессии, а наоборот, у двоих из десяти выявлено «раздражение», которое характеризуется следующим образом: плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но до тех пор, пока не прорвется наружу и не приведет к физической агрессии. У четырех участников фокус группы выявлен негативизм, реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. У троих из десяти проявилась в тесте обидчивость, и у одного участника фокус группы – вербальная агрессия, иными словами, участник выражает свои эмоции словесно, последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки.

Заключение

В курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  1. Выявить целевую аудиторию фильмов жанра «ужасы»
  2. Определить мотивацию к просмотру фильмов этого жанра
  3. Проследить реакцию во время просмотра фильма жанра хоррор
  4. Определить уровень агрессивности у поклонников этого жанра

Благодаря проведенным исследованиям, мы смогли установить следующее:

Поклонниками фильмов жанра «ужасы» является аудитория в возрасте от 16 до 26 лет, и их пристрастие к фильмам этого жанра обусловлено возрастными особенностями.

Мотивационным аспектом к просмотру фильмов жанра «хоррор» является желание испытать острые ощущения, уйти от повседневности. Во время просмотра поклонники спокойны и не реагируют на острые моменты, их не пугает ни вид крови, ни сцены с отрезанием частей тела героям, но тем анкетирование показало — 98 % «болеют» за жертву. При такой спокойной реакции на кровавые сцены стоит предположить что, у поклонников фильмов жанра «ужасы», ярко выражена агрессия, и тест Басса – Дарки смог бы нам выявить это. Но результаты лишь выявили, что у участников фокус – группы в разной степени выражена вербальная агрессия, обида, негативизм и раздражение.

Таким образом мы исследовали поставленные задачи в курсовой работе. Исходя из вышеописанных результатов мы можем сделать вывод, что просмотр фильмов жанра «ужасы» на психологическом уровне слабо выражен, и для того чтобы выявить влияние этого жанра на психическое состояние человека требуются годы, проведение более глубоких психологических тестов. Но на данном этапе мы смогли выявить то, что люди используют фильмы жанра «ужасы» как средство снятия стресса, и в качестве источника новых ощущений.

Список литературы:

  1. Абрахам Гарольд Маслоу. Мотивация и личность

  1. Вопросы психологии : Науч. журн. — М. : Вопр. психологии, 1955, стр. 114.
  2. Журнал «Психология»

Понятие агрессии и причины ее проявления у детей

  1. Определение «Мотивация»

http://psyfactor.org/personal/personal12-05.htm

  1. Определение теста как вида исследования.

http://revolution.allbest.ru/psychology

  1. Определение опроса как метода исследования http://ru.wikipedia.org/wiki/Опрос
  2. Определение жанра «фильм ужасов»

http://wiki.kgpi.ru/mediawiki/index.php/Фильмы_ужасов

  1. Определение фокус – группы как вида исследования

http://www.my-market.ru/focusgroup.html

  1. Психологический навигатор. Статья.

http://www.psynavigator.ru/news.php?code=650

  1. Российская газета» — Федеральный выпуск №3747 от 15 апреля 2005
  2. Сёрен Кьеркегор«Понятии страха» Энциклопедия «История философии»

.

  1. Статья о воздействии фильмов ужасов http://www.newca.com/doc/n.aspx?211585&2&9
  2. Статья об Альфреде Хичкоке.

  1. Характеристика возраста

  1. Энциклопедический словарь медицинских терминов:

http://www.pillowman.ru/

Приложение № 1. Регистрационный бланк.

ФИО Участника №

 

 

 

 

 

 

Дата рождения

 

 

 

 

 

 

Положение

 

 

 

 

 

 

Смотрите ли вы фильмы ужасов?

 

 

 

 

 

 

Ваше отношение к этому жанру?

 

 

 

 

 

 

ФИО Участника №

 

 

 

 

 

 

Дата рождения

 

 

 

 

 

 

Положение

 

 

 

 

 

 

Смотрите ли вы фильмы ужасов?

 

 

 

 

 

 

Ваше отношение к этому жанру?

 

 

 

 

 

 

ФИО Участника №

 

 

 

 

 

 

Дата рождения

 

 

 

 

 

 

Положение

 

 

 

 

 

 

Смотрите ли вы фильмы ужасов?

 

 

 

 

 

 

Ваше отношение к этому жанру?

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2. Бланк Анкеты.

Бланк Анкеты

Фамилия Имя Отчество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему вы предпочитаете фильмы ужасов комедийным фильмам?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие фильмы ужасов вы предпочитаете?

психологические

 

пугающие

 

кровавые

 

 

нужное отметить галочкой

Как часто вы смотрите фильмы ужасов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему вы хотите смотреть фильмы ужасов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы пересматриваете старые или ходите на премьеры фильмов ужасов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какой фильм ужасов у вас любимый? Почему он вам нравится?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие эмоции вы испытываете при просмотре?

страх

 

смех

 

удовольствие

напряжение

ужас

 

нужное отметить галочкой

Какие герои фильмов ужасов вам нравятся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В фильмах ужасов вы вы «болеете» за жертву или отрицательного героя?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие моменты в фильмах ужасов вам больше всего нравятся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

После просмотра вы чувствуете себя спокойно или есть ощущение тревоги?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Считаете ли вы, что фильмы ужасов влияют на психику?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3. Список вопросов из теста – опросника Басса – Дарки .

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5. Я не всегда получаю то, что мне положено

6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

15. Я часто бываю, не согласен с людьми

16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется

20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

21. Меня немного огорчает моя судьба

22. Я думаю, что многие люди не любят меня

23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26. Я не способен на грубые шутки

27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30. Довольно многие люди завидуют мне

31. Я требую, чтобы люди уважали меня

32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

34. Я никогда не бываю мрачен от злости

35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45. Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

54. Неудачи огорчают меня

55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

60. Я ругаюсь только со злости

61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

67. Я часто думаю, что жил неправильно

68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

69. Я не огорчаюсь из-за мелочей

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

72. В последнее время я стал занудой

73. В споре я часто повышаю голос

74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

Ключ к опроснику:

1. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 1,25,31,41,48,55,62,68,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 9,7

2. Косвенная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 2,10,18,34,42,56,63,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 26,49

3. Раздражение:

«да»= 1, «нет» = 0 вопросы: 3,19,27,43,50,57,64,72,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 11,35,69

4. Негативизм:

«да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 4,12,20,28,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 36

5. Обида:

«да» = 1,»нет» = 0 вопросы: 5,13,21, 29, 37,44,51,58

6. Подозрительность:

«да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 6,14,22,30,38,45, 52,59,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 33,66,74, 75

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0 вопросы: 7, 15, 23, 31, 46,53,60,71,73,

«нет» = 1, «да» = 0 вопросы: 33, 66, 74, 75

8. Чувство вины:

«да» = 1,»нет» = 0 вопросы: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54,61,67