Содержание
Введение 2
Глава 1. Психологический климат педагогического коллектива, обеспечивающий профессиональное и личностное развитие педагога 6
1.1. Понятие о психологическом климате в коллективе 6
1.2. Условия развития профессионального потенциала педагогов 15
Выводы по 1 главе 28
Глава 2. Экспериментальное исследование психологического климата педагогического коллектива 29
2.1. Описание цели, задач, методов исследования 29
2.2. Анализ результатов исследования психологического климата педагогического коллектива МБДОУ № 288 г.Челябинска 33
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Введение
В сфере образовательных учреждений происходят активные инновационные процессы, к которым относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования, внедрение достижений научной мысли в практику.
Источником творческой самореализации личности в развитом коллективе является внутриколлективная жизнь, традиции, богатство психоэмоциональных отношений, психологический климат. Основной задачей является создание условий для творческого преобразования педагогической системы ОУ, условий для инновационных процессов, направленных на улучшение педагогической деятельности коллектива. Внедрение инновационных технологий сопряжено с рядом противоречий, одним из которых является стремление системы к сохранению стабильного положения. Ведь при создании нового, внедрении новшеств происходит разрушение стереотипов, сложившегося порядка вещей.
Особенно сложная ситуация возникает, когда в коллективе необходимы преобразования, которые не для всех членов коллектива будут благоприятны. Такие ситуации грозят развалом единства, возникновением конфликтных ситуаций. Во избежание конфликтов при внедрении инновационных технологий необходимо своевременно и профессионально подготовить для этого почву.
Создавая условия для проявления творческой активности личности, необходимо иметь ввиду, что она имеет чётко выраженную социальную обусловленность. С позиций деятельно-отношенческого подхода одним из основных условий следует назвать психологические установки на творчество, отношение к творческим проявлениям как к ценности. На творческую продуктивность педагогов непосредственно влияет мотивация. Ведущим мотивом, по мнению психологов, является интерес к творческой деятельности. Механизм интереса включает в себя удовлетворение потребности в переживаниях, а интенсивно переживается только новое, поэтому деятельность, движимая интересом, должна носить поисковый, творческий характер. Однообразие убивает эмоции, интересу всегда нужна новизна. В основе интереса лежит природная потребность человека в эмоциональном насыщении.
Педагогическая психология 10
... в педагогическом процессе, направленное на формирование неповторимой личности, способной к нравственному и творческому совершенствованию. ... личности растущего человека; изучение условий эффективного взаимодействия личности и коллектива; определение возможностей семейного воспитания. ... воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей». (Бордовская Н.В., Реан ...
Творческая деятельность движима непосредственным мотивом, т. е. нацеленным на процесс, именно такая деятельность приносит человеку наибольшее удовлетворение именно к такой деятельности будет у человека наибольшая склонность, в данном случае имеются ввиду склонности и способности к педагогической деятельности, направленной на развитие дошкольников. Профессиональное, личностное развитие педагога возможно в условиях творческой атмосферы в ДОУ, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе. Таким образом, характер психологического климата трудового коллектива в целом зависит от уровня группового развития, внутригрупповых взаимоотношений и стиля руководства. Возможности руководителей школы в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.
В наше время существенно возросли требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний, наличием творческого мышления.
Совершенствование психологического климата коллектива – это задача развертывания социального и психологического потенциала общества и личности, создания наиболее полнокровного образа жизни людей. Условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, влияют на успешность их совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.
Психические свойства и состояния педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость являются составляющими благоприятного психологического климата. Поэтому формирование в учительских коллективах благоприятного психологического климата, необходимого для плодотворной, творческой работы становится все более злободневной проблемой в современном дошкольном учреждении.
Актуальность настоящего исследования определяется условиями модернизации системы образования. Задача управления современной школой – не только сохранить коллектив, но и мотивировать членов педагогического коллектива на выполнение стоящих перед учреждением задач по воспитанию и обучению подрастающего поколения. А это зависит от умения руководителя, администрации школы сформировать сплоченный, творчески работающий педагогический коллектив.
В нынешней ситуации особенно остро встает вопрос управления психологическим климатом, как одним из важнейших показателей стабильности и сплоченности коллектива. От руководителя требуется такт, терпимость во взаимоотношениях с подчиненными, умение прогнозировать развитие ситуации в коллективе, гасить и предупреждать конфликты. Управление социально-психологическим климатом должно строиться на принципах сотрудничества, доброжелательности, уважения к человеку. Необходимо уделять больше внимания индивидуальному подходу к каждому педагогу, решению проблем социальной сферы, опираясь на традиции, положительный опыт, устои данного педагогического учреждения.
Социально-психологический климат коллектива и его развитие на ...
... подходы к изучению социально-психологического климата коллектива группы работников, проанализировано влияние социально-психологического климата трудового коллектива на качество и результаты трудового процесса, разработаны предложения по созданию благоприятного социально-психологического климата. Автор работы подтверждает, что ...
Учитывая, актуальность этой проблемы, была выбрана данная тема и выдвинута следующая гипотеза: чем благоприятней психологический климат в коллективе, тем выше творческий потенциал сотрудников образовательного учреждения.
Объект – творческий потенциал педагогов ДОУ.
Предмет – условия создания благоприятного психологического климата.
Цель – выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка условий создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе ДОУ, способствующего развитию творческого потенциала педагогов.
Задачи:
1. Изучить особенности развития творческого потенциала педагогов ДОУ.
2. Изучить проблему создания благоприятного психологического климата педагогов ДОУ в педагогической теории и практике.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить условия создания психологического климата в коллективе.
Гипотеза: Развитие творческого потенциала педагогов ДОУ обеспечивается созданием благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
Практическая значимость – исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы руководителями разных уровней с целью создания благоприятного психологического климата и повышения творческого потенциала работников.
В отечественной литературе насчитывается несколько десятков определений психологического климата и различных исследовательских подходов к этой проблеме.
Проблеме педагогического творчества, повышения профессионализма и продуктивности деятельности учителя уделяли внимание выдающиеся педагоги прошлого (А. Дистервег, Я Каменский, К.Д. Ушинский и др.), деятели образования советского периода (П.П. Блонский, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.), а также современные исследователи (В.И. Загвязинский, А.И. Кочетов, Н.В. Кузьмина, М.М. Поташник, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.
Структура исследования: введение, 2 главы основной части, заключение, список литературы.
Глава 1. Психологический климат педагогического коллектива, обеспечивающий профессиональное и личностное развитие педагога
1.1. Понятие о психологическом климате в коллективе
Понятие «климат» имеет корни в социальной психологии. Этот термин, ныне широко употребляемый, часто принято ставить в один ряд с понятиями духовной атмосферы, духа коллектива и преобладающего настроения. В отечественной психологии наметились четыре основных подхода к пониманию природы СПК. Представителями первого подхода (Л.П. Буева, Е.С. Кузьмин, Н.Н. Обозов, К.К. Платонов, А.К. Уледов) климат рассматривается как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания. Климат понимается как отражение в сознании людей комплекса явлений, связанных с их взаимоотношениями, условиями труда, методами его стимулирования.
Под социально-психологическим климатом, считает Е.С. Кузьмин, необходимо понимать такое социально-психологическое состояние малой группы, которое отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.
Психологический климат в организации: сущность, факторы, проблемы, ...
... религиозные, расовые и другие обстоятельства. 3. Основные типы профессиональной культуры кадрового менеджмента Степень комфортности психологического климата зависит от парадигмы управления человеческими ресурсами. Воспользуемся классификационной схемой, предложенной Дональдом ...
Сторонники второго подхода (А.А. Русалинова, А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что сущностной характеристикой СПК является общий эмоционально-психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей…….
Список литературы
1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. — СПб., 1999.
2. Белоусов А.А. Основы менеджмента. — Владивосток — Изд-во ДВГУ, 2001.
3. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. — 1998. — № 4. — С.83.
4. Белоусов А.А. Менеджмент как система — основа успеха деятельности любой организации. — Владивосток — Изд-во ДВГУ, 1998.
5. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. — М.: ОАО изд-во «Экономика», 1997.
6. Бабанский Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Советская педагогика. — 1987. — № 2.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. — М.,2002.- 356 с.
8. Батоврина Е. Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. — 2004. — №20.
9. Безрукова В.С. Педагогика [Текст] / В.С. Безрукова. — М., 2000. – 180 с.
10. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. [Текст] / А.С. Белкин. — Челябинск, 2004. — 120 с.
11. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? — М., 1993. — 198 с.
12. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения ХХ в. [Текст]: учебн.-метод. пособие / Б.М. Бим-Бад. — М., 2004. — 167 с.
13. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. [Текст]: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2002. — 320 с.
14. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа — просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. — 1998. — № 3. — С. 36.
15. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. Учебник. — М.: МГУ, 1997.
17. Гроув, Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент /Перевод с англ. — М: Филинъ, 1999.
18. Доблаев В.Л. Теория организаций. — М.: Инс-т молодежи, 1995.
19. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя [Текст] / В.И. Загвязинский. — М., 2001. — 253 с.
20. Интеллект и творчество: Сб. науч. тр. / РАН. Ин-т психологии; Отв. ред. А.Н. Воронин. — М., 1999. — 289 с.
21. Исследование проблем психологии творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1983.
22. Кан-Калик B.Л. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
23. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. — Минск, 2002.
24. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. — Научно-методический центр Пензенского городского отдела образования, 1994. — 344 с.
25. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М., 1988.
26. Корицкий Э.Б. и др. Научный менеджмент: российская история. — СПб: Питер, 1999.
27. Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. — М., 1993.
28. Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. — Л., 1986.
29. Кузнецова Н.В. История менеджмента. — Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2002.
1.Педагогика как наука. Общее понятие
... опыт, и вместе с ним, усложнялись процесс и цели воспитания. Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как ... прогнозирования и целенаправленного исследо- вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания. Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле- жат в основе описания, анализа, ...
30. Лапуста М.Г. Словарь-справочник менеджера. — М., 1996.
31. Лилеева З.А. Менеджмент в малом бизнесе. Персонал: как руководить организацией. — М.: Статистика, 1997.
32. Липсиц И.В. Кроссворды для руководителей. — М.: Дрофа, 1999.
33. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. — М.: Изд-во МПСИ, 2003.
34. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. — Минск.: Харвест, М.: АСТ, 2000. — 432 с.
35. Менеджмент (Современный российский менеджмент): Учебник / Под ред.Ф.М. Русимова и М.Л. Разу. — М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
36. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: Дело, 1999, 2001 Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
37. Поташник М.М. Инновационные школы России [Текст] / М.М. Поташник. — М., 2003. — 302 с.
38. Психологические исследования творческой деятельности / Под ред. О.К. Тихомирова. — М.: Наука, 1975. — 256 с.
39. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. — М.: Наука, 1990. — 224 с.
a. Руденко В.И. Менеджмент. Конспект лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
40. Румянцева З.П. Менеджмент организации. Учебное пособие. — М., 1996
41. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред.В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
42. Смирнов Э.А. Основы теории организации — М.: Аудит, 1998.
43. Страхова О.А. Управление персоналом и эффективность предприятий. — М.: Наука, 1996.
44. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества [Текст] /Ф.Р. Филиппов. — М., 2004. — 160 с.
45. Филонов Г.Н. Образование — ресурс консолидации гражданского общества [Текст] / Г.Н. Филонов. // Педагогика. — 2004. — № 8. — с.28-34.
46. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве // Педагогика. 1992.
47. Управление — это наука и искусство. — М.: Республика, 1992. — 351 с.