Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние на выбор профориентации

Ценностная ориентация. Ценностные ориентации студентов. Их влияние на выбор профориентации

Содержание

Введение 3

1. Особенности ценностно-ориентационной сферы 5

2. Анализ теорий ценностных ориентаций в зарубежной

психологии 14

3. Теории ценностных ориентаций в отечественной психологии 24

Заключение 35

Литература 38

Введение

Ценностные ориентации определяют духовный стержень человека, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, выражают его отношение к миру и к самому себе, представляют основной канал усвоения человеком духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения, наполняют жизнь смыслом, являются системообразующим элементом мировоззрения.

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, вызвали ряд изменений, которые отчетливее всего проявились в трансформации старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей личностных, профессиональных и семейных взаимоотношений.

Наиболее ярко эти процессы трансформации проявляются в молодежной среде. Сегодняшние молодые люди являются представителями нового поколения. Пройдет пятнадцать-двадцать лет и те ценности и нормы, которые существуют в молодежной среде сейчас, станут доминирующими в нашем обществе. Это предопределяет социальную значимость исследуемой нами проблемы.

Изучение особенностей и специфики ценностно-ориентационной сферы личности является уже давно предметом исследований в зарубежной (А. Маслоу, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) и отечественной (К.А. Абульханова-Славская, Б.С. Братусь, Л.С. Выготский, А.Г. Здравомыслов, Е.Л. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Э. Чудновский и др.) психологии. Отдельные исследования посвящены вопросу диагностики тех доминирующих ценностей, которые трансформируется сегодня в молодежной среде (О.В. Гаврилова, Н. Журавлева, Л.Р.Яруллина и др.), и влияют на выбор профессии. Обобщение всех этих исследований в одно работе и объясняет научную значимость данной работы.

Исходя из выше изложенного, мы можем сформулировать следующую проблему нашего исследования. На современном этапе развития психологической научной мысли констатируется, что ценностно-ориентационная сфера в молодежной (студенческой) среде является предметом многочисленных исследований. В этой ситуации является важным объединить эти исследования в области прояснения вопроса о том, как ценностные ориентации студенческой молодежи влияют на ее профессиональное самоопределение.

10 стр., 4908 слов

Ценностные ориентации студентов, занимающихся творческими видами ...

... заключительные выводы. Объект исследования - ценностные ориентации. Предмет исследования - ценностные ориентации у студентов, занимающихся творческой деятельностью. Гипотеза: Ценностные ориентации у студентов, занимающихся ... и развитие. Система ценностных ориентаций личности, является отражением актуальных ценностей социальной среды. Система ценностных ориентаций характеризует содержательную ...

Цель исследования – изучение ценностных ориентаций личности студентов и их влияния на выбор профессии.

Объект исследования: ценностные ориентации личности.

Предмет исследования: ценностно-ориентационная сфера студентов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть особенности ценностно-ориентационной сферы.

2. Проанализировать теории ценностных ориентаций в зарубежной психологии.

3. Изучить теории ценностных ориентаций в отечественной психологии.

Практическая значимость нашего исследования обусловлена тем фактом, что знание особенностей ценностно-ориентационной сферы студенческой молодежи, влияющей на ее профессиональное самоопределение, поможет преподавателям высших учебных заведений строит учебный процесс, в котором будут учитываться мотивационно-потребностные и ценностные ориентации каждого отдельного студента, которые влияют на успешность получения высшего образования.

Гипотеза исследования – существует взаимосвязь ценностных ориентаций и выбора молодыми людьми профессии.

1. Особенности ценностно-ориентационной сферы

Ценности относятся к самым общим и чаще всего используемым понятиям в социально-философском и психологическом дискурсе. В гуманитарном знании эту категорию часто используют как высшее родовое понятие для обозначения других понятий. В научной литературе можно найти десятки определений «ценности», которые варьируются в зависимости от выбора автором конкретного теоретического концепта.

А.Г. Здравомыслова отмечает, что «ценностные ориентации — это относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека», определяющий его взаимоотношения с другими людьми, преобразования личности, в том числе и по отношению к самой себе, являющий существо образа жизни индивида [15, C.22]. Это определение наиболее полно отражает содержание функции и значение ценностных ориентаций личности, в жизни человека. Интересным является и определение, данное Д.И. Фельдштейном: «Ценностные ориентации — интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной среды, избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации» [33, C.3]. В этом определении отмечается роль ценностных ориентаций как регулятора поведения человека. ………..

Заключение

Данная работа была посвящена теоретическому анализу концепций ценностных ориентаций существующих в современной психологии, а также рассмотрению ценностных ориентаций студентов и их влияния на выбор профессии.

11 стр., 5190 слов

Теории личности в зарубежной психологии 2

... человеке – это именно его духовная ориентация, которая является частью общего духовного начала человечества.   Понимающая психология э. Шпранглера С.71. Представитель этого направления ... формулах типологии. В действительности эта декларация В.Штерна означала идеалистическое разрешение проблемы личности, которая выводится из более широкого абстрактного понятия – "персона". С.69. Персона ...

В заключение работы мы можем обобщить ее основные выводы.

Понятие ценности определяется как любые объекты, имеющие жизненно важное значение для субъекта (индивида или определенной социальной группы).

Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

Ценностные ориентации представляют собой сложное образование, состоящее из когнитивного (знания), эмотивного (эмоции) и поведенческого (реализация ценностных ориентаций в поведении человека) компонентов.

В зарубежной психологии вопрос изучения ценностных ориентаций рассматривается практически во всех крупных направлениях психологии и с ростом количества исследований можно отметить и возрастание в них значимости ценностей как системообразующего компонента личности человека.

Так, если у Б. Скиннера ценности считались только лишь результатом ассоциативного научения, то у Дж. Роттера уже был введен термин «ценности подкрепления», которые влияют на предпочтение человека тому или иному стимулу.

В теории З. Фрейда ценностные ориентации и моральные нормы являются важным элементом понятия «Супер-эго». В гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Рождерс и др.), понятие ценностные ориентации является одним из главных в характеристике структуры личности.

В отечественной психологии ценностные ориентации рассматриваются через анализ направленности личности, которая является системообразующим свойством, определяющим ее психический склад.

Можно отметить, что и в зарубежной, и в отечественной психологии при рассмотрении ценностных ориентаций можно отметить схожие положения:

— понятия «ценностные ориентации» и «личностные ценности» рассматриваются как тождественные;

— в основном ценностные ориентации анализируются через мотивационно-потребностный и смысловой компонент изучения личности;

— большинство авторов рассматривают формирование ценностных ориентаций как процесс интеграции моральных норм и ценностей общества во внутренний план личности.

Рассматривая проблему влияния ценностных ориентаций личности на профессиональное самоопределение студентов, мы можем отметить, преобладание фундаментальных исследований над прикладными, в западной психологии.

Здесь можно выделить несколько групп ценностей-причин, которые бы определяли выбор профессии у молодежи. К таким группам относятся: родительские установки (интеграции в личности студента ценностей родителей, которые определяют его будущее); ценности самоактуализации самореализации; следование и осознание при выборе профессии своих способностей и черт характера.

В тоже время зарубежными психологами делается вывод, что ценностные ориентации, влияющие на профессиональный выбор, могут быть и результатом определенных сиюминутных изменений в социально-экономической жизни общества и т.д.

В отечественной психологии большее внимание уделяется прикладному характеру исследований ценностных ориентаций при выборе профессии студентами.

Анализ некоторых из исследований показывает, что

— современные студенты считают важными для себя проявления таких качеств, как уверенность в себе, стремление к работе, которая бы отвечала его интересам, успешность, направленность на свое развитие и самосовершенствование, конкурентоспособность, творческие личности, образованность, эффективность и настойчивость;

9 стр., 4071 слов

Ценностные ориентации личности

... структуре бытия, и каково её отношение к фактам реальности. Ценностные ориентации личности представляют собой центральное образование, определяющее направленность, отношение к тому или ... -ориентирующую, функции интеграции духовного мира личности, целеполагания, детерминации психических процессов. Основы формирования базовой структуры ценностных ориентаций закладываются в подростковом возрасте, когда ...

— ценностные ориентации студенческой молодежи не являются устойчивыми на протяжении обучения и начинают трансформироваться, начиная с третьего курса. Эти изменения в основном отражаются в том факте, что важность социальных отношений сменяется доминированием ценностей познания, самостоятельности, продуктивности;

— также сегодня у студентов экономические ценности преобладают при выборе профессии.

Таким образом, в результате проведенной нами работы мы можем говорить о подтверждении нашей гипотезы о том, что существует взаимосвязь ценностных ориентаций и выбора молодыми людьми профессии.

Данное предположение подтверждается и зарубежными и отечественными исследованиями.

В заключение следует отметить, что проблема изучения влияния ценностных ориентаций студентов на их профессиональный выбор будет продолжено нами и на практике.

Литература

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: к 100-летию со дня рождения. — М.: Наука, 2002. — 248 с.

2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — С.63-70.

3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1997. — 344 с.

4. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1999. — С.426-433.

5. Безменова И. К., Гулевич О. А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. — М.: РПО, 1999. — 144 с.

6. Борухов Б.Л. Культура зеркал и зеркала культуры // Человек и мир.- Саратов: Изд-во СИМСХ.- 2002.- с.79-32.

7. Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1998. — 301 с.

8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.

9. Гаврилова О.В. Взаимосвязь удовлетворенности и мотивации учебной деятельности студентов в системе многоуровнего образования: Дисс. … канд. психол. наук. — Казань, 2000.

10. Дилигенский Г. Социально-политическая психология. — М.: Новая школа, 1996. —352 с.

11. Дроздов С.В. Динамика мотивационно-смысловых образований личности студентов в процессе адаптации к учебе: Дисс. канд. психол. наук. — М., 2000.

12. Духовное становление человека.- М.: Знание.- 1994.- 250 с.

13. Журавлева Н. Динамика ценностных ориентаций личности. – М.: Институт психологии РАН, 2006. – 335 с.

14. Занюк С. Психология мотивации. — Киев, 2001.

15. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. — М.: Просвещение.- 2006.- 223 с.

16. Ильин Е.Л. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.

17. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. — М.: Мысль. — 1984.- 252 с.

18. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

19. Краснорядцева О. М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов//Сибирский психол. журн. —Томск, 1998. — № 7. — С.25-29.

16 стр., 7789 слов

«Психология личности» для студентов фак-та документоведения и вечерников рггу

... 2 2 2 2 Задание: Напишите свое представле-ние о личности. 1 Обсуждение общих вопросов психологии личности 2 Тест Плутчека, Келлермана, Конте на изучение ПЗМ 2 ... роль внутренних факторов. Стадии психосексуального развития. Психол. защитные механизмы ПЗМ. Методы психо-анализа: свободных ассоциаций (на кушетке) – анализ переживаний (проблема преодоления вытеснений); анализ сопротивления – как ...

20. Левин К. Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — М.: Изд-во МГУ, 1992. — С.47-78.

21. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Просвещение, 2005, —304 с.

22. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 2004. —446 с.

23. Мартынова Т.Н. Особенности системы ценностных ориентаций студентов с различной мотивацией выбора профессии// Сборник научных трудов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – С. 28-36.

24. Мартынюк И.О. Проблема жизненного самоопределения молодежи /опыт прикладного исследования. — Киев: Наукова думка. — 1993.- 116 с.

25. Маслоу А. Психология бытия: Пер. С англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. — 304 с.

26. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. — М.: Смысл, 1999. —425 с.

27. Моральный выбор /под общ. ред. А.И. Титаренко. — М.: Изд-во МГУ.- 2000.- 344 с.

28. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности // Психология личности: Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. — М.: Изд-во МГУ, 1992. —С.35-38.

29. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения.- М.: Наука.- 1998.- 200 с.

30. Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. — М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998. — 345 с.

31. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1999. — 254 с.

32. Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне разработки грузинской психологической школы // Психологические исследования. — Тбилиси, 1973. —С.20-26.

33. Психология современного подростка /Под ред. Д.И.Фельдштейна. — М., 1997.

34. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. — Казань, 1998.

35. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия: Пер. С англ. — М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. —320 с.

36. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.2-е изд. — М., 2004. — 416 с.

37. Сержантов В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. — М., 2000 — 360 с.

38. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. —СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 124 с.

39. Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С.87-91.

40. Фаустова Э.Н. Жизненные ценности студентов в новых социокультурных условиях. — М., 1995.

41. Франкл В.Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. — М.: Прогресс, 1990. —368 с.

42. Фрейд 3. Я и ОНО: труды разных лет: в 2 т. — Тбилиси., 1991. —Т.2. — 425 с.

43. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика. — 2003.- 415 с.

44. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Пер. С нем.; в 2 т. — М.: Педагогика, 1986. — Т.2. — 408 с.

3 стр., 1430 слов

ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

... ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА   Цель:изучение уровня духовно-нравственного развития личности студентов; определение изменений, происшедших в личности студента в течение учебного года. Метод: ... был представлен NEO-личностным опросником или NEO-PI-R (от англ. Нейротизм, экстраверсия, открытость – личностный опросник). Авторы опросника Р. МакКрае и ...

45. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-Пресс, 1997. —608 с.

46. Чудновский В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро-ванности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. журнал. — 1995. — Т.26. — №2. —С.25-25.

47. Шадриков В. Д. Духовные способности. — СПб., 1997.

48. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — Т.3. — № 5. — С.235-145.

49. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социол. журн. — 1994. — № 1. — С.35-52.

50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.

51. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. – М., 2005.

52. Яруллина Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений. – М., 2008.