Теоретические основы краеведческой работы с детьми старшего возраста в современных дошкольных образовательных учреждениях
Оглавление
- Введение
- Глава 1. Проблемы краеведческой работы в ДОУ в исследованиях современных отечественных ученых
- 1.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОУ
- 1.2 Место и роль краеведения в ДОУ
- 1.3 Формы и методы краеведческой работы
- Глава 2. Психофизиологические и педагогические основы краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста
- 2.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
- 2.2 Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
- 2.3 Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме
- Заключение
- Библиографический список
Введение Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, — именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Краеведение — это своеобразный «родительский сундучок». Это — совокупность наследства, оставленного нам предками. Это — живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это-опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это — то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, как зеницу ока, развивая и распространяя ее среди потомков. Краеведение — это, прежде всего, золотой запас нашей духовности. Это — сокровище на века, залог нашего суверенитета в глазах других народов. Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2015 гг.» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов». Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
... взаимоотношения детей в старшего дошкольного возраста. 2. На втором этапе была организована работа по воспитанию общения и взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. ... 3. На заключительном этапе дан анализ проведенной работы, и подведены результаты исследования. ...
Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Поскольку патриотизм воспитывать нужно с раннего детства, в дошкольном учреждении ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции своей социокультурной среды — местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности региона. Сегодня дошкольные образовательные учреждения являются участниками многочисленных конкурсов, фестивалей, акций, учреждаемых правительством и различными общественными организациями, посвященных вопросам краеведения. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогические коллективы, родительскую общественность, и, конечно, детей. Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. В связи с этим целью курсовой работы является рассмотрение краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Объектом курсовой работы является педагогическая работа в ДОУ. Предметом — краеведческая работа в ДОУ. В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть понятие и задачи краеведения, 2. Определить место краеведения в ДОУ, 3. Рассмотреть психологические и физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, 4. Провести анализ программ по краеведческой работе.
Глава 1. Проблемы краеведческой работы в ДОУ в исследованиях современных отечественных ученых
1.1 Понятие, цели и задачи краеведческой работы в ДОУ Воспитанию нравственно-патриотических чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А.С. Симонович — организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств — доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям — матери, отцу, бабушке, дедушке.
Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль с становлении личности патриота. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996. М. Монтессори отмечала, что «местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают весьма существенные человеческие качества. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 Современное дошкольное образование предполагает достижение его нового качества: его ориентацию не только на усвоение детьми определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей. Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью.
Самостоятельная работа по истории психологии студентки 501 группы ...
... десятилетия в. нашей стране стало значительно больше уделяться внимания истории отечественной психологии. Свидетельством тому может служить появление работ Б. Г. Ананьева , М. В. Соколова, А. В. ... К числу сводных трудов можно отнести лишь работу Ярошевского. Однако и в ней в должной степени не представлена история отечественной психологии, что, во-первых, сильно ...
А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677) задачами МДОУ, которое является основанным документом для составления Устава МДОУ являются: охрана жизни воспитанников, их физического и психического здоровья; воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1.5 лет до 7; создание условий для физического, нравственного и интеллектуального развития детей дошкольного возраста; Предметами и видами деятельности Учреждения являются: приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка; интеллектуальное и личностное развитие воспитанников с учетом индивидуальных способностей; обучение родителей эффективным способам стимуляции познавательной и другой деятельности ребенка постоянный творческий поиск форм и методов воспитания, направленных на формирование самостоятельной личности; защита воспитанников, забота о воспитанниках; оказание помощи в преодолении недостатков физического, сенсорного, познавательного развития воспитанников; изучение и внедрение в практику работы Учреждения новых форм диагностики, обучения, лечения, а так же опыта работы других учреждений; организация оздоровительных мероприятий, оказание профилактической помощи воспитанникам. Краеведение принадлежит к типу комплексных наук. Оно соединяет в себе сведения природоведческие (в свою очередь комплексные), исторические, искусствоведческие, по истории литературы, науки и т.д. Объединяющее начало состоит в том, что все эти сведения относятся к одной местности. Последних может быть огромное множество. Ближе всего по своему типу краеведение к географии. Сведения в обеих науках объединяются по территориальному признаку. Но география, в отличие от краеведения, не придает такого большого значения отдельным замечательным людям, истории науки, истории литературы, истории искусства (в частности архитектуры).
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
Краеведение ближе к истории вообще и ближе к изучению отдельных людей, разумеется в местной обстановке, чем география. В этом замечательная особенность и сила краеведения.
краеведение дошкольное образовательное учреждение
В самом деле, география обходится без оценок. География как наука «спокойнее», строже и бесстрастнее. Но это и является своего рода ее «общественным недостатком». Краеведение оценивает значительность происшедших на изучаемой территории событий, значительность связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных (животных, рыб, насекомых, растений, даже климата и тд., и т.п.).
С этой точки зрения «моральная отдача» краеведения как науки, воспитательная роль краеведения исключительно велика
И при всей необходимости географии как науки краеведение гораздо более «воспитывающая наука», наука, требующая от человека неравнодушного отношения к предмету и выводам своего изучения.
Есть еще одна чрезвычайно важная и исключительно редкая особенность краеведения как науки. В ней нет «двух уровней». Одного уровня — для ученых — специалистов и другого — для «широкой публики». Краеведение само по себе популярно. Оно существует постольку, поскольку в его создании и его восприятии (потреблении) участвуют широкие массы. В этом отношении краеведение в системе наук занимает исключительное место. Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих (и не только «своих») местах.
Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000. 440 с
Краеведение — это комплекс знаний о городе, крае, который требует большой подготовки педагога, поэтому краеведение в детском саду ведет педагог, знающий и умеющий интересно и увлекательно рассказать о маленькой Родине, в которой живем мы — взрослые и дети.
Основными функциями педагога являются: информационная, развивающая, ориентационная, конструктивная, организаторская, исследовательская.
1.2 Место и роль краеведения в ДОУ Основы нравственно — патриотического воспитания ребенка закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящихся в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, культуре, природе, к своему городу и стране. В настоящее время возрос интерес дошкольных образовательных учреждений к вопросам краеведения и его роли в нравственно — патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры ребенка дошкольного возраста. Цель краеведения — всестороннее изучение ограниченной территории, в основе которого лежит поиск пространственных и временных связей между природными и социокультурными объектами и процессами. Через изучение объектов краеведения: природу, хозяйство, экологию, население, историю и культуру края, — мы решаем задачи сохранения нравственно — патриотического здоровья детей, приобщения их к родной природе, своему дому, к истории и культуре города, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками; наследования нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте; изучения истории, культуры, природо-экологического своеобразия региона; стремления возродить в современном ребенке утраченное национальное достоинство, чувство патриотизма, гордости за свою Родину. Мы мало знаем об истории своего города, края: какие события происходили, какими людьми были наши предки, чем они занимались, как жили. Знание прошлого города, их славных традиций и обычаев особенно важно. Человек любого возраста, проживающий на определенной территории, должен быть сориентирован как в пространственном, так и во временном отношениях. Непонимание того, как необходимо единство отмеченных аспектов в сознании человека, приводит к их разрыву в системе образования. Органичному становлению и развитию представлений ребенка о своем городе, крае способствовала разработка в детском саду единой краеведческой образовательной концепции, что позволило решить ряд проблем: разработать содержание образовательной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом, краем; построить комплексную структуру краеведческой работы с детьми дошкольного возраста; восполнить нехватку методической литературы; обеспечить достаточную подготовку воспитателей по данной теме (содержание, методы, формы работы)
1.3 Формы и методы краеведческой работы Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета «Краеведение», который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдаю тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся: 1. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания. В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии. 2. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: «Почему в городе болеют растения?», «Как узнать, что человек любит свой город?», «Что бы ты сделал, если был бы Главой города?» и др. 3. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города. 4. Праздники, развлечения — народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края. Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города. 5. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка — эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому. Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения. Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: «Я и моя семья», «Сделаем город лучше», «Помоги растениям» и др. Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. На основе методического пособия Л.И. Соловьевым «Краеведческие игры для школьников» разработаны с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей краеведческие игры для детей 6-7 лет, рецензированные автором. Соловьев Л.И. Краеведческие игры: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность. Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях. Ознакомление с родным краем — это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной. С ранних лет жизни ребенка мы учим его любить своих родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним очень важно для становления личности ребенка. В старшей группе посвятили занятия, беседы и встречи с родителями теме «Моя семья», цель которых формировать представление о себе, о своей родословной, воспитывать гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств, своей семьи. На занятии «О происхождении фамилии» у детей возник огромный интерес к прошлому, каждый ребенок непременно захотел узнать о своей фамилии, к этой работе подключили родителей. Организовали конкурс «Моя родословная», в котором приняли участие больше половины родителей. В беседах «Я не гость в своей семье», «Если заболела мама», «Подари мне радость» формируется представление о социальной роли каждого члена семьи. Из рисунков, которые дети нарисовали о своей семье, оформили выставку. В группе оформили уголок «Моя семья», куда поместили семейные альбомы. Их рассматривание стало любимым занятием детей. В беседах с родителями нужно отметить важность того, чтобы в своем доме ребенок рос не гостем, где все для него, а хозяином. У дошкольников постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями. Ребенок принимает свой дом таким, какой он есть, и любит его. Это чувство родительского дома ложится в основу любви к родному краю. Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требует от родителей усилий, но зато рождают в сердце ребенка любовь, потребность общения. Многие родители не понимают эту простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. Речь идет не о количестве, а о качестве этого времени. Бывает час совместной игры, общих впечатлений останется в памяти ребенка на всю жизнь, поэтому эффективной формой общения детей с родителями стали праздники в детском саду. Возможно проведение совместных вечеров-досугов: «Гостиная для родителей», «Новоселье», традиционные праздники; развлечения-викторины: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай»; спортивные мероприятия: «Папа, мама, я — спортивная семья», «Веселые старты»; совместные походы на природу. Выбранный образовательный маршрут для воспитанников дошкольного учреждения позволяет расширить представление детей о городе, крае, в котором они живут, осознать, что у них есть родина, сформировать нравственные понятия о дружбе, трудолюбии, стремление к красоте, положительное отношение к семье, развить эстетический вкус, потребность общения с природой, стремление к здоровому образу жизни.
Проводимый мониторинг краеведческих знаний позволяет говорить о результативности работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю.
Формирование у детей дошкольников психологической готовности к обучению в школе
... к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48 4. Комплекс занятий на развитие готовности к школе детей старшего дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….49 5. Работы детей к тесту «Раскрась картинку». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63 Введение. Поступление в школу ...
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и фор ...
Основные виды деятельности ребенка дошкольного возраста
... разработки педагогами различных программ необходимых для развития ребенка дошкольного возраста. ГЛАВА 1. Развитие психических функций в дошкольном возрасте §1. Характеристика развития мышления, восприятия и речи ребенок дошкольный развитие В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные ...
Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. — М.: АРКТИ, 2003. — 166 с.
Глава 2. Психофизиологические и педагогические основы краеведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста
2.1 Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма; ребенок быстро прибавляет в росте, изменяются пропорции тела, существенные изменения в высшей нервной деятельности. Организма ребенка готовится к переходу на более высокую психо-физиологическую ступень возрастного развития. Здесь надо отметить половые различия в темпах созревания центральной нервной системы. Исследованиями отечественных психофизиологов установлено, что к 7 годам у девочек головной мозг имеет более высокую степень готовности к обучению, готовность же мальчиков определяется ближе к 8 годам. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста http: //pedsovet. su/load/312-1-0-14672 Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. Внимание. Если на протяжении дошкольного детства преобладающим у ребенка является непроизвольное внимание, то к концу дошкольного возраста начинает развиваться произвольное внимание. Когда ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Память. К концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной зрительной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов. Развитие мышления. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации. Развитие воображения. К концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность представляемых образов и впечатлений. В сфере развития речи к концу дошкольного возраста расширяется активный словарный запас и развивается способность использовать в активной речи различные сложнограмматические конструкции. Для деятельности ребенка 6-7 лет характерна эмоциональность и большая значимость эмоциональных реакций. Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 — 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников. У детей старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет формируется рефлексия, т.е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 — 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу». Ребенок 6-7 летнего возраста стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые подлежат общественной оценке и охватывают различные сферы. Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6-7 летнего возраста. Успешность обучения во многом зависит от степени подготовленности ребенка к школе. Готовность к школе включает несколько составляющих компонентов: прежде всего физическую готовность, которая определяется состоянием здоровья, зрелостью организма, его функциональных систем, т.к. школьное обучение содержит определенные умственные и физические нагрузки. Что же включает в себя психологическая готовность к школьному обучению? Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников. Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность. Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении. Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении. Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции — «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей. Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания. Также социально-личностная готовность включает сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности. Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов — способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных. Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя. Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия. Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.
Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского ...
... данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и др.). Основой формирования компетенций ребенка дошкольного возраста являются ... деятельностную (практическую) направленность освоения содержания образования ребенком, определяются ценностные ориентиры (познавательные ценности, ... -речевое развитие ребенка · Развитие речи (введение в звуковую действительность родного языка, основы обучения ...
Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста ...
... детей старшего дошкольного возраста, ведущей к формированию трудовых навыков. Объект исследования - трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. ... же время обоснованием исходных концепций развития детей дошкольного возраста занимались научные работники Л.В. Артемова, ...
2.2 Физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст (6-ти — 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и дифференцировка различных отделов центральной нервной системы. От 3 до 7 лет постепенно выпадают молочные зубы, их заменой на постоянные завершается т. н. период «молочных зубов». В этом временном интервале явно физическое и умственное возмужание. К концу его дети вполне сносно говорят на родном языке, довольно правильно употребляют склонения и спряжения. Начинают проявляться индивидуальности. Эмоции становятся более сдержанными. Физиология детей дошкольного возраста http: //immunologia.ru/doctor/doctor-14-06.html В связи с более широкими контактами детей среди них превалируют инфекционные заболевания, а также дыхательной системы. Рост вначале замедляется до 4-6 см в год, а затем увеличивается до 6-8 см в год. В весе прибавляют также неравномерно: 4-летний — 1,6 кг, 5-летний — около 2 кг, 6-летний — 2,5 кг. Кожа. Происходит ее утолщение. Но неприятная возможность легко переохладиться или перегреться не снижается. Костная система. Ее окостенение еще не завершено. Позвоночник уже соответствует по форме взрослому, но только по форме. С возросшей весовой нагрузкой на неокрепший скелет ребенка как никогда важен контроль за его осанкой. Не зря умудренная опытом бабушка сердито стучит пальцем внуку по лопаткам, чтобы не горбился, не сутулился. Не позволяет внучкам подолгу нежиться в мягком кресле или уютно «скорчившись» на диване. Для их же красоты предпочтительнее жесткий стул с высокой прямой спинкой. Не уставайте напоминать себе и им, что сколиоз — искривление позвоночника начинается именно в этом возрасте. С 3 до 7 лет также завершается формирование грудной клетки и органов дыхания. Ребра принимают такое же положение, как и у взрослых, грудная клетка — цилиндрическую форму. Дыхание более глубокое и редкое — к 7 годам достигает 23-25 в 1 минуту. Сердечно-сосудистая система: пульс продолжает урежаться. К 7 годам его частота равна 85-90 в 1 минуту, артериальное давление — 104/67 мм рт. ст. Эндокринная система. В возрасте 6-7 лет наблюдается некоторое ускорение роста, т. н. первое физиологическое вытяжение, в это же время проявляются различия в поведении мальчиков и девочек. Активное участие в этих процессах принимают такие железы, как щитовидная, надпочечники, гипофиз. Начинается «подготовка» половых желез к периоду полового созревания. Иммунная система: клетки иммунитета вырабатываются организмом ребенка в достаточном количестве, в связи с этим — более легкое течение многих болезней. Нервная система. Закладываются основы интеллекта. Дети охотно запоминают стихи, с увлечением рисуют, забавно сочиняют, переиначивая услышанные сказки. Они приобщаются и к начаткам морали, не просто покорно принимая «так делать хорошо, а эдак плохо», но и пытаются осмыслить «почему?». Как «попугаи» повторяют многие действия взрослых, выбирая, как правило, моделью близких родственников.
2.3 Анализ программ и учебно-методических пособий по исследуемой теме Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с умственным, нравственным, эстетическим развитием, являются приоритетным направлением в языковом воспитании и обучении дошкольников. Глобальный путь воспитания — это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям через приобщение ребенка к своей национальной или локальной культуре. Только поднявшись выше узко-национального миропонимания, начинаешь глубже и бережнее относиться к своему родному языку Протасова Е. Ю.; Родина, Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. — М.: Владос, 2010. — 253 с. . Двуязычие и мультикультурность не препятствуют развитию личности: наоборот, один язык помогает другому сформироваться, смотреть на мир шире и понимать его глубже. Работа дошкольных образовательных учреждений в направлении внедрения национально-регионального компонента сложна и многогранна. Она требует массового осмысления, всестороннего обсуждения и анализа. Формирование личности ребенка невозможно ни без привязанности к своим историческим корням, ни без расчета на особое, неповторимое будущее. Именно сочетание этих перспектив и формирует сегодняшний день в работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
В Удмуртской Республике проживают люди около 100 разных национальностей: русские — 60,1%, удмурты — 29,3%, татары — 6,9%, представители других национальностей — 3,7% (по данным Всероссийской переписи населения 2002 года).
Власти работают над решением вопросов реализации государственной национальной политики, направленной на сохранение и развитие национальной самобытности и сохранение культурно-исторического наследия народов Удмуртии, на совершенствование системы образования в целом Стрелкова О.В. О развитии системы общего образования Удмуртской республики в последнем десятилетии ХХ века // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Сентябрь 2007. ART 1199. — CПб., 2010 г. — URLhttp: //www.emissia.org/offline/2007/1199. htm. . Очень многое делается для развития языков народов Удмуртии, для межкультурного диалога, для обмена культурными ценностями духовного плана. Наряду с этим в республике решается проблема сохранения языка коренной национальности — удмуртского, т.к. молодое удмуртское поколение, проживающее как в городе, так и в селе, стало терять родной язык, не говорит на нем со своими детьми. По свидетельству опрошенных нами семей, имеющих детей дошкольного возраста, родители были бы рады, чтобы их дети знали удмуртский язык, но не знают, что делать для его сохранения. Часто у них нет в достаточном количестве специальных пособий и книг на удмуртском языке, по которым можно было бы заниматься с ребенком дошкольного возраста в семье. Из-за этого в каждой семье приходится начинать работу по развитию речи как бы заново. Удмуртский язык преподается сейчас в 328 школах и в 273 детских садах. Русский язык имеет большое значение в межкультурной коммуникации. Все больше удмуртов нового поколения изучает иностранные языки. Замечательные успехи достигнуты представителями Удмуртии на разных международных форумах. Все это приводит к тому, что граждане республики осознают необходимость многоязычия. Однако переход к практическим решениям на уровне отдельной семьи все еще представляет трудности. Вместе с тем родной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Обучая детей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине. Краеведческая работа с детьми осуществляется во всех дошкольных образовательных учреждениях Удмуртии, начиная с младшего дошкольного возраста. Во многих детских садах организовано обучение удмуртскому языку в разных формах. Министерство образования и науки Удмуртской Республики, органы управления народным образованием республики, дошкольные образовательные учреждения строят свою работу в соответствии с законодательством об образовании Российской Федерации и Удмуртской Республики, Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях, Концепцией развития национального образования, Законом «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03. 08.2006. № 201. — URL: http: //mon.gov.ru, http: //www.edu.ru. . Основными задачами деятельности детских садов с местным компонентом являются: предоставление прав гражданам на получение дошкольного образования на родном языке; сохранение и развитие системы национального дошкольного образования, создание условий для функционирования детских садов с приоритетным направлением в работе по краеведению и обучению родному языку; повышение качества обучения детей родному языку; совершенствование работы по преемственности в области обучения родному языку; работа над созданием программ, рекомендаций, пособий по обучению родному языку детей дошкольного возраста; выявление положительного опыта работы дошкольных образовательных учреждений и педагогических работников в данном направлении. Очень важным компонентом является нормализация включения элементов удмуртского языка в повседневную жизнь: приговаривание, припевание, обращение к фольклору, сопровождение действий адекватными описаниями, многократное повторение (расширенное и суженное) основных положений рассказа. Приобщение к русскому языку должно происходить в объеме, достаточном для нормального вхождения в школьную жизнь, обеспечивающем по возможности полноценное пребывание ребенка в детском коллективе, где преподавание будет происходить на русском языке. Если же семья решает отдать ребенка в школу с национально-культурным компонентом образования, то первоочередной задачей должна стать подготовка к школе со всеми связанными с этим понятием компонентами. Уважение к самому себе, к своему происхождению, к родине предков, стремление сохранить и поддержать родной язык и культуру не должны вступать в противоречие с получением полноценного образования. Если происходит отказ от своих корней, вырастает полуязычная (не владеющая в должной мере ни одним языком), социально опасная, не контролирующая свое поведение личность или человек маргинального образа жизни. Поэтому должна стоять задача воспитания двуязычной и бикультурной личности, одинаково хорошо знающей и понимающей по крайней мере два языка и две культуры. Реализация вышеперечисленных задач осуществляется через разнообразные формы работы с педагогическими кадрами ДОУ, детьми дошкольного возраста, их родителями совместно с органами управления народным образованием районов и городов республики, с ИПКиПРО УР, НИИНО, Удмуртским Государственным Университетом, на уровне межведомственных отношений с министерствами национальной политики, культуры, печати, межрегиональных отношений с такими республиками, как Татарстан, Башкортостан, Марий Эл, Пермская, Кировская области Никольская Г. Актуальные проблемы методики обучения родному языку в современных условиях // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск: УГУ, 1993. — С. 31-34. . Национально-региональный компонент устанавливается субъектами Российской Федерации в лице их органов государственной власти. В ДОУ национально-региональный компонент вводится в практику двумя путями: Первый путь: за счет приращения местного (регионального, национального) материала к образовательным областям Программы, реализуемой в детском саду, интеграция регионального компонента в образовательный процесс: · Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: знакомство с животным и растительным миром Удмуртии; с народными приметами; занятия, беседы, КВН, викторины, экскурсии, наблюдения, дидактические игры; сбор гербария; коллекции; опытническая работа. · На занятиях по изобразительной деятельности: сведения об изобразительном искусстве Удмуртии: об орнаментах и декорах; о творчестве художников Удмуртии (Мустаеве, Морозове, Андрюшкине, Виноградове, Холмогорове в форме занятий, экскурсий в мастерские, встреч с художниками в детском саду); рассматривание картин, репродукций, просмотр слайдов, открыток; посещение Музея изобразительного искусства, Национального музея; знакомство с подлинными образцами орнаментального искусства. · На занятиях по ручному труду: элементы национального ковроткачества; плетение из лозы, бересты; удмуртская вышивка; аппликация на ткани; аппликация из бумаги. · Музыкальная деятельность: музыкальный фольклор, песенное искусство Удмуртии, музыкальная культура Удмуртии: знакомство с творчеством композиторов Удмуртии (Корепанов-Камский, Кузнецов и др.); праздники, развлечения, посиделки, народные гуляния; ознакомление с удмуртскими музыкальными инструментами: крезь — гусли, чипчирган — дудочка; использование в группе аудио — и видеозаписей, грампластинок, музыкальных инструментов, портретов удмуртских композиторов. · Ознакомление с окружающим миром. Экскурсии: 2-ая младшая группа — по детскому саду, по территории детского сада; средняя группа — экскурсии по ознакомлению с достопримечательностями микрорайона; старшая группа — пешие, автобусные экскурсии по городу, походы в кино, театр парк, сквер, музей, и т.д.; подготовительная группа — экскурсии за пределы горда: аэропорт, село, деревня, музей под открытым небом, музей Чайковского. Беседы: «Где живет человек», «Дом, в котором мы живем», «Улицы нашего микрорайона, города», «Город мой родной», «Что на свете всех милее», «Родина малая и родина большая», «Удмуртия в нашем сердце». Знаки, символы, флаг, герб, значки, марки, открытки, слайды. · Ознакомление с прошлым родного края: организация этнографического уголка (комнаты); экскурсии; встречи с родителями: посиделки, организация сладкого вечера с дегустацией национальных блюд: перепечи — открытые пироги, шунянь — пирог с калиной, калеганянь — пирог с калегой и т.д. · Театрализованная деятельность: игры-инсценировки; драматизация удмуртских народных сказок, произведений удмуртских писателей поэтов; показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, ложечный, кукольный, линейный, театр игрушек, настольный, пальчиковый); оформление уголков ряжения (предметы удмуртского костюма) во всех возрастных группах; посещение театров; встречи с артистами театров, с работниками теле — и радиокомпаний, с артистами филармонии; организация в детском саду театральной студии. · Физическая культура: национальные подвижные игры; национальные спортивные праздники; развлечения. · Ознакомление с художественной литературой: фольклор: пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, чистоговорки, заклички, дразнилки (хрестоматия «Ворпо-гуждор» — «Разноцветная лужайка», «Вуюнсь» — «Радуга», раздел «Пичи фольклор» — «Фольклор для маленьких»); мифы, легенды удмуртского народа; выставки тематические, посвященные творчеству того или иного писателя, поэта; чтение удмуртских книг, сказок; оформление книжных уголков; организация библиотечки; встречи с поэтами, писателями (Ельцов, Байсарова, Чернова, Бадретдинов); экскурсии в Национальную библиотеку (в отдел удмуртской литературы).
Второй путь: за счет разработки региональной программы на основе реализуемой федеральной. Такие программы имеются, все они прошли через Учебно-методический совет, экспертный совет Министерства народного образования Удмуртской Республики: «Родничок», «Удмурт кыл пылпи садын» — Удмуртский язык в детском саду», авторские программы: «Культура северных удмуртов для 4-6 лет», «Удмуртский язык для не владеющих родным языком», «Природа родного края», «Знакомство с родным краем», «Знакомство с работниками культуры, искусства, выходцами Алнашского района», «Детский фольклор», «Мои любимые Алнаши». Все вышеперечисленные авторские программы представлены в комплексе учебно-методических материалов на краеведческой основе в помощь воспитателям дошкольных учреждений. Сохраняя сеть ДОУ, работающих в данном направлении, необходимо параллельно расширять вариативность, создавать научно-методическую базу под каждый тип учреждения. Продолжая совершенствовать условия для их функционирования в соответствии с законодательством Российской Федерации и Удмуртской Республики, ученые и практики в содружестве издают более современные пособия по обучению языку, основанные на инновационных методиках. Ведя целенаправленную работу по подготовке программ, пособий по обучению детей дошкольного возраста родному языку на глубокой научной основе, они используют новейшие технологии воспитания и обучения дошкольников, Интернет, электронные средства обучения. Изучается, обобщается и распространяется опыт лучших педагогов-новаторов по краеведению и обучению детей родному языку, печатается и демонстрируется опыт и приемы обучения. Через средства массовой информации пропагандируются наиболее интересные образцы проведения занятий педагогов национальных групп, ДОУ, показываются конкретные примеры семейного и институционального двуязычия. В городах при распределении путевок в ДОУ учитывается желание родителей водить детей в группы с изучением родного языка. Расширяется спектр предлагаемых услуг. Выявляются условия, способствующие успешной социализации детей разных национальностей, усвоению нравственных ценностей, формированию основ патриотизма и гражданственности путем включения в широкое социальное взаимодействие, приобщения к культурным традициям своего и других народов, к мировым художественным ценностям. Все это сопровождается целым комплексом разнообразных мер, в том числе психолого-педагогического сопровождением развития интеркультурности, толерантности в различных видах детской деятельности. Педагоги дошкольных учреждений часто используют в своей работе новые формы взаимодействия с семьей, с различными общественными и государственными учреждениями, чтобы больше рассказать детям о культуре своего народа. Работа ДОУ, осуществляющих внедрение национально-региональный компонент в образовательный процесс, оказала существенное влияние на рост качества их деятельности по всем направлениям. Приоритетным в определении качества дошкольного образования остаются требования к психолого-педагогическим условиям: образовательной программе, характеру взаимоотношений взрослого и ребенка, среде развития. При этом ключевым моментом остаются требования к деятельности педагога, его профессионализму. Следует больше рассказывать в СМИ о преимуществах двуязычия, сделать двуязычие нормой для воспитания дошкольников в республике. Это должно сопровождаться проведением работы с семьями по воспитанию интереса не только к прошлому национальной культуры, но и к ее будущему, к модернизации и всей системы образования с учетом местных особенностей.
Заключение В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Образовательные учреждения же уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему. Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесс. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, учителя пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа. Внимательное отношение к тому, что ближе всего, помогает формированию общих представлений о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Все это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений. Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, может стать объединяющим системообразующим элементом образовательного учреждения, приводящим данную образовательную систему к состоянию устойчивого развития
Библиографический список 1. Актуальные проблемы патриотического воспитания молодежи: Сборник/ Сост.: Т.В. Самсонова, А.В. Карташов, Н.А. Ануфриева; МО РМ, МРИО. — Саранск, 2005. — 99 с. 2. Алешкина. Знакомим дошкольников с родным городом. М., 1999 3. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину: методические рекомендации / Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. — М.: АРКТИ, 2003. — 166 с. 4. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. 5. Ковалева, Г.А. Воспитывая маленького гражданина: практическое пособие для работников ДОУ / Г.А. Ковалева. — М.: АРКТИ, 2003. — 80 с. 6. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Н.Г. Комратова. — ТЦ Сфера, 2007. — 76 с. 7. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? [Текст]: опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 192 с 8. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.08.2006. № 201. — URL: , http://www.edu.ru. 9. Конькова А.М. Свидание с детством. М., Унисерв, 1996. 10. Крутикова О.А. Краеведение — основа патриотического воспитания http://ficte. kem-edu.ru/downloads/conf/s4/4.28. pdf 11. Латышина. Книги по народоведению.1-2 кл. Самара, 1998 12. Лихачев Д.С. Русская культура. — М.: Искусство, 2000.440 с 13. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. — М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 14. Музееведение. Ребенок в музее. М., 1993 15. Немов Р.С. Психология Кн.2. Психология образования. 1995, 2-е изд., 496с. 16. Нестеров В. Знаешь ли ты свой город.Л., 1968 17. Никитин А.М. Сделай музей своими руками. Л., 1990 18. Николаев Н.Г., Имкова Е.В. Краеведение. М., 1961 19. Никольская Г. Актуальные проблемы методики обучения родному языку в современных условиях // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск: УГУ, 1993. — С. 31-34. 20. Никонова П.Ф. Краеведение. М., 1984 21. Протасова Е. Ю.; Родина, Н.М. Методика развития речи двуязычных дошкольников. — М.: Владос, 2010. — 253 с. 22. Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста http://pedsovet. su/load/312-1-0-14672 23. Соловьев Л.И. Краеведческие игры: Учебное пособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. 24. Стрелкова О.В. О развитии системы общего образования Удмуртской республики в последнем десятилетии ХХ века // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — Сентябрь 2007. ART 1199. — CПб., 2010 г. . htm. 25. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. №677) 26. Физиология детей дошкольного возраста http://immunologia.ru/doctor/doctor-14-06.html
Размещено на