Технология коллективного взаимодействия Равина-Дьяченко

Технология коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретические аспекты изучения использования технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко при обучении детей подросткового возраста

1.1. Концепция коллективного способа обучения Раввина-Дьяченко 6

1.2. Социально-психологическая характеристика детей подросткового возраста 15

1.3. Особенности развития познавательной сферы у подростков 23

Глава II Эмпирическое исследование развития познавательных процессов в подростковом возрасте

2.1. Организация и методики эмпирического исследования 30

2.2. Анализ результатов исследования 42

Заключение 50

Литература 52

Приложения 55

Введение

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования социально активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Вопрос обучения и развития детей подросткового возраста актуален тем, что в данный возрастной период закладываются важные психические, психологические, интеллектуальные компоненты, которые помогают ребенку в дальнейшем развитии. В связи с этим перед школьными учреждениями встает важная задача поиска оптимальных методов обучения ребенка в подростковом возрасте, которые будут способствовать развитию их познавательных процессов, знаний, умений и навыков в различных областях деятельности. Все это составляет социальную значимость данного исследования.

В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли методов обучения детей в подростковом возрасте. Изучение обучения с помощью технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко в научной литературе сегодня рассматривается не часто, в тоже время изучение особенностей развития и обучения ребенка в подростковом возрасте рассматривается давно и с разных позиций в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других. Научная значимость данной работы определяется необходимостью экспериментального исследования особенностей влияния технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко, на обучение и развитие детей подросткового возраста, в частности развития у них познавательных процессов.

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... для проведения уроков технологии в обучении детей с выраженными нарушениями интеллекта Н.Н. Аляудинова     Педагогический подход к развитию творческого потенциала детей-сирот как фактор успешной ... позиции на основе полисенсорных подходов Ф.Б. Кощеева Использование коррекционно-развивающих упражнений в коллективных творческих заданиях Н.Н. Домарева             ...

Практическая значимость обусловлена тем, что изучение эффективности технологии коллективного обучения Раввина-Дьяченко может помочь педагогам в построении процесса школьного образования и воспитания в средней школе.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что процесс развития и обучения ребенка в подростковом возрасте зависит от тех или иных методов обучения, применяемых в школьном образовании. В тоже время на сегодняшний день остается неизвестным, в какой степени технология коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко как метод обучения является эффективным при обучении подростков, в частности при развитии у них познавательных процессов.

Цель исследования: изучение эффективности использования технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко при обучении детей подросткового возраста.

Объект исследования: познавательная сфера ребенка в возрасте от 11 до 14 лет.

Предмет исследования: технология коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко при обучении подростков.

Гипотеза исследования: использование при обучении подростков технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко способствует развитию познавательной сферы детей данной возрастной группы.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть концепцию технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко.

2. Рассмотреть особенности развития личности и познавательных процессов у подростков.

3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления особенностей влияния метода коллективного взаимодействия на развитие познавательной сферы у подростков.

4.Провести сравнительный анализ полученных результатов.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки Л.С. Выготского, Л.И. Божович, И.С. Кона, а также С.А. Рубенштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Б. Эльконина и др.

Глава I. Теоретические аспекты изучения использования технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко при обучении детей подросткового возраста

1.1. Концепция коллективного способа обучения Раввина-Дьяченко

Среди педагогов первой трети ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся практики образования, имя А.Г. Ривина, осталось не особенно известным. Но метод, предложенный А.Г. Ривиным, позволил выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях, нежели принято в классно-урочной системе. Разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, воспитание в ходе учебы самостоятельного ученика, одновременное изучение разных предметов по выбору, обучение на разных языках стали возможны с применением на практике его подхода…………….

Заключение

Итак, подводя итоги изучаемой нами теме «Технология коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко», мы можем сделать ряд выводов.

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон ... элементами объекта (структурная), или остепени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется ... деятельность – процесс научной работы отдельного исследователя. Коллективная научная деятельность – деятельность всего сообщества ...

Метод коллективного способа обучения, отражающий суть технолоии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко, выражен в таком понимании процесса обучения, при котором оно понимается как специальным образом организованный процесс общения, в котором каждое поколение получает, усваивает и передаёт свой опыт общественно-исторической и практической деятельности. Коллективный способ обучения на практике выражен в нескольких формах: 1) опосредованное — один человек без непосредственного контакта с другим; 2) общение в паре; 3) три человека и больше — общение в малой или большой группе; 4) общение в парах сменного состава.

Подростковый возраст – это период развития человека от 10-11 до 14-15 лет. Изменения, происходящие в подростковом возрасте, охватывают как физиологические (гормональные изменения), так и психологические (изменения мотивационно-потребностной сферы, рост уровня самосознания) и социальные (появление новых социальных установок) характеристики ребенка этого возраста.

Под влиянием учебно-воспитательной деятельности познавательные процессы в подростковом возрасте продолжают свое дальнейшее развитие: совершенствуются процессы памяти, мышления, восприятия, воображения, внимания.

В процессе нашего экспериментального исследования, нами была подтверждена гипотеза исследования о том, что использование при обучении подростков технологии коллективного взаимодействия Раввина-Дьяченко способствует развитию познавательной сферы детей данной возрастной группы.

Как показал результат диагностики данных в двух группах детей подросткового возраста, дети, обучающиеся с помощью технологии Равина-Дьяченко, имеют лучшую степень развития мышления (ригидность и аналитичность мышления), памяти (объем кратковременной памяти и опосредованного запоминания), восприятия (наблюдательность), внимания (шкалы избирательности и концентрации).

Обобщая полученные результаты, мы можем сказать, что в среднем 2 подростков второй группы имеют высокие показатели по большинству шкал (20%), 5 – средние (50%), а 3 – низкие показатели (30%).

В первой группе подростков, обучающихся по обычной программе, высокий уровень развития познавательной сферы имеет 1 ребенок (10%), средний – 5 детей (50%), а низкий – 4 школьников (40%).

Таким образом, мы можем говорить о том, что использование технологии коллективного взаимодействия Равина-Дьяченко в практике обучения детей подросткового возраста помогает развитию у них познавательных способностей.

В заключении следует отметить, что полученные нами результаты требуют дальнейшей проверки и дальнейшего теоретического и практического исследования.

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

2. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. А.В. Петровского. М., 1980.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 2002.

4. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. — М., 1981.

5. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2006. – 376 с.

5 стр., 2131 слов

Психология развития личности

... это может отразиться на его личности. В отечественной психологии проблема самосознания рассматривается сквозь призму двух позиций. С одной стороны, анализируется вопрос о развитии и становлении самосознания в ...

6. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. — М.: Издательство Московского университета, 1980.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2002.

8. Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.

9. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.

10. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. — Л., 1988.

11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2003. – 592 с.

12. Мухина В.С. Детская психология/ Под ред. Л.А. Венгера – М.: Просвещение, 2005. – 348 с.

13. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии.

14. Обухова Л. Ф. Детская возрастная психология. – М., 1996. – 348 с.

15. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е. И. Рогов. — М.: Владос, 1995.

16. Петровский А. В. Введение в психологию. — М.: Академия, 1995.

17. Практикум по общей психологии/ Под ред. Т.И. Пашуковой. – СПб.: Питер, 2007.

18. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.

19. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, — М., 1990.

20. Психология подростка/ Под общей ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2003. – 430 с.

21. Русаков А.В. Эпоха великих открытий в школе 90-х гг. – М., 2006.

22. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — СПб.: Издательство «Питер», 2000.

23. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. – М., 2006.

24. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 1994.

25. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. В 2 т. – Т. 1 – М., 2003.

26. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 1997.

27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

28. Узнадзе Д. Н. Общая психология. – СПб.: Питер, 2004.

29. Учителям и родителям о психологии подростка: Науч.попул./ Г.Г. Аракелов, Н.М. Жариков,Э.Ф.Зеер и др.; Под ред. Г.Г. Аракелова – М.: Высш. шк., 1990. – 304 с.

30. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.

31. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 1995.

32. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Просвещение, 1991.

33. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 1997.

34. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития. – К., 1992.

35. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. — М., 1996.

36. Эльконин Д.Б. Некоторые аспекты психического развития в под-ростковом возрасте // Психология подростка / Под ред. Ю. И. Фролова. — М.: Роспедагентство, 1997. — С. 313—320.

37. Эпштейн М.В. КСО и Метаморфозы метода Ривина-Дьяченко. – М.: Педагогика, 2007.