Стресс и адаптационный синдром

Стресс и адаптационный синдром

Содержание

Введение 3

1. Понятие «стресс» в современной психофизиологии 5

2. Взаимосвязь стресса и других психических состояний 15

3. Психофизиологические механизмы стресса 22

Заключение 31

Литература 33

Введение

Проблема стресса в наше время представляет не только академический интерес Ее решение чрезвычайно важно в социально-практическом аспекте. Значение, которое вкладывается в понятие «стресс», часто противоречиво. В то же время стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья.

В процессе эволюции в животном мире выработались специальные механизмы, обеспечивающие адаптацию организма к изменяющимся условиям окружающей среды. У человека и высших животных эти механизмы, повышая уровень стресса, обеспечивали реакции борьбы или бегства. В век научно-технического прогресса в современном обществе человек часто оказывается в ситуации действия психоэмоциональных стрессоров и из-за социальных ограничений не может реализовать реакцию борьбы или бегства. Накапливающиеся в организме продукты деятельности стрессовых механизмов приводят к разрушению механизме саморегуляции, сбивая биологические ритмы людей, изменяются гормональные и иммунные функции стрессированного организма. Установлено влияние повышенного уровня стресса и на генетический аппарат, что создает угрозу и генофонду человека.

Подчеркнем, что акцептирование внимания только на негативных последствиях действия стресса вносит путаницу в устоявшуюся терминологию стресса, дистресса и психосоматических заболеваний. Изменение уровня стресса – это, прежде всего, полезная для организма реакция, возникшая в процессе эволюции способствующая оптимальной адаптации организма к меняющимся условиям жизни. В то же время многократно повторяющиеся сильные действия стрессоров могут приводить к тем страшным последствиям, о которых пишут специалисты. Все это и определяет социальную значимость данной работы.

Проблемами изучения стресса как адаптационного синдрома, а также его разновидностей, в разное время занимался целый ряд исследователей (Ю.А. Александровский, П.К. Анохин, Т. Кокс, Г. Селье, П.В. Симонов, К.В. Судаков и др.).

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... эмоциональные расстройства. Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель. Стресс – это состояние, в котором находится живой организм при мобилизации адаптивных механизмов в ответ на действие различных по ... стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к разрушению физического и психического здоровья. Действие стрессора и развитие стресса наряду с ...

В концепциях данных авторов тема стресса рассматривается разносторонне. Научная значимость данного исследования определяется попыткой проанализировать и обобщить основные положения теории изучения стресса как адаптационногосиндрома.

Рассмотрение влияние стресса на человека необходимо для построения любых видов диагностической, профилактической и коррекционной работы с людьми разных возрастов. Данный аспект объясняет практическая значимость нашей работы.

Цель исследования: изучение стресса как адаптационного синдрома.

Объект исследования: стресс как явление в современной психофизиологии.

Предмет исследования: современные психофизиологические концепции стресса как адаптационного синдрома.

Задачи исследования:

1. Дать основную характеристику понятию «стресс» в современной психофизиологии.

2. Изучить взаимосвязь стресса и других психических состояний.

3. Рассмотреть психофизиологические механизмы стресса.

1. Понятие «стресс» в современной психофизиологии

Впервые слово «стресс» в значении потрясения было упомянуто английским поэтом Р. Маннингом в 1903 году.

В ХIV столетии термином стресс обозначали приступы боли и горя, истощения, изнеможения, утомления.

Термин «стресс», получивший в наши дни столь широкое распространение, впервые был введен в научное употребление применительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гук применил этот термин для характеристики объектов (например, мостов), испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогия интересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии, психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включает в себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические, психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке [10]………………

Заключение

Итак, в ходе теоретического исследования проблемы изучения стресса как адаптационного синдрома, мы можем сделать следующие выводы.

Стресс – это неспецифический физиологический и психологический ответ организма на любое требование к нему предъявляемое окружающей средой. Степень интенсивности влияния стрессогенных факторов на человека зависит от его индивидуальных характеристик.

Стрессореактивность — генетически детерминированная реакция стрессогенных механизмов организма на действие того или иного стрессора.

Стресс по феноменологии, развитию, механизмам и роли его в адаптивных реакциях организма отличается от дистресса (в литературе его часто называют стрессом, используя при этом то или иное прилагательное), эмоций, функциональных состояний.

Стрессовая реакция – это нормальная, неспецифическая, генетически детерминированная реакция, часть ответа организма в общем адаптационном синдроме. Стресс протекает на неосознаваемом уровне, но последующее поведение может модулироваться после оценки мозгом стрессогенности фактора среды, возникновения эмоциональной реакции и принятия решения о необходимой стратегии.

17 стр., 8141 слов

Воздействие стресса на человека

... Кроме Селье большой вклад в исследование стресса внес американский ученый У. Кеннон, разработавший теорию о роли адреналина, как гормона тревоги в приспособлении организма к состояниям, вызванным страхом, ... массу проблем, которые мешают человеку гармонично развиваться и реализовываться, а также, что особенно важно, уберечь его здоровье. 1. Стресс как общий адаптационный синдром (ОАС) 1.1 Понятие и ...

В результате включения психофизиологических стрессовых механизмов (при которых анализаторы, воздействуя нейрогенным путем на нейроны гипоталамуса, а через него на голубое пятно заднего мозга, усиливают выделение релизинг-факторов и тонизируют кору) в организме человека происходят определенные физиологические изменения: учащение сердцебиения, дыхания, ускорение основного ритма метаболизма, повышение тревожности и уменьшение чувства усталости и т.д.

Стрессоустойчивость — индивидуальная способность организма сохранять нормальную работоспособность во время действия стрессора. Важным показателем при определении стрессоустойчивости человека является степень латерализации.

В заключение проведенного исследования необходимо отметить, что изучение стресса как адаптационного синдрома требует не только теоретического, но и практического изучения. Особенно это касается вопросов, снижения влияния дистресса на человека в тех или иных условиях неблагоприятного воздействия внешних факторов.

Литература

1. Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М., 2001.

2. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. – М.: Наука, 2004.

3. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. — СПб., 2000.

4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 1999. – 105 с.

5. Василюк Ф. Е. Психология переживания. — М., 2004.

6. Водопьянова Н.Е. Психическое выгорание/Н.Е. Водопьянова//Стоматолог. – М.: Медицина, 2002. – № 7. – С. 12.

7. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 2002. – 319с.

8. Гринберг Д. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002.

9. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и другие. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. — СПб., 2000.

10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2006.

11. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 2003.

12. Кокс Т. Стресс. — М., 2001.

13. Кон И. С. Социология личности. — М., 2001.

14. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – СПб.: Наука, 1998.

15. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. – М.: Речь, 2008. — 346 с.

16. Маклаков А.Г. Общая психология. — СПб., 2003.

17. Нуркова В.В. Психология. – М.: Высшее образование, 2008. – 575 с.

18. Психофизиология/ Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.

19. Рушман Э.М. Надо ли убегать от стресса? — М.: Физкультура и спорт, 1990.-128с.

20. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М., 2004.

21. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 2002.

22. Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания. – М., 2007.

23. Симонов П.В. Эмоциональный мозг/ П.В. Симонов// Мозг. Эмоции. Потребностное поведение. Избранные труды. – Т1.-М.: Наука, 2004.

24. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости.—2002.— №7.— С. 3-9.

25. Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // MateriaMedica. 1996. N 1(9).

22 стр., 10755 слов

Психофизиологические особенности синдрома эмоционального выгорания педагогов

... литературных источников по проблеме развития синдрома эмоционального выгорания; -изучить психофизиологию таких состояний как: тревожность, стресс, эмоциональное выгорание, монотония; -отобрать комплекс методик, ... формирования синдрома эмоционального выгорания в аспекте психофизиологических механизмов регуляции поведения 1.1 Физиологические механизмы регуляции поведения В организме человека имеются ...

С. 5—25.

26. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

27. Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1999.

28. Тригранян Р.А. Стресс и его значение для организма – М.: Наука, 2001.

29. Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека/И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2004. – № 3. – С. 8–13.

30. Чирков Ю.Г. Стресс без стресса. — М.: Физкультура и спорт, 1998.