Стандартизация социальных услуг В РФ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

. История создания стандартов и применения стандартов в сфере социальных услуг в России

.1Принципы стандартизации социальных услуг. Роль и функции стандарта в формировании социальной сферы

.2 Цели и принципы стандартов социальных услуг в Российской Федерации

.3 Право граждан на социальное обслуживание. Основные статьи социального обслуживания

Стандартизация и ее роль в сфере социальных услуг. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России

.1 Политическая причина

.2 Методологическая и теоретическая причина

.3 Методологическая причина

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек является структурной и функциональной единицей общества, без которой существование оного невозможно. Однако жизнь человека и активный период жизни человека не так долог и, конечно же, никто не застрахован от непредвиденных ситуаций: катастроф, социальных, климатических изменений, которые не раз разрушали целые цивилизации. Однако благодаря системе взаимопомощи в социуме жизнь общества продолжается, и человечество существует и развивается. В зависимости от исторического периода существовали различные социальные институты (меры и способы помощи людям утратившим способность на труд в связи со старостью или инвалидностью, или оказавшимся в непредвиденной ситуации), конечно даже в наше время существующей помощи недостаточно.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы, общества, государства как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

11 стр., 5245 слов

Малые социальные группы

... сотни тысяч человек, живущих на больших территориях. Такие социальные группы отождествляются с понятием общности или даже общества. Малая группа - это немногочисленная группа (несколько десятков человек или меньше), члены которой ...

Возможности экономического роста и нормального существования общества в условиях современной экономики определяются, главным образом, таким фактором как человеческий капитал, формирование и развитие которого зависит от состояния отраслей сферы социальных услуг.

Социальные услуги, предоставляемые членам общества, через государственные и частные структуры сегодня максимально отвечают требованиям интенсификации социально-экономического развития общества и государства. Причина — их более высокое качество, централизации ресурсов, получают приоритет социальные потребности в развитии общества, изменяется характер социальных потребностей, все чаще появляется постоянная потребность, например, поддержание здоровья, профилактика заболеваний, непрерывное образование. Все это необходимо для воспроизводства общества, его нормального существования и обеспечения социальных гарантий граждан государства.

Под влиянием процесса глобализации, и научно-технического прогресса связанного с экономическим развитием общества появляется тенденция типизации (стандартизации) в развитии сферы социальных услуг. Стандартизация — деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всех общего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач. В процессе развития сфера социальных услуг становится сферой инвестирования в человеческий капитал. Причем социальные услуги следует рассматривать как процесс их производства и потребления, а также накопления человеческого капитала.

В связи с этим была поставлена Цель работы: изучить развитие стандартов социальных услуг в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

.Изучить историю развития стандартизации сферы социальных услуг в России

.Изучить стандарты и их роль в сфере социальных услуг ее сложность и специфику.

1. История создания стандартов и применения стандартов в сфере социальных услуг в России

Стандартизация сопутствовала человеческому обществу с момента появления первых признаков государственного строя. Для обеспечения жизнедеятельности человеческого общества, необходимо преобразовывать окружающую среду согласно потребностям человека. По этой причине стандартизация начиналась с материальных аспектов жизни человека и только с XVI века стандартизация закрепилась в социальной сфере, с созданием основных законотворческих актов, успешным функционирование крупных учебных заведений, началом формирования единого Европейского пространства и другими историческими аспектами.

Стандартизация в Европе начинается со времен Древнего Египта, в Азии зарождение стандартизации связывают с началом строительства Великой Китайской стены (221-206 гг. до н. э.).

10 стр., 4699 слов

Социальная структура общества 4

... и повторяющееся переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные группы и общности, социальные институты и социальные организации. Рассмотрим каждый из выделенных элементов. Характеристика ...

Процесс упорядочения, всегда сопровождал жизнь человека, и историю стандартизации можно проследить на основе эволюции принципов и методов трудовой деятельности людей:

. Древний Египет — соблюдение размеров снаряда для его веса при изготовлении катапульт.

. Киевская Русь — спецификация плотницкого, гончарного, кожевенного, стекольного, иконописного, книгопечатного и других (более 60) промыслов и (более 200) ремесел Московской Руси.

. с Х по ХVI в. в России — надзор за торговым весом и всяким мерилом, порученным церкви.

. При Иване Грозном — введение единообразия державных требований: «во всей державе — одна вера, один вес, одна мера». Вводятся стандартные калибры кружала для измерения пушечных ядер.

. При Борисе Годунове, XVI в. — введение эталона «большой государев кирпич» (311×133×89 мм);

. При Петре I — уральское железо с клеймом «Старый соболь».

. Также были введены повышенные требования к качеству отечественных товаров, экспортируемых Россией (древесина, лен и др.).

Помимо этого можно найти и практическое подтверждение развития стандартизации на основе разработанных нормативных документов и событий:

1827 г. — образцовые меры и весы в России сравнены с иностранными.

1835 г. — разработан указ «О системе российских мер и весов».

1893 г. — Д. И. Менделеевым создана Главная палата мер и весов.

1899 г. — принят первый русский метрический стандарт «Русский нормальный метрический сортамент фасонного железа. Угловое, тавровое, корытное и зетовое железо».

Стандартизация в СССР тесно связана с системой планирования и управления народным хозяйством. Она является одним из элементов государственной технической политики. В условиях плановой социалистической экономики важнейшая особенность стандартизации — её активная роль в управлении народным хозяйством, выражающаяся в деятельности государственных органов, предприятий и организаций по установлению и применению обязательных правил, норм и требований, направленных на ускорение научно-технического прогресса, повышение производительности труда и улучшение качества продукции. Первый документ Советского правительства в области стандартизации — декрет СНК РСФСР от 14 сентября 1918 «О введении международной метрической системы мер и весов».

сентября 1925 СНК СССР принял решение о создании Комитета по стандартизации под председательством В. В. Куйбышева.

С1951 по 1953 г. — центральным органом по стандартизации стало Управление по стандартизации при Совете Министров СССР. С 14 октября 1970 г.- отмечается Всемирный день стандартов. 1992 г. — введен закон РФ «О защите прав потребителей». В1993 г. — введены законы «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг». 1994 г. — создана концепция стандартизации и сертификации услуг. В 1998 г. — разработана Концепция национальной системы стандартизации. В 2002 г. — принят федеральный закон «О техническом регулировании». Принятие данного закона считается началом реорганизации системы стандартизации в России. Рост совокупного спроса и темп роста объема услуг в сфере социального обслуживания отстают от развития социализирующейся российской экономики, таким образом, выявляются существенные проблемы правового регулирования. Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ с внесенными в 2004 г. поправками отстает от жизненных реалий и тормозит оптимальное регулирование отношений по предоставлению услуг в сфере социального обслуживания населения. Развитие социальной инфраструктуры на основе современных концептуальных подходов внедрения экономически обоснованных методов стимулирования исполнителей услуг к повышению их качества, активизации ресурсного потенциала социальных служб, которые в интересах клиентов, разумеется, должны одинаково решаться во всех субъектах Российской Федерации. С момента принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ социальное обслуживание населения.

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... любых социально-технологических процедур, целенаправленность и адресность социальной работы). Специфические принципы социальной работы, определяющие основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению: принцип универсальности (отсутствие дискриминации клиентов по ...

В Российской Федерации фактически стало относительно самостоятельным фрагментом системы социального обеспечения. Отраслью сферы обслуживания населения с обширной инфраструктурой предприятий и учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг в субъектах РФ.

Федеральный закон от 22.08.04 №122-ФЗ, внесший изменения в законодательные акты социальной направленности, и закон от 06.10.99 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменили представление об организационно — управленческой модели деятельности в области социального обслуживания населения. Эти нормативные правовые акты конкретизировали отношения в социальном обслуживании населения, они содержат нормы функций исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов в соответствии с теоретически обоснованным составом функций государства в социальном обеспечении населения. А также определение того набора государственных услуг гражданам и организациям, которые государство обязано предоставлять в рамках бюджетного финансирования, исполнения своих конституционных обязанностей (ст. 7, 39 Конституции РФ).

1.1Принципы стандартизации социальных услуг. Роль и функции стандарта в формировании социальной сферы

Стандартизация услуг в сфере социального обслуживания населения — гарантии реализации прав каждого гражданина. Проблема распределения социальных услуг между различными категориями потребителей.

12 стр., 5978 слов

Структура Пенсионного Фонда Российской Федерации

... Пенсионного фонда органами социальной защиты населения; проведение проверок правильности назначения и выплаты государственных пенсий. .2 Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования ПФР Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность государства ...

Социальную защиту можно определить как систему законодательных, экономических, социальных и социально-психологических гарантий.

Гарантия обеспечивает всем трудоспособным гражданам равные права и условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства. А нетрудоспособным и социально-уязвимым слоям населения — преимущества в использовании прямой материальной и социально-психологической поддержки в различных ее формах (Золотухина Р.В., — 2012, с. 155).

Федеральный закон об основах социального обслуживания в РФ, принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года (в ред. Федеральных законов от 10 июня 2002г. № 87-ФЗ, от 25 июля 2002г. № 115-ФЗ, от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ, от 22 августа 2004г. № 122-ФЗ).

Объектом социальной защиты являются социально неблагополучные, малообеспеченные и нуждающиеся в помощи и поддержке группы населения. Эффективный механизм управления социальной сферой позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций в социальной сфере, для достижения данной цели были созданы государственные минимальные социальные стандарты на государственные услуги. Предоставление, которых осуществляется гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах, за счет бюджетов всех уровней. А также государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории России, и определяются стандартами. Минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти, местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств бюджетов, называется минимальной бюджетной обеспеченностью.

Система государственных минимальных социальных стандартов используется для оценки уровня развития социальной сферы и формируется при определении финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на единой правовой базе и общих методических принципах. Формирование государственных минимальных социальных стандартов реализации социальных услуг строится на следующих принципах:

соблюдение конституционных прав граждан РФ;

экономическая и социальная обоснованность;

использование международных критериев их установления;

ответственность органов государственной и власти и местного самоуправления за их несоблюдение.

Основными объектами государственной социальной стандартизации являются оплата труда, государственные пенсии, пособия и другие социальные выплату льготные бесплатные социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями, и другие гарантии социальной защиты (Золотухина Р.В., — 2012, с. 123).

Социальные стандарты являются не только своего рода маркером, атрибутом, определяющим принадлежность отдельного индивида к тому или иному общественному слою. Прослеживая динамику формирования, развития и становления социальных стандартов можно осуществлять мониторинг социальных процессов, определять степень устойчивости общественных отношений, фиксировать точки перехода социума в фазу бифуркации. Уровень соотношения стандартов и инноваций в жизни общества свидетельствует, в свою очередь, об устойчивом или неустойчивом характере его развития.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... иностранными гражданами является достаточно острой. Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей ... программы. Семья Обеспечение оказания своевременной юридической, медицинской, психологической и социально-педагогической помощи в воспитании, образовании и развитии подопечных детей ...

Значимость социальных стандартов определяется также их ролью в формировании единого социального пространства, в защите гражданских прав, в снижении социальных противоречий и в развитии партнерского характера социальных отношений. Основные функции, выполняемые стандартизацией:

.Функция упорядочения — преодоление неразумного многообразия объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие документов).

Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше вписывается в окружающую предметную и природную среду с её требованиями и законами.

.Охранная (социальная) функция — обеспечение безопасности потребителей продукции (услуг), изготовителей и государства, объединение усилий человечества по защите природы от техногенного воздействия цивилизации. Реализация этой функции позволяет достигнуть следующих целей:

сбалансированность интересов сторон;

системность стандартизации;

динамичность и опережающее развитие стандарта.

. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и заключается в установлении в нормативном документе обоснованных ограничений и расходов ресурсов.

. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие людей, в частности специалистов, путём личного обмена или использования документальных средств, аппаратных (компьютерных, спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений.

Эта функция направлена на преодоление барьеров в торговле и на содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству (Золотухина Р.В., — 2012, с. 147).

. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и услуг как составляющей качества жизни (для достижения гармонизации).

Например, от жесткости требований государственных стандартов к содержанию вредных веществ в пищевых продуктах, питьевой воде, сигаретах непосредственно зависит продолжительность жизни населения страны. В этом смысле стандарты отражают степень общественного развития страны, т.е. цивилизации.

11 стр., 5133 слов

Договор возмездного оказания неклинических психологических услуг ...

... тяжелые пациенты составляют 0,3-0,6%. В российском обществе социальный заказ на услуги неклинического психолога сформировался сравнительно недавно. Первыми ... тех или иных видов услуг (например, специальными законами регулируется оказание услуг связи, услуг по туристическому обслуживанию). Ограничения могут сводиться к ... связи с этим в Российской Федерации принимаются меры, направленные на развитие ...

. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное производство, науку и технику и другие сферы нормативными документами, эталонами мер, образцами — эталонами продукции как носителями ценной технической и управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве товара, как главного условия договора (контракта).

1.2 Цели и принципы стандартов социальных услуг в Российской Федерации

Цели и принципы стандартов социальных услуг в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения». В настоящем стандарте реализованы нормы следующих федеральных законов:

от 7 февраля 1992 г. № 2300-1-ФЗ «О защите прав потребителей»;

от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Деятельность персонала учреждений по предоставлению социальных услуг населению должна осуществляться в строгом соответствии со следующими принципами, установленными Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»:

·доступность;

·добровольность;

·гуманность;

·приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним;

·конфиденциальность;

·профилактическая направленность.

Принцип адресности означает, что социальные услуги должны предоставляться конкретным людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и семьям в социально опасном положении для поддержания достойных условий существования с учетом индивидуальных потребностей и имеющихся возможностей по их удовлетворению. Принцип доступности означает, что все граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

И семьи в социально опасном положении имеют равные гарантированные государством права и возможности на получение необходимых социальных услуг. Принцип добровольности означает, что предоставление социальных услуг гражданам может осуществляться только при условии их добровольного согласия на получение услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

5 стр., 2376 слов

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование ...

... социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», которым утверждены стандарты социальных услуг в НСО, предоставляемых поставщиками социальных услуг в стационарной, полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания ... проблем в области повышения эффективности проведения социально-реабилитационных мероприятий. Для достижения поставленной цели необходимо ...

Принцип гуманности означает, что при предоставлении гражданам социальных услуг должны проявляться уважение к их человеческому достоинству, чуткость, забота, справедливость, предусмотрительность, вежливость, в максимальной степени должны учитываться их физическое и психическое состояние. Принцип приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним означает, что предоставление услуг детям и подросткам, как наиболее социально незащищенной и уязвимой категории населения, должно осуществляться в первоочередном порядке и являться важнейшей задачей обслуживающего персонала учреждений. Принцип конфиденциальности означает, что работники учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг не должны разглашать ставшие известными им сведения личного характера, составляющие профессиональную тайну, а при необходимости оказывать услуги анонимно.

Принцип профилактической направленности означает, что социальные услуги должны оказываться как для преодоления гражданами трудной жизненной ситуации, и семьями в социально опасном положении. Так и для предупреждения и профилактики различных негативных явлений (болезней, психологических стрессов, конфликтов, разводов, безнадзорности и социального сиротства детей, потери работы, бедности, осложнений состояния здоровья и других), могущих усугубить ситуацию. В настоящем стандарте устанавливаются общие требования к персоналу учреждений и требования к должностям и профессиям конкретных сотрудников.

Принимающих непосредственное участие в предоставлении социальных услуг или обеспечивающих деятельность этих учреждений (Золотухина Р.В., — 2012).

1.3Право граждан на социальное обслуживание. Основные статьи социального обслуживания

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным настоящим Федеральным законом в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

2. Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения. Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания. Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором Российской Федерации (п. 4 в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

5 стр., 2262 слов

Комплексная реабилитация получателей социальных услуг в условиях ...

... · Социальная реабилитация. · Социальный патронаж. · Срочное социальное обслуживание. · Социально-консультативная помощь. · Материальная помощь. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления учреждениями социального обслуживания социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Стационарное социальное обслуживание ...

Также оказывается материальная помощь.

Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды. Обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Предоставление временного приюта

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов.

Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Консультативная помощь

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

Реабилитационные услуги

Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

2. Стандартизация и ее роль в сфере социальных услуг. Сложности и специфика стандартизации социальных услуг в России

Социальная работа является сравнительно молодой отраслью научных исследований. В связи с прикладным характером, ориентацией на социальную практику объектом исследования здесь являются преимущественно межотраслевые проблемы. Возможно, это обстоятельство послужило главной причиной того, что социальная работа на сегодняшний день не имеет самостоятельного научного статуса. Причины, в результате которых стандартизация социального обслуживания населения до сих пор оказывает весьма слабое влияние на внедрение нормативного похода в практику работы социальных служб, условно можно объединить в три группы: политические, теоретико-методологические и методические (Шейкина Ю.В., 2009, с. 29).

стандартизация социальный обслуживание политический

2.1Политическая причина

Самую серьезную и труднопреодолимую преграду представляют собой причины политического характера.

Разработке и принятию стандартов во всех областях социальной сферы препятствует, прежде всего, неопределенность целей социальной политики, которую проводит сегодня правительство РФ. Декларирование в ст. 7 Конституции Российской Федерации как социального государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие человека, само по себе еще не гарантирует ни первого (достойной жизни), ни второго (свободного развития).

В экономически развитых европейских странах достижения социальной политики закрепляются в государственных законах о минимальных социальных стандартах. Неоднократно обсуждавшийся в Государственной Думе РФ законопроект «О государственных минимальных социальных стандартах» до сих пор не принят.

Данное обстоятельство весьма пагубно влияет на процессы функционирования и развития системы социального обслуживания населения РФ. Отсутствие установленных в законодательном порядке государственных минимальных стандартов социального обслуживания не позволяет объективно обосновать объемы бюджетного финансирования учреждений социального обслуживания.

К причинам политического характера, тормозящим процесс стандартизации, следует отнести и тот факт, что устаревшие порядок предоставления социальных услуг и нормативы социального обслуживания, установленные в 1990-е гг., до сих пор не приведены в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией (Шейкина Ю.В., 2009, с. 125).

Следует учесть, что формирование системы социальных служб в Российской Федерации происходило в тот период, когда сокращалось бюджетное финансирование социальной сферы и происходило приближение его к критически низким отметкам. В качестве наглядного примера такого финансирования приведем данные об общих расходах федерального бюджета на образование в 1997 и 1998 гг. Так, в 1997 г. декларируемый объем расходов на образование составил 90,5 млрд р. (3% федерального бюджета), запланированный объем — 18,5 млрд (0,61%), а фактически было профинансировано 14,08 млрд р. (0,47%); в 1998 г. указанные показатели были следующие — 130 млрд (3%), 17,25 (0,4) и 10,35 млрд (0,24%).

Некоторые руководители учреждений оказались вынужденными идти по пути приписок, проводя в отчетах одного клиента по двум и более отделениям ЦСОН; другие продолжали, нарушая постановление Правительства РФ от 15.04.1996 г. № 473, оказывать бесплатные социальные услуги всем категориям клиентов вне зависимости от уровня их дохода (размера пенсии или среднедушевого дохода семьи).

Стало очевидным, что проблема ревизии постановлений о порядке и условиях оплаты социальных услуг, которые были приняты в середине 1990-х гг., приобрела чрезвычайно острый характер.

До тех пор, пока нормативно-правовая база социального обслуживания не будет приведена в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией, нарушения в деятельности учреждений социального обслуживания будут неизбежными. Одним из показателей социально-экономического благополучия территорий является численность граждан, живущих за чертой бедности. Так, например, в 2003 г. количество малообеспеченных граждан, получающих адресную государственную социальную помощь, составило в Екатеринбурге 2,6% от общей численности населения, а в Таборинском районе Свердловской области — 51,0%. В то же время, в Екатеринбурге функционировало 24 учреждения социального обслуживания, большинство из которых были представлены комплексными учреждениями (ЦСОН и ЦСПСиД).

2.2Методологическая и теоретическая причина

Вторым фактором, тормозящим разработку стандартов социального обслуживания, является недостаточная методологическая и теоретическая проработка проблемы стандартизации социальной сферы. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на методологическую функцию стандартов, которая не получила достаточного освещения в научной литературе. Внимание авторов Концепции национальной системы стандартизации (1998) и разработчиков Федерального закона «О техническом регулировании» сосредоточено, главным образом, на экономической, социальной и коммуникативной функциях стандартизации.

Причины такого подхода к оценке роли стандартов обусловлены реальными условиями функционирования российской экономики, а также обеспечением выполнения условий вступления России в ВТО. Есть все основания рассматривать стандартизацию как неотъемлемое свойство социальных систем. Стандарты играют значительную роль не только в управлении социальными системами, но и в процессах естественной саморегуляции и развития этих систем (Шейкина Ю.В., 2009, с. 253).

При этом, говоря о социальных стандартах, необходимо подчеркнуть, что они не исчерпываются лишь материальным благополучием и уровнем жизненного комфорта населения. В социальных стандартах закрепляются соответствующие уровни развития культуры, образования и основных ценностных ориентаций, характеризующие данное общество как социальную систему. Наиболее характерные черты постиндустриальной эпохи, дают нам все основания для того, чтобы назвать новый век веком информатизации. Такое понимание общих принципов жизнеустройства помогает глубже прояснить стратегические цели стандартизации. Основная проблема управления государством также состоит в непрерывном балансировании между устойчивостью (функционированием) и изменчивостью (развитием).

Первое обеспечивается с помощью закрепления в стандартах достигаемых положительных результатов, второе — путем последовательно реализуемых инноваций. Длительное нарушение равновесия между устойчивостью и изменчивостью чревато разрушительными последствиями для любой организации. Тенденция к одностороннему сохранению устойчивости приводит к подавлению инноваций (Шейкина Ю.В., 2009, с. 156).

В результате, система утрачивает адаптивные свойства, что вынуждает ее стремиться к автаркии. В свою очередь, не получая импульсов развития извне, закрытая система неизбежно приходит к застою и деградации.

Такой диалектический подход к пониманию роли стандартов в регулировании социальных процессов предъявляет особые требования к их разработке. Учитывая непродолжительность действия стандартов по времени, ограниченную максимум пятью годами, нельзя тратить на их разработку десятилетия. В этом случае стандарты будут устаревшими, не начав действовать. Следует подумать и о службах мониторинга, осуществляющих отслеживание уровней развития учреждений и их деятельности в различных областях социальной сферы с целью коррекции устаревающих стандартов. Необходима разработка механизмов внедрения и реализации стандартов в деятельность предприятий и учреждений социального обслуживания.

Стандарты, как правило, формируются в общественной практике лишь тогда, когда их уровня достигает абсолютное большинство предприятий и учреждений, организаций и специалистов в конкретных видах деятельности. С точки зрения диалектики, стандарт означает зафиксированный на определенный период уровень человеческих достижений в той или иной сфере деятельности, принятый за точку отсчета и измерения количественных и качественных показателей изделий, товаров, услуг. Сегодня разрабатываются подходы к измерению даже для таких качественных социальных показателей, как развитие человеческого потенциала, качество жизни населения, социальная напряженность, общественное мнение и т.п. Таким образом, стандарт есть нулевая точка на шкале измерений. Это означает, что наряду с принятым стандартом в практике человеческой деятельности всегда будут иметь место образцы, находящиеся выше или ниже нулевой (стандартной) отметки. Следовательно, являясь жестко фиксированной точкой отсчета, стандарт, тем не менее, органично вписывается в динамический процесс развития, позволяя измерять и оценивать достигнутые уровни человеческой деятельности и отмечать этапы становления цивилизации и культуры. По своей сути стандартизация в социальной сфере — это функциональная система, включающая целый ряд процессов по теоретическому обоснованию, разработке методов стандартизации, самих стандартов, их нормативов и способов применения в управлении социальными системами, их функционировании и развитии (Мальцев А. В., 2009).

В-четвертых, стандарты являются критерием, позволяющим сертифицировать услуги, что, в свою очередь, является одним из условий лицензирования учреждений, предоставляющих государственные социальные услуги. Таким образом, разработка национальных стандартов социальных услуг без развития метрологии этой сферы деятельности, в отрыве от сертификации и лицензирования учреждений социального обслуживания теряют всякий смысл и значение. Особенно негативное влияние на процесс стандартизации оказало исключение из закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» статьи 18 («Лицензирование в области социального обслуживания»).

Национальные стандарты, которые сегодня вводятся в практику социальной работы, не содержат нормативов и потому имеют вид расплывчатых рекомендаций, выполнение которых не поддается контролю и оценке.

2.3 Методологическая причина

И, наконец, нельзя обойти вниманием проблемы, связанные с методами, применяемыми в области разработки стандартов и их нормативов. Здесь существует две противоположных точки зрения. Некоторые авторы считают, что в социальной сфере можно нормировать все и вся.

Проекты некоторых административных регламентов предоставления государственной услуги, включающих алгоритмы деятельности до 250 и более шагов, уже появились на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (www.rostrud.info), а также на Интернет-ресурсах территориальных органов по вопросам занятости населения в субъектах Российской Федерации.

Возможность убедиться в том, насколько такая «реформа» упростит взаимоотношения государственных чиновников и рядовых граждан, мы получим в конце 2008 г. Однако уже сегодня можно предположить, что подобная регламентация административной процедуры, на выполнение которой требуется всего лишь час рабочего времени чиновника. И его профессионализм и правовая ответственность еще более углубит бюрократизацию государственной системы управления. Противоположная точка зрения связана с полным отрицанием возможностей стандартизации тех или иных видов деятельности в социальной сфере. Более того, сама возможность определения объектов стандартизации принципиально отвергается, поскольку многие социальные услуги в особенности реабилитационного и адаптационного характера связаны с изменением психологических установок человека, коррекцией его характера и привычек поведения. Может ли быть психика человека объектом измерений и нормирования — этот вопрос сегодня имеет чисто риторический характер. Экспериментальной психологией наработано столько измерительных методик и даже нормативов для измерения психических процессов человека (например, коэффициент IQ), что говорить о полном отсутствии нормативного подхода в этой области некорректно.

Наработан определенный потенциал количественных измерительных методик и социальных нормативов в сфере социального обслуживания (Шейкина Ю.В., 2009).

Например, разработаны подходы к оценке результативности, эффективности и качества деятельности учреждений социального обслуживания.

Признавая доводы обеих сторон, следует, тем не менее, сказать о том, что стандарты уже весьма продолжительное время формируются в таких отраслях социальной сферы как образование, здравоохранение и др.

Развитие процессов стандартизации в социальной сфере в значительной степени связано с процессами социально-экономической интеграции РФ в мировое сообщество. Оно обусловлено и расширением роли сознательного регулирования общественной жизни самими гражданами, т.е. процессами демократизации социальных систем. Идти в этом направлении можно лишь путем объединения существующих точек зрения, опираясь на диалектическое единство и противоречие общего, особенного и единичного.

Например, в практике социальной работы с людьми пожилого возраста достаточно наглядно можно проследить взаимосвязь общего, особенного и единичного. К общим проблемам пожилых людей, определяющим специфику социальной работы с ними, следует отнести прекращение ими трудовой деятельности, изменение социального статуса и социальных ролей, инволюционные изменения организма с возрастом. И связанное с ними ухудшение состояния здоровья, снижение социальной активности и др. Однако следует заметить, что степень выраженности этих проблем в данной возрастной группе имеет огромную индивидуальную изменчивость. По этой причине в деятельности социальных служб применяется дифференцированный подход, ориентирующийся в социальной работе с пожилыми людьми (Шейкина Ю.В., 2009, с. 126).

Сложившаяся на сегодня система учреждений социального обслуживания адаптирована к обслуживанию основных категорий клиентов. Особенно пожилого возраста и инвалидов, выделенных по степени социально-функциональной активности. К категории клиентов с высокой социально-функциональной активностью относятся люди, сохранившие подвижность, продолжающие трудовую и/или общественную деятельность.

К категории клиентов со средней социально-функциональной активностью относятся люди, с ограниченной подвижностью, имеющие стойкие расстройства функций организма, но сохранившие способность к самообслуживанию. К категории клиентов с низкой социально-функциональной активностью относятся немощные, физически и/или психически больные, требующие постоянного постороннего ухода в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию и передвижению. Такой подход к классификации клиентов не согласуется с традиционным для социальной геронтологии принципом дифференциации обслуживаемых граждан по возрасту. Однако данная классификация вполне соответствует практике социальных служб, поскольку хронологические границы возраста весьма индивидуальны и далеко не всегда совпадают со степенью социально-функциональной активности человека. Возможность типологизировать проблемы пожилых граждан является основой для стандартизации соответствующих дифференцированных объемов социальных услуг, с помощью которых учитывается особенное (типическое) для каждой социально-функциональной группы (Мальцев А. В., 2009, с. 125).

Однако полностью стандартизированный подход в работе с клиентом приводит к обезличиванию последнего, к игнорированию тех проблем, которые имеют сугубо индивидуальный, личностный характер.

Во-вторых, в случае субъективной и предвзятой оценки конкретной ситуации специалистом социальной работы, клиент может быть лишен тех видов социального обслуживания, которые обеспечивают первоочередные меры, связанные с обеспечением безопасности его жизни и здоровья.

При отсутствии социальных стандартов эти социальные услуги не могут быть гарантированы клиенту социальной службы, они ставятся в полную зависимость от доброй воли социального работника.

В-третьих, следует учитывать российскую специфику социальной работы, принципиально отличающуюся от ситуации в развитых европейских странах, где количество получателей адресной государственной социальной помощи, в том числе в виде социальных услуг, исчисляется от единиц до десятых долей процента. При широких возможностях социальных бюджетов этих стран ориентация на клиентоцентрированное социальное обслуживание, на работу со случаем является, бесспорно, прогрессивным явлением. В России же, где нищета населения с каждым годом приобретает все более массовый характер, такой подход невозможен. Здесь, по нашему мнению, более перспективны дифференцированные формы работы с различными категориями клиентов: пожилыми гражданами, инвалидами, детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, бомжами и лицами, освободившимися из мест лишения свободы, и другими категориями. И здесь, как раз, необходима и вполне возможна разработка гарантированных объемов социальных услуг, дополняемых в каждом конкретном случае индивидуальным коррективом (Мальцев А. В., 2009, с. 189).

Проблема стандартизации социального обслуживания затрагивает не только разработку стандартов социальных услуг и социальных нормативов. Важным аспектом данной проблемы является разработка системы финансовых нормативов и методики их расчетов, позволяющих ориентировать деятельность учреждений социального обслуживания на конечный результат. Сегодня предпринимаются попытки разработать финансовые нормативы деятельности учреждений социального обслуживания и методики их расчетов (Мальцев А. В., 2009, с. 79).

Однако при этом расчет нормативов финансовых затрат на социальное обслуживание одного клиента в конкретном виде учреждения производится при отсутствии социальных нормативов, определяющих объемы и качество предоставления социальных услуг, т.е. имеет произвольный характер. Следует также учитывать то обстоятельство, что принятие в ноябре 2006 г. федерального закона № 174 «Об автономных учреждениях», неизбежно повлечет за собой автономизацию учреждений социального обслуживания и, как следствие, потребует развития новых подходов к их финансированию, связанных с обеспечением государственного заказа и осуществлением собственной предпринимательской деятельности. Выполнение государственных заказов значительно повышает роль стандартизации. Предпринимательская же деятельность учреждений социального обслуживания потребует внедрения рыночных принципов в их функционирование. В целях уточнения объемов отдельных видов услуг и времени на их предоставление использовались хронометражные исследования, изучалась документация учреждений, и проводились консультации с руководителями учреждений, структурных подразделений, специалистами по социальной работе. Разработанные проекты стандартов распространяются на государственные социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам на безвозмездной и безвозвратной основе.

Заключение

Установление государственных стандартов в области социального обслуживания населения позволяет не только повысить уровень организации предоставления социальных услуг. Стандартизация, как правило, положительно влияет на качество управления системами и процессами, что на сегодняшний день весьма актуально и для системы социального обслуживания населения. Резюмируя основные положения статьи, еще раз кратко сформулируем идеи и принципы, требующие обсуждения, и наиболее актуальные задачи, решение которых позволит повысить качество процесса стандартизации в области социального обслуживания населения Российской Федерации. Во-первых, необходимо определиться с вектором развития социальной политики государства и зафиксировать его в федеральном законе «О государственных минимальных социальных стандартах», являющимся основой для развития нормативного подхода, в том числе в области социального обслуживания населения.

Во-вторых, необходимо привести принятые в середине 1990-х гг. и поныне действующие нормативы и условия социального обслуживания населения РФ в соответствие с изменившейся социально-экономической ситуацией. В-третьих, следует определить значение социальных стандартов как основного инструмента государственного регулирования в соответствии с их главной методологической функцией — обеспечением устойчивости развития государственной системы. Только закрепление результатов реформ в социальных стандартах является гарантом успехов в развитии государства. Социальные стандарты — это ступени, по которым общество поднимается в направлении социального прогресса. Стандарты должны сопровождаться обязательными регламентами и нормативами, с помощью которых могут быть подвергнуты измерению и оценке результаты тех или иных видов деятельности в области социального обслуживания населения.

Список использованной литературы

1.О принятии и введении в действие национального стандарта: Постановление ГК РФ по стандартизации и метрологии от 24 нояб. 2003г № 327-ст // Профессиональная библиотека работника социальной службы. — 2009. — №3. — С. 6-7.

.Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации: федеральный закон: принят ГД РФ 15 ноября. 1995г; по состоянию на 22 августа 2004 // Социальное обслуживание. — 2005. — №2. -С. 78-85.

.Основные виды социальных услуг: Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143- 2003: социальное обслуживание населения: дата введения 2004-07-01// Профессиональная библиотека работника социальной службы. — 2009. — №3. — С. 8-20.

.Стандартизация социальных услуг // Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В. И. Жукова. — 2-е изд., доп. И перер. — М.; Из-во РГСУ, 2008. — С. 326-327.

.Золотухина Р.В. Практика внедрения административных регламентов предоставления гос. улуг населению в работу центров социального обслуживания // Работник социальной службы. — 2012.-№2. — С. 52-55

.Казибекова Н.А. Теоретико-методологические основы формирования и развития услуг социальной защиты населения // Социальное обслуживание. -2011. — № 1. -С. 6-31

.Кайль Я. О необходимости стандартизации (регламентации) государственных и муниципальных услуг // Власть. — 2011. — №7. — С. 126-130.

.Новикова М.А. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития / Социальное обслуживание.- 2004. — №1. — С. 114-119.

.Платонова Ю. Ю. Обособленность развития рынка социальных услуг // Ученые записки СПбГИПиСР.-2009. — №2. — С. 114-119

.Савина Л.Ю. Система стандартов и повышение качества жизни клиентов социальной службы // Отечественный журнал социальной работы. -2012. -№2.- С. 112-120.

.Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник / И. С. Романычев., Л. В. Топчий и др. — М.: ИТК «Дашков и К», 2013. — 184с.

.Стандартизация социальных услуг // Социальное обслуживание населения: ценности, теория, практика: уч. Пособие / Л. В. Топчий. — М.: Изд-во РГСУ, 2012. — Гл. 4.5. -С.229-241

.Топчий Л.В. Теоритические аспекты развития социального обслуживания населения в России //Социальное обслуживание. -2007. — №2. — С. 6-23.

.Шейкина Ю.В. Управление качеством в учреждениях социального обслуживания на основе использования стандартов ИСО серии 9000 и TQM168 // Социальная политика и социология. — 2009. -№ 5. -С. 189-198.