Методическое письмо Особенности преподавания обществознания в 2006—2007 гг. в условиях введения федерального компонента государственного стандарта и бупа 20

Методическое письмо

Особенности преподавания обществознания в 2006—2007 гг.

в условиях введения федерального компонента государственного стандарта и БУПа 2004 г.

Настоящее методическое письмо составлено на основании следующих документов:

· закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7);

· концепция модернизации российского образования на период до 2010 года утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 г.;

· федеральный компонент государственного стандарта общего образования (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);

· федеральный базисный учебный план 2004 г.;

· федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год;

· региональный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Ярославской области на 2006/2007 учебный год;

· примерная программа по обществознанию для основного общего образования;

· примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на базовом уровне (включая экономику и право);

· примерная программа по обществознанию для среднего (полного) общего образования на профильном уровне;

· методическое письмо Министерства образования и науки Российской федерации, Федеральное агентство по образованию «О преподавании учебного предмета „Обществознание“ в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

· письмо департамента образования № 244/01−10 от 30.01.2006 г.

11 стр., 5500 слов

Инклюзивное образование в Российской Федерации

... методические и организационные плоскости. В Российской Федерации, при развитой и сформировавшейся системе специального образования, потребности в образовании ... определение инклюзивного образования. Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех ... // СПС Консультант Плюс 2.Письмо Министерства образования и науки РФ от 18. ...

I. Основные приоритеты федерального компонента государственного стандарта.

1.1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным, и оно должно иметь относительную завершенность. Поэтому федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу:

Первый концентр — начальное общее и основное общее образование

Второй — среднее (полное) общее образование.

1.2. Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

В соответствии с задачами модернизации образования изучение предмета «Обществознание» в каждом концентре имеет цели, которые структурированы по 5 направлениям: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Основное (общее) образование

Среднее (полное) общее образование (базовый уровень)

Среднее (полное) общее образование (профильный уровень)

развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10−15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;

освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук, для самоопределения в области социальных и гуманитарных наук.

Таким образом, цели направлены, прежде всего, на повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности, усиление практической направленности обучения. Учебный процесс и внеучебная деятельность школьников, организуемая на базе курса, должна быть сориентирована на достижение названных целей. Определены, в том числе, и планируемые результаты обучения, нашедшие отражение в целях освоения системы знаний и умений, формирования опыта их применения в познавательной и практической деятельности.

Реализация указанных выше целей обществоведческого образования, внимание к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, как и к практической направленности, усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практикоориентированным содержанием, обществознание определяет духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.

1.3. Произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие пять лет, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании. В ряде случаев уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Скорректирована логика представления материала (от общего к частному).

В соответствии с Концепцией модернизации образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний, а в классах соответствующего профиля предусмотрены большие самостоятельные курсы по экономике и праву.

Новым в содержании курса является включение самостоятельного блока социально-психологических знаний для подготовки учащихся на профильном уровне.

Усилена практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей. Это нашло отражение в обновленных формулировках целевого блока стандарта, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений, а также в новой структуре требований к выпускникам, где указаны практические умения, которыми должны овладеть все учащиеся. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:

· в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);

· в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);

· в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);

· в сфере отношений в многонациональном и поликонфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);

· в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ);

· в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально-гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета).

Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.

Практическая направленность воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).

Знаниевый и деятельностный компоненты стандарта сформулированы с учетом новых форм и методов изучения обществознания в средней школе, опыта проведения Единого государственного экзамена. Все это позволит учащимся полнее осознать содержание курса.

II . Переход к преподаванию учебного предмета «Обществознание»

в Ярославской области с 01.09.2006 г.

В соответствии с письмом Департамента образования администрации Ярославской области № 244/01−10 от 30.01.2006 г. переход на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г. осуществляется во всех образовательных учреждениях Ярославской области с 5 класса. Переход 10 класса осуществляется по мере готовности образовательных учреждений.

По новому БУПу преподавание обществознания в 5-х классах не предполагается.

Пропедевтический курс (первая ступень обществоведческого образования) предусмотрен БУПом с 6 класса. Но поскольку переход на новый федеральный компонент государственного стандарта в Ярославской области предполагается с 5 класса, (в соответствии с письмом Департамента образования администрации Ярославской области № 244/01−10 от 30.01.2006 г.), то курс обществознания должен быть введен в учебный процесс с 6 класса, не ранее 2007/2008 уч. г.

При преподавании обществознания в образовательном учреждении с 5-го класса нарушается вся система обществоведческого образования основной школы. В соответствии с этим, включение в учебный процесс пропедевтического курса обществознания в 5 классе не рекомендуется.

На ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне интегрированный предмет обществознание включает разделы «Экономика» и «Право», которые могут преподаваться как в составе данного предмета, так и в качестве самостоятельных учебных предметов.

Примерный учебный план (годовой) предмета «Обществознание» для образовательных учреждений Ярославской области, перешедших на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г.

(5, 10 ) классы.

Класс

Кол-во часов

Примечания

V

__

Учебный предмет «Обществознание» не изучается.

X

баз.уровень

Включая экономику и право

70

Экономика и право включены в курс обществознания и отдельных страниц журнала на них не отводится.

X

баз.уровень

без экономики и права

35

Экономика 17 (0,5)

Право 17 (0,5)

Преподаются отдельными курсами. Для каждого предмета отводится отдельная страница в журнале.

X

баз.уровень

без экономики и права

35

При условии добавления 34 час из школьного компонента:

Экономика 34 ч.

Право 34 ч.

X

проф. уровень

Без экономики и права

105

Для образовательный учреждений, переходящих в 2006/2007 уч. г. на федеральный компонент государственного стандарта и БУП 2004 г. и выбравших социально-экономический или гуманитарный профиль

В 2006/2007 уч. году преподавание обществознания осуществляется

в 8−9 классах по минимуму 1998 г.

На профильном уровне «Обществознание», «Экономика», и «Право» изучаются как самостоятельные учебные предметы в зависимости от выбранного профиля.

Примерные учебные планы предмета «Обществознание»

для возможных профилей

профиль

Учебный предмет

Кол-во час. За 2 года обучения: всего (нед./нед.)

Универсальный профиль

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Социально-экономический профиль

Обществознание

210 (3/3)

Экономика

210 (3/3)

Право

70 (1/1)

Социально-гуманитарный профиль

Обществознание

210 (3/3)

Экономика

35 (0,5/0,5)

Право

140 (2/2)

Физико-математический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Физико-химический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Химико-биологический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Информационно-технологический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Филологический,

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Биолого-географический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Агротехнологический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Индустриально-технологический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Художественно-эстетический

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

Оборонно-спортивный

Обществознание (включая экономику и право)

140 (2/2)

III . Преподавание предмета «Обществознание» в средней (полной) школе.

Согласно федеральному компоненту государственного стандарта основой содержания обществоведческого образования в старших классах является духовная и гражданская культура. Кроме того, обществознание в старших классах призвано обеспечить подготовленность к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

В преподавании Обществознания, как на базовом, так и на профильном уровне учителю необходимо учитывать, что обязательный минимум серьезно обновлен, уточнены формулировки, изменена редакция отдельных вопросов. Объем включенных в интегральный курс обществознания экономических и правовых знаний значительно возрос. Предусмотрено повышение роли курса в духовном и гражданском становлении личности ученика, усиление практической направленности обучения.

Предметная область «Обществознание» находится на стыке ряда дисциплин:

· философии

· политологии

· социологии

· психологии

· социальной психологии

· религиоведения

· культурологии

· права

· экономики.

Каждая из названных дисциплин имеет собственный понятийный аппарат, присущий каждой из них научный язык.

Необходимо обратить внимание на особенности содержания обществоведческого курса профильного уровня (в классах социально-гуманитарной направленности) и курса базового уровня (в классах естественно-научной и математической направленности).

На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс должен дать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления.

В классах социально-гуманитарного профиля:

· расширяется круг базовых понятий общественных наук, овладение которыми необходимо для овладения фундаментальными знаниями;

· более глубоко раскрываются социальные проблемы человека и общества, чем в классах естественно-научного профиля;

· формируется представление об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования;

· дается ориентировка в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук;

· совершенствуется опыт учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов и т. п.).

При изучении обществознания теоретические положения раскрываются учителем с привлечением исторического материала отражающего развитие современной России. Региональный (национально-региональный) компонент курса органически включается в изучение каждого из разделов.

Впервые федеральными программами в курсе обществознания как на базовом, так и на профильном уровне предусмотрены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися. На их выполнение должно отводиться не менее 40% учебного времени.

3.1. Целесообразные формы обучения.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне, исследовательская деятельность, работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), написание творческих работ по обществоведческим дисциплинам, решение познавательных задач и т. д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.

В рубрике обязательного минимума, которая называется «Опыт познавательной и практической деятельности», зафиксирован деятельностный компонент содержания. Здесь указаны те виды деятельности, которые характерны для обществоведческого курса. Тот факт, что они вошли в обязательный минимум, включение учащихся в эти виды деятельности в данном курсе становится важным требованием к организации учебного процесса. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения. В названной рубрике выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, — формируются непосредственно на уроках. На лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или дидактическим материалом. На практических занятиях может быть привлечен комплект познавательных и практических заданий. Последние могут использоваться для проведения семинарских занятий, и занятий, имеющих нетрадиционную форму.

Практические работы должны быть включены в тематическое планирование. Результаты практических работ фиксируются в школьном журнале. Наличие практических работ, их количество и результативность контролируется при аттестации учителя и общеобразовательных учебных заведений.

3.2. Преподавание предмета «Обществознание» на базовом уровне.

По БУПу 2004 преподавание обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне в 10−11 классах осуществляется в объеме 140 часов на два года, 2 учебных часа в неделю.

Если образовательное учреждение вводит в 10−11 классах преподавание отдельных предметов «Экономика» и «Право», то в этом случае количество учебных часов, выделяемых на изучение предмета «Обществознание» уменьшается до 70 учебных часов на два года обучения, 1 час в неделю. Тогда темы экономического и правового модулей в предмете «Обществознание» рассматриваются сокращенно и обзорно. На эти учебные предметы — «Экономика» и «Право», отводятся отдельные страницы в школьном журнале и проводится текущий и итоговый контроль.

Образовательное учреждение вправе выделить из школьного компонента дополнительно в 10, а также в 11 классе 0.5 час.(17 учебных часов) на предмет «Экономика» и 0.5 час. (17 учебных часов) на предмет «Право», которые плюсуются к 0.5часа федерального компонента. В этом случае, количество учебных часов, на изучение предметов «Экономика» и «Право» увеличивается: Экономика — 34 часа в год (1 час в неделю), «Право» — 34 часа в год (1 час в неделю).

Учитель вправе выбрать в каком классе, и в каком полугодии будут изучаться эти учебные предметы. Соответственно, в журнале также выделяются отдельные страницы для учебных предметов «Обществознание», «Экономика» и «Право» и проводится текущий и итоговый контроль.

Изменения содержательного и методического характера, внесенные в преподавание Обществознания на базовом уровне диктуют необходимость дополнительной подготовки учителя по данному предмету, которую он может получить на КПК в Ярославском Институте Развития Образования.

Примерное распределение часов по обществознанию.

Тема

Количество часов

Обществознание (включая экономику и право) 140 часов

Человек как творец и творение культуры

14 часов

Общество как сложная динамическая система

10 часов

Экономика

30 часов

Социальные отношения

14 часов

Политика как общественное явление

16 часов

Человек в системе общественных отношений

14 часов

Правовое регулирование общественных отношений

30 часов

Резерв учебного времени
Обществознание (без экономики и права) 70 часов

Человек как творец и творение культуры

14 часов

Общество как сложная динамическая система

10 часов

Социальные отношения

14 часов

Политика как общественное явление

16 часов

Человек в системе общественных отношений

14 часов

Резерв учебного времени

Экономика

70 часов

Право

70 часов

3.3. Преподавание Обществознания на профильном уровне

Преподавание предметов Обществознание, Экономика и Право на профильном уровне требует от учителя дополнительных специальных знаний и умений, которые не были включены ранее в его профессиональную подготовку. Стандарт обществоведческого образования на профильном уровне знакомит учащихся с основами таких общественных наук как философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение. Знакомит не только в рамках общеобразовательной подготовки, но и требует овладения навыками учебной и исследовательской деятельности, необходимыми для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления. Ученики должны быть подготовлены к изучению общественных дисциплин в профессиональных учебных заведениях любого профиля.

Чтобы в полной мере осуществить цели и задачи обучения на профильном уровне учителя истории и обществознания должны пройти дополнительную подготовку на курсах повышения квалификации.

Для преподавания предметов Экономика и Право предпочтительнее привлечение к преподаванию специалистов данного направления.

На профильном уровне обществознание изучается без разделов экономики и права. БУП выделяет на изучение обществознания 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

В социально-экономическом профиле учебные предметы «Экономика» и «Право» являются профильными. На изучение учебного предмета «Экономика» БУП-2004 выделяет 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

На изучение учебного предмета «Право» выделено 70 учебных часов (по 1 часу в неделю в 10 и в 11 классах).

В социально-гуманитарном профиле учебный предмет «Экономика» является базовым учебным предметом. На изучение предмета «Экономика» выделено 35 учебных часов в 10 или 11 классах. Учебный предмет «Право» является профильным и на его изучение отводится 210 учебных часов (по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах).

Необходимо обратить внимание, что на профильном уровне в «Обществознание» впервые введен блок социально-психологических знаний, что требует от учителя специальной подготовки.

3.4. УМК для преподавания Обществознания в классах среднего (полного) общего образования на базовом и профильном уровне

Для реализации федерального компонента государственного стандарта в 10 классе федеральным и региональным перечнем учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год предлагает следующий УМК:

Лазебникова А.Ю. и др. Обществознание. 10−11 кл.

2003

АСТ — Астрель

Методическое пособие для учителя. Учебные пособия для гуманитарного и социально-экономического профиля: Пономарева Г. М."История цивилизаций мира.10−11 класс"; Пономарева Г. М., «Основы культурологии. 10−11 класс»; Кулаков А.Е. «Религии мира. 10−11 класс»

Салыгин Е.Н.,

Салыгина Ю.Г.

Обществознание. 10 кл.

2001

Вентана-Граф

В учебно-методический комплект входят: программа для 10−11 классов (авт. Салыгин Е.Н.), учебные пособия «Обществознание» для 10 и 11 классов (авт. Агошков А.В.), методическое пособие для учителя (авт. Пасман Т.Б. и др.) Изданы рекомендации по использованию учебников в условиях профильной школы. Учебник рекомендуется использовать при изучении обществознания на базовом уровне (2 часа в неделю).

Салыгин Е.Н.,

Салыгина Ю.Г.

Обществознание. 11 кл.

2002

Вентана-Граф

Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл.

2004

Дрофа

Завершенная линия. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Поурочно-тематическое планирование

Никитин А.Ф. Обществознание. 11 кл.

2004

Дрофа

Завершенная линия. Базовый уровень. Рабочая тетрадь. Поурочно-тематическое планирование

Под ред. Боголюбова Л.Н.

Обществознание 10 кл.

2005

Просвещение

Незавершенная линия. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 года. Базовый уровень. Методические рекомендации.

Кравченко А.И.

Обществознание. 10 кл.

2005

Русское слово

Гриф «Рекомендовано Минобрнауки России». Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Базовый уровень. УМК для 10 и 11 кл.: программа, задачник, тесты, тестовый контроль, учебное пособие Этика (авт. Волкова Е.В.) — учебное пособие Массовая культура (авт. Лазебникова А.Ю. и др.) — элективные курсы.

Кравченко А.И.,

Певцова Е.А.

Обществознание. 11 кл.

2005

Русское слово

Певцова Е.А.

Право. Основы правовой культуры. Ч. 1, 2. 10 кл.

2005

Русское слово

Гриф «Допущено Минобрнауки России». Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Базовый и профильный уровень. В УМК входит программа, поурочное планирование.

Певцова Е.А.

Право. Основы правовой культуры. Ч. 1, 2. 11 кл.

2005

Русское слово

Мушинский В.О.

Обществознание. 10 кл.

2001

ЦГО

Учебники соответствуют обязательному минимуму содержания образования 1999 г. и авторской программе по обществознанию. Могут использоваться при организации профильного обучения на базовом и профильном уровнях. Дополнительно: методическое пособие по организации профильного обучения

Мушинский В.О.

Обществознание. 11 кл.

2001

ЦГО

Право

Кашанина Т.В. Основы права. 10−11 кл.

2005

Вита-Пресс

Завершенная линия учебников. Базовый уровень. Издан в комплекте с хрестоматией и методическим пособием. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г.

Никитин А.Ф. Основы права. 10−11 кл.

2005

Дрофа

Программа, Рабочая тетрадь

Никитин А.Ф. Правоведение. 10−11 кл.

2004

Просвещение

Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004 г. Базовый уровень. Методические рекомендации.

Развитие содержания учебного предмета Обществознание возможно в рамках учебных предметов (курсы по выбору).

Учебные предметы (курсы по выбору) могут выполнять три основных функции:

1) развитие содержания базового курса Обществознания, т. е. дополнительная подготовка для учащихся, не изучающих Обществознание на профильном уровне, но желающих сдать ЕГЭ;

2) развитие содержания профильного курса Обществознания, надстройка профильного учебного предмета, позволяющая на более высоком уровне развивать умения и навыки учащихся;

3) удовлетворение познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических и обществоведческих исследований.

Для развития содержания учебного предмета «Обществознание» предлагаются следующие программы учебных предметов (курсов по выбору):

№ п/п

Автор курса

Название курса

Краткая аннотация

Где опубликован

1

И.Н. Ионова

Основные вехи мировых цивилизаций.

Данное учебное пособие предназначено для учащихся 10−11 профильных классов (гуманитарного и социально-экономического профиля).

Концепция курса основана на новейших цивилизационных теориях. Автор главное внимание уделяет общим закономерностям и уникальным особенностям, которые были характерны для исторического развития России с древнейших времен до наших дней.

Существенное место отводится разъяснению наиболее сложных тем и вопросов, освещение исторических процессов, имеющих решающее значение в истории России.

В учебник включены поурочные разработки данного курса, созданные на основе практического опыта работы учителей.

Элективный курс И.Н. Ионова, 10−11 кл.

«Основные вехи мировых цивилизаций»

М: «Просвещение» 2005.

2

К.С. Гаджиев.

Введение в политологию.

Авторы с современных позиций раскрывают такие понятия и явления, как государство и власть, формы правления и политические системы, демократия, диктатура и тоталитаризм, политическая культура и нравственность, влияние средств массовой информации на политику и.т. д.

Элективный курс «Введение в политологию»

К.С. Гаджиев.

М: «Просвещение» 2005.

3

Д.А. Гусева.

Введение в философию

Достоинство данного курса состоит в том, что рассказ автора о каждой философской системе, заставляет учащихся соотносить философские учения древности с проблемами сегодняшнего дня. Все параграфы пособия завершаются блоком вопросов и заданий, нацеливающих старшеклассников на проблемно-преобразующую деятельность.

В пособии помещен краткий словарь терминов, указатель дат жизни выдающихся философов, тесты по философии. Все это поможет учащимся в освоении данного курса.

Элективный курс «Введение в философию».

Д.А. Гусев,

М: «Просвещение» 2005.

4

И.А. Кухаренко, Н.В. Логинова

Психология человека и общества

Курс может рассматриваться как обеспечивающий (поддерживающий) профиль «Обществознание» или общий гуманитарный профиль.

Он позволяет учащимся расширить свои представления о человеке, ориентироваться в научных теориях и концепциях человека, адекватно использовать их в устной и письменной речи.

Курс состоит из трех частей.

Первая часть: Человек и мир людей.

Вторая: Человек как индивид и как личность.

Третья часть: Человек в социальном мире.

Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область Обществознание.

Москва 2004 г.

5

А.И. Кравченко.

Введение в социологию

Пособие составляет комплект с задачником.

Содержит как теоретические сведения, так и конкретные примеры и задания, охватывающие основные темы курса. Актуальность курса и учебного пособия объясняется тем, что с одной стороны отражен мировой уровень социологической науки, с другой учтены традиции российской системы образования, а также специфика социальных проблем современной России.

Элективный курс «Введение в социологию»

А.И. Кравченко.

М: «Просвещение» 2005.

6

С.В. Борисов.

Философские беседы

Курс знакомит учащихся с основными понятиями и категории философии их взаимосвязями с реальными культурно-историческими процессами развития общества, с наиболее известными философскими концепциями, дает представление о структуре философского знания как о системе способов осмысления окружающей действительности и самопознания личности.

Элективные курсы в профильном обучении.

Образовательная область Обществознание.

Москва, 2004 г.

7

А.Ю. Лазеб-никова.

Массовая культура

Курс ориентирован на старшеклассников, интересующихся проблемами современного общества и желающих расширить свои знания о его важнейших особенностях и проявлениях. Курс состоит из двух разделов. Первый раздел «Массовая культура как общественное явление, посвящен характеристике наиболее общих явлений и процессов в сфере культуры.

Второй раздел «Основные направления и формы массовой культуры, посвящен рассмотрению конкретных проявлений и продуктов массовой культуры: литература, музыка, реклама, мода, дизайн. Завершается курс темой, затрагивающей проблему потребительского поведения и потребительских стандартов в современном обществе.

Характер курса предполагает широкое использование межпредметных связей, опору на личный опыт учащихся как активных потребителей массовой культуры.

«История и обществознание в школе» № 1, 2005

8

М.В. Короткова.

Бытовая культура России 9−20 в.в.

Курс ориентирован на изучение истории различных сторон повседневного быта, включая историю костюма, жилища, традиций народной кухни, праздников и обрядов.

В основу построения курса полжены хронологический и тематико-проблемный комплексы, соответствующие отраслям историко-бытового знания.

Курс предполагает использование таких современных форм учебных занятий и контроля, как проектные работы, творческие эссе на основе исследовательской деятельности, участие в дискуссиях, игровых ситуациях, составление рекламных буклетов.

«История и обществознание в школе»

№ 7- 8, 2005.

9

О.В. Кутырова

Гендерный подход к анализу исторического процесса

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10 (11) профильных классов (гуманитарный и социально-экономический профили) Предполагается изучение курса в течении 17 часов, в одном полугодии.

Основная цель курса — формирование осознанного подхода к анализу исторических событий, явлений, процессов. Содержание учебного материала соответствует целям профильного обучения и обладает новизной для учащихся.

В курсе освещаются проблемы юридического, политического, экономического, психологического положения мужчин и женщин в разных культурах и исторических эпохах.

Уделяется внимание роли женщины в российской истории, политическому и социальному участию женщин в развитии современной России.

Изучение истории на профильном уровне в современной школе:

Сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е. Вяземского. — М: «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

10

Т.В. Коваль.

История современных политических идей в лицах

Программа данного курса рассчитана на изучение в течении 34 час в 10 или 11 классах. Включает в себя два раздела: «Политические идеи и теории. Запад и Восток», где в хронологическом порядке представлены основные доктрины зарубежной политической мысли, и политические идеи в истории Отечества.

Принципы отбора фактического материала — сочетание хронологического и описательного подхода с проблемно-концептуальным (акцентируется зарождение новой идеи в связи с личностью мыслителя и спецификой исторической эпохи, прослеживается становление идей, особенности их трактовки в различные исторические эпохи, их влияние на исторический процесс и на развитие политической мысли в целом).

Изучение истории на профильном уровне в современной школе:

Сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е. Вяземского. — М: «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

11

М.Г. Цыренова

Основы организации исследовательской деятельности учащихся при изучении курса истории.

Особенность курса состоит в ориентации школьников на овладение базовыми приемами и навыками интеллектуальной деятельности, необходимыми не только для проведения исследования, но и для успешного обучения.

Курс спроектирован по проблемному принципу и состоит из трех частей:

-аудиторная работа со школьниками;

-творческо-исследовательская лаборатория;

-самостоятельная работа учащихся.

Курс предусматривает организацию работы с различными источниками исторической информации, формирование различных исследовательских умений и навыков, навыков связанных с культурой устной и письменной речи.

Изучение истории на профильном уровне в современной школе:

Сборник учебно-методических материалов/ Под ред. доктора педагогических наук Е.Е. Вяземского. — М: «ТИД «Русское слово — РС», 2006.

IV . Опыт образовательных учреждений, перешедших на федеральный компонент образовательного стандарта и БУП 2004 г. в 2005/2006 уч. году.

· Рабочая программа по Обществознанию на базовом уровне;

· Рабочая программа по Обществознанию на профильном уровне.

Составители:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Фролова Т.В.

методист кафедры гуманитарных дисциплин ГОУ ЯО ИРО Бокова Л.П.

19 мая 2006 г.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector