Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу

Темперамент и характер. Основные представления о темпераменте. Современные теории темперамента. Проявление темперамента. Характер. Черты характера. Формирование характера. Формирование характера как педагогическая задача.

Темперамент — совокупность индивидуальных способностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельность и общение. Темперамент лишь условно можно отнести к компонентам личности, его особенности обусловлены биологически и являются врожденными. Это обобщенная, качественно отличающаяся система разнообразных психобиологических свойств индивидуального поведения. Темперамент принадлежит к первичным формам высшего психического синтеза. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением свойств нервной системы.

Темперамент как психобиологическое свойство личности проявляется в особенностях освоения предметного мира, в стремлении к умственному и физическому труду, в социальных контактах, в быстроте перехода от одних видов деятельности к другим или от одних способов мышления к другим, в быстроте моторно-двигательных актов, в скорости речи, в эмоциональной чувствительности к расхождениям между задуманным и результатами общения и деятельности, в чувствительности к неудачам и оценкам людей.

Темперамент тесно связан с характером, у взрослого человека их сложно разделить. Имеются различные классификации типов темперамента, хотя темперамент можно подразделить на четыре наиболее обобщенных типа: Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. (основатель учения — Гиппократ, 5−4 вв. до н.э., основываясь на типах различных жидкостей («соков») в организме — кровь, флегма, желтая и черная желчь; потом врач Клавдий Гален разработал эти типы темперамента).

Сейчас эта теория не является главной, т.к. в чистом виде какой-либо тип не существует.

Современные теории темперамента

Регулятивная теория темперамента Яна Стреляу

Современный польский исследователь Ян Стреляу предложил рассматривать темперамент с точки зрения его роли в приспособлении человека к условиям жизни и деятельности. Стреляу разработал регулятивную теорию темперамента. Фундаментальными характеристиками темперамента Я. Стреляу считает следующие:

4 стр., 1843 слов

Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

... реакциях. Низкие баллы - характерны для людей, склонных работать по стереотипу, не любящих быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертных, проявляющих, как правило ... вопросы не могут быть хорошими или плохими, так как каждый темперамент обладает своими достоинствами. Отвечать на вопросы следует в той последовательности ...

реактивность — сила ответных реакций человеческого организма на воздействия (чувствительность и выносливость) или способность к работе; активность — интенсивность и длительность поведенческих актов, охват и объем предпринимаемых действий.

Основные положения теории Я. Стреляу: Существуют относительно стабильные индивидуальные различия по отношению к формальным характеристикам поведения — интенсивности (энергетический аспект) и времени (темпоральный аспект).

Темпераментальные характеристики есть результат биологической эволюции и потому должны иметь генетическую основу, которая и определяет их индивидуальные проявления. Однако по мере взросления индивида и под действием особых средовых условий темперамент, считает Я. Стреляу, в определенных границах все же может изменяться.

Я. Стреляу разработал специальный тест-опросник, который был адаптирован отечественными психологами Н. Р. Даниловой и Ф. Г. Шмелёвым. Тест направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов.

Б.М. Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуаль­ные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента. К числу наиболее значимых свойств темперамента были отнесены следующие: эмоциональная возбудимость, возбудимость внимания, активность волевой деятельности и др.

Теория формально-динамических свойств личности

Специальную теорию индивидуальности, объясняющую формально-динамические характеристики личности, разработал В. М. Русалов, который уточнил некоторые положения концепции В. С. Мерлина. Согласно представлениям В. М. Русалова, темперамент — психосоциобиологическая категория, базовое образование психики, определяющее все богатство содержательных характеристик человека.

3 стр., 1384 слов

Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.

... особенности называются - темпераментом. Под темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека.   Б.М. Теплов даёт следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная ...

Характеристика темперамента:

1) темперамент отражает формальный аспект деятельности и не зависит от её цели, смысла, мотива;

2) характеризует индивидуально-типичную меру энергетического напряжения и отношение к миру и себе;

3) универсален и проявляется во всех сферах жизнедеятельности;

4) может проявляться уже в детстве;

5) устойчив в течение длительного периода жизни человека;

6) высоко коррелирует со свойствами биологических подсистем (нервной, гуморальной, телесной и т. д.);

7) передается по наследству.

В. М. Русалов выделил четыре формально-динамических свойства темперамента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость, эмоциональность (чувствительность).

выделяет 8 блоков, образующих структуру темперамента:

1. Предметная эргичность — желание умственного и физического напряжения, избыток или недостаток сил.

2. Социальная эргичность — открытость для общения, широта контактов, легкость установления связей.

3. Предметная пластичность — вязкость или гибкость мышления, способность переключаться с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию.

4. Социальная пластичность — сдержанность или расторможенность в общении.

5. Предметный темп — это скорость моторно-двигательных операций.

6. Социальный темп — рече-двигательная активность, способность вербализации.

7. Предметная эмоциональность — мера чувствительности к расхождению результата реального и желаемого.

8. Социальная эмоциональность — ощущение уверенности в процессе общения, мера тревоги по поводу неудач в общении.

На основе данной теории В. М. Русалов разработал методику ``Опросник структуры темперамента'' (ОСТ).

Концепция темперамента У. Шелдона. В основе его концепции лежит предположение о том, что тело и тем­перамент — это два взаимосвязанных между собой параметра человека. По мне­нию автора, структура тела определяет темперамент. Шелдон исходил из гипотезы о существовании основных типов телосложе­ния, описывая которые он заимствовал термины из эмбриологии.

13 стр., 6382 слов

Характер человека 3

... , чем люди скрытные маскирующие свой характер. Динамичность характера может означать некоторую изменчивость в его чертах, вызываемую как внешними условиями, так и изменениями в работе над ...

В самом общем виде характерможет быть определен как система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

В мировой психологии существует множество идей и концепций о характере человека, некоторые из которых содержат в себе диаметрально противоположные точки зрения, тем не менее, анализируя все имеющиеся теории, можно отметить, что подавляющее большинство психологов исходят из следующих основных идей:

1) характер довольно рано формируется и проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

2) входящие в характер сочетания черт не являются случайными, а представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

3) в соответствие с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы.

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров. На сегодняшний день все типологии характеров можно подразделить на следующие группы теорий:

1. Конституционные теории,которые связывают особенности характера с внешним видом, с конституцией человека (Э.Кречмер, У. Шелдон и др.).

2. Акцентуальные теории,связывающие особенности характера с его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и из совокупностей, представляющих крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатией (К.Леонгард, А.Е.Личко и др).

12 стр., 5787 слов

Характер как психологический феномен

... характера человека. Она проявляется в уважении к работе, трудолюбии или же в пренебрежении к работе и сотрудникам. Важные черты в отношении к работе – аккуратность, добросовестность, дисциплинированность, организованность. Отношение ...

3. Социальные теории,в основе которой — отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Э.Фромм).

Черты характера:

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующиесимптомокомплексы:

1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям и противоположенные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);

2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4. черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Формирование и развитие характера. Подходы: (1) структурный. Характер — прижизненное развитие темперамента. М. М. Бахтин: многие литературные герои описываются через постоянный характер. (2) функциональный. Характер — квазикачество. Строение функции: человек становится кем-то ради жизненного принципа. Выготский: черты характера, и он в целом — высшие психические функции, которые строятся на основе натуральных.

Можно рассказать о классификациях типов характера, т. е. акцентуации (выделение ярких черт).

По Личко, например, гипертимный тип, лабильный, астено-невротический, сензитивный, шизоидный, истероидный, эпилептоидный, конформный и т. д. Леонгард: гипертимный, дистимный, возбудимый, циклоидный, педантичный, застревающий, тревожный, эмотивный, демонстративный, экзальтированный, экстровертированный, интровентированный.

2 стр., 606 слов

Раскрывайте черты характера

Раскрывайте черты характера Раскрывайте черты характера для читателя через сценки, детали и диалоги ... действительно сострадательна. Лучшие авторы создают живые картинки, которые раскрывают характеры людей, их желания, надежды и страхи. В& ... кафе, зал ожидания, стадион. Понаблюдайте за поведением других людей, их внешним видом, речью. Запишите описательные прилагательные, которые ...

В возрасте 6—7 лет у детей уже обнаруживается значительная устойчивость «тормозного контроля» над своим поведением, в то время как ребенку 3—4 лет такой контроль еще недоступен.

Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами, и под влиянием этого повышается его сознательное отношение к действительности, развивается сознание долга и ответственности перед коллективом, чувство товарищества, коллективизм. На основе оценки учителя школьник приучается сопоставлять свое поведение с поведением товарищей, давать самому себе правильную оценку.

Успех работы школы по формированию характера у учащихся зависит от организации, методов и приемов учебно-воспитательной работы. Важнейшее значение имеет общий стиль работы школы и учителя: определенный порядок во всей работе школы и педагога; четкая организация занятий на уроках, требовательность к учащимся, систематический контроль за их учебной деятельностью и выполнением правил поведения, разумное применение поощрений и порицаний.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector