Социально-психологическая проблема детей подросткового возраста в семье

Социально-психологическая проблема детей подросткового возраста в семье

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5

1.2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ПОДРОСТКОВ 7

2. ОСОБЕННОСТИ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ 15

2.1. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА 15

2.2. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Введение

Семья – это понятие для всех людей священно, ибо в семье человек рождается, в ней и для нее живет, в ней растит свое будущее и умирает. Каждому нормальному человеку семья служит опорой, моральным стержнем и стимулом, поддерживая и вдохновляя во всей его жизнедеятельности Воспитание ребёнка — огромная радость для родителей, видящих в нём продолжение самих себя. Но это еще и повседневный нелегкий труд, требующий от них времени, сил, определенных навыков, умения быть взыскательным не только к ребёнку, но и к самим себе как воспитателям.

Семья также играет важнейшую роль в эмоциональном, моральном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, коллективизма. Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребенка.

Но при этом нельзя забывать, что в семейном воспитании допускается немало ошибок, что в настоящее время стал многограннее и значительнее сам процесс формирования личности.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Это позволяет нам убедиться в том, что успешность формирования личности, развития ребенка обусловливается, прежде всего, семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности.

Проблемы семейного воспитания затрагивали в своих трудах такие выдающиеся педагоги, как И.Г. Песталоцци, Я. Корчак, К.Н. Волков, Н.И. Новиков, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. Многие из них указывали на важность создания в семье здоровых отношений с детьми. «Истинная сущность воспитательной работы заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» – подчеркивал А. С. Макаренко.

15 стр., 7229 слов

Жестокое обращение с ребенком в семье как социально-педагогическая проблема

Введение В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегодня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреждений становятся потребителями специализированной литературы по ...

Цель работы: выявить сущность социально-психологической проблемы детей подросткового возраста в семье.

Данная цель достигается с помощью следующих задач:

1. дать характеристику подросткового возраста;

2. провести анализ психолого-педагогической литературы социально-психологических проблем подростков;

3. описать роль семьи в формировании личности подростка;

4. описать влияние семейной атмосферы в воспитании ребенка…………………….

Заключение

Концепция семейной педагогики, т.е. научные теории и основные направления даже в различные исторические периоды и при различных общественных устройствах внешне оставались неизменными. Они включали формирование общечеловеческих ценностей и таких качеств, как честность и честь, достоинство и благородство, любовь к людям и трудолюбие, умение быть благодарным за добро и т.д.

Семья – непосредственное социальное окружение человека со дня его рождения. Она выступает как компенсирующий или декомпенсирующий фактор в разные периоды его жизни.

Ценностью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания.

4 стр., 1872 слов

Сексуальная активность детей и психология полового воспитания школьников

... С.В. Психология современной семьи. М.,1988 2. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. ... эмпатические способности дают негативные последствыия во взрослой жизни детей . Эксперименты показывают , что уже в ... пола. Требуется современное возрастное сексуальное просвещение подростков. “… если добродетель есть ... секреты . Появляется первое женское кокетство , цель которого – привлечь к себе внимание ...

Семейное воспитание – это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.

На протяжении среднего детства у большинства детей развивается чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так, что ребенок, не хватающий с неба звезд в каком-либо виде деятельности, например в учебе, может проявить себя в другой области — в искусстве, музыке, спорте. Это также способствует повышению его самоуважения.

Одним из наиболее важных условий развития самоуважения являются семейные отношения, но семья за последние 20 лет претерпела существенные изменения. В настоящее время многие дети воспитываются в семьях, где в результате развода или отсутствия отца главой семьи является мать. Матери в таких семьях часто испытывают тяжелейший стресс, потому что им приходится постоянно заботиться о том, как накормить, одеть детей и дать им крышу над головой. Часто им просто не хватает сил на то, чтобы поиграть с детьми, разделить с ними их детские горести и радости или проконтролировать их учебу. Однако несмотря на все тяготы и заботы, которые добавляют немало морщин на лица матерей-одиночек, многие из них достигают успеха в жизни и способны обеспечить существование детей.

Дети, подобно взрослым, часто могут вполне успешно справляться с одним источником стресса, но не в силах противостоять большому количеству напастей. Как выяснилось, различные факторы помогают детям совладать с многочисленными стрессами. К таким факторам относятся знание того, на что можно рассчитывать, понимание и поддержка со стороны семьи, обладание оптимистичным и неунывающим характером. К сожалению, в жизни многих детей эти факторы отсутствуют, и такие дети могут стать жертвами одолевающих их стрессов.

Список использованной литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник – М.: Аспект Пресс, 1999 с. 346-348.

2. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. – Иркутск, 1989.

3. Бернс Р. Развитие концепции и воспитание. – М., 1988.

10 стр., 4602 слов

Психология здоровой семьи

Содержание Введение 1. Теоретические основы понятия «семья» 1.1 Социально-психологическая сущность семьи 1.2 Современная семья 2. Теоретические основы понятия «психологический климат в семье» 2.1 Понятие «институт здоровой семьи», критерии понятия «здоровая семья» 2.2 Семейная психология 2.3 Психологическое здоровье семьи Заключение Список литературы Введение Семья - это самые родные люди, которые ...

4. Воспитателю о работе с семьей /под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – с.8-32, 71-77.

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: «ЧеРо», 1996.

6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение. 1988, – 208 с.

7. Макаренко А. С. О воспитании. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1990.

8. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед.соч.: в 8 т. – М.: Просвещение, 1984, т.4., с.59-116.

9. Маслоу А. Самоатуализация: Пер. с англ. // Психология личности. – М., 1982.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1996, с.182-201.

11. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999.

13. Селье Г. Некоторые аспекты учения о стрессе //Природа. – 1985. – №1.

14. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех: Кн. для будущих родителей. – М., 1987.

15. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. – М., “Педагогика- Пресс”, 1993.

16. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1989.

17. Хомектаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Прогресс, 1999, с.61-242.