Социально педагогическая профилактика конфликтов в семье

Саратовский государственный технический университет

Курсовая работа

По социальной педагогике

На тему:

«Социально педагогическая профилактика конфликтов в семье»

Выполнила:

Студентка з/о,ФУСС,СЦР 31

Егорова Надежда

Проверил:

Зайцев Дмитрий Викторович

Саратов,2011г.

Содержание:

1)Введение……………………………………………

2) Несовпадение взглядов…………………………

3) Социально-педагогическая профилактика конфликтов в семье………………………………….

4)Заключение…………………………………………

5)Список использованной литературы……………

Введение

Каждый человек с детства знает: конфликтов следует избегать, ссориться нехорошо, нужно жить в мире. Помните: дети, сцепившись мизинцами, говорят друг другу: «Мирись, мирись, мирись и больше не дерись»? Человек создан Господом со стремлением к добру, миру и любви. Людей, получающих удовольствие от ссор и стремящихся к конфликтам, слава Богу, очень мало. И если человек ведет себя подобным образом, это свидетельствует либо о каких-то психических отклонениях, либо об очень больших комплексах и пережитых душевных травмах.

Правда, существуют индивиды, очень часто попадающие в конфликтные ситуации и нередко провоцирующие их. Но они сами сильно страдают от своей некоммуникабельности, от неумения ладить с ближними. Они не сознательно идут на конфликт, а по причине своей невоспитанности, недалекости или скверного характера.

19 стр., 9453 слов

Анализ основных социально-педагогических конфликтов в высших ...

... Вузов Заключение Список литературы Приложение Введение Конфликты - одно из важнейших явлений современной социальной жизни. Всем хорошо известно, что жизнь человека в обществе сложна и ... педагогике по следующим направлениям: - анализ конфликтов в педагогическом процессе; - конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления; - преодоление конфликтов в коллективах обучаемых; - подготовка ...

Можно ли в нашей жизни вообще обойтись без конфликтов, столкновений? Стремиться к этому нужно; надо прилагать все усилия, чтобы избежать всякого рода трений и напряженности в отношениях. Разномыслия, несовпадения точек зрения, взглядов среди людей в любой социальной группе (семье, общине, общественной организации, производственном объединении и т.д.) неизбежны, и ничего страшного в этом нет. Как говорится, «сколько людей – столько и мнений».

Так что же такое конфликт, и как правильно вести себя в конфликтной ситуации? Неправильно думать, что слова «конфликт», «ссора», «скандал», «спор», «перепалка» являются синонимами. Слово «конфликт» имеет латинское происхождение. По латыни conflictus значит «столкновение». Учебник конфликтологии для вузов дает такое определение конфликта: «Конфликт – социальное явление, способ взаимодействия людей при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний оппонентов и т.п.»

Итак, конфликт – это, в первую очередь, несовпадение взглядов, столкновение противоположных точек зрения на какую-то проблему, но это вовсе не означает, что конфликт должен стать ссорой, скандалом, выяснением отношений. Можно сказать так: любая ссора – это конфликт, но далеко не любой конфликт – это ссора. И наша главная задача – учиться решать разногласия, не доводя их обсуждение до ссоры.

Несовпадение взглядов

Прежде чем перейти к теме семейных конфликтов, необходимо хотя бы вкратце рассказать о том, что лежит в основе любого конфликта. В конфликтной ситуации двое или более людей, взаимосвязанных друг с другом, имеют несовпадение мнений, взглядов на одну и ту же проблему; эти взгляды сталкиваются, при этом конфликтующие стороны, как правило, уверены в своей абсолютной правоте (по крайней мере, вначале).

Конфликты сопровождают человечество на всем протяжении истории его существования.. Огромное количество исследований и просто художественных произведений написано на эту тему. Существует много пословиц, поговорок, «крылатых фраз», говорящих о столкновении, несовпадении мнений и взглядов: «каждый смотрит со своей колокольни», «своя рубашка ближе к телу», «сколько голов – столько и умов», «сытый голодного не разумеет», «у каждого своя правда» и т.д. Немало литературных произведений не только в своем содержании, но уже в самом названии поднимают тему конфликта. Например, «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя или всем известный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Фабула романа как раз в том, что старшее поколение и молодежь имеют совершенно разные взгляды на жизнь, и это приводит к конфликту поколений.

8 стр., 3526 слов

Оценка типичных жизненных ситуаций людьми разного возраста 20 ...

... провести эмпирическое исследование по выявлению различий в оценкетипичных жизненных ситуаций людьми разных возрастных групп. На заключительномэтапе исследования, провести анализ результатов ... раздражительный или чрезмерно педантичный человек всегда можетспровоцировать конфликт там, где не возникнет этот конфликт у открытого,доверчивого человека. Актуальность данного исследования определяется ...

Конфликтные ситуации сопровождают нас и в повседневной жизни. У кого-то они случаются очень редко, у кого-то часто, но так или иначе нам всем нужно быть к ним готовыми.

Конфликтная ситуация возникает из-за разного видения сторонами возникшей проблемы. До определенного времени оппоненты уверены в безусловной правильности своей позиции, выражая несогласие с позицией своего визави. Мы постоянно становимся если не участниками, то свидетелями ситуаций, основанных на непонимании сторон, на нежелании вникнуть в суть проблемы и понять противоположную сторону. Такие ситуации очень часто происходят на рынке, в магазине, в других сферах обслуживания. Вот, к примеру, ситуация, знакомая многим: пассажир в маршрутке передает деньги и ждет от водителя сдачу. А водитель настолько замотался за рабочий день, крутя баранку и принимая деньги, что неправильно пересчитал купюры и не только не отдал пассажиру положенную сдачу, но, когда тот напомнил ему о деньгах, обвинил его в безбилетном проезде, сказав, что вообще не получал от него никаких денег. Завязывается перепалка, и скоро в ход начинают идти выражения, которые, как говорил Андрей Александрович Миронов, являются непереводимой игрой слов. Налицо неправильное понимание и видение участниками конфликта ситуации в целом и позиции оппонента. В данном случае очень нелишним для установления истины и преодоления инцидента было бы вмешательство третьей стороны – своего рода третейского судьи. В этой роли могли бы выступить другие пассажиры маршрутного такси. Они могли бы засвидетельствовать, что незаслуженно обиженный пассажир действительно передавал деньги. Справедливость была бы восстановлена.

Иногда для урегулирования напряженной ситуации помощь независимой третьей стороны просто необходима, но иногда вовсе даже нежелательна. Все зависит от конкретной ситуации.

Несходство, несовпадение мнений, воззрений и, как следствие этого, столкновения, происходящие между людьми, порождаются вообще несходством людей. Их жизненного опыта, характеров, пола, возраста, социального положения и еще огромного количества иных различий. А.П. Чехов писал: «В каждом из нас слишком много винтов, колес и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трем внешним признакам». Поэтому главная задача при споре, столкновении – постараться вникнуть в доводы оппонента, встать на его точку зрения, попытаться понять, что он думает по данному вопросу и как он видит ситуацию. Хотя и говорят, что «чужая душа – потемки», но все же слезть со «своей колокольни» и постараться войти в положение другого человека, немного разобраться в его психологии можно. Ведь от того, поймем ли мы его, зависит то, каким будет разрешение конфликтной ситуации.

6 стр., 2534 слов

Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная ...

... был устойчивым и массовым. 1. Причины семейного неблагополучия. Кризисные периоды брака. Конфликт в современной семье В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной ... ситуации встают такие проблемы, как обеспечение самостоятельности молодой семьи, лидерства в ней (зачастую на эту роль претендует кто-либо из родителей супругов), проблема взаимоотношений между членами молодой семьи ...

Вообщем,конфликт – это непонимание. Если человек чем-то на нас не похож, он нам плохо понятен. Это может вызвать столкновение и конфронтацию.

Один китайский мудрец говорил, что кроме неравенства и несхожести людей нормальному, неконфликтному общению вредят также пороки: корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, краснобайство и др. Но, по большому счету, это тоже можно отнести к несхожести людей между собой. Например, одна сторона из корыстной выгоды хочет обидеть другую сторону. Создается конфликтная ситуация. Один человек – обидчик, другой – невинно обиженный. Притом обидчик всегда имеет оправдательную версию своего поведения и часто сам свято в нее верит. Обиженная сторона верит в свою невиновность. На лицо несхожесть людей, их взглядов и столкновение мнений.

Но для того чтобы разобраться и разрешить конфликт, даже несправедливо обиженной стороне необходимо, в первую очередь, понять истинные мотивы оппонента, ведь мы подчас из-за обиды не можем этого сделать, и этим только усугубляем конфликт. Если мы поймем противника, то даже если не найдем нужного решения в разрешении конфликта, то хотя бы сможем оправдать и простить его.

Социально-педагогическая профилактика конфликтов в семье

 Уникальность семейных отношений обусловливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. Семейные конфликты — это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов. Считается, что эффективное супружеское взаимодействие определяется динамическим равновесием понятий «МЫ» и «Я». Равновесие действительно является динамическим, ведь в каждый момент времени существует акцент только на одном из двух понятий. При слишком сильном развитии составляющей “МЫ” — всегда существует опасность торможения личностного роста одного из супругов (а иногда и обоих).

Если сильно развит «Я»-компонент — возникают предпосылки для разобщенности и обид.

Понятно что нельзя сводить весь комплекс отношений и проблем, которые возникают в браке, только к наличию или отсутствию эгоизма. Все гораздо сложнее. В чем же cпецифика семейных отношений? Почему для них характерны конфликты?

15 стр., 7306 слов

КОНФЛИКТЫ В СЕМЬЕ 3

... духовность. Когда сегодня психологи, социологи, педагоги пишут о семейных конфликтах. Они как правило пропускают вот это главное. Пропускают ... соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья. (Если поправлять, то это сотрудничество ... высшим разумом. Оно возникло лишь с образованием могогамной семьи. В условиях группового брака ревности быть не могло. ...

Семейные отношения основаны на обязательствах друг перед другом, перед собой и перед обществом. Каждый из супругов может понимать свои обязательства или обязательства партнера по-разному, игнорировать их, понуждать другого партнера к выполнению и так далее. Часто брак становится площадкой для манипулирования друг другом и подмены общих целей на личные.

Семейные отношения формируются в большинстве случаев на основе опыта родительской семьи каждого из супругов (который порой очень трудно объединить в единое понимание), и необычайно редко на основе зрелых представлений и реалистичных пожеланий каждого из партнеров. Это становится поводом для семейных конфликтов.

Исключить возникновение семейных конфликтов невозможно, и семейные конфликты между близкими людьми возникают практически всегда. Просто в одних семьях их умеют решать, а в других — нет.

Необходимо отметить, что семья — это не просто сумма людей (членов семьи), а открытая саморазвивающаяся система со своими законами, нормами поведения и типом взаимоотношений. И изменения, происходящие с одним из членов семьи, прямо или косвенно отражаются на остальных ее членах. Семейные конфликты всегда затрагивают личные интересы кого-либо из членов семьи. И каждая семья проходит определенные стадии развития, для которых характерны свои периоды напряжения и кризисы. Вообще, семейные конфликты многообразны. Это и конфликты между супругами, родителями, детьми, это и межпоколенные конфликты между представителями младшего и старшего поколений. Конфликты в семье между её членами возникают по поводу выполнения семейных функций, психологических противоречий, различного понимания семейных целей и задач развития каждого поколения, системы семейных ценностей членов семьи. Семейный конфликт воспринимается и переживается членами её семьи как расхождение, столкновение их интересов, целей и потребностей.

Можно выделить ряд причин, которые вызывают конфликты в семье:

1) разные взгляды на семейную жизнь;

2) неудовлетворенные потребности и пустые ожидания;

3) пьянство одного из супругов;

4)неверность;

5) неуважительное отношение друг к другу;

6) нежелание участвовать в воспитании детей;

7) бытовая неустроенность;

8) различия в духовных интересах;

9) эгоизм;

15 стр., 7313 слов

Психология семьи и семейных отношений

... на другом - отношения ненависти, отвержения, зависимости, негативизма.3 Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных ... проблем внутригрупповой коммуникации, т.е. общения между членами семьи, распределения власти и лидерства, разрешения конфликтов, межгруппового взаимодействия как построения ее отношений ...

10) несоответствие темпераментов;

И это еще далеко не все причины, вызывающие конфликты в семье. Наиболее часто при разрешении семейных конфликтов пользуются услугами посредника. Предупреждение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и, прежде всего от супругов.

В любом конфликте оба партнера испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой — у оппонентов есть более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих отношений, а также стремление к взаимопониманию и согласию.

Зная об этом, в ситуации конфликта необходимо внимательно проанализировать свои ощущения в конкретных случаях.

Это основное условие конструктивного разрешения конфликта. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмысленно пытаться что-то решать, главное — не обидеть и не унизить партнёра.

Взаимное выражение чувств может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. А так же, следует избегать угроз, лжи, попыток манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия.

Конфликт разрешается успешнее, если обе стороны заинтересованы в достижении некоторого общего результата, побуждающего к сотрудничеству.

Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов:

а) определение основной проблемы;

б) определение причины конфликта;

в) поиск возможных путей разрешения конфликта;

г) совместное решение о выходе из конфликта;

д) реализация намеченного совместного способа разрешения конфликта;

е) оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.

Прежде всего, когда конфликт достиг точки кипения, накала страстей и для сохранения мира требуются взаимные уступки и шаги навстречу друг другу.

В качестве примера можно привести такой случай: «Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал сам с собой: «Буду делать только то, что угодно моему брату». Равно и другой говорил: «Буду исполнять волю моего брата». Они жили много лет в любви. Враг, увидев это, захотел разлучить их. Он пришел, встал у дверей и одному представился голубицей, а другому – вороной. Один из братьев сказал: «Видишь ли этого голубя?». «Это ворона», – ответил другой, и начали они спорить между собой. Один говорит то, другой – другое. Наконец они подрались, к полной радости врага, и разошлись. Спустя три дня они пришли в себя, попросили друг у друга прощения, сказали один другому, чем каждому из них представилась виденная птица, и узнали в этом искушение врага. После этого они жили уже неразлучно до самой смерти».

3 стр., 1210 слов

Кейс №40 Психология конфликта. Конфликты в педагогической деятельности. ...

... конфликт. Инициатива в разрешении педагогического конфликта обычно принадлежит преподавателю, как организатору взаимодействия со студентами и более опытному коммуникатору. Различают следующие стратегии поведения ... Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни. · Социальная нестабильность. К субъективным причинам относятся: · Психологическая несовместимость студента и ...

Заключение

Можно вывод, что наиболее конструктивными, продуктивными стилями поведения в конфликтной ситуации являются сотрудничество и компромисс, так как предполагают активные, совместные действия всех участников. Уклонение и приспособление также могут быть применены в некоторых ситуациях, хотя и предполагают пассивные действия.

В семейной жизни особенно важно помнить, что главное – это сохранение мира и любви, и поэтому выбирать стиль поведения в конфликте нужно таким образом, чтобы семейный мир не был нарушен, даже если при этом супругам придется пожертвовать собственными интересами. Нужно всегда отделять главное от второстепенного. Главные вопросы спокойно обсуждать, а во второстепенных уметь уступать друг другу.

Использованная литература:

 1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья — М.: изд. дом «Карапуз», 2001. — 264.

2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога — Ростов-н/Д: «Феникс», 2005 — 384 стр.

3. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт) — Чебоксары: «Клио», 1999. — 192 стр.

4. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академический проект, 2001. — 416 стр. Отв. ред. П.Д. Павленок

5. Основы социальной работы: Учебник — М.: ИНФРА-М, 2004. — 395 стр.