КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Общая социология»
на тему:
«Социальная адаптация первокурсников к университетской жизни»
Введение
На современном этапе развития нашего общества, характеризующемся широкой демократизацией общественной жизни, усложнением средств труда, целей, стоящих перед человеком в процессе производства, динамичностью условий, в которых приходится ориентироваться и принимать решения, важное место отводится высшей школе. Практически все в той или иной форме будут проходить через систему высшего образования, но в разные моменты своей жизни. Для обучения нового поколения специалистов нужны действенные формы и методы организации учебного процесса, способные раскрыть потенциальные возможности студентов.
Особенности протекания адаптационного процесса студентов свидетельствует о том, что первокурсники испытывают значительные трудности в процессе вузовского обучения. Среди главных трудностей данного процесса студенты выделяют: организацию вузовского обучения, школьную подготовку, перемену места жительства, отношения с преподавателями, нехватку учебной литературы. Не менее важной проблемой остается высокий процент отсева далеко не самых слабых студентов, низкая успеваемость на младших курсах, снижение учебных требований со стороны преподавателей.
Объектом исследования являются студенты, находящиеся на начальном этапе обучения в вузе.
Предмет исследования — процесс адаптации первокурсников к вузовскому учебному процессу.
Цель исследования — определить особенности социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
Мотивы учения студентов-первокурсников
... студентов-первокурсников; · Разработать рекомендации по повышению мотивации студентов первого курса. Методы исследования: · теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, педагогического опыта. · практические: организация и проведение эксперимента - методика «Мотивация обучения ... такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет ...
1. Раскрыть сущность социальной адаптации первокурсников.
2. Рассмотреть типологию социальной адаптации в социологической науке
3. Изучить основные проблемы социальной адаптации
4. Проанализировать особенности адаптации студентов при поступлении в ВУЗ (на примере СахГУ).
Исходя из поставленной цели и задач, данная курсовая работа имеет следующую структуру: В первой главе (включающей 3 параграфа) рассматриваются теоретические основы процесса социальной адаптации.
Во второй главе (включающей 2 параграфа) рассматривается феномен социальной адаптации первокурсников к университетской жизни.
1. Теоретические основы процесса социальной адаптации
1.1 Понятие и сущность социальной адаптации
Социальная адаптация — процесс активного приспособления индивида к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. Социальная адаптация представляет собой элемент деятельности, функцией которого является освоение относительно стабильных условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия. Основным способом социальной адаптации является принятие норм и ценностей новой социальной среды (группы, коллектива, организации, территориальные общности, в которые приходит индивид), сложившихся здесь форм социального взаимодействия (формальных и неформальных связей, стиля руководства, семейных и соседских отношений и т.д.), а так же форм предметной деятельности (направление способов профессионального выполнения работ или семейных обязанностей).
[2,6]
Социальная адаптация имеет две формы: активную, когда индивид стремятся воздействовать на среду с тем, чтобы изменить её (в том числе те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению. [4,6] Показатели успешной социальной адаптации — высокий социальный статус индивида в данной среде, а так же его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и её наиболее важными для него элементами (направленная удовлетворенность работой и её условиями, её содержанием, вознаграждением, организацией).
Показателями низкой социальной адаптации являются перемещение индивида в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющиеся поведение. Успешность социальной адаптации зависит от характеристик среды и индивида. [2,6] Чем сложнее новая среда (направлено больше социальных связей, сложнее совместная деятельность, выше социальная неоднородность), чем больше происходит в ней изменений, тем труднее для индивида социальная адаптация. Примером сложной для адаптации ситуации может служить социальная среда города в условиях быстрой урбанизации. [2,6] Наиболее значимые для социальной адаптации социально-демографические характеристики индивида — образование и возраст. В условиях ускорения социально-экономического развития нашего общества проблема социальной адаптации приобретает особую актуальность. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации. [2,7]
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
... отношений и сознательной деятельности. Индивидуальность – непохожесть, неодинаковость, сочетание интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств личности, которым конкретный человек отличается от других людей. Социальное положение – место индивида в определенной конкретной ...
Другими словами это интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции. Такие как: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе; изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Понятие «адаптация», само по себе, является выразителем явлений от элементарного акта приспособления живого организма к среде до сложнейшей социальной и профессиональной адаптации человека, которая представляет собой, прежде всего, процесс взаимодействия определенного субъекта (личность, группа, коллектив и т.п.) с окружающей средой, и, естественно, что понятия социальная среда и личность неразрывно связаны между собой. [13,336] Причем в процесс взаимодействия с социальной средой необходимо включать и природную среду. И это обуславливается тем, что человек-существо биосоциальное, воздействуя на природу, он познает мир, самого себя, и это приводит к осознанию его места в нем, ведет к преобразованию окружающей действительности.
В структурном плане внешняя среда представляет собой систему взаимосвязанных между собой сфер (подсистем): природно-климатическая, эргономическая (характер и условия различных видов человеческой деятельности, быта и т.п.), макросоциальная (совокупность и характер больших социальных общностей — общественные слои, организации, классы, общество в целом), микросоциальная (совокупность и характер определенных факторов, взаимодействующих с человеком, с малой группой в процессе их жизни и практической деятельности).
[20,4]
Адаптация на социальном уровне обладает рядом особенностей. Во-первых, процесс приспособления к ней характеризуется активным участием сознания, хотя отдельные его этапы могут и не осознаваться индивидом; во-вторых, по отношению к людям среда, в которой протекает адаптация, имеет принципиально иной характер; природа оказывается его произведением и его действительностью; в-третьих, человек не только пассивно воспринимает результаты адаптации, но и в состоянии целенаправленно изменять их в соответствиями с социальными условиями; в-четвертых, процесс социальной адаптации происходит в условиях деятельности групп, коллективов. [5,218]
Исходя из всего вышесказанного, можно подчеркнуть, что «социальная адаптация человека к обществу — восприятие норм поведения этим человеком в соответствии с требованиями моральных принципов, вживание, вхождение в коллектив, приспособление к отдельным условиям».
1.2 Типология социальной адаптации в социологической науке
Личности в процессах социальной адаптации свойственно активное творческое отношение к окружающему миру, требовательное и самокритичное отношение к самой себе, к своим мыслям и делам. Личность — это не готовый набор определенных позитивных или негативных сумм качеств. Поэтому формирование личности необходимо рассматривать через призму активной деятельности, которая способствует ее совершенствованию во всех сферах жизнедеятельности.
Вместе с тем существуют процессы, заданные в человеке, различные виды адаптации, которые влияют на полноценное развитие личности, и это необходимо учитывать в социальной работе.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... деятельности, совпадения общественной и личной мотивации труда и других причин. Профессиональная адаптация, являясь разновидностью социальной адаптации, проявляется только в трудовых взаимоотношениях, в процессе ... новую социальную среду. Дезадаптация - с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия). У некоторых пожилых людей адаптационный процесс ...
В целом, проведенные научные исследования позволяют выделить четыре основных вида адаптации человека:
1. Биологическую, т.е. приспособление организма к условиям окружающей среды (температура, атмосферное давление, влажность, освещенность и пр.).
Для человека характерно то, что его биологическая адаптация может осуществляться с помощью различных вспомогательные средства (жилище, одежду), кроме того ему доступна произвольная психической регуляции ряда биологических процессов и состояний. [12,52]
2. Физиологическую, т.е. совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. [12,179]
3. Психологическую, т.е. приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества. [12,96]
4. Социальную, т.е. процесс активного приспособления человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств. [12,107] Различают активную и пассивную социальные адаптации. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешной социальной адаптации является перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. [6,125]
Эти виды тесно взаимосвязаны, но иногда на различных уровнях реализации адаптационной потенции личности имеют относительную независимость или приобретают временный приоритет. Конечно, процесс социальной адаптации не тождественен биологическому приспособлению живого организма к среде обитания. Человек — носитель и обладатель сознания, с помощью которого он не только воспринимает реальную социальную действительность, но и активно влияет и взаимодействует с социальной средой, природой и пытается изменить существующее положение дел. [15,13]
Необходимо отметить многообразие адаптивных явлений и процессов, важно систематизировать или выявить определенную типологию их видов. В частности, выделяются такие виды, как общественно-политическая адаптация к природе (создание жилищ, одежды; соответствующего транспорта и т.д.); адаптация к формам общественного сознания (наука, религия, искусство и т.д.); гигиеническая; педагогическая (профессиональная направленность) и другие виды адаптационных процессов индивидуума.
Процесс социальной адаптации личности имеет многоплановый характер и в зависимости от направленности исследования возможно изучение этого явления в ракурсе трех структурных уровней: общества (макросреда), социальной группы (микросреда); самого индивидуума (внутриличностная адаптация).
Процесс социальной адаптации носит конкретно-исторический характер, который по-разному влияет или подталкивает личность к определенному выбору механизмов действия в заданном контексте времени; формы и характер адаптации, мотивы и результаты действия личности во многом определяются уровнем развития общества. Но эта заданность во многом изменяется под воздействием личности, способной пойти против устоявшихся традиций и норм данного общества, определенного коллектива и т.д. [14,102]
Структура общества (макросреда) — этот уровень позволяет выделить процесс социальной адаптации личности в контексте социально-экономического, политического и духовного развития общества. Выявление соотношений личности и общества позволит, например, органам социальной защиты населения выявить несовершенство социальной политики в какой-нибудь сфере жизнедеятельности и направить ее в необходимое русло.
Психологическая структура личности. Социальная структура личности
... развития способностей называется талантом. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и ...
Социальная группа (микросреда) — изучение этого процесса поможет вычленить причины, несовпадение интересов индивидуума с социальной группой (трудовой коллектив, семья и т.д.).
Поставить правильный социальный диагноз и решить назревшую проблему.
Индивидуальная (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции, и ее самооценки с позиции других индивидуумов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации или привести к конформистской позиции. [2,431]
Человек как социальный субъект принадлежит к определенной общественной структуре, которая задает различные формы, виды, стереотипы деятельности. Условия деятельности объективны, так как индивид действует в природной и социальной среде, однако результаты его деятельности персонифицированы и во многом уникальны, так как личность несет в себе творческое начало, нестандартность. Человек входит в широкую систему профессиональных, деловых и межличностных операций, которые позволяют ему адаптироваться в данном социуме. Система социальной адаптации включает в себе производственную, бытовую и досуговую адаптацию.
Производственная адаптация — в ходе трудовой деятельности личности развиваются такие качества, как трудовая активность, инициатива, компетентность и самостоятельность, совершенствуются профессиональные качества. Достижение высоких профессиональных качеств во многом позволяет человеку стать личностью, быть полноценно адаптированным в производственной среде. Здесь же решается проблема профессиональной адаптации, которая включает в себя два этапа: подготовительный и непосредственный. [1,28]
На подготовительном этапе важно учитывать биологические, физиологические и психологические элементы развития организма, способность его приспосабливаться к производственной среде и режиму труда. Важнейшим условием профессионального роста является система выявления способностей к будущей работе, учет призвания, мобильность, готовность к самотворчеству.
Основной этап адаптации к будущей профессии начинается непосредственно на производстве. Здесь многое зависит от роли наставника, морально-психологического климата коллектива, от активной позиции самого человека на производстве и т.д.
В целом производственная адаптация — важнейший фактор социальной адаптации, при котором в индивиде постоянно мобилизуются социально-психологические, биофизиологические стороны развития. И здесь широкое поле деятельности для социальных работников различных профилей, умеющих создать благоприятную атмосферу в раскрытии потенциальных возможностей человека.
Бытовая адаптация решает различные аспекты в формировании определенных навыков, установок, привычек, направленных к распорядку, традициям, существующим отношениям между людьми в коллективе, в группе вне связи со сферой производственной деятельности. Бытовая адаптация охватывает различные отношения, складывающиеся в семье, отношения с родственниками, соседями, знакомыми и т.д.
Идентификация как механизм адаптации к школьной жизни у первоклассников
... на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема адаптации младших школьников приобретает особое значение. С ... в отношении ре-бенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.Большинство детей старшего дошкольного ... справедливо утверждают, что если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии интеллектуальной готовности ...
Досуговая адаптация — предполагает формирование установок, способностей к удовлетворению эстетических переживаний, стремление к поддержанию здоровья, физического совершенства. Поддержка уважительных, товарищеских отношений с коллегами по работе, в быту является индикатором нормальной адаптированности. [1,26]
Таким образом, любой вид социальной адаптации личности требует не только определенных способностей индивида, но и хорошо организованной профессиональной работы со стороны органов социальной работы различного профиля, призванных помочь человеку на различных этапах его развития.
Так же, добавим, что современная стадия развития современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим, духовным и собственно социальным сторонам бытия. Отсюда возрастает роль социальных работников, различных служб помощи населению, призванных отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой благодаря своей профессиональной компетенции.
1.3 Основные проблемы социальной адаптации первокурсников
Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. Он является самым важным и сложным в нашем обществе. Так и студенты, войдя в новую роль чувствуют себя в ней совсем по-другому. Так же адаптационный период и его особенности существенно определяют и в дальнейшем морально-психологическое самочувствие первокурсников, их дисциплинированность, отношение к учебе, активность жизненной позиции. Выбор профессии влечет за собой возникновение перед подростками новых проблем, связанных с обучением в данном заведении, общением с однокурсниками, педагогами. Он вступает в новую социальную ситуацию развития сразу же при поступлении в учебное заведение. Эту ситуацию характеризуют не только новые коллективы, но и направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп. Необходимость этого выбора диктуется самой жизненной ситуацией, инициируется родителями и направляется учебным заведением. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностная ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. [11,129]
Изучая процесс адаптации студентов к обучению в высших учебных заведениях, можно выделить четыре аспекта: психофизиологический, социальный, педагогический, профессиональный.
1. Психофизиологический аспект адаптации связан с ломкой выработанного годами динамического стереотипа и формированием новых установок и навыков.
2. Социальный аспект затрагивает взаимодействие их со средой и привыканием к новому коллективу.
3. Педагогический аспект связан с особенностями приспособления студентов к новой системе обучения.
4. Профессиональный аспект затрагивает процесс включения студентов в социально-профессиональную группу, освоение ими условий будущей конкретной трудовой деятельности. Адаптация — приспособление. [6,49]
Адаптация — это приспособление организма и личности к характеру воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Это комплексный динамический процесс, обусловленный взаимодействием различных видов адаптаций: биологической (изменение в обмене веществ и функциях органов); физиологической (изменение во взаимодействии физиологических систем организма); психологической (изменение психологических процессов, состояний, образований и свойств); социальной (вхождение в новый коллектив).
Особенности социально–психологической адаптации и самоактуализации ...
... особенности социально - психологической адаптации и самоактуализации студентов, живущих с родителями, от студентов, живущих самостоятельно. Глава I. ... состояние, вечное и неизменное в своей основе. Социальные условия способны изменить лишь способы ее удовлетворения: ... процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием «жизнь»: немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не ...
[8,22]
Адаптация первокурсников — это сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально-психологической подготовки учащихся к обучению, спрогнозировать возможность их дальнейшего продвижения и развития. Различная обстановка по-разному влияет на поведение и психологическое состояние первокурсников. Одно поведение, одни чувства в обществе друзей, другое — в незнакомом коллективе, третье — на виду у преподавателей. Некоторые преподаватели о первокурсниках, только поступивших в ВУЗ, к сожалению, судят по первому впечатлению, забывая, что у каждого из них свой период адаптации. Необычная, новая обстановка, новые товарищи, незнакомые преподаватели, множество трудностей — все это может отрицательно воздействовать на психику первокурсника и сделать его на какой-то период пассивным, осторожным, или, наоборот, неуравновешенным, раздражительным. [18,70]
Адаптация к новым условиям проходит для одних спокойно, для других болезненно. И с этим нужно считаться преподавателю — воспитателю при изучении личностных качеств первокурсника. Становление личности первокурсника выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но и в выработке новых способов поведения, позволяющих справляться с трудностями и овладевать учебной и общественной деятельностью. Значительная часть первокурсников испытывает трудности в учебной деятельности. В связи с тем, что процесс становления личности в учебной деятельности существенно важен для первокурсника, выделим те трудности, которые вызваны условиями учебного заведения:
— изменения привычного ритма жизни;
— недостаток времени на самоподготовку, неумение правильно его распределить;
— разлука с родителями, родственниками;
— повышенная требовательность преподавателей;
— перегрузки учебной деятельности;
— сложность учебного материала;
— особенности нового коллектива;
— слабая специальная и общеобразовательная подготовка;
— особенности взаимоотношений в классе по специальности;
— отсутствие навыков общения и ведения дискуссии;
— отсутствие навыков учебной деятельности;
— специфичность учебного заведения.
Наибольшие трудности связаны с изменением привычного ритма жизни (уроки по расписанию могут начинаться и утром, и в середине дня, причем перерывы бывают по часу и более), недостатком времени на самоподготовку и его правильным использованием, а также разлукой с родителями. [16,13]
Содержание адаптации с психологической точки зрения можно разделить на 4 этапа:
1 этап — подготовительный, связанный с профессиональным самоопределением подростка и формирование начальной психологической базы для преодоления трудностей первого периода адаптации к обучению.
Особенности социально-психологической адаптации студентов первого ...
... адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи: 1. проанализировать процессы социальной адаптации ... в трудах отечественных и зарубежных психологов; 2. рассмотреть проблемы социально-психологической адаптации студентов обучающихся в вузе; ...
2 этап — ориентировочный, связанный с ориентацией и приспособлением подростка к общей специфике среднего специального учебного заведения, с усвоением действующих норм, правил и подчинением его требованиям.
3 этап — происходит приспособление учащихся к особенностям и требованиям, связанным с выбором специальности, а также к учебной группе.
4 этап — первокурсник за счет расширения понятия о профиле своей специальности формирует первичную самооценку правильности профессионального выбора и поведения в группе. [3,68]
Существенную роль в преодолении трудностей адаптации первокурсников на современном этапе должны сыграть преподаватель и психолого-педагогическая поддержка всего коллектива. Понимание ведущей роли обучения в развитии первокурсника имеет огромное значение. Содержание обучения должно способствовать более эффективному развитию личности, а это возможно лишь тогда, когда методы обучения и воспитания будут разрабатываться с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития, и при этом, не только опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения первокурсников, но и задавать перспективу их дальнейшего развития. [19,132]
Подводя итог, можно сказать, что эффективность обучения, а следовательно, и психического развития, зависит от того, насколько в методах преподавания акцентируется внимание на формирование у первокурсников умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребность в активном отношении к процессу обучения.
В заключение, возвращаясь, можно сказать, о том, что важнейшей задачей адаптационного процесса является проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Социологические исследования данной проблемы направлены на выявление факторов, способствующих формированию наиболее эффективной, активной формы социальной адаптации, на изучение тех элементов социальной политики, хозяйственного механизма и процесса демократизации общества, которые оказывают существенное влияние на эффективность социальной адаптации. Это способствует хорошей и качественной работе в каком-либо процессе.
2. Феномен социальной адаптации первокурсников к университетской жизни
2.1 Особенности адаптации студентов при поступлении в СахГУ
Первокурсник, живший в среднем и малом городе, селе, должен адаптироваться и к образу жизни в крупном городе. Для выпускников специализированных классов, гимназий, колледжей, где широко распространены многие вузовские формы организации учебного процесса, адаптация к ним протекает более легко. Для выпускников учреждений начального или среднего профессионального образования по профилю ВУЗа, адаптация к будущей профессии, специальности начинается до поступления в институт и потому, как правило, идет безболезненнее и быстрее. Многогранность адаптации связана и с неоднозначной социальной значимостью тех или иных компонентов социальной среды или протекающих в ней социальных процессов. Поэтому даже у конкретного первокурсника его адаптация к учебному процессу, к новым формам культурно — досуговой деятельности, к особенностям студенческой жизни (особенно — для проживающих в общежитии или на частной квартире), к новому коллективу (группы, специальности, факультета, института) будет идти разными темпами и завершаться неодновременно.
Адаптация студентов в процессе обучения в вузе
... эксперимент. 3. Выявить психологические проблемы адаптации студентов в процессе обучения в вузе Глава 1. Теоретические основы адаптации студентов в процессе обучения в вузе 1.1 Адаптация студентов в процессе обучения в вузе Адаптация -- вид взаимодействия личности или социальной ...
Лучше всего к поступлению в институт (и тем самым — к адаптации к студенческой жизни) готовят школы «нового типа» (гимназии, лицеи, специализированные классы).
Во многом это определяет и те тесные организационно-педагогические связи и взаимоотношения, которые сложились между этими школами и ВУЗами. [24,155]
У выпускников школ и выпускников колледжей свои «плюсы» и «минусы» — с точки зрения адаптации к студенческой жизни. У первых «плюсы» связаны с более высокой общеобразовательной подготовкой, но они и менее самостоятельны, для них оказывается наиболее сложным переход от более жесткого семейного и школьного контроля к более мягкому — вузовскому. Выпускники колледжей лучше школьников сориентированы на профессиональную деятельность (но этот «плюс» на 1-2 курсах, где изучаются в основном общеобразовательные предметы, сказывается крайне незначительно), они более самостоятельны. Но они особенно нуждаются в помощи и поддержке в учебе. Слишком сказываются на младших курсах недостатки в их общеобразовательной подготовке. [9,305]
Существует внутренняя и внешняя мотивации поступления в данный вуз.
Внутренняя мотивация — ориентация на собственные побуждения, стремления, высокой степенью самостоятельности выбора, незначительным влиянием среды. К внутренней мотивации относятся следующие мотивы: интерес к профессии; наличие способностей в этой области; влияние учебы в специализированном классе, техникуме, лицее; семейная традиция, родители; советы учителей, специалистов по профориентации. [12,57]
Внешняя мотивация — это стимулы извне, влияние среды, отсутствие собственных ценностных ориентиров при выборе ВУЗа или специальности. К внешней, статусной, мотивации относятся следующие мотивы: перспектива найти хорошую работу после ВУЗа; престиж ВУЗа, нежелание идти в армию; продление беззаботного периода жизни; желание получить диплом. [12,54]
Внутренние и внешние мотивы могут быть содержательными и статусными.
В содержательной мотивации основным мотиватором выступает само содержание, характер выбираемой специальности или будущей профессии.
Статусная мотивация предполагает выраженную социальную ориентацию, когда студент ориентирован на престиж, на повышение или сохранение социального статуса и т.д. [5,191]
Важным фактором социального расслоения студенчества, а потому — фактором, способствующим (или препятствующим) успешной социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни, является территориальный фактор — место жительства абитуриента до поступления в ВУЗ. Существует понятная тенденция — чем крупнее город, не говоря уже об областном центре, тем для его жителя — успешного абитуриента ВУЗа адаптация к студенческой жизни оказывается более простой и менее длительной.
Ещё, важными студенческими проблемами являются: недостаток свободного времени; перегруженность учебными занятиями, неудобное расписание; недостаток внимания со стороны декана, кураторов; недостаточный уровень до вузовской подготовки; неумение организовать себя, нехватка материальных средств; отсутствие привычного круга общения; невозможность найти занятие по душе, интересное дело; низкая техническая оснащенность аудиторий, лабораторий; плохие санитарно — гигиенические условия; сложности в привыкании к новой обстановке, к новым людям.
Так же трудности у первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной в ВУЗе. Этот переход требует определенных навыков: быстрое конспектирование, самостоятельный поиск нужной информации, без которых у первокурсника катастрофически не хватает свободного времени. [20,5]
Необходимо отметить, что неумение организовать себя в условиях отсутствия ежедневной проверки знаний и систематического контроля посещаемости в ВУЗе является для первокурсников серьезной проблемой. Равноценной проблемой, особенно для иногородних, является неумение распределять и тратить деньги. [28,44]
Исходя из вышесказанного, можно выделить несколько основных проблем, таких, как: изменение места проживания, необходимость быть самостоятельным, новые, незнакомые люди, не всегда соответствующие ожиданиям индивида, новая роль.
2.2 Студенческий совет как средство адаптации первокурсников
первокурсник адаптация социальный студент
Студенческий Совет Сахалинского государственного университета (далее — Студсовет) — это орган общественной самодеятельности, созданный обучающимися в Сахалинском Государственном Университете (далее — СахГУ) для реализации целей, направленных на решение вопросов жизнедеятельности студенческой молодежи, развитие ее социальной активности и поддержку социальных инициатив. Студсовет осуществляет свою деятельность на всей территории Сахалинской области и распространяет ее на всех обучающихся в СахГУ.
Целями Студсовета являются:
— формирование гражданской культуры, активной позиции обучающихся в СахГУ, их социальной зрелости, ответственности, способности к самоорганизации;
— совместная с преподавательским составом СахГУ оценка качества образовательного процесса;
— формирование у обучающихся в СахГУ знаний, умений, навыков самоуправления. [33]
Задачами Студсовета являются:
— представление и защита прав, законных интересов обучающихся в СахГУ в органах управления институтов (факультетов), общежитий СахГУ, а также органах управления СахГУ;
— обеспечение реализации прав обучающихся в СахГУ на участие в студенческом самоуправлении СахГУ;
— содействие студентам СахГУ в решении образовательных, социально-бытовых и прочих вопросов, затрагивающих их интересы;
— создание условий для развития чувства национальной гордости, социальной ответственности студентов, участия в решении актуальных проблем российского общества;
— содействие органам управления СахГУ в организации воспитательного процесса, досуга и быта обучающихся, в пропаганде здорового образа жизни;
— выработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся в СахГУ;
— содействие структурным подразделениям СахГУ в проведении ими мероприятий; [33]
Для реализации уставных целей и задач Студсовет самостоятельно или совместно с иными общественными объединениями, учреждениями, предприятиями и организациями проводит, организует и (или) оказывает помощь органам управления СахГУ и его структурным подразделениям в организации и (или) проведении: лекций, семинаров, викторин, выставок, спортивных, благотворительных, культурно-массовых, военно-патриотических и иных мероприятий.
Так же и в социальной адаптации студентов Студсовет играет свою значимую роль. При ежегодной волне абитуриентов, Студенческий совет готовится к встрече с ними, готовит различные тренинги, в основном это тренинги командообразования. Данные социально-психологические игры, направлены на упрочение дружеских связей и связей взаимопомощи и взаимодействия студентов. Ведь всем известно, что пройденное какое-либо задание или испытание группой людей, в которой все малознакомы между собою, обычно приводит к дальнейшему сплочению. Обычно подобные тренинги проходят несколько дней, а то и неделю, такая длинная процедура делается для того, чтобы достичь ожидаемого эффекта. Обычно всё мероприятие заканчивается вознаграждением, а именно, огромными пирогами, приготовленными специально для новоиспеченных. Это делается уже по традиции, чтобы первокурсник понимал, что его рады видеть в стенах СахГУ.
Стремительно возрастает тенденция к самодостаточности, и самоуважению среди студентов. Это приводит к мысли, что взаимодействия преподаватель — студент, должны строиться таким образом, чтобы студенты ощущали себя коллегами в процессе обучения. В поле зрения оказывается проблема самореализации, самосовершенствования, на которую обращают внимание студенты — первокурсники. Если студент по тем или иным причинам оказывается вынужденным заниматься тем, к чему нет склонности и способностей, тогда процесс обучения и адаптации к нему не может быть эффективным, и будет способствовать социальному дискомфорту. [33]
Для предотвращения таких последствий, Студенческий Совет организует для первокурсников массу мероприятий, одним из которых является Школа «Лидера СахГУ». Школа студенческого актива «Лидер СахГУ» Сахалинского государственного университета — это общественная организация, деятельность которой заключается в подготовке и проведении мероприятий по развитию коммуникативных и организационных качеств первокурсников, укреплению и развитию самоуправления в СахГУ, формированию актива студентов для дальнейшей эффективной и плодотворной работы в студенческих советах институтов и факультетов.
В задачи Школы входит укрепление корпоративной культуры СахГУ, раскрытие творческого потенциала и развитие лидерских качеств у студентов-первокурсников СахГУ. Развитие коммуникативных и организационных навыков у первокурсников СахГУ. Развитие навыков проведения научно-исследовательских работ. Обучение студентов-первокурсников основам проектной деятельности, студенческого самоуправления. [33]
Данная Школа способствует привлечению первокурсников в студенческое научное общество, стимулирует занятие студентов творческой и другой внеучебной деятельностью.
Проведение Школы студенческого актива СахГУ будет выгодным мероприятием для университета, так как позволит комплексно способствовать решению ряда проблем студенчества.
Таким образом, Студенческий Совет даёт первокурсникам многое, а главное верить в свои силы и возможности. Это влияет на появление тенденции в необходимости выработки таких качеств студентов как настойчивость, лидерство, стремление главенствовать, быть первым, стремлением занять в будущем высокие статусные позиции.
Обобщив все вышесказанное можно сделать вывод, что с каждым днём индивидам становится всё труднее видеть себя в новой роли и приспосабливаться к чуждому для себя окружению. Так и студентам, поступившим в ВУЗ трудно адаптироваться в новой среде. Для этого Сахалинский Государственный Университет, а конкретно Студенческий Совет СахГУ нашёл решение данной проблеме. А именно, организация специальных тренингов под названием «квест игра», которые способствуют быстрой и эффективной адаптации студентов. Так же стоит добавить, что СахГУ находится на высоком уровне в подготовке первокурсников к студенческой жизни. С каждым разом этот уровень становится всё выше и лучше.
Заключение
Подводя итог, можно напомнить, что адаптация — приспособление организмов к изменяющимся условиям существования. Что для индивида является сложной и важной проблемой.
Решение данной проблемы осложняется, с одной стороны, отсутствием единого подхода к определению самого понятия «адаптация студентов», с другой стороны, отсутствием четких механизмов регулирования и управления данным процессом. Таким образом, основная проблема адаптации исходит из объективно существующего противоречия между необходимостью быстрой и успешной адаптации студентов к вузовскому обучению и отсутствием теоретического обоснования условий, необходимых для эффективности данного процесса.
Теоретический анализ позволяет нам:
— выявить сущность процесса адаптации студентов к вузовскому обучению, его структурные компоненты;
— выделить в качестве главного фактора, влияющего на эффективность адаптационного процесса дифференцированное обучение;
— определить педагогические условия, способствующие успешности применения дифференцированного обучения на начальном этапе обучения в вузе.
Итак, мы понимаем адаптацию как объективный, динамический, целостный процесс установления соответствия между наличными и требуемыми уровнями обученности, стилей общения, режима деятельности в новых условиях обучения в вузе.
Структура данного процесса представлена в виде следующих компонентов:
— психолого-дидактического, связанного с организацией учебного процесса в вузе;
— бытового, связанного с новыми условиями быта, новыми формами использования свободного времени;
— социального, связанного с установлением и поддержанием определенного социального статуса в новом коллективе;
— экономического, связанного с самостоятельностью в распоряжении финансовых средств, созданием собственной семьи.
Как известно, многие студенты выделяют организацию учебного процесса в качестве главной трудности адаптации к вузовскому обучению. Это обусловило необходимость специального анализа данного компонента. В определении психолого-дидактического компонента мы придерживаемся личностно-деятельностного подхода, что позволяет нам сделать два важных вывода:
1. Трудности адаптации находятся не в самом студенте, поэтому сущность адаптации рассматривается не как приспособление студентов к вузовскому обучению, а как «приспособление» вузовской среды к конкретному студенту. Другими словами, можно лишь создавать условия для успешного протекания данного процесса.
2. Эффективная адаптация возможна только в результате активного взаимодействия преподавателей и студентов при доминировании субъект-объект-субъектных отношений, когда предмет усвоения (объект) служит посредником реализации равноправных межсубъектных отношений;
Исходя из того, что стихийный процесс адаптации ведет к отсеву далеко не самых слабых студентов, снижению интереса к учебе, низкому уровню знаний и умений студентов, возникает необходимость управления данным процессом через оптимальную организацию учебного процесса на начальном этапе обучения в ВУЗе. В исследовании доказано, что дифференцированное обучение, являясь одним из факторов эффективности адаптационного процесса, способствует учебной успешности, моральной удовлетворенности, адекватности личностных качеств новых условий обучения в ВУЗе.
Список литературы
1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям обучения в ВУЗе / Человек и общество. — М.: Аспект Пресса, 2000 -235 с.
2. Гвишиани Д.М. Лапина Н.И. Краткий словарь по социологии / М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
3. Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения: опыт и теоретические и экспериментальные психологические исследования М.: Педагогика, 2002 — С. 325
4. Долженко О.В., Шатуновский B.Л. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. М.: Высшая школа, 2004 — 479 с.
5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: — Наука, — 2005 — 325 с.
6. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом ВУЗе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками. М.: Гелеос, 2000 — 339 с.
7. Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 2007, — 534 с.
8. Лехина И.В. Словарь иностранных снов. Изд.6-ое, М.: Советская Энциклопедия, — 1964. — 784 с.
9. Лисовский В.Т. Современное студенчество: социологические очерки. — М.: Высшая школа, 1999. -495 с.
10. Мудрик, А.В. Социализация человека: учеб. пособие / Мудрик, А.В.М.: Академия, 2004. с. 410
11. Орлов А.Н. Управление учебно-воспитательным процессом в высшем педагогическом учебном заведении. Алма-Ата: Мектеп, — 2001 — 220 с.
12. Павленок П.Д. Краткий словарь по социологии М.: ИНФРА -2000 — 270 с.
13. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд. — М.: Прометей, Юрайт, 1998.-511c.
14. Шекова Е.А. Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества: Материалы вторых Мильнеровских чтений (Москва, декабрь, 1998)/ГУ ВШЭ. — ., 1999.-278 с.
15. Абдуллина О.А. Демократизация образования и подготовки специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России — М.: Карапуз — 1999 — №1 — С. 12-15
16. Бабахан Ю.С. Самооценка студента как показатель его учебной адаптации / Психологические и социально-психологические особенности адаптации студентов. Ереван: Стампа — С. 12-16
17. Барлас Т.В. Особенности социально-психологической адаптации при психосоматических и невротических нарушениях // Психол. журнал. — М.: Владос — 1994. — №6. — С. 116-118.
18. Бударный А.А. Индивидуальный подход в обучении // Советская педогогика. М.: МГУ — 1990 — №7 — С. 70-71.
19. Гапонова С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения // Психол. Журнал. М.: АСОПиР — 2003., №3. — С. 131-133.
20. Гришанов Л.К., Цуркан В.Д. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе: Сб.ст. Кишинев: Штиинца, 1999-С. 3-6
21. Делеу М.В. Некоторые особенности проявления личностных свойств студентов-первокурсников в условиях адаптации к ВУЗу / Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в ВУЗе: Сб.ст. Кишинев: Штиинца, 1999 — С. 29-32
22. Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности // М.: Вестник. — 2005 — №6. — С. 59-62.
23. Кадочкина В.Е. О понятии «адаптации студентов в ВУЗе» / Оптимизация процесса формирования личности студента. Межвуз. Сб. ст. Куйбышев: 2005 — С. 83-85
24. Кармадонов, О.А. Социальная адаптация в межпоколенческой перспективе: на примере ин-та образования / О.А. Кармадонов // Социально-гумунитарные знания. СПб.: СпецЛит — 2007. — №6.-С. 155-156.
25. Кувшинов Н. Проблема активизации познавательной деятельности и умственное воспитание студентов / Активизация учебного процесса в педагогическом вузе. сб. ст. Челябинск: Аркаим — 2001 — С. 21 — 23.
26. Лондаджим Т. Специфика социологического изучения социальной адаптации / Т. Лондаджим // Личность. Культура. Общество. М.: Гнозис -2010 // , Вып. 1.-с. 261-265
27. Морозова З.С. Социальная адаптация, как общественное явление и социологическая категория / З.С. Морозова // Социально-гуманитарные знания — М.: Знание — 2009. — №1. — С. 362-368
28. Некипелов Н.И., Кухлова Г.Г. Модель срочных адаптационных реакций и ее применение для оценки работоспособности студентов // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. — Иркутск, 2003. — С. 43-45.
29. Ростовцева, М.В. Формирование адаптивности, как отношения личности и общества в процессе социализации студенчества / М.В. Ростовцева // Вестник развития науки и образования. — СПб.: Евразия — 2009. — №5. — С. 59-61
30. Терещенко А.Г. Изменение особенностей психических процессов у студентов в связи с адаптацией к учебной деятельности / Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск: Изд-во: Иркутск — 2003 — С. 83-84
31. Шадрикова В.Д. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, — 2002 — С. 83-85
Размещено на